Научная статья на тему 'БЕЗОПАСНОСТЬ ЛЮДЕЙ НА ВОДНЫХ ОБЪЕКТАХ КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ БЕЗОПАСНОСТИ НА ВНУТРЕННЕМ ВОДНОМ ТРАНСПОРТЕ '

БЕЗОПАСНОСТЬ ЛЮДЕЙ НА ВОДНЫХ ОБЪЕКТАХ КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ БЕЗОПАСНОСТИ НА ВНУТРЕННЕМ ВОДНОМ ТРАНСПОРТЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
231
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
безопасность / безопасность людей / судоходство / внутренний водный транспорт / транспортные средства / маломерное судно / аварии / МЧС России / Государственная инспекция по маломерным судам / safety / safety of people / navigation / inland waterway transport / vehicles / small vessel / accidents / EMERCOM of Russia / State Inspectorate for Small Vessels

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сташков Руслан Сабитович

Статья посвящена рассмотрению вопросов безопасности людей на внутреннем водном транспорте. Анализу подвергнуты законодательные акты, касающиеся регулирования вопросов различных видов транспорта, при этом особое внимание уделено нормативному закреплению безопасности на внутреннем водном транспорте. Актуальность темы исследования обусловлена ростом происшествий на внутреннем водном транспорте. Объектом исследования являются правовые документы, регулирующие обеспечение транспортной безопасности. Предметом исследования являются правовые нормы, регулирующие безопасность на внутреннем водном транспорте. В результате рассмотрения данного вопроса автором предложены определения понятий «обеспечение безопасности на внутреннем водном транспорте» и «безопасность на внутреннем водном транспорте» для конкретизации того, на кого и на что направлено данное регулирование, поскольку нормативное содержание данных понятий отсутствует в нормативных правовых актах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Сташков Руслан Сабитович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Safety of people on water bodies as an integral part of safety on inland water transport

The article is devoted to the consideration of the issues of safety of people on inland waterway transport. Legislative acts concerning the regulation of various types of transport are analyzed, with special attention paid to the regulatory consolidation of safety in inland waterway transport. The relevance of the research topic is due to the increase in incidents on inland waterway transport. The object of the study is the legal documents regulating the provision of transport security. The subject of the study is the legal norms regulating safety in inland waterway transport. As a result of consideration of this issue, the author proposed definitions of the concepts of "ensuring safety on inland water transport" and "safety on inland water transport" to specify who and what this regulation is aimed at, since the normative content of these concepts is absent in regulatory legal acts.

Текст научной работы на тему «БЕЗОПАСНОСТЬ ЛЮДЕЙ НА ВОДНЫХ ОБЪЕКТАХ КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ БЕЗОПАСНОСТИ НА ВНУТРЕННЕМ ВОДНОМ ТРАНСПОРТЕ »

DOI 10.47643/1815-1337_2023_10_62 УДК 340

БЕЗОПАСНОСТЬ ЛЮДЕЙ НА ВОДНЫХ ОБЪЕКТАХ КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ БЕЗОПАСНОСТИ НА ВНУТРЕННЕМ ВОДНОМ ТРАНСПОРТЕ Safety of people on water bodies as an integral part of safety on inland water transport

СТАШКОВ Руслан Сабитович,

адъюнкт факультета подготовки кадров высшей квалификации Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России. 196105, Россия, г. Санкт-Петербург, Московский пр., 149. E-mail: fpkrus@mail.ru;

STASHKOV Ruslan Sabitovich,

Adjunct of the Faculty of Training of Highly Qualified Personnel Saint Petersburg University of the Ministry of Emergency Situations of Russia. 196105, Saint Petersburg, Russia, Moskovsky Ave., 149. E-mail: fpkrus@mail.ru

Краткая аннотация. Статья посвящена рассмотрению вопросов безопасности людей на внутреннем водном транспорте. Анализу подвергнуты законодательные акты, касающиеся регулирования вопросов различных видов транспорта, при этом особое внимание уделено нормативному закреплению безопасности на внутреннем водном транспорте. Актуальность темы исследования обусловлена ростом происшествий на внутреннем водном транспорте. Объектом исследования являются правовые документы, регулирующие обеспечение транспортной безопасности. Предметом исследования являются правовые нормы, регулирующие безопасность на внутреннем водном транспорте. В результате рассмотрения данного вопроса автором предложены определения понятий «обеспечение безопасности на внутреннем водном транспорте» и «безопасность на внутреннем водном транспорте» для конкретизации того, на кого и на что направлено данное регулирование, поскольку нормативное содержание данных понятий отсутствует в нормативных правовых актах.

