Научная статья на тему 'Принудительное питание осужденных к лишению свободы: постановка проблемы'

Принудительное питание осужденных к лишению свободы: постановка проблемы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
950
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРИНУДИТЕЛЬНОЕ ПИТАНИЕ ОСУЖДЕННОГО К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ / FORCED FEEDING SENTENCED TO IMPRISONMENT / ПРОБЛЕМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ / REGULATORY ISSUES / ИСПРАВЛЕНИЕ ОСУЖДЕННОГО / CORRECTION OF THE CONVICTS / ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ СОВЕРШЕНИЯ НОВЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ / PREVENTION OF NEW CRIMES / ЧЛЕНОВРЕДИТЕЛЬСТВО ОСУЖДЕННОГО / MUTILATION OF THE CONVICTED PERSON / РЕГЛАМЕНТАЦИЯ ДЕЙСТВИЙ МЕДИЦИНСКИХ / THE REGULATION OF MEDICAL / ОПЕРАТИВНЫХ / РЕЖИМНЫХ И ИНЫХ СОТРУДНИКОВ ИСПРАВИТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ / OPERATING AND OTHER CORRECTIONAL OFFICERS / ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ОСУЖДЕННОГО / THE LEGAL STATUS OF THE CONVICT / SURGICAL

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Дергачев Александр Владимирович, Скиба Андрей Петрович

В статье рассматривается институт принудительного питания осужденных к лишению свободы, который недостаточно урегулирован. На законодательном уровне о нем говорится только в ч. 4 ст. 101 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (УИК РФ) и вообще не упоминается в Правилах внутреннего распорядка исправительных учреждений, Правилах внутреннего распорядка воспитательных колоний уголовно-исполнительной системы и Порядке организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу. Выявляется ряд недостатков законодательной регламентации принудительного питания осужденных к лишению свободы: не закреплена форма отказа осужденного от приема пищи; отсутствует регулирование правового положения осужденного (в первую очередь, его прав); не ясно, принудительное питание представляет собой принудительное кормление осужденного продуктами питания либо медицинскую процедуру, связанную с введением лекарственных препаратов в его организм; не определен порядок контроля (подтверждения) наступления оснований, указанных в ч. 4 ст. 101 УИК РФ, для принудительного питания осужденного; не предусмотрен перечень действий медицинских, оперативных, режимных и иных сотрудников ИУ, а также должностных лиц, которые должны иметь отношение к организации осуществления принудительного питания осужденных (например, надзирающего прокурора), и т. д. Предлагается принудительное питание осужденных рассматривать в контексте достижения целей уголовно-исполнительного законодательства, а также формулируется ряд теоретико-правовых мер, направленных на повышение эффективности применения данного правового института.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Дергачев Александр Владимирович, Скиба Андрей Петрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

nstitute of convicts’ forced feeding is not settled enough. At the legislative level, it is specified only in p.4 art. 101 of RF Penal Code but does not mention in Penal Regulations, Internal Regulations for educational colonies, Order of the organization of medical assistance to convicted persons serving sentences in prisons and detention. It reveals a number of shortcomings of the legislative regulation of convicts’ forced feeding: the form of refusal of meal is not fixed; there is no regulation of convict’s legal status (primarily, of his rights); it is not clear if forced feeding is compulsory feeding or a medical procedure of enteral introduction of drugs; procedure of control (verification) of grounds (according to p.4 art. 101 of RF Penal Code) for forced feeding is not stated; the list of actions for medical, operation, security etc. stuff is not specified as well as other officials who are to organize and realize forced feeding (supervising prosecutor, for example). It is proposed to consider convicts’ forced feeding in the context of achieving the objectives of penitentiary legislation; series of theoretical and legal measures aimed at improving the efficiency of application of this legal institution are formulated.

