Научная статья на тему 'Процессы институционализации молодёжного сотрудничества в Баренцевом Евро-Арктическом регионе'

Процессы институционализации молодёжного сотрудничества в Баренцевом Евро-Арктическом регионе Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
378
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАРЕНЦЕВ РЕГИОН / BARENTS REGION / МОЛОДЁЖНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / YOUTH COOPERATION / МОЛОДЁЖНАЯ ПРОГРАММА / YOUTH PROGRAM / МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / INTERNATIONAL COOPERATION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Аверьянова Светлана Алексеевна

В статье рассматривается процесс формирования и закрепления структуры молодёжного сотрудничества в рамках двухуровневой системы организации Баренцева Евро-Арктического региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Аверьянова Светлана Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROCESSES OF INSTITUTIONALIZATION OF YOUTH COOPERATION IN THE BARENTS EURO-ARCTIC REGION

The process of formation and strengthening of the youth cooperation structure in the framework of the two-level Barents Euro-Arctic Region organization system is reviewed in the article.

Текст научной работы на тему «Процессы институционализации молодёжного сотрудничества в Баренцевом Евро-Арктическом регионе»

РЕГИОНОЛОГИЯ АРКТИКИ И СЕВЕРА: СОЦИУМ, КУЛЬТУРА, ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА

УДК 327 (470.1/.2+48) + 329.78 (470.1/.2+48)

ПРОЦЕССЫ ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИИ МОЛОДЁЖНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В БАРЕНЦЕВОМ ЕВРО-АРКТИЧЕСКОМ РЕГИОНЕ

PROCESSES OF INSTITUTIONALIZATION OF YOUTH COOPERATION IN THE BARENTS EURO-ARCTIC REGION

© Аверьянова Светлана Алексеевна, аспирантка кафедры регионо-ведения и международных отношений Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова. E-mail: vetka22@yandex.ru

© Averianova Svetlana Alexeevna, postgraduate student of the Department of Regional Studies and International Relations of Northern (Arctic) Federal University named after M.V. Lomonosov. E-mail: vetka22@yandex.ru

Аннотация. В статье рассматривается про- Abstract. The process of formation and

цесс формирования и закрепления структуры strengthening of the youth cooperation struc-

молодёжного сотрудничества в рамках двух- ture in the framework of the two-level Barents

уровневой системы организации Баренцева Euro-Arctic Region organization system is re-

Евро-Арктического региона. viewed in the article.

Ключевые слова: Баренцев регион, моло- Keywords: the Barents region, youth coopera-

дёжное сотрудничество, молодёжная про- tion, youth program, international cooperation грамма, международное сотрудничество

Введение

Баренцев Евро-Арктический регион — крупнейшая арена межрегионального сотрудничества в Европе, которая объединяет территории четырёх государств, расположенные вблизи Баренцева моря. На протяжении двадцати лет с момента создания региона в структуре сотрудничества, как в живом организме, происходят непрерывные изменения: создаются и обновляются рабочие документы, наблюдается процесс интеграции рабочих групп, развиваются направления сотрудничества. Данные тенденции отражаются также и в рамках системы молодёжного сотрудничества в структуре БЕАР, исследование институционализа-ции которого представляется весьма актуальной темой. Особенное внимание в статье уделено предпосылкам, основным тенденциям, механизмам финансирования, а также этапам развития молодёжного сотрудничества БЕАР на протяжении десятилетия: 2003-2013 гг.

Создание Баренцева региона

Непосредственно само создание Баренцева Евро-Арктического региона явилось плодом, с одной стороны, реформ, начатых в Советском Союзе после прихода к власти М.С. Горбачева и заключавшихся в обеспечении безопасности страны путём международного сотрудничества, а не военного противостояния; а с другой — мощных интеграционных процессов, происходивших в Западной Европе. Благодаря совместным усилиям 11 января 1993 г. в Киркенесе состоялась историческая конференция министров иностранных дел, на которой была подписана Киркенесская декларация, являющаяся основным документом Баренцева сотрудничества на протяжении двадцати лет взаимодействия.

