Научная статья на тему 'О некоторых особенностях правового положения осужденных, в отношении которых применяется принудительное питание'

О некоторых особенностях правового положения осужденных, в отношении которых применяется принудительное питание Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
94
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ОСУЖДЕННЫХ / LEGAL STATUS OF CONVICTED PERSONS / ПРИНУДИТЕЛЬНОЕ ПИТАНИЕ / FORCED FOOD / ЛИШЕНИЕ СВОБОДЫ / DEPRIVATION OF LIBERTY / ЗЛОСТНОЕ НАРУШЕНИЕ РЕЖИМА / MALICIOUS VIOLATION OF THE REGIME / ПРАВА / RIGHTS / ОБЯЗАННОСТИ И ЗАКОННЫЕ ИНТЕРЕСЫ ОСУЖДЕННЫХ / DUTIES AND LEGITIMATE INTERESTS OF CONVICTED PERSONS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Новиков Егор Евгеньевич

В статье рассматривается общий, специальный и индивидуальный статусы осужденных, в отношении которых применяется принудительное питание. Автором отмечается, что уяснение содержания правового положения принудительно питающихся осужденных имеет большое теоретическое и практическое значение. Несмотря на это, не все проблемы, касающиеся содержания прав, обязанностей и законных интересов осужденных, в отношении которых применяется принудительное питание, исследованы учеными-юристами. В процессе написания статьи ее автор пришел к выводу, что законодатель должен обратить внимание на необходимость признания осужденных, отказавшихся от питания, злостными нарушителями режима исправительного учреждения. В связи с этим предлагается в ч. 1 ст. 116 УИК РФ включить в перечень злостных нарушений следующее поведение: «отказ от приема пищи». В представленной работе обозначена необходимость корректировки ст. 117 УИК РФ, в ч. 1 которой определено, что «взыскание исполняется немедленно, а в исключительных случаях не позднее 30 дней со дня его наложения». Однако длительность периодов, связанных с ухудшением здоровья, непосредственным применением принудительного питания и восстановлением организма осужденного, может превысить указанный в ч. 1 ст. 177 УИК РФ 30-дневный срок. Кроме того, анализ правового положения осужденных, к которым применяется принудительное питание, показал важность фиксации в юридических документах норм принудительного питания осужденных, а также расширение правового положения данной категории лиц.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF FORCED FEEDING OF PRISONERS SOME PECULIARITIES OF THE CONVICTED PERSONS’ LEGAL POSITION WHO HAVE FORCED FEEDING

The article deals with the General, special and individual status of convicted persons in respect of whom forced food is used. The author notes that the understanding of the content of the legal situation of forced feeding convicts is of great theoretical and practical importance. Despite this, not all problems relating to the content of the rights, duties and legitimate interests of convicts, in respect of which compulsory food is used, are investigated by legal scientists. In the process of writing the article, the author came to the conclusion that the legislator should pay attention to the need to recognize convicted, refused to eat, malicious violators of the regime of the correctional institution. In this regard, it is proposed in part 1 of article 116 of the penal enforcement code, to include in the list the worst violations of the following conduct: «refusal of food». In the presented work the necessity of correction of Art. 117 of the PEC of the Russian Federation in which it is defined is designated that «collecting is executed immediately, and in exceptional cases no later than 30 days from the date of its imposing». However, the duration of periods associated with poor health outcomes, the direct application of coercive power and the recovery of the body of the convicted person, may exceed specified in part 1 of article 177 of the penal enforcement code, the 30-day period. In addition, the analysis of the legal status of convicts, to whom forced food is used, has shown the importance of fixing the norms of forced food of convicts in legal documents, as well as the expansion of the legal status of this category of persons.

Текст научной работы на тему «О некоторых особенностях правового положения осужденных, в отношении которых применяется принудительное питание»

УДК 340

Новиков Е. Е. Egor E. Novikov

кандидат юридических наук, доцент, Candidate оf Law, Assistant Professor,

доцент кафедры уголовно-исполнительного права Аssistant Professor of the Department of penal law

и криминологии, and criminology,

Кузбасский институт ФСИН России, Kuzbass Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia,

654066, Россия, г. Новокузнецк, Кемеровская область, Oktyabrskiy Avenue, 49, Novokuznetsk, Russia, 654066, пр. Октябрьский, 49, е-mail: mavr-85@mail.ru

е-mail: mavr-85@mail.ru

О НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННОСТЯХ ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ, В ОТНОШЕНИИ КОТОРЫХ ПРИМЕНЯЕТСЯ ПРИНУДИТЕЛЬНОЕ ПИТАНИЕ

Аннотация. В статье рассматривается общий, специальный и индивидуальный статусы осужденных, в отношении которых применяется принудительное питание. Автором отмечается, что уяснение содержания правового положения принудительно питающихся осужденных имеет большое теоретическое и практическое значение. Несмотря на это, не все проблемы, касающиеся содержания прав, обязанностей и законных интересов осужденных, в отношении которых применяется принудительное питание, исследованы учеными-юристами.

