Научная статья на тему 'Мусульмане Пиренейского полуострова'

Мусульмане Пиренейского полуострова Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1745
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мусульмане Пиренейского полуострова»

с арабскими странами региона, но и видоизменяют внешнеполитические связи внутри этого треугольника, открывая России новые возможности для политического взаимодействия с этими странами

«Проблемы национальной стратегии», М, 2014 г., № 4 (25), с. 9-27.

О. Бибикова,

кандидат исторических наук (ИВ РАН) МУСУЛЬМАНЕ ПИРЕНЕЙСКОГО ПОЛУОСТРОВА

До недавнего времени Испания не была привлекательной страной для иммигрантов. Арабоязычные жители Северной Африки из французских колоний, владеющие в разной степени французским языком, предпочитали ехать во Францию, тем более что социальный пакет, на который могли претендовать иммигранты во Франции, был гораздо богаче, чем в Испании.

Как и другие европейские страны, когда-то владевшие колониями, Испания, хотя и в меньшей степени, привлекает рабочих из своих бывших колоний. Колониальные владения Испании в Африке были намного скромнее, чем у Франции. К началу ХХ в. под властью испанской короны находились Испанская Гвинея, Испанская Сахара и Испанское Марокко. На сегодняшний день у Испании остались только Канарские острова и два анклава на североафриканском побережье, Сеута и Мелилья, административно являющиеся частями Испании. Именно через эти два анклава в Испанию проникает значительная часть иммигрантов из африканских стран.

Испанцев принято считать единой нацией, в которой, однако, выделяются шесть основных народностей: испанцы (27%), каталонцы (15,6%), андалусийцы (15,6%), кастильцы (11,1%), валенсийцы (9,7%), галисийцы (7,4%) и баски (5,6%). Всех объединяет католицизм, который исповедуют 95% верующих. Существует также небольшая община протестантов. Однако это не означает, что население Испании - истинно верующее. В менталь-ности испанского населения религиозная составляющая присутствует и определяет поведение в разной степени. К началу XXI в. в стране насчитывалось также 450 тыс. мусульман и около 15 тыс. приверженцев иудаизма1.

1Шр://ш^'ш.са1а1о§.1тЬ.ги/8рат2010-2.8Ь1т1

Общественную жизнь страны омрачает множество проблем, в том числе имеющих этноконфессиональный характер. Подавляющее большинство граждан считают себя верующими, и католическая церковь продолжает играть важную роль в их жизни. На первый взгляд религиозная однородность Испании, в которой большинство населяющих ее народов относятся к католикам, исключает возникновение конфликтов этноконфессионального характера1. Однако внутриполитическую ситуацию осложняет больной вопрос для Испании - сепаратизм некоторых провинций. Речь идет о Стране Басков (Баскония)2 и Каталонии3.

Идеальное месторасположение Каталонии в Средиземноморье - между Францией и Испанией - создало благоприятные условия для развития района. В 2010 г. опрос, проведенный Каталонским центром изучения общественного мнения, показал, что 25,2% населения выступает за независимость.

1 Этноконфессиональные конфликты в Европе и на постсоветском пространстве. - М., 2010. - С. 58.

2 Ряд испанских ученых считают, что баски, проживающие на севере страны, являются наиболее давним этническим слоем населения полуострова. В отличие от других этнических групп полуострова они сохранили свою самобытность. В III—I вв. до н.э. Иберийский полуостров попал под власть римлян, и баски, в отличие от других народов, оказали сопротивление захватчикам, сумели сохранить свой язык и обычаи. После того как в I в. н.э. на территории полуострова начало распространяться христианское учение, и испанская церковь укрепила свои позиции, став своего рода центром этнического объединения народов полуострова. Баски также приняли христианскую веру, но сохранили древние языческие верования. По мнению ряда ученых, баски представляют собой особую этническую общность. Испанские баски населяют северные провинции — Алаву, Гипускоа и Бискайю, а также Наварру. Испанские провинции Алава, Гипускоа и Бискайя — занимают всего 3% территории страны, но входят в состав наиболее индустриально развитых, поэтому процветающих провинций привлекающих население из других районов страны. Ныне из трехмиллионного населения Страны Басков (Баскония) две трети составляют уроженцы других регионов Испании, а также мигранты из других стран. Численность басков в стране составляет всего 2% населения Испании.

3 Каталония является самым богатым регионом страны. Так же как Страна Басков, Каталония имеет свое правительство — Женералитат. Но Барселона хочет получить не только политическую, но и финансово-экономическую независимость, т.е. самостоятельно взимать и расходовать налоги. Статистика свидетельствует, что регион отдает центральному правительству больше, чем получает. Так, в 2009 г., Каталония собрала 19,49% налоговых поступлений в федеральный бюджет, а получила всего лишь 14,03% из общей суммы государственных расходов. (Time. 12.9.2012.)

Сегодня уже половина населения Каталонии поддерживает отделение от Испании. Некоторые испанские исследователи причиной роста каталонского сепаратизма считают эрозию многих традиционных особенностей Каталонии, активизировавшуюся в эпоху глобализации. В этих условиях независимость представляется единственным выходом из сложившегося положения, тем более что существует «историческая память» о богатой и процветающей Каталонии1. После прихода к власти короля Хуана Карлоса (1975) Испания превратилась в государство с признаками федерации, однако это не сняло полностью проблему национализма и сепаратизма. В стране были проведены демократические реформы, которые улучшили экономическое положение Испании, которая долгое время была одной из самых бедных стран Западной Европы.

Иммигранты на рынке труда Испании

До недавнего времени Испания была поставщиком рабочей силы в другие страны. Так, в период между 1850-1950-ми годами свыше 8 млн испанцев покинули свою страну2. В последние годы франкизма эмиграция из страны ежегодно составляла свыше 100 тыс. человек. В целом в 60-70-е годы ХХ в. страну в поисках работы за рубежом покинули 3,3 млн испанцев - 10% ее населения.

В последние 15 лет ХХ в. потребности в рабочей силе возросли и в Испанию потянулись выходцы из стран Азии и Африки. До этого времени североафриканские рабочие приезжали на сезонную работу, например на время сбора урожая цитрусовых культур.

В основном, Испания была транзитным пунктом, впоследствии иностранные рабочие перебирались во Францию или Бельгию. По мере ужесточения ситуации на рынке труда в этих странах некоторые из гастарбайтеров стали искать работу в Испании. Характерно, что уровень безработицы в Испании в последние 30-40 лет был постоянно высоким. Одновременное повышение уровня образования коренного населения привел к тому, что испанцы перестали соглашаться на низкооплачиваемую работу. Именно в этом секторе (домашняя прислуга, рабочие коммунального хозяйства, рабочие

1 Time.11.09.2012.

2 Меняющаяся Европа. Проблемы этнокультурного взаимодействия. - М., 2006. - С. 218.

сталелитейной промышленности, строительство и т.д.) гастарбай-теры могли найти себе применение. По мнению российского исследователя А.В. Авилова, «одна из важнейших особенностей структуры занятости иностранной рабочей силы в Испании заключается в том, что значительная ее часть, особенно нелегальная, перебиваясь случайными заработками, занята в теневой экономике, на долю которой, по некоторым подсчетам, приходится до 20% ВВП и свыше 23,4% общей численности экономически активного населения страны. Почти 50% «теневых» нелегалов трудится в аграрном секторе экономики, в текстильной и обувной промышлен-ности»1.

В 1985-1991 гг. легальный иммиграционный поток в Испанию увеличился на 7%, в 1992-2000 гг. - на 214, а в 2001-2005 гг. уже на 375%2, что превратило Испанию из страны, поставляющую рабочих-эмигрантов, в страну, активно принимающую иностранных рабочих. Спустя несколько лет эти люди, получив право на работу, стали вызывать в Испанию свои семьи. Именно тогда (примерно с 2000 г.) перед правительством встала проблема социокультурной адаптации иммигрантов в испанское общество.

Уменьшение численности населения Испании за счет падения рождаемости - одна из основных проблем государства. Испания уже долгое время пытается решить эту проблему за счет внешних источников, тем более что, согласно некоторым источникам, за пределами страны проживает свыше 2,7 млн испанцев3. В конце XX в. ежегодный прирост населения сократился в среднем до 0,2%, уровень рождаемости составлял 9,1, смертности около 8,8%. Возрастная структура населения Испании отличается сравнительно большой долей людей от 40 до 50 лет и тенденцией роста численности пожилых (лиц от 65 лет и старше -17,7%)4.

Рождаемость в Испании - одна из самых низких: 119-е место в мире. По данным социологических опросов, более 60% замужних женщин в Испании хотели бы иметь детей, но не могут себе

1 Испания анфас и профиль. - М., 2007. - С. 237-238.

