Абдаллы по сирийскому вопросу - лишь прикрытие. Реально решения принимает дом Саудов, и Иордания не имеет ни права, ни возможности перечить своему покровителю.
Очень уж шатко положение пришлых хашимитов в своем собственном дворце. Полная зависимость от внешних займов, ряд экономических проблем и социальная напряженность - все говорит о том, насколько уязвимое положение у Хашимитского королевства. Черчилль любил говорить, что он создал Иорданию «взмахом пера одним воскресным днем в Каире». И сегодня становится очевидным, что без поддержки монархий Персидского залива это искусственное государство может так же легко исчезнуть с карты Ближнего Востока, как оно там появилось.
«Вестник аналитики», М., 2014 г., № 1, с. 95-98.
Е. Красникова,
политолог
О НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ ИСЛАМИЗАЦИИ ЕВРОПЫ, ИЛИ ЕВРОПЕЙСКИЙ ИСЛАМ
В последние годы в ряде научных, публицистических, политических и прочих кругах некоторых государств тематике ислами-зации европейского общества уделяется повышенное внимание. Известно, что исламизация как феномен существует уже около 1400 лет, а термин был введен в обращение самими мусульманами, чтобы обозначить процесс трансформации обществ из состояния «куфр» («неверности») в состояние «просвещения» (обращения в ислам). При этом на современном этапе как социальное явление исламизация приобрела новые черты, чаще носят политический, демографический, экономический или иной характер.
В переводе с арабского языка исламизация (а81ашаЬ) как научное явление означает процесс усиления влияния ислама в различных сферах государственной политики и общественной жизни, а также процесс увеличения количества людей, исповедующих эту религию в определенном регионе или стране [1]. По современным оценкам, ислам является господствующей идеологией в 57 странах мира [2]. «Организация исламского сотрудничества» - это крупнейшее наднациональное объединение после ООН [5]. На текущий момент ислам является не только второй мировой религией по численности последователей (после христианства), но и самой быстро распространяющейся на планете. В октябре 2009 г. иссле-
довательский центр США «Pew Research Center» опубликовал доклад «Религия и общественная жизнь». В нем представлены сведения о количестве мусульман во всем мире. Данные были взяты из 232 стран, включая информацию из полутора тысяч источников, таких как различные доклады, демографические исследования, а также переписи населения.
По данным экспертов центра «Pew Research Center», на конец 2009 г. в мире насчитывалось около 1,6 млрд мусульман, что составляет 23% от общей численности населения в мире, т.е. четверть. Более 60% мусульманского населения мира проживает в Азиатско-Тихоокеанском регионе (912,5 млн человек). В странах Ближнего Востока и Северной Африки проживают 20% (315,3 млн). В настоящее время мусульманские общины существуют более чем в 120 странах мира, в 35 из них они составляют свыше 80% населения (большинство их них находится в странах Северной Африки и Западной Азии). Более двух третей мусульман живет в Азии, где они составляют свыше 20% населения, почти 30% - в Африке (половина населения континента). Наиболее крупные по абсолютной численности мусульманские общины проживают в Индонезии, Индии, Пакистане и Бангладеш. При этом в Саудовской Аравии проживает 24,9 млн мусульман, а в Европе, по состоянию на конец 2009 г., - около 40 млн. Это в два раза больше, чем проживающих в европейской части России, в Центральной, Восточной и Западной Европе.
Большая часть исповедующих ислам в Европе являются частью древних коренных общин, которые на протяжении веков проживали там. К таким странам относятся Россия, Албания, Испания. В последней, к примеру, к концу XX в. возникли предпосылки для возникновения такого понятия и явления, как диаспора, и ислам стал возвращаться на испанскую землю. После смерти Ф. Франко в 1975 г. начался этап плавного возвращения древнего коренного населения в Королевство Испания. В 1980 г. в Испании был принят Закон о свободе вероисповедания, который дал возможность другим религиям законно действовать и развиваться на территории страны. Это был следующий виток - исламские общины снова начали появляться на юге Испании, где сохранились памятники мусульманской эпохи. В дальнейшем ислам распространился и на другие регионы страны, в том числе и на Каталонию.
