Научная статья на тему 'О НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННОСТЯХ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ В ГИМС МЧС РОССИИ '

О НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННОСТЯХ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ В ГИМС МЧС РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
34
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
должностное лицо / ГИМС МЧС России / производство по делам об административных правонарушениях / official face / GIMS of the Ministry of Emergency Situations of Russia / proceedings on cases of administrative offenses

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Назарова Ирина Сергеевна, Уткин Николай Иванович, Шеншин Виктор Михайлович

Материалы статьи посвящаются анализу и выявлению особенностей организации производства по делам об административных правонарушениях в ГИМС МЧС России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Назарова Ирина Сергеевна, Уткин Николай Иванович, Шеншин Виктор Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Actual aspects of the essence of the definition of constitutional law

The materials of the article are devoted to the analysis and identification of the peculiarities of the organization of proceedings in cases of administrative law violations in the GIMS of the Ministry of Emergency Situations of Russia.

Текст научной работы на тему «О НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННОСТЯХ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ В ГИМС МЧС РОССИИ »

DOI 10.47643/1815-1337_2023_10_192 УДК 629.526

О НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННОСТЯХ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ В ГИМС МЧС РОССИИ Actual aspects of the essence of the definition of constitutional law

НАЗАРОВА Ирина Сергеевна,

кандидат юридических наук, доцент,

начальник кафедры конституционного и административного права факультета (командного) Санкт-Петербургского военного ордена Жукова института войск национальной гвардии Российской Федерации. 198206, Россия, г. Санкт-Петербург, ул. Лётчика Пилютова, 1. E-mail: irina-nazarova@inbox.ru;

УТКИН Николай Иванович,

доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры теории и истории государства и права

Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России,

Заслуженный юрист Российской Федерации.

196105, Россия, г. Санкт-Петербург, Московский пр-т, 149.

E-mail: utkinnick@mail.ru;

ШЕНШИН Виктор Михайлович,

кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры теории и истории государства и права Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России. 196105, Россия, г. Санкт-Петербург, Московский пр-т, 149. E-mail: vitya-shen@mail.ru;

NAZAROVA Irina Sergeevna,

Candidate of Law, Associate Professor,

Head of the Department of Constitutional and Administrative Law of the Faculty (command) St. Petersburg Military Order of Zhukov Institute of the National Guard of the Russian Federation. 198206, Russia, St. Petersburg, Pilyutov Pilot str., 1. E-mail: irina-nazarova@inbox.ru ;

UTKIN Nikolay Ivanovich,

Doctor of Law, Professor, Professor of the Department of Theory and History of State and Law

St. Petersburg University of the Ministry of Emergency Situations of Russia, Honored Lawyer of the Russian Federation. 196105, Russia, St. Petersburg, Moskovsky Ave., 149. E-mail: utkinnick@mail.ru;

SHENSHIN Viktor Mikhailovich,

Candidate of Law, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Theory and History of State and Law St. Petersburg University of the Ministry of Emergency Situations of Russia. 196105, Russia, St. Petersburg, Moskovsky Ave., 149. E-mail: vitya-shen@mail.ru

Краткая аннотация: материалы статьи посвящаются анализу и выявлению особенностей организации производства по делам об административных правонарушениях в ГИМС МЧС России.

Abstract: the materials of the article are devoted to the analysis and identification of the peculiarities of the organization of proceedings in cases of administrative law violations in the GIMS of the Ministry of Emergency Situations of Russia.

Ключевые слова: должностное лицо; ГИМС МЧС России; производство по делам об административных правонарушениях.

Keywords: official face; GIMS of the Ministry of Emergency Situations of Russia; proceedings on cases of administrative offenses.

Для цитирования: Назарова И.С., Уткин Н.И., Шеншин В.М. О некоторых особенностях организации производства по делам об административных правонарушениях в ГИМС МЧС России // Право и государство: теория и практика. 2023. № 10(226). С. 192-195. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_10_192.

For citation: Nazarova I.S., Utkin N.I., Shenshin V.M. Actual aspects of the essence of the definition of constitutional law// Law and state: theory and practice. 2023. No. 10(226). pp. 192-195. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_10_192.