2 Prez Dias J. La sityation social de vejes en Espana a partir de una perspectiva demográfica. - Madrid, 1996. - P. 1.

3 http://www.oispanii.ru/naselenie-ispanii/demograficheskaya-situatsiya-v-ispanii

4 По прогнозам, в XXI в. доля людей старше 65 лет в Испании составит 35,6%, увеличится и численность пожилых людей старше 80 лет. В Испании их будет 12,8%. La population du Monde. Géant démographiques et défies internationaux. - INED, Paris, 2002. - P. 766.

их позволить в связи с отсутствием средств1. Небольшой прирост населения страны в последние годы объясняется, прежде всего, увеличением численности иммигрантов и рождаемостью в их семьях.

По прогнозам ООН, изложенным в специальном докладе ООН о социальных и экономических аспектах миграции, к 2050 г. около половины населения Испании будет в нетрудоспособном возрасте. Уже сейчас три четверти рожденных в стране детей - это дети иммигрантов. Так, из прироста населения за 1999-2004 гг., равного 7,4%, только 1,7% обеспечено коренными жителями Испании. По версии информационных изданий, за последнее время количество межнациональных браков, одним из партнеров в которых является испанец или испанка, увеличилось почти на 120%2. Совершенно очевидно, что Испания следует по пути большинства стран Европы, которые надеются на пополнение численности населения в стране за счет детей от смешанных браков или натурализовавшихся иностранцев.

Правительство предпринимает меры для того, чтобы тенденция сокращения численности населения замедлилась. С этой целью Мадрид пытается привлечь в страну потомков испанских иммигрантов, проживающих в Латинской Америке. В свое время именно выходцы из Испании составили основной костяк населения латиноамериканских стран. К концу ХХ в. начался обратный процесс. В апреле 2000 г. в аргентинских газетах появились объявления, в которых администрация ряда испанских деревень приглашала к себе на жительство семьи, имеющие испанские корни. Как отмечал мэр деревни Агавива, расположенной в провинции Теруэль (автономное сообщество Арагон), дать подобное объявление его побудил отток деревенского населения в города: в его деревне осталось всего 598 жителей. Тогда на объявление откликнулось более тысячи человек3. Характерно, что испанская сторона рассматривала заявление каждой семьи отдельно, и отобранным кандидатам испанское государство оплачивало транспортные рас-

1 http://www.oispanii.ru/nase1enie-ispanii/demograficheskaya-situatsiya-v-ispanii; http://www.uckycamper.ne1/country/испания/все-о-испании/5849-демография-испа-нии

2 http://www.abcspain.ru/news-and-artic1es/immigration/vossoedinenie-semi-v-

ispanii

3 Вслед за латиноамериканскими испанцами в страну потянулись многие жители южноамериканского континента. Сегодня число легально работающих латиноамериканцев в Испании уже превышает 1,5 млн человек. Есть и нелегалы.

ходы и предоставляло жилье. К этому процессу подключились и местные предприниматели, которые гарантировали работу электрикам, водителям грузовиков и фермерам. Можно предположить, что приглашение потомкам испанских эмигрантов вернуться на родину предполагало, что таким образом можно будет удовлетворить потребности в рабочей силе, что, в свою очередь, должно было снизить уровень иммиграции рабочей силы из стран Северной Африки.

Численность мусульманских иммигрантов

в Испании

Согласно Конституции Испании 1978 г. (ст. 16.2) в стране не допускается сбор информации о религиозной принадлежности граждан страны. Точная численность мусульман в Испании не известна. Некоторые представители мусульманских организаций говорят о 2 млн мусульман, другие - только о 800 тыс. Обсерватория Андалусии, созданная Союзом исламских сообществ Испании (La unión de españoles comunidades de España) в 2003 г., ежегодно предоставляет отчет о мусульманском населении страны. Тем не менее эти данные не могут быть достоверными. Специалисты сходятся на том, что мусульмане составляют от 2 до 2,5% от общего населения Испании.

Интенсивная иммиграция в Испанию началась по сравнению с другими европейскими странами довольно поздно: только в 80-е годы, поэтому процесс образования диаспоральных общин и формирование религиозных объединений затянулся. Считается, что в стране зарегистрировано более 500 общин. На ноябрь 2009 г. в Испании зарегистрировано 707 исламских религиозных учреждений (объединений или ассоциаций), большинство которых сформировано на базе этнического происхождения их членов. Точная численность мусульман также не известна. Приводимые данные разнятся от 900 тыс. до 1,5 млн.

Более 70% мусульман в стране являются выходцами из Марокко. По разным данным, на начало ХХ1 в. марокканцев в Испании проживало более 800 тыс. человек. Часть из них приезжала в страну на сезонные работы еще в 60-е годы, но с ухудшением экономической ситуации на родине перебралась в Испанию. Другая часть представлена молодежью, родившейся в Испании. Примерно 400 тыс. из них уже имеет испанское гражданство и, следовательно, является частью электората, на который ориентируются

кандидаты во властные структуры. После того как с середины 80-х годов начался процесс воссоединения семей, численность общин возросла.

Следом за марокканской идет алжирская, затем сенегальская и пакистанская общины. В среднем каждая из трех общин состоит из 70-80 тыс. человек. В последнее время наблюдается приток сенегальцев, которые достигают испанских берегов нелегально на борту различных плавсредств. Кроме того, в Испанию стали перебираться (все тем же нелегальным путем) жители стран Западной и Центральной Африки, для которых эмиграция означает не только возможность найти работу и кормить оставшуюся на родине семью, но и спасти свою жизнь от непрекращающихся междоусобиц между племенами и борьбы за власть между элитами. В основном эмигранты прибывают через Канарские острова, где бизнес по перевозке нелегальных иммигрантов расцвел пышным цветом. Ежегодно местные владельцы различных лодок, шхун и катеров перевозят по 27 тыс. человек. Испанские власти создали ограждения вокруг Сеуты и Мелильи, анклавов на северном побережье Марокко, оснастили их камерами видеонаблюдения, и тем не менее эмигранты их преодолевают. Так, в ночь на 18 сентября 2013 г. около 100 человек преодолели высокую стену и прорвались на территорию Мелильи. Еще несколько десятков человек вплавь добрались до Сеуты. Таким образом, на территорию Испании в 2012 г. нелегально пробрались 2840 человек1.

По данным французского журнала «Hommes & migrations» в 2009 г. было зафиксировано следующее число иммигрантов из африканских стран, зарегистрированных в Испании: Марокко -737 818; Алжир - 59 111; Сенегал - 55 212; Нигерия - 37 787; Экваториальная Гвинея - 22 914; Мали - 22 318; Гамбия - 18 214; Гана - 14 798; Остальные страны - 73 952. Всего: 1 042 124 человек .

Данные за 2009 г. свидетельствуют о том, численность иммигрантов из этих стран значительно выросла по сравнению с 2004 г., что свидетельствует о расширении эмиграционного потока. Особенно сильно набирает темп иммиграция в Испанию из Мали (увеличение на 232%), Сенегала (на 164%), Ганы (на 110%), Нигерии (на 94%), Гамбии (на 84%), Марокко (на 55%), Алжира

1 Ewro News. 19.09.2013.

2 Hommes & migrations. - Р., 2009. - № 1286-1287. - P. 99.

(на 36%), Экваториальной Гвинеи (на 32%)\ Практически за пять лет - с 2004 по 2009 г. - число прибывших в Испанию иммигрантов из Африки увеличилось на 60%2.

Наибольшее число мусульман-иммигрантов проживают в Каталонии, особенно в Барселоне. Каталония является достаточно развитой территорией Испании3, здесь иммигранты легче находят работу. Кроме того, надо иметь в виду то, что Каталония избежала исламского присутствия в средние века, и здесь нет «аллергии на мусульман» (как, например, в Андалусии), связанной с историческим прошлым.

Наблюдатели отмечают, что власти Каталонии в отличие от администрации других провинций уделяют особое внимание положению иммигрантов. По мнению российских специалистов С.М. Хенкина и А.Н. Кожановского, политическая культура Каталонии отличается стремлением к компромиссам, уравновешенно-

4

сти и прагматизму .

В 2009 г. в г. Ареньш-да-Мун (недалеко от Барселоны) был проведен референдум, на котором участвующие должны были ответить на вопрос: хотят ли каталонцы стать независимым (от Испании. - О.Б.) государством, интегрированным в ЕС. 96% проголосовавших поддержали идею отделения от Испании5. Есть мнение, что Барселона при возможном референдуме относительно выхода Каталонии из состава Испании сможет получить поддержку со стороны тех иммигрантов, которые уже имеют испанские паспорта и имеют право голосовать.

Значительное число иммигрантов проживает в Андалусии6, где также сильны сепаратистские настроения. В этом автономном

1 Hommes & migrations. - Р., 2009. - № 1286-1287. - P. 99.

2 Ibidem.

3 Каталония является не только самой развитой испанской территорией в экономическом отношении, можно утверждать, что это наиболее интеллектуально продвинутая область. Кстати, здесь, в отличие от других провинций, запрещена коррида.

