От редакции:
Хотя проведение пилотных проектов по введению новой системы оплаты труда медицинских работников перенесено на 2025 год, сам факт упоминания этого события вызвал новый всплеск интереса к вопросам оплаты труда, который усилился в связи с заменой специальных выплат за работу с COVID-19 на компенсационные выплаты (специальный материал на эту тему был опубликован в прошлом номере). В сегодняшнем номере наши эксперты комментируют ряд методологических проблем оплаты труда, тесно связанных с этими событиями.
Шеф-редактор Н.Г. Куракова
ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ
DOI: 10.21045/1811-0185-2022-8-77-84
УДК: 614.2
О НЕКОТОРЫХ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ВОПРОСАХ ОПЛАТЫ ТРУДА МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ
Ф.Н. Кадыров а О.В. Обухова b, Ю.В. Ендовицкая c, А.М. Чилилов d
ь c ФГБУ «ЦНИИОИЗ» Минздрава России, г. Москва, Россия; а ФГБОУ ВО СЗГМУ им. И.И. Мечникова, г. Санкт-Петербург, Россия; d НМИЦ хирургии им. А.В. Вишневского Минздрава России, г. Москва, Россия.
И Автор для корреспонденции: Кадыров Ф.Н.
АННОТАЦИЯ
В статье рассматривается ряд методологических вопросов оплаты труда, возникших на фоне приостановки специальных социальных выплат за работу с COVID-19 и заменой их на компенсационные выплаты, а также в связи с переносом сроков проведения пилотных проектов, которые должны были быть реализованы в целях подготовки введения новой системы оплаты труда медицинских работников.
Ключевые слова: оплата труда, коронавирусная инфекция, COVID-19, стимулирующие выплаты, компенсационные выплаты, специальные социальные выплаты.
Для цитирования: Кадыров Ф.Н, Обухова О.В., Ендовицкая Ю.В., Чилилов А.М. О некоторых методологических вопросах оплаты труда медицинских работников // Менеджер здравоохранения. 2022; 8: 77-84. DOI: 10.21045/1811-0185-2022-8-77-84.
Введение
Разработка новой системы оплаты труда медицинских работников (НСОТ) привлекла дополнительное внимание к вопросам заработной платы. И хотя реализация пилотных проектов перенесена на 2025 год1, интерес к этой теме сохраняется. В частности, предметом обсуждения является целый ряд принципиальных вопросов, которые в той или иной мере затрагивает новая система оплаты труда.
К их числу, в частности, можно отнести такие как: отказ от выплат стимулирующего характера
1 Постановление Правительства РФ от 05.07.2022 № 1205 «О приостановлении действия постановления Правительства Российской Федерации от 1 июня 2021 г. № 847»
© Кадыров Ф.Н, Обухова О.В., Ендовицкая Ю.В., Чилилов А.М.
#хс
за стаж непрерывной работы, вопросы оплаты труда при оказании платных медицинских услуг, включая возможность использования сдельных систем оплаты труда и т.д.
Кроме того, рассматриваются проблемы замены специальных социальных выплат на компенсационные выплаты за лечение новой коронавирусной инфекции COVID-19.
Новые компенсационные выплаты за работу с C□VID-19
Выход постановления Правительства РФ от
15.07.2022 № 1268 «О порядке предоставления компенсационной выплаты отдельным категориям лиц, подвергающихся риску заражения новой
. 2022 г.
№ Q Manager
2022 Zdravoochranania
/Менеджер
здравоохранения
коронавирусной инфекцией» (далее - Постановление № 1268), ознаменовал собой новый этап мер по социальной поддержке работников, имеющих высокий риск заражения коронавирусной инфекцией COVID-19, имея в виду, что виды и порядок выплат менялись неоднократно, что нашло отражение в целом ряде публикаций [1, 2, 3, 4, 5, 6].
Такие проблемы, как порядок приостановки специальных выплат, перечни работников, на которые распространяются компенсационные выплаты за лечение коронавирусной инфекции COVID-19, меры, которые необходимо предпринять медицинским организациям в новой ситуации были рассмотрены нами в предыдущей публикации [7].