В отличие от Королевства Испания исламская миграция в другие страны Западной Европы началась лишь несколько десятилетий назад. До конца 1940-х годов мусульман здесь практически
не было или было совсем немного (больше всего во Франции -120 тыс. насчитывалось в середине 1920-х годов). Первая массовая миграция была связана с войной в Алжире (1954-1962). После провозглашения независимости этого североафриканского государства сотни тысяч местных мусульман воспользовались появившейся возможностью переехать в свою бывшую метрополию. С течением времени этот процесс значительно активизировался, и к концу 2010 г. во Франции, занимающей первое место по величине мусульманской общины, насчитывалось около 5 млн верующих, исповедующих ислам (около 10% от общего числа населения). А к концу 2012 г. их численность в этой стране возросла до 6 млн. Характерно, что именно во Франции еще в конце 1950-х годов впервые заговорили об исламизации как о социально-политическом феномене в Европе. Научное же его толкование в современной Франции, а также других европейских государствах претерпело изменения. Так, сам термин помимо «обращения в ислам» на практике стал означать «ужесточение исполнения религиозных обрядов в мусульманском сообществе» на территории светского государства [3].
Второе место по количеству верующих, исповедующих ислам в Европе, занимает Германия (4 млн человек), третье - Великобритания (1,7 млн). Показательным является пример появления «мусульманских патрулей» в Лондоне. Районы Восточного Лондона иммигранты открыто и с вызовом называют «мусульманской территорией», наказывая «неверных» за светское поведение. Видеосюжет о деятельности такого патруля, опубликованный на сайте You tube, собрал более 42 тыс. просмотров и вызвал крайне неоднозначные оценки британской общественности. При этом нередко в ходе общественной дискуссии в обществе это явление характеризуется как «богатое многообразие блэровского мульти-культурализма» [4].
Уже сейчас мы становимся свидетелями нарастания недовольства коренного населения Западной Европы как агрессивным поведением пришлых мусульман, не желающих интегрироваться в традиционное европейское общество, так и деятельностью политиков. По опросам общественного мнения в Великобритании немало тех, кто полагает, что их страна стала слишком сильно заигрывать со своей более чем двухмиллионной мусульманской общиной. Теперь здесь весьма критично относятся к постулату о том, что вседозволенность - лучший знак радушного гостеприимства и интеграции народов в единую европейскую семью. Ситуация
усугубляется еще и тем, что, по прогнозам демографов, численность живущих в Британии мусульман через 20 лет удвоится и достигнет 5,5 млн человек, что превысит численность населения Кувейта [4].
Как представляется, точное количество мусульман, легально и нелегально проживающих в европейских странах, подсчитать не представляется возможным. Однако тенденция роста мусульманской диаспоры в Европе очевидна - она стремительно увеличивается.
В 1990 г. швейцарцем египетского происхождения Т. Рамаданом был предложен термин «евроислам». Автор термина счел возможным на практике сблизить европейскую культуру и ислам. Однако использование данного термина, на мой взгляд, остается попыткой лишь в теории объединить цивилизации-антиподы. О них еще С. Хантингтон писал в своем трактате «Столкновение цивилизаций» [6]. В своем труде он подчеркивал, что общность цивилизаций определяется некими общими признаками, такими как культура, язык, религия. При этом одним из наиболее важных признаков единства цивилизаций является общая религия.
Практика развития «современного» ислама в Европе, его сосуществование с культурой европейских народов имеют мало общего с теорией. Анализ происходящего указывает на то, что в настоящее время в европейском обществе не происходит и едва ли произойдет массовое признание со стороны коренных народов Европы исламских ценностей и норм поведения. Прежде всего это связано с тем, что социализация, т. е. социальный сценарий интеграции иммигрантов-мусульман в крупных городах Европы одинаков, поэтому реакция на данный процесс у коренных европейцев схожа. Как представляется, механизм исламизации Европы, запущенный в последние десятилетия Европейским союзом и поддержанный руководством ряда европейских стран и обусловленный догмами толерантности, сейчас уже очевидно приводит к ряду негативных последствий. По результатам опросов общественного мнения во многих европейских странах постепенно накапливается протестный потенциал, неприятие и усталость коренного населения по отношению к поведению иммигрантов (прежде всего мусульман).
Анализ общественного мнения, активные и острые дискуссии на тематических порталах Интернета показывают, что недовольство складывающейся ситуацией испытывают и некоторые официальные представители европейского сообщества (руко-
водство структур ЕС, некоторых европейских стран, муниципальные органы, полиция). В последние годы власти разных уровней пытаются внести законодательные изменения в миграционную политику с целью сдерживания наплыва иммигрантов. Осенью 2010 г. бельгийский еженедельник «Vacature» опубликовал статью «Эмиграционная лихорадка на Нижних Землях». В ней приводятся откровенные мнения коренных голландцев об иммигрантах. Так, согласно статистике, каждый третий голландец мечтает эмигрировать из своей страны (прежде всего в Австралию, Новую Зеландию, Канаду). Причина - фактическая исламизация европейских городов (особенно крупных), нарастание потоков иммигрантов в Западную Европу из Турции, Марокко, стран Центральной Африки, а сейчас - и из Восточной Европы [7].
