Научная статья на тему 'Современные подходы к организации обучения иностранному языку в высшей школе: проблемы и пути'

Современные подходы к организации обучения иностранному языку в высшей школе: проблемы и пути Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1168
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИИ / МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЯЗЫКОВОЙ ПОДГОТОВКИ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ / INTERNET TECHNOLOGIES / MONITORING OF QUALITY OF LANGUAGE PREPARATION / INDEPENDENT WORK / FOREIGN LANGUAGE TEACHING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кондакова Наталья Николаевна, Зимина Елена Игоревна

Авторы данной статьи рассматривают актуальные проблемы, стоящие перед преподавателями российской высшей школы. Характеризуя владение иностранным языком как одну из ключевых общекультурных компетенций успешного конкурентоспособного специалиста, авторы отмечают настоятельную необходимость реструктуризации процесса обучения иностранному языку, а также процесса осуществления мониторинга качества обучения за счет активной интеграции в них информационно-коммуникативных технологий. В статье обсуждается типология учебных Интернет-ресурсов, возможности использования SKYPE и вебинаров (онлайн-семинаров) в процессе обучения иностранному языку. Особый акцент авторы делают на том, что применение Интернет-технологий не должно становиться самоцелью на занятии по иностранному языку, оставаясь в балансе с более традиционными методиками обучения. Исходя из положения о том, что эффективный мониторинг качества языковой подготовки является неотъемлемой составляющей успешного процесса формирования и повышения уровня языковой, межкультурной и коммуникативной компетенций студентов, отмечается положительный эффект внедрения контрольно-измерительных материалов на электронной основе (Moodle, E-Learning и т. п.) в образовательный процесс в высшей школе. В статье акцентирована роль контрольно-измерительных материалов на электронной основе как средства обработки, анализа и систематизации информации о качестве языковой подготовки студентов, обеспечивающем прочную обратную связь между студентом и преподавателем. Современные разработки данного типа помогают систематически отслеживать процесс и результат усвоения материала студентами высшей школы и, при необходимости, своевременно вносить коррективы в учебный процесс. Авторы полагают, что в результате взвешенного применения Интернет-технологий преподаватель высшей школы получает возможность обеспечить актуальное слежение за ходом образовательного процесса в целях улучшения качества языковой подготовки студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кондакова Наталья Николаевна, Зимина Елена Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN APPROACHES TO THE ORGANIZATION OF THE FOREIGN LANGUAGE TEACHING AT THE HIGHER SCHOOL: PROBLEMS AND WAYS

Authors of this article considered the actual problems facing teachers of the Russian higher school. Characterizing foreign language skills as one of key common cultural competences of the successful competitive expert, authors noted an imperative need of restructuring of process of training in a foreign language, and also process of implementation of monitoring of quality of training due to active integration into them of information and communicative technologies. This article discusses the typology of educational Internet resources, possibilities of use of SKYPE and webinars (online seminars) in the course of the foreign language teaching. Authors placed particular emphasis that application of Internet technologies shouldn't become end in itself on class in a foreign language, remaining in balance with more traditional techniques of training. Proceeding from situation that effective monitoring of quality of language preparation is the integral component of successful process of formation and increase of level of language, cross-cultural and communicative competences of students, authors noted the positive effect of introduction of control and measuring materials on an electronic basis (Moodle, e-Learning, etc.) in educational process at the higher school. In article authors accented the role of control and measuring materials on an electronic basis as means of processing, the analysis and systematization of information on the quality of language training of students providing strong feedback between the student and the teacher. Modern development of this type helps to trace systematically process and result of digestion of material by students of the higher school and, if necessary, in due time to introduce amendments in educational process. Authors believe that as a result of the weighed application of Internet technologies, the teacher of the higher school has an opportunity to provide actual tracking the course of educational process for improvement of quality of language training of students.

