Научная статья на тему 'О НЕКОТОРЫХ КОРАБЛЕКРУШЕНИЯХ В КАСПИЙСКОМ МОРЕ УПОМЯНУТЫХ ПУТЕШЕТВЕННИКАМИ ПОБЫВАВШИМИ В ШАМАХЕ В XVII В'

О НЕКОТОРЫХ КОРАБЛЕКРУШЕНИЯХ В КАСПИЙСКОМ МОРЕ УПОМЯНУТЫХ ПУТЕШЕТВЕННИКАМИ ПОБЫВАВШИМИ В ШАМАХЕ В XVII В Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
50
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Регион и мир
Область наук
Ключевые слова
КОРАБЛЕКРУШЕНИЕ / КАСПИЙСКОЕ МОРЕ / ЕВРОПЕЙСКИЕ ПУТЕШЕСТВЕННИКИ / БАКИНСКИЕ РАЗБОЙНИКИ / АРМЯНСКИЕ ТОРГОВЦЫ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Погосян (Хахбакян) Гагик, Багдасярян Сусанна

The article tells about several remarkable stories of shipwrecks in Caspian Sea in 17th century according to the records of European travelers /clergymen/ of that time. In particular it turns out that Armenian traders’ ships, full of pears and other precious stones, were looted and destroyed by Baku gangs of robbers.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SEVERAL SHIPWRECKS OF CASPIAN SEA ACCORDING TO THE RECORDS OF TRAVELERSVISITED SHAMAKH IN XVII C

The article tells about several remarkable stories of shipwrecks in Caspian Sea in 17th century according to the records of European travelers /clergymen/ of that time. In particular it turns out that Armenian traders’ ships, full of pears and other precious stones, were looted and destroyed by Baku gangs of robbers.

Текст научной работы на тему «О НЕКОТОРЫХ КОРАБЛЕКРУШЕНИЯХ В КАСПИЙСКОМ МОРЕ УПОМЯНУТЫХ ПУТЕШЕТВЕННИКАМИ ПОБЫВАВШИМИ В ШАМАХЕ В XVII В»

О некоторых кораблекрушениях в Каспийском море упомянутых путешетвенниками побывавшими в Шамахе в XVII в.

Сусанна Багдасярян ФГОУ СОШ 21 Мин. Обороны РФ Гагик Погосян (Хахбакян) Общественный институт политических и социальных исследований

Черноморско-Каспийского региона

Доклад на международной научной конференции «КУЛЬТУРА МОРЯ - КУЛЬТУРА ЧЕЛОВЕЧЕСТВА В Диалоге ЦИВИЛИЗАЦИЙ». 21-24 октября 2015 года, Ереван.

Ключевые слова: кораблекрушение, Каспийское море, европейские путешественники, бакинские разбойники, армянские торговцы

^rnu^frg bnl] U] prnUfr Um^mpk^ni.p]ni.UUbpfr Jmu^U' pus XVII q. Crntfrn^ m]gtim& ¿mUm^mphnpqUtp^ h^^sm^niUhhpfr

UnLuwhhw Piuqi}iuuiup]iuh UZ121 /1 VL/Ziujiuuiniuh/ Qiuq] 'Unijnujiuh /luiuqpiuljiuh/ UhildniJjiuh-^iuuiqjiuh miupiubiu2p£iuh]piuijiupiuliuh h/ ung]iu[iuliuh hhiniuqninnipjnihhhp] hiuhpiuj]h]huin]innLin /Ziujiuuiniuh/

Hrfnnpnpwnhp hwiwphlnLpjnLh, ^iuuiq]g bni hpniqiug] ¿imhmimphnpqhhp, Pip/] iuliuqiulhhp, hi] ulnhinplulluhhhp

ZnqlmbniU intf/nttf t 17-pq qip] ^rnui]g bn/ntJ UmlrnphlnLpjmh nL2iqpi/ qhiphp]g U] prnh]u] Jrnu]h, npnhg rnhphliUntd hhp ijh dmUmhrnlirn h/pnirng] ^mhmimphnpqhhp] /hnqUnprnlrnhUhp/ hnL2iqpnLp]nLhhhp]g: Urnuhrninprnihu, impq/ntJ t, np Pmp/] mirnqmlrn-^Uphp] lnqj]g pmLmhihL ni. n^higlh t hij mnUmpmlmUUhp] hilhpp dipqip^Uhpni ni. ijl pihlipdhp piphpni j]:

Several Shipwrecks of Caspian Sea according to the Records of Travelers

Visited Shamakh in XVII

Susanna Baghdasaryan Federal state educational institution of RF Ministry of Defence

Gagik Poghosyan Public Institute of Political and Social Research of Blacksea-Caspian Region (Armenia, Yerevan)

Key words: shipwreck,Caspian sea, european travelers, Baku gangs, armenian traders

The article tells about several remarkable stories of shipwrecks in Caspian Sea in 17th century according to the records of European travelers /clergymen/ of that time. In particular it turns out that Armenian traders' ships, full of pears and other precious stones, were looted and destroyed by Baku gangs of robbers.

