УДК: 327 + 332.122
Политические аспекты международного сотрудничества в нефтегазовой отрасли в Баренцевом Евро-Арктическом регионе
© Зуевская Анна Павловна, студентка 4 курса бакалавриата факультета международных отношений Санкт-Петербургского государственного университета. E-mail: [email protected]
Аннотация. В статье рассматриваются основы сотрудничества в нефтегазовой отрасли стран Баренцева Евро-Арктического региона, основные нефтегазовые проекты в регионе, политические аспекты сотрудничества. Ключевые слова: нефтегазовая отрасль, Баренцев Евро-Арктический регион, международное сотрудничество
The political aspects of the international cooperation in the oil and gas industry of the Barents Euro-Arctic region
© Anna P. Zuevskaya, fourth-year bachelor of the Faculty of International Relations of Saint-Petersburg State University. E-mail: [email protected]
Abstract. The author of the article considers the cooperation basics of oil and gas industry in the Barents Euro-Arctic region, the main oil and gas projects in the region and the political issues of the cooperation
Keywords: oil and gas industry, Barents Euro-Arctic region, international cooperation
Введение
Доля нефти и газа в мировом потреблении энергии останется почти неизменной до 2040 года — 53,6% в 2010 году и 51,4% к 2040 году . На основании вероятностного геологического анализа различных осадочных пород группа исследователей Службы геологии, геодезии и картографии США в рамках исследования «Экспертиза циркумполярных ресурсов: оценка неразведанных нефтегазовых ресурсов к северу от Полярного круга» пришла к выводу, что в будущем Арктика может стать крупнейшей нефтегазоносной провинцией мира (общий примерный объём неразведанных нефтегазовых запасов Арктики составляет порядка 413 млрд баррелей нефтяного эквивалента (б.н.э.). Россия располагает примерно 70%
1 Прогноз развития энергетики мира и России до 2040 года // Институт энергетических исследований (ИНЭИ) РАН и Аналитический центр при правительстве РФ. URL: http://www.eriras.ru/files/prognoz-2040.pdf (дата обращения: 10. 10.2014).
■ I
общего объёма неразведанных газовых запасов Арктики (шельфовые запасы есть главным образом в южной части Карского моря и в восточной части Баренцева моря) 2.
В связи с последними событиями в нефтегазовой отрасли Арктики (ОАО «Газпром» стал второй компанией, которая смогла начать промышленное освоение нефтегазовых месторождений российского шельфа Арктики3, «Роснефть» открыла новое месторождение сверхлёгкой нефти в Карском море 4) изучение данной отрасли становится всё более актуальным, несмотря на нестабильность цены на нефть: с уровня более $100 за баррель она упала до менее $60, однако аналитики сходятся во мнении, что уровень цен восстановится, хотя и не могут назвать время, необходимое для восстановления 5. Хотя ещё в 2013 году прогнозировалось снижение только до 96 долларов за баррель к 2015 году, а затем постепенное повышение до 163 долларов за баррель к 2040 году 6. При этом политические аспекты являются одним из ключевых факторов формирования международного экономического сотрудничества в отрасли, так как страны Баренцева региона входят в разные политические союзы и обладают разными интересами на мировой арене, что усложняет взаимодействие между ними. Это определяет необходимость подробного изучения данной проблемы для определения направлений возможного взаимовыгодного сотрудничества и координации интересов всех заинтересованных сторон.
Анализ нормативно-правовой базы
Основным документом, устанавливающим сотрудничество в Баренцевом Евро-Арктическом регионе, является Киркенесская декларация 1993 г., учреждающая Совет Баренцева Евро-Арктического региона. В Декларации подчёркнуты тяжелые экологические условия, обширность территории и низкая плотность населения, низкая степень трансграничного сотрудничества органов местных властей и местного частного бизнеса как особенные черты региона. С целью развития сотрудничества провозглашено решение создать Совет Баренцева Евро-Арктического региона. В качестве приоритетных областей сотрудничества выделены: экономика, торговля, наука и технологии, туризм, инфраструктура, образование, культурные обмены, проекты, связанные с улучшением положения коренных наро-
2 Circum-Arctic Resource Appraisal: Estimâtes of Undiscovered Oil and Gas North of the Arctic Circle // Сайт USGS. URL: http://pubs.usgs.gov/fs/2008/3049/fs2008-3049.pdf (дата обращения: 10. 10.2014).
3 «Газпром» начал промышленную добычу нефти в Арктике. URL: http://www.vestifinance.ru/articles/37178 (дата обращения: 10. 10.2014).
4 «Роснефть» открыла новое месторождение сверхлёгкой нефти в Карском море. URL: http://russian.rt.com /article/51849#ixzz3EbRFjqmL (дата обращения: 10. 10.2014).
