Научная статья на тему 'О некоторых формах правоохранительной деятельности'

О некоторых формах правоохранительной деятельности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1134
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
формы оперативно-служебной деятельности / правовое регулирование / цели / задачи / forms of activity of the organs of internal affairs / legal regulation / goals / objectives

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Альбина Станиславовна Ускова

Статья посвящена анализу таких форм деятельности органов внутренних дел, как комплексная оперативно-профилактическая операция и оперативно-профилактическое мероприятие. Осуществлен анализ нормативных правовых актов, целей и задач, полномочий сотрудников органов внутренних дел, участвующих в их проведении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Альбина Станиславовна Ускова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some forms of police activity

The article is devoted to the analysis of such forms of activity of the organs of internal affairs as a complex operative-preventive operation and operativepreventive measure. The analysis of legal regulation, goals, objectives, powers if employees involved in their conduct.

Текст научной работы на тему «О некоторых формах правоохранительной деятельности»

Административное право; административный процесс

УДК 342 ББК 67

DOI 10.24411/2312-0444-2020-10041

0 НЕКОТОРЫХ ФОРМАХ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Альбина Станиславовна УСКОВА,

заместитель декана юридического факультета Московского государственного областного университета, кандидат юридических наук, доцент E-mail: [email protected]

Научная специальность: 12.00.14 — административное право; административный процесс

Аннотация. Статья посвящена анализу таких форм деятельности органов внутренних дел, как комплексная оперативно-профилактическая операция и оперативно-профилактическое мероприятие. Осуществлен анализ нормативных правовых актов, целей и задач, полномочий сотрудников органов внутренних дел, участвующих в их проведении.

Ключевые слова: формы оперативно-служебной деятельности, правовое регулирование, цели, задачи.

Annotation. The article is devoted to the analysis of such forms of activity of the organs of internal affairs as a complex operative-preventive operation and operative-preventive measure. The analysis of legal regulation, goals, objectives, powers if employees involved in their conduct.

Keywords: forms of activity of the organs of internal affairs, legal regulation, goals, objectives.

Общеизвестно, что форма деятельности органа исполнительной власти представляет собой внешнее ее проявление. В зависимости от наличия (или отсутствия) правовых последствий различают правовые и неправовые формы.

Достаточно востребованными формами оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел (полиции; далее — ОВД)) являются «комплексная оперативно-профилактическая операция» (далее — КОПО) и «оперативно-профилактическое мероприятие» (далее — ОПМ)1.

Анализ нормативных правовых актов, размещенных в правовых информационно-справочных системах, позволяет2 сказать, что термин «оперативно-профилактические операции», во-первых, не используется в законодательных актах; во-вторых, находит свое применение в подзаконных нормативных правовых актах, таких, как указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации3; в-третьих, достаточно широко распространен в ведомственном нормативно-правовом регулировании4.

Следует отметить, что определения понятий «оперативно-профилактическая операция» и «оперативно-профилактическое мероприятие», закрепленные в приказе МВД России № 772, имеют схожие характеристики, что может вызывать недопонимание их целей и задач у практических сотрудников и руководителей ОВД, так как зачастую решение повседневных задач на определенной территории подменяется проведением мероприятий в рамках многочисленных и продолжительных по времени операций, не всегда согласованных по срокам, целям, задачам.

Использование понятия «комплексная оперативно-профилактическая операция» связано, как правило, с делегированием тем или иным подразделениям полномочий по организации и проведению различных оперативно-профилактических мероприятий.

Как следует из текста вышеназванного приказа, комплексная оперативно-профилактическая операция — это «совокупность оперативно-розыскных, контрольно-надзорных и иных мероприятий, осуществляемых органами внутренних дел в соответствии с законодательными и

№ 1/2020

иными нормативными правовыми актами Российской Федерации по единому замыслу достижения конкретной цели».