В ноябре 2010 г. немецкая газета «Financial Times Deutschland» опубликовала данные социологического опроса, проведенного Институтом демоскопии в г. Алленсбах (Германия). В соответствии с ними, большинство немцев считает проживающих в стране мусульманских мигрантов бременем для Германии. Больше половины респондентов (55%) считают, что мигранты из мусульманских стран «в социальном и финансовом плане обходятся гораздо дороже, чем та экономическая польза, которую они приносят». Лишь одна пятая от общего числа опрошенных расценивает роль мигрантов положительно. В Восточной Германии 74%, а на западе Германии - 50% респондентов высказались о приезжих негативно. При этом более одной трети опрошенных граждан согласны с утверждением, что благодаря притоку мусульманских мигрантов население Германии становится глупее, поскольку у приезжих более низкий образовательный уровень, а рожают они больше. В настоящее время в Германии проживается порядка 4 млн турок, что составляет 5% от общей численности населения страны. Все эти люди имеют паспорта, в которых написано, что они граждане Германии. В ФРГ графа «национальность» отсутствует.
Нередко в Европе недовольство мигрантами проецируется на ислам как религию, идеологию. Мигрантов воспринимают как носителей агрессивных и радикальных настроений. Кроме того, у населения европейских стран вызывают раздражение и нежелание мигрантов воспринимать и адаптироваться к культуре своей новой страны, а также стремление навязывать чуждую ментальность и стереотипы поведения коренным жителям. Немаловажный аспект - возрастающая роль все более активного влияния мусульманских диаспор, их общественных организаций на процесс при-
нятия государственных решений в странах проживания. До конца 1990-х годов исламских политических партий в Европе не существовало. Сейчас они появились во Франции и Бельгии. Так, в последней с мая 2003 г. функционирует Партия гражданства и процветания, идеология которой имеет много общего с идеями радикального ислама.
Таким образом, проблема правомерности использования термина «исламизация» для обозначения процессов, протекающих в современном европейском обществе, остается неоднозначной. Характерно, что некоторые российские исследователи полагают, что термин «исламизация» связан с понятием «экспансия» (от латинского expansio - распространение) одного государства на территории другого (к примеру, Кордобского халифата на Пиренейском полуострове), соответственно, несет негативный смысл. Однако наряду с этим политическим значением данного термина наиболее современным видится другое его понятие - расширение сферы влияния, распространение чего-либо за первоначальные границы. Это подтверждают реальность сегодняшнего дня и современная динамика усиления влияния ислама в различных сферах государственной политики и общественной жизни Европы, а также процесс увеличения количества людей, исповедующих эту религию в отдельных европейских городах.
Демографы полагают, что к 2015 г. численность мусульман в Европе удвоится. Тенденции снижения рождаемости среди европейцев уступают высокому уровню рождаемости выходцев из стран Северной Африки, Ближнего Востока, других континентов. Ожидается, что к 2030 г. мусульман на планете будет не менее 2 млрд при общей численности населения в 8 млрд, т.е. четвертая часть всего населения.
Литература
1. Агентство религиозной информации «Благовест-Инфо» // www.blagovest-info.ru
2. Имам.ру // http://www.imam.ru/articles/stati.html
3. HH0CMH//inosmi.ru>EBpona>20110621/171005339.html
4. Российская газета, 23.01.2013.
5. Сеннельс Н. Что такое исламизация? Попытка подхода к анализу // http:/gabblgob.livejournal.com/665205.html
6. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. - М.: ACT, 2003.
7. Газета «Вакатюр» // www.vacature.com
8. Газета «Ла Вангуардия» // www.lavanguardia.es
9. Газета «Файненшл Таймс Доитчлэнд» // www.fmandeuts.com
10. Газета «Эль Паис»//www.e1pais.es
11. Газета «Эль Периодико» // www.e1periodico.es
12. Официальный сайт Европарламента // www.europar1amento.es
13. Официальный сайт ЕС // www.unioneuropeo.es
15. Официальный сайт Правительства Испании // www.gobierno.es
14. Официальный сайт Института статистики Испании // www.estadistica.es
«Вестник РУДН. Сер. «Международные отношения», М., 2013 г., № 2, с. 5-9.