Научная статья на тему 'СОДЕЙСТВИЕ ЗАНЯТОСТИ ИНВАЛИДОВ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ'

СОДЕЙСТВИЕ ЗАНЯТОСТИ ИНВАЛИДОВ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1017
187
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВАЛИД / РЕАБИЛИТАЦИЯ / АДАПТАЦИЯ / ЗАНЯТОСТЬ / РЫНОК ТРУДА / ФОРМЫ ЗАНЯТОСТИ / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ КАПИТАЛ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Фадин Никита Игоревич

Актуальность исследования обусловлена важностью качества, объема, доступности и гарантированности мер социальной поддержки для стабилизации и развития физиологического капитала у инвалидов трудоспособного возраста, а также содействия их занятости, в т. ч. в сложных социально-экономических условиях, в частности, вызванных пандемией и другими масштабными негативными факторами. Цель исследования: сформулировать ряд предложений по совершенствованию механизма восстановления физиологического капитала у трудоспособных инвалидов и содействию их занятости. Научная новизна состоит в акценте на отсутствии важных компонентов в механизмах, инструментов и структур, применяемых в настоящий момент в государственных федеральных и региональных программах, включая нормативные документы способствующие оказанию помощи в трудоустройстве лиц с инвалидностью. Методами исследования выступают: анализ, систематизация, структурирование и организационное моделирование административного процесса в содействии занятости инвалидов. Предмет: валидность гарантии и объема мер в реабилитации, в социально-трудовых и организационно-правовых отношениях, предусмотренных в национальных и региональных проектах. Задачи: проанализировать данные официальной статистики последних лет, отражающие занятость инвалидов трудоспособного возраста, включая научные и публицистические работы в доступных информационных ресурсах по данной тематике и коррелирующих с ними. Объект: механизмы реабилитации и содействия занятости инвалидов. В ходе исследования были сделаны следующие выводы: необходимость в доработке действующих государственных программ в части содействия занятости инвалидов на базе комплексных направлений, таких как: «трудовая реабилитация инвалидов», утверждение «Общероссийского гарантированного стандарта (регламента) реабилитационных услуг инвалидам трудоспособного возраста на базе нозологического подхода». Выделен компонент «физиологический капитал» как основополагающей базы развития человеческого капитала и представлено авторское определение данного термина. Обосновано создание в структуре региональных служб занятости «Агентства занятости инвалидов» и «Персональной интерактивной дорожной карты занятости инвалидов». Соответственно, предложенные подходы помогут поэтапно и адресно оказать помощь в комплексной реабилитации лиц с инвалидностью на активно развивающимся рынке труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Фадин Никита Игоревич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FACILITATING EMPLOYMENT FOR PEOPLE WITH DISABILITIES: CURRENT CHALLENGES AND SOLUTIONS

The relevance of the study is due to the importance of the quality, volume, accessibility, and guarantee of social support measures for the stabilization and development of physiological capital in people with disabilities of working age, as well as facilitating their employment, including in difficult socio-economic conditions, in particular, those caused by the pandemic and other significant negative factors. The aim of the study is to put forward proposals for improving the mechanism for restoring physiological capital in disabled people capable of working and facilitating their employment. The scientific novelty consists in focusing on the absence of important components in the mechanisms, tools and structures currently used in state federal and regional programs, including in regulatory documents that facilitate the employment opportunities for disabled people. The research methods include analysis, systematization, structuring, and organizational modeling of the management process in facilitating employment for people with disabilities. The subject of the research is the period of validity of the guarantee and the scope of measures in rehabilitation, in social, labor and organizational-legal relations provided for in national and regional projects. The research tasks are to analyze the data of official statistics of recent years, reflecting the employment of people with disabilities of working age, including publicly available scientific and journalistic publications on the topic and correlating with them. The object of the study is the mechanisms for rehabilitation and facilitation of employment for disabled people. The author concludes that it is to revise existing state programs in facilitating employment opportunities for people with disabilities on the basis of integrated areas, such as “labor rehabilitation of people with disabilities”, approval of the “All-Russian guaranteed standard (regulation) of rehabilitation services for people with disabilities of working age for the nosological approach ". The component “physiological capital” is singled out as a fundamental basis for the development of human capital and the author's definition of this term is presented. The author substantiates the creation of the “Employment Agency for Disabled People” and the “Personal Interactive Roadmap for the Employment of Disabled People” in the structure of regional employment services. Accordingly, the proposed approaches will help step-by-step and targeted assistance in providing comprehensive rehabilitation of people with disabilities in an actively developing labor market.

Текст научной работы на тему «СОДЕЙСТВИЕ ЗАНЯТОСТИ ИНВАЛИДОВ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ»

ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ

DOI: 10.34022/2658-3712-2022-48-3-94-104 УДК 331.5; 338.2 ^ Ш; ^8; J42; Л4

СОДЕЙСТВИЕ ЗАНЯТОСТИ ИНВАЛИДОВ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

Н.И. Фадин

ГБУ «Научно-практический реабилитационный центр» Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы, Россия

АННОТАЦИЯ

Актуальность исследования обусловлена важностью качества, объема, доступности и гарантированности мер социальной поддержки для стабилизации и развития физиологического капитала у инвалидов трудоспособного возраста, а также содействия их занятости, в т. ч. в сложных социально-экономических условиях, в частности, вызванных пандемией и другими масштабными негативными факторами.

Цель исследования: сформулировать ряд предложений по совершенствованию механизма восстановления физиологического капитала у трудоспособных инвалидов и содействию их занятости.

Научная новизна состоит в акценте на отсутствии важных компонентов в механизмах, инструментов и структур, применяемых в настоящий момент в государственных федеральных и региональных программах, включая нормативные документы способствующие оказанию помощи в трудоустройстве лиц с инвалидностью. Методами исследования выступают: анализ, систематизация, структурирование и организационное моделирование административного процесса в содействии занятости инвалидов. Предмет: валидность гарантии и объема мер в реабилитации, в социально-трудовых и организационно-правовых отношениях, предусмотренных в национальных и региональных проектах. Задачи: проанализировать данные официальной статистики последних лет, отражающие занятость инвалидов трудоспособного возраста, включая научные и публицистические работы в доступных информационных ресурсах по данной тематике и коррелирующих с ними. Объект: механизмы реабилитации и содействия занятости инвалидов.