Оперативно-профилактическое мероприятие — это «согласованные по срокам и решаемым задачам действия органов внутренних дел, подразделений органов внутренних дел, осуществляемые согласно законодательным и иным нормативным правовым актам Российской Федерации в рамках повседневной оперативно-служебной деятельности».

Можно сказать, что соотносятся между собой данные понятия как общее и частное, поскольку во время проведения операций реализуются различные оперативно-профилактические мероприятия. Например, в рамках проведения операции «Курорт», как правило, проводится мероприятие «Подросток» и др.

Далее, проведя анализ норм приказа, можно сказать, что правовая основа, цели, задачи КОПО и ОПМ достаточно близки и направлены на снижение остроты криминогенной обстановки на определенной территории, повышение эффективности деятельности ОВД по предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений, обеспечение безопасности дорожного движения, активизацию выявления и розыска лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия и суда.

Схожи данные формы оперативно-служебной деятельности и по основаниям классификации. Эти формы можно классифицировать по масштабу проведения (федеральные, окружные, региональные; оперативно-профилактические мероприятия подразделяются еще и на районные); по составу участников (ведомственные, межведомственные, межгосударственные); по основанию проведения (плановые, внеплановые); по виду отчетных документов.

Так же регламентируются и сроки проведения КОПО либо их отдельных этапов, продолжительность каждого из которых, в соответствии с приказом, не должна превышать 10 суток, а период между проведением отдельных операций (этапов) должен составлять не более 15 суток. Не допускается проведение на одной территории двух и более КОПО. В исключительных случаях решение о проведении двух и более КОПО принимается Министром внутренних дел Российской Федерации.

Существенным отличием КОПО от ОПМ является порядок несения службы сотрудниками полиции. Так, при проведении оперативно-профилактического мероприятия невозможно привлечь полицейских к выполнению служебных

обязанностей сверх установленной продолжительности служебного времени, в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни (кроме случаев выполнения сотрудниками служебных обязанностей на основании графика сменности).

КОПО и ОПМ, как уже было отмечено, могут осуществляться как на ведомственном, так и на межведомственном уровне, что подтверждается нормативными документами в виде совместных приказов МВД России с другими органами исполнительной власти5, и это также определяет их схожесть.

В связи с этим для более четкого разграничения данных форм деятельности полиции необходимо предусмотреть проведение ОПМ только в рамках деятельности системы органов внутренних дел и их подразделениями, а КОПО осуществлять на межведомственном и межгосударственном уровне.

Анализ приведенного выше нормативно-правового материала выявил следующее:

1. Отсутствуют полномочия подразделений и должностных лиц органов внутренних дел, выходящие за пределы их компетенции.

2. Приказы руководителей территориальных ОВД о проведении оперативно-профилактических мероприятий являются формами управленческих решений, связанных с изменением (реальным или прогнозируемым) оперативной обстановки.

3. Отсутствует четкое разграничение понятий «комплексная оперативно-профилактическая операция» и «оперативно-профилактическое мероприятие», в связи с чем в приказе необходимо уточнить данные понятия, конкретизировать определения указанных форм управленческой деятельности с акцентированием внимания на рисках, которые могут наступить в том случае, если они не будут проведены.

4. Наиболее часто возникающий вопрос при проведении оперативно-профилактических операций связан с расширением полномочий сотрудников органов внутренних дел (полиции). Его невозможно решить без изменения объема прав, закрепленных на законодательном уровне.

Исходя из сказанного выше полагаем, что необходимо легитимировать определения анализируемых форм оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел с указанием их целей и задач. Впрочем, для КОПО это сделать достаточно сложно в связи с тем, что каждая из них имеет свою цель и достигается решением специальных задач.

№ 1/2020

Предлагается под комплексной оперативно-профилактической операцией понимать совокупность мероприятий (оперативно-розыскных, контрольно-надзорных и иных), осуществляемых органами внутренних дел МВД России во взаимодействии с территориальными подразделениями иных федеральных органов исполнительной власти или международных организаций при существенном осложнении оперативной обстановки, которое в дальнейшем может негативно отразиться на состоянии общественного порядка и общественной безопасности на отдельно взятой территории или в стране.