4 Кожановский А.Н. Быть испанцем... Традиция. Самосознание. Историческая память. - М., 2006; Хенкин С.М. Испания: Испытание Каталонией. Фонд исторической перспективы. 14.01.2013. www.perspectivy.info/oykumena/europe/ ispanij a_ispytanije_katalonij ej_2013-01-14.htm

5 Актуальные проблемы Европы. - 2014. - № 2. - С. 102.

6 Значительное число мусульман проживает в Сеуте и Мелилье. Эти города включены в испанские провинции: Сеута - в Кадис, Мелилья - в Малагу. Здесь отсутствует запрет на ношение хиджаба.

сообществе проживает 250 тыс. иммигрантов разных национальностей. Среди них есть британцы, марокканцы, немцы, аргентинцы, румыны, итальянцы, колумбийцы, украинцы, французы, эквадорцы, боливийцы, китайцы, болгары и россияне.

Прибрежные города Испании облюбовали представители богатых мусульманских семейств из разных стран (в том числе из богатых аравийских государств), которые предпочитают вести здесь европейский образ жизни. Для религиозных нужд на одном из фешенебельных курортов Испании - городе Марбелья (провинция Малага, входит в автономное сообщество Андалусия)1 на средства Саудовской Аравии была построена мечеть. По данным ливанской газеты «Орьен ле-жур» сегодня в Испании проживает около 1 тыс. граждан Саудовской Аравии2.

Трудно быть мусульманином

Как и в других странах континента, испанцы негативно реагируют на появление в их стране людей, принадлежащих к другому этносу или конфессии. До 2005 г. по сравнению с другими европейскими странами иммигрантов в Испании было не так много. Но уже в конце 80-х - начале 90-х годов испанцы стали активно проявляли ксенофобные настроения. Опрос, проведенный Европейским обществом по защите прав человека (European Society for the protection of human rights), выявил высокую степень дискриминации мусульман в Испании. В докладе Общества приводятся данные о том, что в Европе дискриминации подвергаются 30% мусульман, в Испании процент дискриминируемых увеличивается до 40.

Этнопсихологи считают, что проявление негативизма по отношению к иностранцам - имманентно присущая испанцам черта, часть которых тяготеет к сепаратизму. В Испании к мусульманам относятся неоднозначно, часть населения отождествляет мусуль-

1 Марбелья - знаменитый курорт на средиземноморском побережье Испании Коста-дель-Соль. У этого города несколько сомнительная репутация в связи с тем, что здесь традиционно обустраиваются богатые иностранцы, бежавшие от правосудия в своих странах и пользующиеся тем, что Испания долгое время не участвовала в договорах об экстрадиции преступников. С 1984 по 2007 г. в Мар-белье проживал Мухаммад Мансур Аль-Кассар, уроженец Сирии, крупный торговец оружием, приговоренный в 2009 г. к 30 годам лишения свободы американским судом.

2 Orient le-jour, Beyrouth, 13.02.2013.

ман с экстремистами. В коллективной исторической памяти испанцев сохраняется негативный образ мусульман, некогда владевших Иберийским полуостровом. Известный испанский социолог В. Перес-Диас, отмечает, что «в исламе, воспринимающемся не как совокупность религиозных представлений, а как образ жизни, испанцы видят главное препятствие для интеграции марокканцев (среди иммигрантов-мусульман их большинство. - О. Б.) в испанское общество»1.

Отношение к выходцам из мусульманских стран, прежде всего к магрибинцам, усугубилось после теракта в Мадриде2. Многие испанцы высказывались тогда за депортацию уроженцев Магриба из страны. Ксенофобия и даже расизм подчас сопровождаются физической агрессией. Свою лепту вносит рост уровня безработицы, особенно среди молодежи3. Таким образом, если еще в конце 90-х годов по сравнению с другими странами Испания была достаточно толерантной к иммигрантам, то позднее она приблизилась к среднеевропейским показателям4.

Характерно, что 13% мусульман пожелавших приобрести или арендовать собственность, при оформлении документов и при обращении к юристам подвергались дискриминации. Ряд опрошенных заявили, что мусульмане редко обращаются в полицию, считая, что их жалобы не будут рассмотрены5. Российский исследователь С. Хенкин отмечает, что в Испании существуют разные точки зрения относительно присутствия иммигрантов и вообще мусульман в стране: «Проблема сосуществования коренного населения с переселенцами становится первостепенной для жизнедеятельности, прочности и устойчивости западных социумов. Она вызывает острые дискуссии, в ходе которых высказываются диаметрально противоположные точки зрения - от пропаганды

1 Цит. по: Испания: анфас и профиль. — М., 2007. — С. 25. Уже в 1999 г. численность иммигрантов в Испании составила 609 тыс. человек, из которых 111 тыс. (20%) были марокканцы. Марокканцы составляют около 40% всех иностранных рабочих и служащих.

2 Теракты произошли 11 марта 2004 г. накануне парламентских выборов в Испании и стали крупнейшими в истории страны. Было взорвано четыре пригородных электропоездов. Погиб 191 и было ранено 2050 человек.

3 По данным на 2009 г., процент безработных среди испанской молодежи (в возрасте от 15 до 24 лет) составил 37,9%. — http://www.knigafactov.ru/spain/ youth-unemployment

4 Цит. по: Испания: Анфас и профиль. — М., 2007. — С. 25.

5 http://www.sobreespana.ru/diskriminaciya-musulman-v-ispanii.html

мультикультурализма и формирования новой идентичности до призывов к изгнанию чужестранцев и утверждений о неизбежном конфликте цивилизаций»1.

Как и повсюду в Европе, иммигранты из мусульманских стран испытывают трудности при приеме на работу. В середине 90-х годов Международная организация труда отмечала, что в стране есть определенные отрасли, куда иммигрант практически не может попасть, и одновременно отрасли, куда скорее примут иностранного рабочего, чем коренного испанца. Причиной подобной ситуации называют непопулярность профессий в так называемых «грязных» отраслях (химическая, металлургическая промышленность, строительство, работа в шахтах) среди коренного населения и нежелание работодателя выплачивать полную зарплату (например, оплачивать переработку, премии, а также делать социальные выплаты). Иммигранты с трудом находят для себя подходящее жилье. Нередко соседи заставляют владельца квартиры отказывать иммигрантам по разным поводам: то в квартире проживает слишком много иностранцев, в результате чего превышен уровень шума, то соседям не нравится запах приготовляемых блюд и т. д. В результате из-за возникновения конфликтных ситуаций иммигранты организуют самодельные жилища на пустырях, где они вынуждены прозябать без элементарных условий, т.е. без воды, канализации и электричества. Именно в таких условиях проживает большинство нелегалов, которые чаще всего находят себе применение в теневой экономике, где они подвергаются сверхэксплуатации. Зачастую иммигрант еще на родине знает, что у него есть шанс работать в Испании исключительно на этих условиях. Это относится, прежде всего, к тем, кто едет на сезонную работу. При этом работодатель получает определенные выгоды от найма именно незарегистрированного работника, ибо, таким образом, он может сэкономить на зарплате и уклониться от уплаты взносов в систему социального страхования.

Значительное число иммигрантов связаны со сферой услуг (прачечные, ремонт и пошив одежды, механические мастерские, автосервис и др.) и розничной торговлей. Нередко иммигрант связан с преступными группировками, которые заняты в незаконном обороте наркотиков, «крышуют» проституцию. Естественно, что невозможность нормально обустроить свою жизнь обозляет иммигрантскую молодежь, которая связывала с Испанией свои

1 Мировая экономика и международные отношения. - 2008. - № 3. - С. 48.

надежды. В разной степени эти чувства испытываю как те, кто сумел преодолеть границы и проник в Европу, так и те, кто родился на территории Испании и получил хотя бы начальное образование. В этом кроются предпосылки такого явления, как терроризм, ибо у молодежи утрачивается представление о жизни как ценности, возникает желание отомстить, тем более что уже существующая сеть террористических организаций постоянно ищет людей, утративших нормальные гуманитарные идеалы.

Мусульманские организации

В 1980 г. в Испании был принят Закон о свободе вероисповеданий. В 1992 г. испанские власти подписали соглашение с представителями протестантских, еврейских и мусульманских общин, на основе которого религиозные деятели, представляющие эти конфессии, могут вести просветительскую и благотворительную деятельность. Кроме того, в Конституцию Испании были внесены статьи, регулирующие отношения между властями и мусульманскими общинами. В 1980 г. при Министерстве юстиции был учрежден Консультативный комитет по свободе вероисповедания. Со временем возникла необходимость в разработке дополнительных статей, и закон был дополнен новыми положениями. В 1992 г. было разработано соглашение, подписанное между властями и лидерами религиозных общин, в том числе протестантских, мусульманских и еврейских. Согласно соглашению, все конфессии были приравнены в правах с католицизмом. Однако на практике ситуация мало изменилась: католическая церковь по-прежнему занимает привилегированное положение в испанском обществе. Отношение государства к католицизму отражается и на финансовой поддержке, которое государство взяло на себя.

