Научная статья на тему 'РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СОДЕЙСТВИЯ ТРУДОУСТРОЙСТВУ ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОВЗ'

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СОДЕЙСТВИЯ ТРУДОУСТРОЙСТВУ ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОВЗ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
171
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРУДОУСТРОЙСТВО ИНВАЛИДОВ / СОДЕЙСТВИЕ В ТРУДОУСТРОЙСТВЕ ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОВЗ / СОДЕЙСТВИЕ В ТРУДОУСТРОЙСТВЕ ИНВАЛИДОВ В РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Моцовкина Елена Владимировна, Козина Юлия Васильевна, Оноприенко Дарья Викторовна

В статье рассматриваются региональные особенности содействия трудоустройству инвалидов и лиц с ОВЗ, нормативно-правовая база, регулирующая трудоустройство инвалидов и лиц с ОВЗ в Российской Федерации и Республике Крым, представлен статистический фактаж, а также графический материал, отражающий реальное состояние трудоустройства инвалидов при содействии органов службы занятости в Республике Крым. Выделены региональные особенности содействия трудоустройству инвалидов и лиц с ОВЗ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Моцовкина Елена Владимировна, Козина Юлия Васильевна, Оноприенко Дарья Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGIONAL SPECIAL FEATURES OF PROMOTING THE EMPLOYMENT OF PERSONS WITH DISABILITIES

The article discusses the regional features of promoting the employment of disabled people and persons with disabilities, the regulatory framework governing the employment of disabled people and persons with disabilities in the Russian Federation and the Republic of Crimea, presents a statistical fact, as well as graphic material reflecting the real state of employment of disabled people with the assistance of the employment service bodies in the Republic of Crimea. The regional features of promoting the employment of disabled people and persons with disabilities are highlighted.

Текст научной работы на тему «РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СОДЕЙСТВИЯ ТРУДОУСТРОЙСТВУ ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОВЗ»

Щф}

улшиш^ные /к(//Ки

Е. В. Моцовкина, Ю. В. Козина, Д. В. Оноприенко

УДК 378

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СОДЕЙСТВИЯ ТРУДОУСТРОЙСТВУ ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОВЗ

Трудоустройство инвалидов и лиц с ОВЗ -важная и актуальная задача общества, требующая пристального внимания, использования имеющихся резервов, а также поиска новых необходимых ресурсов, технологий для повышения эффективности этой работы. Решение проблемы трудоустройства выпускников вузов с ограниченными возможностями здоровья включает в себя множество основных положений, определяющих направление деятельности высшего учебного заведения.

Система работы, способствующая трудоустройству людей с ограниченными возможностями, предполагает тесное сотрудничество с центрами занятости, медицинскими учреждениями, информирование и консультирование людей с ограниченными возможностями по вопросам трудоустройства, их психосоциальную поддержку, проведение мероприятий по содействию трудоустройству выпускников с ОВЗ и их профессиональную самореализацию, информирование об имеющихся вакансиях, а также мониторинг и анализ приема на работу данной категории выпускников.

«Конвенция о правах инвалидов» признает право инвалидов работать на равных с другими людьми, иметь возможность зарабатывать себе на жизнь работой, которую инвалид выбирает свободно или на которую он свободно соглашается в условиях, когда рынок труда и рабочая среда открыты, инклюзивны и доступны для людей с ограниченными возможностями [1].

2022/</-(Др

В статье первой Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» дается следующее определение понятию инвалида: «Инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты» [5].

Цель исследования - выделить региональные особенности в содействии трудоустройству инвалидов и лиц с ОВЗ в Республике Крым.

В ходе подготовки данного исследования использованы следующие методы: метод логико-теоретического анализа научных, педагогических методических работ, метод систематизации, обобщения и интерпретации теоретических данных, метод опроса, метод интерпретации результатов первичной апробации, систематизация и анализ нормативно-правовой базы.

Для рассмотрения региональных особенностей содействия трудоустройству инвалидов и лиц с ОВЗ обратимся, прежде всего, к нормативно-правовой базе, которая регулирует трудоустройство инвалидов и лиц с ОВЗ в Российской Федерации и Республике Крым.

