УДК 327(98)(045)
DOI: 10.37482/issn2221-2698.2020.38.91
О некоторых итогах национального председательства Швеции в Совете Баренцева Евро-Арктического региона: 2017-2019 гг. *
© УЗКИЙ Олег Валентинович, советник первого заместителя Губернатора Архангельской области — председателя Правительства Архангельской области E-mail: [email protected]
Администрация Губернатора Архангельской области и Правительства Архангельской области, Архангельск, Россия
Аннотация. Баренцев Евро-Арктический регион представляет собой объединение государств и их административно-территориальных образований, весьма различных по уровню жизни населения, но обладающих определённой общностью, дающей основание рассматривать его как отдельный геополитический, экономический и социокультурный макрорегион. В статье упоминается о практических достижениях национального председательства Российской Федерации в Совете Баренцева Евро-Арктического региона; обозначаются важные аспекты функционирования БЕАР как платформы для укрепления взаимного доверия и стабильности, уважения прав человека, демократических ценностей и гендерного равноправия, поддержки коренных народов, достижений в сферах торгово-экономического сотрудничества, защиты окружающей среды, разработок в области здравоохранения, развития туризма, промышленных производств, эффективного международного транспортного сообщения, принятия неотложных мер по борьбе с негативными последствиями изменения климата. Статья посвящена анализу некоторых итогов национального председательства Швеции в Совете Баренцева Евро-Арктического региона (19 октября 2017 г. — 3 октября 2019 г.), позволяет оценить текущее состояние и перспективы дальнейшего международного сотрудничества в рамках БЕАР.
Ключевые слова: Баренцев Евро-Арктический регион, Арктика, глобализация, регионализация, интеграция, национальное председательство, региональное председательство, международные отношения, внешняя политика, субъекты Российской Федерации.
Swedish Chairmanship of the Barents Euro-Arctic Council 2017-2019: Key Results
and Achievements
© Oleg V. UZKIY, adviser of the First Deputy Governor — Chair of Arkhangelsk Region Government E-mail: [email protected].
Northern (Arctic) Federal University named after M.V. Lomonosov
Administration of the Arkhangelsk Region Governor and Government, Arkhangelsk, Russia
Abstract. The Barents Euro-Arctic Region is an integration of states and their administrative divisions, markedly different in terms of population living standards, but with a particular affinity that affords firm ground to consider the region as a separate geopolitical, economic, social and cultural macroregion. The article refers to the practical achievements of the national chairmanship of the Russian Federation in the Council of the Barents Euro-Arctic region; important aspects of the functioning of BEAR as a platform for strengthening of mutual trust and stability, respect for human rights, democratic values and gender equality, support for indigenous peoples, achievements in the fields of trade and economic cooperation, envi-
* Для цитирования:
Узкий О.В. О некоторых итогах национального председательства Швеции в Совете Баренцева Евро-Арктического региона: 2017-2019 гг. // Арктика и Север. 2020. № 38. С. 91-104. DOI: 10.37482/issn2221-2698.2020.38.91. For citation:
Uzkiy O.V. Swedish Chairmanship of the Barents Euro-Arctic Council 2017-2019: Key Results and Achievements. Arkti-ka i Sever [Arctic and North], 2020, no. 38, pp. 91-104. DOI: 10.37482/issn2221-2698.2020.38.91.
ronmental protection, developments in the field of health care, tourism, industrial production, effective international transport links, urgent action to combat climate change and its impacts. The article concentrates on the analysis of key results and achievements of Swedish chairmanship of the Barents Euro-Arctic Council (October 19, 2017 — October 3, 2019), evaluating the current status and prospects for further international cooperation within the framework of the BEAR.
Keywords: Barents Euro-Arctic Region, Arctic, globalization, regionalization, integration, national chairmanship, regional chairmanship, international relations, foreign policy, federal subject of Russia.
Введение
Международное сотрудничество в Баренцевом Евро-Арктическом регионе (БЕАР) традиционно вызывает интерес экспертов, политологов и журналистов. Сложившийся здесь механизм трансграничного взаимодействия является одним из примеров, в рамках которых исследуются актуальные тенденции развития международных связей субъектов Российской Федерации, внешней политики нашей страны в целом.
При этом повышенный интерес вызывает двухуровневый характер интеграции в рамках БЕАР: многостороннее взаимодействие на уровне СБЕР — Совета Баренцева Евро-Арктического региона («министерский» уровень) и на уровне БРС — Баренцева Регионального Совета («губернский» уровень). Такое взаимодействие, основанное на принципе ротации и преемственности, представляет собой важный системный фактор, ключевую характеристику, обеспечивающую решение целей и задач БЕАР, его участников.
Анализ актуального опыта национального / регионального председательства той или иной страны-участницы / региона-участника Баренцева сотрудничества позволяет оценить перспективы дальнейшего взаимодействия в рамках БЕАР, разработать необходимые рекомендации для органов государственной власти субъектов Российской Федерации по эффективной реализации международных и внешнеэкономических связей.