5 Аналитики предсказали крутой взлёт нефти после падения. URL: http://www.interfax.ru/business/401715 (дата обращения: 04.12.2014)
6 International Energy Outlook 2013 // U.S. Energy Information Administration. July 25, 2013. URL: http://www.eia. gov/forecasts/ ieo/ (дата обращения: 10. 10.2014).
дов Севера. Стороны подчеркнули необходимость интеграции экологической составляющей во все аспекты деятельности в регионе посредством учреждения единых критериев эксплуатации природных ресурсов и предотвращения загрязнения окружающей среды, особенно радиоактивными и химическими отходами. Декларируется необходимость развития экономического сотрудничества на уровне отдельных предприятий, энергетической эффективности экономики региона, аграрной промышленности и производства продуктов питания высокого качества, конверсии военных предприятий на коммерческой основе 7.
Каждая из 4-х стран, входящих в изучаемый регион, разработала собственную арктическую стратегию. Для Российской Федерации главной целью «в сфере социально-экономического развития <является> расширение ресурсной базы Арктической зоны Российской Федерации, способной в значительной степени обеспечить потребности России в углеводородных ресурсах, водных биологических ресурсах и других видах стратегического
о
сырья» . Основная цель Финляндии — стать ключевым актором Арктики, поскольку Арктика — это близкий к Финляндии рынок, на котором Финляндия должна быть активной и успешной в связи с накопленным экономическим опытом, опытом разработки полезных ископаемых в условиях Арктики. Также Финляндия заинтересована стать лидером в подготовке кадров, исследованиях, экономической деятельности по морским технологиям и перевозкам и участвовать в разработке нефтегазовых ресурсов, находящихся в регионе, в первую очередь Финляндия готова предложить разработки в области экологической экспертизы, энергетической эффективности и хочет развивать свою отрасль нефтепереработки 9.
Швеция также заинтересована в международном сотрудничестве в регионе, готова предложить экспертизу энергетической эффективности. Швеция стремится к развитию сотрудничества в рамках Арктического Совета, Баренц-структур, ЕС и Совета Министров Северных стран, подчёркивая важность сотрудничества между вышеупомянутыми структурами. Экономическое развитие региона является одной из ключевых целей шведской стратегии: Швеция стремится к снижению торговых барьеров, устойчивому использованию энергетиче-
7 Декларация «Cooperation in the Barents Euro-Arctic Region» конференции министров иностранных дел; Кирке-нес, 11.01.1993. URL: http://www.barentsinfo.fi/beac/docs/459_doc_KirkenesDeclaration.pdf (дата обращения: 23.03.2014)
8 Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу. URL: http://www.scrf.gov.ru/documents/98.html (дата обращения: 10.12.2014)
9 Finland's Strategy for the Arctic Region 2013 // Официальный сайт Премьер-министра Финляндии. URL: http://vnk.fi/julkaisukansio/2013/j-14-arktinen-15-arktiska-16-arctic-17-saame/PDF/en.pdf (дата обращения: 10.12. 2014)
ских ресурсов региона, уважению международного права по разработке месторождений,
10
развитию трансграничного сотрудничества .
Норвегия, как и Швеция, отдельно подчёркивает необходимость соблюдения международного права, развития международного сотрудничества. Ключевыми сферами Норвегия провозглашает разработку ресурсов, новые торговые пути и людские ресурсы. Также Правительство Норвегии стремится развивать сотрудничество между исследовательскими и бизнес-структурами, подчёркивает важность развития инфраструктуры 11.
Таким образом, можно говорить о том, что в Баренцевом Евро-Арктическом регионе сложилась собственная нормативно-правовая база международного экономического сотрудничества, основанная на нормах международного права и отражающая особенности региона. В целом, декларируется взаимовыгодное и равноправное сотрудничество государств региона, причём особое внимание уделяется экологическому аспекту сотрудничества во всех сферах. Каждое государство региона обладает определенными ресурсами, которые могут быть полезны всем акторам отношений, что обусловливает взаимный интерес сторон друг к другу. В то же время, каждая сторона считает себя центральным актором региона, что может при условии акцентуации создать определенную напряжённость в отношениях.