Как известно, мусульмане тяготеют к коллективистской цивилизации, имманентной частью которой является коллективистское мировоззрение, соответствующие институты, которые регулируют жизнь сообщества, а также образ жизни. Коллективизм этнического сообщества становится необходимым условием выживания в инокультурной среде. Практически все европейские мусульманские сообщества демонстрируют, что подобные ассоциации образуются исключительно на однонациональной основе. Внутри такого социума есть активно верующие мусульмане, люди, соблюдающие праздники и традиции, представители суфийских орденов, т.е. степень религиозности членов подобных объедине-

ний разная. Однако ислам в таком сообществе остается базовой частью ментальности и культуры. Это обстоятельство служит источником разногласий между этническими сообществами, объединившимися в какую-либо религиозную организацию. Как правило, объединение носит временный характер, иногда сама инициатива создания подобной организации исходит извне и она не учитывает характер отношений между людьми разного этнического происхождения.

Во всех европейских странах, принимающих иммигрантов из мусульманских стран, возникает настоятельная необходимость создать специальный орган для взаимодействия с сообществами иммигрантов. К этому подталкивает, прежде всего, увеличение численности мусульман-иммигрантов и исламских сообществ, обостряющиеся проблемы между коренным населением и иммигрантами, увеличение числа нелегалов, а также стремление ряда предпринимателей использовать их в теневом секторе, что наносит ущерб экономике принимающей страны. Обычно в таких случаях инициатива принадлежит государству, которое заинтересовано в формировании наднационального органа. В Испании такой орган - Союз исламских объединений Испании, (Unión de comunidades islámicas de España) - был создан еще в 1971 г. и в него входит почти половина иммигрантских мусульманских сообществ.

Позднее была создана Федерация религиозных исламских организаций (La federación de religiosos de las organizaciones islámicas). Союз возглавляет Риай Татари Бакри (Riay Tatary Bakri), имеющий сирийское происхождение. После того как в Закон 1992 г. были внесены новые статьи о дополнительных правах представителей религиозных меньшинств оба объединения создали общую Комиссию (Испанская исламская комиссия - ИИК - La comisión islámica), которая выступает от их имени перед властями. Штаб-квартира Комиссии находится в Мадриде.

До недавнего времени Комиссию возглавлял испанец, принявший ислам, Мансур Эскудеро, врач-психиатр по образованию. Затем ее лидером стал Мохамед Хамид Али, занимавший пост вице-президента ИИК. Одновременно он занимает посты председателя мусульманской общины Сеуты и президента Федерации испанских исламских организаций. Вице-президентом Мусуль-

манского совета по сотрудничеству в Европе1 и одновременно президентом ИИК и Союза исламских общин Испании является Риай Татари. Причину ухода М. Эскудеро с поста председателя Комиссии связывают с борьбой за власть внутри организации. Однако и после его ухода Комиссия переживает кризис в связи с разногласиями между этническими общинами, что затрудняет ее работу. Позднее М. Эскудеро создал организацию «Хунта исламика» (La junta islámica)2, которую сам возглавил.

ИИК ставит перед собой задачу представлять интересы всего исламского сообщества страны, а также мусульман, иммигрировавших в страну, но еще не получивших гражданство. Комиссия ведет большую работу с целью объяснения немусульманскому населению принципов и ценностей ислама. У Комиссии есть свой интернет-сайт, где публикуются тексты различного характера. Именно на сайте Комиссии в первую годовщину взрывов в Мадриде, произошедших в 2004 г., было опубликовано воззвание, осудившее деятельность Усамы бен Ладена.

Однако внутри организации существуют проблемы. В частности, не преодолены противоречия между двумя основными объединениями, а также мелкими организациями, которые не являются его членами. Это обстоятельство, а также амбиции ряда руководителей общин затрудняют посредническую миссию Ко-миссии3.

Так, в октябре 2005 г. Мухаммад аль-Шайеб4, мусульманский активист и одновременно член парламента Каталонии от Социалистической партии, заявил, что Комиссия нуждается в обновлении, ибо она создана в 1992 г., а обстоятельства с тех пор изменились: в частности численность мусульман в стране заметно возросла. Он предложил Комиссии внести изменения в Устав с тем, чтобы ее члены избирались представителями мусульманского сообщества, а не назначались, как это было до сих пор, правительством.

1 Мусульманский совет по сотрудничеству в Европе - Muslim Council for Cooperation in Europe.

2 Хунта - в Испании и в испаноязычных странах Латинской Америки так называют общественно-политические организации.

3 http://www.webislam.com/?idn=10377 21.09.2007

4 Мухаммад аль-Шайеб первый мусульманин, уроженец Марокко, выбранный в парламент Каталонии. Он также возглавляет арабское культурное сообщество «Ибн Батутаhttp://islam.com.ua/news/2659/

Шайеба поддержал ряд мусульманских организаций, в частности, «Исламский совет Каталонии» (El consejo islámico de Cataluña) и «Ассоциация марокканских рабочих Испании» (la Asociación marroquí de trabajo de España). В конце концов в 2010 г. правительство, отвечая на призывы исламских организаций, начало процесс выборов мусульманских представителей на региональном уровне. На следующем этапе региональные представители должны были выбрать руководство Исламского комитета Испании. Надо отметить, что ситуация вызвала интенсивные дебаты в мусульманских сообществах, а также новые инициативы. 20 ноября 2012 г. новым президентом Исламского совета Испании, объединяющего 1,3 млн мусульман, был избран Мунир Бенжел-лун, родившийся в Марокко в 1970 г.1

В начале 2009 г. в Гренаде была создана «Партия возрождения и единства Испании» (PRUNE, Partido Renacimiento y Union de Espana), ставшая первой мусульманской политической партией в стране. Она была зарегистрирована Министерством внутренних дел. Партия выступает сторонницей социального и морального возрождения мусульманской общины Испании на основе принципов ислама. Лидер партии - Мустафа Баккаш. Новая партия выступила с предложением обеспечить представительство мусульманского населения в муниципалитетах страны. Однако на более высоком уровне ее деятельность до сих пор не заметна.

Кроме того, в Испании существует огромное число региональных и профессиональных организаций, в том числе объединяющих религиозных деятелей, например «Исламский союз имамов и проповедников Испании» (La unión de los imanes y predicadores de España).

Мечети и культурные сообщества мусульман

Как и повсюду в Европе, в Испании существуют трудности с организацией мест для совершения молитв мусульманами. В частности, мусульмане пытаются добиться возвращения некоторых мечетей, которые после Реконкисты были преобразованы в католические соборы. Исламский совет Испании обратился в Ватикан с просьбой разрешить мусульманам молиться в здании като-

1 El Pais, 18.11.2012.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

лического собора в Кордове, который XIII в. был мечетью1. Мансур Эскудеро, бывший в то время генеральным секретарем Исламского совета, объяснил в своем письме, что здание имеет большое значение для мусульман. Он подчеркнул, что мусульмане не претендуют на передачу им собора, а просят лишь разрешить им совершать в нем намаз2. Эскудеро также отметил, что до сих пор слава об этом замечательном сооружении заставляет многих мусульман, посещающих Испанию, мечтать о том, чтобы увидеть этот памятник, известный как «соборная мечеть в Кордове»3. Эс-кудеро даже выступил с предложением создать в соборе некое «уникальное экуменическое пространство, которое смогло бы способствовать примирению всего человечества». При этом мусульмане сослались на исторический прецедент, который имел место в Дамаске в 636 г. после его захвата мусульманскими войсками4. В ответ представительный орган католической церкви Испании «Испанская епископская конференция» (La conferencia episcopal española) заявил, что не собирается обсуждать статус собора и тем более делить его с мусульманами.

Для нужд мусульман используется около тысячи зданий, выкупленных или арендованных. Это залы для намаза, библиотеки, магазины халяльной продукции, учебные классы. Тем не менее мусульмане обращаются к властям с просьбами о строительстве полноценных мечетей, обладающих всеми атрибутами культового здания. Самое большое количество мечетей существует на терри-

1 До того, как была построена мечеть, здесь находилась церковь св. Винсента.

2 Поводом для этого письма послужило изгнание нескольких мусульман, которые, зайдя в собор, попытались совершить молитву, но были изгнаны полицией.

3 Кафедральный собор Успения богоматери в Кордове - главный исторический объект посещения туристами. Он был перестроен из бывшей большой мечети, созданной в 784 г. в период правления Абдаррахмана I. Архитектором был Сиди бин Айюб, умело использовавший архитектурные детали, собранные из разрушенных римских храмов. Здание поражает своей архитектурой. Кровля покоится на 856 колоннах, увенчанных арками. Пространство разделено на девять нефов. В 1236 г. победившие мавров католики превратили мечеть в христианский собор, а после 1526 г. она была перестроена. Современный собор включен в списки объектов всемирного наследия Юнеско.