Замена специальных социальных выплат на компенсационные выплаты вполне логична, ведь в соответствии с Трудовым кодексом (далее - ТК РФ) и действующими системами оплаты труда работников здравоохранения, работникам за работу с инфекцией полагаются выплаты именно компенсационного характера. Логично, что и за работу с одним из видов инфекции, а именно - COVID-19, тоже полагаются выплаты компенсационного характера как за работу в опасных и/или вредных условиях труда [8, 9, 10, 11].
Однако одновременно возникает целый ряд новых вопросов. Так, совместным приказом Минздрава России и Минтруда России от 26 июля 2022 года № 506/429 были утверждены Методические рекомендации по осуществлению новых компенсационных выплат2.
В соответствии с Методическими рекомендациями компенсационные доплаты начисляются отдельно по основной работе и работе по совместительству. То есть, Минздрав России и Минтруд России признают допустимость работы по совместительству сотрудников, занятых лечением COVID-19.
Однако часть пятая ст. 282 Трудового кодекса запрещает выполнять работу по совместительству во вредных или опасных условиях труда, если основная работа связана с такими же условиями. Следовательно, условия труда работников по лечению коронавирусной инфекции COVID-19 не признаются вредными или опасными условиями труда.
Такие положения Методических рекомендаций противоречат позиции самого Минтруда России. В соответствии с Приложением № 9 к приказу Минтруда от 24 января 2014 г. № 33н 3 независимо от концентрации патогенных микроорганизмов условия труда относятся к соответствующему классу без проведения измерений. Группа патогенности микроорганизмов определяется в соответствии с Классификацией биологических агентов, вызывающих болезни человека, по группам патогенности, утвержденной Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ4.
Ссылаясь на разъяснения Роспотребнадзо-ра5, Минтруд России в своем письме6 отмечает, что в рамках проведения специальной оценки условий труда при идентификации и последующей оценке на рабочих местах медицинских и иных работников, непосредственно осуществляющих медицинскую деятельность, такого биологического фактора, как возбудитель новой коронавирусной инфекции (COVID-19), класс условий труда на рабочих местах таких работников по биологическому фактору может быть отнесён к классу условий труда 3.3. А это вредные условия труда, при которых совместительство запрещено.
Итак, это класс (подкласс) условий труда - 3.3, при котором работникам полагается дополнительно:
• Сокращенная рабочая неделя (не более 36 часов), ст. 92 ТК РФ.
• Дополнительный отпуск (не менее 7 дней), ст. 117 ТК РФ.
• Повышение оплаты труда в размере не менее 4% от оклада (тарифной ставки), ст. 147 ТК РФ.
Эти требования на практике реализуются далеко не всегда.
Еще один нюанс: компенсационные выплаты производятся пропорционально окладам. А они сильно варьируют по субъектам и даже соседним учреждениям.
2 Приказ Минздрава России и Минтруда России от 26 июля 2022 года № 506/429 «Об утверждении Методических рекомендаций по порядку применения постановления Правительства Российской Федерации от 15 июля 2022 г. № 1268 «О порядке предоставления компенсационной выплаты отдельным категориям лиц, подвергающихся риску заражения новой коронавирусной инфекцией».
3 Приказ Минтруда от 24 января 2014 г. № 33н «Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению» (Приложение № 9. Отнесение условий труда к классу (подклассу) условий труда при воздействии биологического фактора).
4 Ныне действует Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 г. № 4 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 3. 3686-21 «Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней».
5 Письмо Роспотребнадзора 06.03.2020 г. № 02/3739-2020-32.
6 Письмо Минтруда России от 13.07.2020 № 15-1/ООГ-1996.
