Научная статья на тему 'НЕИЗВЕСТНЫЕ СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ ЧАСТИЦЫ ДРЕВКА НОЕВА КОВЧЕГА'

НЕИЗВЕСТНЫЕ СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ ЧАСТИЦЫ ДРЕВКА НОЕВА КОВЧЕГА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
40
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Регион и мир
Область наук
Ключевые слова
ИАКОВ НИЗИБИЙСКИЙ / АРМЯНСКАЯ ЦЕРКОВЬ / ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКИЕ ПУТЕШЕСТВЕННИКИ / АДАМ ОЛЕАРИЙ / ЭНГЕЛЬБЕРТ КЕМПФЕР

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Погосян (Хахбакян) Г.Г.

The article discusses the history of gaining the tree of Noah's Ark.In Kanaker the triptych-reliquary was made for particles of Noah's Ark (1698). Catholicos of All Armenians Simeon I Yerevantsi sent the small part of the tree's Ark to Russian Empress Catherine II as a gift (1766). Now the triptych-reliquary with a piece of Noah's Ark is kept in the treasury of Holy Etchmiadzin.However, during the historical and ethnographic researches associated with the Shamakh capital of Shirvan, the author has found information that enriches the knowledge about the unknown period of the residence of the new-found particle tree of Noah's Ark. The information was discovered in the reports of two Western diplomats who visited Shamakh in the XVII century: the secretary and lately counselor Schleswig-Holstein Embassy Adam Olearius (1636) and the secretary of the Swedish Embassy Engelbert Kaempfer (1683).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE UNKNOWN PAGES OF THE HISTORY OF THE PARTICLE OF NOAH''S ARK

The article discusses the history of gaining the tree of Noah's Ark.In Kanaker the triptych-reliquary was made for particles of Noah's Ark (1698). Catholicos of All Armenians Simeon I Yerevantsi sent the small part of the tree's Ark to Russian Empress Catherine II as a gift (1766). Now the triptych-reliquary with a piece of Noah's Ark is kept in the treasury of Holy Etchmiadzin.However, during the historical and ethnographic researches associated with the Shamakh capital of Shirvan, the author has found information that enriches the knowledge about the unknown period of the residence of the new-found particle tree of Noah's Ark. The information was discovered in the reports of two Western diplomats who visited Shamakh in the XVII century: the secretary and lately counselor Schleswig-Holstein Embassy Adam Olearius (1636) and the secretary of the Swedish Embassy Engelbert Kaempfer (1683).

Текст научной работы на тему «НЕИЗВЕСТНЫЕ СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ ЧАСТИЦЫ ДРЕВКА НОЕВА КОВЧЕГА»

Неизвестные страницы истории Частицы древка Ноева ковчега

Погосян Г. Г. (Хахбакян) Общественный институт политических и социальных исследований

Черноморско-Каспийского региона (Армения)

E-mail: gagikp@mail.ru

Ключевые слова: Частица древа Ноева ковчега, Акоп Мцбнеци, Иаков Низибийский, Фавстос Бузанд, армянская церковь, Шамаха, западноевропейские путешественники, Адам Олеарий, Энгельберт Кемпфер,

Ъп]шЬ Sm^mU^ Umurn.Ug^ ^mrnUmpjmU mUhmjs tgtp

llnqnujmh Я-. Z. /luiuqpiulyiuh/ Ubil&niljiuh-4iuuiqjiuh wipihi2pihjipuiqmpmliuh bi ungjim[iuliuh hhinmqmnnLpjnLhhhpJi hihpijJih JihuinJiinnLin /Ziujiuuiniuh/

E-mail: gagikp@mail.ru

Цифпфш.и: Znqlrn&nLtf рИшрЦпШ t "bnjrnh mrnirnhJ фщ]шЬ linnrgihjnLpJ hijmhipbpJih limJnLpjni.hp: 'Lnjih rniiihJ JiuhJlJ hiJip ^ihipbnnrJ iimpiumlbi_ tp JшuhшmпLф /1698 p./: ZiJijh Zijng 4ipnqJlnu UJJnh I bpblihgJh фш]шЬ linmgihjnLpJ JJ фпррЛ Ьшт^шЬ прцЬи hlJpimlnLpjnth пщшрЦ^ tp ftntuiumihJ lijupnrhJ blimbpJhi II-Jl /1766 p./: LbplijntJu иши1шшпъфр Ъп]ш1 rni^ilJ JiuhJlhbpJ hbrn цшЬ^пШ t Uijp Upnn Unrpp t^JJi&hJ qihAimihp:

Uilijh, CJplihJ Jijpipiqip CiJi^ijJ hbrn Цшц^шЬ limJiiqqiqpilih npnhnrJ-hbpJ diJihil, hnqlibiqpj InqJJg ршдшЬш]ш1Ь^ bh mbqblnLpjm.hhbp, npnhp Ьшришшд-hnrJ bh Ъп]ш1 rniiihJ h2li& фш]шЬ linnrgihjnLpJ qmhlbpi. lijpJ ihhijm diJihili-2pgihJ JiuJh qJrnbjJphbpp: SbqblnLpjnLhhbpp hijmhipbplbL bh bplm. ipb^Jmiblpnii-lih qJlihiqbrnhbpJ hj2imilnLJhbpnLj, npnhp XVII qipntJ bqb^ bh CiJi^ijnrJ. C]_bqlJq-qn^mJhqjih qbuiihnLpjih ршртпгцшр /ш^ЬФ rn.2 fcnphpqilih/ UqiJ 0]_bipJnLuJ /1636 p./ U 21Ь^шЦш1 ^Ьицш1шшш1 ршртпгцшр thqbipbpm ЧhJlфhpJ /1683 p./: 4^nnpn2 pinbp Lnjih SiiihJ Jiunrhp, Zilnp U&phbgJ, Фш^итпи Pnrqihq, hijlilih blbqbgJ, CiJi^, ipb^JmiblpniigJ ^ihiiiphnpqhbp, UqiJ 0]_bipJnLu, thqb|pbpq 4bJ^bp,

The Unknown Pages of the History of the Particle of Noah's Ark

Poghosyan G. H. (Khaghbakyan) Public Institute of Political and Social Research of Blacksea-Caspian Region

E-mail: gagikp@mail.ru

Abstract: The article discusses the history of gaining the tree of Noah's Ark.

In Kanaker the triptych-reliquary was made for particles of Noah's Ark (1698). Catholicos of All Armenians Simeon I Yerevantsi sent the small part of the tree's Ark to Russian Empress Catherine II as a gift (1766). Now the triptych-reliquary with a piece of Noah's Ark is kept in the treasury of Holy Etchmiadzin. However, during the historical and ethnographic researches associated with the Shamakh capital of Shirvan, the author has found information that enriches the knowledge about the unknown period of the residence of the new-found particle tree of Noah's Ark. The information was discovered in the reports of two Western diplomats who visited Shamakh in the XVII century: the secretary and lately counselor Schleswig-Holstein Embassy Adam Olearius (1636) and the secretary of the Swedish Embassy Engelbert Kaempfer (1683). Key words: Particle tree of Noah's Ark, Jacob of Nisibis, Faustus of Byzantium, Armenian church, Shamacha, European travelers, Adam Olearius, Engelbert Kaempfer.

Библейское сказание о ковчеге Ноя общеизвестно, менее известна традиция обретения Частицы древа Ноева ковчега, малоизвестно местонахождение Частицы древа и практически неизвестна история путешествия этого древа к его окончательному пристанищу.

Христианская традиция обретения Частицы древа Ноева ковчега, распространенная как во всех дохалкидонских Древневосточных православных церквях во главе с Армянской Святой Апостольской Православной церковью (ААЦ), так и во всех халкидонских Православных церквях, связана с именем Св. Акопа Мцбинеци1 (Якова Нисибинского) называемого Чудотворцем - практически идентична.

Наиболее ранним письменным свидетельством обретения является упоминание в сочинении армянского автора V в. Фавстоса Бузанда [20.1, ИАКОВ, стр. 454-455]. См. фрагмент об обретении из упомянутой летописи в приложении № 1 [3, стр. 20-21]. Любопытно, что в греко-сирийской традиции V в., так называемой «Истории боголюбцев» блаженного Феодорита Кирского в главе жития Иакова Низибийского нет ни слова об обретении [4]. Позднее, в сирийской традиции о Мар Иакове в «Истории Нисибинских митрополитов» сохранившаяся в цитатах у хронографа Илии бар Шинайя (Нисибинского) X в., вновь приводится история обретения. Житие Иакова с описанием обретения повторяется и в «Шатбердском сборнике» Х в., написанном на грузинском языке Иоанном Бераи [10]. Последнее практически идентично житию нашедшему место в 12 томном собрании житий и мучени-честв изданном мхитаристами в Венеции [1]. Приводимый ниже текст является наиболее кратким, усредненным вариантом устного предания изданного в наше время [5].