Трудоустройство инвалидов регулируется ст. 20 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», где инвалидам предоставляются гарантии занятости со стороны федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации посредством следующих специальных мер по повышению их конкурентоспособности в рынок труда [5]:

- установление в организации обязательного минимального количества рабочих мест для инвалидов независимо от организационно-правовой формы и формы собственности предприятия;

- в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности лимитов приема на работу для инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов;

- резервирование рабочих мест по профессиям, более подходящим для трудоустройства людей с ограниченными возможностями;

- поощрение создания компаниями, учреждениями, организациями дополнительных рабочих мест (в том числе специальных) для трудоустройства людей с ограниченными возможностями;

- создание условий труда для людей с ограниченными возможностями в соответствии с индивидуальными программами реабилитации людей с ограниченными возможностями, условий для ведения предпринимательской деятельности для людей с ограниченными возможностями, организация обучения инвалидов новым профессиям [4].

К данной теме в своих работах обращались О. И. Спесивцева, А. А. Арбуз, К. Р. Шаймар-данова, Е. В. Путенихина, Г. Т. Пономарева, А. С. Ефремова, И. В. Жданова, Л. Б. Можей-кина, Л. В. Широкова, Е. И. Требушкова.

Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 1 февраля 2018 г. № 46 «Об утверждении методических рекомендаций для специалистов органов службы занятости населения по организации работы с инвалидами, в том числе по оценке значимости нарушенных функций организма инвалида для выполнения трудовых функций» разработан с целью организации поддержки со стороны специалистов службы занятости и других организаций, осуществляющих профориентацию и оказывающих помощь в трудоустройстве инвалидов, в организации работы с инвалидами, в том числе в оценке значимости нарушенных функций организма инвалида для выполнения трудовой деятельности, для рационального подбора рабочих мест для инвалидов по наиболее подходящим видам труда и профессиям; не рекомендуемыми и рекомендуемыми условиями труда, а также работодателями по созданию соответствующих условий труда и рабочих мест для инвалидов (в том числе специальных и квотированных), работающих на предприятиях и организациях.

Трудоустройство инвалида - это процесс, а не разовое мероприятие, и только постоян-

ные действия и поиск решений, в которых задействованы работодатель, работник с инвалидностью и специалист, могут привести к успеху этого процесса. Осуществление специалистами службы занятости указанных мероприятий также должно включать меры, способствующие размещению резюме инвалидов в информационно-аналитической системе «Общероссийская база вакансий «Работа в России» [3].

Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 3 августа 2018 г. № 518н «Об утверждении федерального государственного стандарта государственной услуги по организации сопровождения при содействии занятости инвалидов» регулирует предоставление государственных услуг, которые предоставляются государственными учреждениями службы занятости безработным инвалидам, которым необходимо оказывать индивидуальную помощь в виде организации поддержки при трудоустройстве с учетом рекомендаций, содержащихся в индивидуальной программе реабилитации или абилитации, разрабатываемой федеральным учреждением медико-социальной экспертизы [4]. Настоящий федеральный государственный стандарт направлен на обеспечение единства, полноты, качества предоставления и равной доступности государственных услуг по организации сопровождения при содействии трудоустройства инвалидов.

В Республике Крым существует установленный Постановлением Совета Министров Республики Крым регламент в содействии трудоустройства инвалидов и лиц с ОВЗ, где участниками межведомственного взаимодействия являются Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым; Государственное казенное учреждение Республики Крым «Центр занятости населения»; Государственное бюджетное учреждение Республики Крым, осуществляющее обучение, «Крымский республиканский центр психолого-педагогического и медико-социального сопровождения»; органы местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым; образовательные организации, осуществляю-

щие образовательную деятельность по образовательным программам среднего общего, среднего профессионального и высшего образования.

Гарантированное предоставление бесплатных услуг молодым инвалидам и инвалидам по профессиональной ориентации и помощи в трудоустройстве включает предоставление социальных гарантий, перечислим несколько важных из них:

- содействие постоянному росту личного профессионализма;

- создание условий труда для инвалидов в соответствии с рекомендациями их индивидуальных программ реабилитации или абили-тации;

- установление в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квот приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для людей с ограниченными возможностями;

- создание условий для реализации творческих способностей людей с ограниченными возможностями, обучения их социальной активности (конкурс профессионального мастерства для лиц с ограниченными возможностями и людей с инвалидностью «Абилимпикс») [2].

Согласно данным российского «Федерального реестра инвалидов», по состоянию на 1 ноября 2021 года в Крыму насчитывается 131 010 людей с инвалидностью. Из них детей-инвалидов - 7 090 человека (5,1 %) и взрослых (старше 18 лет) - 123 920 человек (94,6 %).