В ходе исследования были сделаны следующие выводы: необходимость в доработке действующих государственных программ в части содействия занятости инвалидов на базе комплексных направлений, таких как: «трудовая реабилитация инвалидов», утверждение «Общероссийского гарантированного стандарта (регламента) реабилитационных услуг инвалидам трудоспособного возраста на базе нозологического подхода». Выделен компонент «физиологический капитал» как основополагающей базы развития человеческого капитала и представлено авторское определение данного термина. Обосновано создание в структуре региональных служб занятости «Агентства занятости инвалидов» и «Персональной интерактивной дорожной карты занятости инвалидов». Соответственно, предложенные подходы помогут поэтапно и адресно оказать помощь в комплексной реабилитации лиц с инвалидностью на активно развивающимся рынке труда.

Ключевые слова: инвалид; реабилитация; адаптация; занятость; рынок труда; формы занятости; человеческий капитал; физиологический капитал.

Для цитирования: Фадин Н.И. Содействие занятости инвалидам: актуальные проблемы и пути их решения. Социально-трудовые исследования. 2022;48(3):94-104. DOI: 10.34022/2658-3712-2022-48-3-94-104.

ORIGINAL PAPER

FACILITATING EMPLOYMENT FOR PEOPLE WITH DISABILITIES: CURRENT CHALLENGES AND SOLUTIONS

Nikita I. Fadin

State Budgetary Institution of the city of Moscow "Scientific and practical Rehabilitation Center" Department of Labor and Social Protection of the Population of the City of Moscow, Russia

ABSTRACT

The relevance of the study is due to the importance of the quality, volume, accessibility, and guarantee of social support measures for the stabilization and development of physiological capital in people with disabilities of working age, as well as facilitating their employment, including in difficult socio-economic conditions, in particular, those caused by the pandemic and other significant negative factors. The aim of the study is to put forward proposals for improving the mechanism for restoring physiological capital in disabled people capable of working and facilitating their employment. The scientific novelty consists in focusing on the absence of important components in the mechanisms, tools and structures currently used in state federal and regional programs, including in regulatory documents that facilitate the employment opportunities for disabled people. The research methods include analysis,

© Фадин Н.И., 2022

systematization, structuring, and organizational modeling of the management process in facilitating employment for people with disabilities. The subject of the research is the period of validity of the guarantee and the scope of measures in rehabilitation, in social, labor and organizational-legal relations provided for in national and regional projects. The research tasks are to analyze the data of official statistics of recent years, reflecting the employment of people with disabilities of working age, including publicly available scientific and journalistic publications on the topic and correlating with them. The object of the study is the mechanisms for rehabilitation and facilitation of employment for disabled people.

The author concludes that it is to revise existing state programs in facilitating employment opportunities for people with disabilities on the basis of integrated areas, such as "labor rehabilitation of people with disabilities", approval of the "All-Russian guaranteed standard (regulation) of rehabilitation services for people with disabilities of working age for the nosological approach ". The component "physiological capital" is singled out as a fundamental basis for the development of human capital and the author's definition of this term is presented. The author substantiates the creation of the "Employment Agency for Disabled People" and the "Personal Interactive Roadmap for the Employment of Disabled People" in the structure of regional employment services. Accordingly, the proposed approaches will help step-by-step and targeted assistance in providing comprehensive rehabilitation of people with disabilities in an actively developing labor market.

Keywords: disabled person; rehabilitation; adaptation; employment; labor market; forms of employment; human capital; physiological capital.

Для цитирования: Fadin N.I. Facilitating employment for people with disabilities: Current challenges and solutions. Social and labor research. 2022;48(3):94-104. DOI: 10.34022/2658-3712-2022-48-3-94-104.

ВВЕДЕНИЕ

На фоне роста инвалидизации населения в развитых странах в последние годы, в России наблюдается ее снижение (табл. 1). Однако это не снижает остроты существующих в стране социально-экономических проблем, связанных с жизнеобеспечением инвалидов трудоспособного возраста, включая их трудовую реабилитацию на базе максимально возможного восстановления физиологического капитала и последующей занятости. С сожалением приходится констатировать, что проблема трудоустройства инвалидов обострилась из-за начавшейся в 2020 г. пандемии коронавируса (табл. 2), спровоцировавшую сокращение числа рабочих мест. А учитывая прогнозы специалистов о росте числа инвалидов (по оценкам большинства экспертов ВОЗ, ООН1, МОТ2, Министерства здравоохранения РФ влияние вируса COVID-19 на организм людей с физическими и ментальными нарушениями может усугубить состояние здоровья вплоть до инвалидизации либо повышения степени уже имеющейся инвалидности) и, соответственно, увеличении спроса на рабочие места для них, существует острая потребность в модернизации процесса реабилитации инвалидов в целом и, в частности, - трудовой реабилитации [1].

Справедливо заметить, что в последнее десятилетие в России осуществлен серьезный политический и социальный прорыв по расширению прав инвалидов и гарантированных им государственных услуг. Триггером данного про-

1 Организации объединенных наций (ООН) [Электронный ресурс] URL: https://www.un.org/sites/un2.un.org/files/russian_disability_brief.pdf (дата обращения 20.05.2022).

2 Международная организация труда рассказала о влиянии пандемии на занятость [Электронный ресурс] РИА Новости: https://ria. ru/20211027/covid-19-1756511559.html (дата обращения 20.05.2022).

цесса стала ратификация Конвенции ООН о правах инвалидов (Федеральный закон № 46 ФЗ от 3 мая 2012 г.3). В соответствии со ст. 15 Конституции РФ Конвенция стала частью российского законодательства4 и повлекла внесение изменений и поправок в более чем 30 федеральных законов.

Конвенция предусматривает, что государства-участники должны предпринимать все надлежащие меры (в т. ч. законодательные) для обеспечения достаточного жизненного уровня инвалидов и их социальной защиты, среди которых:

• освоения инвалидами жизненных и социальных навыков;

• установления благоприятных условий на

рынке труда;

• реабилитации и т.д.

В рамках Конвенции, в России с января 2017 г. осуществляется формирование и ведение ФГИС Федерального реестра инвалидов (далее - ФРИ), в том числе, как общегосударственного механизма персонифицированной оценки эффективности реабилитации инвалидов5. В реестре содержатся сведения, находящиеся в информационных системах федеральных структур,

3 Документ о ратификации Конвенции о правах инвалидов от 3 мая 2012 г. № 46-ФЗ [принят ГД РФ 25 апреля 2012 г.] [Электронный ресурс]. ГАРАНТ. URL: http://base.garant.ru/70170066/ (дата обращения 20.05.2022).

4 Конституция Российской Федерации от 25.12.1993 (в ред. от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) [Электронная версия] «Консультант-Плюс». URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения 20.05.2022).