Проектная деятельность акторов
В рамках Совета Баренцева Евро-Арктического года декларировался ряд проектов по энергетике, реализация которых предполагалась на межгосударственном уровне. На 5-й сессии СБЕАР ещё в 1998 г. была создана Рабочая группа по энергетике 12. Особого внимания заслуживал проект по строительству нефтебуровых платформ ледового класса, упомянутый тогда в выступлении Н. Исакова, представителя Архангельской области в Региональном Совете БЕАР 13, и создание двух предприятий по добыче нефти: российско-франко-финского «СеверТЭК» и российско-норвежского «Норт», упомянутых в выступлении заместителя главы администрации Ненецкого автономного округа Коновалова 14. На 6-й сессии СБЕАР в 1999 г. обсуждались более масштабные проекты: создание центров энергоэффективности в Барен-
10 Sweden's strategy for the Arctic region // Официальный сайт правительства Швеции. URL: http://www. government.se/content/1/c6/16/78/59/3baa039d.pdf (дата обращения: 08.12.2014)
11 Norway's Arctic Policy for 2014 and beyond - a Summary// Официальный сайт правительства Норвегии. URL: http://www.regjeringen.no/en/dep/ud/documents/Reports-programmes-of-action-and-plans/Reports/2014/report_ summary.html?id=774142 (дата обращения: 08.12.2014)
12 Коммюнике 5 сессии СБЕАР / Лулео, 19—20 января 1998 // Личный архив Харлампьевой Н.К.
13 Выступление Н. Исакова, представителя Архангельской области в Региональном Совете БЕАР, на 5 сессии СБЕАР / Лулео, 19—20 января 1998 // Личный архив Харлампьевой Н.К.
14
Выступление заместителя главы Администрации Ненецкого Автономного округа Коновалова на 5 сессии СБЕАР / Лулео, 19—20 января 1998// Личный архив Харлампьевой Н.К.
цевом регионе и содействие финансированию энергетических проектов и развитие информационных сетей 15. Анализ материалов показал, что названные в документах проекты не были выполнены или были выполнены не до конца, что позволяет сделать вывод о стагнации сотрудничества в рамках СБЕАР.
Более плодотворными являются внутригосударственные проекты. В Норвегии планируется производить СПГ на базе месторождения «Снёвит» по меньшей мере до 2040 года, в ближайшие десять лет «Статойл» планирует инвестировать в производство 21 млрд. крон (2,5 млрд. евро) 16. Норвежская государственная компания Statoil была намерена потратить на развитие своих добывающих мощностей в Арктике 5,72 млрд дол., инвестируя их в разработку месторождения Ааста Ханстин, которое, по экспертным оценкам, может содержать не менее 47 млрд куб. м газа. Добыча будет вестись здесь с помощью самой большой в мире платформы Spar, а для транспортировки газа к береговой станции от платформы будет построен газопровод длиной 480 км 17. Разработку трех нефтяных месторождений Skrugard, Havis и Drivis включает проект месторождения Йохан Castberg 18. В настоящий момент Норвегия, имея крупнейшие углеводородные месторождения в Баренцевом и Северном морях, является лидером в Европе по производству нефти и нефтепродуктов, третьим в мире экс-
19
портёром газа .
У России также имеются перспективные месторождения в Арктике. В Баренцевом, Печорском и Карском морях не только выявлено более 200 нефтегазовых перспективных объектов, но и открыто несколько десятков месторождений: Северо-Кильдинское, Мурманское газоконденсатные, нефтяные Штокмановское в Баренцевом море и Русановское в Карском и др. 20. Однако российский проект Штокмана заморожен на неопределённое время, хотя и звучали заявления о том, что его реализация может быть начата до 2017 года 21. В 2012 году из этого проекта вышла норвежская компания «Statoil», акционерами остались
15 Перевод с английского Коммюнике 6 сессии СБЕАР / Буде, 4—5 марта 1999 года// Личный архив Харлампье-вой Н.К.
16 Статойл расширяет арктический СПГ-завод. 26.11.2014.URL: http://www.oilru.com/news/438458 (дата обращения: 31.01. 2015).
17 Statoil потратит на освоение газового месторождения в Арктике около 6 милр.дол. URL: http://www. mineral. ru/ News/51394.html (дата обращения: 31.01.2015).
18 Johan Castberg. URL: http://www.statoil.com/en/ouroperations/ futurevolumes/ projectdevelopment/Pages/ Skru-gard.aspx (дата обращения: 09.03.2014).
19 Norway. URL: http://www.eia.gov/countries/cab.cfm?fips=NO (дата обращения: 13.12.2014).
20 Основной объем ресурсов углеводородов на шельфе России приходится на труднодоступную акваторию Арктического шельфа /Ступакова А.В., МГУ им. Ломоносова, геологический факультет. URL: http://helion-ltd. ru/poo-ls-ar-c/ (дата обращения: 8.03.2014).