В процессе написания статьи ее автор пришел к выводу, что законодатель должен обратить внимание на необходимость признания осужденных, отказавшихся от питания, злостными нарушителями режима исправительного учреждения. В связи с этим предлагается в ч. 1 ст. 116 УИК РФ включить в перечень злостных нарушений следующее поведение: «отказ от приема пищи».

В представленной работе обозначена необходимость корректировки ст. 117 УИК РФ, в ч. 1 которой определено, что «взыскание исполняется немедленно, а в исключительных случаях - не позднее 30 дней со дня его наложения». Однако длительность периодов, связанных с ухудшением здоровья, непосредственным применением принудительного питания и восстановлением организма осужденного, может превысить указанный в ч. 1 ст. 177 УИК РФ 30-дневный срок.

Кроме того, анализ правового положения осужденных, к которым применяется принудительное питание, показал важность фиксации в юридических документах норм принудительного питания осужденных, а также расширение правового положения данной категории лиц.

Ключевые слова: правовое положение осужденных, принудительное питание, лишение свободы, злостное нарушение режима, права, обязанности и законные интересы осужденных.

FEATURES OF FORCED FEEDING OF PRISONERS SOME PECULIARITIES OF THE CONVICTED PERSONS' LEGAL POSITION WHO HAVE FORCED FEEDING

Summary. The article deals with the General, special and individual status of convicted persons in respect of whom forced food is used. The author notes that the understanding of the content of the legal situation offorced feeding convicts is of great theoretical and practical importance. Despite this, not all problems relating to the content of the rights, duties and legitimate interests of convicts, in respect of which compulsory food is used, are investigated by legal scientists.

In the process of writing the article, the author came to the conclusion that the legislator should pay attention to the need to recognize convicted, refused to eat, malicious violators of the regime of the correctional institution. In this regard, it is proposed in part 1 of article 116 of the penal enforcement code, to include in the list the worst violations of the following conduct: «refusal offood».

In the presented work the necessity of correction of Art. 117 of the PEC of the Russian Federation in which it is defined is designated that «collecting is executed immediately, and in exceptional cases - no later than 30 days from the date of its imposing». However, the duration of periods associated with poor health outcomes, the direct application of coercive power and the recovery of the body of the convicted person, may exceed specified in part 1 of article 177 of the penal enforcement code, the 30-day period.

In addition, the analysis of the legal status of convicts, to whom forced food is used, has shown the importance offixing the norms offorced food of convicts in legal documents, as well as the expansion of the legal status of this category ofpersons.

Keywords: legal status of convicted persons, forced food, deprivation of liberty, malicious violation of the regime, rights, duties and legitimate interests of convicted persons.

© 2018 Новиков Е. Е.

Правовое положение осужденных с 60-х гг. XX в. подвергается серьезному изучению и является предметом постоянных дискуссий ученых. Несмотря на это, не все проблемы были отражены в трудах отечественных ученых-пенитенциаристов, что сказалось и на практической деятельности. Речь идет о правах, обязанностях и законных интересах осужденных, в отношении которых применяется принудительное питание.

В уголовно-исполнительной науке представление о видах правового статуса построено на основе позиции, выработанной представителями общей теории права. Так, принято выделять три вида правового статуса личности: общий (конституционный), специальный (родовой) и индивидуальный. Все они, во-первых, связаны между собой, а во-вторых, присущи всем категориям осужденных.

Общий правовой статус осужденного формируют общегражданские права и обязанности, определенные Конституцией Российской Федерации (далее - Конституция РФ) и некоторой группой федеральных законов.

Особое значение имеет ст. 41 Конституции РФ, исходя из содержания которой можно сделать вывод о том, что осужденные, принудительно питающиеся, имеют право на охрану здоровья, которое им предоставляется независимо от гражданства, пола, расы, социальных, религиозных и иных различий. В рассматриваемом контексте под охраной здоровья понимается система мер медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического) характера, осуществляемых представителями администрации мест лишения свободы «в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья» каждого осужденного, «поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи» [1].

В случае если осужденный считает, что применяемое принудительное лечение является незаконным, он имеет право «защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом» (ст. 45), в том числе с помощью суда (ст. 46).