Текст научной работы на тему «Современные подходы к организации обучения иностранному языку в высшей школе: проблемы и пути»

doi: 10.20310/1819-8813-2015-10-11-220-224

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ

КОНДАКОВА НАТАЛЬЯ НИКОЛАЕВНА ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина», г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: nata-kondakova@yandex.ru

ЗИМИНА ЕЛЕНА ИГОРЕВНА ТОГБОУ ВПО «Тамбовский государственный музыкально-педагогический институт

имени С. В. Рахманинова», г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: elena_zimina_09@mail.ru

Авторы данной статьи рассматривают актуальные проблемы, стоящие перед преподавателями российской высшей школы. Характеризуя владение иностранным языком как одну из ключевых общекультурных компетенций успешного конкурентоспособного специалиста, авторы отмечают настоятельную необходимость реструктуризации процесса обучения иностранному языку, а также процесса осуществления мониторинга качества обучения за счет активной интеграции в них информационно-коммуникативных технологий. В статье обсуждается типология учебных Интернет-ресурсов, возможности использования 8КУРЕ и вебинаров (онлайн-семинаров) в процессе обучения иностранному языку. Особый акцент авторы делают на том, что применение Интернет-технологий не должно становиться самоцелью на занятии по иностранному языку, оставаясь в балансе с более традиционными методиками обучения. Исходя из положения о том, что эффективный мониторинг качества языковой подготовки является неотъемлемой составляющей успешного процесса формирования и повышения уровня языковой, межкультурной и коммуникативной компетенций студентов, отмечается положительный эффект внедрения контрольно-измерительных материалов на электронной основе (МооШе, Е-Ьеагш^ и т. п.) в образовательный процесс в высшей школе. В статье акцентирована роль контрольно-измерительных материалов на электронной основе как средства обработки, анализа и систематизации информации о качестве языковой подготовки студентов, обеспечивающем прочную обратную связь между студентом и преподавателем. Современные разработки данного типа помогают систематически отслеживать процесс и результат усвоения материала студентами высшей школы и, при необходимости, своевременно вносить коррективы в учебный процесс. Авторы полагают, что в результате взвешенного применения Интернет-технологий преподаватель высшей школы получает возможность обеспечить актуальное слежение за ходом образовательного процесса в целях улучшения качества языковой подготовки студентов.

Ключевые слова: интернет-технологии, мониторинг качества языковой подготовки, самостоятельная работа, обучение иностранному языку

В настоящее время владение иностранным языком становится одной из ключевых общекультурных компетенций и непременным условием для формирования конкурентоспособного специалиста для международного рынка труда. Будущие специалисты должны владеть большим набором коммуникативных навыков и умений: осуществлять социализацию, говорить по телефону, вести деловые переговоры на изучаемом языке и деловую переписку, обладать навыками профессионального перевода [1]. При этом актуальный уровень развития информационно-коммуникативных технологий оказывает глубокое и всестороннее воздействие на методику преподавания иностранного языка в

высшей школе. На сегодняшний день преподаватели обнаруживают новые возможности, и в то же время сталкиваются с новыми проблемами, касающимися организации преподавания и контроля обучения в условиях глобальной информатизации общества.

Как известно, в рамках Болонской системы срок обучения в вузе сокращается, сокращаются и учебные часы по иностранному языку, поэтому возникает необходимость эффективно организовать самостоятельную работу студентов. Неслучайно, современные образовательные стандарты требуют оборудования в высших учебных заведениях аудиторий, оснащенных компьютерами и

доступом в Интернет, для эффективной организации самостоятельной работы обучающихся.

В то же время особенно важным становится стимулирование интереса студентов к изучению предмета, развитие самостоятельности и творческой активности в изучении языка, а также тесной связи содержания обучения с умениями и навыками, необходимыми в будущей профессии.

Говоря о новых горизонтах, которые открывает использование материалов информационной сети Интернет, нельзя не отметить широту выбора, доступность и актуальность материалов, которые она предоставляет как преподавателю, так и студенту. К услугам участников учебного процесса свежие и архивные публикации прессы англоязычных стран, возможность просмотра фильмов и телепередач на национальных каналах в режиме он-лайн, словари, энциклопедии и лингвистические корпуса ведущих издательств.

