О НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННОСТЯХ ЭФФЕКТИВНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОМУ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ВУЗЕ
Н. Н. КОНДАКОВА
В данной статье автор рассматривает возможные пути повышения эффективности учебного процесса на занятиях по обучению иностранному языку в высшем учебном заведении в рамках перехода на двухуровневую систему высшего образования «бакалавр-магистр». Среди действенных способов осуществления профессиональной языковой подготовки отмечены актуальные зарубежные методики, Интернет, мультимедиа и кейс-технологии. Автор делает акцент на необходимости эффективной организации преподавания и контроля качества обучения студентов, наряду с четко продуманной структурой самостоятельной (внеаудиторной) работы учащихся. В статье также отмечается потребность в повышении мотивации студентов к изучению иностранного языка за счет повышения креативности образовательной среды, использования поисковых заданий и тесной связи содержания обучения с навыками, необходимыми в будущей профессии.
Ключевые слова: профессионально-ориентированный иностранный язык, Интернет, мультимедиа, кейс-технологии, самостоятельная работа, мотивация.
В условиях глобализации мирового сообщества иностранный язык становится обязательным компонентом профессиональной характеристики специалиста любого профиля, способного успешно осуществлять свою профессиональную деятельность в рамках как родной, так и «чужой» культуры. Россия одновременно с другими европейскими странами переходит на Болонскую систему подготовки выпускника, а, значит, владение иностранным языком становится и одной из ключевых общекультурных компетенций, позволяющих студентам осуществлять академическую мобильность и быть конкурентоспособными в условиях глобального рынка труда [2].
Однако на сегодняшний день преподаватели сталкиваются с новыми проблемами, касающимися организации преподавания и контроля обучения студентов. В рамках Болонской системы срок обучения в вузе сокращается в целом, сокращаются и учебные часы по иностранному языку, поэтому возникает необходимость эффективно организовать самостоятельную работу студентов. Преподавателям иностранных языков необходимо обращать особое внимание на стимулирование интереса студентов к изучению предмета. Решение данной проблемы является крайне сложной задачей. Усилить мотивацию к изучению предмета призваны повышение креативности образова-
тельной среды, развитие самостоятельности студента в изучении иностранных языков, использование исследовательских, поисковых заданий, усиление страноведческого компонента на уроках, а также тесная связь содержания обучения с умениями и навыками, необходимыми в будущей профессии [3; 4].
Содержательное обеспечение структурно-функциональной модели профессиональной языковой подготовки во многом зависит от используемых учебных материалов и подготовленности преподавательского состава, поскольку именно через учебные материалы педагоги формируют у студентов профессионально значимые компетенции, готовят их к межкультурной коммуникации, осуществляют языковую профессионализацию и используют инновационные педагогические технологии. Уровень профессиональной подготовки преподавателей и эффективность учебных материалов влияют на создание учебной профессионально-языковой коммуникативной среды, в которой формируются профессионально значимые компетенции будущих специалистов [1].
В таких условиях особое значение приобретает эффективная организация преподавания и контроля качества обучения студентов, наряду с четко продуманной структурой самостоятельной (внеаудиторной) работы учащихся.
Н. Н. КОНДАКОВА
177
В условиях глобализации неотъемлемой профессиональной задачей учителя иностранного языка является обучение системе иностранного языка и принципам ее использования в различных ситуациях речевой коммуникации в соответствии с особенностями иноязычной. В связи с этим при обучении иностранным языкам на современном этапе широко используются зарубежные методики и учебники зарубежных авторов и издательств, к несомненным преимуществам которых следует отнести:
- содержание аутентичных языковых материалов;
- возможность обучения живому современному языку;
- коммуникативно-ориентированный подход к преподаванию языка;
- широкое использование средств визуальной репрезентации материала и мультимедиа;
- повышение мотивации и заинтересованности студентов.
Среди удачных новинок в этой области можно отметить, например, учебно-методический комплекс «Q: Skills for Success» издательства «Oxford University Press», ориентированный как на студенческую аудиторию, так и на взрослых, изучающих иностранных язык. Данный курс, в сочетании с классической методикой преподавания иностранного языка, эффективно развивает и формирует основные языковые компетенции, выгодно отличается четкой постановкой целей обучения и наличием системы оценивания результатов обучающихся. Мультимедийная рабочая тетрадь, входящая в состав УМК, а также возможность доступа к он-лайн ресурсам, обеспечивающим дополнительную практику по каждому модулю, способствуют повышению мотивации студентов и обеспечивают преподавателю возможность гибкого планирования учебного процесса с эффективным использованием резерва самостоятельной работы студента. В современных условиях перехода на двухуровневую систему подготовки «бакалавр-магистр», вышеупомянутые достоинства являются немаловажными для успешной подготовки студентов в соответствии с новыми образовательными стандартами.