Святой Яков и обломок Ноева ковчега

"Яков Ницибинский прибыл в Айраратскую область со страстным желанием увидеть Ноев ковчег, который во время потопа пристал к горе

1 Акоп Мцбнеци (арм. ¿ш^пр ЦЪрЬЬд^ /иЪр^Ь^ итрр ¿ш^тр Ьш]ршщЬш/) (в русской традиции Иаков Ниси-бинский / Низибийский) {? - ок. 350, Мцбин (арм. ЦЪр^Ь) / Нисибия (греч. №афц)}, двоюродный брат св. Григория Просветителя Армении, сын сестры Анака Партева. Епископ Мцбина (с 314). Участник первого церковного собора в Никии, признаваемого Вселенским (325). Организатор 70-дневной обороны Мцбина от персов (338). Участник Анти-охийского собора (341). Возведен Армянской Апостольской церковью в лик святых. Почитаем православной церковью как Иаков Низибийский. По преданию, совершал множество чудес, даже воскрешал мёртвых, за что назван Чудотворцем и «Моисеем Месопотамии». Известны "18 слов" писанных им на армянском языке по просьбе святого Григория, просветителя Армении. Подробнее о деательности Акопа Мцбинеци см. [2].

Арарат. И вот на самом трудном месте возле вершины он почувствовал крайнюю усталость и заснул. Явился ему ангел и сказал: «Иаков, Иаков!». Он сказал: «Вот я, господи». И ангел сказал: «Господь внял твоим мольбам и исполнил твою просьбу. То, что лежит у твоего изголовья, это кусок от древа ковчега; сам я принес для тебя, оттуда это. Ты не должен больше стараться видеть ковчег; другого не увидишь; господь так пожелал».

С большой радостью встал Яков Ницибинс-кий, вознес великое благодарение господу и увидел кусок доски, будто топором отрубленный и вынутый из некоей большой доски. Взяв пожалованный милостиво дар, он и его спутники спустились обратно и пошли своей дорогой." [5, № 798. Святой Яков и обломок Ноева ковчега, стр. 256; Институт древних рукописей им. Месропа Маштоца - Матенадаран (Ереван), рукопись № 993, л. 141б. Пер. А. Варданяна].

Илл. № 1. Фрагмент фрески из церкви Св. Акопа в Канакере (1695 г.) с изображением момента

передачи ангелом Акопу Мцбинеци кусочка дерева, оторванного от задней части ковчега.

В различных современных армянских источниках в послесловии сказаний об обретении, как правило говорится о том, что на склоне горы Большой Арарат, близ села Акори был основан

монастырь Св. Акопа2. Вообще, на территории исторической Армении и сопредельных территориях со времен распространения христианства построено довольно большое количество культовых строений посвященных святому Акопу (Иакову), тем более, что уровень его почитаемости в ААЦ настолько высок, что следует сразу после Св. Григория Просветителя.

Илл. № 2. Церковь Св. Акопа в Мцбине /ныне Нисибии/ (нач. XXв.).

Илл. № 3. Надгробие Св. Акопа Мцбнеци в крипте под церковью (нач. XXI в.).

Но отвлечемся от Св. Акопа Мцбнеци и вернемся к обретенной Частице древа Ноева ковчега о участи которой известно следующее.

В 1698 г. в Канакере для частицы Ноева ковчега был изготовлен складень-реликварий.

В 1766 г. Католикос Всех Армян Симеон I Ереванци небольшую часть древа Ковчега отломанную от левого нижнего угла реликвии отправил в дар императрице Всероссийской Екатерине II Великой, выразив этим благодарность рус-

2 Монастырь Св. Акопа (арм. U^nn^ Urn.pp ¿m^np ^mhp), находился в 5 км к сев.-зап. от села Акори. По преданию, монастырь был основан самим Акопом Мцбнеци на месте обретения Частицы древа Ноева ковчега. Разрушен вместе с селом от землетрясения 20 июня 1840 г. [11, стр. 106, 107].

ской императрице за проявление заботы об армянском народе. Дар был передан императрице в 1768 г., она же в ответ послала патриаршего двуглавого орла украшенного эмалями и инкрустированного драгоценными камнями.

Ныне складень-реликварий с частицей Ноева ковчега, являясь одной из наиболее почитаемых реликвий Армянской Апостольской церкви хранится в сокровищнице Святого Эчмиадзина.

Илл. № 4 и 5. Складень-реликварий с частицей Ноева ковчега. 1698 г. Канакер. 51х26х6 см. Серебро, цветные камни. Золочение, чеканка, тиснение, эмаль, инкрустация, гравировка. Сокровищница Св. Эчмиадзина.

Как видно из перечисленных сведений, нам известно происходившее с обретенной частицей лишь с конца XVII в., а именно, где и когда изготовлен для хранения частицы складень-релик-варий и место его хранения.

Однако, во время историко-этнографических изысканий связанных со столицей Ширвана Ша-махой [12], автор обнаружил сведения обогащающие наши знания о неизвестном периоде местопребывания обретенной частицы древа Ноева ковчега. О чем было доложено на нескольких международных научных конференциях, в том числе: в Ереване в 2013 г. [15], в Нижнем Новгороде в 2014 г. [16, стр. 190-199] и в Санкт-Петербурге в 2015 г. [13, стр. 96-97].