Abstract. The article is devoted to the consideration of the issues of safety of people on inland waterway transport. Legislative acts concerning the regulation of various types of transport are analyzed, with special attention paid to the regulatory consolidation of safety in inland waterway transport. The relevance of the research topic is due to the increase in incidents on inland waterway transport. The object of the study is the legal documents regulating the provision of transport security. The subject of the study is the legal norms regulating safety in inland waterway transport. As a result of consideration of this issue, the author proposed definitions of the concepts of "ensuring safety on inland water transport" and "safety on inland water transport" to specify who and what this regulation is aimed at, since the normative content of these concepts is absent in regulatory legal acts.

Ключевые слова: безопасность, безопасность людей, судоходство, внутренний водный транспорт, транспортные средства, маломерное судно, аварии, МЧС России, Государственная инспекция по маломерным судам.

Keywords: safety, safety of people, navigation, inland waterway transport, vehicles, small vessel, accidents, EMERCOM of Russia, State Inspectorate for Small Vessels.

Благодарности: работа выполнена под руководством профессора кафедры теории и истории государства и права Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России; доктора юридических наук, доцента, заслуженного юриста Российской Федерации В.А. Винокурова.

Thanks: the work was carried out under the supervision of Professor of the Department of Theory and History of State and Law of St. Petersburg University of the Ministry of Emergency Situations of Russia; Doctor of Law, Associate Professor, Honored Lawyer of the Russian Federation V.A. Vinokurov.

Для цитирования: Сташков Р.С. Безопасность людей на водных объектах как составная часть безопасности на внутреннем водном транспорте // Право и государство: теория и практика. 2023. № 10(226). С. 62-65. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_10_62.

For citation: Stashkov R.S. Safety of people on water bodies as an integral part of safety on inland water transport // Law and state: theory and practice. 2023. No. 10(226). pp. 62-65. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_10_62.

Статья поступила в редакцию: 30.07.2023

Понятие «безопасность» появилось в современном российском законодательстве в 1992 году с принятием Закона Российской Федерации «О безопасности». В указанном Законе Российской Федерации было дано определение безопасности, под которой понималось «состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз». Одновременно определялось, что следует понимать под жизненно важными интересами: «совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства» [1, ст. 1].

В пришедшем на смену Федеральном законе «О безопасности» [2], принятом в 2010 году, определение понятия «безопасность», к сожалению, не содержится. В то же время данный Федеральный закон определяет основные принципы обеспечения безопасности, которыми, в частности, являются соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина; законность; приоритет предупредительных мер в целях обеспечения безопасности.

Наряду с другими видами безопасности, современным российским законодателем в числе видов безопасности выделяется транспортная безопасность. Так, Федеральный закон «О транспортной безопасности» определяет транспортную безопасность как «состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства», а также устанавливает виды транспортных средств, на которых должна соблюдаться транспортная безопасность, в числе которых интересующие нас транспортные средства -суда, используемые на внутренних водных путях для перевозки пассажиров [3, подпункт «а» п. 11 ст. 1].

В современном мире транспорт является неотъемлемой частью жизнеспособности любого государства, поэтому вопросы обеспечения

безопасности на транспорте актуальны. С постоянным ростом количества транспорта и его развитием, созданием различных видов и подвидов транспортных средств, необходимо совершенствовать и меры для обеспечения его безопасной эксплуатации, поскольку увеличивается вероятность возникновения аварий, катастроф, других чрезвычайных ситуаций, которые приводят и могут привести к гибели людей, экономическим убыткам, к проблемам в экологической сфере.

