Стратегия развития регионов
Научный вестник ЮИМ №3' 2013
УДК: 338.24.01 ББК 65.049(2РОС)
М 71
О НЕКОТОРЫХ КОНЦЕПТАХ НОВОЙ ПАРАДИГМЫ РЕГИОНАЛЬНОГО УПРАВЯЕНИЛ
(Рецензирована)
Мишхожева Амина Амдулчеримовна,
аспирант кафедры «Финансовый менеджмент и инвестиции» Кабардино-Балкарского государственного аграрного университета им. В.М. Кокова, г. Нальчик. Tел.: (928) 717 89 89, е-mail: ammish@mail.ru
Аннотация. В статье обосновывается необходимость новой модели управления развитием региона. Анализируется потенциал кластерной политики в современных парадигмах регионального развития.
Ключевые слова: управление региональным развитием, парадигмы регионального управления, кластерная политика, межрегиональная интеграция.
about some concepts of the new paradigm of regional management
Mishhozheva Amina Amdulcherimovna,
graduate student of the Department “Financial Management and Investment” of the Kabardino-Balkarian State Agricultural University named VM Kokov, Nalchik. Ph.: (928) 717 89 89, е-mail: ammish@mail.ru
Summary. In article necessity of a new model of management development in the region. Analyzed the potential of cluster policy in the modern paradigms of regional development.
Keywords: management of regional development, a paradigm of regional management, cluster policy, interregional integration.
Содержание, стиль и методы управления регионом, вызывающие массу нареканий в наши дни обусловлены историческими процессами, когда регионы России формировались по административно-территориальному признаку. Ранее управление регионом представляло собой, по сути, администрирование, каковым остается и по сей день [2,7]. Современные тенденции децентрализации и регионализации требуют управления иного типа, отличного от простого администрирования. Если основоположники региональной экономики рассматривали регион только как сосредоточение природных ресурсов и населения, а не как субъект экономических отношений, то современные исследования требуют подхода к региону как к многофункциональной и многоаспектной системе.
В частности, процессам децентрализации предшествовало ослабление центральной власти, в силу чего региональные администрации были вынуждены взять на себя решение новых проблем в регионе, которые до этого решались на федеральном
уровне. Претерпело изменение и система взаимоотношений власти с хозяйствующими субъектами. Крупные хозяйствующие субъекты, использовавшие административную власть в качестве основного ресурса в период своего становления и нередко находившиеся под опекой и патронажем, в новых экономических условиях получили определенную экономическую самостоятельность. В частности, это возможность регистрировать бизнес в других регионах, и тем самым выводить из сферы действия региональной власти финансовые потоки, кадровые и производственные мощности.
На лицо возможности для изменения конфигурации экономического пространства региона, что предопределяет объективную необходимость смены парадигмы управленческих действий на всех уровнях власти, оптимизации управленческих институтов и структур принятия решения в целях эффективной реализации государственных задач.
Одним из основополагающих направлений развития научной мысли в области региональной
46
Научный вестник ЮИМ №3' 2013
Стратегия развития регионов
экономики является исследование новых парадигм и концепций региона, наряду с пространственной организацией экономики, размещением видов деятельности и межрегиональным взаимодействием.
В научной литературе широкое распространение получила следующая классификация парадигмы региона: регион-квазигосударство, регион-квазикорпорация, регион-рынок, регион-социум [1] (табл. 1).
Как показывает мировой опыт, важной частью экономической политики развитых стран является кластерная модель развития территорий, используемая для усиления конкурентоспособности, повышения кооперации и инновационной активности хозяйственных субъектов. В России в последние годы уделяется значительное внимание вопросам формирования конкурентоспособных кластеров (межрегионального и межотраслевого характера), как эффективному синергетическому инструменту развития региональной экономики.
В данном аспекте переформатируем таблицу 1 и проанализируем место кластерной политики в разрезе современных парадигм регионального развития (табл. 2).