Начало XVII в. ознаменовалось успешными боевым действиям правителя Ирана шаха Абба-са I и изгнанием османов с берегов Каспия, что расчистило путь для различного рода миссий и делегаций. К этому времени в Европе уже не осталось страны, которая не желала бы наладить контакт с Персией. Столица Ширвана Шамаха находясь на своеобразном перекрестке "Волжс-ко-Каспийского" пути, оказывается в гуще событий.

Очередное европейское посольство в Персию к шаху Сефи II3 было снаряжено в 1683 г. шведским королем Карлом XI4. Возглавлял посольство Людвиг Фабрициус5, а в его состав в качестве секретаря был включен немецкий ученый Энгельберт Кемпфер6. Посольство, проходя по маршруту Московия - Астрахань - Низабад -Шамаха и далее, остановилось в Шамахе в декабре 1683 г., выехав - 4 января 1684 г. Собранный

Кемпфером во время путешествия материал, был опубликован в Лемго в 1712 г. [7] в виде отдельных очерков-справок. В одном из очерков, после рассказа о ковчеге Ноя и о горе Масис, он вкратце передает известную традицию об одном из первых деяний Св. Акопа Мцбинеци [1] - об обретении им частицы древа с Ковчега сопровождая очень любопытным дополнением: «на нем был сделан крест, и хранился он в храме Шама-хи (Sjamachiw), а затем был унесен архиепископом монастыря Эчмиадзин (Ets miasin)» [7, стр. 428-429; 12,стр. 109-112, 145-149].

AMCENITATUM

EXOTICARUM

POLITICO - PUTS ICO-

MEDICARUM

FASCICULI V,

ОцЛяг cmriHMirr

VARLE RELATIONES, OBSERVATIOiNES & Descriptiones

RERUM PERSIC ARUM ULTERIORIS ASIi£,

vi vis a altcritieut, in ptregrinatiotiibus per utiiverfum Orient em, coSeJIx,

ENGELBERTO KjEMPFERO, D.

L F. M G О V I jE, TjfifckipciiwEIENMCI W1LHELM1 MEYES.l,AdiIippuCiTVpci8ns>U,l^b

Илл. № 6. Титульный лист [7], издание 1712 г.

3 Сефи II или Сулейман I (перс. оЦД" (1647, Исфахан -29.07.1694, там же), шах Ирана (с 1.11.1666). При первой коронации принял имя Сефи II, после повторной церемонии - Сулейман I (с 20.03.1667).

4 Карл XI (швед. Karl XI) (24.11.1655, замок Тре-Крунор, Стокгольм - 15.04.1697, там же), король Швеции c 1660 по 1697 (самостоятельно с 1672), герцог Бремена и принц Вердена из Пфальц-Цвайбрюккенской династии.

5 Людвиг Фабрициус (нем. Ludvig Fabritius) (1648, Бразилия - 1729, Стокгольм), голландец по происхождению, военный, дипломат. Подполковник русской службы (1677), полковник шведской службы (1696). Завербовался на военную службу в Россию. Возглавлял три шведских посольства в Персию (1679-1682, 1683-1686, 1697-1700 гг.).

6 Кемпфер Энгельберт (нем. Engelbert Kämpfer) (16.09.1651, Лемго, Вестфалия - 2.11.1716, там же), немецкий натуралист, врач, естествоиспытатель и путешественник. Окончил гимназию в Гданьске (1673), студент Альбер-тины в Кенигсберге (с 1677) и Упсальского университета (с

1681). Секретарь шведской посольской миссии, отбывшей 20 марта 1683 и прибывшей к месту назначения в Исфахан в 1684 г. Когда посольство собиралось в обратный путь, покинул его и поступил в качестве хирурга на службу в Нидерландскую Ост-Индскую компанию (1685). На ее судах плавал в Южную Аравию, посетил Цейлон, Индию, острова Суматра и Ява, Сиам и Японию. Возвратился в Европу (Амстердам) в 1693 г.

То, что частица Ноева ковчега помещенная в складень-реликварий хранится в сокровищнице Святого Эчмиадзина, мы уже знаем. Интерес вызывает сведение о хранении частицы древа Ное-ва ковчега в храме Шамахи, которое отсутствует во всех описанных выше традициях. Тем не менее, данная ремарка весьма любопытна, хотя и выглядит сомнительно. Ознакомительный перевод совершенный нами, дающий представление о содержании, а также фрагменты копий оригинального текста, издания 1712 г. приведены в приложении № 2.