Методика работы с этим богатейшим материалом определяется целями и задачами, стоящими перед студентом и преподавателем на каждом конкретном этапе образовательного процесса, а также, безусловно, опытом, интересами и личностными особенностями участников образовательного процесса. Благодаря названной выше особенности, применение Интернет-технологий в образовательном процессе позволяет реализовать принципы личностно-ориентированного подхода к преподаванию иностранного языка, добиться дифференциации и индивидуализации обучения с учетом потребностей, интересов и уровня сфор-мированности иноязычной коммуникативной компетенции каждого студента.

При том богатстве выбора средств и материалов, которое предлагает использование Интернет-технологий в образовании, особое значение приобретает эффективная организация преподавания и контроля качества обучения студентов, наряду с четко продуманной структурой самостоятельной работы учащихся. Обращение к Интернет-технологиям предоставляет возможность увеличить объем самостоятельной работы студентов посредством введения элементов дистанционного обучения.

В исследованиях методики преподавания иностранных языков принято выделять пять типов учебных Интернет-ресурсов:

- хотлист (hotlist) - перечень Интернет-ресурсов с текстовыми материалами по теме;

- мультимедиа скрэпбук (multimedia scrap-book) - подборка аудио, видео, фото, графики, текстовых материалов, анимационные виртуальные туры;

- трежахант (treasure hunt) - перечень ссылок на сайты, содержащие актуальную информацию по теме, и вопросы к сайтам, ориентирующие поисково-исследовательскую деятельность студентов;

- сабджектсэмпла (subject sampler) - перечень ссылок на текстовые и мультимедийные ресурсы, после работы с которыми студенты отвечают на вопросы дискуссионного характера по изучаемой теме;

- веб-квест (web quest) - организация и направление проектной деятельности обучающихся, проблемное задание с элементами ролевой игры, выполняемое с опорой на использование Интернет-ресурсов [2].

Каждый из названных выше типов Интернет-ресурсов подразумевает определенные методики использования и может быть использован при обучении иностранному языку студентов, обладающих различным уровнем сформированности компетенций, имеющих разную мотивацию и цели изучения языка. В условиях сокращения учебных часов на аудиторную работу над изучением иностранного языка в высшей школе и активным внедрением дистанционных технологий, существенным плюсом работы в рамках данных методик является возможность за короткий срок собрать, обработать и применить для выполнения практических заданий значительный объем информации. Другим положительным аспектом является то, что «с помощью компьютера и Интернет-ресурсов полученная информация не будет утеряна, а останется на носителях и сайтах, позволяя заново пройти изученный материал» [3].

При этом важно отметить, что «Особое значение при поисковой работе с материалами сети Интернет имеет тот креативный продукт, который создают студенты по итогам работы: это презентация или эссе по исследованной проблеме. Собранная информация еще не является знанием, если она не осмыслена и не использована в новом ключе» [4].

Формированию и развитию коммуникативной и прагматической компетенций студентов во многом способствует применение коммуникативно-информационных технологий, ставших за последние годы неотъемлемой частью нашей повседневной жизни. Общение посредством программы Skype, глобальные социальные сети - эти элементы современной культуры находят широкое применение в изучении иностранного языка, обеспечивая высокий уровень мотивации и возможность живого общения с носителями изучаемого языка без дополнительных финансовых затрат.

N. N. KONDAKOVA, E. I. ZIMINA

Заслуженной популярностью в последние годы пользуется изучение языка и культуры в рамках вебинаров - онлайн-мероприятий, во время которых ведущий вебинара и его участники могут обменяться информацией, задать интересующие их вопросы и получить ответы на них в режиме реального времени, принять участие в обсуждении и т. п. В случае, если участие в вебинаре в режиме онлайн невозможно по какой-либо причине, у обучающегося есть возможность просмотреть его видеоматериалы в удобное для себя время.

Интеграция Интернет-технологий в учебный процесс, став реальностью на сегодняшний день, тем не менее, не может и не должна полностью вытеснить применение традиционных средств обучения, однако самим своим существованием выдвигает новые требования к привычным формам и средствам работы на занятии по изучению иностранного языка. Современные учебно-методические материалы должны отвечать потребностям квалифицированного специалиста, готового и способного к тому, чтобы стать активным участником в процессе поиска, отбора и анализа информации, необходимой для будущей профессиональной деятельности.

