Научная статья на тему 'О НЕКОТОРЫХ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ПОДХОДАХ К ОЦЕНКЕ УРОВНЯ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ'

О НЕКОТОРЫХ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ПОДХОДАХ К ОЦЕНКЕ УРОВНЯ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
53
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОПЛАТА ТРУДА / СТАТИСТИКА / КОРОНАВИРУСНАЯ ИНФЕКЦИЯ / COVID-19 / СТИМУЛИРУЮЩИЕ ВЫПЛАТЫ / КОМПЕНСАЦИОННЫЕ ВЫПЛАТЫ / СПЕЦИАЛЬНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ВЫПЛАТЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кадыров Ф.Н., Обухова О.В., Ендовицкая Ю.В., Чилилов А.М.

В статье рассматриваются методологические вопросы оценки уровня заработной платы медицинских работников органами официальной статистики (Росстатом) и в рамках проводимых опросов самих медицинских работников. Показаны основные методологические различия в методиках расчетов показателей, характеризующих заработную плату, используемых статистическими органами и организаторами опросов. Отмечены основные причины, приводящие к расхождению результатов подобных оценок. Среди них, в первую очередь, необходимо назвать разные подходы к учету налога на доходы физических лиц, ограничения в выборке и т. д. Кроме того, официальная статистика учитывает не только заработную плату, но и некоторые другие расходы в пользу работников. При этом используется понятие «среднесписочная численность», которое не учитывается в рамках проводимых опросов. В то же время, заработная плата медицинских работников в целях оценки достижения целевых показателей, установленных майскими Указами президента, должна соотноситься не со средней заработной платой по субъекту Российской Федерации, а со среднемесячным доходом от трудовой деятельности. Подобные методологические различия создают объективную основу для расхождения результатов опросов с официальными статистическими данными и должны учитываться при интерпретации полученных данных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кадыров Ф.Н., Обухова О.В., Ендовицкая Ю.В., Чилилов А.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT SOME METHODOLOGICAL APPROACHES TO THE ASSESSMENT OF THE SALARY LEVEL OF MEDICAL WORKERS

The article deals with methodological issues of assessing the level of salaries of medical workers by official statistics bodies (Rosstat)and within the framework of surveys of medical workers themselves.The main methodological differences are shown in the methods of calculating the indicators characterizing wages used by statistical authorities and survey organizers. The main reasons leading to the discrepancy between the results of such assessments are shown. Among them, first of all, it is necessary to name different approaches to accounting for personal income tax, restrictions in the sample, etc.In addition, official statistics take into account not only wages, but also some other expenses in favor of employees. At the same time, the concept of "average number" is used, which is not taken into account in the framework of the conducted surveys.At the same time, the salaries of medical workers in order to assess the achievement of the targets set by the May Presidential Decrees should be correlated not with the average salary for the subject of the Russian Federation, but with the average monthly income from work.Such methodological differences create an objective basis for the discrepancy between the survey results and official statistical data and should be taken into account when interpreting the data obtained.

Текст научной работы на тему «О НЕКОТОРЫХ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ПОДХОДАХ К ОЦЕНКЕ УРОВНЯ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ»

От редакции:

Периодически проводимые различными организациями опросы медицинских работников по поводу уровня оплаты их труда нередко становятся причиной для обвинений Росстата в публикации недостоверных (завышенных) данных. Насколько корректны результаты самих опросов, и почему возникают существенные различия между официальными статистическими данными и результатами опросов, разбирают эксперты в нашей традиционной рубрике.

Шеф-редактор Н.Г. Куракова

ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ

ОС1: 10.21045/1811-0185-2022-9-80-87

УДК: 614.2

О НЕКОТОРЫХ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ПОДХОДАХ К ОЦЕНКЕ УРОВНЯ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ

О.В. Обуховаь, Ю.В. Ендовицкая1,

Ф.Н. Кадыров0 А.М. Чилилова

а, ь, c ФГБУ «ЦНИИОИЗ» Минздрава России, г. Москва, Россия; a ФГБОУ ВО СЗГМУ им. И.И. Мечникова, г. Санкт-Петербург, Россия; d НМИЦ хирургии им. А.В. Вишневского Минздрава России, г. Москва, Россия.

a ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4327-4418; s ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2745-8383; c ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6780-9355; d ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9638-7833

И Автор для корреспонденции: Кадыров Ф.Н.