Текст научной работы на тему «Принудительное питание осужденных к лишению свободы: постановка проблемы»

УДК 343.822:343.828

ПРИНУДИТЕЛЬНОЕ ПИТАНИЕ ОСУЖДЕННЫХ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ: ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

Реферат: в статье рассматривается институт принудительного питания осужденных к лишению свободы, который недостаточно урегулирован. На законодательном уровне о нем говорится только в ч. 4 ст. 101 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (УИК РФ) и вообще не упоминается в Правилах внутреннего распорядка исправительных учреждений, Правилах внутреннего распорядка воспитательных колоний уголовно-исполнительной системы и Порядке организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу.

Выявляется ряд недостатков законодательной регламентации принудительного питания осужденных к лишению свободы: не закреплена форма отказа осужденного от приема пищи; отсутствует регулирование правового положения осужденного (в первую очередь, его прав); не ясно, принудительное питание представляет собой принудительное кормление осужденного продуктами питания либо медицинскую процедуру, связанную с введением лекарственных препаратов в его организм; не определен порядок контроля (подтверждения) наступления оснований, указанных в ч. 4 ст. 101 УИК РФ, для принудитель-

© Дергачев А. В., Скиба А. П., 2016

А. В. Дергачев, А. П. Скиба

ного питания осужденного; не предусмотрен перечень действий медицинских, оперативных, режимных и иных сотрудников ИУ, а также должностных лиц, которые должны иметь отношение к организации осуществления принудительного питания осужденных (например, надзирающего прокурора), и т. д.

Предлагается принудительное питание осужденных рассматривать в контексте достижения целей уголовно-исполнительного законодательства, а также формулируется ряд теоретико-правовых мер, направленных на повышение эффективности применения данного правового института.

Ключевые слова: принудительное питание осужденного к лишению свободы, проблемы регулирования, исправление осужденного, предупреждение совершения новых преступлений, членовредительство осужденного, регламентация действий медицинских, оперативных, режимных и иных сотрудников исправительного учреждения, правовое положение осужденного.

Принудительное питание (ПП) осужденных к лишению свободы - форма, взаимодействия между администрацией исправительных учреждений (ИУ) и самими осужденными. Она направлена на обеспечение охраны здоровья осужденных - одного из их основных прав в соответствии со ст. 12 УИК РФ.

Однако регулирование на законодательном уровне ПП осужденных к лишению свободы оставляет желать лучшего (об этом говорят и многие исследователи [1, с. 92-97]). Об этом правовом институте говорится только в ч. 4 ст. 101 УИК РФ и вообще не упоминается в Правилах внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Минюста России от 3 ноября 2005 г. № 205, Правилах внутреннего распорядка воспитательных колоний уголовно-исполнительной системы, утвержденных приказом Минюста России от 6 октября 2006 г. № 311, приказе Минздравсоцразвития России и Минюста России от 17 октября 2005 г. № 640/190 «О Порядке организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу».

В соответствии с ч. 4 ст. 101 УИК РФ основаниями для ПП являются одновременно два обстоятельства: отказ осужденного от приема пищи и возникновение угрозы его жизни, а условием -наличие медицинских показаний. В то же время подобное закрепление в ч. 4 ст. 101 УИК РФ института ПП осужденных является фрагментарным и порождает много вопросов.

Во-первых, из текста закона неясно, что ПП представляет собой - принудительное кормление осужденного продуктами питания либо медицинскую процедуру, связанную с введением лекарственных препаратов в его организм?

Во-вторых, непонятно, ПП осужденного ограничивается собственно его принудительным кормлением (независимо от способов, указанных выше) или включает в себя иные действия сотрудников ИУ? Представляется, что рассматриваемый институт должен дополни-

тельно включать в себя ряд мер оперативного, режимного (которые в целом также требуют усиления нормативного регулирования), воспитательного и иного характера, что следует хотя бы в общих положениях отразить в УИК РФ [2, с. 11-15; 3, с. 102-107; 4, с. 96-100].

В-третьих, отсутствует регламентация действий не только медицинских, оперативных, режимных и иных сотрудников ИУ, но и иных должностных лиц, которые должны иметь отношение к организации осуществления ПП осужденных - начальника ИУ, надзирающего прокурора и т. д.