Оперативно-профилактическое мероприятие предлагается понимать как повседневную форму оперативно-служебной деятельности, осуществляемую самостоятельно территориальным органом внутренних дел по решению его руководителя либо в рамках проведения комплексной оперативно-профилактической операции.

В пункте 36 приказа № 772 речь идет о кратковременных оперативно-профилактических мероприятиях (не более одних суток). Однако из опыта практической деятельности можно сказать, что оперативно-профилактические мероприятия осуществляются и в более длительный промежуток времени. С целью предупреждения необоснованного пролонгирования оперативно-профилактического мероприятия в приказе необходимо уточнить срок (промежуток времени) его проведения.

С учетом требования анализируемого приказа о недопустимости проведения на одной территории нескольких КОПО необходимо включить в него норму, запрещающую проводить и большое количество ОПМ (не более двух), с целью повышения их результативности, оптимизации численности личного состава, для чего необходимо определить критерии эффективности в сравнении с показателями повседневной оперативно-служебной деятельности.

При планировании КОПО требуется определить порядок принятия решения по их проведению с целью исключения фактов их проведения без достаточных на то оснований, а также утвердить алгоритм согласования с иными заинтересованными ведомствами.

Для повышения эффективности и комплексности КОПО (при использования сил и средств различных ведомств, органов местного самоуправления, общественности и т.д.) целесообразна проработка вопросов, связанных с определением материальных ресурсов, необходимых на проведение той или иной комплексной оперативно-профилактической операции и ответ-

ственности руководителей за необоснованное решение о ее проведении.

Полагаем также, что проводимые в настоящее время такие операции, как «Дети России», «Нелегал», «Азиатский заслон», «Розыск», «Лес», «Дети Юга» и другие, могут быть переведены в статус оперативно-профилактических мероприятий, осуществляемых в рамках повседневной служебной деятельности органов внутренних дел.

Важным условием успешного решения задач КОПО являются адекватные им полномочия сотрудников ОВД, задействованных в их проведении. Отдельные руководители территориальных органов внутренних дел высказывают мнение о необходимости расширения полномочий должностных лиц полиции, участвующих в КОПО, в части проверки документов, удостоверяющих личность, а в случае их отсутствия — доставления в помещение территориального ОВД; осуществления личного досмотра граждан; досмотра транспортных средств, багажа; остановки транспортных средств сотрудниками ОВД6.

Отметим, что полномочия должностных лиц полиции при проведении различных КОПО и ОПМ в анализируемых нормативных правовых актах не конкретизированы. Полный их перечень закреплен в ФЗ «О полиции»7.

Анализ полномочий органов внутренних дел (полиции) при осуществлении повседневной оперативно-служебной деятельности, а в случае их участия в КОПО — с учетом задач, которые они решают, показал, что необходимость в расширении полномочий при проведении КОПО отсутствует.

Расширение полномочий полиции повлечет существенное ограничение прав, свобод граждан и законных интересов организаций, что может привести к негативным социальным последствиям в государстве. Однако можно согласиться с мнением отдельных руководителей ОВД, которые предлагают при проведении КОПО дополнить полномочия полиции такими их видами, как досмотр транспортных средств физических лиц, а также осуществление проверки юридических лиц без согласования с прокуратурой. Однако эти виды принудительного воздействия должны применяться с учетом сложившейся оперативной обстановки на основании применения риск-ориентированного подхода.