АННОТАЦИЯ

В статье рассматриваются методологические вопросы оценки уровня заработной платы медицинских работников органами официальной статистики (Росстатом) и в рамках проводимых опросов самих медицинских работников.

Показаны основные методологические различия в методиках расчетов показателей, характеризующих заработную плату, используемых статистическими органами и организаторами опросов. Отмечены основные причины, приводящие к расхождению результатов подобных оценок. Среди них, в первую очередь, необходимо назвать разные подходы к учету налога на доходы физических лиц, ограничения в выборке и т.д.

Кроме того, официальная статистика учитывает не только заработную плату, но и некоторые другие расходы в пользу работников. При этом используется понятие «среднесписочная численность», которое не учитывается в рамках проводимых опросов.

В то же время, заработная плата медицинских работников в целях оценки достижения целевых показателей, установленных майскими Указами президента, должна соотноситься не со средней заработной платой по субъекту Российской Федерации, а со среднемесячным доходом от трудовой деятельности.

Подобные методологические различия создают объективную основу для расхождения результатов опросов с официальными статистическими данными и должны учитываться при интерпретации полученных данных.

Ключевые слова: оплата труда, статистика, коронавирусная инфекция, COVID-19, стимулирующие выплаты, компенсационные выплаты, специальные социальные выплаты.

Для цитирования: Кадыров Ф.Н, Обухова О.В., Ендовицкая Ю.В, Чилилов А.М. О некоторых методологических подходах к оценке уровня заработной платы медицинских работников // Менеджер здравоохранения. 2022; 9: 80—87. DOI: 10.21045/1811-0185-2022-9-80-87.

© Кадыров Ф.Н, Обухова О.В, Ендовицкая Ю.В, Чилилов А.М., 2022 г.

Менеджер / Manager № 9

здравоохранения / Zdrevoochrenenie 2022

Введение

аработная плата медицинских работников является одной из наиболее обсуждаемых тем в медицинском сообществе. Замена специальных социальных выплат на компенсационные выплаты в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2022 № 1268 «О порядке предоставления компенсационной выплаты отдельным категориям лиц, подвергающихся риску заражения новой коронавирусной инфекцией» (далее - Постановление № 1268), перенесение сроков начала реализации пилотных проектов, предусмотренных Постановлением Правительства Российской Фе -дерации от 1 июня 2021 г. № 847 «О реализации пилотного проекта в целях утверждения требований к системам оплаты труда медицинских работников государственных и муниципальных учреждений здравоохранения» (далее - Постановление № 847) на 2025 год1, индексация заработной платы работников федеральных учреждений с 1 октября 2022 года, вновь привлекли внимание к этой теме.

Это проявилось, в частности, в целом ряде публикаций [1, 2, 3], а также в различных опросах медицинских работников об уровне их заработной платы, о степени удовлетворенности заработной платой и т.д.

Нередко по результатам подобных опросов, проводимых различными общественными организациями, делаются выводы о якобы имеющем место расхождении реальной картины по заработной плате с официальными статистическими данными.

Не подвергая сомнению результаты опросов, тем не менее, представляется целесообразным оценить, насколько они могут служить основанием для подобных заключений.

Опросы медицинских работников по поводу уровня их заработной платы

Проведенный в 2021 году сервисом «Работа. ру» опрос показал, что россияне считают зарплату врачей необоснованно низкой. Опрос среди зарегистрированных пользователей портала показал, что доля высокооплачиваемых специалистов с доходом свыше 100 000 рублей в месяц составляет всего 8%. Наибольшая часть

врачей (38,8%) зарабатывает в интервале от 30 000 до 50 000 рублей. При этом половина всех опрошенных специалистов (52,3%) зарабатывает до 50 000 рублей в месяц. И только доход каждого тринадцатого врача (7,6%) превышает 100 000 рублей в месяц 2.

Ранее Общероссийский Народный фронт провел независимый опрос медицинских работников об уровне их заработной платы. 86% врачей-специалистов сообщили, что их зарплаты значительно меньше официально заявленных Росстатом3.

Совсем недавно, в октябре 2022 года были озвучены результаты опроса Всероссийского союза пациентов (ВСП). ВСП провел опрос среди 1,5 тысячи терапевтов и врачей-хирургов из 58 регионов и выяснил, что порядка 40% из них получают «на руки» менее 40 тысяч рублей в месяц. Средняя зарплата респондентов оказалась на уровне 51,9 тысячи рублей, что, по оценкам ВСП, отличается от статистических отчетов4.