5 Распоряжение Правительства РФ № 1506-р от 16 июля 2016 г. «Об ут-

верждении Концепции создания, ведения и использования федеральной государственной информационной системы «Федеральный реестр инвалидов» и плана мероприятий по реализации Концепции создания, ведения и использования федерального государственной информационной системы «Федеральный реестр инвалидов». [Электронный ресурс] Government.ru.URL: http://government.ru/media/files/5AYjfCOqnCi v6xfZlLFyewgVDdzO1Gnt.pdf (дата обращения 20.05.2022).

работающих с инвалидами по различным направлениям. Оператором реестра является Пенсионный фонд России.

Создание единого информационного ресурса позволяет как самим инвалидам, так и различным заинтересованным ведомствам и организациям пользоваться достоверными и актуальными сведениями.

Необходимо отметить и успешно реализуемую с 2011 г. и продленную до 2025 г. Государственную программу «Доступная среда», являющуюся эффективно работающим инструментом в повышении социально-экономического положения инвалидов6.

В числе значительного комплекса программных мероприятий по различным направлениям работы с инвалидами, предусмотрено:

• увеличение до 51,7 % к 2025 г. доли занятых инвалидов в общей численности инвалидов трудоспособного возраста;

• продолжение работы по переводу услуг для инвалидов в проактивный формат, развитие новых форм межведомственного взаимодействия, проведение анализа лучших региональных практик по дистанционным формам работы с инвалидами, которые использовались в период пандемии, с целью их постоянного применения и т.д.

Вопросы реабилитации и занятости инвалидов находятся сегодня на передовой социальной и экономической наук. Большое научное и практическое значение имеют работы Храпылиной Л.П., Назаровой У.А., Федченко А.А., Фирсовой Ю.А., Гонтмахера Е.Ш., Старобиной Е.М., результаты исследований которых связаны с определением реабилитационного потенциала инвалида в практике медико-социальной экспертизы; особенностями влияния пандемии на жизнь инвалидов, включая их социальную активность; современными проблемами инклюзии в период урбанизации; развитием социальной политики, социального партнерства в части занятости инвалидов.

Исследуемые направления, на наш взгляд, весьма важны, так как предопределяют вектор дальнейшего движения государства в развитии и становлении социально-ориентированной траектории в части реабилитации, социализации и адаптации инвалидов во всех сферах жизнедеятельности, включая занятость, как равноправных членов общества [2].

6 Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» [Электронный ресурс] Министерство труда России // URL: https:// mintrud.gov.ru/docs/mintrud/handicapped/1357 (дата обращения: 22.05.2022)

ПОЛОЖЕНИЕ ИНВАЛИДОВ НА РЫНКЕ ТРУДА

Анализируя статус лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) на рынке труда, нельзя обойти вызов, брошенный всей социально-экономической и нормативно-правовой системе Российской Федерации в период пандемии, ее экономических последствий, а также санкциями недружественных стран.

Данные обстоятельства вызвали необходимость аккумулирования всех ресурсов страны, включая нормативно-правовые, финансовые и человеческие. Одним из важных направлений в деятельности власти - стабилизация рынка труда. Так, для минимизации обвала рынка и замедления экономики страны для крупных предприятий, малого и среднего бизнеса введены налоговые каникулы (2020-2022 гг.). Для сокращения числа закрытия действующих и стимулирования открытия новых коммерческих организаций, компаний расширены полномочия фондов финансовой поддержки 7' 8' 9, в числе первоочередных задач которых - снижение безработицы, развитие отечественных производств и технологий.

Безусловно, все эти проблемы не обошли стороной и рынок труда инвалидов, о чем свидетельствуют данные динамики занятости инвалидов по состоянию на февраль 2022 г. (табл. 1)10. О снижении занятости (не очень большом) говорит количество работающих инвалидов (без учета детей инвалидов) на дату выгрузки по федеральному информационному ресурсу - ФРИ. Этими же цифрами (1 110 тыс.) апеллирует заместитель министра труда и социальной защиты РФ А.В. Во-вченко11.

Сократилось трудоустройство инвалидов, обратившихся в службы занятости с 57 % в 2019 г. до 47 % в 2021 г., в т. ч. с 8 % до 6,2% на квотирован ные рабочие места, при том, что общая чис-

7 Малому бизнесу из ряда отраслей продлят срок уплаты налога по упрощенной системе [Электронный ресурс] Российская Газета // URL : https:// rg.ru/2022/03/23/malomu-biznesu-iz-riada-otraslej-prodliat-srok-uplaty-naloga-po-uproshchennoj-sisteme.html (дата обращения: 20.05.2022).

8 Мишустин продлил отсрочку по налоговым и страховым взносам до конца года [Электронный ресурс] Российская газета // URL: https://rg.ru/2020/11/12/mishustin-prodlil-otsrochku-po-nalogovym-i-strahovym-vznosam-do-konca-goda.html (дата обращения: 20.05.2022).

9 Правительство утвердило перечень отраслей для предоставления кредитных каникул малому и среднему бизнесу [Электронный ресурс] МСП // URL: https://мсп.рф/services/news/detail/pravitelstvo-utverdilo-perechen-otrasley-dlya-predostavleniya-kreditnykh-kanikul-malomu-i-srednemu-b/ (дата обращения: 20.05.2022).

10 ФГИС «Федеральный реестр инвалидов» [Электронный ресурс] URL: https://sfri.ru/postavshchikam (дата обращения: 21.05.2022).

11 Доля трудоустроенных граждан с инвалидностью по итогам 2021 года составила 25,5% [Электронный ресурс] Рамблер URL: https:// news.rambler.ru/sociology/48427825-dolya-trudoustroennyh-grazhdan-s-invalidnostyu-po-itogam-2021-goda-sostavila-25-5/ (дата обращения: 05.06.2022).