Швеция — председатель в СБЕР
Баренцев Евро-Арктический регион представляет собой важный двухуровневый сегмент международных отношений в Арктике. В 1993 г. главной идеей оформления Баренцева сотрудничества стало развитие актуальной формы взаимоотношений на европейском Севере. Окончание «холодной войны» в арктическом регионе создало предпосылки для открытия новых путей эффективного и взаимовыгодного сотрудничества между Северной Европой и Россией [1, Heininen, с. 216].
Однако, как справедливо отмечают исследователи, механизмы функционирования БЕАР существенно более политизированы, чем при возникновении сотрудничества через традиционные рычаги социально-экономического развития, которые основаны на равновесии объективных национальных интересов государств и необходимости в деловой и личной коммуникации населения, а также гуманитарном взаимодействии [2, Лукин Ю.Ф., с. 76].
При этом после падения Железного занавеса и в связи с активизацией процессов глобализации и регионализации геополитика Арктики стала существенно влиять на современ-
ную систему международных отношений и внешнюю политику ключевых акторов, став таким образом мировой геополитикой [3, Неттеп, с. 171].
19 октября 2017 г. в городе Архангельске Королевство Швеция приняло национальное председательство в СБЕР от Российской Федерации в рамках XVI министерской сессии Совета Баренцева Евро-Арктического региона.
Оценивая период российского председательства, необходимо отметить, что в течение 2015-2017 г. наша страна концентрировала своё внимание на важных сферах сотрудничества, таких как транспорт, окружающая среда и климат, культура и туризм. Председательство РФ в СБЕР совпало с неоднозначной ситуацией в международных отношениях. Украинский кризис и продолжение санкционного давления на нашу страну, в том числе и в Арктике, во многом определили условия трансграничного сотрудничества.
Основными практическими достижениями национального председательства Российской Федерации в Совете Баренцева Евро-Арктического региона стали введение безвизового режима для жителей приграничных территорий на срок до 90 суток в пределах 30 километровой зоны с обеих сторон; установление в 2016 г. 72-часового безвизового режима для пассажиров круизных лайнеров, прибывающих в порты Архангельск и Мурманск; запуск прямого железнодорожного сообщения по маршруту Петрозаводск (Республика Карелия) — Ку-опио (Финляндия).
Одним из ключевых перспективных направлений сотрудничества, завершающих российское председательство, было и остаётся строительство железнодорожной магистрали Архангельск — Сыктывкар — Пермь (Соликамск) по проекту «Белкомур». Начало реализации проекта, по мнению автора, должно стать очевидным рычагом для всестороннего развития российской части БЕАР. Проект «Белкомур» соответствует экономическим интересам нашей страны, будет способствовать логистической интеграции Архангельской и Мурманской областей, Республики Коми с регионами Урала и Сибири, а также использованию рациональных маршрутов трансграничных железнодорожных артерий, возрождению Северного морского пути, реализации проекта строительства глубоководного района морского порта Архангельск, а в конечном итоге — торгово-промышленной интеграции Российской Федерации и стран Северной Европы.
Осуществление проекта «Белкомур» станет решающим импульсом общественного развития для Русского Севера, Урала и Сибири, поскольку обеспечит быструю и менее затратную доставку ресурсов из отдалённых районов страны к рынкам сбыта, создаст условия для открытия привлекательных для скандинавских инвесторов промышленных производств по всей протяжённости транспортной артерии.
Принимая национальное председательство, Министр иностранных дел Швеции Мар-гот Вальстрём отметила, что в период двухлетнего руководства в СБЕР официальный Стокгольм будет ориентироваться на принципы устойчивого развития и уважения прав человека.
Особое внимание планировалось уделять расширению контактов между жителями макрорегиона, особенно молодёжному сотрудничеству \
В официальных обращениях МИД Швеции также звучали тезисы, связанные с тендерным равноправием для жителей и созданием равных условий для обоих полов в работе структур БЕАР .
Во время пресс-конференции министров иностранных дел России, Норвегии, Финляндии и Швеции в городе Архангельске завершающий руководство в Совете Сергей Лавров отметил важность практической работы, назвав СБЕР главным механизмом интеграции в северной части Европы. Поддержал свою шведскую коллегу по вопросу необходимости развития контактов между представителями молодёжи, подчеркнув заинтересованность нашей страны в создании молодёжного форума БЕАР. Российский министр также отметил, что зарубежные партнёры позитивно отреагировали на инициативу Москвы о создании «Баренцева Давоса» для обмена мнениями и выработки содержательной позиции по вопросам деятельности СБЕР.
Участники XVI министерской сессии высоко оценили положительные изменения в развитии контактов на различных уровнях Баренцева сотрудничества и подтвердили заинтересованность поддерживать их интенсивность в будущем. Ключевыми вопросами повестки сессии СБЕР стали развитие транспортно-логистической инфраструктуры, природоохранная деятельность, поддержка коренных народов, привлечение внимания к БЕАР как притягательному центру международного туризма.