В-четвертых, законодательно не закреплена форма отказа осужденного от приема пищи, которая является основанием для ПП. Она может быть различной: составление осужденным соответствующего заявления, свидетельствующего об осознанном желании объявить голодовку, и одновременно демонстративный отказ, например, идти в столовую или его негласное уклонение от приема пищи ввиду наличия психического расстройства, влекущего за собой неадекватное поведение (о подобном говорилось в юридической литературе, в том числе когда такой осужденный не в полной мере осознает фактический характер и (или) общественную опасность своих действий), а при отсутствии такового, в частности, для того чтобы испытать устойчивость своего организма, либо какая-нибудь иная форма отказа осужденного от приема пищи [5, с. 46-47; 6, с. 20-23; 7, с. 36-37].

В-пятых, отказ осужденного от приема пищи и возникновение угрозы его жизни - это разные обстоятельства, иногда не имеющие непосредственного отношения друг к другу.

По общему правилу, постоянно применяемому на практике, после отказа

осужденного от приема пищи через определенный период (например, несколько дней) может возникнуть угроза жизни, требующая его ПП.

Однако возникновение угрозы жизни осужденного может происходить не только из-за его осознанной голодовки, но и в связи с имеющимися у него, например, соматическими заболеваниями, затрудняющими прием пищи. В этом случае необходимость ПП осужденного может быть обусловлена именно возникновением угрозы его жизни, а не отказом от приема пищи.

В-шестых, не урегулирован порядок контроля (подтверждения) наступления оснований, указанных в ч. 4 ст. 101 УИК РФ, для ПП осужденного. Если при возникновении угрозы жизни осужденного очевидна необходимость составления соответствующих медицинских документов (наличие медицинских показаний является условием ПП), то каким образом фиксируется факт его отказа (уклонения) от приема пищи в законе не закреплено.

В-седьмых, отсутствует законодательное регулирование правового положения осужденного (в первую очередь его прав) - при планировании применения или при осуществлении ПП.

Указанные проблемы законодательного регулирования ПП затрудняют эффективное воздействие администрации ИУ на таких осужденных. Кроме того, на теоретическом уровне не определено значение ПП осужденных в контексте достижения целей уголовно-исполнительного законодательства (исправления осужденных и предупреждения совершения новых преступлений), не разработаны критерии эффективности его применения и пр.

В какой-то мере ситуацию нормализует наличие ст. 42 «Меры, принимаемые при отказе от приема пищи» Фе-

дерального закона от 15 июля 1995 г. № 103-Ф3 «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», в которой отдельные из указанных проблем в той или иной степени нашли свое разрешение (хотя этот нормативный правовой акт имеет несколько иную сферу применения, нежели УИК РФ). Так, в этой норме закона предусмотрена обязанность начальника места содержания под стражей или его заместителя выяснять причины непринятия пищи и извещать об этом лицо или орган, в производстве которых находится уголовное дело, а также надзирающего прокурора; содержать (по возможности, как указано в законе) лицо, отказавшееся от приема пищи, отдельно от других лиц и обеспечивать наблюдение за ним медицинского работника; применять меры, в том числе принудительного характера, направленные на поддержание здоровья такого лица на основании письменного заключения врача и в присутствии медицинского работника и т. п.

Наличие такого примера законодательного закрепления института ПП лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, позволяет говорить о наличии неиспользованного потенциала его регулирования. Фактически отказ от приема пищи является одним из способов членовредительства осужденных, так как ориентирован на причинение вреда своему здоровью.

На практике осужденные могут отказываться от приема пищи для достижения различных целей:

- привлечения внимания администрации ИУ, органов прокуратуры или иных правоохранительных органов для решения каких-либо личных вопросов;

- оказания влияния на администрацию ИУ, шантажа, чтобы добиться себе

или другим осужденным не предусмотренных законодательством льгот;

- временной изоляции от других осужденных, например, из-за возникшего конфликта;

- самоубийства и т. д. [8, с. 123-129; 9].