Таблица 1 / Table 1

Сводная таблица численности инвалидов в трудоспособном возрасте в Российской Федерации, без учета детей инвалидов, по годам с момента ввода ФРИ* / Summary table of the number of disabled people of working age in the Russian Federation, excluding disabled children, by year since the introduction of the Federal Register of Disabled Persons

Показатели / Indicators Всего / Total 2017 2018 2019 2020 2021 2022

11 619 542 11 426 017 11 331 877 11 18 8216 10 844 254 10 519 0541

Численность инвалидов, всего* 1 группа 1 491 810 1 459 275 1 443 279 1 433 861 1 347 553 1 279 663

2 группа 5 715 297 5 517 366 5 365 545 5 185 549 4 929 399 4 699 300

3 группа 4 412 435 4 449 376 4 523 053 4 568 806 4 567 302 4 540 091

Численность инвалидов в трудоспособном возрасте, чел. Всего 3 560 643 3 486 591 3 455 854 3 848 164 4 351 953 4 316 984

Работающие 927 165 918 702 923 200 1 013 294 1 110 593 1 098 727

Не работающие 2 633 478 2 567 889 2 532 654 2 834 870 3 241 360 3 218 257

Численность работающих / не работающих инвалидов, по группам соответственно 1 группа 20 866 22 211 25 299 28 312 32 130 **

410 753 405 827 405 829 442 164 481 565 **

2 группа 287 015 282 603 284 116 310 775 342 433 **

1 228 055 1 187 367 1 163 175 1 275 847 1 393 229 **

3 группа 619 284 613 888 613 785 674 207 735 454 **

994 670 974 695 963 650 1 116 859 1 266 496 **

* данные таблицы сведены к минимуму и взят февраль месяц каждого года (период выгрузки данных), без учета детей инвалидов.

** численность лиц с инвалидностью в разрезе субъектов работающие и не работающие, за 2022 год на сайте ФГИС «ФРИ» отсутствует. С учетом регламента подведения итогов года выгрузка будет осуществлена в начале 2023 года.

Источник/Source: составлен автором на базе открытых данных с сайта ФГИС «Федеральный реестра инвалидов» / compiled by the author based on the open data from the Federal Register of Disabled Persons.

Важный комментарий: В 2014-2017 гг. в общую численность инвалидов включаются лица, состоящие на учете и получающие пенсию в системе Пенсионного фонда Российской Федерации, Министерстве обороны Российской Федерации, Министерстве внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службе безопасности Российской Федерации, Федеральной службе исполнения наказаний Минюста России, начиная с 2017 г. — с учетом лиц, состоящих на учете в системе Следственного комитета Российской Федерации и Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

Таблица 2/ Table 2

Сводная таблица данных по числу инвалидов обратившиеся в службы занятости по Российской Федерации в поиске подходящей работы и трудоустроенных, включая на квотируемые рабочие места (по сведениям Федеральной службы по труду и занятости) / Summary table of data on the number of disabled people who applied to the employment services in the Russian Federation in search of suitable work and employed, including quota jobs (according to the Federal Service for Labor and Employment)

Годы / Years Число обратившиеся инвалидов за год / Number of disabled people who applied per year Трудоустроено инвалидов за год / Disabled people employed per year В том числе на квотируемые рабочие места, включая процент от общих трудоустроенных за год / Including for quota jobs, including the percentage of total employed per year Процент трудоустроенных инвалидов от числа обратившихся за год / Percentage of employed disabled people of the total who applied per year

2008 256 190 87 299 8 806 (10,08%) 3,43%

2009 306 478 84 651 5 185 (6,1%) 1,69%

2010 268 202 87 218 4 869 (5,85%) 1,80%

2011 243 407 84 980 4 080 (4,8%) 1,67%

2012 211 828 76 865 3 708 (4,82%) 1,75%

2013 190 631 75 642 4 271 (5,64%) 2,24%

2014 170 864 73 412 3 887 (5,29%) 2,27%

2015 165 208 70 101 3 839 (5,47%) 2,32%

2016 142 929 55 758 3 743 (6,71%) 2,61%

2017 166 993 88 574 7 700 (8,69%) 4,61%

2018 154 432 84 228 8 184 (9,7%) 54,50%

2019 159 174 90 936 7 579 (8,3%) 57,10%

2020 162 499 62 057 3 849 (6,2%) 38,20%

2021 144 606 68 586 - * 47,40%

* Информация о количестве трудоустроенных инвалидов на квотируемые рабочие места за 2021 г. отсутствует.

Источник/Source: отставлен автором на основании открытых данных Росстата со ссылкой на Федеральную службу по труду и занятости / rompi^d by the author based on the open data from Rosstat with reference to the Federal Service for Labor and Employment.

ленность обратившихся сократилась на 18 тыс. человек (табл. 2)12.

В соответствии с приказом Минтруда России от 28 июня 2021 г. № 425 «О мониторинге занятости инвалидов, включая инвалидов молодого возраста, впервые выходящих на рынок труда, и инва-

12 РОССТАТ со ссылкой на РОСТРУД [Электронный ресурс] URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/pi_4.1.docx (дата обращения 20.05.2022).

лидов, занятых в организациях бюджетной сферы, предоставления инвалидам государственных услуг в сфере занятости населения, а также исполнения законодательства РФ в части квотирования рабочих мест для инвалидов» Роструд проводит ежемесячный мониторинг осуществления мероприятий по повышению уровня занятости инвалидов органами службы занятости субъектов РФ.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 1 / Fig. 1. Отдельные показатели по трудоустройству граждан по данным ГКУ Центр занятости населения «Моя работа» / Indicators on the employment of citizens according to the GKU Center for Employment of the Population "My Job"

Источник/Source: выдержки из отчета ДТСЗН г. Москвы «Добрые дела, которые мы сделали в 2020 году». Раздел "Труд и занятость", стр. 125-149 / excerpts from the report of the Department of Labor and Social Protection of the City of Moscow "Good deeds that we did in 2020". Labor and Employment Section pp. 125-149.

Минтрудом России разработан также план мероприятий по повышению уровня занятости инвалидов на 2021-2024 гг. (утвержден распоряжением Правительства РФ от 15 октября 2020 г. № 2655-р, далее - план), в рамках которого предусмотрены новые мероприятия по развитию и применению дистанционных форм взаимодействия органов службы занятости с инвалидами, ресурсными учебно-методическими центрами по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья; содействию трудоустройства выпускников образовательных программ среднего профессионального и высшего образования из числа инвалидов с учетом практики целевого обучения, в том числе прохождения производственной и преддипломной практики на базе направляющей на обучение организации [3].

Также с целью повышения уровня занятости инвалидов совместным приказом Минтруда и Минпросвещения России от 23 ноября 2020 г. № 821/663 разработан План мероприятий по трудоустройству инвалидов из числа участников международного чемпионата «Абилимпикс» на 2022-2024 гг.

Наибольшей эффективности в решении вопросов, связанных с занятостью трудоспособных инвалидов, добились в Москве.