В качестве примера хотелось бы отметить учебно-методический комплекс «Q: Skills for Success» издательства Oxford University Press, который может быть использован как в студенческой аудитории, так и на занятиях со взрослыми, изучающими иностранный язык. Данный комплекс, в сочетании с классической методикой преподавания английского языка, развивает и формирует базовые языковые компетенции, отличается четкой формулировкой целей обучения и наличием эффективной системы оценивания и мониторинга результатов обучающихся. Мультимедийная рабочая тетрадь и возможность доступа к онлайн ресурсам, предлагающим дополнительную практику по каждому модулю комплекса, стимулируют интерес студентов и дают преподавателю возможность гибкого планирования учебного процесса с продуктивным использованием резерва самостоятельной работы.

С другой стороны, эффективный мониторинг качества языковой подготовки - неотъемлемая составляющая успешного процесса формирования и повышения уровня языковой, межкультурной и коммуникативной компетенций студентов. В образовательный процесс в высшей школе сегодня активно внедряются контрольно-измерительные материалы на электронной основе. Такие платформы, как Moodle и E-Learning, позволяют преподавателям значительно сэкономить время на планирова-

нии и осуществлении контроля качества усвоения студентами изученного материала.

Информационная методическая среда является как уникальным инструментом для разработки и хранения контрольно-измерительных материалов на электронной основе, так и мощным средством обработки, анализа и систематизации данных о качестве языковой подготовки студентов, обеспечивающим прочную обратную связь между студентом и преподавателем. Лучшие современные разработки данного типа помогают систематически отслеживать процесс и результат усвоения материала студентами и, при необходимости, корректировать учебный процесс в дальнейшем.

Наряду с оценкой качества языковой подготовки студентов, преподаватели высшей школы должны уделять особое внимание выявлению причин недостаточно высокого качества языковой подготовки обучающихся. В данном случае также целесообразным может быть применение в процессе обучения иностранному языку электронных учебно-методических ресурсов, которые могут выступать эффктивными инструментами не только в обучении студентов, но и в диагностике качества их языковой подготовки. Подобный мониторинг дает преподавателю возможность проследить динамику изменения уровня языковой подготовки студентов по разным аспектам владения иностранным языком.

Подводя итог, отметим, что новые требования к современному специалисту неизбежно влекут за собой пересмотр всей системы обучения в высшей школе, и обучения иностранному языку как неотъемлемой составляющей формирования высококвалифицированного конкурентоспособного профессионала, готового к профессиональной мобильности и прочим вызовам сегодняшнего дня. Применение Интернет-технологий, учебно-методических комплексов и контрольно-измерительных материалов на электронной основе в неразрывной связи с более традиционными методиками преподавания иностранного языка позволяет теснейшим образом связать учебный процесс и систематический мониторинг качества языковой подготовки студентов. Данный подход к обучению и тестированию, на наш взгляд, максимально мотивирует студентов к изучению иностранного языка, позволяет совершенствовать их знания и умения, развивать их навыки креативной поисковой деятельности и самостоятельной работы, вносить своевременные коррективы в учебный процесс. Все это дает возможность преподавателю высшей школы обеспечить актуальное слежение за ходом образовательного процесса в

целях принятия соответствующих решений и улучшения качества языковой подготовки студентов.

Литература

1. Кондакова Н. Н., Зимина Е. И. Современные подходы к профессиональной языковой подготовке студентов-бакалавров на профиле «Международные отношения» // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2012. № 12.

2. Сысоев П. В., Евстигнеев М. Н. Использование современных учебных Интернет-ресурсов в обучении иностранному языку и культуре// Язык и культура. 2008. № 2. С. 100-110.

