УДК 796.5
О НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННОСТЯХ
W
ОСНОВНЫХ ФОРМ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИИ СПОРТОМ
ABOUT SOME FEATURES OF THE MAIN FORMS OF INDEPENDENT SPORTS ACTIVITIES
Губенков Андрей Олегович
кандидат юридических наук кафедра огневой подготовки и деятельности органов внутренних дел
в особых условиях
Орловский юридический институт МВД России имени В. В. Лукьянова
г. Орел, Россия Gubenkov Andrey Olegovich
Ph.D.
department of fire training and activities internal affairs bodies in special conditions Lukyanov Orel Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia
Orel, Russia
Аннотация. В данной статье автором затрагиваются некоторые особенности организации и проведения самостоятельных внеурочных форм занятий физическими уп-ражнениями, как неотъемлемого элемента популяризации занятий спортом среди населения нашей страны.
Abstract. In this article, the author touches on some features of the organization and conduct of independent extracurricular forms of physical exercises, as an integral element of the popularization of sports among the population of our country.
Ключевые слова: популяризация спорта, внеурочные занятия, спорт, самостоя -тельные занятия спортом.
Keywords: popularization of sports, extracurricular activities, sports, independent sports.
В настоящие время актуальным является вопрос популяризации спорта на фоне санитарно-эпидемиологических мероприятий, связанных с недопущением распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19. Наиболее яркими примерами таких препятствий в спортивной жизни коллективов являются меры по соблюдению дистанции, «масочный» режим, запрет на скопление людей и тактильные прикосновения. Поэтому сейчас затруднения испытывают не только спортсмены и преподаватели образовательных организаций, реализующие дисциплины, связанные с физическими упражнениями, но и обычные люди, ведущие активный образ жизни посредством занятия спортом, туризмом.
Существует несколько разновидностей самостоятельных форм занятий физическими упражнениями, но наиболее резонной для образовательных организаций является «домашнее задание». Данная форма связывает самостоятельные занятия с урочными. При правильной организации и активности обучающихся домашнее задание — действенная форма физического воспитания, особенно в практике школ, вузов, самодеятельных спортивных организаций, в производственной и лечебной физкультуре.
Преподаватель (тренер), используя самостоятельные занятия учеников, неза-бывая проверять исполнение заданного, должен создать традицию задавать на дом упражнения [1].
Начав с элементарных общеразвивающих упражнений, которые приучат занимающихся к утренней гимнастике (зарядке), в дальнейшем можно задавать на дом и упражнения значительной сложности (по координации и по напряжению). «Домашнее» задание не следует понимать буквально — оно может выполняться на местности (лыжи), на стадионе или спортплощадках (легкая атлетика), в фитнес зале или другом месте занятий.
Индивидуальную форму тренировочных занятий многие тысячи граждан нашей страны используют для самостоятельной спортивной тренировки. Количество самостоятельно занимающихся растет быстрее, чем подготовка тренеров. Чтобы организационно и методически помочь таким спортсменам, каждый преподаватель, тренер должен считать почетной обязанностью, а не бременем консультировать их. Ведь в настоящее время огромное количество, так называемых, блогеров не имею-щих никакого спортивного образования и достижений в спорте, в погоне за коли-чеством подписчиков придумывают свои авторские методики, которые не только противоречат давно себя зарекомендовавшим упражнениям, но и могут нанести вред здоровью человека. Поэтому в данной сфере нет места дилетантам, а консультации должны проводить профессионалы своего дела с соответствующим образованием и опытом.
В содержание консультации необходимо включать, в первую очередь, советы о правильном гигиеническом режиме, об организации медицинского контроля и самоконтроля. Первые консультации должны включать сведения о методике проведения занятий, об их структуре, о дозировке упражнений. Дальнейшие консультации посвящаются спортивной технике в избранном виде спорта. Очень важно в консультациях сообщать литературные источники, электронные ссылки на видеоресурсы, которые могут помочь самостоятельным занятиям по тому или иному виду спорта [2].
