Научная статья на тему 'О некоторых новых тенденциях в развитии зернового рынка России'

О некоторых новых тенденциях в развитии зернового рынка России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
76
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О некоторых новых тенденциях в развитии зернового рынка России»

удельный вес большинства из них в посевах (всего 6,3 % площадей занимает двадцать сортов).

По результатам государственного сортоиспытания, лучшим для Тамбовской области признан Гонар - сорт Белорусской селекции. Он районирован в 1994 году и до настоящего времени является стандартом по всему Центрально-Черноземному региону Российской Федерации.

За последнее время в Тамбовской области конкуренцию Гонару составили сорта: Чакинский 221 (ори-гинатор Тамбовский НИИСХ) и Нутанс 553 (выведен на Краснокугской селекционной станции, Саратовская область).

Инспектура Тамбовской области включила их в реестре сортов, допущенных к возделыванию по Центрально-Черноземному региону в 2001 и 1999 годах соответственно.

Эти сорта формируют стабильный урожай, имеют высокое качество зерна, их вегетационный период близок к.стандартному сорту.

Нутанс 553 по сравнению с другими сортами выгодно отличается большей засухоустойчивостью. Он включен в список ценных по качеству сортов. По нашему мнению, сорта Чакинский 221 и Нутанс 553 должны иметь больший удельный вес в структуре посевных площадей Тамбовской области.

О НЕКОТОРЫХ НОВЫХ ТЕНДЕНЦИЯХ В РАЗВИТИИ ЗЕРНОВОГО РЫНКА РОССИИ © Е.Е. Инякина

До революции Россия ежегодно экспортировала около 8 млн. тонн зерна. Плодородные земли и большие посевные площади позволяли Российской империи не только прокормить себя, но и быть одним из ведущих мировых зерновых экспортеров.

Импорт зерна в СССР начался в 1963 году, а ежегодные массовые закупки стали производиться с 1972 года. Превращение СССР из традиционного экспортера в крупнейшего в мире импортера выглядит парадоксально, если учесть, что страна ежегодно производила 170-200 млн. тонн зерна. Такая ситуация объяснялась общим низким уровнем сельскохозяйственного производства, большими потерями зерна на полях, при перевозке, в элеваторном хозяйстве, в торговой сети и т. д. Закупки зерна осуществлялись в основном в США и Канаде.

Россия в начале 90-х годов XX века ежегодно закупала 20-30 млн. тонн фуражного зерна при валовом сборе 50-70 млн. тонн.

Производство зерна в 2001-2002 годах считается рекордным за весь постсоветский период. Валовой сбор составил в эти годы 85-86 млн. тонн зерна. Заговорили о перепроизводстве, и Россия начала экспорт зерна за границу. Из 46,9 млн. тонн собранной в прошлом году пшеницы 3,3 млн. тонн было экспортировано. По оценкам международного совета по зерну, производство пшеницы в России в 2002 году составило 42 млн. тонн, кормового зерна - 31,8 млн. тонн. Высокий урожай, несмотря на экстремальные условия этого года, на фоне значительных переходящих запасов, привел к тому, что совокупное предложение зерновых превысило прошлогоднее, и экспорт пшеницы из России может достигнуть в текущем году 3,5 млн. тонн. Главными рынками сбыта Российского зерна стали страны Южной Европы, а основным покупателем -Италия, как и до революции. Значительные поставки также осуществляются в страны Северной Африки -Алжир, Египет, Марокко; страны Ближнего Востока -Саудовскую Аравию, Сирию, Ливан, а также в Нигерию.

Расширение географии поставок в первую очередь связано с высокой конкурентоспособностью российского зерна. При текущей разнице в ценах, Россия может вытеснить традиционных североамериканских и австралийских поставщиков и завоевать новые рынки.

Аналогичная ситуация складывается на рынке зерна и в Тамбовской области. Последние два года область собирает по 1,7-1,9 млн. тонн зерновых. Также как и в России, в области встает вопрос о продаже зерна. В настоящее время часть зерна реализуется в области, часть отправляется в Москву, Санкт-Петербург, другие города центра и севера России как напрямую, так и через посредников.

Следует особо отметить, что область начала поставки зерна в Испанию, Данию, Германию, Бельгию, Израиль (по 15-20 тыс. тонн в каждую из стран). Поставки осуществляются через областную продовольственную корпорацию, которая аккумулирует зерно, выращенное отдельными хозяйствами.

Вместе с тем, для Тамбовской области остается проблема качества зерновых: при больших объемах производства зерна в последние годы, большая его часть пригодна только на фураж.

Итак, некоторые специалисты заговорили о перепроизводстве зерна в России. Но есть и другая точка зрения, и с нею следует согласиться.