Двухуровневая организация Баренцева региона представляет особую ценность для дальнейшего развития сотрудничества. Именно благодаря данной структуре происходит важная региональная работа по развитию региона как бы вне государственных границ. Решения, принимаемые центральными органами власти, часто основаны на приоритетах и выводах, сделанных на региональном уровне. «Крёстный отец» идеи БЕАР Торвальд Столтен-берг указывал на принципиально важный фактор — инициативу и поддержку снизу: «Каким быть сотрудничеству стран Баренцева региона, определяли люди, живущие в этом регионе. А не указания их столиц» [1, с. 4-17]. Трудно не согласиться с данным утверждением, которое явно подтверждается на примере регионального молодёжного сотрудничества, начало которому было положено ещё в конце ХХ века.

Приоритетные направления Баренцева сотрудничества были обозначены в Киркенес-ской декларации: экономика, торговля, наука и технологии, туризм, инфраструктура, образование, культурные обмены, а также проекты, связанные с улучшением положения коренных народов Севера. Следует отметить, что направление молодёжного сотрудничества появилось гораздо позже — в 2002 г., а на момент создания Киркенесской декларации молодёжь Баренцева региона не рассматривалась как предмет для отдельного направления сотрудничества.

Практика последних десятилетий убедительно доказывает, что в быстро изменяющемся мире стратегические преимущества будут у тех государств, которые смогут эффективно развивать и продуктивно использовать инновационный потенциал, основным носителем которого является молодёжь. Именно поэтому в последние десятилетия ХХ в. страны мирового сообщества обратили внимание на молодёжь как особенную группу общества, требующую новых подходов для взаимодействия.

Молодёжное сотрудничество на региональном уровне

Официально молодёжное сотрудничество на региональном уровне в Баренцевом регионе началось со встречи молодёжи БЕАР, которая состоялась в шведском городе Кируне 4-6 сентября 1998 г. Впервые молодёжная тематика Баренцева региона оказалась на повестке дня на шестой встрече Совета Баренцева Евро-Арктического региона в 1999 г. в норвежском городе Будё [1]. В мае 1999 г. по финской инициативе была создана специальная рабочая групп по молодёжной политике под началом Баренцева совета. Формальный статус молодёжное сотрудничество в рамках БЕАР получило путем организации в 2000 г. Баренцева Регионального Международного Форума, который после своего создания провел ряд конференций. Одной из таких конференций стала конференция «Лицом в будущее», состоявшаяся 15-16 мая 2001 года в норвежском городе Тромсё [2, с. 4-17]. В конференции приняли участие министры, ответственные за реализацию молодёжной политики в странах Баренцева региона. По итогам работы конференции назрела необходимость принятия особой программы для молодёжи Баренцева региона. Был принят план будущих действий в сфере молодёжной политики, в рамках которого было предусмотрено создание органа, оказывающего информационную поддержку и помощь молодёжным группам в регионе.

Результатом проявленного интереса к вопросам молодёжной политики стало создание в 2002 г. Рабочей Группы по Молодёжной Политике Совета Баренцева Евро-Арктического региона (Working Group on Youth Policy (WGYP), которая получила статус постоянной наряду с остальными рабочими группами [3]. Рабочая Группа по Молодёжной Политике состоит из представителей министерств, ответственных за реализацию молодёжной политики в странах Баренцева региона [4, с. 108-110].

В мае 2002 г. Совет Баренцева региона принял план действий с целью повышения сотрудничества в молодёжной сфере. В соответствии с определёнными приоритетами и поставленными целями в рамках молодёжной политики Баренцева региона было принято решение о создании в декабре 2002 г. в Мурманске Офиса содействия молодёжному сотрудничеству (Barents Youth Cooperation Office — BYCO). Главной задачей офиса является оказание информационной поддержки, а также помощи в поиске партнёров и управления проектами молодёжным организациям, работающим с молодёжными международными инициативами в Баренцевом регионе, а также стимулирование сотрудничества между информационными структурами в молодёжной сфере Баренц-региона [3]. Офис финансируется министерствами, ответственными за молодёжную политику в России, Финляндии, Швеции и Норвегии, как часть молодёжного сотрудничества под эгидой Совета Баренцева региона.

Необходимо отметить высокую роль расположения Офиса содействия молодёжному сотрудничеству именно в Мурманске на территории России, в непосредственной близости к границе с Норвегией, а также Норвежским и Международным Баренцевыми Секретариатами в Киркенесе. Данное положение офиса даёт возможность для возникновения более частых контактов и решения появляющихся вопросов. Примечательным также является неоспоримый факт того, что большинство молодёжных проектов, поданных в Баренцев Секретариат, инициируется именно российскими партнёрами. В этом контексте результат работы Офиса содействия молодёжному сотрудничеству в Баренцевом регионе не оставляет сомнений в эффективности проделанной работы.