Утверждение османов на малоазийском полуострове, привело к разрушению устоявшихся торгово-экономических отношений между Западом и Востоком. Однако с выходом Московии на Каспий, после взятия Астрахани (1556 г.), сфор-

мировался новый, так называемый "Волжско-Каспийский" маршрут, на котором, в качестве узловых точек весьма важное значение приобрели портовые города Астрахань, Дербент, портовый поселок Низабад или Низовой и город Ша-

маха. Последний, будучи некогда столицей Ширванского царства и имевший преимущественно армянское население, стал так же и торговым центром [1, стр. 18-19].

Многочисленные миссии европейцев, буквально хлынувшие по новому маршруту в Персию, рассматриваемую как потенциальный союзник в борьбе с Османской империей, проходя преимущественно по указанному маршруту, задерживались в Шамахе для получения разрешения на въезд в Персию [1, стр. 28-30].

Со временем в Шамахе, была основана иезуитская миссия. После убийства первого главы миссии отца Потье (27.09.1687), для организации деятельности Миссии, из Исфахана в Шамаху прибыл французский монах из ордена Иезуитов Жан Баптист де Ла-Маз1, который через два года был назначен главой Миссии и остался там до конца жизни [1, стр. 124], за редкими краткосрочными выездами [2, JOURNAL DU VOYAGE du pere de la Maze, de Chamake a Hispaham, par la Province du Guilan, стр. 393-482].

Из двух писем написанных отцом де Ла-Мазом из Шамахи отцу Эмилиану в Москве, в 1702 г. (первое - от 18 мая, а второе - от 1 сентября), мы черпаем сведения об одном из кораблекрушений. Письма, написанные на латыни, были переведены и опубликованы вместе с оригиналами в Санкт-Петербурге в 1904 г. [3].

Уместно отметить, что неразбериха, с фамилией рассматриваемого персонажа возникшая из-за невнимательного перевода, привела к потере идентификации с реальным лицом (де Ла-Маз превратился в Ламаца, Ламана [5] и т.д.). Целый ряд работ современных авторов, о нем уже говорит как о путешественнике лишь "посетившим Шамаху в начале XVIII в.". В то время как наш миссионер прожил в Шамахе четверть жизни, а именно 20 лет с 1690 г. и до конца жизни -1709 г. [3, стр. 103].

В первом письме датированном 18 мая 1702 г. хронологически перечисляются некие предшествующие события, благодаря чему возможна приблизительная датировка. [3, стр. 103-105].

1 Жан Баптист де Ла-Маз (фр. Jean Baptiste de la Maze) (1622/25 - 1709, Шамаха), французский монах из ордена Иезуитов, миссионер в Персии. Прибыл в Исфахан в начале лета 1664 г. После смерти главы Миссии в Исфахане Клода-Игнаса Мерсье (1674) назначен на его место (с 1676). В

1683 г. его сменил отец Ру. После убийства последнего (11.09.1686) вновь назначен главой Миссии в Исфахане. Назначен главой Миссии в Шамахе (1689). О деятельности католического ордена иезуитов в Персии в рассматриваемый период см. [4.1, Matthee R., Jesuits in Safavid Persia. Fasc. 6, pp. 634-638].

• о польском после Аветике - 6 марта 1702 г.;

• о комете - в начале марта 1702 г.;

• о смерти русского посла Копхина, везшего Петру слона - 24 января 1702 г.;

• о кораблекрушении - ? ;

• о землетрясении - конец 1701 г.

Так как, сведения о кораблекрушении попадают между землетрясением и смертью посла Копхина, следовательно кораблекрушение произошло между концом декабря 1701 г. и 24 января 1702 г.

Вот что говорится в первом письме: "Без сомнения, ваше преподобие слышали об ужаснейшем кораблекрушении, которое потерпели купцы и другие плывшие из Астрахани, а также и те, что туда отправлялись. Погибло товаров почти на две тысячи томанов. Они не были поглощены морем, так как само море выбросило их на берег, но все, что пощадило море, разграбили с необыкновенным вероломством разбойники. Кое-что было получено назад, но за большие деньги и после величайших хлопот". [3, стр. 104].

А вот фрагмент из второго письма:

"Из товаров, разграбленных бакинцами после кораблекрушения, которое потерпели армяне, немного вещей возвращено, но из жемчужин и драгоценных камней решительно ничего не отыскано". [3, стр. 107].

Суммируя сообщения этих двух писем можно резюмировать, что кораблекрушение потерпели армянские купцы, которые везли кроме всего прочего жемчуг и драгоценные камни, а вероломно разграбившие разбойники были бакинцами.