К разряду юридических документов, определяющих общегражданские права, следует отнести Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № З23-Ф3), одной из основных задач которого является определение прав и обязанности человека и гражданина, отдельных групп населения в сфере охраны здоровья, гарантии реализации этих прав.

Содержание указанного Федерального закона № З23-Ф3 позволяет сделать вывод, что осужденные, к которым применяется принудительное питание, наравне с другими гражданами, имеют следующие интересующие нас права: право на охрану здоровья (ст. 18); на облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, доступными методами и лекарственными препаратами (п. 4, ч. 5 ст. 19); на получение информации о своих правах и обязанностях, состоянии своего здоровья (п. 5, ч. 5 ст. 19) и т. д.

Отдельно следует отметить, что ч. ч. 9 и 10 ст. 20 Федерального закона № 323-ФЗ не определяют прав и обязанностей рассматриваемой категории осужденных, но ее содержание оказывает непосредственное влияние на формирование, изменение правового положения принудительно питающихся. Указанные нормы аннулируют право осужденного (как и всех граждан) на «добровольное согласие на медицинское вмешательство и на отказ от медицинского вмешательства» и определяют основы медицинского вмешательства без согласия гражданина (осужденного). Так, к осужденному могут применить принудительное питание (ч. 9 ст. 20), если:

1) медицинское вмешательство необходимо по экстренным показаниям для устранения угрозы жизни, и состояние осужденного не позволяет выразить свою волю;

2) осужденный, страдающий заболеваниями, представляет опасность для окружающих;

3) осужденный страдает тяжелыми психическими расстройствами.

Кратко отметим, что исходя из содержания ч. 10 ст. 20 рассматриваемого Федерального закона решение о принудительном питании может быть принято консилиумом врачей или непосредственно лечащим (дежурным) врачом с внесением соответствующей записи в медицинскую документацию осужденного и последующим уведомлением начальника учреждения о принятом решении в случае, если собрать консилиум невозможно.

Интересно, что в уголовно-исполнительном законодательстве, в нормах, касающихся лечения осужденных (ч. 3 ст. 18, ч. 1 ст. 116, ч. ч. 5 и 6 ст. 175 УИК РФ), используется термин «медицинская комиссия», а не «консилиум врачей». Отсюда следует, что назначать осужденным принудительное питание может только лечащий врач, так как медицинская комиссия в соответствии с законодательством о здравоохранении не правомочна принимать данное решение.

Специальный (родовой) правовой статус отражает определенную совокупность признаков, присущих конкретной группе лиц. Можно выделить, например, специальный правовой статус военнослужащего, студента, пенсионера. Осужденные, к которым применяется принудительное питание, обладают специальным правовым статусом наравне с остальной массой лиц, лишенных свободы.

Ст. 11 УИК РФ содержит следующий перечень специальных обязанностей, распространяющихся на лиц, признанных виновными в совершении преступления:

- соблюдение нравственных норм поведения, требований санитарии и гигиены. Если рассматривать нравственные нормы как совокупность принятых обществом правил поведения [2], а требования санитарии и гигиены - как комплекс мер по применению разработанных наукой нормативов, правил и рекомендаций, обеспечивающих оптимизацию условий питания людей с целью укрепления и сохранения их здоровья [3], то отказ осужденных от приема пищи будет являться нарушением указанной выше обязанности, так как, во-первых, подобное поведение является фактическим несогласием с одобренной обществом естественной потребностью человека, от которой он получает удовольствие и с помощью которой поддерживает свое здоровье и жизнь; во-вторых, нарушает медико-санитарные требования, связанные с осуществлением собственных действий по поддержанию жизни и здоровья в местах лишения свободы;

- соблюдение требований нормативных правовых актов, определяющих порядок и условия отбывания наказаний. Исходя из анализа изложенной нормы, принудительно питающиеся осужденные помимо основных обязанностей должны выполнять требования, содержащиеся в юридических документах медико-санитарного характера;

- выполнение законных требований администрации учреждений и органов, исполняющих наказание. Раскрывая данную обязанность, отметим, что наличие у осужденного статуса «принудительно питающийся» позволяет выделить два момента. Во-первых, сам факт принуждения осужденного к питанию говорит о том, что он не выполнил законных требований администрации учреждения, связанных, например, с обеспечением режима в ИУ, который, исходя из содержания ч. 1 ст. 82 УИК РФ, направлен, в том числе на обеспечение безопасности осужденного. Другими словами, отказ осужденного от питания является прямой угрозой безопасности его жизни и здоровья, в связи с чем администрация ИУ имеет законное право потребовать от осужденного принять пищу. Если же он отказался от выполнения данного требования, то сотрудники учреждения вправе принять меры, связанные, в нашем случае, с обеспечением безопасности жизни и здоровья осужденного. Во-вторых, наличие рассматриваемой обязанности говорит о том, что осужденный, принудительно питающийся, обязан выполнять все законные требования сотрудников учреждения, вытекающие из организации кормления, и не препятствовать их осуществлению;