На региональном уровне структурный процесс закрепления молодёжной политики происходил практически параллельно с министерским уровнем. Баренцев Региональный Комитет основал Региональную Рабочую Группу по Молодёжным Вопросам (Regional Working Group on Youth Issues (RWGYI) в 2002 году. Примечательно, что с первых же дней создания отмечался временный характер Рабочей Группы по Молодёжным Вопросам, основной задачей которой являлась реализация Молодёжной Программы Баренцева региона, разработка и принятие которой находится в компетенции Регионального Совета. С момента создания двух групп по молодёжной политике и вопросам молодёжи на министерском и региональном уровнях отмечается их тесное взаимодействие и сотрудничество как между собой, так и с Региональным Советом Баренцева региона [5].

Баренцева программа

Главным документом, обобщающим направления и содержание сотрудничества в регионе на ближайшее время, является Баренцева программа, которая представляет собой эффективный инструмент и прочную базу для совместных решений и осуществления проектов. В рамках Баренцевой программы Региональным Молодёжным Советом была принята первая Молодёжная программа (the Barents Regional Youth Programme) в январе 2003 г. На данный момент реализуется Молодёжная программа Баренцева региона на 2011-2014 гг. [6, с. 75-85].Программа была принята в качестве меры в ответ на вызов сокращения численности населения в БЕАР. Регионы на севере России, Норвегии, Швеции и Финляндии имеют общие вызовы и проблемы, среди них к наиболее насущным относится сокращение численности населения, меры по борьбе с которым малоэффективны. Результатом является то, что молодёжь стремится покинуть Баренцев регион и выбрать более тёплый и центральный регион в своей стране. По данным статистики, территорию покидает наиболее образованная молодёжь. Именно поэтому Молодёжная программа Баренцева региона направлена на

улучшение привлекательности жизни и профессионального развития путем улучшения жизненных условий, а также обеспечения новыми возможностями для индивидуального развития молодёжи. Основными приоритетными областями сотрудничества Молодёжной программы являются: образование и предпринимательство, культура и спорт, окружающая среда, социальные вопросы и здоровье, коренное население и меньшинства. Председатель Баренцева Регионального совета Г. Кнутсон, определяя значение принятой Молодёжной программы, указывал, что она является первым шагом в выработке здоровой региональной молодёжной политики в Баренцевом Евро-Арктическом регионе. Также он подчеркнул, что ответственность по её реализации лежит на всех регионах-членах БЕАР [2, с. 4-17]. Разработка и принятие Молодёжной программы стали хорошей и крепкой основой для развития и углубления Баренцева процесса в области человеческого измерения, а также создали благоприятные предпосылки для дальнейшего взаимного сотрудничества между странами региона.

Баренцев Региональный Молодёжный Совет — БРИК

У стран Баренцева региона существует множество общих задач в сфере молодёжной политики, что является предпосылкой для взаимного сотрудничества в данной сфере. Во время международного молодёжного семинара в Мурманске в октябре 2003 г. участники выразили общее желание молодёжи более активно участвовать в Баренцевом сотрудничестве. Они пришли к выводу, что лучшим путём решения данного вопроса является создание новой молодёжной структуры в Баренцевом сотрудничестве — совета, состоящего из представителей молодёжи всего региона [7].

Таким образом, Баренцев Региональный Молодёжный Совет — БРИК (the Barents Regional Youth Council — BRYC) был создан в 2004 году, чтобы обеспечить активное участие молодёжи в структуре Баренцева сотрудничества. Первое организованное заседание БРИКа прошло в Киркенесе во время фестиваля «Баренц Спектакль» в 2004 г. [6, с. 75-85]. Совет состоит из 14 членов: одного молодёжного представителя от каждого субъекта Баренцева региона и одного представителя от коренных и малочисленных народов. Создание Молодёжного Совета БЕАР направлено на продвижение региональных молодёжных интересов и проектов. Члены БРИКа работают совместно над усилением многостороннего молодёжного сотрудничества, расширением прав и возможностей молодёжи принимать активное участие в формировании и развитии Баренцева региона. Деятельность Совета финансируется странами Баренцева региона. Члены Совета выбираются администрациями субъектов Баренцева региона по следующим критериям: возраст — 18-30 лет, знание английского языка, знание молодёжных вопросов региона и интерес к международному сотрудничеству [8].