Действительно, данные опроса Всероссийского союза пациентов существенно отличаются от показателей официальной статистической отчетности. Попытаемся разобраться в причинах и, воспользовавшись ситуацией, рассмотреть некоторые методические подходы к оценке уровня заработной платы медицинских работников.

На результаты опроса может повлиять ограниченность выборки (представлены только 1,5 тыс. врачей из 58 регионов). Однако вряд ли это стало причиной столь серьезных озвученных ВСП отличий (если только сознательно не были исключены регионы с максимальным уровнем заработной платы).

Далее. Всероссийский союз пациентов ссылается на уровень заработной платы работников в системе ОМС, который по данным Федерального фонда ОМС (ФОМС) за 1 полугодие 2022 года составляет 96,1 тыс. руб.5

с

«КС

1 Постановление Правительства РФ от 05.07.2022 № 1205 «О приостановлении действия постановления Правительства Российской Федерации от 1 июня 2021 г. № 847»

2 https://mirvracha.ru/news/zarplata_rossiyskogo_vracha__

оргата-20-08-202^сМ=Ш^8Ь948422126

3 https://medrussia.org/16166-vrachey-okazalas-nizhe/?ysclid=l9hg-8|х94г240648001

4 https://vspru.rU/association/rukovodstvo-vsp/vlasov/2022/1 0/ 1 31 02022-ian-vlasov-bolee-30-vrachey-rabotaiut-na-dve-stavki-i-bolee-mnog¡e-stalk¡va¡uts¡a-s-profess¡onalnym-vygoran¡em; https:// vademec.ru/news/2022/! 0/1 3/vsp-37-8-terapevtov-¡-kh¡rurgov-v-gossektore-poluchayut-menee-40-tysyach-rubley/

5 https://www.ffoms.gov.ru/news/ffoms/foms-podvel-itogi-monitor-¡nga-sredney-zarabotnoy-platy-rabotn¡kov-med¡ts¡nsk¡kh-organ¡zat-s¡y-v-sfere/

№9 Мападег

2022 2с1гв^/оос1-1гвпеп1а

/Менеджер

здравоохранения

Однако данные ФОМС характеризуют не всю зарплату по отрасли. Росстат учитывает зарплату медицинских работников, сформированную за счет всех источников финансирования, в том числе по медработникам, не участвующим в ОМС. По данным Росстата заработная плата врачей за 1 полугодие 2022 года составила более 95 тыс. руб. То есть, различия за счет учета этого фактора уже несколько снижаются. Правда, поскольку опрос проводился только среди врачей терапевтических и хирургических специальностей, которые преимущественно работают в системе ОМС, от этого фактора в данном конкретном случае можно абстрагироваться, но с методологической точки зрения его нельзя отбрасывать совсем.

Но наибольшее влияние на результаты опроса оказали два следующие вполне очевидные методологические различия при оценке уровня заработной платы. Во-первых, это выборка учреждений. По данным ВСП в опросе не участвовали медицинские работники федеральных медицинских организаций. А это весьма значимый фактор в оценке уровня заработной платы. По данным Росстата заработная плата врачей в федеральных учреждениях составляет 109,1 тыс.руб., а региональных - только 89,6 тыс.руб., то есть ниже почти на 20 тыс.руб. Соответственно, исключение из опроса работников федеральных учреждений заведомо занижает уровень заработной платы по результатам опросов по сравнению со статистическими данными.

Во-вторых, Росстат считает заработную плату до вычета налога на доходы физических лиц (НДФЛ), а в ходе опроса оценивалось, сколько врачи получают на руки, то есть уже после уплаты НДФЛ. Поэтому уже по этой причине расхождение в данных неизбежно - данные опросов будут заниженными.

Конечно, указанные выше особенности опросов создают серьезные предпосылки для расхождения с данными официального статистического учета заработной платы медицинских работников.

Наконец, нужно учитывать и субъективный фактор. При подобных опросах работники нередко стремятся занизить реальный уровень заработной платы или делают это не умышленно, указывая заработную плату лишь на ставку (без учета совместительства, совмещений, зарплаты, начисленной за оказание платных медицинских услуг и т.д.).