С учетом сложности эпидемиологической обстановки, вызванной коронавирусом, Правительство Москвы в оперативном порядке вводило расширение практик дистанционной работы специалистов служб занятости и других подведомственных структур. В этих целях оперативно создавались и использовались специальные программы по поддержке безработных граждан, включая инвалидов, в поиске новой работы, составлению резюме, видео визиток для резюме и т.д. Столичный центр «Моя карьера» стал площадкой для внедрения инновационных подходов и технологий трудоустройства для наиболее уязвимых групп населения (представителей старшего возраста, молодежи, женщин с детьми, малообеспеченных семей и лиц с ограниченными возможностями здоровья) на рынке труда.

В связи с приостановкой деятельности предприятий и их закрытием на этапе локдауна ГКУ «Центр занятости населения»: • увеличил заявочную нагрузку: от 8 000 до 10 000 онлайн-заявок в день на признание человека безработным (на «горячую» линию в первый день самоизоляции поступило около 18 000 звонков, а в отдельные последующие дни их было еще больше); расширил банк вакансий до 300 тыс. предложений от работодателей;

Таблица 3/ Table 3

Число инвалидов, прошедших профессиональное обучение по направлению служб занятости г. Москвы, чел. / The number of disabled people who have completed vocational training by the assignment of the employment services in Moscow, pers

Показатели / Indicators Периоды / Period

2013 2014 2015 2016 2017 2018 I, II кв. 2019

Приступили к обучению 151 174 128 114 117 114 57

Завершили обучение 153 178 117 110 113 110 43

Перешли с прошлого года 2 4 0 0 0 0 0

Обучены на конец периода 13 0 0 0 0 0 9

Источник/Source: составлен автором на основании открытых данных Федеральной службы государственной статистики со ссылкой на Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы / compiled by the author on the basis of open data of the Federal State Statistics Service with reference to the Department of Labor and Social Protection of the Population of the city of Moscow.

• наладил взаимодействие с более 400-ми новыми работодателями (среди которых: Ростелеком, ГУМ, ИКЕА, ПАО «Сбербанк», Банк «Открытие», Яндекс Еда, Яндекс Лавка, Gett Taxi и т.д.)13;

• провел свыше 173 открытых отборов и ярмарок вакансий, которые посетили свыше 5 тыс.

14

человек14.

В результате количество инвалидов, обратившихся в Центр занятости в период пандемии (свыше 1,5 тыс. человек), превысило число соискателей в прошлые годы на 20 %, трудоустроено - 1 007 человек (рис. 1).

В тоже время, на рис. 1 отсутствуют сведения о числе инвалидов, прошедших профессиональную подготовку и повышение квалификации, видимо, из-за их небольшого количества, что было характерно и для допандемийного периода. С 2013 г. по первое полугодие 2019 г., т. е. за 6,5 лет было обучено всего 855 инвалидов, в среднем в месяц 11 человек (табл. 3)15, в то время как число неработающих инвалидов трудоспособного возраста в 2019 г. превышало 2,5 млн человек.

Пояснений об ограниченности числа обученных инвалидов в доступных источниках информации автор найти не смог. Но изучение данной проблематики, привело автора к следующему заключению: единственный на город ГБОУ ДПО Центр «Профессионал», на базе которого (практически без филиальной сети) организовано обучение инвалидов, в т. ч. маломобильных, территориально для многих малодоступен. Спектр предоставляемых программ «повышения квалификации и переподготовки» не может дать гарантированный результат в поиске подходящей работы для многих инвалидов и, как следствие, большинству московских инвалидов, имеющих

13 На момент подготовки статьи сеть «ИКЕА» приостановила свою деятельность на территории РФ, ее сотрудники пока находятся в оплачиваемых отпусках, однако дальнейшее продолжение деятельности организации остается не известным и агрегатор такси «Gett» так же уходит из страны.

14 ГКУ Центр занятости населения г. Москвы «Моя работа» [Электронный ресурс] URL: https://czn.mos.ru/ (дата обращения: 23.05.2022).

15 По данным исследования автора.

противопоказания трудиться по прежней профессии, весьма сложно бесплатно получить новую конкурентоспособную специальность.

В настоящее время власти Москвы предпринимают попытки изменить ситуацию: компания SkillBox, получив грант, в содружестве с РООИ «Перспектива» реализует проект «Будущее без границ» по бесплатному обучению лиц с инвалидностью востребованным диджитал-спе-циальностям. В стартовавшем в 2019 г. проекте принял участие 181 человек, 28 из которых после обучения нашли работу. В 2021 г. заявки на обучение уже подали около 500 инвалидов16.

Диджитал-специальности с каждым годом набирают все новую популярность и вознаграждаются высокой оплатой труда, уровень которой, однако, зависит не только от наличия диплома, но и от опыта, имеющихся отработанных «кейсов», владения широким спектром виртуальных инструментов программирования от Java до PHP, анализа банка данных от Excel до IBM SPSS Statistics. Инвалиды, освоившие широкий набор практических диджитал-знаний, безусловно, будут востребованы во многих секторах экономики.

Разделяя мысли Мартина Форда, выраженные в книге «Роботы наступают: развитие технологий и будущее без работы», полагаю, что уже сегодня следует продумывать на государственном уровне вопрос занятости инвалидов в условиях роботизации технологических процессов17. М. Форд констатирует, что автоматизацию производства не остановить, новые технологии улучшают и увеличивают производительность труда и выходят на новый уровень. Происходит вытеснение человека как рабочей единицы, активно участвующей в создании продуктов и услуг - все максимально возможное отдается машине.

16 9 цифровых профессий, 500 участников и работа мечты — как Skillbox развивает инклюзивное образование [Электронный ресурс] VC.RU // URL: https://vc.ru/skillbox/234690-9-cifrovyh-professiy-500-uchastnikov-i-rabota-mechty-kak-skillbox-razvivaet-inklyuzivnoe-obrazovanie (дата обращения: 15.05.2022).

17 Роботы наступают: Развитие технологий и будущее без работы / Мартин Форд ; Пер. с англ. - М. : Альпина нон-фикшн, 2019. - 572 с.

Рис. 2/ Fig. 2. Схема адресного сопровождения трудовой реабилитации инвалида на базе «Персональной интерактивной дорожной карты занятости инвалида» / Scheme of targeted support for the labor rehabilitation of a disabled person based on the "Personal Interactive Roadmap for the Employment of a Disabled Person"

Источник/Source: разработано автором / developed by the author.