В 2022 году на водных объектах Российской Федерации зарегистрировано 3639 происшествий. Внутренний водный транспорт - не исключение. В этом же году на всей территории России произошло 289 происшествий с маломерными судами, поднадзорными Государственной инспекции маломерных судов МЧС России, в результате которых погибло 248 человек, 58 человек пропали без вести. Названное число происшествий, погибших и пропавших без вести на внутреннем водном транспорте почти в 3 раза превышает количество происшествий, произошедших в 2021 году, когда в 90 случаях погибло 69 человек, пропали без вести 14 человек [4, с. 235]. Такая статистика взывает к необходимости усовершенствования условий эксплуатации средств внутреннего водного транспорта, а также к усилению, а в некоторых случаях - к ужесточению контроля и регулирования мер обеспечения безопасности на водном транспорте.

Вопросы безопасности на судах и плавучих объектах, предназначенных для использования в целях судоходства на внутренних водных путях Российской Федерации, в том числе на судах, используемых на внутренних водных путях для перевозки пассажиров, регулируются Кодексом внутреннего водного транспорта Российской Федерации. Названным Кодексом установлено, что в «целях обеспечения безопасности судоходства, охраны человеческой жизни на внутренних водных путях, безопасности портовых и судоходных гидротехнических сооружений и внутренних водных путей, а также в целях обеспечения на внутреннем водном транспорте надлежащего качества оказания услуг и выполнения работ осуществляется государственный надзор в области внутреннего водного транспорта» [5, п. 4 ст. 4]. Указанный надзор осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере транспорта, что закреплено в Положении о данной службе, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. № 398 [6, п. 5.1], а также постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2021 г. № 1047, которым утверждено Положение о федеральном государственном контроле (надзоре) в области торгового мореплавания и внутреннего водного транспорта [7, п. 2]. Одновременно к полномочиям МЧС России отнесен государственный надзор за маломерными судами, используемыми в некоммерческих целях, федеральный государственный контроль (надзор) за безопасностью людей на водных объектах, а также вопросы, связанные с поиском и спасанием людей на водных объектах Российской Федерации [8, подпункты 3 и 4 п. 8].

Следует обратить внимание на то, что Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации, к сожалению, не предусматривает обязанности капитана судна (или любого другого должностного лица на судне) обеспечивать безопасность находящихся на судне людей, в первую очередь пассажиров. По указанному документу капитан судна в интересующей нас части должен лишь принимать меры «по обеспечению безопасности плавания судна, поддержанию порядка на судне, защите водной среды, предотвращению причинения вреда судну, находящимся на судне людям и грузу» [5, п. 2 ст. 30], а вопросы обеспечения безопасности плавания судна являются обязанностью судовладельца [5, подпункт 12 п. 1 ст. 341]. При этом названный Федеральный закон не раскрывает, что включает в себя требование к судовладельцу обеспечить безопасность, а что должен делать капитан судна для обеспечения безопасности людей, находящихся на судне (и пассажиров, и экипажа).

Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации также в довольно общем виде формулирует обязанности капитана судна, возлагая на него «управление судном, в том числе принятие мер по обеспечению безопасности плавания судна, поддержанию порядка на судне, предотвращению причинения вреда судну, находящимся на судне людям и грузу» [9, ст. 61], то есть не акцентирует внимание на необходимости обеспечения безопасности находящихся на судне людей.

В работе В.П. Маркова и Р.Ф. Хуснутдинова, посвященной безопасности на водном транспорте, также говориться о том, что Федеральный закон «О безопасности» «не дает содержательной интерпретации о том, что такое "безопасность"». Указанные авторы также отмечают, что «законодатель описывает содержательные аспекты деятельности по обеспечению безопасности, выделяя в ее составе прогностическую, диагностическую, оценивающую функции, выполнение которых позволяет определять направления политики государства в данном ключе. Таким образом, законодатель никак не обозначил в профильном законе необходимость обеспечения безопасности на водном транспорте» [10, с. 206]. Схожей позиции придерживаются В.В. Мотин и О.Е. Трофимов, которые также полагают, что изложенная в Федеральном законе «О транспортной безопасности дефиниция (имеется в виду определение транспортной безопасности) «не в полной мере охватывает суть проблем, связанных с обеспечением транспортной безопасности применительно ко всем видам транспорта» [11, с. 609].