Официальная статистическая отчетность по заработной плате медицинских работников

Учет уровня заработной платы медицинских работников в целях оценки выполнения майских Указов Президента производится в соответствии со статистической формой ЗП-здрав - Приложение № 9. «Сведения о численности и оплате труда работников сферы здравоохранения по категориям персонала (Форма N ЗП-здрав (квартальная), код формы по ОКУД 0606045)» к Приказу Росстата от 30.07.2021 № 457 «Об утверждении форм федерального статистического наблюдения для организации федерального статистического наблюдения за численностью, условиями и оплатой труда работников, потребностью организаций в работниках по профессиональным группам, составом кадров государственной гражданской и муниципальной службы».

Методика расчета заработной платы имеет целый ряд нюансов, среди которых можно отметить следующие:

- Учитывается среднесписочная численность работников в соответствии с приказом Росстата от 27 ноября 2019 г. № 711 «Об утверждении Указаний по заполнению форм федерального статистического наблюдения № П-1 «Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг», № П-2 «Сведения об инвестициях в нефинансовые активы», № П-3 «Сведения о финансовом состоянии организации», № П-4 «Сведения о численности и заработной плате работников», № П-5(м) «Основные сведения о деятельности организации».

- Учитывается средняя численность внешних совместителей (исчисляется пропорционально фактически отработанному времени). Зарплаты в расчете на число участвующих в опросах и в расчете на среднесписочную численность объективно дают разные результаты. Другими словами, даже если бы в опросе участвовали все медицинские работники, и если бы они назвали точные цифры своей заработной платы, результаты опросов все равно не совпали бы с данными Росстата из-за показателя «среднесписочная численность работников» (который при обработке опросов не используется).

- В фонд начисленной заработной платы работников за отчетный период включается вознаграждение за работу по договорам гражданско-правового характера, заключенным работником списочного состава со своей организацией.

Менеджер

здравоохранения /

Мападег №9

2с1гт\/оосЬгвпвп'1в 2022

- Фонд начисленной заработной платы включает все суммы выплат независимо от источников их финансирования, статей смет и предоставленных налоговых льгот, включая оплату труда работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; единовременные поощрения (гранты) работников за счет средств бюджетов; оплату стоимости бесплатно (полностью или частично) предоставленных работникам в соответствии с законодательством Российской Федерации жилых помещений и коммунальных услуг или суммы соответствующего денежного возмещения компенсации; суммы, уплаченные организацией в порядке возмещения расходов работников (не предусмотренные законодательством Российской Федерации) по оплате жилого помещения (квартирной платы, места в общежитии, найма) и коммунальных услуг.

Указанные особенности расчета заработной платы медицинских работников необходимо иметь в виду при сопоставлении с данными опросов.

Расхождения в оценке степени достижения целевых показателей по соотношению заработной платы медицинских работников

Много ошибок допускается и при интерпретации результатов опросов. Так, обычно оплату труда медицинских работников сопоставляют со средней оплатой труда в регионе. Между тем, соотношение заработной платы медицинских работников для оценки достижения целевых показателей определяется в сопоставлении со среднемесячным доходом от трудовой деятельности. А это показатели, достаточно сильно отличающиеся как по методике расчета, так и по уровню.

Следует отметить и то, что организаторы опросов обычно указывают на большую дифференциацию в заработной плате медицинских работников. Но нужно четко понимать, что имеется в виду. Да, дифференциацию в оплате труда работников здравоохранения одноименных должностей различных регионов нужно сокращать. Собственно говоря, на это и нацелена планируемая к введению новая система оплаты труда, предусмотренная Постановлением № 847.

Но в рамках одних и тех же учреждений дифференциация в оплате труда работников, имеющих различные результаты, может и должна увеличиваться. По крайней мере, такую задачу ставило Правительство Российской Федерации при введении эффективного контракта. Неслучайно в основном

документе, посвященном реализации майских Указов Президента, - в Распоряжении № 2190-р6 записано: «При этом сохраняется обусловленная различиями в сложности труда дифференциация в оплате труда работников, занимающих различные должности, относящиеся к одной категории». Там же говорится следующее: «Системы оплаты труда работников учреждений должны обеспечивать:

• дифференциацию оплаты труда работников, выполняющих работы различной сложности;

• установление оплаты труда в зависимости от качества оказываемых государственных (муниципальных) услуг (выполняемых работ) и эффективности деятельности работников по заданным критериям и показателям».

То есть, различия в уровне заработной платы, обусловленные результатами труда являются вполне оправданными.