21 Рабочая встреча В.В. Путина с губернатором Мурманской области Мариной Ковтун 30 октября 2012 года. URL: http://news.kremlin. ru/news/16736 (дата обращения: 09.03.2014)
только «Газпром» и «Total». «Газпром» пока не окончательно отказался от проекта, но не исключает, что Штокмановское месторождение будут осваивать уже потомки и откладывает его разработку для будущих поколений 22. По словам экспертов, из-за «сланцевой революции» в США «Газпрому» действительно выгоднее сосредоточиться на других проектах. На Сахалине у «Газпрома» есть Южно-Киринское месторождение с сопоставимыми запасами, расположенное ближе к рынкам Азиатско-Тихоокеанского региона. Успешно реализуется проект «Северный поток», при этом две его нитки уже введены в эксплуатацию и планирует-
23
ся постройка еще двух , поскольку, по заявлению компании, поставки по газопроводу выросли к декабрю в полтора раза с начала 2014 года, с 20 до 30 млрд куб. метров 24.
Компания «Роснефть» намеревалась продолжить в 2015 году геологоразведку в Печорском море 25. К арктическим проектам «Роснефти» проявляли интерес компании «Exxon», был заключен контракт с «Роснефтью» о разработке месторождений в Карском море, с «ENI» соглашение о сотрудничестве в Баренцевом море 26. Однако стратегическое сотрудничество с западными партнерами подвержено рискам из-за санкций, наложенных в 2014 году США и ЕС. Многие проекты до введения санкций могли быть реализованы совместно участниками из разных стран. Так, перспективным представлялось сотрудничество норвежской компании «Statoil» и российской «Роснефть», которые предполагали совместно разрабатывать месторождение «Кастберг» на континентальном шельфе Норвегии 27. На XVII Петербургском международном экономическом форуме «Роснефть» и «Statoil» подписали Соглашение о завершении ряда этапов работ в рамках Соглашения о сотрудничестве на российском шельфе в Баренцевом и Охотском морях 28. «Лукойл» планировал принять участие в лицензионном раунде на разработку норвежских нефтяных месторождений на шельфе 29.
22 От «Штокмана» остаётся завещание. Газпром откладывает разработку «Штокмана» для будущих поколений. URL: http://www.gazeta.ru/business/2013/05/31/5364169.shtml (дата обращения: 07.02.2015).
23 Газпром намерен построить четыре ветки «Северного потока». URL: http://www.rbcdaily.ru/industry/ 5629499 84885755 (дата обращения: 8.03.2014)
24 Газпром: поставки газа по «Северному потоку» с начала года выросли в полтора раза. URL: http://itar-tass.com/ekonomika/1627665 (дата обращения: 14.12.2014)
25 Роснефть в 2015 г. проведет геологоразведку в Печорском море. URL: http://ria.ru/economy/20141210/103 7479863.html (дата обращения: 14.12.2014)
26 «Роснефть» и «ЭксонМобил» укрепляют стратегическое сотрудничество. URL: http://www.rosneft.ru/news/ pressrelease/2106201312.html. Роснефть и Eni подписали соглашение о завершении сделок по трем проектам на российском шельфе. URL: http://www.rosneft.ru/news/pressrelease/2106201314.html (дата обращения: 09.03. 2014)
27 Роснефть выходит на норвежский шельф Баренцева моря по результатам 22 лицензионного раунда. URL: http://www.rosneft.ru/news/pressrelease/13062013.html (дата обращения: 23.03.2014)
28 Роснефть подписала 30 соглашений на Петербургском международном экономическом форуме. URL: http://www.rosneft.ru/news/today/21062013.html (дата обращения: 23.03.2014)
29 ЛУКОЙЛ намерен принять участие в аукционе на участки шельфа Норвегии. URL: http://ria.ru/economy/2014 1211/1037710539.html (дата обращения: 14.12.2014)
Несмотря на внешнюю схожесть условий России и Норвегии, существуют существенные различия. Так, норвежский шельф является хорошо изученным и ресурсы Норвегии ограничены месторождениями, уже открытыми в 2000-х годах. Для России существует «завеса неопределенности»: с одной стороны, известно о наличии нефтегазоносных месторождений на шельфе, но их объемы не уточнены, при этом российские компании неохотно действуют в данном регионе, поскольку, по мнению исследователя А. Moe, они не готовы к работе на шельфовых месторождениях, в том числе из-за высокой стоимости разработки [1].