- вежливо относиться к персоналу, иным лицам, посещающим учреждения, исполняющие наказания, а также к другим осужденным. Эта «специфическая обязанность» означает, что осужденный, к которому применяется принудительное питание, должен общаться с сотрудниками ИУ и иными лицами с соблюдением правил человеческого общежития. Практика показывает, что рассматриваемая категория осужденных нарушает обозначенную обязанность в основном в процессе организации принудительного кормления;

- являться по вызову администрации учреждений и органов, исполняющих наказания. Несмотря на наличие данной обязанности у каждого осужденного, принудительно питающиеся в основном не вызываются администрацией ИУ в связи с их состоянием здоровья, изоляцией от других осужденных и спецификой организации принудительного питания.

Исходя из содержания ч. 6 ст. 11 УИК РФ можно сделать вывод, что неисполнение осужденными, к которым применяется принудительное питание, «возложенных на них обязанностей, а также невыполнение законных требований администрации» ИУ влечет за собой установленную законом дисциплинарную ответственность. Интересно, что нормы УИК РФ конкретно не отвечают вопрос, касающийся привлечения рассматриваемой категории осужденных к дисциплинарной ответственности, что может привести к необоснованной реакции администрации ИУ на факт отказа от питания: неналожение взыскания, применение слишком мягкого или сурового по своему содержанию взыскания.

Логично предположить, что поведение осужденного, к которому применяется принудительное питание, характеризует его как человека, крайне несогласного с порядком и условиями отбывания наказания, стремящегося подобным образом решить какие-либо личные вопросы, оказать влияние на администрацию ИУ с помощью шантажа [4, с. 122] и т. д. В связи со сказанным

считаем возможным внести изменение в ч. 1 ст. 116 УИК РФ и включить в перечень злостных нарушений следующее положение: «отказ от приема пищи». Предлагаемое изменение ч. 1 ст. 116 УИК РФ будет касаться не только осужденных, к которым применяется принудительное питание, но и всех лиц, отказавшихся от приема пищи.

Кроме того, определенной корректировки требует ст. 117 УИК РФ, в ч. 1 которой определено, что «взыскание исполняется немедленно, а в исключительных случаях - не позднее 30 дней со дня его наложения». Однако длительность периодов, связанных с ухудшением здоровья, непосредственным применением принудительного питания и восстановлением организма осужденного, может превысить указанный в ч. 1 ст. 177 УИК РФ 30-дневный срок. Поставленный проблемный вопрос решит следующая предлагаемая норма ст. 117 УИК РФ: «1.1. В отношении осужденного, к которому применяется принудительное питание, взыскания, предусмотренные пунктами «в», «г», «д» и «е» части первой ст. 115 настоящего Кодекса, применяются после проведения медицинского осмотра и выдачи медицинского заключения о том, что осужденный восстановил свое здоровье».

Специальные обязанности осужденных, к которым применяется принудительное питание, предусмотрены не только в ст. 11 УИК РФ, но и в нормах Особенной части УИК РФ, а также в принятых в соответствии с указанным Кодексом нормативных правовых актах. Так, можно выделить следующие специальные обязанности, конкретизирующиеся в п. 16 Раздела III Приказа Минюста России от 16.12.2016 № 295 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений» (далее - ПВР ИУ):

- соблюдение распорядка дня, установленного в ИУ. Прием пищи исходя из содержания приложения № 6 ПВР ИУ является обязательным мероприятием, проводимым администрацией ИУ в течение дня. Другими словами, отказ осужденного от завтрака, обеда и ужина можно квалифицировать как несоблюдение распорядка дня, существующего в ИУ;

- бережное отношение к имуществу ИУ. Если осужденный, к которому применяется принудительное питание, причинит материальный ущерб учреждению, то в соответствии с ч. 1 ст. 102 УИК РФ он будет привлечен к материальной ответственности в размерах, предусмотренных гражданским законодательством Российской Федерации;

- соблюдение чистоты и правили гигиены. По общему правилу осужденные обязаны содержать в чистоте и опрятности жилые помещения и спальные места, прикроватные тумбочки, одежду, по установленному образцу заправлять постель, следить за состоянием спальных мест. Но принудительно питающийся может быть освобожден от выполнения указанной обязанности по состоянию здоровья.