Менеджер
здравоохранения /
Мападег № В
2с1гт\/оосЬгвпвп'1в 2022
В целом, анализ практики реализации субъектами Российской Федерации своих полномочий показывает существенные межрегиональные различия условий оплаты труда, включая размеры окладов по одинаковым должностям в разных регионах даже без учета региональных коэффициентов. Так, проведенный нами анализ по данным за 1 квартал 2022 года показал, что дифференциация размеров окладов между субъектами РФ достигает 8 раз. Среди врачей размер окладов варьирует от 7 196 рублей в Республике Алтай до 56 556 рублей в г. Санкт-Петербурге, среди среднего медицинского персонала - от 4840 рублей в Забайкальском крае до 37 599 рублей в г. Санкт-Петербурге. Особо отметим, что речь идет именно об окладах, а не об общем размере заработной платы.
Согласно анализу региональной нормативной правовой базы в ряде регионов нормативные правовые акты, регулирующие системы оплаты труда, носят рекомендательный характер. Например, в 36 субъектах Российской Федерации приняты примерные положения по оплате труда медицинских работников. В итоге размер компенсационных выплат варьирует в очень широких размерах со всеми вытекающими отсюда последствиями. Специальные же социальные выплаты имели единую основу.
Безусловно, введение новой системы оплаты труда сняло бы эту проблему, поскольку предполагает унификацию окладов в рамках субъектов РФ.
Выплаты за стаж
Выплаты за стаж непрерывной работы в государственных (муниципальных) учреждениях здравоохранения (за выслугу лет и аналогичные выплаты стимулирующего характера) широко используются в региональных системах оплаты труда.
В рамках готовящейся новой системы оплаты труда стажевые выплаты не предусмотрены. Логика этого в целом понятна: эти выплаты никак не связаны с результатами труда, и с этой точки зрения ничего не стимулируют. Кроме того, выплаты за квалификационную категорию косвенно учитывают стаж медицинского работника.
Целью введения выплаты за стаж непрерывной работы в государственных учреждениях здравоохранения было стимулирование работы в этих учреждениях для предупреждения перехода в массово появляющиеся частные медицинские организации. В настоящее же время сложилась совсем другая ситуация. Многие медицинские работники перешли на работу в частные клиники или начали
свою карьеру в них. Экономические и иные причины зачастую вынуждают их рассматривать возможность возвращения в государственные (муниципальные) учреждения. Но отсутствие стажа работы в учреждениях общественного сектора приводит к тому, что их зарплата сильно уступает зарплате своих коллег - сверстников. В этих случаях стаже-вые выступают скорее антистимулом для работы в государственном секторе.
Кроме того, в системах оплаты труда многих субъектов РФ стажевые выплаты уже давно отсутствуют.
Но есть еще одна важная причина предполагаемого отказа от стажевых в рамках НСОТ: ожидаемое значительное повышение окладов неизбежно приведетк росту компенсирующих и гарантированных стимулирующих выплат, что, в свою очередь, уменьшит возможности стимулирования работников за результаты труда в рамках эффективного контракта. И с этой точки зрения отказ от стаже-вых также можно признать обоснованным.
Право автономных и бюджетных учреждений самостоятельно устанавливать порядок оплаты труда работников, оказывающих платные услуги
Проектом новой системы оплаты труда предусмотрено: «В учреждениях могут устанавливаться дополнительные выплаты стимулирующего характера, осуществляемые за счет средств от приносящей доход деятельности и вводимые федеральными государственными учреждениями здравоохранения по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции и полномочия их учредителя, государственными учреждениями здравоохранения Субъектов Российской Федерации и муниципальными учреждениями здравоохранения по согласованию с исполнительным органом государственной власти субъекта РФ в сфере охраны здоровья».
При этом необходимо отметить, что в вопросах, касающихся прав автономных и бюджетных учреждений самостоятельно устанавливать порядок оплаты труда работников, оказывающих платные услуги, сложилась правовая коллизия, связанная с положениями Гражданского и Трудового кодексом.
Так, части 2 и 3 статьи 298 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливают, что доходы, полученные от приносящей доход деятельности, и приобретенное за счет этих доходов
№ В Мападег
2022 2с1гв^/оос1-1гвпеп1а
/Менеджер
здравоохранения
имущество поступают в самостоятельное распоряжение соответственно автономного и бюджетного учреждений. Это логически означает, что данные типы учреждений вправе самостоятельно распоряжаться этими доходами, в том числе, и в части заработной платы.