Финляндия не имеет прямого выхода к арктическим морям, но заинтересована в сотрудничестве с Россией в освоении ресурсов Арктики. Одним из направлений такого сотрудничества является судостроение. «Объединенная судостроительная корпорация» (ОСК) и финская STX Finland Оу в декабре 2010 года подписали соглашение о создании совместного предприятия Arctech Helsinki Shipyard в Хельсинки для производства судов ледового класса для Арктики. В 2014 году ОСК довела свою долю акций до 100 %, выкупив 50-ти процентный пакет акций судоверфи Arctech Helsinki Shipyard 1пс 30. Финляндия обладает значительным опытом в нефтепереработке, который составляет значительную часть конкурентоспособности Финляндии в данном регионе: известная финская компания «Neste Oil» занимается высококачественной и экологичной переработкой нефти, была включена в топ-100 наиболее устойчивых компаний мира 31. Также Финляндия готова предоставить опыт в «чистых технологиях» — экологически чистом производстве и телекоммуникациях [2], участвовать в строительстве инфраструктуры будущих морских перевозок по СМП [3], однако этот опыт может быть использован при строительстве не только инфраструктуры СМП, но и нефтегазовых разработок на шельфе.
Активно участвует в политических и экономических процессах Арктического макрорегиона Швеция, которая допускала привлечение ее компаний в качестве субподрядчиков к разработкам на шельфе. В первую очередь ее интересует разработка рудных ресурсов и улучшение экологической ситуации в регионе. Последнее является перспективным направлением для шведско-российского сотрудничества: во время председательства в СБЕАР Швеция поддержала инициативу «Баренцево окно», направленную на ликвидацию экологических «горячих точек» на Северо-Западе России [4].
Таким образом, в нефтегазовой отрасли наиболее перспективным является сотрудничество России и Норвегии, возможно использование опыта Финляндии в нефтепереработке,
30 "Объединенная судостроительная корпорация" выкупила судоверфь в Хельсинки. URL: http://www.dp.ru/a/ 2014/12/30/0bedinennaja_sudostroite/ (дата обращения: 14.12.2014).
31 In brief. URL: http://nesteoil.com/default.asp?path=1,41,537,2455 (дата обращения: 14.12.2014)
готовности Швеции проводить экологическую экспертизу энергетических проектов. В целом, сотрудничество выглядит перспективным, однако продвигается очень медленно в силу ряда факторов, в том числе осложняется из-за санкций против России.
С точки зрения установления модели сотрудничества интересна статья А.Фадеева, эксперта РСМД, в которой автор описывает два возможных подхода к сотрудничеству и рекомендует для России протекционистский подход (поскольку в настоящее время наибольший интерес международного сообщества вызывают проекты именно на территории России), т.е. привлечение иностранных компаний в ограниченном масштабе, советует воспользоваться опытом Норвегии в разработке шельфа [5].
Политические факторы сотрудничества
В официальных документах как СБЕАР, так и внутренних страны региона декларируют устойчивую приверженность к сотрудничеству, нацеленность на достижение общих целей, выгодных для всех акторов отношений в регионе. Однако де-факто сотрудничество крайне ограничено: декларированные еще в 1990-х годах проекты так и не были реализованы. Большинство существующих сейчас проектов по добыче углеводородов на шельфе находятся на начальной стадии. Наиболее ярким примером является проект «Штокман»: месторождение было открыто в 1988 году, замороженный на неопределённое время. Безусловно, существует ряд экономических причин, тормозящих развитие сотрудничества: высокая себестоимость добычи углеводородов на шельфе в связи с тяжелыми ледовыми условиями и высокой опасностью для экосистемы региона, колебания спроса и цены 32 на углеводороды на современном рынке, где в 2014 году произошло двукратное снижение цен на нефть. Однако нельзя не принимать во внимание и ряд геополитических факторов.
Для России Арктика является важным стратегическим регионом. Это прослеживается как в основных документах, например, «Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу», так и в заявлениях первых лиц. В послании Федеральному Собранию В.В. Путин упомянул необходимость развития арктического региона 33. Помимо российских компаний, к проектам привлекаются западные партнёры (ExxonMobil, Total, Eni) и даже компании из Индии 34. В настоящее время
32 График цен на нефть марки Brent // Официальный сайт Лондонской биржи. URL: http://www. londonstockexchange.com/exchange/prices-and-markets/ETPs/company-summary.html?fourWayKey= GB00B0CTWC 01JEUSDETCS (дата обращения: 14.12.2014)
33 Послание Президента Федеральному Собранию. URL: http://www.kremlin.ru/transcripts/47173/work (дата обращения: 14.12.2014)
34 Путин: индийские компании войдут в нефтегазовые проекты РФ в Арктике. URL: http://ria.ru/east/2014 1211/1037709885.html (дата обращения: 14.12.2014)
проекты развиваются медленно ввиду отсутствия острой необходимости в ресурсах шельфо-вых месторождений, необходимости тщательной подготовки к проведению работ при соблюдении баланса экономики и экологии.