По уровню занятости инвалидов по итогам первого полугодия 2020 года Республика Крым заняла 7 место в рейтинговой таблице среди субъектов Российской Федерации. Уровень занятости для данной категории граждан составил 47,5 % и превысил среднероссийский уровень на 14,3 % (по информации из Доклада «Об основных итогах работы Министерства труда и социальной защиты Республики Крым за 2021 год и задачах на 2022 год»).

По состоянию на 1 января 2022 года в Республике Крым проживает 53,3 тысячи человек, из них инвалиды трудоспособного возра-

1800 1600 1400 1200

Количество 1000 человек Вд0

600 400 200 О

1556

1117

071

2018

2019 Год

2020

Рис. 1. Численность инвалидов, трудоустроенных при содействии органов службы занятости в Республике Крым

ста - 43,2 % (от общего числа инвалидов с установленной группой инвалидности). Количество инвалидов трудоспособного возраста на 1 января 2022 года составляет 14,5 тысяч человек.

Таким образом, уровень занятости инвалидов в Крыму составляет 27,3 % (при среднем уровне по России 26,3 %). Ограничительные меры из-за угрозы распространения новой коронавирусной инфекции внесли свои коррективы в процесс поиска работы и трудоустройства людей с ограниченными возможностями. В 2021 году в базу вакансий вошла информация о 2,4 тыс. вакансий для людей с ограниченными возможностями для трудоустройства в счет квоты.

В рамках Государственной программы труда и занятости населения Республики Крым в 2021 году реализован ряд мероприятий, направленных на сохранение и повышение уровня занятости инвалидов, реализацию мер финансовой поддержки работодателей, активно использующих труд инвалидов:

- 15 работодателям предоставлены субсидии в виде компенсаций на оборудование (оснащение) 17 рабочих мест (в том числе специальных) для трудоустройства инвалидов в общем объеме 1,6 млн. руб.;

- 5 работодателям предоставлены субсидии в виде компенсации части затрат по оплате труда 272 работающих инвалидов на общую сумму 5,9 млн. рублей;

- 3 работодателям предоставлены субсидии на возмещение затрат по организации стажировки инвалидов молодого возраста на общую сумму 54,4 тыс. рублей.

Большой объем помощи в трудоустройстве инвалидов и лиц с ограниченными возможностями оказывают образовательные организации, основной задачей которых является содействие в трудоустройстве выпускников и, как следствие, их успешная адаптация к условиям современного рынка. Программа содействия трудоустройства выпускников с ОВЗ и инвалидностью направлена на комплексную работу в сотрудничестве с работодателями на начальном этапе профессиональной карьеры выпускников. Также проводится содействие в подборе места трудоустройства, помощь в:

- установлении контакта с работодателем, консультационная поддержка выпускников с ограниченными возможностями и лицами с инвалидностью;

- организации и прохождении производственной практики для студентов на основании договоров с организациями;

- ведении работы с потенциальными работодателями.

Деятельность службы содействия трудоустройству студентов и выпускников направлена на социальную интеграцию лиц с ограниченными возможностями и лиц с инвалидностью через вовлечение их в профессиональную и трудовую деятельность, развитие трудовой мотивации и содействие в самозанятости.

На основании полученных данных о практике содействия трудоустройству людей с инвалидностью и лиц с ограниченными возможностями, взаимосвязи системы инклюзивного высшего образования с рынком труда, можно сделать вывод, что основная работа по поиску и предоставлению рабочих мест для инвалидов и выпускников с ограниченными возможностями в России осуществляется удаленно с использованием современных информационных технологий [6], однако информационная инфраструктура для облегчения трудоустройства инвалидов и лиц с ОВЗ нуждается в улучшении.

Таким образом, выделим региональные особенности содействия трудоустройству лиц с инвалидностью и ОВЗ в Республике Крым:

- субсидии работодателям для стажировки, компенсации затрат для оплаты труда инвалидам, а также оснащения оборудованием рабочего пространства, что приводит к увеличению рабочих мест для инвалидов и лиц с ОВЗ;

- обеспечение трудоустройства инвалидов на квотированные рабочие места;

- создание условий для обучения социальной активности и осуществления творческих способностей людей с ограниченными возможностями;

- помощь образовательных организаций в прохождении практики, а также поиск потенциальных работодателей для инвалидов и лиц с ОВЗ.