Указанное сообщение так и осталось бы сомнительным, хотя и вызывающим интерес дополнением, если бы не выявилось еще одно сообщение, подтверждающее его [14]. Речь идет об информации содержащейся в описании еще одного, более раннего путешествия - посольства шлезвиг-голштинского герцога Фридриха III7

7 Фридрих III (нем. Friedrich III von Schleswig-HolsteinGottorf) (22.12.1597, замок Готторф, Шлезвиг - 10.08.1659,

снаряженного в 1636 г. к персидскому шаху Се-фи I8. Посольство возглавляли Филипп Крузе9 и Отто Брюггеманн10, а в его состав в качестве секретаря, а затем и советника был включен немецкий ученый Адам Олеарий11.

Илл. № 7. Титульный лист [8], издание 1647 г.

Посольство, проходя по маршруту Московия - Астрахань - Дербент - Низабад - Шамаха и далее, остановилось в Шамахе на три месяца, прибыв 30 декабря 1636 г. и выехав 27 марта 1637 г., а возвращаясь по маршруту Решт - Аста-ра - Джават - Шамаха ^сЬашасЫе) - Дербент и далее, остановилось в Шамахе на пять недель, прибыв 20 февраля и выехав 30 марта 1638 г. Собранный Олеарием во время путешествия материал, был опубликован в Шлезвиге в 1647 г. [8]. Прожив в Шамахе в общей сложности чуть

Тённинг), герцог Шлезвиг-Гольштейн-Готторпский (с 1616).

8 Сефи I (перс. ^ (1611 - 12.05.1642, Кушан), шах Ирана (с 28.01.1629) из династии Сефевидов, внук Аббаса I.

9 Филипп Крузе (Крузиус) (нем. Philipp Crusius /Sruse/ von Krusenstiem) (21.04.1597/8, Айслебен, Саксония-Анхальт -10.04.1676, Ревель), немецкий и шведский дипломат, родоначальник фамилии Крузенштерн.

10 Отто Брюггеман (Бругман) (нем. Otto Brüggemann) (?, Гамбург - 1640, замок Готторф, Шлезвиг), купец. Один из руководителей голштинского посольства. По возвращении посольства казнен по обвинению в злоупотреблениях.

11 Адам Олеарий /Эльшлегер/ (нем. Adam Ölschläger, лат. Adam Olearius) (1599/1603, Ашерслебен, Саксония -22.02.1671, замок Готторф, Шлезвиг), немецкий путешественник и учёный. Служил придворным математиком и библиотекарем у герцога Гольштейнского.

более четырех месяцев, Олеарий в своих записках уделил значительное место как описанию самого города, быту и нравам населения, так и событиям, происходящим во время пребывания посольства в городе. Однако, информацию касательно интересующего нас вопроса, он поместил задолго до этого, в конце ХГУ-ой главы названной "Дальнейшее плаваше до кораблекру-шешя. Также о горахъ Кавказе, Тавре и Арарате".

Информация состоит из трех частей. В первой части указывается, что некогда был в Шама-хе был крест величиной в пол-локтя из темного и отвердевшего древа Ноева ковчега. Далее, что крест хранили в армянской церкви как великую святыню заворачивая в шелковый платок. И наконец, автор указывает на то, что пересказывает рассказ своих соотечественников, участников более ранних посольств побывавших в Шамахе и видевших его.

Описание путешествия Олеария было переведено на русский и издано в 1870 г. Фрагмент описывающий обретенную частицу древа Ноева ковчега приведен в приложении № 3.

Как видим сведения Олеария 1636 г. и сведения Кемпфера 1683 г., хоть и повествуют об одном и том же, но в деталях расходятся:

• У Олеария из древа Ноева ковчега сделан крест, а у Кемпфера - крест сделан на древе. По этому поводу хотелось бы обратить внимание на информацию Олеария. Учитывая степень почитания вряд ли древо могло быть подвержено столь пренебрежительному отношению, т.е. вырезанию из него креста. Скорее на самом древе был сделан крест, как об этом говорит Кемпфер и как это есть на самом деле. Тем более что указываемая Олеарием величина в пол-локтя соответствует величине хранящегося древа в склад-не-реликварии в сокровищнице Св. Эчмиадзина.

• Что произошло с древом Олеарий умалчивает, а по Кемпферу - древо унесено архиепископом монастыря Эчмиадзин.

• Оба указывают, что древо хранилось в храме, с уточнением Олеария - в армянском.

• Олеарий пересказывает рассказ своих соотечественников, а Кемпфер пересказывает рассказ местных жителей.

Из сказанного следует, что более поздний автор - Кемпфер не использовал информацию приведенную Олеарием. Тем самым сообщения с полувековой разницей во времени дополняют друг друга и подтверждают сведение о пребывании обретенной частицы древа Ноева ковчега в армянском храме Шамахи.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Глава X

Об Иакове, епископе Мцбинском.

