Научная статья на тему 'О некоторых особенностях формирования ислама в королевстве Испания: от древности к современности'

О некоторых особенностях формирования ислама в королевстве Испания: от древности к современности Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
651
141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУСУЛЬМАНСКАЯ КУЛЬТУРА / ИСЛАМИЗАЦИЯ / ИСЛАМ / ИММИГРАЦИЯ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / MUSLIM CULTURE / ISLAMISATION / ISLAM / IMMIGRATION / GLOBALIZATION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Красникова Евгения Владимировна

Статья посвящена краткому обзору и анализу некоторых исторических этапов развития древней европейской цивилизации, в частности, населявшей Пиренейский полуостров. Это позволяет оценить роль, которую арабо-мусульманский мир сыграл в становлении и развитии большинства европейских государств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On Several Features of Islam Creating in Kingdom of Spain: From Antiquity to Modernity

This article focuses on the short analysis of some historical periods of the ancient Western civilization development, in particular, occupying Iberian Peninsula is carried out. It allows to appreciate a significance which the Arabo-Muslim world has matted in creation development of the majority of the European States.

Текст научной работы на тему «О некоторых особенностях формирования ислама в королевстве Испания: от древности к современности»

ИСТОРИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ

О НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННОСТЯХ ФОРМИРОВАНИЯ ИСЛАМА В КОРОЛЕВСТВЕ ИСПАНИЯ: ОТ ДРЕВНОСТИ К СОВРЕМЕННОСТИ

Е.В. Красникова

Кафедра теории и истории международных отношений Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 10/2, Москва, Россия, 117198

Статья посвящена краткому обзору и анализу некоторых исторических этапов развития древней европейской цивилизации, в частности, населявшей Пиренейский полуостров. Это позволяет оценить роль, которую арабо-мусульманский мир сыграл в становлении и развитии большинства европейских государств.

Ключевые слова: мусульманская культура, исламизация, ислам, иммиграция, глобализация.

Анализ некоторых исторических этапов развития древней европейской цивилизации, в частности, населявшей Пиренейский полуостров, позволяет оценить роль, которую арабо-мусульманский мир сыграл в становлении и развитии большинства европейских государств. Богатая культура, духовный опыт мусульманского мира оказал огромное влияние на историю развития европейского общества. В основе большинства традиций, обычаев, языковых и гастрономических особенностей, которые многие европейские страны сегодня называют «традиционно своими», лежит именно религиозно-этническое и духовное многообразие ислама, принесенного с собой мусульманами с Востока на европейский континент.

Таким древним межцивилизационным «мостом», соединившим Восток и Запад, стала Испания. Среди европейских стран именно на территории Испании и Португалии присутствие мусульман было наиболее продолжительным. Восемь веков (с 711 по 718 н.э.) землями сегодняшней Испании и Португалии владели арабы, перейдя через Гибралтарский пролив, и основав Кордобский халифат со столицей в Кордобе. Конечно, до появления мусульман на территории Испании в VIII в. н.э. уже обитали древние цивилизации — к примеру: в III тысячелетии до н.э. Пиренейский, или Иберийский, полуостров населяли иберские племена. Однако именно ислам оказал наибольшее влияние на формирование цивилизационн-

ного этногенеза современного испанского общества, «покрыв» своей изящной и изысканной культурой почти весь полуостров.

Уже в средние века влияние ислама на Европу распространилось на большинство сфер жизни древнего общества, проживавшего на территории Европы: социально-культурную, торговую, научную, религиозную, др. По сей день тема влияния ислама или его отсутствия на развитие Европы остается весьма дискуссионной в научных и публицистических кругах на международной арене.

Некоторые аспекты развития древнего общества Европы позволяют говорить о том, что ислам значительно обогатил Европу знаниями в различных областях наук, медицины, каллиграфии, литературы, музыки, искусства, других. В сфере естествознания — влияния арабских исследований на развитие медицины и астрономии; в области истории — дискуссии о влиянии ислама на генезис феодального строя в Европе; в области литературы — о соотношении восточных и европейских элементов в прованской лирике, о происхождении средневекового жанра фаблио

[1], в области музыки — происхождение танца фламенко, который принято называть в Испании традиционно национальным.