Предложения по внесению изменений и дополнений в регламентирующие применение отдельных форм оперативно-служебной деятельности нормативные правовые акты внесут яс-

№ 1/2020

ность в содержание понятий «комплексная оперативно-профилактическая операция» и «оперативно-профилактическое мероприятие», закрепят основания их проведения и критерии оценки их эффективности, позволят руководителям органов внутренних дел различных уровней принимать целесообразные управленческие решения по использованию анализируемых форм при осуществлении повседневной оперативно-служебной деятельности, что положительным образом отразится на состоянии правопорядка в Российской Федерации.

1 О совершенствовании организации проведения комплексных оперативно-профилактических операций в системе МВД России: Приказ МВД России от 13.08.2002 г. № 772. // СТРАС «ЮРИСТ»

2 Нормативные правовые акты, имеющие гриф «секретно» или «ДСП», в данной статье не анализировались.

3 См.: План реализации государственной программы Российской Федерации «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности» на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов (утв. распоряжением Правительства РФ 21.01.2014 г. № 42-р); Программа Российской Федерации «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности» (утв. постановлением Правительства РФ 15.04.2014 г. № 345);

Основы государственной пограничной политики Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ от 25.04.2018 г. № 174) // СПС «Консультант Плюс»

4 См.: О совершенствовании организации проведения комплексных оперативно-профилактических операций в системе МВД России: Приказ МВД России от 13.08.2002 г. № 772 (в ред. 21.12.2017 г.);

О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений: Приказ МВД России от 17.01.2006 г. №19 (в ред. от 28.11.2017 г.);

Об утверждении Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации: Приказ МВД России от 15.10.2013 г. № 845;

Об утверждении Положения о Главном управлении по обеспечению охраны общественного порядка и координации взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации Министерства внутренних дел Российской Федерации: Приказ МВД России от 18.07.2011 г. № 849 (в ред. от 15.02.2018 г.); Об утверждении Положения о Главном управлении по контролю за оборотом наркотиков Министерства внутренних дел Российской Федерации: Приказ МВД России от 23.04.2016 г. № 209 (в ред. 15.02.2018 г.); Об утверждении Положения о Главном управлении по вопросам миграции Министерства внутренних дел Российской Федерации: Приказ МВД России от 15.04.2016 г. № 192 (в ред. 15.02.2018 г.);

Об утверждении Регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации: Приказ МВД России от 17.10.2013 г. № 850 (в ред. 20.07.2017 г.);

О внесении изменений в приказ МВД России от 17.01.2006 г. № 19: Приказ МВД России от 28.11.2017 г. № 896;

О внесении изменений в приказ МВД России от 17.10.2013 г. № 850: Приказ МВД России от 07.11.2016 г. № 701;

О внесении изменений в Положение о Главном управлении по обеспечению охраны общественного порядка и координации взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации Министерства внутренних дел Российской Федерации (утв. приказом МВД России от 18.07.2011 г. № 849): Приказ МВД России от 10.01.2014 г. № 9;

О внесении изменений в приказ МВД России от 17.01.2006 г. № 19: Приказ МВД России от 30.12.2011 г. № 1340;

О внесении изменений в приказ МВД России от 13.08.2002 г. № 772 «О совершенствовании организации проведения комплексных оперативно-профилактический операций в системе МВД России и признании утратившими силу отдельных предписаний некоторых нормативных правовых актов МВД России»: Приказ МВД России от 21.12.2017 г. № 950 // СПС «Консультант Плюс»

5 Приказы и распоряжения МВД России и ФСКН России (упразднены Указом Президента РФ от 05.04.2016 г. № 156), МВД России и ФМС России (упразднены Указом Президента РФ от 05.04.2016 г. № 156), № 166 от 27.03.2018 г. «О проведении межведомственной комплексной оперативно-профилактической операции «Дети России — 2018», о проведении различных оперативно-профилактических операций и оперативно-профилактических мероприятий;

Приказ МВД России от 15.01.2018 г. «О дополнительных мерах по декриминализации алкогольной отрасли; Распоряжение МВД России от 16.04.2018 г. «О проведении оперативно-профилактического мероприятия «Твой выбор».