Специальные права всех категорий осужденных, в том числе тех, к которым применяется принудительное питание, закреплены в ст. 12 УИК РФ. Выделим наиболее значимые для нашего исследования специальные права осужденных:

- осужденные имеют право на получение информации о своих правах и обязанностях. Анализ указанной нормы дает понять, что осужденные имеют право получать разъяснения, касающиеся целей, оснований, последствий и процедуры принудительного питания;

- ч. 2 ст. 12 УИК РФ определяет, что осужденные имеют право на вежливое обращение со стороны персонала мест лишения свободы, то есть не только осужденный, но и администрация учреждения обязаны вежливо обращаться с лицом, отказывающимся от питания. Кроме того, исходя из анализа указанной нормы организация принудительного питания, насколько это возможно, не должна быть жестокой и унижать человеческое достоинство. Концептуальное значение имеет положение ч. 2 ст. 12 УИК РФ, которое легитимизирует применение принудительного питания: «меры принуждения к осужденным могут быть применены не иначе как на основании закона»;

- ч. 4 ст. 12 УИК РФ определяет перечень субъектов, к которым осужденный, в отношении которого применяется принудительное питание, имеет право обратиться с предложениями, заявлениями и жалобами. Со своей стороны администрация учреждения обязана содействовать реализации осужденным указанного специального права;

- особое значение имеет ч. 6 ст. 12 УИК РФ, в которой определено, что осужденные имеют право на охрану здоровья. Как бы парадоксально это ни звучало, но принуждение осужденного к питанию - это в некотором смысле действия администрации учреждения, направленные на обеспечение указанного специального права последнего. Особенно это касается тех осужденных, которые отказываются принимать пищу в связи с заболеваниями психики;

- ч. 6.1 УИК РФ закрепляет право осужденного на психологическую помощь. Осужденные, к которым применяется принудительное питание, могут нуждаться в психологической помощи в связи: 1) с самим фактом отказа от пищи; 2) возможными изменениями психологического состояния в процессе голодания; 3) принуждением к питанию малоприятными для человеческого организма способами. Вместе с тем психологическое сопровождение должно осуществляться только с согласия принудительно питающегося.

Останавливаясь на данном вопросе, отметим, что УИК РФ не содержит в себе специальных норм, определяющих необходимость оказания психологической помощи рассматриваемой категории осужденных. Не видим необходимости вносить соответствующие изменения, регламентирующие порядок предоставления психологической помощи лицам, принудительно питающимся, так как этот вопрос решают правила приказа Минюста от 12.12.2005 № 238«Об утверждении Инструкции по организации деятельности психологической службы уголовно-исполнительной системы», которые обязывают сотрудников психологической службы выявлять, изучать, прогнозировать деструктивные явления в среде осужденных (в том числе суицидальное поведение, межличностные конфликты и т. п.), осуществлять индивидуальное психологическое консультирование «по вопросам, требующим участия специалиста» и т. д.

Нельзя не отметить, что на рассматриваемую категорию лишенных свободы также распространяются положения ст. 14 УИК РФ, регламентирующие право осужденных на свободу совести и вероисповедания. УИК РФ не запрещает сотрудникам ИУ приглашать священнослужителей для встречи с осужденным, к которому применяется принудительное питание. Инициировать указанную процедуру может только сам осужденный.

Исходя из буквального толкования ч. 7 ст. 14 УИК РФ священнослужители приглашаются только по просьбе следующих категорий осужденных: водворенных в штрафной изолятор, дисциплинарный изолятор, переведенных в помещения камерного типа, единые помещения камерного типа и одиночные камеры. В связи с указанным и с целью реализации права осужденного, к которому применяется принудительное питание, на отправление религиозных обрядов считаем возможным интересующую норму ч. 7 ст. 14 УИК РФ представить в следующей редакции: «...К осужденным, водворенным в штрафной изолятор, дисциплинарный изолятор, переведенным в помещения камерного типа, единые помещения камерного типа и одиночные камеры, а также к которым применяется принудительное питание, по их просьбе приглашаются священнослужители.».

При изучении специального правового статуса осужденных, к которым применяется принудительное питание, нельзя обойти стороной их законные интересы, которые наравне с правами и обязанностями являются важнейшими элементами правового положения.

Они носят в основном характер стремлений, направленных на пользование определенным благом и удовлетворение потребностей; этот «правовой стимул и является правовым побуждением к законопослушному поведению осужденного» [5, с. 51]. Только при наличии правомерного поведения лица могут быть реализованы законные интересы, например, перевод в лучшие условия отбывания наказания (ст. 87 УИК РФ и др.), изменение вида ИУ (ст. 78 УИК РФ), условно-досрочное освобождение (ст. 175 УИК РФ) и т. д.