На наш взгляд, перечень концепций, представленных в таблицах 1 и 2, не полон и практически не учитывает роль института Полномочного представителя Президента РФ в федеральных округах. В данной связи поддерживаем позицию А. Скоча о целесообразности введения в научный оборот новой парадигмы - «регион как часть макрорегиона» [3], подразумевая под макрорегионом федеральный округ.
Данная парадигма претендует на то, чтобы вобрать в себя весь прагматизм, присутствующий в других парадигмах регионального развития. Кроме того, пятая парадигма не противоречит, а скорее коррелирует с остальными (рис. 1).
Таблица 1
Современные парадигмы регионального развития
Парадигмы региона Содержание и особенности
Определение региона Специфика Вектор развития
Регион- квазигосударство Обособленная подсистема государства и национальной экономики Акцент на аккумулировании регионом функций и финансовых ресурсов центра Углубление процессов децентрализации и федерализации
Регион- квазикорпорация Крупный субъект экономической деятельности Акцент на активной конкурентной политике региона с другими регионами, национальными и транснациональными компаниями на рынках товаров, услуг, факторов производства Расширение экономической самостоятельности путем передачи экономических прав от центра региону
Регион-рынок Рынок, имеющий определенные границы (ареал). Акцент на исследовании общих условий экономической деятельности региона и специфике региональных рынков Выделение нового направления - регионального рынковедения
Регион-социум Общность людей, проживающих на определенной территории Акцент на повышении качества жизни населения региона путем воспроизводства социальной жизни. Улучшение культурных, образовательных, медицинских, социальнопсихологических, экологических, политических и других аспектов регионального социума в разрезе социальных групп с учетом их функций и интересов
47
Стратегия развития регионов
Научный вестник ЮИМ №3' 2013
Таблица 2
Потенциал развития кластеров в современных парадигмах регионального развития
Парадигмы региона Потенциал развития кластеров в парадигме
Регион- квазигосударство Субъекты РФ не являются обособленными подсистемами. Формирование кластеров федерального центра в рамках региональной политики затруднено. Важное условие появления конкурентоспособного кластера - наличие прочных горизонтальных связей между субфедеральными образованиями. Децентрализация не способствует эффективной межрегиональной интеграции, соответственно без поддержки центра кластеры не смогут играть существенной роли в региональной политике.
Регион- квазикорпорация Крупные регионы имеют наибольший потенциал в стимулировании развития межрегиональных интеграционных процессов и формирования кластеров. Существует риск попадания в подчиненное положение кластерообразующих предприятий из соседних более слабых регионов по отношению к предприятиям региона, инициирующего создание кластера.
Регион-рынок Перспективы создания есть только у внутрирегиональных кластеров, поскольку данная парадигма не преследует целей расширения границ рынков на базе межрегиональной интеграции.
Регион-социум Предпосылки для реализации эффективной кластерной политики отсутствуют, поскольку по определению у региона-социума достаточно пассивная позиция в решении проблем регионального развития.
Рис. 1. Корреляция парадигм регионального развития
Действительно, у пятой парадигмы больший потенциал для межрегиональной интеграции, который способен обеспечить сбалансированное развитие входящих в округ регионов, тогда как в рамках традиционных парадигм кластерная политика ограничивается созданием кластеров внутри конкретных регионов.
Успешность перехода от парадигмы функционирования региона к парадигме развития нам видится в усилении звеньев триады «власть (конкурентоспособность редиональной власти) - бизнес (система организации хозяйственного комплекса и предпринимательской сферы) - общество (челове-
48
Научный вестник ЮИМ №3' 2013
Стратегия развития регионов
ческий потенциал и уровень развития общественных институтов)».
Конкурентоспособность региональной власти в данном контексте проявляется в использовании эффективных механизмов административного управления, модернизации организационно-управленческого звена властных структур с целью генерирования успешных мобилизационных идей для развития территории. Современные вызовы, стоящие перед региональной властью требуют признания того, что долгосрочный и стабильный успех в региональном развитии возможен только на основе широкого применения новых инструментов и технологий управления (нередко заимствованных из корпоративного сектора) [5].