Губернатор Архангельской области Игорь Орлов как руководитель региона принимающей стороны обратился с приветственным словом к министрам иностранных дел. Отметил, что фундаментом дальнейшего развития многостороннего взаимодействия в БЕАР мог бы стать переход к единому научному пространству макрорегиона, а также партнёрству в сфере высшей школы и арктических исследований. Подчеркнул, что ключевыми ориентирами в Баренцевом сотрудничестве, с точки зрения Правительства Архангельской области, должны оставаться деловые контакты и раскрытие инвестиционного потенциала. Губернатор Орлов заявил, что Баренцево региональное сотрудничество гармонично сочетается со всей многогранной системой международного взаимодействия в Арктике. Напомнил, что указанные темы поднимались на полях проходившего в г. Архангельске 29-30 марта 2017 г. IV Международного арктического форума «Арктика — территория диалога» 3.
1 v
Сергей Лавров: «Архангельск — хорошая площадка для международного сотрудничества». Пресс-центр Правительства Архангельской области. URL: http://dvinanews.ru/-7rp4d2yz (дата обращения: 08.11.2019).
2 Swedish Chairmanship of the Barents Euro-Arctic Council 2017-2019: Regional Sustainable Development for the Future. Swedish Foreign Policy Stories. Ministry for Foreign Affairs. URL: http://www.swemfa.se/2017/10/20/swedish-chairmanship-of-the-barents-euro-arctic-council-2017-2019-regional-sustainable-development-for-the-future (дата обращения: 08.11.2019).
3 Выступление Губернатора Архангельской области И.А. Орлова на Пленарном заседании XVI Министерской сессии СБЕР. Официальный сайт Правительства Архангельской области. URL: https://dvinaland.ru/news/578690 (дата обращения: 08.11.2019).
«Баренцево сотрудничество на подъёме. Его история — это история успеха. Главное — чтобы политический климат определялся не полярным дыханием рецидивов подозрительности и страха времён «холодной войны», а тёплым Гольфстримом Баренцева процесса, в центре внимания которого, наряду с государственными интересами, прежде всего интересы рядовых северян: и россиян, и норвежцев, и саамов, и финнов, и шведов, и многих других народов» [4, Фокин Ю.Е., Смирнов А.И., с. 72].
Однако по некоторым вопросам подозрительность между странами сохраняется. Определённый резонанс в ходе пресс-конференции министров иностранных дел 19 октября 2017 г. вызвали вопросы норвежских журналистов о росте конфликтности между Россией и Норвегией из-за архипелага Шпицберген, обеспокоенности жителей региона «ростом военной активности РФ в Арктике» 4.
Сергей Лавров ответил, что у МИД России действительно есть вопросы к норвежской стороне по поводу Шпицбергена. Обратил внимание на тот факт, что дипломатические ноты РФ были проигнорированы официальным Осло, отметил, что такая риторика не соответствует духу северного сотрудничества. Относительно «роста военной активности» министр Лавров предложил сравнить военные бюджеты России и европейских стран-участниц Североатлантического альянса, прежде чем обвинять Москву в милитаризации Арктики. Министр также упомянул о недавних учениях НАТО «Аврора-2017», которые прошли совместно со Швецией, государством военно-нейтральным, однако активно сотрудничающим с Брюсселем. Согласно позиции министра, изложенное указывает на реализацию спланированной внешнеполитической линии, нацеленной на сдерживание нашей страны.
Уходящий со своего поста норвежский министр иностранных дел Бёрге Бренде указал, что его страна «придерживается каждой запятой» Шпицбергенского трактата (1920), подчеркнул стремление скандинавских партнёров сделать Шпицберген наиболее управляемым архипелагом в Арктике. Министр Лавров, в свою очередь, выразил надежду на то, что преемник господина Бренде найдёт возможность соблюсти дипломатические правила и направит Москве официальный ответ на вполне конкретные вопросы.
Маргот Вальстрём подчеркнула, что проведение совместных с НАТО учений «Аврора-2017» связано с укреплением обороноспособности Швеции. Заверила присутствующих в заинтересованности Стокгольма в поддержании мира и стабильности в БЕАР, а также сохранении внеблокового статуса её страны.
Завершилось шведское председательство в Совете Баренцева Евро-Арктического региона 3 октября 2019 г. в г. Умео (губерния Вестерботтен, Швеция) в рамках XVII Министерской сессии СБЕР.
4 Автор принимал участие в информационно-аналитическом и организационно-протокольном сопровождении официальных мероприятий, проходивших в г. Архангельск 16-19 октября 2017 г.