Кроме этого кораблекрушения, в том же месте нам известно еще об одном кораблекрушении произшедшем 66 годами ранее. Ян Стрейс2 в своем «Путешествии» [7] говоря о селении Низабат, замечает: «На этом месте несколько лет тому назад потерпело кораблекрушение голштинское посольство» [7, гл. XXI, стр. 244]. Речь идет о посольстве возглавляемом

Ян Янсен Стрейс (нидерл. Jean Jansen Struys) (1630, Амстердам - 1694, Дитмарш), голландский путешественник и ремесленник (парусных дел мастер). Совершил два путешествия по странам Европы и Азии (Италия, Греция, Турция, Индонезия, Сиам, Тайвань, Япония и др.) (1647-56 гг.). С 1668 служил парусным мастером в России, был очевидцем взятия Астрахани Ст. Разиным, откуда бежал в Дагестан. Попал в рабство. Совершил восхождение на Арарат (20.07.1670). После освобождения из рабства через Персию и Индонезию 7 октября 1673 г. вернулся в Нидерланды. В 1676 г. издал в Амстердаме описание своих путешествий (1647-73 гг.) - «Три путешествия».

Адамом Олеарием3 в 1636 г. У самого Адама Олеария в IV книге его «Подробного описания путешествия...» [6; 8] имеется целая глава посвященная упомянутому крушению корабля "Фридрих", в которой пространно описывается трехдневный процесс происходящего, начавшийся еще близ Дербента 12 ноября 1636 г. и завершившийся без людских потерь 15 ноября "передъ Низовымъ" в "30 саженях от земли". [6, Глава XV, О второмъ кораблекрушенш нашемъ, стр. 491-499].

Библиография:

1. Погосян (Хахбакян) Г. Г. Армяне Шамахи в упоминаниях некоторых западноевропейцев. Часть I (XV-XVII вв.).; Министерство культуры РА; Научно-исследовательский центр историко-культурного наследия; Ред.: Г.С. Асатрян, С.А. Маркарян. - Ер.: Центр общественных связей и информации, 2013. - 244 с. + карты.

2. Nouveaux memoires des Missions de la Compagnie de Jesus dans le Levant. TOME III. - A PARIS. Chez GUILLAUME CAVELIER, rue S. Jacques proche la Fontaine S. Severin, au Lys d'or. M. DCC. XXIII. (1723). Avec Approbation & Privilège du Roi.

3. Письма и донесешя iезуитовъ о Россш конца

XVII и начала XVIII в"Ька. - С.-Петербургъ: Сенатская типографiя., 1904. - III, 382, 11, [4] с.

4. Encyclopedia Iranica. Edited by Ensan Yarshater. Center for Iranian Stusies Columbia University New York. Under the Patronage of the International Union of Academies. Encyclopedia Iranica Foundation. - New York. Volume I-XVI. 1982-2012.

4.1. Volume XIV, ISFAHAN IX - JOBBÀDI, 2008.

5. Бутаев А. А., Народно-освободительное движение на Восточном Кавказе под руководством Хаджи-Давуда Мюшкюрского (первая треть

XVIII века). - Махачкала: Мавел, 2006.

6. [Олеарий, Адам]. Подробное описание путе-шесгая голштинскаго посольства въ Московда и Персда въ 1633, 1636 и 1639 годахъ, составленное секретарем посольства Адамомъ Олеар1емъ. Перевелъ съ иЬмецкаго Павелъ Барсов. Издание Императорскаго Общества Ис-торш и Древностей Россшскихь при Московс-комъ университет^. - Москва. въ Университетской Типографш (Катксвъ и Ко), на Страстномъ быльварЪ. 1870.

3 Адам Олеарий /Эльшлегер/ (нем. Adam Olschlager, лат. Adam Olearius) (1599/1603, Ашерслебен, Саксония -22.02.1671, замок Готторф, Шлезвиг), немецкий путешественник и учёный. Служил придворным математиком и библиотекарем у герцога Гольштейнского.

7. Стрейс Я. Я., Три путешествия. (перевод Э. Бородиной, редакция А. Морозова). Иностранные путешественники о России. (Серия под редакцией Пионтковского С.А ). - М.: ОГИЗ-СОЦЭКГИЗ. 1935. - 415 с.

8. [Olearium, Adamum]. Offt begehrte Beschreibung Der Newen Orientalischen Reise / So durch Gelegenheit einer Holsteinischen Legation an den König in Persien geschehen. Worinnen Derer Oerter vnd Länder, durch welche die Reise gangen / als fürnemblich Rußland, Tartarien vnd Persien, samptjhrer Einwohner Natur / Leben vnd Wesen fleissig beschrieben / [...] Durch M. Adamum Olearium, Ascanum Saxonem. [...] - Schleßwig: zur Glocken, 1647.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.