Сам факт принуждения к питанию свидетельствует об отрицательном поведении осужденного, который своим поступком бросает открытый вызов администрации ИУ. Другими словами, реализация законных интересов становится невозможной в период организации принудительного питания.

Принудительно питающийся должен знать, что отказ от проведения голодовки реанимирует процесс формирования его положительной характеристики, что в дальнейшем может привести к принятию администрацией ИУ решения по предоставлению возможности использовать какой-либо законный интерес.

Говоря об индивидуальном правовом статусе, следует отметить, что он содержит в себе набор персонифицированных прав, обязанностей и законных интересов. В нашем случае осужденный приобретает рассматриваемый индивидуальный статус, когда к нему применяется принудительное питание. Ч. 4 ст. 101 УИК РФ определяет два основания применения принудительного питания: отказ осужденного от приема пищи и возникновение угрозы жизни. Не углубляясь в тему оснований применения принудительного питания, отметим, что ч. 4 ст. 101 УИК РФ содержит достаточно скудный перечень оснований для применения принудительного питания. Например, не-

ясно, является ли угроза здоровью (не угроза жизни) основанием для применения принудительного питания.

Анализ уголовно-исполнительного законодательства позволяет констатировать, что индивидуальный правовой статус рассматриваемой группы осужденных, к которым применяется принудительное питание, практически не закреплен в нормах права. Поэтому изучение содержания персонифицированных элементов правового статуса будет проведен исходя из изучения практики применения принудительного питания и опроса практических работников.

Так, в первую очередь осужденный имеет право на приготовление ему питательной смеси в соответствии с предъявляемыми требованиями. Ранее действующий Приказ Минюста России от 02.08.2005 № 125 «Об утверждении норм питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, а также подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, на мирное время» в Приложении № 7 определял конкретные нормы для осуществления принудительного питания осужденных. Но принятый Приказ Минюста России от 26.02.2016 № 48 «Об установлении повышенных норм питания, рациона питания и норм замены одних продуктов питания другими, применяемых при организации питания осужденных к лишению свободы, а также подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний, на мирное время» не содержит в себе норм положенности, ранее содержащихся в Приложении № 7 устаревшего приказа. Не решает данную задачу и постановление Правительства Российской Федерации от 11.04.2005 № 205, определяющее минимальную норму питания для осужденных к лишению свободы, содержащихся в ИУ в мирное время. Таким образом, очевидный пробел законодательства вынуждает медицинских работников учреждения реализовы-вать указанное право осужденного и готовить питательную смесь по нормам несуществующего приказа.

Полагаем, что законодатель должен обратить внимание на очевидный недостаток Приказа Минюста России № 48 и внести новое Приложение № 8: «Норма для осуществления принудительного питания осужденных к лишению свободы, а также для подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, на мирное время».

В данном контексте отметим, что осужденный имеет право на приготовление смеси и осуществление кормления в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами (в том числе стерильность медицинского оборудования, сроки годности продуктов и добавляемых в смесь медицинских препаратов). В целом, исходя из содержания приказа ФСИН России от 02.09.2016 № 696 «Об утверждении порядка организации питания осужденных, подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы», организация качественного питания всех категорий осужденных, контроль за указанной деятельностью «осуществляется начальником учреждения УИС, его заместителями, медицинскими работниками медицинского подразделения, сотрудниками ОИХО, дежурным помощником начальника учреждения УИС» (п. 96).

Осужденный имеет право в любой момент отказаться от голодания и согласиться принимать пищу естественным образом. Применение принудительного питания должно быть приостановлено. По решению медицинского работника осужденному на период восстановления организма может быть предоставлено питание по нормам, предназначенным для больных осужденных в соответствии с Приложением № 5 (устанавливает повышенные нормы питания больных осужденных), или разделом II Приложения № 7 (определяет нормы замены одних продуктов питания другими при организации питания больных осужденных) Приказа Минюста России за № 48.

Принудительно питающийся имеет право ознакомиться с основаниями принудительного питания (приказ начальника ИУ, выданный исходя из заключения медицинского работника (комиссии)). Кроме того, в некоторой литературе отмечается необходимость извещать прокурора по надзору за соблюдением законов в ИУ [6] о факте применения к осужденному принудительного питания. С целью обеспечения общеправовых принципов права (особенно, принципов законности и гуманизма) и реализации правового положения рассматриваемой категории осужденных считаем возможным законодательно закрепить в ч. 4 ст. 101 УИК РФ следующие обязанности админи-

страции ИУ: под подпись ознакомить осужденного с основаниями применения принудительного питания и известить прокуратуру о состоявшемся факте.