В этот день, подводя итог двухлетнему шведскому председательству, Совет декларативно отметил следующие моменты 5:
• важную роль Баренцева сотрудничества в качестве платформы для укрепления взаимного доверия и стабильности, уважения прав человека, демократических ценностей и гендерного равноправия, содействия устойчивому развитию в соответствии с Повесткой дня в области устойчивого развития на период до 2030 г. 6;
• эффективное взаимодействие на национальном, региональном и местном уровнях, включая контакты между людьми, в которых коренные народы играют важную роль в качестве ключевого элемента Баренцева сотрудничества;
• существенное развитие региона с момента основания сотрудничества в 1993 г.;
• необходимость продолжения совместной работы для повышения благосостояния жителей БЕАР;
• определяющую роль Баренцева Регионального Совета и его региональной программы на 2019-2023 г.;
• значимость парламентского измерения, принял к сведению решение IX парламентской конференции Баренцева региона, состоявшейся в 2019 г. в г. Хапаранде (Швеция);
• важность поддержки коренных народов, подтвердил свою приверженность уважению их прав, изложенных в Декларации ООН о правах коренных народов (2007) 7, а также принял к сведению итоги проведения IV Конгресса коренных народов Баренцева региона и II Саммита коренных народов Баренцева региона, состоявшегося в 2019 г. в г. Ликселе (Швеция) 8;
• значительные достижения в сферах торгово-экономического сотрудничества, защиты окружающей среды, гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций, здравоохранения, туризма, лесопромышленного комплекса, науки и образования, а также культурного обмена;
• важность стипендии Баренцева региона для развития культурного сотрудничества;
• развитие постоянного эффективного международного транспортного сообщения, поддержал окончательный проект Совместного Баренцева транспортного плана;
• значимость работы по расширению участия молодёжи во всех сферах сотрудничества, а также одобрил рекомендации по молодёжной политике; поддержал проведение дальнейшего мониторинга осуществления мероприятий по всем направлениям многостороннего сотрудничества;
• необходимость принятия неотложных мер по борьбе с негативными последствиями изменения климата, подтвердил свою приверженность осуществлению Парижского соглашения (2015) и подчеркнул необходимость активных согласованных действий в этом направлении, основываясь на последних научных исследованиях; совет с обеспокоенностью отметил, что в Баренцевом регионе потепление возрастает более чем в два раза по сравнению со средним показателем в мире, что может
5 Barents Euro-Arctic Council Umea Declaration, 3 October 2019, Umea, Sweden. General Information Porta l to the Barents Region. URL: https://www.barentsinfo.fi/beac/docs/UmeoDeclaration.pdf (дата обращения: 09.11.2019).
6 Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года. United Nations System Staff College. URL: https://www.unssc.org/sites/unssc.org/files/2030_agenda_for_sustainable_development_-_primer_russian.pdf (дата обращения: 09.11.2019).
7 Декларация Организации Объединённых Наций о правах коренных народов. Принята резолюцией 61/295 Генеральной Ассамблеи от 13 сентября 2007 года. Официальный сайт ООН. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/indigenous_rights.shtml (дата обращения: 09.11.2019).
8 Barents Indigenous Peoples Congress and Summit. Norwegian Barents Secretariat Official Website. URL: https://barents.no/en/news/2019/barents-indigenous-peoples-congress-and-summit (дата обращения: 09.11.2019).
серьёзно отразиться на экосистемах и жизнедеятельности коренных народов; Совет подчеркнул необходимость продолжения активной работы рабочих групп БЕАР по осуществлению Плана действий в сфере изменения климата 9;
• прогресс в сокращении количества экологических «горячих точек» в Баренцевом регионе и призвал участников продолжить работу по улучшению экологических показателей и активизации усилий с целью устранения оставшихся;
• важность повышения уровня информированности о Баренцевом сотрудничестве;
• свою поддержку политическому диалогу, основанному на практическом сотрудничестве и контактах между людьми, которые должны оставаться ключевым фактором развития сотрудничества в рамках БЕАР, подчеркнул важность того, чтобы СБЕР оставался средством укрепления взаимного доверия, взаимопонимания и добрососедских отношений.
Участники XVII Министерской сессии Совета Баренцева Евро-Арктического региона выразили благодарность председателю СБЕР Швеции и председателю БРС норвежской губернии Финнмарк. Национальное председательство на период 2019-2021 гг. перешло к Норвегии, региональное — к шведской губернии Вестерботтен. Главным событием гуманитарной сферы стало вручение очередной Баренцевой стипендии. Лауреатом от Российской Федерации стал представитель Архангельской области — Илья Кузубов, вдохновитель и создатель культурно-экологического фестиваля «Тайбола», который ежегодно проводится на открытом воздухе и собирает тысячи участников.
Комментируя итоги национального председательства в СБЕР, недавно вступившая в должность министра иностранных дел Швеции Анн Линде отметила, что официальный Стокгольм особенно удовлетворён работой над вопросами окружающей среды и изменения климата. Министр также обратила внимание участников сессии на тот факт, что Швеция, взяв на себя ведущую роль в продвижении феминизма на международной арене, стремилась применять феминистский подход во внешней политике и во время своего председательства в СБЕР: «Развитие феминизма способствует укреплению определённых структур, позволяет переосмыслить способы работы этих структур, а также кого они представляют, и кто кого будет представлять в будущем. Крайне важно, чтобы у женщин были те же возможности, что и 10
у мужчин» .
Одним из главных приоритетов шведского председательства было привлечение внимания к проблемам молодёжи и активизации участия молодёжи в Баренцевом сотрудничестве. Анн Линде подчеркнула, что в 2017-2019 гг. молодёжь была привлечена к активной работе с министрами: молодые люди сами подготовили декларацию, которая была поддержана СБЕР.
9 Action Plan on Climate Change for the Barents Co-operation. Barents Euro-Arctic Council official website. URL: https://www.barentscooperation.org/en/About/Learn-More/Climate-Change-and-the-Barents-region/Barents-Action-Plan (дата обращения: 09.11.2019).
10 Acting Barents, Thinking Arctic: Maximizing Attention to the North through Regional Cooperation. High North News. URL: https://www.highnorthnews.com/en/acting-barents-thinking-arctic-maximizing-attention-north-through-regional-cooperation (дата обращения: 09.11.2019).