Нередко как медицинские работники так и организаторы опросов полагают, что заработная плата каждого работника должна быть не ниже уровня, предусмотренного Указами Президента. Но это не так. Ни сами Указы Президента, ни иные нормативные документы не обещают этого [4, 5]. В вышеуказанном Распоряжении № 2190-р говорится также: «Заработная плата конкретного работника зависит от его квалификации, сложности, количества и качества выполняемой работы и может быть как выше, так и ниже целевого значения, установленного указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 и от 1 июня 2012 г. № 761 для соответствующей категории работников».

Одной из причин того, что по результатам опросов зачастую подвергаются сомнению результаты официальных статистических данных, является то, что не только сами медицинские работники, но и организаторы опросов имеют слабое представление о нормативных правовых актах, лежащих в основе государственной политики в отношении заработной платы медицинских работников.

Структура заработной платы

Необходимо обратить внимание и на другие вопросы учета заработной платы.

Например, нередко идет смешение понятий «оклад» и «заработная плата». Так, проведенный

6 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 26.11.2012 № 2190-р «Об утверждении Программы поэтапного совершенство-

вания системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 годы»

С

«КС

№ 9 Мападег

2022 2с1гв^/оос1-1гвпеп1а

/Менеджер

здравоохранения

нами анализ по данным за 1 квартал 2022 года показал, что дифференциация размеров окладов между субъектами РФ (без учета региональных коэффициентов) достигает 8 раз. Среди врачей размер окладов варьирует от 7 196 рублей в Республике Алтай до 56 556 рублей в г. Санкт-Петербурге, среди среднего медицинского персонала - от 4 840 рублей в Забайкальском крае до 37 599 рублей в г. Санкт-Петербурге [3].

Существуют различия и в структуре заработной платы. По данным за 4 квартал 2021 г. разница доли окладов между субъектами достигала 4 раз: от 17,1% в Тверской области до 65,1% в Сахалинской области. При этом в подавляющем количестве субъектов (в 78), доля окладов составляла менее 50%.

Особо отметим, что речь идет именно об окладах, а не об общем размере заработной платы, соотношения которой по регионам совсем другие. Так, Санкт-Петербург далеко не в лидерах по общему уровню заработной платы. По данным Росстата максимальная заработная плата по врачам за этот период была в Ямало-Ненецком автономном округе - 226838,7 руб., а в Санкт-Петербурге только 122295,4 руб., то есть ниже более, чем на 100 тыс. руб.7

Такие различия связаны с целым рядом факторов и, в первую очередь, с тем, что оклады составляют только часть общего размера заработной платы: имеются еще выплаты компенсационного характера и выплаты стимулирующего характера.

Кроме того, приведенные размеры окладов определены в расчете на 1 ставку, а общий уровень зарплаты - на физическое лицо и зависит от объемов выполняемой работы (от количества занимаемых ставок). При этом учитываются еще и выплаты (доплаты) за совмещение профессий (должностей), увеличение объемов работы и т.д.

Серьезные коррективы вносят региональные коэффициенты к заработной плате (районные коэффициенты, коэффициенты за работу в пустынных и безводных местностях, высокогорных районах, процентные надбавки к заработной плате за работу (службу) в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока). Неслучайно мы специально оговаривали, что данные по окладам приводятся с учета региональных коэффициентов.

Необходимо учитывать и особенности формирования окладов (должностных окладов) работников в разных субъектах РФ и даже различных медицинских организациях. Так, выше уже отмечалось, что оклады в 1 квартале были самыми высокими в Санкт-Петербурге. Однако обусловлено это, в первую очередь, особенностью расчета должностных окладов в этом субъекте РФ. Для определения размера должностного оклада специалистов учреждений здравоохранения применяются следующие повышающие коэффициенты к базовому окладу: коэффициент стажа работы, коэффициент специфики работы и коэффициент квалификации. То есть, фактически должностной оклад включает в себя стимулирующие выплаты за стаж, за наличие квалификационной категории. Эти методологические особенности и явились причиной того, что имея самые высокие показатели по размеру должностных окладов, г. Санкт-Петербург оказался далеко не в числе лидеров по уровню заработной платы медицинских работников.

Влияние на статистику заработной платы изменений в выплатах за работу с C□VID-19

Виды и порядок выплат работникам, оказывающим медицинскую помощь пациентам с коро-навирусной инфекцией COVID-19, менялись неоднократно, что нашло отражение в целом ряде публикаций [6, 7, 8, 9, 10].