С точки зрения зарубежных исследователей, основным препятствием является внутренняя политическая нестабильность России. Стокгольмский институт окружающей среды выпустил доклад «Интересы России в нефтегазовых ресурсах Баренцева моря», в котором изучен ряд статей российских исследователей и произведён ситуативный анализ отрасли, по результатам которого сделан вывод о декларативности российских интересов при неготовности к действиям [6].
В настоящее время к Арктике интерес проявляют не только государства, имеющие выход к морям Арктики или непосредственное отношение к происходящим в регионе процессам. О своей заинтересованности в Арктике заявляет Китай, активно сотрудничающий с Россией по добыче газа на шельфе с компанией «Роснефть» 35. Министр нефти и энергетики Норвегии Торд Лиен также пригласил Китай к сотрудничеству по разработке норвежских шельфовых месторождений 36. По мнению российского исследователя Л. Воронкова, профессора МГИМО, заинтересованность неарктических стран вносит неопределённость в отношения: если арктические страны декларируют свои интересы в регулярно издаваемых арктических стратегиях, то неарктические оставляют своих партнёров в неведении, «руководствуются только им самим известными соображениями» [7].
Довольно значимой проблемой является отсутствие разграничения арктического шельфа. В настоящее время наиболее актуальной проблемой являются претензии Канады, Дании и России на хребет Ломоносова. Комиссия ООН по морскому праву приняла заявку Канады 37 и Дании 38. Россия должна подать дополнения к заявке в ближайшее время, во второй половине 2015 года. При этом, по сообщениям The Arctic Journal, датские претензии включают в себя треть территории, на которую претендует Россия, и доходят до 200-мильной границы исключительной экономической зоны РФ, а канадские включают в себя Северный Полюс, который, по словам В. Каминского, директора ФГУП ВНИИ Океанологии, по секторальному
35 Роснефть ведет переговоры о привлечении китайских компаний в Арктику. URL: http://www.vedomosti.ru/ companies/news/35680891/rosneft-vedet-peregovory-o-privlechenii-kitajskih-kompanij-v (дата обращения: 14. 12.2014)
36 Norway Embraces Chinese Cash in Race for Arctic Oil Riches. URL: http://www.bloomberg.com/news/2014-11-12/norway-embraces-chinese-cash-in-race-for-arctic-energy-riches.html (дата обращения: 14.12.2014)
37 Submission by Canada // Официальный сайт комиссии ООН по морскому праву. URL: http://www.un.org/ depts/los/clcs_new/submissions_files/submission_can_70_2013.htm (дата обращения: 14.12.2014)
38 Submission by Denmark // Официальный сайт комиссии ООН по морскому праву. URL: http://www.un.org/ depts/los/clcs_new/submissions_files/submission_dnk_68_2013.htm (дата обращения: 15.12.2014)
39
принципу раздела территории принадлежит России . По словам автора статьи, датские эксперты считают возможным расширение требований России вплоть до границы исключительной экономической зоны, однако датские власти отрицают такую возможность и напоминают о приверженности стран региона Илулиссатской декларации о мирных методах разрешения споров в Арктике [8]. Наличие данных претензий означает будущую тяжёлую работу для датских, российских и канадских дипломатов, значительно увеличивает напряженность в отношениях стран, что может негативно сказаться на сотрудничестве в Арктике.
В связи с повышением напряжения в международных отношениях из-за конфликта на Украине постоянно появляются сообщения о военной активности в Арктике: об устрашающем оружии, которым владеет Россия 40, о радиолокационном поле для защиты Арктики от ракет 41, о созданном Объединённом Стратегическом Командовании 42 или о назначении Спецпредставителем Госдепартамента США по делам Арктики бывшего адмирала 43. В октябре 2014 года НАТО сообщил, что российские вооружённые военные самолеты несколько раз были замечены над акваториями Северного и Балтийского морей, причем альянс расценил это активность как «подозрительную»44. Российская сторона подчеркнула, что полёты совершались в рамках тренировочной деятельности 45. Чуть ранее в акватории Швеции был
Ч/ /■» V V V 46
замечен странный объект, который европейцы приняли за российскую подводную лодку . Представитель Минобороны назвал действия Швеции «необоснованными»47, а «Российская газета» посчитала появившуюся у берегов Швеции «субмарину» попыткой оправдать планировавшееся увеличение военного бюджета Швеции 48.