В работе XVII Министерской сессии Совета Баренцева Евро-Арктического региона не было двух ключевых представителей — Сергея Лаврова и Пекка Хаависто. Министр иностранных дел Российской Федерации и его финский коллега не участвовали в очередной сессии СБЕР (в отличие от предыдущей встречи в г. Архангельске в 2017 г.), что стало заметной потерей и, очевидно, сделало это важное мероприятие менее представительным.
Глобальная повестка
Известное выражение «Думай глобально, действуй локально» может быть применено и к Баренцеву сотрудничеству. Знаковой особенностью, завершающей шведское председательство XVII Министерской сессии СБЕР, стало то, что оно было организовано на полях Арктического форума Европейского союза. И, таким образом, встреча министров СБЕР стало лишь дополнением к гораздо более крупному мероприятию Евросоюза.
3-4 октября 2019 г. прошёл специальный Арктический форум Европейского союза, организованный Европейской комиссией, Европейской службой внешнеполитической деятельности и Правительством Швеции. Панельные дискуссии форума собрали около пятисот человек, в их числе министры иностранных дел Италии, Индии, Финляндии, Латвии, Норвегии, Мальты, а также два еврокомиссара (Федерика Могерини и Кармену Велла). Одно из заседаний форума посетила наследница шведского престола кронпринцесса Виктория.
Целью проведения форума ЕС в 2019 г. стало обсуждение вопросов международных отношений в Арктическом регионе, экологии и изменения климата, инвестиционного сотрудничества, Интернета и связи. По замыслу организаторов, форум должен был сформировать общую политическую позицию, стратегический взгляд стран Евросоюза на сотрудничество в Арктике после 2020 г. При этом Правительство Швеции подчеркнуло давнюю приверженность Стокгольма арктической политике ЕС.
По итогам работы Арктического форума ЕС в Умео высокие представители Европейского союза и МИД Швеции выпустили совместное заявление (декларацию). Основными те-
11
зисами стали следующие .
л V V
С целью защиты окружающей среды и поддержки устойчивого развития экономики ЕС будет осуществлять поддержку региона в трёх ключевых направлениях:
• инвестирование в исследования и разработки;
• защита местных экосистем и биоразнообразия;
• создание развитой инфраструктуры для соединения региона с остальной Европой, включая высокоскоростной доступ к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
11 Совместное заявление: давняя приверженность ЕС укреплению устойчивого международного сотрудничества в Арктике. European Union External Action: Official Website. URL: https://eeas.europa.eu/ru/eu-information-russian/68417/совместное-заявление-давняя-приверженность-ес-укреплению-устойчивого-международного_ru (дата обращения: 15.11.2019).
В декларации также отмечено, что по указанным вопросам Европейский союз будет поддерживать активное взаимодействие с центральными, региональными и муниципальными органами власти в европейской части Арктики.
Три страны-участницы Евросоюза (Дания, Финляндия, Швеция) и две страны-участницы Европейского экономического пространства (Исландия, Норвегия) являются арктическими государствами. Поэтому в совместном заявлении провозглашена решающая роль ЕС в Арктике: заинтересованность в том, чтобы регион оставался зоной «низкого напряжения», но «высокого сотрудничества». То есть речь в документе идёт о содействии постоянному торгово-промышленному и инвестиционному развитию арктического региона, основанному на актуальных научных исследованиях. Акцент при этом, по замыслу авторов заявления, будет делаться на сохранении хрупких экосистем, а также принятии в расчёт условий жизни местных сообществ, в частности коренных народов.
Согласно совместной декларации, ЕС ставит перед собой конкретные задачи по защите окружающей среды: ограничить глобальное потепление до 1,5 градуса Цельсия, сократить выбросы парниковых газов в мире, к 2050 г. стать углеродно-нейтральной экономикой.
Примечательно, что представители Российской Федерации не были приглашены на Арктический форум Европейского союза. Нашей стране не нашлось места и в утверждённом Еврокомиссией и МИД Швеции итоговой декларации — совместном заявлении.
С сожалением констатируем, что растущий интерес Брюсселя к полярному макрорегиону оставляет БЕАР на втором плане. Страны Северной Европы все более вовлекаются в арктическую политику ЕС. СБЕР на сегодняшний день представляет собой межгосударственную площадку с однообразной повесткой работы, а Арктический форум Евросоюза — это крупное мероприятие с большим количеством участников, в рамках которого обсуждаются реальные перспективы развития северных территорий в мировом масштабе (серьёзную конкуренцию форуму, по мнению автора, составляет лишь Арктический совет).
При этом отстаиваемый Европейским Союзом термин «Арктическая Европа» включает лишь административно-территориальные единицы севера Норвегии, Финляндии и Швеции, а также Исландию и датскую автономию — Гренландию. Таким образом, официальный Брюссель игнорирует необходимость считаться с национальными интересами нашей страны на севере Европы, сохраняет антироссийские санкции, что приводит к усилению политических противоречий в мировой геополитике. Примечателен также и тот факт, что вхождение ЕС в состав Арктического Совета в качестве наблюдателя станет возможным лишь после отмены финансово-экономических ограничений, направленных против официальной Москвы, которая, в свою очередь, продолжит накладывать вето на заявку Евросоюза на обретение постоянного статуса в Арктическом совете.