Статья поступила в редакцию: 20.08.2023

Предпосылкой для проведения авторами исследования рассматриваемой тематики явился анализ письма МЧС России от 21.04.2005 «Методические рекомендации по организации производства по делам об административных правонарушениях в ГИМС МЧС России», в котором речь идет о методических рекомендациях по организации производства дел об административных правонарушениях в структурах ГИМС МЧС России предназначены для формирования единого подхода по организации деятельности должностных лиц ГИМС при выявлении нарушений правил эксплуатации маломерных судов и иных норм, действующих в области обеспечения безопасности плавания и стоянки судов на водных объектах Российской Федерации.

Обратим внимание, что в соответствии со ст. 1.3 и 1.7 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении осуществляется только на основании норм КоАП РФ. Порядок производства по делу об административном правонарушении, в том числе установление мер обеспечения указанного производства, определяется разделом IV (гл. 24-30) КоАП РФ.

Главные государственные инспекторы по маломерным судам субъектов Российской Федерации обязаны систематически проверять соблюдение инспекторским составом требований законодательства об административных правонарушениях при применении мер воздействия на

граждан и должностных лиц1.

Отметим, что к гражданам и должностным лицам, нарушившим нормы КоАП РФ, должностными лицами ГИМС может быть применено одно из следующих административных наказаний (ст. 3.2). предупреждение; административный штраф.

Лишение граждан права управления маломерным судном осуществляется судебными органами.

При малозначительности совершенного административного правонарушения должностное лицо ГИМС может ограничиться устным замечанием без составления протокола (ст. 2.9)2.

О совершении административного правонарушения должностное лицо ГИМС составляет протокол об административном правонарушении, что является основанием для возбуждения дела об административном правонарушении.

Административная ответственность в виде лишения граждан права управления судном налагается судом в случаях совершения правонарушений, предусмотренных:

ч.1 ст. 19.4 «Неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль)»;

ч.1 ст. 19.5 «Невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль)»;

ст. 19.6 «Непринятие мер по устранению причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения»; ст. 19.7 «Непредставление сведений (информации)» КоАП РФ, протоколы и материалы к ним направляются для рассмотрения в судебные органы (ч. 1 ст. 3.8 и 28.8).

В остальных случаях дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 8.22, 8.23, ч.1 ст. 11.7, статьями 11.811.12, ч. 2 ст. 11.13 КоАП РФ, рассматриваются должностными лицами ГИМС или, в отношении несовершеннолетних, комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов РФ, составляются должностными лицами, уполномоченными соответствующими субъектами Российской Федерации.

Для пресечения административного правонарушения, а также для обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении должностные лица ГИМС вправе в пределах своих полномочий применять меры по обеспечению производства по делу об административном правонарушении (ст. 27.1):

доставление - принудительное препровождение физического лица в служебное помещение милиции или в иное служебное помещение в целях составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения;

досмотр судов - обследование транспортного средства, проводимое без нарушения его конструктивной целостности для обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения, осуществляемое в присутствии двух понятых;

изъятие вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, и документов, имеющих значение доказательств по делу о нем и обнаруженных на месте совершения административного правонарушения либо при досмотре судна, осуществляемом в присутствии двух понятых. Об изъятии вещей и документов составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе о доставлении;

задержание судна (задержание и передача судна для хранения и техобслуживания за счет судовладельца на спецстоянку) производится в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Указанные меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении применяются должностными лицами ГИМС, как правило, совместно с представителями органов внутренних дел (ОВД); в необходимых случаях должностное лицо ГИМС вправе обратиться к должностным лицам ОВД с ходатайством о задержании лица, в отношении которого составлен протокол об административном правона-

3

рушении .

При совершении административных правонарушений, влекущих лишение права управления судном, предусмотренных ч. 2 ст. 11.7, ст. 11.9 и ст. 11.11, должностные лица ГИМС имеют право изымать до вынесения постановления по делу об административном правонарушении удостоверение на право управления судном, о чем делается запись в протоколе и талоне к удостоверению. Талон служит временным разрешением на право управления судном до вступления в законную силу постановления об административном правонарушении (чч. 3, 5 ст. 27.10).

Лицо, которое управляет судном в предполагаемом состоянии опьянения, отстраняется от управления и подлежит направлению на медицинское освидетельствование на состояние опьянения. Об этом составляется протокол, копия которого вручается лицу, в отношении кото-

1 Александров, К. В. Государственная инспекция по маломерным судам МЧС России: анализ направлений деятельности и их правового регулирования / К. В. Александров, М. Г. Фомина // Надзорная деятельность и судебная экспертиза в системе безопасности. - 2022. - № 3. - С. 4-10. - EDN MFVPJM.