Автор поддерживает также предложение Александра Томаса, директора по связям с общественностью NtechLab, являющегося сторонником Diversity & Inclusion (D&I, разнообразие и инклюзивность), о необходимости внедрения инклюзии в IT-компании и другие организации, использующие виртуальные технологии на рынках разработки и сбыта товаров и услуг18. Однако для того, чтобы на базе концепция «D&I» (корпоративной политики разнообразия и ин-клюзивности, при которой каждый сотрудник включен в компанию, а его потребности и интересы учтены) коммерческие образовательные организации смогли получать дотации и налоговые льготы на бесплатное обучение инвалидов, их трудоустройство и последующее закрепление на вакантных рабочих местах, требуется разработка национального проекта19.

18 Секрет фирмы. Энциклопедия [Электронный ресурс] URL: https:// secretmag.ru/enciklopediya/chto-takoe-diversity-and-inclusion-obyasnyaem-prostymi-slovami.htm (дата обращения: 19.05.2022).

19 Тихие гении: чем ИТ-бизнесу поможет инклюзия при подборе кадров [Электронный ресурс] РБК // URL: https://trends.rbc.ru/trends/ social/61814a149a7947e3773f332d (дата обращения: 23.05.2022).

РЕАБИЛИТАЦИЯ, АБИЛИТАЦИЯ И ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ КАПИТАЛ

В соответствии с действующим законодательством каждый инвалид, включая трудоспособный возраст, имеет право на проведение реабилитационных и профессиональных мероприятий. Их виды прописываются в Индивидуальной программе реабилитации и абилитации, составляемой бюро МСЭ.

Вместе с тем, в рамках правового поля, реализация рекомендуемых инвалиду реабилитационных мер не может быть проведена без его согласия, что во многом является следствием развития и наполненности физиологического капитала у конкретного индивида от его психологических установок. В ходе авторских исследований установлено, что инвалидам свойственны три типа поведения: негативно-устойчивый, пассивно-ведомый и инициативно-деятельный. Они диктуются мотивацией и личным устойчивым пониманием имеющихся физических ограничений, их влияния на реализацию свое-

го потенциала и дальнейшую реализацию внутренних потребностей [4].

В середине прошлого века у научного сообщества появился новый взгляд на человеческий капитал, который значительно увеличился за счет не учитываемых ранее состовляющих (физиологического, социального, символического, культурного и административного капиталов), которые все непосредственно воплощены в человеке и не могут существовать отдельно от него.

Физиологический капитал закладывается в человека самой природой, т. е. имеет биологическую основу и является особенностью индивида как генотипа, отражая физическое и нервно-психическое состояние организма, социальный статус, индивидуальный характер, отношения к социуму всех уровней. Наличие здоровья необходимо для аккумулирования всех жизненных сил человека, чтобы высокая самоотдача и работоспособность давала свои плоды в виде дохода и получения блага для внутреннего удовлетворения от достигнутых результатов труда.

В то же время, составляющие физиологического капитала при определенных обстоятельствах: болезни, последствий травм, врожденных дефектов, в т. ч. у людей трудоспособного возраста, могут иметь ограничения и повлечь ухудшение состояние здоровья, вплоть до установления инвалидности. Как следствие - изменение прежнего социального статуса, невозможность выполнения работы по состоянию здоровья, сложности в восстановлении физиологического капитала, отсутствие возможности профессиональной переподготовки, трудности трудоустройства. Более того, появились ранее не существовавшие негативные факторы - практически двухлетняя пандемия коронавируса, экономические санкции США и Евросоюза, приведшие к прекращению деятельности множества отечественных и иностранных предприятий. Но в санкциях заложен и положительный момент - Россия должна создавать и развивать те направления технологий, производства продукции, которые ранее закупалась в недружественных странах. Следовательно, развитие необходимых отраслей повлечет создание новых рабочих мест, часть из которых может быть адаптирована для инвалидов [5].

Авторская позиция в вопросе сохранения и развития физиологического капитала инвалида и понимания данного процесса базируется на анализе сопоставления содержания понятий, данных рядом ученых относительно человека. Это «сущностные силы» у К. Маркса, «потенциал

человека» у О.Л. Краевой, «человеческий потенциал» у И.Т. Фролова, «жизненные силы человека» у С.И. Григорьева и у многих других авторов, включая такое определение как «инвестиция в капитал», данное Р.И. Капелюшниковым [6]. В основу всех перечисленных определений, по сути, заложен «потенциал человека», который рассмотрен через призму различных подходов - философского, психологического, социологического и экономического.

Результаты анализа категорий уже сложившихся определений понятия «человеческий капитал», результаты научных исследований и практической работы с инвалидами помогли автору сформулировать самостоятельное определение «физиологический капитал» как основополагающей базы человеческого капитала.

«Физиологический капитал человека - природная физио-психологическая (психосоматическая) и биологическая база, влияющая на его жизнедеятельность в социуме, на мобильность, способность мыслить, перерабатывать информацию, принимать решения, влияющие на способность удовлетворения личных потребностей, дальнейшего развития и самоактуализации в обществе. Физиологический капитал может уменьшаться под воздействием морального или физического износа и увеличиваться в зависимости от инвестирования».

«Физиологический капитал лица с ограниченными возможностями здоровья - совокупность физио-психосоматических функций организма с учетом имеющихся заболеваний, травм, способных влиять на его мобильность, адекватно мыслить, принимать рациональные решения с учетом ограничений по здоровью. Физиологический капитал лица с ограниченными возможностями здоровья может быть подвержен быстрому износу без поддерживающих реабилитационных, абилитационных и профессионально-образовательных мероприятий».

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В настоящее время устойчивой тенденции к снижению уровня безработицы среди инвалидов в трудоспособном возрасте, к сожалению, не наблюдается, в т. ч. при содействии служб занятости. При значительном снижении, относительно 2019 г. общей численности инвалидов (на 11,6%), в т. ч. в трудоспособном возрасте, число работающих инвалидов за последние 2 года снизилось. Доля занятых инвалидов в общей численности инвалидов трудоспособного возраста

составила в 2021 г. лишь 25,5% (при плановом программном значении 40,2%) и практически не меняется в последние три года. Вместе с тем, следует заметить, что отклонение от планового значения Госпрограммы «Доступная среда» обусловлено: повышением пенсионного возраста (что привело к росту численности инвалидов трудоспособного возраста с 3,4 млн чел. в 2020 г. до 4,6 млн чел. в январе 2022 г.) и влиянием последствий COVID-1920.

Важную роль в жизни каждого трудоспособного инвалида играет развитость и доступность в регионах системы их реабилитации21, с возможностью профориентации, профобучения и трудовой реабилитации, которой по мнению автора должна быть присуща поликомпонент-ность (от др. греч. «nöXig» - многочисленный, обширный, всесторонний»)22' 23.