На наш взгляд, в новой парадигме регионального управления переконфигурация государственной властной позиции, при всей ее важности, должна идти в сторону выхода за рамки государственного управления. Покажем на примере разработки стратегии социально-экономического развития субфедерального образования. Формирование подобной стратегии - это задача всей региональной элиты (образовательной, культурной, бизнес-элиты), а не только чиновников региональных администраций, у которых, по сути, монополия в сфере верстки регионального бюджета, управления государственным имуществом и земельными ресурсами, осуществление функций контроля и пр. На практике, декларируемое участие институтов гражданского и бизнес-сообщества в проектировании стратегического документа носит формальный характер.
Концепция частно-государственного партнерства в триаде «власть-бизнес-общество» должна работать не только в процессе реализации программных мероприятий, но в первую очередь, на этапе подготовки документов. Необходимо выстраивание новых конструктивных отношений с представителями бизнес-структур и экспертного сообщества, с тем чтобы использовать их потенциал в методическом обеспечении процесса разработки программы развития региона. Отчасти, препятствует данному «сотрудничеству» предписание на уровне стандарта органам региональной власти заказывать разработку стратегического документа обязательно на стороне.
Последствия выпадения цепочки «бизнес-общество» очевидны: перепоручение вопросов разработки стратегии развития консалтинговым структурам в большинстве случаев приводит к тому, что стратегия остается формальным документом, несмотря на возможность выбора из двух-трех сценариев реализации плана развития. Ограниченность финансовых, квалифицированных трудовых и прочих ресурсов «вынуждает» региональные власти
придерживаться пессимистического или инерционного сценария документа. Отсюда и определенная «раздражительность» и невосприимчивость органов государственной власти при упоминании о желательности реализации оптимистического или инновационного сценария.
В том же, что касается механизмов выстраивания отношений с экспертным и предпринимательским сообществом, теория менеджмента предоставляет ряд конкретных и зарекомендовавших себя на практике технологий, таких как краудсорсинг и ноосорсинг. Частным проявлением использования краудсоринговых технологий в государственном управлении является работа общественно-консультационных советов при руководителе региона и органах исполнительной и законодательной ветвей власти.
Только внедрение и широкое использование властями в практику социально-экономического территориального развития прогрессивных инструментов и технологий регионального управления позволит упорядочить распределение ограниченных ресурсов предельно эффективным путем, усилить конкурентные преимущества региона в борьбе за инвестиции, высококвалифицированные трудовые ресурсы и укрепить позиции в международном сотрудничестве.
ИСТОЧНИКИ:
1. Ашхотов В.Ю., Улигов А.А. Институциональные особенности обеспечения приоритетного развития сферы услуг // Вопросы экономики и права. 2011. № 31. С. 149-156.
2. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики: учебник для вузов. Государственный университет - Высшая школа экономики. - 4-е изд. - М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2004.
3. Дулесов А.Н., Осипова Е.В. Механизм стратегического управления региональным развитием // «Экономика и эффективность организации производства-2010»: материалы XIII Международной научно-технической конференции. - Режим доступа http://www.science-bsea. bgita.ru/2010/ekonom_2010/dulesov_meh.htm (дата обращения 12.07.20112).
4. Скоч А.В. Место кластеров в современных концепциях формирования региональной экономической политики // Альманах «Академические тетради». - 2006. - №12.
5. Солодская М.С. Концептуальные основания управления регионом [Электронный ресурс] // Теоретический журнал «Credo». - Режим доступа http://credonew.ru/content/ view/261/54/ (дата обращения 10.07.2012).
6. Сухих В.А. Основные концептуальные положения и принципы социоэкономической парадигмы регионального управления //Ars administrandi: Ежегодник-2009. -Пермь: Пермский гос. ун-т, 2009.
7. Хашева З.М., Джерештиева Ф.А. Управление устойчивым развитием региона. - Краснодар: Изд-во ЮИМ, 2011. - 116 с.
49