В то же время, статья 144 Трудового кодекса определяет, что системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и т.д. С одной стороны, исключений в отношении оплаты труда работников за счет платных услуг нет. С другой стороны, Гражданский кодекс и есть один из таких законов, определяющих полномочия автономных и бюджетных учреждений.
Отсутствие четкой правовой трактовки данной ситуации приводит к конфликтным ситуациям и способно стать препятствием для развития платных медицинских услуг.
Возможность использования сдельных систем оплаты труда
Необходимость более эффективной мотивации работников и развитие платных медицинских услуг неизбежно ставят вопрос о целесообразности более широкого применения стимулирующих систем оплаты труда, включая сдельные.
Пункт 7.6. «Положения об оплате труда работников здравоохранения Российской Федерации», утвержденный приказом Минздрава России от 15 октября 1999 г. № 3777 определял: «Установление систем оплаты труда, в том числе сдельной, и форм материального поощрения, утверждение положений о премировании и выплате вознаграждения по итогам работы за год производится администрацией учреждений по согласованию с выборным профсоюзным органом. Сдельная оплата труда может вводиться в пределах фонда заработной платы работников, для которых она применяется».
Это был последний приказ Минздрава России по вопросам оплаты труда, действовавший на всей территории страны. Изменение трудового законодательства привело к тому, что теперь в соответствии со статьей 144 Трудового кодекса каждое министерство (ведомство), субъект РФ
7 Приказ Минздрава России от 15 октября 1999 г. № 377 «Об утверждении положения об оплате труда работников здравоохранения».
и муниципальное образование вправе устанавливать свои системы оплаты труда.
В настоящее время сложилась ситуация, когда примерно только в половине субъектов Российской Федерации в нормативных правовых актах, посвященных оплате труда работников здравоохранения в той или иной форме упоминаются сдельные системы оплаты труда. Закономерно возникает вопрос о правомерности их использования учреждениями здравоохранения других субъектов Российской Федерации.
Парадокс ситуации заключается в том, что в соответствии со статьей 285 Трудового кодекса «оплата труда лиц, работающих по совместительству, производится пропорционально отработанному времени, в зависимости от выработки либо на других условиях, определенных трудовым договором. При установлении лицам, работающим по совместительству с повременной оплатой труда, нормированных заданий оплата труда производится по конечным результатам за фактически выполненный объем работ».
Таким образом, в отношении совместителей Трудовой кодекс четко устанавливает право работодателя устанавливать сдельные системы оплаты труда, а в отношении основных работников - нет.
Эта проблема в значительной степени потеряет свою актуальность, если законодательно будет четко закреплено право автономных и бюджетных учреждений самостоятельно устанавливать системы оплаты труда для работников, оказывающих платные услуги - они смогут вводить в том числе сдельные системы оплаты труда.
Порядок осуществления выплат стимулирующего характера участковым специалистам
С 2006 года участковые специалисты (врачи-терапевты участковые, врачи-педиатры участковые, врачи общей практики (семейные врачи), медицинские сестры участковые врачей-терапевтов участковых, медицинские сестры участковые врачей-педиатров участковых, медицинские сестры врачей общей практики (семейных врачей)) получают специально установленные для них стимулирующие выплаты. Изначально их платили из средств федерального бюджета, так как действовал порядок, утвержденный постановлениями Правительства от 30.12.2005 № 851 и от 29.12.2009 № 1110. Сейчас (начиная с 2013 года) выплаты осуществляются
Менеджер
здравоохранения /
Мападег № В
2с1гв\/оосЬгвпвп'1в 2022
за счет средств обязательного медицинского страхования (ОМС)8.