В те времена великий Мцбинский епископ, чудесный старец, занимавшийся праведными делами, по имени Иаков, называвшийся Мудрым Персом, избранный богом человек, оставил свой город для того, чтобы приехать и поселиться в армянских горах, на горе Сарарад, находящейся в пределах Айраратской страны в гаваре Кордук. Он был преисполнен христовой благодати, так что совершал знамения и чудеса. Он прибыл со страстным желанием сподобиться увидеть спасительный ноев ковчег, который после потопа остановился на этой горе, о чем и молил бога, ибо все, что он просил, получал от господа. И вот, совершая восхождение на гору Сарарадскую по безводным, пустынным каменистым, трудно проходимым местам, он и его спутники устали и почувствовали жажду. Тогда великий Иаков положил земной поклон и помолился господу. И из того места, куда он положил свою голову, забил родник, и он и бывшие с ним напились воды. И поныне родник этот называется родником Иакова. Сам же он продолжал свой трудный путь, стремясь поскорее увидеть желанное, о чем молился господу.

И вот на самом трудном месте возле вершины он почувствовал крайнюю усталость и заснул. И ангел божий явился и сказал ему: «Иаков, Иаков!» И он сказал: «Тут я, господи». И ангел сказал: «Господь внял твоим мольбам и исполнил твою просьбу; то, что лежит у твоего изголовья, это кусок от древа ковчега; сам я принес его для тебя; оттуда это. Ты не должен больше стараться видеть его; другого не увидишь; господь так пожелал». С большой радостью встал он, вознес великое благодарение господу и увидел кусок доски, будто топором отрубленный и вынутый из некоей большой доски. Взяв пожалованный милостиво дар, сам он и его спутники спустились обратно и пошли своей дорогой. И великий Моисей так радостно не ликовал, спускаясь с Синайской горы, хотя не хочу сказать, что у него была менее значущая вещь, чем у этого. Ибо тот боговидец от бога получил бого-писанные заповеди и, держа их в руках, спускался с горы. Ибо тот злодейский народ, отвернувшись от господа, на погибель себе стал вероломно поклоняться тому, что отлито им самим, чем сокрушил сердце носителя заповедей (божьих), ввергнув его в уныние, и уже из сокрушения скрижалей ясно видна была скорбь носителя. Но с тем блаженным человеком, о котором идет речь, не так случилось, как было там; он и его спутники были преисполнены духовного утешения, зная, что их примут с благоговением и что с

большими чаяниями ожидают (их возвращения) из далекого путешествия с благою вестью. Ибо явно или тайно, но единственно только от всемогущего (бога) исходит благодать на все земнородные народы.

И когда человек божий вернулся, неся с собой кусок древа от спасительного ноева ковчега, знаменовавшего навеки ниспосланную богом в назидание кару, постигшую роды разумных и одушевленных существ, знаменовавшего дела отцов, то весь город и окружающие его гавары с безмерным и бесподобным ликованием и радостью вышли ему навстречу. Святого принимали, как апостола христова, как ангела небесного; его окружали, считали своего храброго пастыря вестником бога, обнимали его, целовали следы его трудолюбивых и плодотворных ног. И пожалованный дар, принесенный им, они приняли с благоговением, и до сих пор хранится у них знак этого чуда - древо от ковчега патриарха Ноя. [3, стр. 20-21].

Илл. № 8. Св. Акоп Патриарх, Овнатанян Овнатан Акопович (1730-1801), Национальная галерея Армении холст, масло, 236 х 110 см

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

§ II

«О Персии, Армении, потопе и Божественном провидении. О том, что следы наводнения обнаружены в разных частях земного шара.

0 ковчеге Ноя fArcam Noœ/ О том, что гору, на вершине которой находится ковчег, армяне называют Масис (Màsisj, а персы Куби Нуб fKubi Nùbj, что значит гора Ноя. О том, что в 12 парасангах находится город Ереван (Erivaanj, считающийся домом первых потомков Ноя, [7, стр. 428]

DÜHVÜ fu- 1

¿сгашГсг- G. П.