При этом введение на первом этапе выплат стимулирующего характера в соответствии с Постановлениями № 4158 и 4849 привело к достаточно

7 https://view.officeаpps.live.com/op/view.аspx?src=https%3A%-2F%2Frosstat.gov.ru%2Fstorage%2Fmediabank%2F05-22-06. xlsx&wdOrigin=BROWSELINK

8 Постановление Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 № 415 «Об утверждении Правил предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, на осуществление выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией».

9 Постановление Правительства РФ от 12.04.2020 № 484 «Об утверждении Правил предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования в полном объеме расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении выплат стимулирующего характера за выполнение особо важных работ медицинским и иным работникам, непосредственно участвующим в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19»

Менеджер

здравоохранения /

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Мападег № 9

2с1гв\/оосЬгвпвп'1в 2022

серьезному росту уровня заработной платы в учреждениях, в которых оказывалась медицинская помощь пациентам с COVID-19. Это улучшило статистику по достижению целевых показателей соотношения заработной платы в рамках реализации майских Указов Президента 2012 года.

Замена выплат стимулирующего характера на специальные социальные выплаты в соответствии с Постановлением № 176210, которые уже не входили в структуру заработной платы, привела к формальному снижению заработной платы части медицинских работников, хотя их общий доход, как правило, значительно повысился.

Теперь, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 15.07.2022 № 1268 «О порядке предоставления компенсационной выплаты отдельным категориям лиц, подвергающихся риску заражения новой коронавирусной инфекцией» (далее -Постановление № 1268) специальные социальные выплаты приостановлены и вместо них вводятся компенсационные выплаты, которые вновь входят в структуру заработной платы и способствуют улучшению статистики заработной платы.

Таким образом, мы видим, что в зависимости от характера выплат (их формального статуса) они могут входить или не входить в структуру заработной платы, влияя на статистические показатели, хотя зачастую, уровень реального дохода не меняется.

Повышение заработной платы работников здравоохранения

Распоряжением Правительства РФ от 14.09.2022 № 2611-р федеральным государственным органам предписано принять меры, по увеличению за счет средств федерального бюджета размера оплаты труда работников федеральных казенных, бюджетных и автономных учреждений с 1 октября 2022 г. на 4 процента.

Вопросы повышения заработной платы работников учреждений здравоохранения субъектов

10 Постановление Правительства РФ от 30 октября 2020 г. № 1762 "О государственной социальной поддержке в 2020 - 2021 годах медицинских и иных работников медицинских и иных организаций (их структурных подразделений), оказывающих медицинскую помощь (участвующих в оказании, обеспечивающих оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой корона-вирусной инфекции (COVID-19), медицинских работников, контактирующих с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19), внесении изменений во Временные правила учета информации в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и признании утратившими силу отдельных актов Правительства Российской Федерации"

РФ и муниципальных образований, финансируемых соответственно за счет регионального и местных бюджетов, решается соответствующими органами власти.

Закономерно возникает вопрос о том, как решается вопрос о повышении заработной платы для медицинских и иных работников государственных (муниципальных) учреждений, финансовое обеспечение деятельности которых осуществляется за счет средств обязательного медицинского страхования? Ведь средства на внеочередное повышение заработной платы в бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования не были предусмотрены.

Распоряжением Правительства РФ от 24 октября 2022 г. № 3147-р предусмотрено выделение в 2022 году Минздраву России на предоставление иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации и бюджету г. Байконура в целях со-финансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации и г. Байконура по предоставлению межбюджетных трансфертов бюджету соответствующего территориального фонда обязательного медицинского страхования на дополнительное финансовое обеспечение медицинской помощи, оказанной лицам, застрахованным по обязательному медицинскому страхованию, в рамках реализации территориальных программ обязательного медицинского страхования в 20212022 годах, имея в виду сохранение в 2022 году целевых показателей оплаты труда отдельных категорий медицинских работников, определенных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», бюджетные ассигнования в размере 58550754,3 тыс. рублей из резервного фонда Правительства Российской Федерации.