Основным механизмом для поиска финансирования является получение грантов на молодёжные проекты через Норвежский Баренцев Секретариат. Проекты в рамках Баренцева региона имеют свою особенность: как правило, реализация проектов основывается на двусторонних договорах между муниципалитетами, а также в рамках побратимских связей. Необходимо отметить, что сотрудничество осуществляется не только посредством взаимодействия между муниципалитетами, но также и между некоммерческими объединениями, работающими с молодёжью (Красный Крест, экологическая организация «Этас» и т.д.). Молодёжные проекты имеют разную направленность: молодёжные инициативы, студенческие обмены, исследовательские проекты и т.д.

Ежегодно Министерство иностранных дел Норвегии выделяет финансирование (порядка 20-23 миллионов крон) губерниям Тромс, Нурланд и Финнмарк на сотрудничество с другими губерниями Баренцева региона [9, с. 154-165]. Распределением финансовых ресурсов занимается Норвежский Баренцев Секретариат, состоящий из представителей администраций трех северных норвежских губерний, Министерства регионального развития и Министерства иностранных дел Норвегии. Таким образом, формируется финансирование молодёжного сотрудничества Баренцева региона.

Региональный Молодёжный Совет ежегодно организует одно крупное мероприятие на территории Баренцева региона, место проведения которого каждый год меняется. БРИК привлекает сотни представителей активной молодёжи из регионов БЕАР для участия в проектах, которые имеют широкий охват и различные виды деятельности.

Знаковым событием в сфере молодёжной политики и молодёжного сотрудничества Баренцева региона в 2011 г. стало объединение двух рабочих групп по молодёжи: Рабочей Группы по Молодёжной политике Совета Баренцева Евро-Арктического региона (Working Group on Youth Policy) и Региональной Рабочей Группы по Молодёжным вопросам (Regional Working Group on Youth Issues). В результате на данный момент в Баренцевом регионе действует Объединённая Рабочая Группа по Молодёжным вопросам (Joint Working Group on Youth Issues), которую возглавляет Бьёрн Хансен — старший советник Министерства по делам детей, равенства и социальной политики Норвегии [10]. Первое большое заседание Объединённой Рабочей Группы по Молодёжным Вопросам прошло совместно с Баренцевым Региональным Молодёжным Советом в апреле 2012 г. в норвежском городе Тромсё. Во время заседания молодёжь представила ситуацию в своём регионе, прошло обсуждение актуальных вопросов, направлений развития, а также проблем в сфере молодёжного сотруд-

ничества Баренцева региона. Участники заседания пришли к выводу о необходимости более тесного взаимодействия и взаимопомощи в мероприятиях Баренцева региона.

Можно предположить, что поводом для объединения стало решение сделать сотрудничество на региональном и министерском уровнях более плодотворным и интенсивным, т.к. до объединения количество участников каждой группы не превышало пяти человек. Более того, у БРИК появилось больше возможностей для сотрудничества с новой объединенной группой. Также необходимо отметить, что объединение двух групп по молодёжной политике и сотрудничеству гармонично вписываются в процесс интеграции других групп в структуре Баренцева региона: Объединённая Рабочая Группа по туризму (Joint Working Group on Tourism (JWGT)), Объединённая Рабочая Группа по культуре (Joint Working Group on Culture (JWGC)), Объединённая Рабочая Группа по энергетике (Joint Working Group on Energy (JEWG)), Объединённая Рабочая Группа по образованию и науке (Joint Working Group on Education and Research (JWGER)), Объединённая Рабочая Группа по здравоохранению и социальным вопросам (Joint Working Group on Health and Related Social Issues (JWGHS)) [11].

Одной из основных проблем Баренцева молодёжного сотрудничества является то, что молодёжь на Севере, как правило, обладает ограниченными знаниями о Баренцеве регионе, а вместе с тем слабо представляет возможности, которые таит в себе международное сотрудничество [6, с. 75-85]. В связи с этим одной из задач выступает стремление распространить знания и информацию внутри Баренцева региона среди молодёжи о существующих возможностях. Следующей проблемой, влияющей на процесс формирования молодёжного сотрудничества в регионе, является депопуляция населения на севере стран БЕАР. Именно поэтому одним из приоритетов становится представление Баренцева региона как региона дружбы, сотрудничества, в котором живут открытые, добрые, толерантные, образованные и талантливые люди.