Известный английский исламовед Уильям М. Уотт в одном из своих трудов

[2] упоминал, что высокая арабо-мусульманская культура проникла в Западную Европу через Испанию благодаря торговым связям и политическому факту присутствия мусульман в Испании и Сицилии.

Королевство Испания насчитывает десятки веков богатой и насыщенной истории развития своего государства. Анализ некоторых исторических этапов формирования позволяет проследить влияние мусульманского мира на историю развития общества на Пиренейском полуострове. Арабизм, как одно из проявлений богатой исламской культуры, начал проникать в диалекты Иберийского полуострова с началом мусульманского завоевания Пиреней в 711 году н.э. Арабский язык получил статус государственного. В период расцвета мусульманской Испании классический арабский язык занял ведущие позиции в качестве научного и литературного языка, но он являлся родным языком лишь для очень ограниченного круга лиц, составлявших административную элиту мусульманских государств Иберийского полуострова.

В современном испанском языке насчитывается около 6000 слов, имеющих арабские корни. Следы арабского влияния обнаруживаются в фонетике, морфологии. Но коренные испанцы, каталонцы, об исторических корнях своего родного языка никогда не упоминают.

В современной Испании почти все является «слепком» арабского наследия (кухня, культура, архитектура, национальные танцы, язык, внешнее сходство коренных жителей некоторых автономий Испании, т.д.). Но коренные испанцы, равно как и жители других регионов, об исторических корнях своих национальных обычаев всегда скажут «это традиционно испанское». К примеру: танец фламенко, который испанцы называют исконно своим, уходит своими корнями в мавританскую музыкальную культуру. Существенно повлияла на этот стиль цыганская му-

зыка — многие считают основными, истинными носителями стиля танца фламенко именно цыган [3].

К концу XX века в Испании появились предпосылки для возникновения такого понятия и явления как диаспора. После смерти Ф. Франко в 1975 г. ислам начал свое возвращение на испанскую землю. Конституция 1978 г. положила конец монополии католичества. В 1980 году был принят закон о свободе вероисповедания, который дал возможность другим религиям законно действовать и развиваться на территории страны. В это время исламские общины снова начали появляться на юге Испании, где сохранились памятники мусульманской эпохи. В дальнейшем ислам распространился и на другие регионы страны, в том числе и на Каталонию.

Изначально термин и явление «диаспора» (с греческого языка переводится как «рассеивание») относился к науке «Социология» и рассматривался посредством нее. В настоящее же время понятие «диаспора» включает в себе множество компонентов — этнокультурные, религиозные, экономические, политические, другие.

На разных этапах развития любого государства, такое явление как диаспора может играть заметную роль в сохранении национальной культуры и формировании самосознания, поскольку основой большинства диаспор является принцип этнического и религиозного самовыражения. Анализ влияния арабской культуры и языка на развитие Пиренейского полуострова позволяет проследить этапы образования мусульманской диаспоры на территории современной Испании.

В настоящее время мусульманские общины существуют более чем в 120 странах мира, в 35 из них они составляют свыше 80% населения (большинство их них находятся в странах Северной Африки и Западной Азии). Более двух третей мусульман живет в Азии, где они составляют свыше 20% населения, почти 30% — в Африке (половина населения континента) [4]. Наиболее крупные по абсолютной численности мусульманские общины проживают в Индонезии, Индии, Пакистане и Бангладеш.

Современная мусульманская диаспора в Испании насчитывает около 1,3 млн человек (по состоянию на июль 2010 г.). Это около 2% всего населения Испании. Из них лишь 400 000 имеют право голосовать на выборах. Для сравнения, во Франции число иммигрантов-мусульман составляет 7—10% населения. Статистические данные свидетельствуют о неравномерном распределении мусульманского населения в Испании. Большинство мусульман проживают в Каталонии, в особенности в Барселоне. Значительное число их живет в Андалусии. Отдельно стоит упомянуть города Сеута и Мелилья. Это испанские полуанклавы, географически находящиеся в Марокко, включенные Мадридом в состав своих провинций (Сеута в Кадис, Мелилья в Малагу).

Для сравнения: по данным на конец 2010 г. Франция, как и в предыдущие годы, занимает первое место по численности мусульманской диаспоры — 5 млн человек (до 10% от общего числа населения). Второе место — Германия (4 млн чел.), третье — Великобритания (1,7 млн чел.), Италия и Голландия (по 1 млн чел.). В Европе по состоянию на конец 2009 г. проживает около 40 млн мусульман. Это

больше, чем в Саудовской Аравии, где живет 24,9 млн мусульман. Данная цифра включает мусульман, проживающих в европейской части России, а также в Центральной, Восточной и Западной Европе.