6 УМВД по г. Волгоград, МВД по Республике Мордовия, ГУ МВД России по Красноярскому краю, ГУ МВД России по Ставропольскому краю.

7 «О полиции»: Федеральный закон РФ № 3-ФЗ от 07.02.2011 г. (в ред. от 27.12.2019 г.) // СПС «Консультант Плюс»

Библиографический список

1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г., с учетом поправок, внесенных законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 г. № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 г. № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 г. № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 г. № 11-ФКЗ) // СПС «Консультант Плюс»

2. О полиции: Федеральный закон Российской Федерации № 3-ФЗ от 07.02.2011 г. (в ред. от 27.12.2019 г.) // СПС «Консультант Плюс»

3. Об основах государственной пограничной политики Российской Федерации: Указ Президента РФ от 25.04.2018 г. № 174 // СПС «Консультант Плюс»

№ 1/2020

4. О программе Российской Федерации «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности»: Постановление Правительства РФ 15.04.2014 г. № 345 // СПС «Консультант Плюс»

5. О Плане реализации государственной программы Российской Федерации «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности» на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов: Распоряжение Правительства РФ от 21.01.2014 г. №42-р // СПС «Консультант Плюс»

6. О совершенствовании организации проведения комплексных оперативно-профилактических операций в системе МВД России: Приказ МВД России от 13.08.2002 г. № 772 // СПС «Консультант Плюс»

7. О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений: Приказ МВД России от 17.01.2006 г. № 19 (в ред. от

28.11.2017 г.) // СПС «Консультант Плюс»

8. Об утверждении Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации: Приказ МВД России от 15.10.2013 г. № 845 // СПС «Консультант Плюс»

9. Об утверждении Положения о Главном управлении по обеспечению охраны общественного порядка и координации взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации Министерства внутренних дел Российской Федерации: Приказ МВД России от 18.07.2011 г. № 849 (в ред. от

15.02.2018 г.) // СПС «Консультант Плюс»

10. Об утверждении Положения о Главном управлении по контролю за оборотом наркотиков Министерства внутренних дел Российской Федерации: Приказ МВД России от 23.04.2016 г. № 209 (в ред. 15.02.2018 г.) // СПС «Консультант Плюс»

11. Об утверждении Положения о Главном управлении по вопросам миграции Министерства внутренних дел Российской Федерации: Приказ МВД России от 15.04.2016 г. № 192 (в ред. 15.02.2018 г.) // СПС «Консультант Плюс»

12. Об утверждении Регламента СПС «Консультант Плюс» Министерства внутренних дел Российской Федерации: Приказ МВД России от 17.10.2013 г. № 850 (в ред. 20.07.2017 г.)

13. О внесении изменений в приказ МВД России от 17.01.2006 г. № 19: Приказ МВД России от 28.11.2017 г. № 896 // СПС «Консультант Плюс»

14. О внесении изменений в приказ МВД России от 17.10.2013 г. № 850: Приказ МВД России от 07.11.2016 г. № 701 // СПС «Консультант Плюс»

15. О внесении изменений в Положение о Главном управлении по обеспечению охраны общественного порядка и координации взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации Министерства внутренних дел Российской Федерации (утв. приказом МВД России от 18.07.2011 г. № 849): Приказ МВД России от 10.01.2014 г. № 9 // СПС «Консультант Плюс»

16. О внесении изменений в приказ МВД России от 17.01.2006 г. № 19: Приказ МВД России от 30.12.2011 г. № 1340 // СПС «Консультант Плюс»

17. О внесении изменений в приказ МВД России от 13.08.2002 г. № 772 «О совершенствовании организации проведения комплексных оперативно-профилактических операций в системе МВД России и признании утратившими силу отдельных предписаний некоторых нормативных правовых актов МВД России»: Приказ МВД России от 21.12.2017 г. № 950 // СПС «Консультант Плюс»

№ 1/2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.