Учитывая уровень и количество участников Арктического форума ЕС, его повестку, можно сделать вывод о том, что ключевое официальное мероприятие ведущей субрегио-
нальной организации на европейском Севере — СБЕР [5, с. 112] осталось в тени этого более масштабного международного события.
Региональная повестка
В октябре 2017 г. параллельно с приобретением национального председательства Швеции в рамках ротационных процедур на региональном уровне приняла на себя руководство норвежская губерния Финнмарк. Заседание Баренцева Регионального Совета также
12
прошло в городе Архангельске .'
Губерния Финнмарк впервые приняла на себя председательство в БРС. Губернатор Рагнхильд Вассвик тогда представила приоритетные направления на предстоящее двухлетнее председательство: преемственность, экономическое развитие, охрана окружающей среды, развитие транспортной инфраструктуры, сотрудничество между людьми, а также снижение пограничных барьеров 13.
В период с октября 2017 г. по октябрь 2019 г. были приняты следующие документы 14:
• Совместное заявление членов БРС от 24 мая 2018 г. (г. Рованиеми, Финляндия);
• Совместное заявление членов БРС от 27 сентября 2018 г. (г. Сыктывкар);
• Протокол заседания БРС от 3 апреля 2019 г. (г. Тромсё, Норвегия);
• Совместное заявление членов БРС от 2 октября 2019 г. (г. Умео, Швеция).
2 октября 2019 г. накануне открытия XVII Министерской сессии СБЕР прошло главное событие БЕАР «губернского» уровня — заседание БРС, которое было посвящено подведению итогов председательства фюльке Финнмарк и переходу руководства к шведской губернии Вестерботтен. Центральное внимание было уделено предложениям БРС в адрес министров иностранных дел, связанным с созданием механизма финансовой поддержки рабочих групп. Среди других вопросов также обсуждались упрощение визовых процедур, защита окружающей среды и изменение климата, молодёжное сотрудничество и деятельность Баренцева регионального молодёжного совета, развитие транспортной инфраструктуры, под-
15
держка коренных народов, региональный взгляд на арктическую повестку .
Одним из заметных на заседании БРС стало обращение первого заместителя Губернатора Архангельской области — председателя Правительства Архангельской области Алексея
12 Баренцево сотрудничество: консолидация знаний, ресурсов и возможностей. В правительстве области состоялось заседание Баренцева Регионального Совета. Пресс-центр Правительства Архангельской области. URL: http://dvinanews.ru/-c6freewu (дата обращения: 16.11.2019).
13 M0te i Barents regionrad og ministerrad. Finnmark fylkeskommune. URL: https://www.ffk.no/aktuelt/mote-i-barents-regionrad-og-ministerrad.590687.aspx (дата обращения: 16.11.2019).
14 Meeting Protocols and Joint Statements of the Barents Regional Council. Finnmark Chairmanship 2017-2019. Barents Euro-Arctic Council official website. URL: https://www.barentscooperation.org/en/Barents-Regional-Council/Regional-Council-documents/Regional-Council-documents (дата обращения: 18.11.2019).
15 Joint Statement of the Barents Regional Council on the Occasion of the BEAC Ministerial Meeting and the EU Arctic Forum. 3 October 2019, Umea, Sweden. General Information Portal to the Barents Region. URL: https://www.barentsinfo.fi/beac/docs/JointStatementofBRC_02102019.pdf (дата обращения: 18.11.2019).
Алсуфьева к участникам, который подтвердил, что для Архангельской области научное сотрудничество является ключевой сферой работы в рамках БЕАР 16.
Представитель Архангельской области также отметил, что в соответствии с решением Президента Владимира Путина в Арктической зоне Российской Федерации будет создан научно-образовательный центр мирового уровня, целью которого должна стать поддержка всестороннего развития Российской Арктики. Планируется, что центр будет решать задачи изучения и продвижения инновационных технологий, развития кадрового потенциала для научно-исследовательского, торгово-промышленного и инвестиционного развития Арктики. Алексей Алсуфьев пригласил партнёров по БЕАР к совместной работе на площадке научно-образовательного центра для поиска конструктивных решений актуальных задач в Российской Арктике, которые могли бы стать взаимовыгодными.
Безусловно, создание такого научно-образовательного центра с вовлечением в его функционирование зарубежных партнёров по БЕАР могло бы создать реальные предпосылки для содержательного сотрудничества производственных предприятий и высших учебных заведений арктических государств.
Заключение
На начальном этапе развития Баренцева сотрудничества посол Российской Федерации в Королевстве Норвегия (1995-1997 гг.) Юрий Фокин ёмко охарактеризовал основную преграду успешному развитию российско-норвежских отношений — это наследие, доставшееся от «холодной войны»: страх, недоверие, подозрительность [6, Смирнов А.И.]. 268].