О динамике изменения количества происшествий и погибших на водных объектах за период 2012-2017 годы / С. Б. Немченко, Е. Ю. Одинокова, А. В. Меньшиков [и др.] // Право. Безопасность. Чрезвычайные ситуации. - 2018. - № 4(41). - С. 49-61. - EDN CWIAVO.

3 Шленков, А. В. Организация и основные задачи государственной инспекции по маломерным судам / А. В. Шленков, А. О. Киселева // Психолого-педагогические проблемы безопасности человека и общества. - 2015. - № 3(28). - С. 16-20. - EDN RVNNLV.

рого применена данная мера1.

В случае совершения правонарушений, предусмотренных ст. 11.19 КоАП РФ, судоводитель или лицо, управляющее судном, отстраняется должностным лицом ГИМС МЧС России от управления им, а судно в случае необходимости задерживается и направляется на хранение на спецстоянку.

Должностные лица ГИМС для решения вопроса о возбуждении дела об административных правонарушениях обязаны рассматривать: материалы, поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления и общественных объединений, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;

сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в СМИ, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.

Должностные лица ГИМС рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных: ч. 2 ст. 11.7 «Нарушение правил плавания»;

ст. 11.8 «Нарушение правил эксплуатации судов, а также управление судном лицом, не имеющим права управления»; ст. 11.9 «Управление судном судоводителем или иным лицом, находящимся в состоянии опьянения»;

ст. 11.10 «Нарушение правил обеспечения безопасности пассажиров на судах водного транспорта, а также на маломерных судах»; ст. 11.11 «Нарушение правил погрузки и разгрузки судов»;

ст. 11.12 «Нарушение правил пользования базами (сооружениями) для стоянок судов»;

ч. 2 ст. 11.13 «Нарушение правил выпуска судна в плавание или допуск к управлению судном лиц, не имеющих соответствующего диплома (свидетельства, удостоверения) либо находящихся в состоянии опьянения» в части поднадзорных им судов и баз (сооружений) для их стоянок;

ст. 8.22 «Выпуск в эксплуатацию механических транспортных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах либо нормативов уровня шума»;

ст. 8.23 «Эксплуатация механических транспортных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах либо нормативов уровня шума» (КоАП РФ).

Дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения. По письменному ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, дело может быть рассмотрено должностными лицами ГИМС по месту жительства данного лица.

Дело об административном правонарушении, влекущем лишение права управления судном, может быть рассмотрено по месту регистрации (учета) указанного судна.

Дела об административных правонарушениях подлежат открытому рассмотрению в органах ГИМС, за исключением случаев, если это может привести к разглашению государственной, военной, коммерческой или иной охраняемой законом тайны, а равно в случаях, когда этого требуют интересы обеспечения безопасности лиц, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении, членов их семей, их близких, а также защиты чести и достоинства указанных лиц.

Производство по делам об административных правонарушениях ведется на русском языке - государственном языке РФ. Наряду с государственным языком РФ производство по делам об административных правонарушениях может осуществляться на государственном языке республики, на территории которой находится орган, должностное лицо, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях.

Решение о закрытом рассмотрении дела об административном правонарушении выносится должностным лицом ГИМС, рассматривающим дело, в виде определения.

Должностное лицо ГИМС при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выясняет следующие вопросы: относится ли к его компетенции рассмотрение данного дела;

имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения данного дела должностным лицом ГИМС;

правильно ли составлены протоколы и иные материалы дела об административном правонарушении;

имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу;

достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу;

извещены ли лица, участвующие в рассмотрении дела, о времени и месте его рассмотрения;

имеются ли ходатайства и отводы.

Дела об административных правонарушениях рассматриваются в 15-дневный срок со дня получения должностным лицом, правомочным рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела.

В случае поступления ходатайств от участников производства по делу либо в случае необходимости в дополнительном выяснении обстоятельств срок рассмотрения дела может быть продлен должностным лицом ГИМС, рассматривающим дело, но не более чем на один месяц. О продлении указанного срока выносится мотивированное определение.

1 Медицинское освидетельствование на состояние опьянения и оформление его результатов осуществляются в порядке, установленном Правительством РФ. Акт медицинского освидетельствования прилагается к соответствующему протокол)

Постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся правонарушении - двух месяцев со дня обнаружения.