JL, К,. Perfîa, fi Armeniam &confinia ejus compieflor, prima &prscipua cataciyfmi fedes eft, &patria ilia prifco-rum mortalium, quos Divina proyidentia communittfi Oirbi mundptione MFocare decreverat. In ilia igitur.li uípiatnterraiiim, adeíTe veítigia diluvii hitjus, noninjury conjicimiis. Ex tjuibus, qua?peregrinanti ultro Ce ob-jçcerunr, paûça & eurfim hîc.attingam. GratusX-cáori Cm, ti inter illa enumerayero faníliffimum prœftdium humana: eonfervatipnis, Àrcam Ne¿; fed quam mihi vi-dcre, necadiluvio iiHitnurtalium contigit. Armeni earn in cacumine texcelßffimi гаоцфМр, Perfis Kuhi Ш, id eft, monsNoa,dj&i, dttodecim parafangis ab urbe£V¿-V/W71 (quo loco prima defeendentis i?îoœ Jjaaniio creditur) : íÜH incor-

и о том, что с этой легендой согласны магометане fMahhammedani). О том, что по традиции армянский монах Яков fJacobus) много раз пытался подняться на вершину, но напрасно, и что ангел принес кусочек дерева, оторванного от задней части ковчега. о том, что на нем был сделан крест, и хранился он в храме Шамахи (Sjamachiœ), а затем был унесен архиепископом монастыря Эчмиадзин fEts miasinj и где он хранится с этого времени, они [рассказчики -Г.П.] не знают». [7, стр. 429].

1 НГ™™® 1 .....................

_Тafricains JI. 429

incorriiptam extare conftanter tradunt, & ipfi credunt Mahhammedani, Traditionem olim firmavit Jacobus quidam monachus Armenus, qui afcenfionem fruftra diu moiims, intentionis fus prœmium reportaverat avulfam , ab Area ligni particulam, ab Angelo, ut jaflitaverat, íibi datara; ex quâ crux fabricata primùm refervata dicitur in temploSjamachiœ, deinde in Archiepifcopali ccenobio Etsmitifm, nunciibilateat, nefciunt. Ad explorandam

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

<90 путешествте лдлнл ojEAPifl въ aomr.

камень. Некоторый в нашнхъ, Йывши въ Mnjin, въ ЩенагЬ, еидфля въ одной Лривнсхой церкви креста, величиною въ по *ъ локтя, язъ тс кип вата го дерева, который, какъ я кг говорили, показывая згогь крестъ, (5ьиъ сделан1» яаъ кус в а Новва ковчега, я Армяне берегугь его, пакт, великую святыню, завертывая его въ толковый платокъ. Но теперь ма гору Арарагь взойти1 uít-ь

[б, Глава XIV, Дальнейшее плаваше до кораблекрyшенiя. Также о горахъ Кавказе, Тавре и Арарате. стр. 490].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Библиография: Источники

1. и^ЬрЬшЬ U^pmp^ ^pq., ^шрр h 4^ш]шршЬпърръи uppng, npp ^шЬ р hpU шоЬш-gnjgp t;^hqhgm] ¿ш]шитшЬЬш]д: ¿шт. 10: -ЧЬЬЬтЭД. U. П^шр, 1814:

2. Uppnz ^ BUWUB

Sancti Patris Nostri JACOBI Episcopi Nisiboni Sermones : Cum Prafatione, Notis, & Dissortatione de Ascetis. Qus omnia nunc primum in lucem prodeunt. - ROME MDCCLVI (1756): Typis Sacre Congregationes de Propaganda Fide. Superiorum Facultate.

3. [Бузанд, Фавстос] История Армении Фавстоса Бузанда. (Перевод с древнеармянского и комментарии М. А. Геворгяна. Под редакцией С.Т. Еремяна). - Ер.: Типография Изд. АН Армянской ССР. 1953. - 240 с.

4. Блаженный Феодорит Киррский, История бого-любцев с прибавлением «О божественной любви». / Вступ. ст. и новый пер. А. И. Сидорова. (Серия «Библиотека отцов и учителей церкви»). - М.: Паломник, 1996. - 447 с.

5. Ганаланян А. Т., Армянские предания. - Ер.: Изд-во АН Арм.ССР, 1979. - 355 с., 10 л. ил.

6. [Олеарий, Адам]. Подробное описание путе-шеств1я голштинскаго посольства въ Москов1ю и Пераю въ 1633, 1636 и 1639 годахъ, составленное секретарем посольства Адамомъ Олеар1емъ. Пере-велъ съ нБмецкаго Павелъ Барсов. Издание Импе-раторскаго Общества Исторш и Древностей Рос-сшскихъ при Московскомъ университета. - Москва. въ Университетской Типографш (Катксвъ и Ко), на Страстномъ быльваръ. 1870.

7. [Ksmpfero, Engelberto]. Amreitatum exoticarum

Politico-Physico-Medicarum, Fasciculi V, Quibus conti-nentur Varis Relationes, Observationes & Descriptiones rerum Persicarum et ulterioris Asis, multa attentione, in peregrinationibus per universum Orientem, collecta, ab Autore Engelberto Kempfero, D. - LEMGOV1.'Ж, Typis & Impensis Henrici Wilhelmi Meyeri, Auls Lippiacs Typographi, 1712.

