Нет сомнения в том, что уровень политико-дипломатической активности стран ССАГПЗ на сирийском направлении больше все-таки зависит от финансовых возможностей каждого из государств Совета, а в этом отношении лидерами, безусловно, являются Катар и КСА, которые задают тон позиции всего блока. В действительности, эти два государства серьезно конкурируют между собой за место лидера в Совете, а в перспективе - и во всем арабском мире. На данный момент интересы на арабском Ближнем Востоке во многом совпадают, и точкой соприкосновения является именно сирийская проблема, в качестве ключа к гегемонии в арабском мире. Если планам ССАГПЗ под предводительством Катара и КСА суждено сбыться, и режим Асада падет, то можно будет говорить о том, что «заливная система безопасности» выйдет на новый уровень. Это приблизит Совет к реализации его смелых интеграционных планов и усилит его положение в противостоянии шиитскому Ирану, в перспективе вовлекая в противостояние с Турцией, которой также не чужды идеи господства на Ближнем Востоке.
«Россия в глобальном мире», СПб., 2013 г., № 1, с. 36-45.
Е. Красникова, политолог (РУДН, МИД РФ) О НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННОСТЯХ ФОРМИРОВАНИЯ ИСЛАМА В КОРОЛЕВСТВЕ ИСПАНИЯ: ОТ ДРЕВНОСТИ К СОВРЕМЕННОСТИ
Анализ некоторых исторических этапов развития древней европейской цивилизации, в частности, населявшей Пиренейский полуостров, позволяет оценить роль, которую арабо-мусульман-кий мир сыграл в становлении и развитии большинства европейских государств. Богатая культура, духовный опыт мусульманского мира оказал огромное влияние на историю развития европейского общества. В основе большинства традиций, обычаев, языковых и гастрономических особенностей, которые многие европейские страны сегодня называют «традиционно своими», лежит именно религиозно-этническое и духовное многообразие ислама, принесенного с собой мусульманами с Востока на европейский континент.
Таким древним межцивилизационным «мостом», соединившим Восток и Запад, стала Испания. Среди европейских стран именно на территории Испании и Португалии присутствие мусульман было наиболее продолжительным. Восемь веков (с 711 по 718 н.э.) землями сегодняшней Испании и Португалии владели арабы, перейдя через Гибралтарский пролив, и основав Кордоб-кий халифат со столицей в Кордобе. Конечно, до появления мусульман на территории Испании в VIII в. н.э. уже обитали древние цивилизации - к примеру: в III тысячелетии до н.э. Пиренейский, или Иберийский полуостров населяли иберские племена. Однако именно ислам оказал наибольшее влияние на формирование циви-лизационного этногенеза современного испанского общества, «покрыв» своей изящной и изысканной культурой почти весь полуостров.
Уже в средние века влияние ислама на Европу распространилось на большинство сфер жизни древнего общества, проживавшего на территории Европы: социально-культурную, торговую, научную, религиозную и др. По сей день тема влияния ислама или его отсутствия на развитие Европы остается весьма дискуссионной в научных и публицистических кругах на международной арене. Некоторые аспекты развития древнего общества Европы позволяют говорить о том, что ислам значительно обогатил Европу знаниями в различных областях наук, медицины, каллиграфии, литературы, музыки, искусства и др. В сфере естествознания - влияния арабских исследований на развитие медицины и астрономии; в области истории - дискуссии о влиянии ислама на генезис феодального строя в Европе; в области литературы - о соотношении восточных и европейских элементов в прованской лирике, о происхождении средневекового жанра фаблио, в области музыки - происхождение танца фламенко, который принято называть в Испании традиционно национальным.
Известный английский исламовед Уильям М. Уотт в одном из своих трудов упоминал, что высокая арабо-мусульманская культура проникла в Западную Европу через Испанию благодаря торговым связям и политическому факту присутствия мусульман в Испании и Сицилии.
Королевство Испания насчитывает десятки веков богатой и насыщенной истории развития своего государства. Анализ некоторых исторических этапов формирования позволяет проследить влияние мусульманского мира на историю развития общества на Пиренейском полуострове. Арабизм, как одно из проявлений бога-
той исламской культуры, начал проникать в диалекты Иберийского полуострова с началом мусульманского завоевания Пиреней в 711 г. н.э. Арабский язык получил статус государственного. В период расцвета мусульманской Испании классический арабский язык занял ведущие позиции в качестве научного и литературного языка, но он являлся родным языком лишь для очень ограниченного круга лиц, составлявших административную элиту мусульманских государств Иберийского полуострова.
В современном испанском языке насчитывается около 6000 слов, имеющих арабские корни. Следы арабского влияния обнаруживаются в фонетике, морфологии. Но коренные испанцы, каталонцы, об исторических корнях своего родного языка никогда не упоминают.