АННОТАЦИЯ

В статье рассматриваются региональные особенности содействия трудоустройству инвалидов и лиц с ОВЗ, нормативно-правовая база, регулирующая трудоустройство инва-

лидов и лиц с ОВЗ в Российской Федерации и Республике Крым, представлен статистический фактаж, а также графический материал, отражающий реальное состояние трудоустройства инвалидов при содействии органов службы занятости в Республике Крым. Выделены региональные особенности содействия трудоустройству инвалидов и лиц с ОВЗ.

Ключевые слова: трудоустройство инвалидов, содействие в трудоустройстве инвалидов и лиц с ОВЗ, содействие в трудоустройстве инвалидов в Республике Крым.

SUMMARY

The article discusses the regional features of promoting the employment of disabled people and persons with disabilities, the regulatory framework governing the employment of disabled people and persons with disabilities in the Russian Federation and the Republic of Crimea, presents a statistical fact, as well as graphic material reflecting the real state of employment of disabled people with the assistance of the employment service bodies in the Republic of Crimea. The regional features of promoting the employment of disabled people and persons with disabilities are highlighted.

Key words: employment of disabled people, assistance in the employment of disabled people and persons with disabilities, assistance in the employment of disabled people in the Republic of Crimea.

ЛИТЕРАТУРА

1. Конвенция о правах инвалидов, от 13 декабря 2006 года. // «Собрание законодательства РФ», 11.02.2013 г. № 6 ст. 468: ратифицирована Федеральным законом «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» от 3.05. 2012 г. № 46-ФЗ.

2. Постановление Совета министров Республики Крым от 9 сентября 2021 года № 520 «Об утверждении Регламента межведомственного взаимодействия исполнительного органа государственной власти Республики Крым, осуществляющего государственное управление в сфере образования, и органов местного самоуправления муниципальных образований

2022//-

в Республике Крым, осуществляющих управление в сфере образования, организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, а также органов службы занятости населения в Республике Крым по организации профориен-тационной работы с инвалидами молодого возраста и лицами с ограниченными возможностями здоровья по содействию их трудоустройству».

3. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 1 февраля 2018 г. № 46 «Об утверждении методических рекомендаций для специалистов органов службы занятости населения по организации работы с инвалидами, в том числе по оценке значимости нарушенных функций организма инвалида для выполнения трудовых функций».

4. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 3 августа 2018 г. № 518н «Об утверждении федерального государственного стандарта государственной услуги по организации сопровождения при содействии занятости инвалидов».

5. Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (с изменением 1 декабря 2014 г) // Серия «Кодексы и Законы». -2014. - С. 30.

6. Малолетко А. Н. [и др.]. Оптимизация информационных потоков как ключевой фактор для повышения эффективности непрерывного образования людей с ограниченными возможностями здоровья // Ученые записки Российского государственного социального университета. - 2016. - Т. 15. № 4 (137). - С. 4-6.

И. А. Каткова

УДК 376.42

РОЛЬ УРОКОВ ЧТЕНИЯ В СОЦИАЛИЗАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ С МЕНТАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

О оветская страна была самой читающей в мире. Неоспоримым фактом является то, что уровень социального интереса к книге и чтению изменился. Современная ситуация со снижением интереса к чтению может рассматриваться как кризис читательской культуры, кризис эпистолярного жанра, оскудение культуры речи и письма.

Национальная программа поддержки и развития чтения в Российской Федерации стартовала еще в 2007 году. Ее цель - поднять уровень культурной компетентности населения, способствовать его интеграции в многослойную российскую культуру, сместить фокус внимания у подрастающего поколения с гад-жетов к содержательному чтению, вернуть молодежь в ранг активных интересующихся читателей.

Чтение всегда рассматривалось как источник развития собственного мировоззрения, воображения, увеличения словарного запаса, в нем черпали вдохновение и новые идеи. Символическое содержание, представленное в детской литературе, оказывало сильное воздействие на процесс социализации, способствуя формированию у школьников определенных ценностей и образцов поведения.

Дети в значительной мере усваивают роли и правила поведения в обществе от таких вторичных агентов социализации, как средства массовой информации (из телевизионных передач, газет, фильмов и др.) [6, с. 109].

Как быть лицам с психофизическими нарушениями, которые не могут усвоить материал без специального обучения? Означает ли это отказ от прочтения текстов и умаления значения чтения в социализации ребенка?

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.