В случае отказа в возбуждении уголовного дела либо прекращения уголовного дела, но при наличии в действиях нарушителя признаков административного правонарушения, наказание может быть назначено не позднее месяца со дня принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела либо о его прекращении.

Должностное лицо ГИМС при рассмотрении дела обязано выяснить:

был ли факт административного правонарушения, виновно ли данное лицо в совершении административного правонарушения;

подлежит ли оно административной ответственности;

имеются ли обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность;

причинен ли материальный ущерб;

имеются ли основания для передачи материалов об административном правонарушении на рассмотрение в судебные органы, комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, административную комиссию и иные коллегиальные органы субъекта РФ, а также выяснить другие обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Объяснение лица, имеющего отношение к рассматриваемому делу (свидетель, потерпевший, лицо, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении), должно быть оформлено в письменном виде с указанием даты и подписью лица, его составившего.

Дело об административном правонарушении рассматривается в присутствии лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие этого лица дело может быть рассмотрено лишь в случае, когда имеются данные о своевременном его извещении о месте и времени рассмотрения дела.

Если при составлении протокола лицо, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, и потерпевшие не были поставлены в известность о времени и месте рассмотрения дела, они приглашаются в органы ГИМС путем направления по месту жительства (работы) извещения с уведомлением о вручении.

Наказание за административное правонарушение назначается в пределах, установленных соответствующей статьей КоАП Российской Федерации.

При назначении наказания учитываются характер совершенного правонарушения, личность нарушителя, степень его вины, имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.

Если лицо совершило несколько административных правонарушений, дела о которых одновременно рассматриваются одним и тем же должностным лицом, наказание назначается в пределах санкции, установленной за более серьезное нарушение.

Военнослужащие, призванные на сборы граждане несут ответственность за административные правонарушения в соответствии с дисциплинарными уставами. Сотрудники ОВД, органов уголовно-исполнительной системы и таможенных органов несут ответственность за административные правонарушения в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы в указанных органах. К военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, административное наказание в виде штрафа не применяется.

По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено постановление:

о назначении административного наказания;

о прекращении производства по делу.

Таким образом, в рамках проведенного исследования было выделено и проанализировано достаточное количество специфических аспектов организации производства по делам об административных правонарушениях в ГИМС МЧС России. Качественная подготовка специалистов в данном направлении должна выстраиваться с учетом особенностей задач, возложенных административным законодательством на ГИМС МЧС России.

Библиография:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Александров, К. В. Государственная инспекция по маломерным судам МЧС России: анализ направлений деятельности и их правового регулирования / К. В. Александров, М. Г. Фомина // Надзорная деятельность и судебная экспертиза в системе безопасности. - 2022. - № 3. - С. 4-10. - EDN MFVPJM.

2. О динамике изменения количества происшествий и погибших на водных объектах за период 2012-2017 годы / С. Б. Немченко, Е. Ю. Одинокова, А. В. Меньшиков [и др.] // Право. Безопасность. Чрезвычайные ситуации. - 2018. - № 4(41). - С. 49-61. - EDN CWIAVO.

3. Шленков, А. В. Организация и основные задачи государственной инспекции по маломерным судам / А. В. Шленков, А. О. Киселева // Психолого-педагогические проблемы безопасности человека и общества. - 2015. - № 3(28). - С. 16-20. - EDN RVNNLV.

References:

1. Alexandrov, K. V. State Inspectorate for Small vessels of the Ministry of Emergency Situations of Russia: analysis of activities and their legal regulation / K. V. Ale-xandrov, M. G. Fomina // Supervisory activity and forensic examination in the security system. - 2022. - No. 3. - pp. 4-10. - EDN MFVPJM.

2. On the dynamics of changes in the number of accidents and deaths on water bodies for the period 2012-2017 / S. B. Nemchenko, E. Y. Odinikova, A.V. Menshikov [et al.] // Pravo. Safety. Emergency situations. - 2018. - № 4(41). - Pp. 49-61. - EDN CWIAVO.

3. Shlenkov, A.V. Organization and main tasks of the state inspectorate for small vessels / A.V. Shlenkov, A. O. Kiseleva // Psychological and pedagogical problems of human and society security. - 2015. - № 3(28). - Pp. 16-20. - EDN RVNNLV.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.