Обратимся к законодательным актам, регулирующим вопросы других видов транспорта. Например, в соответствии с требованиями, изложенными в Воздушном кодексе Российской Федерации, командир пилотируемого воздушного судна принимает необходимые меры по обеспечению безопасности находящихся на борту воздушного судна людей, сохранности воздушного судна и находящегося на нем имущества [12, п. 2 ст. 57]. Федеральный закон «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» раскрывает понятие безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта как состояние защищенности самого процесса движения и железнодорожного подвижного состава сквозь призму отсутствия недопустимого риска возникновения происшествий и их последствий, влекущих за собой причинение вреда жизни или здоровью граждан, а обеспечение безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта - как систему экономических, организационно-правовых, технических и иных мер, предпринимаемых соответствующими органами, организациями, а также физическими лицами, которые направлены на предотвращение транспортных происшествий и снижение риска причинения вреда жизни или здоровью граждан [13, ст. 2]. Процитированные нормы свидетельствуют о том, что вопросы безопасности на воздушном и железнодорожном транспорте направлены, прежде всего, на обеспечение безопасности людей.

В целях обеспечения контроля за маломерными судами, используемыми в некоммерческих целях, выполнения функций по федеральному государственному контролю (надзору) за безопасностью людей на водных объектах в МЧС России образована и действует Государственная инспекция по маломерным судам МЧС России (далее также - ГИМС).

Основными задачами ГИМС, определенными Положением о Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствии стихийных бедствий, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2022 г. № 132, являются обеспечение безопасности людей и охраны жизни людей во внутренних водах и в территориальном море Российской Федерации, включая внутренние водные пути и внутренние морские воды [14, п. 5]. Выполняя установленные функции, должностными лицами ГИМС в 2022 году по результатам проведенных мероприятий по надзору в отношении судоводителей вынесено 4 529 предупреждений и 25 352 постановления о наложении административного штрафа; в 1 218 случаях протоколы об административных нарушениях направлены на рассмотрение в суд. В указанный период было также возбуждено 11 920 дел об административных правонарушениях по статье 11.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, именуемой «Нарушение правил обеспечения безопасности пассажиров на судах водного транспорта, а также на маломерных судах», что составило 38,3 процента от общего количества дел в 2022 году [4, с. 239].

По мнению В.А. Зокоева и К.М. Иванова, которые рассматривают проблему правового регулирования безопасности людей на водных объектах России в своей работе «О совершенствовании правового регулирования безопасности людей на водных объектах», «... в России не хватает общего закона, определяющего фундаментальные понятия и принципы правового регулирования вопросов обеспечения безопасности людей на водных объектах, учитывающего, насколько это возможно, все аспекты использования водных объектов гражданами. Поскольку данные отношения достаточно разнообразны, данный нормативный правовой акт в форме федерального закона мог бы решить задачу обеспечения единообразия в правовом регулировании вопросов обеспечения безопасности людей на водных объектах» [15, с. 138].

Таким образом, следует констатировать, что наличие разных подходов к нормативному определению безопасности на различных видах транспорта привело отсутствию законодательного урегулирования вопроса, касающегося безопасности людей на водном транспорте, равно как и в части определения должностных лиц, обязанных обеспечивать безопасность и людей, и самих транспортных средств.

В результате проведенного анализа для уточнения приоритетных сторон обеспечения безопасности в области внутреннего водного транспорта, для понимания судовладельцем водного транспорта необходимости обеспечения мер, направленных на сохранность, в первую очередь, жизни и здоровья пассажиров, принимая во внимание, что безопасность людей на водных объектах является составной частью безопасности на внутреннем водном транспорте, предлагаются сформулированные автором определения таким понятиям как «безопасность людей на внутреннем водном транспорте», «обеспечение безопасности на внутреннем водном транспорте», как составной части :

1) безопасность на внутреннем водном транспорте - это состояние защищенности людей (пассажиров и членов экипажа), находящихся на внутреннем водном транспорте, их имущества, а также имущества собственников объектов водного транспорта от угроз природного и техногенного характера, связанных с судоходством во внутренних водах;

2) обеспечение безопасности на внутреннем водном транспорте - это обязанности судоходца соблюдать комплекс технических, экономических, правовых и иных мер, направленных на сохранность жизни и здоровья людей (пассажиров и экипажа), находящегося на судне имущества, исправного состояния водного транспорта и экологической среды.