Осужденный имеет право на проведение соответствующей процедуры только медицинским работником. Иные сотрудники учреждения могут привлекаться к организации принудительного питания только в качестве помощников, основной функцией которых будет являться физическое сдерживание осужденного. Возможность организации физического сдерживания принудительно питающихся осужденных обосновывается ч. 1 ст. 86 УИК РФ, исходя из содержания которой следует, что физическую силу можно применить в случае, например, «оказания осужденными сопротивления персоналу исправительных учреждений», «проявления буйства».

Перед началом каждого принудительного питания осужденный имеет право на получение информации о том, каким способом (оральным - введение питательной смеси через ротовую полость; ректальным - введение питательной смеси и/или медицинских препаратов в прямую кишку) и с помощью каких средств (назо-эзофагеального зонда, фарингеального зонда, эзофагеально-го зонда, гастростомической трубки и др.) будет проводиться соответствующая медицинская процедура. Как правило, предоставление подобной информации производит на осужденных сильное впечатление.

Рассматриваемое право осужденного закреплено не в уголовно-исполнительных нормах, а в законодательстве Российской Федерации в области здравоохранения. Так, ст. 22 Федерального закона № 323-ФЗ определяет, что каждый имеет право получить информацию о методах оказания медицинской помощи, риске, связанном с ними, возможных видах медицинского вмешательства, его последствиях и результатах оказания медицинской помощи. Однако, несмотря на содержание ст. 22 Федерального закона № 323-ФЗ, считаем необходимым закрепить указанное индивидуальное право в предписаниях пенитенциарного права, например, в новом приказе Минюста России от 28.12.2017 № 285 «Об утверждении порядка организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы».

Осужденный имеет право на проведение процедуры принудительного питания, минимально причиняющей ему физический и психологический дискомфорт. В данном случае следует помнить, что цель принудительного питания состоит в обеспечении безопасности жизни и здоровья, а не в том, чтобы, во-первых, покарать осужденного за свое поведение и, во-вторых, чтобы «другим было неповадно».

Затрагивая вопрос об индивидуальных обязанностях рассматриваемой категории осужденных, следует отметить, что они обязаны безоговорочно выполнять требования медицинских работников. Эти требования должны касаться, во-первых, медицинского освидетельствования осужденного (например, измерение массы тела, артериального давления, температуры тела и т. д.) до и после принудительного питания; во-вторых, непосредственной процедуры принудительного питания. В-третьих, осужденный не должен оказывать физического сопротивления сотруднику медицинской службы, приступающему к процедуре принудительного кормления. В случае необходимости с целью сдерживания в отношении осужденного могут примениться спецсредства (наручники) и физическая сила.

Полагаем, что подобное поведение осужденного является злостным нарушением режима отбывания наказания и исходя из содержания ч. 1 ст. 116 УИК РФ может квалифицироваться как «.угроза, неповиновение представителям администрации исправительного учреждения или их оскорбление при отсутствии признаков преступления.». Указанные действия осужденного, по сути, будут являться вторым злостным нарушением режима, так как, повторим, уже сам факт отказа от принудительного питания, по нашему мнению, является дисциплинарным проступком.

В заключение статьи необходимо отметить следующее. Несмотря на то что правовое положение осужденных, лишенных свободы, регламентирует многоуровневая система юридических документов (нормы международного права, Конституция РФ, федеральное законодательство, подзаконные и ведомственные нормативные правовые акты), индивидуальный правовой статус осужденных, к которым применяется принудительное питание, практически не отражен в нормативно-правовых актах. Современная правовая действительность дает лишь косвенный ответ на вопрос о том, какими правами, обязанностями и законными интересами обладают принудительно питающиеся осужденные.

Законодатель должен обратить внимание на следующие вопросы, затрагивающие правовое положение принудительно питающихся:

- признание осужденных, отказавшихся от питания, злостными нарушителями режима в ИУ. Считаем возможным внести изменение в ч. 1 ст. 116 УИК РФ и включить в перечень злостных нарушений следующее поведение: «отказ от приема пищи». Кроме того, должны быть пересмотрены сроки исполнения взыскания, в связи с чем в ст. 117 УИК РФ предлагаем ввести новую норму следующего содержания: «1.1. В отношении осужденного, к которому применяется принудительное питание, взыскания, предусмотренные пунктами «в», «г», «д» и «е» части первой ст. 115 настоящего Кодекса, исполняются после проведения медицинского осмотра и выдачи медицинского заключения о том, что осужденный восстановил свое здоровье»;

- реализация рассматриваемой категорией осужденных права на вероисповедание. В связи с этим считаем возможным ч. 7 ст. 14 УИК РФ представить в следующей редакции: «...К осужденным, водворенным в штрафной изолятор, дисциплинарный изолятор, переведенным в помещения камерного типа, единые помещения камерного типа и одиночные камеры, а также к которым применяется принудительное питание, по их просьбе приглашаются священнослужители.»;