В современной Испании почти все является «слепком» арабского наследия (кухня, культура, архитектура, национальные танцы, язык, внешнее сходство коренных жителей некоторых автономий Испании и т.д.). Но коренные испанцы, равно как и жители других регионов, об исторических корнях своих национальных обычаев всегда скажут «это традиционно испанское». К примеру: танец фламенко, который испанцы называют исконно своим, уходит своими корнями в мавританскую музыкальную культуру. Существенно повлияла на этот стиль цыганская музыка - многие считают основными, истинными носителями стиля танца фламенко именно цыган.
К концу XX в. в Испании появились предпосылки для возникновения такого понятия и явления как диаспора. После смерти Ф. Франко в 1975 г. ислам начал свое возвращение на испанскую землю. Конституция 1978 г. положила конец монополии католичества. В 1980 г. был принят закон о свободе вероисповедания, который дал возможность другим религиям законно действовать и развиваться на территории страны. В это время исламские общины снова начали появляться на юге Испании, где сохранились памятники мусульманской эпохи. В дальнейшем ислам распространился и на другие регионы страны, в том числе и на Каталонию.
Изначально термин и явление «диаспора» (с греческого языка переводится как «рассеивание») относился к науке «Социология» и рассматривался посредством нее. В настоящее же время понятие «диаспора» включает в себе множество компонентов -этнокультурные, религиозные, экономические, политические и др. На разных этапах развития любого государства такое явление, как диаспора, может играть заметную роль в сохранении национальной
культуры и формировании самосознания, поскольку основой большинства диаспор является принцип этнического и религиозного самовыражения. Анализ влияния арабской культуры и языка на развитие Пиренейского полуострова позволяет проследить этапы образования мусульманской диаспоры на территории современной Испании.
В настоящее время мусульманские общины существуют более чем в 120 странах мира, в 35 из них они составляют свыше 80% населения (большинство их них находятся в странах Северной Африки и Западной Азии). Более 2/3 мусульман живет в Азии, где они составляют свыше 20% населения, почти 30% - в Африке (половина населения континента). Наиболее крупные по абсолютной численности мусульманские общины проживают в Индонезии, Индии, Пакистане и Бангладеш.
Современная мусульманская диаспора в Испании насчитывает около 1,3 млн человек (по состоянию на июль 2010 г.). Это около 2% всего населения Испании. Из них лишь 400 тыс. имеют право голосовать на выборах. Для сравнения, во Франции число иммигрантов-мусульман составляет 7-10% населения. Статистические данные свидетельствуют о неравномерном распределении мусульманского населения в Испании. Большинство мусульман проживают в Каталонии, в особенности в Барселоне. Значительное число их живет в Андалусии. Отдельно стоит упомянуть города Сеута и Мелилья. Это испанские полуанклавы, географически находящиеся в Марокко, включенные Мадридом в состав своих провинций (Сеута в Кадис, Мелилья в Малагу).
Для сравнения: по данным на конец 2010 г. Франция, как и в предыдущие годы, занимает первое место по численности мусульманской диаспоры - 5 млн человек (до 10% от общего числа населения). Второе место - Германия (4 млн. человек), третье - Великобритания (1,7 млн человек), Италия и Голландия (по 1 млн человек). В Европе по состоянию на конец 2009 г. проживает около 40 млн мусульман. Это больше, чем в Саудовской Аравии, где живет 24,9 млн мусульман. Данная цифра включает мусульман, проживающих в европейской части: России, а также в Центральной, Восточной и Западной Европе.
Большая часть мусульман в Европе являются частью коренных общин, которые на протяжении веков проживали там. К таким странам относятся, к примеру, Россия и Албания. Иммиграция же мусульман в Западную Европу началась всего несколько десятилетий назад. До конца 1940-х мусульман здесь практически не было
или было совсем немного (больше всего во Франции - 120 тыс. в середине 1920-х годов). Первая массовая миграция была связана с войной в Алжире (1954-1962 гг.). После вынужденного согласия Франции на провозглашение независимости этого североафриканского государства сотни тысяч местных мусульман воспользовались появившейся возможностью переехать в свою бывшую метрополию.
Наибольшее число мусульман Испании - это марокканцы или потомки марокканцев, родившихся в Испании, они составляют 71% всех мусульман страны, или приблизительно 800 тыс. человек, почти все из них сунниты. Следующие три страны, выходцы из которых составляют приблизительно 5% от всех мусульман Испании (по 50 тыс. человек приблизительно) - это Сенегал, Алжир и Пакистан. На последнем месте Саудовская Аравия (около 500 человек). Начиная с 80-х годов, наибольший наплыв мусульманского населения произошел в рамках объединения семей. Но уже в период с 1990 по 2000 г. можно было отметить серьезный рост числа мусульман за счет высокого уровня рождаемости в исламской среде.