Большая часть мусульман в Европе являются частью коренных общин, которые на протяжении веков проживали там. К таким странам относятся, к примеру, Россия и Албания. Иммиграция же мусульман в Западную Европу началась всего несколько десятилетий назад. До конца 1940-х мусульман здесь практически не было или было совсем немного (больше всего во Франции — 120 тыс. в середине 1920-х гг.). Первая массовая миграция была связана с войной в Алжире (1954— 1962 гг.). После вынужденного согласия Франции на провозглашение независимости этого североафриканского государства сотни тысяч местных мусульман воспользовались появившейся возможностью переехать в свою бывшую метрополию.

Наибольшее число мусульман Испании — это марроканцы или потомки мар-роканцев, родившихся в Испании, они составляют 71% всех мусульман страны, или приблизительно 800 000 человек, почти все из них сунниты. Следующие три страны, выходцы из которых составляют приблизительно 5% от всех мусульман Испании (по 50 тыс. человек приблизительно) — это Сенегал, Алжир и Пакистан. На последнем месте Саудовская Аравия (около 500 человек). Начиная с 80-х годов, наибольший наплыв мусульманского населения произошел в рамках объединения семей. Но уже в период с 1990 по 2000 гг. можно было отметить серьезный рост числа мусульман за счет высокого уровня рождаемости в исламской среде.

Интересы мусульман в автономном округе Каталония представляет Мусульманский культурный совет Каталонии (МКСК). На территории Автономного сообщества действует более 170 мечетей, что составляет около половины всех религиозных мусульманских учреждений Испании. Однако большинство из них расположено в небольших помещениях на первых этажах зданий и даже в гаражах и зарегистрировано не как мечеть, а как культурный центр.

Особенностью испанских мусульман является то, что около половины выходцев из мусульманских стран не являются сторонниками радикального ислама. Однако подавляющее большинство из них отмечают национальные праздники. Его поддерживают только 5% испанских мусульман. Период активного «обжива-ния» территории Каталонии радикальными исламскими организациями начался с 2002 года. Вслед за ними пришли и террористические организации, в первую очередь такие как: «Группа традиций, проповеди и борьбы», «Хезб-ут-Тахрир», «Джамаа Таблиг».

В Испании функционирует организация «Хунта Исламика». На их сайте «WebIslam» [5] публикуются умеренные исламские тексты. Лидером организации является Мансур Эскудеро (ранее являлся лидером главной мусульманской организации страны — Испанской исламской комиссии. Данное объединение представляет всех мусульман страны перед официальными властями государства, оно было организовано в соответствии с законом 1992 года.

Первая и единственная исламская партия Испании готовилась выставить своих кандидатов на выборы в местные советы в 2011 г. Ее задачами было обеспе-

чить представительство мусульман в руководстве муниципалитетов. Партию возрождения и объединения Испании возглавлял бывший журналист и профессор арабского языка Мустафа Баррак, который неоднократно заявлял о своей умеренной позиции и поддержке конституции и испанского народа. «Партия возрождения и объединения открыта не только для мусульман, но и для национальных меньшинств и иммигрантов. Пришел момент, когда испанские мусульмане, арабы, африканские иммигранты и не иммигранты должны освободиться от унижений», — сказано в его речи.

Глава Исламского совета Испании — Баррак рассчитывал добиться поддержки не только 1,3 млн мусульманских жителей Испании, но и иммигрантов, которые составляют около 11% местного населения. По данным консервативной испанской газеты «АВС», правительство не скрывает своего беспокойства по поводу создания новой партии, поскольку сейчас в стране проживает 1,3 млн мусульман, в том числе иммигранты из исламских стран, в частности, почти 700 тысяч выходцев из Марокко. Если же считать нелегальных иммигрантов, эта цифра может превысить два миллиона.

Необходимо отметить возрастающую роль и оказание влияния мусульманских диаспор, их общественных организаций на процесс принятия государственных решений в странах проживания. До конца 1990-х гг. исламских политических партий в Европе не существовало. Сейчас они появились во Франции и Бельгии. В последней, с мая 2003 г. функционирует PCP (Партия гражданства и процветания), исповедующая радикальный ислам.