Все больше растет число людей, желающих заниматься физическими упражнениями в целях оздоровления и отдыха. Согласно данным Росстата, около 14 млн. россиян занимаются спортом самостоятельно, соотношение женщин и мужчин среди них практически равное. С одной стороны — это внушительная цифра, а с другой - всего лишь около 10% от общего количества жителей, проживающих на террито-рии Российской Федерации.
И, в данном случае, особую актуальность в популяризации спорта играет такая форма самостоятельного занятия физическими упражнениями, как игровая. Игра, как форма занятия, отличается своеобразными взаимодействиями участников, построенными на условных правилах и традициях. Игровая форма занятия физическими упражнениями, очевидно, наиболее древняя; на протяжении веков она распространялась среди народов мира и продолжает развиваться не только в национальных рамках, но и в международных.
Педагогическое значение игровых форм занятий заключается, главным образом, в стремлении занимающихся не просто развлечься, а овладеть в процессе игры
уменьями, навыками и специальными качествами [3].
Преподаватель вуза, когда включает в занятие физических упражнений игровой материал, должен как можно скорее обучить правилам и приемам игры студентов, чтобы быстрее внедрить игру в самостоятельную деятельность учащихся.
Особо стоит вопрос о формах занятий в секциях спортивных игр по футболу, баскетболу, волейболу и др. Чем выше квалификация занимающихся, тем большее значение приобретает обязательный минимум урочных тренировочных занятии. Овладеть современной техникой и тактикой спортивных игр на уровне мастеров спорта и перворазрядников невозможно без применения урочных форм под руководством тренера. Однако игра, как самостоятельная форма занятия, не может быть полностью заменена уроком даже в секции. Урок футбола или волейбола не создает всех, характерных для этих игр, взаимодействий между участниками, которые вызывают осо-бые эмоции и инициативу. К тому же игровая форма помогает развивать чувство состязательности и сплоченности микроколлективов [4].
Резюмируя состязательность, можно выразить ее в следующих положениях:
- спортивная борьба в состязаниях — это акт дружбы и доброжелательства;
- результаты состязания подытоживают определенный этап физического воспитания;
- состязание дает возможность приобрести новые знания и уменья, закре-пить правильные навыки и обнаружить недостатки в выполнении физических упражнений;
- состязание, как всякое занятие, строится по структуре: организация, разминка, собственно состязание, заключение;
- при правильной организации положительный эффект состязаний распространяется на всех участников, как «победителей», так и «побежденных»;
- состязание оказывает большое агитационное влияние на зрителей, зависящее от многих сторон и деталей организации и проведения состязания;
- особую педагогическую роль выполняют учебные состязания —учебные бои, схватки, курсовки и т. д., дающие возможность постепенно ставить участников в условия подлинных состязаний.
Продолжая тему самостоятельных форм занятия спортом, хотелось бы остановиться и на физических упражнениях, осуществляющихся посредствам туризма.
Для туризма наиболее характерны такие формы занятий, как экскурсия и поход. Экскурсия широко распространена в работе всех учебных и культурно-просветительных организаций, но специфика физкультурной туристской экскурсии отделяет ее как форму занятий физическими упражнениями от общеобразовательных видов экскурсий. В общеобразовательной экскурсии учебная деятельность участников начинается, главным образом, с момента прибытия на объект. Способ передвиже-ния к месту назначения здесь не составляет предмета обучения. В туристской физкультурной экскурсии наиболее существенным фактором являются как раз способ передвижения, расстояние и характер местности, по которой совершается передвижение [5].
Это отражается на продолжительности экскурсии и на ее организации, мето-
дических особенностях. Планирование физкультурной туристской экскурсии затрагивает вопросы структуры, дозировки, эмоциональности, плотности и т. д.
Например, однородность или неоднородность физической подготовленности группы определяет моторную насыщенность планируемой экскурсии на лыжах.
Тренировочный характер передвижения во время экскурсии не исключает, вместе с тем, познавательного значения маршрута [6].