Теперь каждый регион порядок и размер выплат работникам участковой службы устанавливает самостоятельно (ст. 144 ТК), причем многие из них повысили размер выплат по сравнению с первоначальным (10 тыс.руб. для врачей и 5 тыс.руб. для медсестер). С одной стороны, это логично: субъекты РФ в соответствии со статьей 144 ТК РФ имеют на это право.
С другой стороны, выплаты осуществляются за счет средств ОМС, а это федеральные средства. Региональные выплаты, а также выплаты, превышающие уровень, предусмотренный базовой программой ОМС должны финансово обеспечиваться за счет средств бюджетов самих субъектов Российской Федерации. Так, в Севастополе действует Постановление от 13.12.2018 № 873-ПП9, которое определяет порядок региональных выплат участковым специалистам.
Но уровень выплат 10 тыс.руб. и 5 тыс.руб. никакими федеральными нормативными правовыми актами не зафиксирован, соответственно, невозможно определить, превышены ли расходы на эти цели, предусмотренные базовой программой ОМС или нет. Такая ситуация становится основанием для конфликтов при осуществлении этих выплат в рамках системы ОМС.
Другой аспект проблемы, связанный с данными выплатами, заключается в следующем. В настоящее время отсутствуют федеральные нормативные правовые акты, определяющие, являются ли выплаты работникам участковой службе гарантированными или должны определяться результатами труда.
При этом общие рекомендации по оплате труда участковых специалистов содержатся в «Единых рекомендациях по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2022 год» (утв. решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 23.12.2021,
8 Информационное письмо Минздрава России от 8 мая 2013 г. № 11-12/10/1-2141; письмо Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 15.03.2013 № 2361/26-и.
9 Постановление Правительства Севастополя от 13.12.2018 № 873-ПП «Об утверждении Порядка предоставления региональных доплат участковым врачам-терапевтам, участковым врачам-педиатрам, врачам общей практики (семейным врачам), врачам выездных бригад скорой медицинской помощи, фельдшерам скорой медицинской помощи, медицинским сестрам выездных бригад скорой медицинской помощи и участковым медицинским сестрам».
протокол № 11). В Единых рекомендациях говорится, что осуществление денежных выплат стимулирующего характера врачам-терапевтам участковым, врачам-педиатрам участковым, врачам общей практики (семейным врачам), медицинским сестрам участковым врачей-терапевтов участковых, врачей-педиатров участковых и медицинским сестрам врачей общей практики (семейных врачей) за оказанную медицинскую помощь в амбулаторных условиях производится за счет средств обязательного медицинского страхования, учитываемых в части расходов на заработную плату в тарифах на оплату медицинской помощи, формируемых в соответствии с принятыми в территориальной программе обязательного медицинского страхования способами оплаты медицинской помощи. Рекомендуется размеры указанных выплат устанавливать нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления не ниже ранее установленных в рамках национального проекта «Здоровье» и программ модернизации здравоохранения (с учетом показателей и критериев эффективности деятельности, разработанных для данных категорий специалистов).
В рамках планируемой новой системы оплаты труда рассматриваемые выплаты отнесены к выплатам стимулирующего характера и должны устанавливаться в размере 30% от должностного оклада, то есть не зависеть от результатов труда. Однако для них (как и для всех остальных работников) предусмотрена еще одна категория стимулирующих выплат: «вознаграждение по итогам работы по показателям и критериям», то есть, фактически в рамках эффективного контракта. В соответствии с проектом НСОТ установлен максимальный размер этих выплат для участковой службы в размере до 20% от оклада.
С одной стороны, обозначена четкая позиция по этому вопросу. Но, с другой стороны, установление верхней границы выплат противоречит норме статьи 132 ТК РФ о том, что заработная плата максимальными размерами не ограничена. Кроме формальной стороны есть еще и практическая: эти 20% от оклада с учетом других составляющих заработной платы будут реально представлять собой приблизительно только 10% от общей суммы заработной платы и не смогут стимулировать работника увеличивать объем работы на величину, превышающую 10%, поскольку работа сверх этой величины фактически не будет оплачиваться. В условиях существующих кадровых
№ В Мападег
2022 2с1гв^/оос1-1гвпеп1а
/Менеджер
здравоохранения
проблем в первичном звене здравоохранения это положение можно рассматривать как требующее дополнительной проработки.