В целях обязательности и доступности предоставления инвалиду рекомендованного ИПРА набора реабилитационных услуг, автор считает целесообразность разработки и утверждения Правительством РФ «Общероссийского гарантированного стандарта (регламента) реабилитационных услуг инвалидам трудоспособного возраста на базе нозологического подхода» (далее - Стандарт). Нозологический подход подразумевает, что реабилитационные услуги следует ориентировать на заболевание/заболевания, травмы, ставшие причиной инвалидности24. В рамках гарантированных Стандартов инвалиды смогли бы получать весь комплекс реабилитационных мероприятий по восстановлению трудового потенциала и перейти в состав экономически активного населения, т. е. реализовать свой человеческий капитал. В настоящее время действует ГОСТ Р 54738-2011 «Реабилитация инвалидов. Услуги по социальной реабилитации инвалидов». Как и следует из его названия, предусматривается лишь перечень основных видов услуг по социальной реабилитации, включаю-

20 Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» [Электронный ресурс] Министерство труда России // URL: https://mintrud.gov.ru/docs/mintrud/handicapped/1357 (дата обращения 22.05.2022).

21 Вопросы стационарной реабилитации инвалидов в деятельности учреждения социальной защиты. Сырникова Б.А., Ларионова В.С., Хлуде-ева Т.А., Стороженко Д.В., Темиров Х.В. Вестник Всероссийского общества специалистов по медико-социальной экспертизе, реабилитации и реабилитационной индустрии. 2020. № 1. С. 7-15.

22 Врачебно-трудовая экспертиза и трудовое устройство инвалидов: Сб. статей. М., 1979. 167 с.

23 Новейший словарь иностранных слов и выражений. М.: Современный литератор, 2003. - С. 640.

24 Постановление Правительства РФ от 20.02.2006 г. № 95 (ред. от 16.05.2019) [Электронный ресурс] «О порядке и условиях признания

лица инвалидом» URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_

LAW_58610/ (дата обращения 20.05.2022).

щих: социальной-средовую; социально-психологическую; социокультурную и социально-бытовую адаптацию25. Более подробно о вопросе создания «Стандарта» с использованием ГОСТа и других подходов, описанных Н.А. Горбуно-вой26, в работе автора «Развитие подходов к трудовой реабилитации инвалидов: опыт СССР и Российской Федерации» [7].

Кроме того, отсутствует механизм сквозного и обязательного контроля хода трудовой реабилитации инвалида и орган, функционалом которого являлась бы не констатация и подсчет конкретно оказанных мер, а их сопровождение, корректировка при необходимости и оценка результативности.

Таким механизмом, по мнению автора, стало бы введение «Персональной интерактивной дорожной карты занятости инвалида» (далее -дорожная карта). Органом для осуществления контроля могли бы стать «Агентства занятости инвалидов», созданные в структуре региональных служб занятости. Сегодня КПД служб занятости по трудоустройству инвалидов проблематичен. Например, в Москве при наличии в 2020 г. 378 тыс. вакансий на рынке труда, при обращении в службы занятости свыше 1,5 тыс. человек, инвалидов трудоустроено - 1 007 (67%) человек.

В дорожной карте предлагается учитывать весь комплекс рекомендованных реабилитационных мероприятий конкретному инвалиду, его персональные данные с включением сведений об уровне образования, профессиональной квалификации, имеющихся профессиональных достижениях. При этом следует предусмотреть возможность для заполнения инвалидом своего сегмента дорожной карты в части оценки предоставленных услуг, используя для этого личный кабинет (рис. 2). Дорожная карта инвалида позволит построить оптимальный маршрут адресной трудовой реабилитации и проконтролировать поликомпонентность подхода.

К центральной базе данных (в целях контроля и полноты картины) следует подключить: реабилитационные учреждения здравоохранения и социальной защиты населения; учреждения образования, осуществляющие профессиональную подготовку и переподготовку инвалидов;

25 ГОСТ Р 54738-2011 «Реабилитация инвалидов. Услуги по социальной реабилитации инвалидов» (дата введение 01-04-2013) [Электронный ресурс] [Текст] // Электронной фонд правовой и нормативно-технической документации. URL: http://docs.cntd.ru/document/1200093162 (дата обращения: 12.05.2022).

26 Медико-биологические и социально-правовые основы реабилитации инвалидов вследствие сердечно-сосудистых заболеваний: Сб. статей. М., 1990. 160с.

учреждения, обеспечивающие инвалидов ПОИ и ТСР; всех работодателей, заявивших о наличии рабочих мест для инвалидов; общественные организации, представляющие интересы инвалидов в данном регионе. Обеспечить, при необходимости, практическую помощь инвалидам в использовании дорожной карты могли бы специально подготовленные волонтеры из общественных молодежных организаций [4].

Наши предложения по созданию «Агентства», совершенствованию ГОСТа, расширению гран-товой поддержки и др. мер были поддержаны Е.Г. Копалкиной, А.Е. Дареевым, Н.В. Илтаковой, Е.Т. Логиновой и М.В. Матвеевой, рядом других исследователей [8, 9], согласных, что предложенные инструменты улучшат организацию предоставления всего комплекса услуг, включая трудовую реабилитацию инвалидов.

Заключительным звеном всей цепочки компонентов трудовой реабилитации, конечно же, является трудоустройство инвалида, требующее наличия разнообразных рабочих мест. И в этом контексте пандемия поспособствовала расширению перечня должностей и профессий и позволила внедрить в практику дистанционный режим работы [10].

ВЫВОДЫ

В настоящее время ситуация с занятостью инвалидов трудоспособного возраста (25,5%) и возможностью их трудоустройства вызывает обеспокоенность. Имеются сложности в определении и получении необходимого комплекса реабилитационных услуг для восстановления трудоспособности. Существуют проблемы с наличием рабочих мест для инвалидов, имеющих высшее и среднее профессиональное образование. Перечисленные факторы весьма негативно влияют на состояние физиологического капитала трудоспособных инвалидов и качество их жизни.

Научная новизна состоит на акцентировании отсутствия важных компонентов в действующих механизмах, законах и других инструментов и организационных структур. Данные предложения адресованы федеральным и региональным министерствам регулирующие вопросы реаби-

литации, а также содействия занятости инвалидов. По мнению автора, важно подойти к вопросу «трудовой реабилитации инвалидов» предельно междисциплинарно и провести научно-исследовательскую коллаборацию врачей, социологов, экономистов и педагогов, а так же представителей частных структур.