39 Заявку РФ на арктический шельф подготовят к концу года. URL: http://www.rg.ru/2014/06/30/regszfo/ arktika.html (дата обращения: 14.12.2014)
40 5 видов оружия, которые отбивают желание напасть на российскую Арктику. URL: http://russian.rt.com/ inotv/2014-12-04/5-vidov-oruzhiya-kotorie-otbivayut (дата обращения: 14.12.2014)
41 Минобороны: Вся Российская Арктика будет закрыта радиолокационным полем для защиты от ракет. URL: http://russian.rt.com/article/63115 (дата обращения: 14.12.2014)
42 Минобороны создаёт стратегическое командование «Север». URL: http://www.rg.ru/2014/09/10/sever-site. html (дата обращения: 14.12.2014)
43 Retired Admiral Robert Papp to Serve as U.S. Special Representative for the Arctic // Официальный сайт Госдепартамента. URL: http://www.state.gov/secretary/remarks/2014/07/229317.htm (дата обращения: 14.12.2014)
44 NATO Tracks Large-Scale Russian Air Activity in Europe // Официальный сайт НАТО. URL: http://www.aco nato. int/nato-tracks-largescale-russian-air-activity-in-europe.aspx (дата обращения: 14.12.2014)
45 НАТО сообщила о пролете 13 российских военных самолетов над Балтикой. URL: http://itar-tass.com/ mezhdunarodnaya-panorama/1635307 (дата обращения: 14.12.2014)
46 What was lurking in Sweden's waters? URL: http://www.bbc.com/news/world-europe-29722500 (дата обращения: 14.12.2014)
47 Минобороны: поиски подлодки в Швеции ведут к эскалации напряженности. URL: http://ria.ru/defense_ safety/20141024/1029821669.html (дата обращения: 14.12.2014)
48 Шведская разведка признала российскую подлодку вымыслом. URL: http://www.rg.ru/2014/10/28/podlodka-site.html (дата обращения: 14.12.2014)
Несмотря на то, что информация о военных самолетах и подводной лодке была нейтрализована объяснениями российских властей, повышение количества и частоты появления таких сведений свидетельствует о напряжённой атмосфере в международных отношениях в целом и в регионе Арктики в частности. Перманентно звучали призывы к увеличению военного сотрудничества между западными приарктическими государствами. Норвежский политик Торвальд Столтенберг считал необходимым усиление военного сотрудничества между Норвегией, Швецией, Данией и Исландией [9]. НАТО и Россия упрекают друг
> 49
друга в увеличении военного присутствия в Арктике .
Самой острой проблемой для международного сотрудничества в регионе стали санкции в отношении Российской Федерации. После введения дополнительных санкций Европейским Союзом 12 сентября 2014 года 50, под действие которых попал ряд нефтегазовых компаний, для сотрудничества в области разработки шельфовых месторождений появились препятствия, поскольку после уточнения формулировок Евросоюзом под санкции попало оборудование для добычи 51. Однако один из партнеров по добыче Statoil заявил, что продолжит сотрудничать с Россией 52. Спецпредставитель президента РФ по международному сотрудничеству в Арктике и Антарктике, член совета директоров «Роснефти» Артур Чилинга-ров считает, что зарубежные компании хотят вернуться в арктические проекты России 53. Возможно, это связано с колоссальными потерями. Так, Норвегия потеряет миллиарды крон из-за санкций, в связи с чем в стране даже рассматривается вопрос о введении платного высшего образования 54.
Российские компании тоже не сдаются: несмотря на выход американской компании ExxonMobil из разработки месторождения «Победа», «Роснефть» продолжит работы в соответствии с графиком 55. Министерство энергетики РФ также не видит причин закрывать или
49 Лавров: никакой необходимости в присутствии НАТО в Арктике нет. URL: http://ria.ru/world/2014 1020/1029130671.html (дата обращения: 14.12.2014)
50 Further economic measures on Russia. URL: http://www.european-council.europa.eu/home-page/highlights/ fur-ther-economic-sanctions-on-russia?lang=ru (дата обращения: 14.12. 2014)
51 Евросоюз уточнил формулировки антироссийских постановлений. URL: http://www.rbcdaily.ru/ economy/562 949993243179 (дата обращения: 14.12.2014)
52 Statoil продолжает сотрудничество с Роснефтью, но намерен следовать букве санкций. URL: http://itar-tass. com/ekonomika/1622783 (дата обращения: 14.12.2014)
53 Зарубежные партнёры Роснефти стремятся вернуться в арктический проект. URL: http://russian.rt.com/ article/55315 (дата обращения: 14.12.2014)
54 Норвегия потеряет миллиарды крон в нефтегазовой отрасли из-за антироссийских санкций. URL: http:// rosinvest.com/novosti/1155231 (дата обращения: 14.12.2014)
55 Сечин: Роснефть не намерена откладывать работы по участкам на шельфе Арктики. URL: http://www.arctic-info.ru/news/05-12-2014/secin—rosneft_--ne-namerena-otkladivat_-raboti-po-ycastkam-na-sel_fe-arktiki (дата обращения: 14.12.2014)
откладывать проекты на Арктическом шельфе 56. Более того, министр Новак считает, что бурение и геологоразведка продолжится 57.