3. Амирова Е. А. Использование Интернет-ресурсов при обучении английскому языку студентов неязыковых специальностей // Электрон. текстовые данные. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/ispol-zovanie-internet-resursov-pri-obuchenii-angliyskomu-yaz-yku-studen-tov-neyazykovyh-spetsialnostey#ixzz-3wrkqrYDT

4. Дронова О. А., Кондакова Н. Н., Эсаулова А. В. Поисковые задания в сети Интернет на занятиях по иностранному языку профессинальной направленности в вузе // мат-лы Междунар. конф. по общественным и гуманитарным наукам под эгидой SQEURO. Лондон, 2013.

References

1. Kondakova N. N., Zimina E. I. Sovremennye podkhody k professional'noj yazykovoj podgotovke stu-dentov-bakalavrov na profile «Mezhdunarodnye otnoshe-niya» [Modern approaches to vocational language training of students bachelors on the «International Relations» profile] // Sotsial'no-ekonomicheskiye yavleniya i protsessy. Tambov, № 12. 2012.

2. Sysoev P. V., Evstigneev M. N. Ispol'zovaniye sovremennykh uchebnykh Internet-resursov v obuchenii inostrannomu yazyku i kul'ture [Use of modern educational Internet resources in foreign language and culture teaching] // Yazyk i kul'tura. 2008, № 2. S 100-110.

3. Amirova E. A. Ispol'zovaniye Internet-resursov pri obuchenii anglijskomu yazyku studentov neyazyko-vykh spetsial'nostej [Use of Internet resources during English language teaching of students of non-language specialties] // Elektron. tekstovye dannye. - URL: http://cyberleninka.ru/article/n7ispol-zovanie-inter-net-resursov-pri-obuchenii-angliyskomu-yaz-yku-studentov-neyazykovyh-spetsialnostey#ixzz-3wrkqrYDT

4. Dronova O. A., Kondakova N. N., Esaulova A. V. Poiskovye zadaniya v seti Internet na zanyatiyakh po inostrannomu yazyku professinal'noj napravlennosti v vuze [Search tasks on the Internet on classes in a foreign language of a professionally orientation in higher education institution] // mat-ly Mezhdunar. konf. po obshche-stvennym i gumanitarnym naukam pod egidoj SQEURO. London, 2013.

* * *

MODERN APPROACHES TO THE ORGANIZATION OF THE FOREIGN LANGUAGE TEACHING AT THE HIGHER SCHOOL:

PROBLEMS AND WAYS

KONDAKOVA NATALYA NIKOLAEVNA Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov, the Russian Federation, e-mail: nata-kondakova@yandex.ru

ZIMINA ELENA IGOREVNA Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov, the Russian Federation, e-mail: elena_zimina_09@mail.ru

Authors of this article considered the actual problems facing teachers of the Russian higher school. Characterizing foreign language skills as one of key common cultural competences of the successful competitive expert, authors noted an imperative need of restructuring of process of training in a foreign language, and also process of implementation of monitoring of quality of training due to active integration into them of information and communicative technologies. This article discusses the typology of educational Internet resources, possibilities of use of SKYPE and webinars (online seminars) in the course of the foreign language teaching. Authors placed particular emphasis that application of Internet technologies shouldn't become end in itself on class in a foreign language, remaining in balance with more traditional techniques of training. Proceeding from situation that effective monitoring of quality of language preparation is the integral component of successful process of formation and increase of level of language, cross-cultural and communicative competences of students, authors noted the positive effect of introduction of control and measuring materials on an electronic basis (Moodle, e-Learning, etc.) in educational process at the higher school. In article authors accented the role of control and measuring materials on an electronic basis as means of processing, the analysis and systematization of information on the quality of language training of students providing strong feedback between the student and the teacher. Modern development of this type helps

N. N. KONDAKOVA, E. I. ZIMINA

to trace systematically process and result of digestion of material by students of the higher school and, if necessary, in due time to introduce amendments in educational process. Authors believe that as a result of the weighed application of Internet technologies, the teacher of the higher school has an opportunity to provide actual tracking the course of educational process for improvement of quality of language training of students.

Key words: Internet technologies, monitoring of quality of language preparation, independent work, foreign language teaching

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.