Заключение
Мы рассмотрели только ряд актуальных вопросов оплаты труда, которые возникают или будут возникать в дальнейшем перед органами государственной (муниципальной) власти и подведомственными им медицинскими организациями.
Но и обозначенный круг вопросов демонстрирует наличие целого ряда правовых коллизий,
спорных точек зрения по ряду ключевых вопросов оплаты труда.
Все это свидетельствует о необходимости более четкого методологического обоснования подходов к оплате труда в связи с перераспределением ряда полномочий в вопросах оплаты труда, формированием новых экономических условий и т.д.
Это позволит более четко сформулировать многие положения новой системы оплаты труда и избежать целого ряда проблем в текущей деятельности государственных (муниципальных) учреждений здравоохранения.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1. Кадыров Ф.Н., Ендовицкая Ю.В., Панов А.В., Чилилов А.М. Стимулирующие выплаты медицинским работникам, занятым лечением коронавируса // Менеджер здравоохранения,
2020. - № 4. - C. 70-77.
2. Кадыров Ф.Н, Чилилов А.М. Система информационного обмена в целях осуществления специальных социальных выплат медицинским работникам, связанным с лечением коронави-русной инфекции COVID-19 // Врач и информационные технологии, 2020. - № 5. - С. 86-90.
3. Кадыров Ф.Н. Изменения в порядке осуществления стимулирующих выплатах медицинским работникам за работу с коронавирусом // Менеджер здравоохранения, 2020. - № 6. -C. 79-80.
4. Кадыров Ф.Н. Вопросы, связанные с заменой выплат стимулирующего характера за работу с коронавирусной инфекцией COVID-19 на специальные социальные выплаты // Менеджер здравоохранения, 2020. - № 10. - C. 70-77.
5. Чилилов А.М, Кадыров Ф.Н, Обухова О.В. Вопросы оплаты труда в здравоохранении в период цифровой трансформации предоставления медицинских услуг // Вестник Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова, 2022. - Т. 19. - № 2 (122). - С. 6-20. DOI: http://dx.doi.org/10.21686/2413-2829-2022-2-136-148.
6. Чилилов А.М. Дистанционные формы труда в здравоохранении на основе цифровых технологий / А.М. Чилилов. - Москва: Акционерное общество "Издательство "Экономика",
2021. - 168 с.
7. Кадыров Ф.Н, Чилилов А.М. Вопросы, связанные с изменением порядка предоставления государственных гарантий сотрудникам медицинских организаций, работающих с COVID-19 // Менеджер здравоохранения, 2022. - № 7. - C. 87-89.
8. Меры государственной поддержки лиц, связанных с лечением коронавирусной инфекции COVID-19. Аналитический доклад / В.И. Стародубов, Ф.Н. Кадыров, О.В. Обухова, И.Н. Базарова, Ю.В. Ендовицкая, А.М. Чилилов; Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения Министерства здравоохранения Российской Федерации; под общ. ред. академика РАН В.И. Стародубова, Москва: Экономика, 2020. - 112 с.
9. Starodubov V, Kadyrov F, Chililov A. COVID-19 treatment in the Russian Federation: state support of medical workers treating COVID-19 in the Russian Federation and quality management with industrial and manufacturing engineering // International Journal for Quality Research, 16(1), 3-18, 2022, DOI: 10.24874/IJQR16.01-01 www.ijqr.net/archive.php?v=16&n=1&y=2022
10. Стародубов В.И., Кадыров Ф.Н, Обухова О.В, Базарова И.Н., Ендовицкая Ю.В. Оценка государственной политики в отношении отдельных вопросов функционирования здравоохранения в период распространения коронавируса COVID-19 // Менеджер здравоохранения, 2020. - № 6. - C. 71-78.
11. Чилилов А.М., Кадыров Ф.Н. Вопросы, связанные с заменой специальных социальных выплат за работу с covid 19 на компенсационные выплаты // Менеджер здравоохранения,
2022. - № 7. - C. 81-86.