Поход является также как и экскурсия развитием туристских форм занятий. В связи с большой продолжительностью и сложностью маршрута в походе, помимо продвижения участников по маршруту, становится необходимым организовывать питание, отдых и, во многих случаях, ночлег. Педагогическая сущность похода заключается в том, что он используется для обучения и воспитания участников. Насколько согласованно будут организованы взаимодействия участников, настолько данная форма занятия оправдает свое применение в системе физического воспитания. В походе недостаточно иметь общее руководство в одном лице. Здесь необходимо распределение обязанностей и установление дежурных. При большом количестве участников общая группа распределяется на меньшие — с соответствующей субординацией руководства.
Каждый из описанных выше типов и видов урочных и внеурочных занятий физическими упражнениями имеет свои особенности. В практике существуют также формы занятий, которые совмещают особенности нескольких типов: игра-состязание, поход-состязание, урок-экскурсия и т. д.
Литература
1. Гуняев Е. В. Обучение боевым приемам борьбы в образовательных организациях правоохранительных органов России // Наука-2020. 2020. № 1 (37). С. 64-68.
2. Иноземцев С. В. Нестандартные методы и формы проведения занятий по огневой подготовке // Наука-2020. 2020. № 6 (42). С. 162-166.
3. Алдошина Е. А., Гуняев Е. В. Современные подходы в использовании комплексного контроля за состоянием здоровья обучающихся // Автономия личности. 2020. № 1 (21). С. 106-109.
4. Савчук Н. А. Применение новых методик обучения стрельбе курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России // Совершенствование физической подготовки сотрудников правоохранительных органов. Сборник статей Всероссийского круглого стола. Орел : Орловский юридический институт МВД России имени В. В. Лукьянова, 2020. С. 183-186.
5. Гуняев Е. В., Алдошина Е. А. Физическая подготовленность сотрудников МВД России как составная часть профессиональной готовности к эффективным действиям // Наука-2020. 2019. № 4 (29). С. 124-128.
6. Алдошина Е. А., Гуняев Е. В. Проблемы мотивации физкультурной активности обучающихся в ВУЗе // Наука-2020. 2019. № 6 (31). С. 162-167.
References
1. Gunaev E. V. Obuchenie boevym priemam borby v obrazovatel'nykh organizatsiyakh pravookhranitel'nykh organov Rossii [Training combat fighting techniques in the educational
institutions of the law enforcement bodies of Russia]. Nauka-2020 - Science-2020, 2020, no. 1 (37), pp. 64-68.
2. Inozemtsev V. S. Nestandartnye metody i formy provedeniya zanyatiy po ognevoy podgotovke [Non-standard methods and forms of training for fire training]. Nauka-2020 - Science-2020, 2020, no. 6 (42), pp. 162-166.
3. Aldoshina E. A., Gureev E. V. Sovremennye podkhody v ispol'zovanii kompleksnogo kontrolya za sostoyaniem zdorov'ya obuchayushchikhsya [Modern approaches in the use of integrated monitoring of the health of students]. Avtonomiya lichnosti - Autonomy of the individual, 2020, no. 1 (21), pp. 106-109.
4. Savchuk N. A. Primenenie novykh metodik obucheniya strel'be kursantov i slushateley obrazovatel'nykh organizatsiy MVD Rossii [Application of new methods of shooting training for cadets and students of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia]. Sovershenstvovanie fizicheskoy podgotovki sotrudnikov pravookhranitel'nykh organov. Sbornik statey Vserossiyskogo kruglogo stola [Improving the physical training of law enforcement officers. Collection of articles of the All-Russian Round Table]. Orel, Orel Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after VV Lukyanov Publ.,2020, pp. 183-186. (In Russia).
5. Gunyaev E. V., Aldoshina E. A. Fizicheskaya podgotovlennost' sotrudnikov MVD Rossii kak sostavnaya chast' professional'noy gotovnosti k effektivnym deystviyam [Physical fitness of employees of the Ministry of Internal Affairs of Russia as an integral part of professional readiness for effective actions]. Nauka-2020 - Science-2020, 2019, no. 4 (29), pp. 124-128.
6. Aldoshina E. A., Gunyaev E. V. Problemy motivatsii fizkul'turnoy aktivnosti obuchayushchikhsya v VUZe [Problems of motivation of physical activity of students in higher education].Nauka-2020 - Science-2020, 2019, no. 6 (31), pp. 162-167.