8. [Olearium, Adamum]. Offt begehrte Beschreibung Der Newen Orientalischen Reise / So durch Gelegenheit einer Holsteinischen Legation an den König in Persien geschehen. Worinnen Derer Oerter vnd Länder, durch welche die Reise gangen / als fürnemblich Rußland, Tartarien vnd Persien, samptjhrer Einwohner Natur / Leben vnd Wesen fleissig beschrieben / [...] Durch M. Adamum Olearium, Ascanum Saxonem. [...] -Schleßwig: zur Glocken, 1647.

9. [Olearii, Adam]. Adam Olearii. Außführliche Beschreibung Der Kundbaren Reyse Nach Muscow und Persien / So durch gelegenheit einer Holsteinischen Gesand-schalft von Gottorff auß an Michael Fedorowitz den grossen Zaar in Muscow / und Schach Sefi König in Persien geschehen. [...]. - Schleßwig. M DC LXIII (1663).

10. JÖAOT^^O

з^д&^^о: X Ъодз^боЪб / ^öömböß.

^о^ббЗзо^Эб. - от&о^оЪо : 1979 =

Памятники Древнегрузинской Литературы. [Шат-бердский сборник: X века / подготовили к изданию Б. К. Гигинейшвили и Э. А. Гиунашвили]; Академия Наук Грузинской ССР, Инст. Рукописей им. К. С. Кекелидзе. Тбилиси: Мецниереба, 1979. - 350 с. (на древнегруз. яз.).

Литература

11. ишЬфшЬ]ши Ч. и., Ър^рш2шрбЪрр LtnUш2fcшphnШ и Ьрш - ЪрЬшЬ. «¿ш]шитшЬ» hpшшшp^^nLp]nLU, 1964: - 247 Ь2:

12. Погосян /Хахбакян/ Г. Г., Армяне Шамахи в упоминаниях некоторых западноевропейцев. Часть I (ХУ-ХУ11 вв.). /Г.Г. Погосян (Хахбакян)/; Министерство культуры РА; Научно-исследовательский центр историко-культурного наследия; Ред.: Г.С. Асатрян, С. А. Маркарян. - Ер.: Центр общественных связей и информации, 2013. - 244 с. + карты.

13. Погосян /Хахбакян/ Г. Г., Дополнение Кемпфера к традиции об Акопе Мцбнеци и армянском храме Шамахи. Стр. 96-97 (в соавторстве с Багдасарян С. Г.). // XXVIII Международная научная конференция по источниковедению и историографии стран Азии и Африки «Азия и Африка в меняющемся мире». 22-24 апреля 2015 г.: Тезисы докладов / Отв. ред. Н. Н. Дьяков, А. С. Матвеев. - СПб.: ВФ СПбГУ, 2015. -556 с.

14. Погосян /Хахбакян/ Г. Г., О некоторых кораблекрушениях в Каспийском море упомянутых путе-

шественниками побывавшими в Шамахе в XVII в (Доклад на международной научной конференции «КУЛЬТУРА МОРЯ - КУЛЬТУРА ЧЕЛОВЕЧЕСТВА В ДИАЛОГЕ ЦИВИЛИЗАЦИЙ». 21-24 октября 2015 года, Ереван в соавторстве с Багдасарян С. Г.). Стр. 54-56 // «Регион и Мир». № 3-4. - Ер. 2015.

15. Погосян /Хахбакян/ Г. Г., Этнический состав Шамахи по западноевропейским источникам XV-XVII вв. // Доклад на международной научной конференции: «Ширван, Арран и Азербайджан: культурно-историческая ретроспектива». - Ер. 2013.

16. Погосян /Хахбакян/ Г. Г., Этноландшафт Шамахи согласно материалам XV-XVII вв., отражающим региональную политику европейских держав. Стр. 190-199. // Зарубежное регионоведение: проблемы теории и практики: материалы VII Междунар. науч. конфер; сб. ст. / Под ред.: А. А. Корнилова и др. - Н. Новгород: ННГУ им. Н.И. Лобачевского, 2015. -212 с.

17. Полиевктов М. А., Европейские путешественники XШ-XVШ вв. по Кавказу. - Тифлис: НИИ кавказоведения им.акад. Н.Я.Марра, 1935. - 225 с.

18. Открытая православная энциклопедия "Древо" // ИАКОВ НИЗИБИЙСКИЙ Шрз:/Мгеуо-info.ru/articles/4895.html

19. Православная энциклопедия. Электронная версия. Тома I-XL. http://www.pravenc.ru

20. Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия». Тома ^КК^. 2000-2015.

20.1. Том XX, ЗВЕРИН - ИВЕРИЯ, 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.