Менеджер
здравоохранения /
Manager № В
ZdrevoochrBnenÍB 2022
ORIGINAL PAPER
ABOUT SOME METHODOLOGICAL ISSUES OF REMUNERATION OF MEDICAL WORKERS
F.N. Kadyrova , O.V.Obukhovab, Yu.V. Endovitskaya c, A.M. Chililov d
a, b, c Federal Research Institute for Health Organization and Informatics of Ministry of Health of the Russian Federation, Moscow, Russia;
a North-Western State Medical University I. I . Mechnikov, St.-Petersburg, Russia; d National Medical Research Center of Surgery named after Vishnevsky, Moscow, Russia
H Corresponding author: Kadyrov F.N.
ABSTRACT
The article discusses a number of methodological issues of remuneration that arose against the background of the suspension of special social payments for work with COVID-19 and their replacement with compensation payments, as well as the postponement of pilot projects that were to be implemented in order to prepare for the introduction of a new system of remuneration for medical workers.
Keywords: remuneration, coronavirus infection, COVID-19, incentive payments, compensation payments, special social benefits.
For citation: Kadyrov F.N., Obukhova O.V., Endovitskaya Yu.V., Chililov A.M. About some methodological issues of remuneration of medical workers // Manager Zdravoohranenia. 2022; 8: 77-84. DOI: 10.21045/1811-0185-2022-8-77-84.
REFERENCES
Q
С
1. Kadyrov F.N., Endovitskaya Yu.V., Panov A.V., Chililov A.M. Incentive payments to medical workers engaged in the treatment of coronavirus // Manager zdravoochranenia, 2020. - No. 4. - C. 70-77.
2. Kadyrov F.N, Chililov A.M. Information exchange system for the implementation of special social payments to medical workers associated with the treatment of coronavirus infection COVID-19 // Vrach i informacionnye tehnologii, 2020. - No. 5. - P. 86-90.
3. Kadyrov F.N. Changes in the procedure for implementing incentive payments to medical workers for working with coronavirus // Manager zdravoochranenia, 2020. - No. 6. - C. 79-80.
4. Kadyrov F.N. Issues related to the replacement of incentive payments for work with COVID-19 coronavirus infection with special social benefits // Manager zdravoochranenia, 2020. - No. 10. - C. 70-77.
5. Chililov A.M., Kadyrov F.N., Obuhova O.V. Labour Remuneration in Public Health System in Time of Digital Transformation of Medical Services. Vestnik of the Plekhanov Russian University of Economics. 2022;(2):136-148. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/2413-2829-2022-2-136-148.
6. Chililov A.M. Remote forms of labor in healthcare based on digital technologies / A.M. Chililov. - Moscow: Joint-Stock Company "Publishing House "Economics", 2021. - 168 p.
7. Kadyrov F.N., Chililov A.M. Issues related to changing the procedure for providing state guarantees to employees of medical organizations working with COVID-19 // Manager zdravoochranenia, 2022. - No. 7. -C. 87-89.
8. Measures of state support for persons associated with the treatment of coronavirus infection COVID-19. Analytical report / V.I. Starodubov, F.N. Kadyrov, O.V. Obukhova, I.N. Bazarova, Yu.V. Endovitskaya, A.M. Chililov; Central Research Institute of Organization and Informatization of Healthcare of the Ministry of Health of the Russian Federation; under the general ed. Academician of the Russian Academy of Sciences V. I. Starodubova, Moscow: Economics, 2020. - 112 p.
9. Starodubov V, Kadyrov F, Chililov A. COVID-19 treatment in the Russian Federation: state support of medical workers treating COVID-19 in the Russian Federation and quality management with industrial and manufacturing engineering // International Journal for Quality Research, 16(1), 3-18, 2022, DOI: 10.24874/IJQR16.01-01 www.ijqr.net/archive.php?v=16&n=1&y=2022.