- определение норм принудительного питания осужденных. Полагаем, что законодатель должен обратить внимание на очевидный недостаток Приказа Минюста России № 48 и внести новое Приложение № 8: «Норма для осуществления принудительного питания осужденных к лишению свободы, а также для подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, на мирное время»;

- закрепление некоторых дополнительных обязанностей администрации. Считаем возможным законодательно закрепить в ч. 4 ст. 101 УИК РФ следующие обязанности администрации ИУ: под подпись ознакомить осужденного с основаниями применения принудительного питания и известить прокуратуру о состоявшемся факте;

- фиксация в уголовно-исполнительном законодательстве права осужденного на получение информации о методах, способах и средствах медицинского вмешательства.

Таким образом, полагаем, что главная проблема в реализации рассмотренного вопроса заключается в отсутствии конкретного блока норм, формирующих отдельный институт права и ориентированных на специальный субъект уголовно-исполнительного права, то есть на осужденных, к которым применяется принудительное питание [7, с. 117-136].

Библиографический список

1. Бархатова Е. Ю. Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный). 2-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2015. 272 с.

2. Нравственные нормы [Электронный ресурс]. URL: http://ethicscenter.ru/nravstvennye-normy.html (дата обращения: 11.01.2018).

3. Санитария [Электронный ресурс] // Портал медицинских лекций. URL: http://medlec. org/lek-20046.html (дата обращения: 11.01.2018).

4. Дергачев А. В., Скиба А. П. Принудительное питание осужденных к лишению свободы: постановка проблемы // Прикладная юридическая психология. 2016. № 4(37). С. 121-129.

5. Закаржевский Н. Н. Законные интересы осужденных: правовые аспекты реализации // Законность. 2011. № 3. С. 51-52.

6. Сорокин М. А., Сорокина О. Е. Обеспечение безопасности при организации принудительного кормления лиц, отказавшихся от приема пищи в исправительном учреждении [Электронный ресурс]. URL: http://politika.snauka.ru/2015/11/3533 (дата обращения: 17.01.2018).

7. Принудительное питание осужденных к лишению свободы: монография / А. В. Дергачев, Ю. А. Кашуба, В. Е. Южанин и др.; под науч. ред. А. П. Скибы; под общ. ред. А. А. Крымова. Рязань: Академия ФСИН России, 2017. 215 с.

References

1. Barkhatova E. Yu. Kommentarij k Konstitutsii Rossijskoj Federatsii (postatejnyj) [Commentary on the Constitution of the Russian Federation (item-by-item)]. 2-e izd., pererab. i dop. Moscow: Prospect, 2015, 272 p. [in Russian].

2. Nravstvennye normy [Moral code]. URL: http://ethicscenter.ru/nravstvennye-normy.html (Accessed: 11.01.2018) [in Russian].

3. Sanitariya [Sanitation] Portal meditsinskikh lektsii [Portal of medical lectures]. URL: http://medlec.org/lek-20046.html (Accessed: 11.01.2018) [in Russian].

4. Dergachev A. V., Skiba A. P. Prinuditel'noe pitanie osuzhdennykh k lisheniyu svobody: post-anovka problem [The Forced nutrition of persons convicted to deprivation of freedom: statement of a problem]. Prikladnaya yuridicheskaya psikhologiya [Applied legal psychology], 2016, no. 4 (37), pp. 121-129 [in Russian].

5. Zakarzhevskij N. N. Zakonnye interesy osuzhdennykh: pravovye aspekty realizatsii [Legitimate interests of convicted persons: the legal aspects of realization]. Zakonnost' [The Legitimacy], 2011, no. 3, pp. 51-52 [in Russian].

6. Sorokin M. A., Sorokina O. E. Obespechenie bezopasnosti pri organizatsii prinuditel'nogo kormleniya lits, otkazavshikhsya ot priema pishhi v ispravitel'nom uchrezhdenii [Security at the organization of force-feeding persons who have refused food in a correctional facility]. URL: http://politika. snau-ka. ru/2015/11/3533 (Accessed: 17.01.2018) [in Russian].

7. Dergachev V. A., Kashuba J. A., Yuzhanin V. E. etc. Prinuditel'noe pitanie osuzhdennykh k lisheniyu svobody [The forced nutrition of persons convicted to deprivation of liberty]. Scientific. edited by A. P. Skyba; general edited by A. A. Krymov. Ryazan: The Academy of the FPS of Russia, 2017, 215 p. [in Russian].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.