При этом следует добавить следующее. Выход Распоряжения Правительства РФ № 3147-р фактически дает ответ на еще один крайне актуальный вопрос, касающийся источника средств на осуществление компенсационных выплат за работу с COVID-19, предусмотренных указанным выше Постановлением № 1268, учитывая, что они вошли в состав заработной платы [1] и то, что средства на их выплату тоже не были заложены в бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на текущий год. Межбюджетные трансферты, предусмотренные Распоряжения

№ 9 Мападег

2022 2с1гв^/оос1-1гвпеп1а

/Менеджер

здравоохранения

Правительства РФ № 3147-р будут использованы, в том числе, и на эти цели.

Заключение

Исследования, опросы, проводимые в разрезе других подходов, отличающихся от методики официальной статистики заработной платы (не на физическое лицо, а на должность; в расчете не на весь объем, а на ставку и т.д.), безусловно, важны, поскольку позволяют посмотреть на ситуацию с других ракурсов, услышать позицию самих медицинских работников и т.д.

Но подача результатов подобных опросов должна быть корректной, взвешенной.

Лица, организации, проводящие опросы, исследования и т.д. либо должны придерживаться методологической основы Росстата, либо, как минимум,

учитывать объективные причины расхождения цифр, не пытаться противопоставлять данным официальной статистики прямо или косвенно обвинять Рос-стат в некорректности данных.

При этом, конечно же, нужна серьезная разъяснительная работа в коллективах медицинских организаций по вопросам учета заработной платы в целях предотвращения возникновения социальной напряженности, беспочвенных конфликтов и т.д.

С другой стороны, очевидно, в официальных формах статистического наблюдения следует вести раздельно учет не только суммарных доходов медицинских работников (что фактически происходит сейчас), но и параллельно с этим учет той части этих доходов, которая представлена только заработной платой.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. // Менеджер здравоохранения.

2. // Менеджер здравоохранения.

1. Чилилов А.М, Кадыров Ф.Н. Вопросы, связанные с заменой специальных социальных выплат за работу с COVID19 на компенсационные выплаты // Менеджер здравоохранения, 2022. - № 7. - C. 81-86.

2. Кадыров Ф.Н, Чилилов А.М. Вопросы, связанные с изменением порядка предоставления государственных гарантий сотрудникам медицинских организаций, работающих с COVID19 // Менеджер здравоохранения, 2022. - № 7. - C. 87-89.

3. Кадыров Ф.Н, Обухова О.В, Ендовицкая Ю.В., Чилилов А.М. О некоторых методологических вопросах оплаты труда медицинских работников // Менеджер здравоохранения, 2022. - № 8. - C. 77-84.

4. Кадыров Ф.Н. Мифы эффективного контракта, ч. 2015, - № 6. - С. 57-69.

5. Кадыров Ф.Н. Мифы эффективного контракта, ч. 2015, - № 7. - С. 6-71.

6. Кадыров Ф.Н, Ендовицкая Ю.В., Панов А.В., Чилилов А.М. Стимулирующие выплаты медицинским работникам, занятым лечением коронавируса // Менеджер здравоохранения, 2020. - № 4. - C. 70-77.

7. Кадыров Ф.Н. Изменения в порядке осуществления стимулирующих выплатах медицинским работникам за работу с коронавирусом // Менеджер здравоохранения, 2020. -№ 6. - C. 79-80.

8. Кадыров Ф.Н. Вопросы, связанные с заменой выплат стимулирующего характера за работу с коронавирусной инфекцией COVID-19 на специальные социальные выплаты // Менеджер здравоохранения, 2020. - № 10. - C. 70-77.

9. Чилилов А.М, Кадыров Ф.Н, Обухова О.В. Вопросы оплаты труда в здравоохранении в период цифровой трансформации предоставления медицинских услуг // Вестник Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова. - 2022. - Т. 19. - № 2(122). -С. 6-20. DOI: http://dx.doi.org/10.21686/2413-2829-2022-2-136-148

10. Starodubov V, Kadyrov F, Chililov A. COVID-19 treatment in the Russian Federation: state support of medical workers treating COVID-19 in the Russian Federation and quality management with industrial and manufacturing engineering // International Journal for Quality Research, 16(1), 3-18, 2022. DOI: 10.24874/IJQR16.01-01 www.ijqr.net/archive. php?v=16&n=1&y=2022

Менеджер

здравоохранения /

Manager № 3

ZdrevoochrBnenÍB 2022

ORIGINAL PAPER

ABOUT SOME METHODOLOGICAL APPROACHES TO THE ASSESSMENT OF THE SALARY LEVEL OF MEDICAL WORKERS

F.N. Kadyrova, O.V. Obukhovab, Yu.V. Endovitskaya, A.M. ChililoV

a, b, c, Russjan Research Institute of Health, Moscow, Russia; a North-Western State Medical University. I.I. Mechnikov, St.-Petersburg, Russia; d A.V. Vishnevsky National Medical Research Center of Surgery, Moscow, Russia.

a ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4327-4418; b ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2745-8383; c ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6780-9355; d ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9638-7833

H Corresponding author: Kadyrov F.N.