4 В этом здании последовательно находились арамейское святилище Хад-дада, римский храм Юпитера, византийская церковь Иоанна Крестителя. В 706 г. здание было куплено халифом, и в нем была организована главная мечеть города. Сегодня это Большая мечеть Дамаска, известная как «мечеть Омейядов».

тории Автономного сообщества Каталония. Некоторое время считалось, что именно в этом районе мусульмане тяготеют к радикальным организациям. Однако проведенная Министерством внутренних дел кампания по проверке деятельности мусульманских центров (т. е. мечетей и культурных обществ) способствовала наведению порядка самими мусульманами.

В 1992 г. в Мадриде была построена мечеть1, которая вмещает 18 тыс. человек. Здание представляет собой комплекс, в составе которого, кроме мечети, есть библиотека, школа и офисы. При мечети также находятся служебные помещения «Ассоциации испанских мусульман» (La asociación de los musulmanes españoles), которую называют «Центр Абу Бакра». Этот комплекс, а также Исламский культурный центр в Малаге, и культовые сооружения в Марбелье и Фуенхироле были построены на средства Саудовской Аравии.

На начало XXI в. в Испании было 450 молельных помещений для мусульман. Значительное число культовых мусульманских зданий находится в Каталонии, что свидетельствует о внимательном отношении местной администрации к нуждам мусульман. Около 50 исламских центров в разных городах Испании ждут разрешения на строительство мечети. В частности, в 2004 г. мэрия Севильи выделила под строительство соборной мечети территорию в 6 тыс. м2 в районе Бермехалес. Но жители района выступили с протестом, и даже подали в суд на мэрию, обвинив ее в «неправильном использовании общественной территории». Мэрия выиграла суд, но строительство было перенесено в зону, свободную от жилых кварталов на территории ЭКСПО-92. После очередного протеста жителей Севильи, Высший Трибунал Андалусии запретил строительство, заявив, что культовое здание не может быть построено на муниципальной территории2.

Большим событием стало строительство мечети в Гранаде. Со времени изгнания мавров с территории Испании в 1492 г. это была первая построенная в Испании мечеть. Она была открыта

1 Строительство было осуществлено за счет правительства Саудовской Аравии и обошлось в 30 млн долл. Саудовская Аравия также построила мечети в Марбеллье и Фуенгироле.

2 Жители Севильи, протестующие против сооружения очередной мечети в их городе, осквернили место будущего строительства, закопав там мертвую свинью. После этого они опубликовали информацию о содеянном в местной печати. Законы ислама запрещают возводить мечети на «испоганенной свиньей земле».

летом 2003 г. по инициативе новообращенных мусульман. Она представляет собой целый комплекс зданий, включающий в себя кроме мечети культурный центр. Земля была куплена за 4 млн евро у мэрии Гранады гражданином ОАЭ Джалидом бин Султаном аль-Кассими. Половину денег (около 2 млн долл.) на ее возведение внесли Объединенные Арабские Эмираты1. Деньги на строительство мечети дала также Ливия2. На ее открытии вице-мэр Гранады Себастьян Перес сказал: «После терактов 11 сентября, когда на людей, проповедующих ислам, многие показывают пальцем как на своих врагов, мы хотим, чтобы Андалусия стала примером терпимости в отношениях между религиями»3. Позднее власти города отмечали, что после строительства мечети возросло число туристов, приезжающих из мусульманских стран.

В конце 2010 г. власти Барселоны, столицы автономной области Каталония и одноименной провинции, и второго города по численности населения в Испании, одобрили проект строительства мечети4, рассчитанной на несколько тысяч верующих. До этого мусульмане собирались в арендованном здании в Баррио Равал (Carrer de Hospital 91), в районе проживания многих мусульман. Основными спонсорами строительства были объявлены: Дубай, Марокко, ОАЭ, Ливия и Саудовская Аравия.

Инициатором проекта строительства мечети стал эмир княжества Дубай Мохамед бин Рашид Аль Мактум, который сообщил мэрии Барселоны, что готов выкупить старое здание у семьи Балань4, построить на этом мечте мечеть, сохранив фасад в стиле неомудехар5. Стоимость строительства составит 2,2 млрд евро. Амбициозный проект имеет своей целью строительство третьей по

1 Кожановский А.Н. в своей статье «"Свои" и "чужие" в Испании: Некоторые особенности иммиграции» (Меняющаяся Европа: Проблемы этнокультурного взаимодействия. - М., 2006. - С. 225) утверждает, что главным спонсором строительства мечети в Гранаде была Саудовская Аравия.

2 L'Express, N 2719, 08.2003, 14-20. «Grenade: La reconquista de l'Islam», Р. 18-20.

3 Известия. 11.08.2003.

4 Мечеть строится на месте бывшей арены для боя быков. В 2004 г. Каталония была объявлена свободной от корриды ввиду ее непопулярности в данном сообществе, и уже в июле 2010 г. парламент Каталонии проголосовал за запрет корриды на территории области.

5 Неомудехар - от Hudéjar (исп. яз. - прирученный, домашний) - своеобразный синтетический стиль в архитектуре и искусстве Испании XI-XVI вв. Название произошло от прозвища части арабского населения, оставшегося жить в Испании после Реконкисты.

величине мечети в мире, которая, по словам сотрудников мэрии Барселоны, сделает присутствие мусульман в Испании более заметным, а также будет способствовать пропаганде «общих для ислама и Европы ценностей». Предполагается, что новая мечеть будет более просторной, чем столичная мечеть, что должно продемонстрировать толерантное отношение Каталонии к исламу.

Надо отметить, что среди мусульман Испании финансовая поддержка проектов со стороны аравийских государств и особенно Саудовской Аравии воспринимается неоднозначно. Многие опасаются насаждения ультраконсервативных взглядов Эр-Рийяда. Лидеры большинства мусульманских организаций стараются дистанцироваться от тех, кто ориентируется на Саудовскую Аравию. В 2000 г. имел место инцидент, когда Исламский культурный центр Мадрида, ориентировавшийся на Эр-Рийяд, был временно исключен из Федерации испанских исламских организаций. Тем не менее периодически в испанских СМИ появляются сообщения о том, что радикалы пытаются использовать мечети для пропаганды своих идей или хранения оружия.

Новообращенные мусульмане

Для Испании характерно увеличение численности мусульман за счет новообращенных. На конец 2013 г. их было примерно 50 тыс. Основное число обращенных приходится на регион Южной Андалусии, где принявшие ислам открыли ряд образовательных центров. Речь идет, прежде всего, о потомках мусульман, вынужденных принять христианство в силу обстоятельств после Реконкисты и сегодня решившихся вернуться в лоно ислама1.

Характерно, что это наиболее активная и образованная часть мусульман. По мнению Абдулы Хасида Кастинейра, директора сайта новой мечети, построенной в Гранаде, «принятие ислама испанцами - это ответ на кризис западного общества и отчаянный поиск альтернативы». Именно новообращенные, сохранившие в генетической памяти историю предков-мусульман, являются основателями значительной части мусульманских сообществ Испании. В интервью «Российской газете» Кастинейра отметил, что «испанцы, принявшие ислам, составляют примерно третью часть всех прихожан... Причины, которые побуждают людей, принять ислам, различны... Характерно, что эти люди принадлежат к самым раз-

1 Ь'Бхрге88, N 2719, 14-20. 08.2003. Р. 18-20.

ным прослойкам: от самых бедных и бездомных до обеспеченных бизнесменов и преподавателей университета. Но большинство -это обычные люди, которые работают и живут на заработанные деньги. Отношение к нам испанского общества, мэрии Гранады и правительства Испании очень уважительное. Я думаю, существует мало стран, в которых к мусульманам относятся с таким тактом... Мы хотим быть конструктивным элементом в обществе, и это понимают наши власти. Свою задачу мы видим в обогащении общества, создании новых точек зрения и сглаживании столкновений на этнической и культурной почве»1. Среди новообращенных много женщин. Так же как и в других европейских странах, это обстоятельство объясняется замужеством испанских женщин с представителями мусульманских сообществ. Само по себе это явление свидетельствует о кризисе семьи в европейском обществе, в то время как для мусульман семья продолжает быть «кирпичиком» коллективистской культуры, к которой принадлежит мусульманский социум.

Новообращенные мусульмане Испании вместе со своими коллегами из других европейских стран уже в 2007 г. провели несколько конференций в Испании, Италии, Нидерландах, Швеции, Бельгии и Британии. Эти мероприятия продемонстрировали стремление новообращенных к координации действий национальных ассоциаций. 1 ноября 2007 г. в Испании открылся Третий форум новообращенных мусульман. В трехдневном мероприятии, которое было организовано под эгидой Международной комиссии новообращенных мусульман и испанской организации «Исламская лига за диалог и мирное сосуществование» (Islámica de la liga por el diálogo y la coexistencia pacífica), приняли участие известные ученые, главы исламских центров и религиозные деятели из разных стран мира2.