И приходится с сожалением констатировать, что введённые после событий украинского кризиса антироссийские санкции возвращают риторику некоторых участников Баренцева сотрудничества к периоду истории до «Мурманских инициатив» Генерального секретаря ЦК КПСС Михаила Горбачёва, негативно влияют на развитие сотрудничества в рамках БЕАР. Одним из примеров здесь служит своеобразный «дипломатический демарш» руководителя внешнеполитического ведомства одной из стран-участниц СБЕР, который 30 марта 2017 г. демонстративно покинул зал пленарного заседания IV Международного арктического форума «Арктика — территория диалога», когда Президент Российской Федерации Владимир
17
Путин начал своё выступление .
За более чем четверть века наряду с позитивным характером инвестиций в малые и средние проекты прослеживается тенденция ухода зарубежных партнёров по Баренцеву сотрудничеству от инвестирования в крупномасштабные проекты, осуществление которых смогло бы обогатить международное взаимодействие в регионе, повысив статус СБЕР на мировой арене. Что важнее для субъектов РФ, это позволило бы существенно увеличить
16 В Умео проходит заседание Баренцева регионального совета. Пресс-центр Правительства Архангельской области. URL: http://dvinanews.ru/-5uaes8br (дата обращения: 20.11.2019).
17 Автор принимал участие в информационно-аналитическом и организационно-протокольном сопровождении официальных мероприятий, проходивших в г. Архангельске 29-31 марта 2017 г.
уровень социально-экономического развития российской части БЕАР. Несомненно, это представляется выгодным и для иностранных коллег. К примеру, как отмечает глава Норвежского Баренцева секретариата Ларс Георг Фордал, уже сейчас в приграничном городе Киркенесе (губерния Финнмарк, Норвегия) 30% товаров приобретают граждане РФ. Согласно отчёту секретариата за 2018 г., на торгово-экономическом сотрудничестве с участием России муниципалитет Сёр-Варангер «зарабатывает миллиарды» 18.
Правительство Швеции строит свою внешнюю политику в арктическом макрорегионе на членстве страны в Арктическом Совете, СБЕР, Северном измерении, Совете министров Северных стран и других международных форумах, делая ставку на деятельное участие в проводимых ими событиях [7]. При этом официальный Стокгольм акцентирует внимание на своей давней приверженности арктической политике Европейского союза, что доказал оставивший в своей тени XVII Министерскую сессию СБЕР специальный Арктический форум ЕС (г. Умео 3-4 октября 2019 г.).
Таким образом, двухлетний период национального председательства Швеции в СБЕР не ознаменовался переходом к гармоничному развитию во всех сферах Баренцева сотрудничества: гуманитарная сфера по-прежнему «затмевает» экономическую, не преодолены некоторые политические противоречия (например, позиции Норвегии и США по вопросу российского присутствия на Шпицбергене [8, Pedersen Т.]).
В пользу последних аргументов говорит и сравнительно невысокий товарооборот между российской и иностранной частями БЕАР. К примеру, Архангельская область представляет собой крупнейшее по площади административно-территориальное образование в БЕАР, а г. Архангельск с населением в 350 тыс. чел. является крупнейшим городом в Баренцевом регионе. При этом согласно официальным данным ключевого государственного института поддержки несырьевого экспорта — акционерного общества «Российский экспортный центр» за 2018 г., ни Норвегия, ни Финляндия, ни Швеция не вошли в «десятку» стран по экспорту товаров из Архангельской области [9].
Решающим фактором в Баренцевом сотрудничестве на сегодняшний день, с точки зрения автора, должны оставаться торгово-экономическое взаимодействие и раскрытие инвестиционного потенциала БЕАР: увеличение количества проектов Коларктик и объёмов их финансирования, расширение научно-технического сотрудничества в Арктике, создание совместных промышленных производств, более эффективное развитие транспортно-логистической инфраструктуры и приграничных экономических связей.
Открытые границы укрепляют экономику и стимулируют деловые контакты. Поэтому направленная работа над созданием упрощённого визового режима и таможенных процедур между зарубежной частью БЕАР и Северо-Западным федеральным округом Российской
18 Lars Georg Fordal. Felles historie, feiles framtid. Vi trenger en äpnere grense mot Russland. Det vil begge land tjene pä. Norsk Rikskringkasting (NRK). URL: https://www.nrk.no/ytring/felles-historie_-felles-framtid-1.14753633 (дата обращения: 21.11.2019).
Федерации должна стать очевидным приоритетом, прежде всего, для участников Баренцева Регионального Совета и Регионального Комитета, способных в последующем убедить в этом центральные правительства своих стран.
И только общими усилиями членов СБЕР и БРС, политической волей руководителей удастся реализовать большое количество конкретных, востребованных на территориях БЕАР крупных проектов научно-технического, торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества. Результатом совместной работы станет удовлетворение общественных потребностей населения, улучшение качества жизни в субъектах Российской Федерации, которые являются участниками Баренцева сотрудничества (Республика Карелия, Республика Коми, Архангельская область, Мурманская область, Ненецкий автономный округ).
При этом в современных условиях рыночных отношений Баренцево сотрудничество не может развиваться на директивной основе. Безусловно, политическим элитам и жителям северных территорий должна быть ясна целесообразность такой интеграции.