ABSTRACT

The article deals with methodological issues of assessing the level of salaries of medical workers by official statistics bodies (Rosstat) and within the framework of surveys of medical workers themselves.

The main methodological differences are shown in the methods of calculating the indicators characterizing wages used by statistical authorities and survey organizers. The main reasons leading to the discrepancy between the results of such assessments are shown. Among them, first of all, it is necessary to name different approaches to accounting for personal income tax, restrictions in the sample, etc. In addition, official statistics take into account not only wages, but also some other expenses in favor of employees. At the same time, the concept of "average number" is used, which is not taken into account in the framework of the conducted surveys. At the same time, the salaries of medical workers in order to assess the achievement of the targets set by the May Presidential Decrees should be correlated not with the average salary for the subject of the Russian Federation, but with the average monthly income from work.

Such methodological differences create an objective basis for the discrepancy between the survey results and official statistical data and should be taken into account when interpreting the data obtained.

Keywords: wages, statistics, coronavirus infection, COVID-J9, incentive payments, compensation payments, special social benefits. For citation: Kadyrov F.N., Obukhova O.V., Endovitskaya Yu.V., Chililov A.M. About some methodological approaches to the assessment of the salary level of medical workers // Manager Zdravoohranenia. 2022; 9: 80-87. DOI: J0.2J045/J8JJ-0J85-2022-9-80-87.

REFERENCES

1. Chililov A.M., Kadyrov F.N. Issues related to the replacement of special social payments for work with COVID-19 with compensation payments // Manager Zdravoohranenia. 2022; 7: 81-86. DOI: 10.21045/1811-0185-2022-7-81-86.

2. Kadyrov F.N., Chililov A.M. Issues related to changing the procedure for providing state guarantees to employees of medical organizations working with COVID19 // Manager zdravoochranenia, 2022. - No. 7. - C. 87-89.

3. Kadyrov F.N., Obukhova O.V, Endovitskaya Yu.V., Chililov A.M. On some methodological issues of remuneration of medical workers // Manager zdravoochranenia. - 2022. - No. 8. - C. 77-84.

4. Kadyrov F.N. Myths of an effective contract, part 1 // Manager zdravoochranenia. - 2015. - No. 6. - P. 57-69.

5. Kadyrov F.N. Myths of an effective contract, part 2 // Manager zdravoochranenia. - 2015. - No. 7. - P. 6-71.

6. Kadyrov F.N., Endovitskaya Yu.V., Panov A.V., Chililov A.M. Incentive payments to medical workers engaged in the treatment of coronavirus // Manager zdravoochranenia. - 2020. - No. 4. - C. 70-77.

7. Kadyrov F.N. Changes in the procedure for implementing incentive payments to medical workers for working with coronavirus // Manager zdravoochranenia. - 2020. - No. 6. - P. 79-80.

8. Kadyrov F.N. Issues related to the replacement of incentive payments for work with COVID-19 coronavirus infection with special social benefits // Manager zdravoochranenia, 2020. - No. 10. - C. 70-77.

9. Chililov A.M., Kadyrov F.N., Obuhova O. V. Labour Remuneration in Public Health System in Time of Digital Transformation of Medical Services // Vestnik of the Plekhanov Russian University of Economics. 2022; (2):136-148. (In Russ.) https://doi. org/10.21686/2413-2829-2022-2-136-148

10. Starodubov V., Kadyrov F, Chililov A. COVID-19 treatment in the Russian Federation: state support of medical workers treating COVID-19 in the Russian Federation and quality management with industrial and manufacturing engineering // International Journal for Quality Research, 16(1), 3-18, 2022. DOI: 10.24874/IJQR16.01-01www.ijqr.net/archive.php?v=16&n=1&y=2022

№ 3 Manager

2022 Zdravoochranenia

/Менеджер

здравоохранения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.