Авторское предложение, по урегулированию данной ситуации следующее - организовать сотрудничество с коммерческими образовательными организациями (SkillFactory, XYZ и др.), предоставляющими услуги по актуальным профессиям XXI века: в сфере IT, Designer, 3D моделирование, Fullstack development и др.

Автор считает, что для решения обозначенных проблем требуются следующие организационно-правовые решения:

Правовые:

Для единообразного понимания и толкования необходимо узаконить понятия - «физиологический капитал человека» и «физиологический капитал лица с ограниченными возможностями здоровья»; «трудовая реабилитация инвалида».

Организационные:

1.Утвердить «Общероссийский гарантированный стандарт (регламент) реабилитационных услуг инвалидам трудоспособного возраста на базе нозологического подхода».

2.Принять «Персональную интерактивную дорожную карту занятости инвалида» (далее -дорожная карта).

3. Создать в структуре региональных служб занятости «Агентства занятости инвалидов».

4. Расширить Перечень должностей и профессий на рынке труда для трудоустройства инвалидов, в т. ч. на квотированные рабочие места.

5. В каждом регионе определить уровень потребности в профессиональном обучении и переобучении среди инвалидов в трудоспособном возрасте, а также востребованности обучаемым профессиям на рынке труда, и. соответственно, масштабов развития сети учреждений профподготовки и транспортной доступностик ним и т.д.

Данные предложения по мнению автора поспособствуют урегулированию в оказании качественной и объемной поддержки лиц с инвалидностью на активно развивающемся рынке труда.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Кураева Л.Н., Мирзабалаева Ф.И. Практика интеграции инвалидов с ментальными нарушениями в трудовую среду // Экономика труда. 2022;9(1):179-194.

2. Гурина М.А., Моисеев А.Д., Шурупова А.С. К вопросу о повышении уровня занятости лиц с инвалидностью в России // Экономика труда. 2019;(1):465-482.

3. Ахметова Д.З., Артюхина Т.С., Бикбаева М.Р., Сахнова И.А., Сучков М.А., Зайцева Э.А. Цифровизация и инклюзивное образование: точки соприкосновения // Высшее образование в России. 2020;29(2):141-150.

4. Фадин Н.И. Совершенствование механизмов содействия занятости инвалидов в России. Дисс. на соиск. уч. ст. к.э.н., 08.00.05/ 2021.

5. Тринадцатко А.А. Официальная и неофициальная занятость инвалидов по зрению (на примере г. Хабаровска) // Социоди-намика. 2021;(5)1-34.

6. Капелюшников Р. И. Анатомия коронакризиса через призму рынка труда // Вопросы экономики. 2022;(2):33-68.

7. Фадин Н.И. Развитие подходов к трудовой реабилитации инвалидов: опыт СССР и Российской Федерации. Проблемы экономики и юридической практики, 2020;(3):37-45.

8. Копалкина Е.Г., Дареев А.Е., Илтакова Н.В. Проблемы трудовой занятости лиц с инвалидностью на современном этапе развития российского общества // Социальная компетентность. 2021;6(2):223-233.

9. Логинова Е.Т., Матвеева М.В. Новые подходы к вопросу подготовки кадров для системы комплексной реабилитации и аби-литации инвалидов // Вестник Нижневартовского государственного университета. 2021;4(56):27-36.

10. Антонова Г.В., Кураева Л.Н., Бондарчук А.Г. Проблемы трудоустройства выпускников с инвалидностью в реалиях современного рынка труда // Экономика труда. 2020;(11):1007-1022.

REFERENCES

1. Kuraeva L.N., Mirzabalaeva F.I. The practice of integrating people with mental disabilities into the work environment. Labor Economics. 2022;9(1):179-194. (In Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Gurina M.A., Moiseev A.D., Shurupova A.S. On the issue of increasing the level of employment of persons with disabilities in Russia. Labor Economics. - 2019;(1):465-482. (In Russ.).

3. Akhmetova D.Z., Artyukhina T.S., Bikbaeva M.R., Sakhnova I.A., Suchkov M.A., Zaitseva E.A. Digitalization and inclusive education: Points of contact. Higher education in Russia. 2020;29(2):141-150. (In Russ.).

4. Fadin N.I. Improvement of mechanisms for promoting employment of disabled people in Russia. Diss. for the academic degree of Candidate of Economics, 08.00.05 / 2021.

5. Thirnadtsatko A.A. Official and informal employment of the visually impaired (on the example of Khabarovsk). Sociodynamics. 2021;(5):1-34. (In Russ.).

6. Kapelyushnikov R.I. Anatomy of the coronacrisis through the prism of the labor market. Economic issues. 2022;(2):33-68. (In Russ.).

7. Fadin N.I. Development of approaches to labor rehabilitation of disabled people: The experience of the USSR and the Russian Federation. Problems of Economics and Legal Practice, 2020;(3):37-45. (In Russ.).

8. Kopalkina E.G., Radeev A.E., Ilyakova N.V. Problems of employment of persons with disabilities at the present stage of development of Russian society. Social competence. 2021;6(2):223-233. (In Russ.).

9. Loginova E.T., Matveeva M.V. New approaches to the issue of personnel training for the system of complex rehabilitation and habilitation of disabled people. Bulletin of Nizhnevartovsk State University. 2021;(4(56)):27-36. (In Russ.).

10. Antonova G.V., Kuraeva L.N., Bondarchuk A.G. Problems of employment of graduates with disabilities in the realities of the modern labor market. Labor Economics. 2020;(11):1007-1022. (In Russ.).

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ / ABOUT THE AUTHOR

Никита Игоревич Фадин - кандидат экономических наук, специалист по социальной работе управления по социальной реабилитации и абилитации инвалидов, ГБУ «Научно-практический реабилитационный центр» Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы, Москва, Россия.

Nikita I. Fadin - Cand. Sci. (Econ.), Social Work Specialist, Department for Social Rehabilitation and Abilitation of Disabled People, State Budgetary Institution "Scientific and Practical Rehabilitation Center", Department of Labor and Social Protection of the Population of the City of Moscow, Moscow, Russia. https://orcid.org/0000-0001-9892-8410 fadin-nikita@mail.ru

Конфликт интересов: автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. Conflicts of Interest Statement: The authors have no conflicts of interest to declare.

Статья поступила в редакцию 23.06.2022; после рецензирования 26.07.2022, принята к публикации 28.07.2022. Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.

The article was submitted on 23.06.2022; revised on 26.07.2022 and accepted for publication on 28.07.2022. The author read and approved the final version of the manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.