Только при реализации оптимистичного сценария и преодоления политических предрассудков и недоверия в средне- и долгосрочной перспективе центральной задачей международного сотрудничества в Баренцевом регионе может и должно стать формирование зоны свободной торговли и общего рынка товаров, создание совместных производств, увеличение объёма взаимных инвестиций. При развитии благоприятных условий даже станет возможным вести речь о разработке элементов таможенного союза БЕАР.
Литература
1. Heininen L. Circumpolar International Relations and Geopolitics / Arctic Human Development Report.
Akureyri: Stefansson Arctic Institute, 2007. Pp. 207-225.
2. Лукин Ю.Ф. Великий передел Арктики. Архангельск: Северный (Арктический) федеральный
университет, 2010. 400 с.
3. Heininen L. Arctic Geopolitics from Classical to Critical Approach — Importance of Immaterial Factors
/ Geography, Environment, Sustainability. 2018. Vol. 11. No. 1. Pp. 171-186.
4. Фокин Ю.Е., Смирнов А.И. Киркенесская Декларация о сотрудничестве в Баренцевом / Евроарк-
тическом регионе: взгляд из России 20 лет спустя. М.: НИИГлоБ, 2012. 88 с.
5. Арктический регион: проблемы международного сотрудничества: хрестоматия в 3 томах / Рос-
сийский совет по международным делам. Под общ. ред. И.С. Иванова. М.: Аспект Пресс, 2013.
360 с.
6. Смирнов А.И. Российско-норвежские отношения в Баренцевом-Евроарктическом регионе, 90-е
гг. ХХ в.: дис. ... д-ра ист. наук: 07.00.15. М., 2003. 300 с.
7. Журавель В.П. Трансформация арктической стратегии и политики стран Северной Европы: по-
зиция России // Современная Европа: 60 лет после Римских договоров. Ч. II [отв. редакторы
Е.А. Маслова, О.Ю. Потемкина]. М.: Ин-т Европы РАН, 2017. С. 38-47.
8. Pedersen T. International Law and Politics in US Policymaking: The United States and the Svalbard
Dispute // Ocean Development and International Law. 2011. Vol. 42. Issue 1-2. Pp. 120-135.
9. Аналитический отчёт. Справка акционерного общества «Российский экспортный центр» за 2018
год: Архангельская область. Экспорт по странам. Несырьевой неэнергетический экспорт по
странам. Прирост несырьевого неэнергетического экспорта по странам.
References
1. Heininen L. Circumpolar International Relations and Geopolitics. Arctic Human Development Report.
Akureyri, Stefansson Arctic Institute, 2007, pp. 207-225.
2. Lukin Y.F. Velikiy peredel Arktiki [Great Repartition of the Arctic]. Arkhangelsk, Northern (Arctic) Fed-
eral University Publ., 2010, 400 p. (In Russ.)
3. Heininen L. Arctic Geopolitics from Classical to Critical Approach - Importance of Immaterial Factors.
Geography, Environment, Sustainability, 2018, vol. 11, no. 1, pp. 171-186.
4. Fokin Y.E., Smirnov A.I. Kirkenesskaya Deklaratsiya o sotrudnichestve v Barentsevom / Evroarktich-
eskom regione: vzglyad iz Rossii 20 let spustya [Kirkenes Declaration on Cooperation in the Barents Euro-Arctic Region: Russia's View 20 years later]. Moscow, National Institute for the Research of Global Security Publ., 2012, 88 p. (In Russ.)
5. Ivanov I.S., ed. Arkticheskiy region: problemy mezhdunarodnogo sotrudnichestva: khrestomatiya v 3 t.
[Arctic Region: Problems of International Cooperation]. Moscow, Aspect Press Publ., 2013. 360 p. (In Russ.)
6. Smirnov A.I. Rossiysko-norvezhskie otnosheniya v Barentsevom-Evroarkticheskom regione, 90-e gg.
XX v.: dis. ... d-ra ist. nauk [Russian-Norwegian Relations in the Barents Euro-Arctic Region, 1990s: Dr. Hist. Sci. Diss.]. Moscow, 2003, 300 p. (In Russ.)
7. Zhuravel V.P. Transformatsiya arkticheskoy strategii i politiki stran Severnoy Evropy: pozitsiya Rossii
[Transformation of the Arctic Strategy and Policy of the Nordic Countries: Russia's Attitude]. Sov-remennaya Evropa: 60 let posle Rimskikh dogovorov. Ch. II [Modern Europe: 60 years after the Roman Treaties. Part II]. Moscow, Institute of Europe RAS, 2017, pp. 38-47. (In Russ.)
8. Pedersen T. International Law and Politics in US Policymaking: The United States and the Svalbard
Dispute. Ocean Development and International Law, 2011, vol. 42, iss. 1-2, pp. 120-135.
9. Analiticheskiy otchet. Spravka aktsionernogo obshchestva «Rossiyskiy eksportnyy tsentr» za 2018
god: Arkhangelskaya oblast. Eksport po stranam. Nesyryevoy neenergeticheskiy eksport po stranam. Prirost nesyryevogo neenergeticheskogo eksporta po stranam [Analytical Report. Summary of Russian Export Center 2018: Arkhangelsk Region. Top Export Destinations. Top Non-Oil and Gas Export Destinations. Top Export Expansion Destinations].
Статья принята 25.11.2019