Следует отметить, что популярность использования внутренних водных объектов с целью перевозки людей, транспортировки груза, туризма и отдыха постоянно увеличивается. Неизменный рост количества и видов маломерного водного транспорта на внутренних водах в Российской Федерации увеличивает риск возникновения аварийных ситуаций и происшествий. Аварии влекут за собой не только физический, моральный, материальный и экологический ущерб, но и гибель или травмированные людей. в связи с этим законодательство нуждается в совершенствовании и развитии для улучшения условий эксплуатации водного транспорта, безопасности людей, сохранении экологии путем предотвращения разрушения транспорта в случае аварий.

Предложенные определения позволят, во-первых, четко определить на кого и на что направленно правовое регулирование безопасности в случае нахождения людей на водном транспорте, предназначенного для передвижения во внутренних водах, а во-вторых, раскроет, как и какими методами должно осуществляться обеспечение безопасности на внутреннем водном транспорте.

Библиография:

1. Закон Российской Федерации «О безопасности» (принят Верховным Советом Российской Федерации 5 марта 1992 г. № 2446-I) // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации Верховного Совета Российской Федерации.1992. № 15. Ст. 769.

2. Федеральный закон «О безопасности» (принят Государственной Думой 7 декабря 2010 г., одобрен Советом Федерации 15 декабря 2010 г., подписан Президентом Российской Федерации 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. № 1. Ст. 2.

3. Федеральный закон «О транспортной безопасности» (принят Государственной Думой 19 января 2007 г., одобрен Советом Федерации 2 февраля 2007 г., подписан Президентом Российской Федерации 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2007. № 7. Ст. 837.

4. Государственный доклад «О состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в 2023 году» // Официальный сайт МЧС России [Электронный ресурс] // https://mchs.gov.ru/deyatelnost/itogi-deyatelnosti-mchs-rossii/2022-god (дата обращения: 30 июня 2023 г.).

5. Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации (принят Государственной Думой 7 февраля 2001 г., одобрен Советом Федерации 22 февраля 2001 г., подписан Президентом Российской Федерации 7 марта 2001 г. № 24-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. № 11. Ст. 1001.

6. Положение о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. № 398 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. № 32. Ст. 3345.

7. Постановление Правительства Российской Федерации от 29 июня 2021 г № 1047 «Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в области торгового мореплавания и внутреннего водного транспорта» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2021. № 27 (ч. III). Ст. 5425.

8. Положение о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. № 868 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. № 28. Ст. 2882.

9. Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации (принят Государственной Думой 31 марта 1999 г., одобрен Советом Федерации 22 апреля 1999 г., подписан Президентом Российской Федерации 30 апреля 1999 г. № 81 -ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. № 18. Ст. 2207.

10. Марков В.П., Хаснутдинов Р.Ф. Безопасность на водном транспорте: нормативно-правовые основания // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Экономика и право. - 2020. - № 4. - С. 205-207.

11. Мотин В.В., Трофимов О.Е. Проблемы обеспечения безопасности на водном транспорте // Административное и муниципальное право. 2013. - № 6. -

С. 607-611.

12. Воздушный кодекс Российской Федерации (принят Государственной Думой 19 февраля 1997 г., одобрен Советом Федерации 5 марта 1997 г., подписан Президентом Российской Федерации 19 марта 1997 г. № 60-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 12. Ст. 1383.

13. Федеральный закон «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» (принят Государственной Думой 24 декабря 2002 г., одобрен Советом Федерации 27 декабря 2002 г., подписан Президентом Российской Федерации 10 января 2003 г. № 17-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации от 2003. № 2. Ст. 169.

14. Положение о Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствии стихийных бедствий, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2022 г. № 132 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2022. № 7. Ст. 989.

15. Зокоев В.А., Иванов К.М. О совершенствовании правового регулирования безопасности людей на водных объектах в Российской Федерации // Ленинградский юридический журнал. 2021. № 2 (64). С. 130-142.