Интересы мусульман в автономном округе Каталония представляет Мусульманский культурный совет Каталонии (МКСК). На территории Автономного сообщества действует более 170 мечетей, что составляет около половины всех религиозных мусульманских учреждений Испании. Однако большинство из них расположено в небольших помещениях на первых этажах зданий и даже в гаражах и зарегистрировано не как мечеть, а как культурный центр.
Особенностью испанских мусульман является то, что около половины выходцев из мусульманских стран не являются сторонниками радикального ислама. Однако подавляющее большинство из них отмечают национальные праздники. Его поддерживают только 5% испанских мусульман. Период активного «обживания» территории Каталонии радикальными исламскими организациями начался с 2002 г. Вслед за ними пришли и террористические организации, в первую очередь такие как: «Группа традиций, проповеди и борьбы», «Хизб ут-Тахрир», «Джамаа Таблиг».
В Испании функционирует организация «Хунта Исламика». На их сайте «^еЬЫаш» публикуются умеренные исламские тексты. Лидером организации является Мансур Эскудеро (ранее являлся лидером главной мусульманской организации страны -Испанской исламской комиссии. Данное объединение представля-
ет всех мусульман страны перед официальными властями государства, оно было организовано в соответствии с законом 1992 г.
Первая и единственная исламская партия Испании готовилась выставить своих кандидатов на выборы в местные советы в 2011 г. Ее задачами было обеспечить представительство мусульман в руководстве муниципалитетов. Партию возрождения и объединения Испании возглавлял бывший журналист и профессор арабского языка Мустафа Баррак, который неоднократно заявлял о своей умеренной позиции и поддержке конституции и испанского народа. «Партия возрождения и объединения открыта не только для мусульман, но и для национальных меньшинств и иммигрантов. Пришел момент, когда испанские мусульмане, арабы, африканские иммигранты и не иммигранты должны освободиться от унижений», - сказано в его речи.
Глава Исламского совета Испании - Баррак рассчитывал добиться поддержки не только 1,3 млн мусульманских жителей Испании, но и иммигрантов, которые составляют около 11% местного населения. По данным консервативной испанской газеты «ABC», правительство не скрывает своего беспокойства по поводу создания новой партии, поскольку сейчас в стране проживает 1,3 млн мусульман, в том числе иммигранты из исламских стран, в частности, почти 700 тыс. выходцев из Марокко. Если же считать нелегальных иммигрантов, эта цифра может превысить 2 млн.
Необходимо отметить возрастающую роль и оказание влияния мусульманских диаспор, их общественных организаций на процесс принятия государственных решений в странах проживания. До конца 1990-х годов исламских политических партий в Европе не существовало. Сейчас они появились во Франции и Бельгии. В последней, с мая 2003 г. функционирует РСР (Партия гражданства и процветания), исповедующая радикальный ислам.
Демографы полагают, что к 2015 г. численность мусульман в Европе удвоится. Тенденции снижения рождаемости среди европейцев уступают высокому уровню рождаемости выходцев из стран Северной Африки, Ближнего Востока, других континентов. Ожидается, что к 2030 г. мусульман на планете будет не менее 2 млрд при общей численности населения в 8 млрд, т.е. четвертая часть всего населения (в 1900 г. мусульман насчитывалось лишь 4,2%).
Резюмируя вышесказанное, можно отметить, что влияние мусульманского мира на исторические этапы становления и формирования европейской цивилизации, в частности на Королевство
Испания, в целом гораздо больше, чем принято утверждать в политических и религиозных кругах на международной арене.
В последние годы в различных научных и публицистических сферах затрагиваются темы пересмотра общепризнанного факта европейского Возрождения и переоценки влияния исламского мира на эволюцию европейской цивилизации. Такие действия не лишены смысла. Во-первых, поскольку развитие цивилизации происходит циклично, то «выпадение» предыдущего событийного звена из общей цепочки исторического контекста выглядит излишне политизированным и религиозно надуманным. Во-вторых, с точки зрения вклада в общемировую культуру видится необходимым признать колоссальный вклад мусульманского мира в становление и формирование европейской цивилизации.
Для развития мирового сообщества, в целом, важным является аспект взаимного обогащения и взаимопроникновения культур между восточной и западной цивилизациями. В этой связи необходимо подчеркнуть особую роль руководства таких стран, как Россия, Казахстан, других, которые выступают за межэтническое уважения и согласие, цивилизованный баланс между соблюдением религиозных обрядов и светским обществом, содружеством и сотрудничеством различных религиозных конфессий, этнических организаций с государством, поскольку все эти факторы способны обеспечить выживаемость и стабильность мирового сообщества в будущем.
«Вестник Российского университета дружбы народов.
Сер. Международные отношения», М., 2013 г., № 3, с. 60-65.