Конечно, в краткосрочном периоде влияние санкций заметно только в потерях дохода обеих сторон, однако в долгосрочной перспективе ограничение экономического сотрудничества чревато структурными проблемами как в европейских странах, так и в России. Для обеих сторон возникнут последствия, связанные с изменением структуры спроса и предложения, необходимостью поиска новых рынков сбыта продукции, поставщиков товаров и услуг. Для России в контексте данного исследования санкции могут обернуться нехваткой технологий для экономического развития, для стран Запада — изменениями в ресурсной базе государств. Очевидно, что политические разногласия могут привести к структурным экономическим проблемам, устранять последствия которых придётся многие годы.
Заключение
В заключение можно сделать некоторые выводы. Во-первых, в Баренцевом Евро-Арктическом регионе сложилась своя нормативно-правовая база сотрудничества, основанная на внутригосударственных и международных правовых актах. Во-вторых, регион обладает большим потенциалом для сотрудничества входящих в него стран, в том числе и в нефтегазовой отрасли в связи с наличием ряда месторождений на континентальном шельфе, разработка которого требует как опыта разработки шельфовых месторождений, так и наличия технологий, в том числе позволяющих не наносить вред окружающей среды и использовать ресурсы максимально эффективно. Однако сотрудничество тормозится рядом политических факторов, таких как отсутствие политической воли для совершения решительных действий в регионе, наличие неразрешённого территориального спора по хребту Ломоносова, необозначенность интересов неарктических акторов в регионе, обострение международной обстановки в связи с кризисом на Украине и санкциями в отношении Российской Федерации, увеличение военной активности в регионе.
Несмотря на факторы, тормозящие сотрудничество, потенциал региона очень велик, особенно в долгосрочной перспективе. Акторы это понимают, поэтому сотрудничество в регионе не прекращается, а находится сейчас в «замороженном» состоянии и продолжит в нём находиться до становления благоприятных условий для его развития, в частности, уменьшения напряжённости, стабилизации мирового рынка углеводородов. Тем не менее,
56 Минэнерго: санкции против нефтяной отрасли России не нарушат планов по добыче на шельфе. URL: http:// kommersant.ru/doc/2614266 (дата обращения: 14.12.2014)
57 Минэнерго рассчитывает, что компании РФ не закроют проекты в Арктике. URL: http://ria.ru/economy/ 20141126/1035226823.html (дата обращения: 14.12.2014)
стороны не должны забывать о регионе, должны продолжать постепенное его исследование и развитие.
Литература
1. Moe A. Russian and Norwegian petroleum strategies in the Barents Sea // Arctic Review on Law and Politics, vol. 1, 2/2010 p. 225—248
2. Телегина Е., Моргунова М. Стратегия Финляндии в освоении Арктики. URL: http://
russiancouncil.ru/inner/?id_4=705#top (дата обращения: 14.12.2014)
3. Шлямин В., Титов И. Финляндия в Арктике. URL: http://russiancouncil.ru/inner/?id_4= 892 #top (дата обращения: 14.12.2014)
4. Коптелов В. Арктическая стратегия Швеции. URL: http://russiancouncil.ru/inner/?id_4= 703#top (дата обращения: 14.12.2014)
5. Фадеев А. Международное сотрудничество в освоении Арктики. URL: http:// russian-council.ru/inner/?id_4=657#top (дата обращения: 14.12.2014)
6. Nilsson A., Filimonova N. Russian Interests in Oil and Gas Resources in the Barents Sea // Сайт Стокгольмского института окружающей среды. URL: http://www.sei-international. org/mediamanager/documents/Publications/SEI-WorkingPaper-Nilsson-RussiaOilGasBa-rentsSea.pdf (дата обращения: 14.12.2014)
7. Воронков Л. Интересы России в Арктике. URL: http://russiancouncil.ru/inner/?id_4=732# top (дата обращения: 14.12.2014)
8. Breum M. The claim game. URL: http://arcticjournal.com/opinion/1206/claim-game (дата обращения: 15.12.2014)
9. Stoltenberg T. Proposals presented to the extraordinary meeting of Nordic foreign ministers in Oslo on 9 February 2009 // сайт МИД Исландии. URL: http://www.mfa.is/media/ Fret-tatilkynning/Nordic_report.pdf (дата обращения: 14.12.2014).
Рецензент: Харлампьева Надежда Климовна, кандидат исторических наук, доцент