Российский исследователь А.Н. Кожановский пишет, что о новообращенных мусульманах Испании «стали говорить с конца 70-х годов, а уже в середине следующего десятилетия в их среде возникло что-то вроде "радикального исламизированного андалу-сизма", с требованиями восстановления соглашений XV в. (между победителями - христианскими королями и побежденными маврами), что означало бы возврат отнятых у мавров, в нарушение тех давних соглашений, принадлежавших им земель, принятие

1 Российская газета 07.04.2005.

2 http://www.islamnews.ru/news-7978.html 01.11.2007.

в Испании потомков тогдашних беженцев и изгнанников, предоставление им всевозможных компенсаций и т.д. Правда, к концу 1980-х годов первоначальная активность движения ощутимо снизилась»1. Надо отметить, что в испанском мусульманском социуме прослеживается ностальгия по прошлому, стремление восстановить атрибуты мусульманского присутствия в Испании. В частности, строящаяся мечеть в Барселоне будет носить имя Тарика ибн Зийяда , который во главе отряда в 9 тыс. воинов высадился 27 апреля 711 г. на Иберийский полуостров.

Арабские страны

во внешней политике Испании

После терактов в Мадриде 11 марта 2004 г. Испания первой вывела свои войска (1300 человек) из Ирака, что было воспринято неоднозначно. В некоторых западных столицах решение нового премьера Хосе Марии Сапатеро (José Luis Rodríguez Zapatero) расценили как капитуляцию перед «Аль-Каидой»3. Однако значительная часть испанской общественности одобрила эту меру4.Тем не менее министру иностранных дел Мигелю Анхелю Моратиносу пришлось напомнить критикам этого решения о том, что оружие массового уничтожения в Ираке так и не было найдено. Он также сказал, что правительство Испанской социалистической рабочей партии (Е1 partido socialista obrero español - ИСРП) займет жесткую позицию по отношению к терроризму и будет сотрудничать с другими странами для того, чтобы урегулировать иракский

1 Меняющаяся Европа: Проблемы этнокультурного взаимодействия. - М., 2006. - С. 226.

2 Тарик ибн Зийяд (вероятно, бербер) во главе отряда в 7 или 9 тыс. человек высадился на мысе Гибралтар, получившем с тех пор его имя (Джабал аль-Тарик - «Гора Тарика»), и отсюда начал наступление на города Иберийского полуострова (Аль-Андалус). Получив подкрепление в 5 тыс. человек (арабов и берберов), он сумел одержать решающую победу над вестготским королем Родерихом в битве при Гвадалете. В 714 г. был отозван халифом Валидом I в Дамаск, где подвергся опале.

3 Вслед за западными коллегами такой же точки зрения придерживался российский исследователь А. Игнатенко, опубликовавший по этому поводу несколько статей.

4 По данным газеты El Mundo, 67% испанцев поддержали решение о выводе войск из Ирака, в то время как 23% не были согласны с этим решением. http://www.elmundo.es/2004/04/26/espana/1082948553.hiral

кризис на основе международного права1. Разъяснения сделал и министр обороны Хосе Боно, который отметил, что участие Испании в войне в Ираке обошлось испанской казне в 370 млн евро2.

Лидер Испанской социалистической партии Х. Сапатеро, ставший в 2004 г. во главе нового испанского правительства, таким образом продемонстрировал отказ от безоговорочной поддержки политики Вашингтона. Его последующие шаги, в частности, придание приоритетного характера европейскому направлению внешней политики страны продемонстрировали отказ от проамериканизма, характерного для кабинета прежнего правительство Х.М. Аснара (1996-2004).

21 сентября 2004 г. председатель правительства Испании Х. Сапатеро выступил на сессии Генеральной Ассамблеи ООН с предложением создать «Альянс цивилизаций». Предлагая свой проект3, Сапатеро заявил, что нельзя после падения Берлинской стены допустить возведения новой. При этом он имел в виду разногласия между «западными странами, арабами и мусульманами». Он предложил выработать эффективные механизмы, которые позволят избежать того, чтобы этот разрыв углубился и повлиял на мир и благополучие за своими границами4.

Его идея была официально поддержана ООН. В октябре 2007 г. в испанском городе Кордова прошла Первая европейская конференция по проблеме исламофобии. Выступающие особо отметили роль СМИ и кинематогрофа, которые пропагандируют

1 http://www.euroresidentes.com/euroresiuk/Spanish_Govemment/Miguel_ А^е1_Мога1^. 19.04.2004.htm

2 http://www.euroresidentes.com/euroresiuk/Spanish_Govemment/

3 «Альянс цивилизаций» - предложение, выдвинутое Сапатеро на 59-й Генеральной Ассамблее ООН 21 сентября 2004 г. Этот проект предполагает создание альянса между Западом, с одной стороны, и арабским и мусульманским миром - с другой, с целью противодействия международному терроризму. При этом предлагалось использовать не военные средства, а экономические (прежде всего, через смягчение экономического неравенства) и культурный диалог. Предложение получило одобрение премьер-министра Турции Эрдогана, а также поддержку 75 стран Европы, Латинской Америки, Азии, Африки и Лиги арабских стран. В октябре 2005 г. о своей поддержке данной инициативы заявил в Мадриде министр иностранных дел России С. Лавров. В феврале 2006 г. в поддержку проекта выступило правительство США. После одобрения этой инициативы Генеральный секретарь ООН К. Аннан назначил группу из 18 высокопоставленных представителей для выработки плана действий по реализации проекта. В их число входит представитель России - директор института востоковедения РАН В.В. Наумкин.

4 http://euroresidentes.com/26.12.2004

негативный образ ислама, что приводит к дискриминации мусульман, живущих в Европе1. Проект Сапатеро был положительно встречен руководителями европейских стран. В частности, британский премьер Т. Блэр заявил, что «Альянс цивилизаций» призван «объединить мусульманские и немусульманские страны в союзе цивилизованных народов против террористического варварства»2. Такая установка, противоположная теории «столкновения цивилизаций», по мнению Блэра, весьма перспективна.

С самого начала своего премьерства Сапатеро заявил, что он намерен восстановить относительно автономную средиземноморскую и иберо-американскую политику Испании. Кроме того, он заявил, что Испания сможет играть роль моста между Европой, Средиземноморьем и Латинской Америкой. Он также всячески подчеркивал необходимость развития «привилегированных» отношений с Марокко, решения комплекса вопросов, связанных с иммигрантами. Его высказывания относительно того, что в Средиземноморье Испании необходимо вернуться к глобальной и сбалансированной политике в отношении Магриба, основанной не на конфронтации, а на сотрудничестве с Марокко, были положительно встречены в Рабате. Сапатеро предложил вернуться к активным поискам решения западносахарской проблемы и к стимулированию средиземноморской политики ЕС. Реализуя свои планы Сапатеро, нанес визит Мохаммеду VI, королю Марокко. В ходе своего визита (10 июля 2008 г.) он заявил, что Марокко останется для Испании «приоритетным и стратегическим рынком». Действительно, объем взаимной торговли между двумя странами с 1998 г. возрос до 20 млрд евро, и на Марокко приходится 34% всего африканского экспорта Испании партнерство между Марокко и Испанией является «образцом для всех стран Средиземноморья».

Предложения Сапатеро были положительно оценены в самой Испании. В июле 2005 г. «Объединенная социалистическая партия Каталонии» (El partido socialista unido de Cataluña) подала в испанский парламент предложение, в котором испанскому правительству предлагалось признать трагедию рифского населения северной части Марокко, которое подверглось воздействию химического оружия в период так называемой «рифской войны»3

1 Аль-Ахдас Аль-Магрибийя, Марокко, 22.11.2005.

2 http://www.president.org.ua/news/news-60324/

3 Рифская война, точнее Испано-франко-марокканская война (1921-1926) -колониальная война Испании и Франции против берберского эмирата Риф,

в начале ХХ в. Эта инициатива продемонстрировала, что часть испанского общества готова признать ответственность своей страны за то, что происходило в период колониального господства Испании в этой части Марокко.

Испанская оппозиция была недовольна поведением премьера и всячески старалась продемонстрировать, что магрибинцы не в состоянии участвовать в программе «Альянса цивилизаций». Негативное отношение оппозиции вызвало заявление Сапатеро относительно ядерной программы Ирана. В конце августа 2006 г. Мадрид высказался за предоставление Ирану права развивать свою собственную ядерную энергетику. Тогда же, в 2006 г., правительство Сапатеро резко осудило Израиль за его действия по дестабилизации обстановки в Ливане.

В период премьерства Х. Сапатеро (с 14 марта 2004 г. по 21 декабря 2011 г.) отношения между Испанией и странами Маг-риба заметно улучшились. Летом 2013 г. состоялся первый за последние 25 лет визит испанского короля Хуана Карлоса в Марокко. В ходе переговоров Хуан Карлос особо отметил совместные усилия марокканских и испанских властей, благодаря которым уже в 2004 г. удалось на 20% по сравнению с 2003 г. снизить приток нелегальных мигрантов через Гибралтарский пролив1.