Главными потребителями зерна являются, как известно, население страны и животноводство. Общепризнанно, что для поддержания жизни человека необходимо 250-270 кг зерна в год. Умножив эту цифру на количество жителей в России (примерно 146 млн. человек), получаем, что россияне ежегодно съедают примерно 38 млн. тонн зерна. На корм скоту в последние годы тратится до 30 млн. тонн зерна, хотя ранее, до снижения поголовья скота в 1990 году, использовалось 75 млн. тонн. Одновременно сегодня в страну ввозится мясомолочная продукция, на выращивание которой требуется приблизительно 15 млн. тонн зерна. Получается, что проблемы перепроизводства зерна в

стране не существует. Но есть проблема резкого падения поголовья животноводства.

Сегодня государство пытается стимулировать экспорт зерна при сохранении импорта мяса и молока. Встает вопрос - фермеров какой страны мы субсидируем в результате такой политики?

Главной, на мой взгляд, целью, как для федерального правительства, так и областной администрации, должно быть расширение спроса на зерно и стимули-

рование развития животноводства. В первую очередь, птицеводства. Эта отрасль, в отличие от свиноводства и скотоводства, имеет короткий производственный цикл, а потому способна резко увеличить поголовье в течение нескольких месяцев. Во-вторых, стимулировать рост поголовья КРС и свиней в личных подворьях крестьян. Сегодня уже 50 % этих сельскохозяйственных животных производится именно в этом секторе, и резервы увеличения поголовья здесь имеются.

НОВАЯ МОДЕЛЬ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРОЦЕССА © Г.В. Козлова

Состояние экономики в решающей мере связано с оживлением инвестиционного процесса, без чего невозможно восстановить производство и перейти к экономическому росту. Отсюда особая актуальность темы об иностранных инвестициях, как одной из форм региональных внешнеэкономических отношений, которую интенсивно изучают.

Переход России к рыночной системе ведения хозяйства сопряжен с формированием новой модели инвестиционного процесса. Если раньше он по сути монопольно осуществлялся государством, то теперь в него все более активно включаются частные структуры, а также экономические субъекты, содействующие инвестированию. Происходящий в России инвестиционный кризис и отсутствие достаточных для его преодоления средств федерального бюджета побуждают российские регионы к усиленному поиску собственных путей решения, возникающих в данной связи проблем. Субъекты Федерации стремятся проводить самостоятельную политику, направленную на улучшение инвестиционного климата и обеспечение развития регионов. Но недостаточное законодательное обеспечение инвестиционного процесса, разграничение полномочий с федеральным центром в данной области сдерживает приток капиталов в экономику. Важно, чтобы разрабатываемые в настоящее время нормативно-правовые положения, регламентирующие этот процесс, исходили из ограничения функций федеральной власти стратегическими направлениями при существенном расширении полномочий субъектов Федерации.

До конца не проведено и правовое разграничение собственности, бюджетов и полномочий между Федерацией, ее субъектами и местным самоуправлением. В этих условиях не может быть должной согласованности нормотворчества на федеральном и региональном уровнях.

Действующее законодательство страдает бессистемностью и противоречивостью. Важнейшая экономическая функция государства в рыночной смешанной экономике - выступать правовым гарантом реализации любых договоров и контрактов через судебную власть и действенное «силовое» исполнение судебных решений. В России масштабы ее выполнения не стимулируют рост деловой активности, снижение которой происходит сегодня на фоне таких явлений, как высокий

уровень инфляции, высокий уровень монополизации производства и т. п.

Уход государства из сферы защиты и гарантирования сделок воспринимаются значительными слоями населения как сознательные действия для достижения соответствующими лицами их частных экономических интересов. Государство утратило свою основную функцию в рыночной экономике - упорядочивания действий субъектов хозяйствования посредством правовой, судебной защиты и гарантирования выполнения заключаемых сделок и договоров, наблюдается несогласованность полномочий работников исполнительной власти (прежде всего на местах) и их заинтересованности в нормальном функционировании и развитии рыночных субъектов хозяйствования, неразвитость судебной системы. В нашей стране недопустимо низкий уровень судебно-правовой защиты прав собственности и контрактов. Выход видится в кодификации законодательства, которая представляет собою качественный пересмотр правовой базы.

Формирование правового поля нормальных, эффективных рыночных отношений далеко от завершения, а без добротной законодательной базы нельзя обеспечить инвестиционную активность, а без нее -подъем экономики и решение острых социальных проблем российского общества.

Делегированные ныне субъектам Федерации властные и бюджетно-финансовые полномочия в принципе расширяют возможности мобилизации инвестиционных ресурсов, включая зарубежных инвесторов и формирование контрактных заказов. Однако эти полномочия пока не получили завершенного законодательного подкрепления. Это касается статуса межрегиональных ассоциаций экономического взаимодействия, а также создаваемых в регионах финансовопромышленных групп.

Изложенное дает возможность обозначить основные элементы формирующейся в субъектах РФ инвестиционной политики: а) разработка и принятие собственного законодательства, регулирующий инвестиционный процесс; б) предоставление (в пределах своих полномочий) инвесторам различных соответствующих современной мировой практике льгот и стимулов финансового и нефинансового характера; в) создание организационных структур по содействию инвестициям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.