Между тем в ИУ больше половины

осужденных находится на учете у медицинских работников, а также содержится большое количество лиц с повышенной агрессивностью, с психическими отклонениями, склонных к различным формам деструктивного поведения (агрессии, конфликтам, членовредительству, суицидам и т. п.). Осужденные, имеющие различные заболевания и такие характеристики, требуют специфического воздействия со стороны администрации ИУ, одним из способов которого может выступать ПП таких лиц.

С теоретической точки зрения ПП осужденных следует отнести к группе мер медицинского характера, указанных в ст. 18 УИК РФ, включающей в себя принудительные меры медицинского характера и обязательное лечение. Однако четко их пенологическое значение, как и ПП, в контексте достижения целей уголовно-исполнительного законодательства в УИК РФ не закреплено. Фактически принудительные меры медицинского характера, обязательное лечение и ПП являются средствами воздействия в отношении осужденных, но законодательно (ст. 9 УИК РФ) не относящимися к основным средствам исправления; более того, в законе прямо не говорится и об их использовании в контексте предупреждения преступлений [10, с. 100-105].

Отказ от приема пищи осужденный, не имеющий тяжелых психических расстройств, обычно осуществляет, понимая его последствия для организма, применение ПП направлено на предупреждение дальнейшего членовреди-

тельства и иных его правонарушающих деяний, связанных с опасностью для самого себя (как и осуществление принудительных мер медицинского характера в соответствии с ч. 2 ст. 18 УИК РФ). Наличие условной цели применения ПП в виде улучшения состояния здоровья осужденного и предупреждения его правонарушающего поведения также сближает рассматриваемый институт с принудительными мерами медицинского характера и обязательным лечением.

При этом членовредительство (в том числе отказ от приема пищи) не относится к числу злостных нарушений установленного порядка отбывания наказания (в соответствии с ч. 1 ст. 116 УИК РФ), ввиду чего администрация ИУ не всегда может адекватно отреагировать на его совершение. Кроме того, в отличие от принудительных мер медицинского характера и обязательного лечения уклонение от исполнения ПП также не относится к злостным нарушениям установленного порядка отбывания наказания (в данном случае имеется в виду уклонение осужденного от применения мер режимного, медицинского и иного характера,связанных с реализацией института ПП осужденных).

Таким образом, можно говорить о наличии неиспользованного потенциала законодательного регулирования ПП осужденных к лишению свободы, а также необходимости теоретической разработки данного способа воздействия администрации ИУ на осужденных.

Список литературы

1. Павленко А. А. К вопросу о содержании алгоритма действий медицинских работников исправительных учреждений в юридически значимых для осужденных ситуациях // Человек: преступление и наказание. 2015. № 1. С. 92-97.

2. Дергачев А. В. Организации режима в исправительных учреждениях: состояние, проблемы, перспективы // Вестник Кузбасского института. 2014. № 2 (19). С. 11-15.

3. Крымов А. А. Концепция развития уголовно-процессуальной деятельности органов и учреждений уголовно-исполнительной системы (часть 1) // Законы России: опыт, анализ, практика. 2014. № 7. С. 102-107.

4. Крымов А. А. Концепция развития уголовно-процессуальной деятельности органов и учреждений уголовно-исполнительной системы (часть 2) // Законы России: опыт, анализ, практика. 2014. № 8. С. 96-100.

5. Белов Ю., Агаларзаде А., Шишков С. Медико-организационная практика // Воспитание и правопорядок. 1986. № 10. С. 46-47.

6. Дебольский М. Г. Суицид как психологический кризис личности // Преступление и наказание. 2008. № 2. С. 20-23.

7. Токаев Ю. На больничных койках все равны // Преступление и наказание. 2003. № 5. С. 36-37.

8. Скиба А. П. Проблемы оценки членовредительства осужденного к лишению свободы при его досрочном освобождении от отбывания наказания // Уголовное право. 2010. № 5. С. 123-129.

9. Уголовно-исполнительное право России. Общая и Особенная части : учебник / под ред. В. Е. Эминова, В. Н. Орлова. М., 2012. 751 с.

10. Скиба А. П. Применение мер безопасности в контексте исправления осужденных и предупреждения совершения новых преступлений // Северо-Кавказский юридический вестник. 2015. № 1. С. 100-105.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.