Нелегальная иммиграция

С тех пор как европейские страны стали вводить ограничения на въезд иммигрантов, а также с ухудшением экономической ситуации в ряде развивающихся стран, Испания (также как Италия) стала для нелегальных иммигрантов из стран Африки наиболее доступной страной. Долгое время истинные масштабы нелегальной иммиграции были неизвестны.

Миграционные потоки в Средиземноморском бассейне -давний феномен, однако в последнее время их размеры приняли угрожающий характер. Немаловажную роль в этом, как ни странно, сыграло усиление интеграционных тенденций в рамках Европейского союза, что послужило толчком к притоку африканских мигрантов на европейский континент. Согласно данным Системы

возникшего после восстания в Северном Марокко. В результате совместного наступления испанских и французских войск эмират был ликвидирован.

1 МЭ и МО 2005, № 8. Статья Е. Черкасовой «Поворот во внешней политике Испании: Амбиции и границы возможного». - С. 65-76.

контроля над миграцией, созданной в рамках «Организации экономического сотрудничества и развития» (The organization for economic cooperation and development - ОЭСР), в 1999 г. численность иммигрантов в Испании составила 609 тыс. человек, из которых 111 тыс. (20%) были марокканцы1.

В связи с тем что Марокко является ближайшим соседом Испании2 и именно с территории этого североафриканского королевства нелегальные иммигранты (большинство которых жители стран Западной Африки) переправляются через Средиземное море, Испания стремится согласовать свои действия по предотвращению иммиграции с руководством Марокко. Осенью 2003 г. в Испании был отменен закон, согласно которому нелегальный иммигрант, проживший в Испании пять лет, мог получить испанское гражданство. По официальным оценкам на тот период в Испании находилось около 500 тыс. нелегальных иммигрантов3.

В 2005 г. правительство предприняло серьезную попытку упорядочить нелегальную иммиграцию, введя временные правила для лиц без гражданства, проживающих в Испании. Это позволило нелегальным переселенцам (их на тот период насчитывалось, по разным оценкам, от 800 тыс. до 1,2 млн человек), занимавшимся трудовой деятельностью в стране не менее шести месяцев, но не имевшим разрешения на проживание, такое разрешение получить. Аргументируя принятие нового закона, правительство обращало внимание общественности на то, что таким образом казна получит дополнительные налоговые поступления. Однако эта мера была встречена неоднозначно. Критики нового закона заявляли, что облегчение условий легализации сделает Испанию еще более притягательной для иммигрантов. Это заставило правительство искать другие методы регулирования иммиграционного потока в страну, в том числе принимать совместные действия со странами Средиземноморья. В свою очередь, Рабату удалось провести ряд встреч с представителями соседних африканских стран для координации усилий по депортации нелегальных мигрантов. На долю Марокко приходится сложнейшая работа по идентификации личности

1 Middle East Report. - N 218. - Spring 2001. - Р. 27.

2 Расстояние между Танжером и Гибралтаром (южной точкой Европы) всего 14 км.

3 Телеканал «Россия», 13.10.2003.

мигрантов, которые не желают возвращаться в родные африканские страны1.

Так же как и другие страны, Испания проводит амнистии для нелегальных иммигрантов. С 1991 по май 2005 г. было проведено семь таких кампаний, в результате которых почти 600 тыс. иностранцев получили разрешение на жительство и работу в Испа-нии2. При этом было объявлено, что разрешение на пребывание в стране получат также члены семей, не работающие по объективным причинам. В 2005 г. правительство Испании объявило об очередной амнистии нелегальным иммигрантам. За период с февраля по май 692 тыс. человек обратилось в Министерство труда с прошениями предоставить им разрешение на проживание и работу в Испании. Было удовлетворено 573 тыс. прошений. Характерно, что большинство прошений исходило от уроженцев Эквадора, Румынии и Марокко3.

Проблемы адаптации иммигрантов

к испанским реалиям

Важнейшей из комплекса проблем, связанных с пребыванием иностранных рабочих в стране, является проблема их культурной адаптации и восприятия испанцами чужой культуры. Учитывая сохраняющиеся сепаратистские настроения среди басков и каталонцев, логично обнаруживается фобия по отношению к выходцам из других континентов4.

В 2002 г. в Гранаде был проведен конгресс по проблемам иммиграции, в ходе которого его участники выступали исключительно с позиции необходимости интеграции иммигрантов. Обсуждались вопросы образования детей, которые приходят в испанскую школу без каких-либо языковых навыков, а также методы формирования взаимной толерантности, создания атмосферы уважения к культуре и ценностям иммигрантов.

1 Аль-Хайят, Лондон, 11.10.2005.

2 Cambio. 6.2005. № 1746. Р. 32.

3 Газета. 24.05.2006.

4 В последние годы наблюдается наплыв эмигрантов из стран Восточной Европы и бывшего СССР, однако по отношению к ним резко негативного отношения не наблюдается, хотя периодически СМИ рассказывают о случаях криминала с участием выходцев из этих стран.

Тем не менее некоторые авторы считают, что в испанских католиках со времен экспедиции Христофора Колумба присутствует ксенофобия по отношению к людям другой расы и веры. Следствием этого являются недоверие и высокомерие по отношению к иностранцам. В свою очередь, Реконкиста, которая сопровождалась изгнанием арабов и евреев из страны и последующими кострами инквизиции, оставила свое наследство: презрение к людям другой веры.

В 2005 г., после того как премьер-министр страны Х. Сапатеро обнародовал план «Альянса цивилизаций», предусматривающий восстановление гармонии в отношениях между мусульманами и христианами в Западной Европе, испанское правительство осуществило ряд программ, которые должны были создать благоприятные условия для проживания мусульман в Испании. В частности, уже в мае 2005 г. руководство испанских исправительных учреждений приступило к рассмотрению вопроса об открытии в тюрьмах молитвенных помещений для мусульман1. Подобные помещения открывали при условии десяти обращений заключенных. Инициатива нашла поддержку у мусульманских организаций страны, так как закон уравнивает мусульман и католиков, которые всегда имели возможность совершать молитву в тюремной часовне. Одновременно были предприняты меры для того, чтобы заключенные мусульмане могли соблюдать пост в месяц Рамадан: пищу мусульманам стали подавать после захода солнца. Исламская комиссия Испании немедленно отреагировала на решение правительства, охарактеризовав его как «необходимое и справедливое по отношению к мусульманскому меньшинству».

Однако Мансур Эскуэрдо, известный мусульманский общественный деятель (из новообращенных), высказал опасения по поводу некоторых других решений правительства. В частности, он подверг резкой критике один из пунктов, предусматривающий жесткий контроль над имамами, которые должны удовлетворять духовные нужды заключенных. «Мы понимаем обстоятельства, которые вынуждают правительство предпринимать подобные меры, но, с другой стороны, нам обидно, что нас постоянно в чем-то подозревают», - сказал он.

1 Согласно официальной статистике, в местах лишения свободы Испании в 2005 г. отбывали наказание около 8 тыс. мусульман, что составляет почти 70% общего количества заключенных. - http://www.islam.com.ua/news/2010/ 16 мая 2005 г.

В 2005 г. было объявлено о том, что в школах трех автономных сообществ на Пиренейском полуострове - Андалусии, Арагона и Басконии (Страна Басков) будут организованы уроки ислама по два часа в неделю1. В 2006 г. правительство Испании достигло соглашения с Советом исламских ассоциаций о преподавании основ исламской религии в 40 школах. Всего по состоянию на 2006 г. работал 41 преподаватель, а число школьников, изъявивших желание слушать курс основ ислама, составило 119 тыс.

Однако правительство гораздо больше озабочено степенью грамотности марокканских рабочих, начавших приезжать в Испанию с начала 90-х годов. Их культурный уровень крайне низок, более того, большинство не умеют ни читать, ни писать. Именно незнание испанского языка является основным препятствием их интеграции в испанский социум. Были организованы вечерние курсы, однако многие взрослые марокканцы не понимают важности образования. Некоторые из них в своем стремлении понравиться работодателю и сохранить рабочее место как можно дольше работают по полторы смены. Неумение объясняться по-испански не способствует интеграции взрослых марокканцев, в результате чего среди всех иммигрантов именно они вызывают у коренного населения наименьшие симпатии2.

В мае 2006 г. король Испании Хуан Карлос II и королева София приняли участие в презентации выставки, посвященной известному мусульманскому мыслителю Ибн Халдуну. Выставка была организована региональным правительством Андалусии в честь 600-й годовщины со дня смерти выдающегося ученого3. Этот визит явился выражением уважения к исламской культуре и науке, наследницей которой стали не только мусульманские государства, но и Испания. В 2006 г. правительство Испании приняло решение включить в личный состав элитного полицейского подразделения Национальной гвардии первых мусульман (всего 50 человек), которым были предназначены как военные, так

1 Право на уроки ислама для школьников-мусульман было предусмотрено Законом «О религиозной свободе» (1980) и специальным договором между государством и религиозными объединениями Испании (1992).