С другой стороны, печатные учебные материалы теряют свою актуальность достаточно быстро, не успевая за потоком информации в современном обществе. В связи с этим, в настоящее время ведущее место в профессиональной языковой подготовке специалистов в различных сферах все чаще занимают мультимедийные технологии, формирующие профессиональные навыки вос-
приятия и обработки информации, разработки собственных и адаптации существующих мультимедиа технологий. В современном образовательном процессе активно используются Интернет-технологии для поиска информации и международной коммуникации: проведения Интернет-конференций и телемостов. Современный уровень развития Интернет-технологий и мультимедиа открывает широкие перспективы для методики преподавания иностранных языков. Использование Web для общения с носителями изучаемого языка, обмена информацией, просмотра фильмов и передач на иностранном языке, в том числе в режиме он-лайн, становятся неотъемлемой частью учебного процесса и повседневной жизни студента. Использование Интернет-технологий также дает возможность увеличить объем самостоятельной работы студентов путем введения элементов дистанционного обучения [5].
Сложно спорить с тем, что методика изучения иностранного языка претерпела значительные изменения за последние несколько десятилетий. Среди прочего, отношение студентов к иностранному языку как к конкретному и неотъемлемому средству профессионального развития стало приоритетом высшего образования в России. В связи с этим все большую популярность приобретают коммуникативные методы овладения иностранным языком, где студент является полноправным участником учебного процесса. В частности, кейс-технологии позволяют реализовать практически все требования к современному процессу образования и могут стать одной из центральных методик изучения многих предметов, в том числе и иностранного языка [6].
Ценно, что работа в рамках кейса подразумевает использование принципов проблемного обучения, когда акцент обучения переносится с овладения готовым знанием на активное и творческое сотрудничество студентов и преподавателя; а результатом работы являются не только знания, но и навыки профессиональной деятельности. Такой подход представляется достаточно эффективным.
Формирование профессиональных, предметных навыков у студентов в рамках кейса, безусловно, является непростой задачей для преподавателя иностранного языка в связи с необходимостью «вторжения» в ту или иную профессиональную сферу, выходящую за рамки чисто языковых знаний. В данном случае организационно -педагогическими условиями, обеспечивающими функционирование механизмов, форм и методов профессиональной языковой подготовки, становятся активная самостоятельная работа студентов,
специализирующихся в конкретной профессиональной области, сформированность учебной профессионально-языковой коммуникативной среды; определение структурно-логических межпредметных связей учебных дисциплин профильного и языкового цикла; взаимодействие профессорско-преподавательского состава профильных и языковых кафедр.
Подводя итог сказанному выше, отметим, что стимулирование мотивации студентов к изучению профессионально-ориентированного иностранного языка, продуманное и сбалансированное соотношение аудиторной и самостоятельной работы, а также применение в учебном процессе актуальных учебных материалов и методов работы способны повысить эффективность обучения иностранному языку в вузе и свести к минимуму негативное влияние сокращения аудиторных часов в рамках перехода на двухуровневую систему высшего образования «бакалавр-магистр».
Литература
1. Воевода Е. В. Основные направления профессионально ориентированной языковой подготовки специалиста-международника: монография. М., 2009.
2. Дронова О. А. Способы повышения эффективности самостоятельной работы по второму иностранному языку студентов профиля «мировая экономика» // XIX Державинские чтения. Институт управления и сервиса: мат-лы Общерос. науч. конф. Тамбов, 2014.
3. Дронова О. А., Кондакова Н. Н., Эсаулова А. В. Поисковые задания в сети Интернет на занятиях по иностранному языку профессиональной направленности в вузе // Мат-лы междунар. конф. по общественным и гуманитарным наукам под эгидой SQEURO. Лондон, 2013.
4. Зимина Е. И., Кондакова Н. Н. Современные подходы к профессиональной языковой подготовке студентов-бакалавров на профиле «Международные отношения» // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2012. № 12 (046). С. 453-455.
5. Кондакова Н. Н., Зимина Е. И. Использование Интернет-технологий в методике преподавания иностранных языков // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2011. № 11. С. 317-321.
6. Кузнецова М. Н. Case stuidies на занятиях в неязыковом вузе: обобщение и применение передового отечественного опыта // Проблемы коммуникации в современном поликультурном мире: этнопсихолингви-стический анализ: мат-лы Всерос. науч. Интернет-конф. М., 2014. URL: http://www.hse.ru
* * *
EFFECTIVE LSP TEACHING IN THE UNIVERSITY CLASSROOM
N. N. Kondakova
The article examines the possible ways for effective LSP teaching in the university classroom within the framework of the Bologna process. The author discusses up-to-date study materials published by foreign colleagues, the Internet, multimedia and case studies as constituents of efficient language teaching. The article emphasizes the need for effective organization of teaching and learning quality control and the students' well-structured self-study. The author also notes the need to improve students' motivation to learn a foreign language by increasing the creativity of the educational environment, the use of search tasks and closely relating the learning content with the skills needed in the students' future profession.
Key words: LSP, Internet, multimedia, case studies, self-study, motivation.