10. Starodubov V.I, Kadyrov F.N, Obukhova O.V, Bazarova I.N, Endovitskaya Yu.V. Assessment of state policy regarding certain issues of health care functioning during the spread of the COVID-19 coronavirus // Manager zdravoochranenia, 2020. - No. 6. - C. 71-78.
11. Chililov A.M., Kadyrov F.N. Issues related to the replacement of special social payments for work with COVID-19 with compensation payments // Manager Zdravoohranenia. 2022; 7: 81-86. DOI: 10.21045/1811-0185-20227-81-86.
•КС
№ В Manager
2022 Zdravoochranenia
/Менеджер
здравоохранения
Здравоохранение-2022
МИНЗДРАВ ПОДГОТОВИЛ НОВЫЕ ПРАВИЛА АККРЕДИТАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ
Минздрав обновит порядок и условия проведения аккредитации медицинских и фармацевтических специалистов. В новом положении значительно упрощены механизмы подачи документов для прохождения всех типов аккредитаций, в том числе благодаря широкому внедрению цифровых технологий.
Минздрав разработал и 16 августа направил на согласование в Национальную медицинскую палату (НМП) проект нового положения об аккредитации специалистов, в котором «учтены предложения представителей профессиональных некоммерческих организаций, образовательных организаций и практикующих специалистов».
Важной новеллой является детализация и нормативное закрепление механизма допуска к осуществлению профессиональной деятельности специалистов, получивших медицинское, фармацевтическое или иное образование в иностранных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
«Кроме того, в новом положении значительно упрощены механизмы подачи документов для прохождения всех типов аккредитации, в том числе благодаря широкому внедрению цифровых технологий. Данные меры повысят комфортность прохождения аккредитации, а также снизят нагрузку на секретарей аккре-дитационных комиссий, подкомиссий и федеральные аккредитационные центры», - уточняется в письме.
Сейчас процедуру аккредитации регулирует ведомственный приказ № 1081н от 22.11.2022. Срок его действия истекает 1 марта 2023 года. В проекте обновленного положения уточняется, что он вступит в силу с 1 января 2023 года и будет действовать до 1 января 2029 года.
Источник: https://medvestnik.ru/content/news/
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ / ABOUT THE AUTHORS
Фарит Накипович Кадыров - советник директора ФГБУ «ЦНИИОИЗ» Mинздрава России, профессор ФГБОУ ВО C3rMy им. И.И. /Мечникова, г. Санкт-Петербург, Россия.
Kadyrov F.N. - Advisor to the Director of the Federal Research Institute for Health Organization and Informatics of Ministry of
Health of the Russian Federation, St.-Petersburg, Russia.
E-mail: [email protected], https://orcid.org/0000-0003-4327-4418
Обухова Ольга Валерьевна - заместитель директора по экономике здравоохранения ФГБУ ЦНИИОИЗ (Минздрава России, г. ЬАосква, Россия.
Olga V. Obukhova - Deputy to the Director of theFederal Research Institute for Health Organization and Informatics of Ministry
of Health of the Russian Federation, Moscow, Russia.
E-mail: [email protected], https://orcid.org/0000-0002-2745-8383
Ендовицкая Юлия Владимировна - начальник отдела управления кадровым обеспечением здравоохранения ФГБУ ЦНИИОИЗ Mинздрава России, г. А4осква, Россия.
Yulia V. Endovitskaya - Head of the Department of Human Resources Management of Healthcare of the FRIHOI of the Ministry
of Health of the Russian Federation, Moscow, Russia.
E-mail: [email protected], https://orcid.org/0000-0001 -6780-9355
Абдула Магомедович Чилилов - научный сотрудник HMИЦ хирургии им. A.B. Вишневского Mинздрава России, г. M1осква, Россия.
Abdula M. Chililov - Senior Researcher of the A. V. Vishnevsky National Medical Research Center of Surgery, Moscow, Russia. E-mail: [email protected], https://orcid.org/0000-0001-9638-7833
Менеджер
здравоохранения /
Manager № З
ZdrevoochrBnenÍB 2022