В XXI веке молодёжь представляет собой важную целевую группу в рамках Баренцева региона, которая затрагивает многие стороны Баренцева сотрудничества. Именно поэтому было разработано несколько региональных программ: «Программа для детей и молодёжи в зоне риска» на 2008-2012 гг. [10], а также Баренцева Региональная Молодёжная программа на 2011-2014 гг. [8].

Важным событием стала встреча глав правительств стран-членов СБЕР в июне 2013 г. в Киркенесе, по итогам которой была подписана новая Киркенесская декларация [12]. В новом документе основное внимание направлено на такие вопросы, как глобальное потепление, транспортное сообщение, окружающая среда. Примечательно, что в документе выде-

ляется важная «роль Баренцева регионального молодёжного совета и Баренцева бюро по вопросам сотрудничества молодёжи» [13].

Заключение

Таким образом, процесс институционализации молодёжного сотрудничества в Баренцевом регионе, начавшийся в 2002 г., является результатом проявленных инициатив, начатых в 1998 г. Молодёжное сотрудничество Баренцева региона является особенным направлением и сегодня, так как затрагивает основные области взаимодействия между странами региона. Повышенное внимание молодёжному сотрудничеству уделено не случайно: именно активная молодёжь формирует характер будущих отношений в рамках БЕАР благодаря созданной и функционирующей структуре молодёжного участия в жизни региона. Пример институционализации молодёжного сотрудничества в структуре БЕАР свидетельствует о гибкости созданной системы международного сотрудничества, способной изменяться в ответ на актуальные вызовы и потребности жителей региона.

Литература

1. The Barents Euro Arctic Working Group on Youth Policy (WGYP) / Barents Youth/ URL: http://www.barentsyouth.org/cppage.72315.ru.html (дата обращения: 02.05.2012).

2. Голдин В.И. Международное сотрудничество в Баренцевом Евро-Арктическом регионе: десять лет истории и взгляд в будущее // Баренц-журнал, №1, 2003. - С. 4-17.

3. Офис содействия молодёжному сотрудничеству / Молодёжь Баренцева региона. URL: http://www.barentsyouth.org/cppage.433331-72314.html (дата обращения: 02.05.2012)

4. Харченко В.В. Состояние и перспективы международного сотрудничества в молодёжной сфере в России // Вестник международных организаций, 2009. № 1 (23). - С. 108110.

5. The Regional Working Group on Youth Issues / Barents Youth. URL: http://www. barentsyouth.org/cppage.71763.ru.html (дата обращения: 02.05.2012).

6. Dalhaug L. Children and youth as a priority // Barents Borders. Delimitation and internationalization. Barents Review 2012. Norwegian Barents Secretariat. - Р. 75-85.

7. Баренцев Региональный Молодёжный Совет (БРИК) / Молодёжь Баренцева региона. URL: http://www.barentsyouth.org/cppage.443803-71762.html (дата обращения: 02.05. 2012).

8. The Barents Regional Youth Program 2011-2014. URL: http://www.barents.no/index. php?id= 4619267 (дата обращения: 03.05.2012).

9. Шалев А.А. Российско-норвежское сотрудничество в Баренцевом Евро-Арктическом регионе как модель международной региональной интеграции // Свеча - 2000. Религия в гуманитарном измерении Баренцева региона. - 2001. - Вып. 1, Ч.2. - С. 154-165.

10. Working Group on Youth Policy (WGYP) / The Barents Euro-Arctic Council. URL: http:// www.beac.st/?DeptID=8577 (дата обращения: 03.05.2012).

11. Barents working groups and activities / The Barents Euro-Arctic Council. URL: http://www. beac.st/in_English/Barents_Euro-Arctic_Council/Working_Groups.iw3 (дата обращения:

26.04.2012).

12. Новая Киркенесская декларация / The Barents Observer. URL: http:// barentsobser-ver.com/ru/politika/2013/06/novaya-kirkenesskaya-deklaraciya-04-06 (дата обращения:

01.09.2013).

13. Декларация по итогам встречи глав правительства стран-членов СБЕР (Киркенес, 3-4 июня 2013 года). URL: http://government.ru/media/files/41d46b75c7931f08b9b7.pdf (дата обращения: 05.07.2013).

Рецензент: Соколова Флёра Харисовна, доктор исторических наук, профессор

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.