2 Испания: Анфас и профиль. - М., 2007. - С. 25.

3 Ибн Халдун (1332-1406) родился в Тунисе в семье выходцев из Андалусии, арабо-мусульманский историк, философ, государственный деятель.

и гражданские должности. Это решение было положительно встречено общественностью Испании1.

Тогда же имам из Барселоны Нуреддин Зиани заявил, что «исламские ценности обязательно должны быть признаны европейскими ценностями», а описывающий западную цивилизацию термин «иудео-христианская» должен быть заменен на «исламо-христианская»2.

Со своей стороны мусульманские организации предприняли ряд усилий для того, чтобы познакомить испанцев с культурой ислама. В мечетях стали проводить «дни открытых дверей», которые сопровождались многочисленными выставками и ярмарками, от книжной до показа традиционной мусульманской одежды, мастер-классы по исламской кухне и т.п. В рамках расширившегося интереса к мусульманской культуре были также организованы дискуссии, на которых обсуждались разные религиозные и светские проблемы. В Каталонии даже пошли на то, чтобы продемонстрировать искусство муэдзинов на конкурсе перед местным населением.

Прогрессивная испанская общественность стремится к тому, чтобы наладить диалог с мусульманами. В частности, когда в январе 2010 г. перед судом предстал имам, который якобы объяснял мусульманам «как надо бить своих жен», в прессе развернулась дискуссия о том, насколько исламские законы совместимы с европейскими. В дискуссии приняла участие журналистка Роса Переда, которая напомнила испанцам о том, что еще совсем недавно «нарушение супружеской верности наказывалось в Испании лишением свободы, причем наказанию подвергались в первую очередь женщины, а чтобы наказать мужчину за измену требовались доказательства продолжительности таких действий во времени и т.д.». Она отметила, что «законы носили явно дискриминационный ха-рактер»3. Р. Переда выступила против тиражирования созданного западными СМИ негативного образа ислама. «Далеко не во всех мусульманских государствах действует запрет на обучение и медицинское обслуживание женщин, не везде женщины обязаны носить паранджу, и их не везде забивают камнями за супружескую неверность». Она отметила, что «светское государство не обязательно атеистическое, но оно предоставляет свободу исповедовать

1 http://www.is1am.com.ua/news/3579/

2 http://www.russoba1t.org/forum/index.php/topic/290603-is1amskaia-ispaniia/

3 Е1 Pais. 07.01.2010.

любую религию или не исповедовать никакой... обеспечивает всеобщий характер прав человека и защищает права меньшинств»1.

Проблемы морисков

В 2006 г. в парламенте Андалусии был поднят вопрос о возвращении изгнанных в XVII в. мусульман. Однако у этого предложения немедленно нашлись противники, которые заявляли, что мусульмане были «колонизаторами» и «угнетателями», в то время как у евреев (которые также были изгнаны из Испании) были «глубокие многовековые корни в культуре и жизни Испании и они не входили в состав колониальной державы». В прессе Испании разгорелась дискуссия, общим выводом которой стало утверждение о том, что изгнание евреев надо рассматривать как результат фанатизма, тогда как изгнание мусульман было результатом деколонизации.

В конце 2013 г. министр юстиции Испании Альберто Руис-Галлардон объявил о решении правительства дать испанское гражданство потомкам высланных из Испании евреев-сефардов2 по упрощенным правилам. Надо отметить, что этот призыв был частью кампании по «собиранию» населения, проводимой Испанией начиная с 2000 г.3 10 февраля 2014 г. правительство Испании одобрило законопроект, предлагающий облегченный вариант получения испанского паспорта для потомков «испанских» евреев4. По настоянию правительства Израиля для них предусмотрено право на второе гражданство. Кроме того, для этой категории иммигрантов отменяется правило предварительного длительного проживания на территории страны. Впрочем, на основе этих же законов в Испанию могут въехать выходцы из Португалии, стран Латинской Америки, Андорры и бывших испанских колоний. Решение правительства неоднозначно комментировалось в испанских СМИ. В частности, министр юстиции заявил, что Испания

1 El Pais. 07.01.2010.

2 Как стало известно, среди тех, кто сумел доказать свое «испанское» происхождение, были бывший российский олигарх Владимир Гусинский и писательница Дина Рубина. По некоторым источникам, в мире проживают не менее 3,5 млн потомков испанских евреев.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3 15 февраля 2014 г. стало известно, что аналогичный закон приняло правительство Португалии. - http://www.newsland.com/news/detail/id/1323514/

4 На самом деле Испания стала предоставлять гражданство евреям-сефардам в индивидуальном порядке еще в 1988 г.

в долгу перед евреями - сефардами, которые способствовали распространению испанской культуры и испанского языка по всему миру. «Одобренный законопроект имеет глубокое историческое значение - не только потому, что он пересматривает печальные события нашего прошлого - принятый в 1492 г. указ об изгнании евреев, - но и потому, что отражает современный статус Испании как открытого, плюралистического общества»1, - заявил министр.

Осенью 2013 г. вопрос о возвращении в Испанию изгнанных в 1609-1610 гг. мусульман активизировался. Представители мусульманских правозащитных организаций как в Испании, так и за ее пределами призвали правительство проявить справедливость и дать такие же права потомкам мусульман. В частности, президент «Ассоциации исторического наследия аль-Андалус» (La asociación del patrimonio histórico de al-Andalus) Байи Любарис заявил: «Испания должна предоставить те же права всем, кто бы изгнан, иначе это решение будет выглядеть избирательным, если не расист-ским»2. На имя короля Хуана Карлоса пришло огромное число писем от представителей североафриканской интеллигенции, в которых звучал призыв проявить благородство и принять указ, позволяющий всем изгнанникам, в том числе мусульманам, вернуться, предоставить им полные права гражданства, а также восстановить их права на земли и имущество3.

Надо отметить, что среди иммигрантов, получивших испанское гражданство, уже есть потомки морисков. Их присутствие в стране, а также деятельность мусульманских правозащитных организаций способствует сохранению актуальности проблемы возвращения потомков некогда изгнанных из Испании мусульман. Они также надеются на то, что государство призтает заслуги исламской цивилизации в формировании испанской культуры. Вопрос о возвращении мусульман на Иберийский полуостров еще долго будет стоять в повестке дня. Испания, также как и другие европейские страны, стоит перед проблемой сокращения численности населения. Ситуация очень серьезная, и очевидно, что усилия по интеграции иммигрантов будут продолжены. Возможно, что среди новых иммигрантов будут потомки некогда изгнанных

1 http://www.jewish.ru/theme/world/2014/02/news994323084.php

2 http ://www. ansar.ru/sobcor/2014/02/20/47944

3 Ряд исследований, посвященных истории мусульманского присутствия на Пиренейском полуострове, указывает, что покидавшие Испанию мавры увозили ключи от своих домов в аль-Андалусе.

из Испании мусульман. Но для того чтобы иммигранты легче адаптировались к испанским реалиям, следует признать, что исламское наследие в испанской культуре является важным базисным элементом, который нельзя игнорировать.

Статья предоставлена автором для публикации в бюллетене «Россия и мусульманский мир».

А. Малашенко,

доктор исторических наук, председатель программы «Религия, общество и безопасность» Московского Центра Карнеги КАК ПОБЕДИТЬ «ИСЛАМСКОЕ ГОСУДАРСТВО» И МОЖНО ЛИ ЕГО ПОБЕДИТЬ?

Разобраться в этом пытается каждый аналитик, будь то профессионал в данной тематике или любитель, причем последних -большинство. Подобного рода изыски мы наблюдали на рубеже 70-х и 80-х годов прошлого века после исламской революции в Иране. Лейтмотивом тогдашних анализов было то, что эта революция - некая девиация, временное отклонение от «нормального» развития, что она пройдет, как болезнь, и всё возвратится на круги своя. Начиная с 1990-х и по сей день не умирает вера в окончательную победу над талибами и ХАМАС. Конец «политического ислама», который зачастую является синонимом исламизма, предрекался неоднократно. Тем временем исламизм набирает силу. Исламисты стремятся к власти и в некоторых странах ее добиваются. Они освоили новые (африканские) территории. Исламисты заседают в парламентах большинства мусульманских государств, где составляют главную оппозицию правящим режимам. Они выводят на демонстрации десятки и сотни тысяч приверженцев. Их поддерживают миллионы мусульман.

Чего исламисты хотят? Они хотят, чтобы было больше ислама - в государстве, экономике, семье и в обществе, растерявшем на протяжении истории религиозную идентичность. В разных странах у исламистов разные программы, свои пути и способы реализации целей. Одни говорят, что в ислам нужно вернуться немедленно, любой ценой, не считаясь с потерями и не брезгуя никакими методами, в том числе самыми жестокими. Другие считают, что не надо торопиться, а действовать следует мягче, дожидаясь, когда общество само постепенно осознает, что единственным

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.