References:

1. The Law of the Russian Federation "On Security" (adopted by the Supreme Council of the Russian Federation on March 5, 1992 No. 2446-I) // Vedomosti of the Congress of People's Deputies of the Russian Federation of the Supreme Soviet of the Russian Federation.1992. No. 15. Article 769.

2. Federal Law "On Security" (adopted by the State Duma on December 7, 2010, approved by the Federation Council on December 15, 2010, signed by the President of the Russian Federation on December 28, 2010 No. 390-FZ) // Collection of legislation of the Russian Federation. 2011. No. 1. Article 2.

3. Federal Law "On Transport Security" (adopted by the State Duma on January 19, 2007, approved by the Federation Council on February 2, 2007, signed by the President of the Russian Federation on February 9, 2007 No. 16 FZ) // Collection of Legislation of the Russian Federation. 2007. No. 7. St. 837.

4. State report "On the state of protection of the population and territories of the Russian Federation from natural and man-made emergencies in 2023" // Official website of the Ministry of Emergency Situations of Russia [Electronic resource] // https://mchs.gov.ru/deyatelnost/itogi-deyatelnosti-mchs-rossii/2022-god (accessed June 30, 2023).

5. The Code of Inland Water Transport of the Russian Federation (adopted by the State Duma on February 7, 2001, approved by the Federation Council on February 22, 2001, signed by the President of the Russian Federation on March 7, 2001 No. 24-FZ) // Collection of Legislation of the Russian Federation. 2001. No. 11. St. 1001.

6. Regulations on the Federal Service for Supervision of Transport, approved by the Decree of the Government of the Russian Federation of July 30, 2004 No. 398 // Collection of Legislation of the Russian Federation. 2004. No. 32. St. 3345.

7. Resolution of the Government of the Russian Federation No. 1047 of June 29, 2021 "On Approval of the Regulations on Federal State Control (Supervision) in the field of merchant shipping and inland waterway transport" // Collection of Legislation of the Russian Federation. 2021. No. 27 (part III). Article 5425.

8. Regulations on the Ministry of the Russian Federation for Civil Defense, Emergencies and Elimination of Consequences of Natural Disasters, approved by Decree of the President of the Russian Federation No. 868 of July 11, 2004 // Collection of Legislation of the Russian Federation. 2004. No. 28. St. 2882.

9. Code of Merchant Shipping of the Russian Federation (adopted by the State Duma on March 31, 1999, approved by the Federation Council on April 22, 1999, signed by the President of the Russian Federation on April 30, 1999 No. 81 FZ) // Collection of Legislation of the Russian Federation. 1999. No. 18. St. 2207.

10. Markov V.P., Khasnutdinov R.F. Safety on water transport: regulatory and legal grounds // Modern science: actual problems of theory and practice. Series: Economics and Law. - 2020. - No. 4. - pp. 205-207.

11. Motin V.V., Trofimov O.E. Problems of ensuring safety on water transport // Administrative and municipal law. 2013. - No. 6. - pp. 607-611.

12. The Air Code of the Russian Federation (adopted by the State Duma on February 19, 1997, approved by the Federation Counci l on March 5, 1997, signed by the President of the Russian Federation on March 19, 1997, No. 60-FZ) // Collection of Legislation of the Russian Federation. 1997. No. 12. St. 1383.

13. Federal Law "On Railway Transport in the Russian Federation" (adopted by the State Duma on December 24, 2002, approved by the Federation Council on December 27, 2002, signed by the President of the Russian Federation on January 10, 2003 No. 17-FZ) // Collection of Legislation of the Russian Federation from 2003. No. 2. Article 169.

14. Regulations on the State Inspection of Small Vessels of the Ministry of the Russian Federation for Civil Defense, Emergency Situations and Elimination of the consequences of Natural Disasters, approved by the Decree of the Government of the Russian Federation of February 8, 2022 No. 132 // Collection of Legislation of the Russian Federation. 2022. No. 7. St. 989.

15. Zooev V.A., Ivanov K.M. On improving the legal regulation of human safety on water bodies in the Russian Federation // Leningrad Law Journal. 2021. No. 2 (64).

pp. 130-142.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.