Демографы полагают, что к 2015 году численность мусульман в Европе удвоится. Тенденции снижения рождаемости среди европейцев уступают высокому уровню рождаемости выходцев из стран Северной Африки, Ближнего Востока, других континентов. Ожидается, что к 2030 г. мусульман на планете будет не менее двух миллиардов при общей численности населения в 8 миллиардов, т.е. четвертая часть всего населения (в 1900 г. мусульман насчитывалось лишь 4,2%).

Резюмируя вышесказанное, можно отметить, что влияние мусульманского мира на исторические этапы становления и формирования европейской цивилизации, в частности на Королевство Испания, в целом гораздо больше, чем принято утверждать в политических и религиозных кругах на международной арене.

В последние годы в различных научных и публицистических сферах затрагиваются темы пересмотра общепризнанного факта европейского Возрождения и переоценки влияния исламского мира на эволюцию европейской цивилизации. Такие действия не лишены смысла. Во-первых: поскольку развитие цивилизации происходит циклично, то «выпадение» предыдущего событийного звена из общей цепочки исторического контекста выглядит излишне политизированным и религиозно надуманным. Во-вторых: с точки зрения вклада в общемировую культуру видится необходимым признать колоссальный вклад мусульманского мира в становление и формирование европейской цивилизации.

Для развития мирового сообщества, в целом, важным является аспект взаимного обогащения и взаимопроникновения культур между восточной и западной

цивилизациями. В этой связи необходимо подчеркнуть особую роль руководства таких стран, как Россия, Казахстан, других, которые выступают за межэтническое уважения и согласие, цивилизованный баланс между соблюдением религиозных обрядов и светским обществом, содружеством и сотрудничеством различных религиозных конфессий, этнических организаций с государством, поскольку все эти факторы способны обеспечить выживаемость и стабильность мирового сообщества в будущем.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Фаблио (от латинского языка fabula — басня, рассказ) — один из жанров французской городской литературы XII — начала XIV вв. // Абушенко В.Л., А.А. Грицанов, Г.М. Евель-кин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко. Социология. Энциклопедия, 2003.

[2] Цыгане — слой этнического населения общего индийского происхождения. Одним из ранних происхождений названия цыганского населения называют выходцев из Египта. У.М. Уотт Влияние ислама на средневековую Европу. — М.: Наука, 1976.

[3] Официальный сайт Института статистики Испании — www.estadistica.es

[4] Официальный сайт Евросоюза — www.unioneuropeo.es

[5] Официальный сайт Европарламента — www.europarlamento.es

[6] Официальный сайт Правительства Испании — www.gobierno.es

[7] Официальный сайт Посольства РФ в Испании — www.rusbar.com

[8] Официальный сайт МИД РФ — www.mid.ru

[9] Газета «Эль Паис» — www.elpais.es

[10] Газета «Эль Периодико» — www.elperiodico.es

[11] Газета «Файненшл Таймс Доитчлэнд» — www.finandeuts.com

[12] Газета «Ла Вангуардия» — www.lavanguardia.es

[13] Газета «Вакатюр» — www.vacature.com

ON SEVERAL FEATURES OF ISLAM СREATING IN KINGDOM OF SPAIN: FROM ANTIQUITY TO MODERNITY

E.V. Krasnikova

Theory and History of International Relations Chair Peoples' Friendship University of Russia Miklukho-Maklaya str., 10/2, Moscow, Russia, 117198

This article focuses on the short analysis of some historical periods of the ancient Western civilization development, in particular, occupying Iberian Peninsula is carried out. It allows to appreciate a significance which the Arabo-Muslim world has matted in creation development of the majority of the European States.

Key words: Muslim culture, islamisation, Islam, immigration, globalization.

REFERENCES

АЬшЬепко VI. & а11. Sociologia. Бп71к1ореё1уа, 2003.

Оиой и.М. V1iyaniye is1ama па згеёпеуекоуиуи Бугори. — М., 1976.

www.estadistica.es

www.unioneuгopeo. es

www.europar1amento.es

www.gobierno.es

www.rusbar.com

www.mid.ru

www.e1pais.es

www. e1periodico. es

www.finandeuts.com

www.1avanguardia.es

www.vacature.com

[

[

[

[

3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.