Научная статья на тему 'Правовые и организационные проблемы проводимых органами внутренних дел Российской Федерации операций профилактической направленности (по результатам социологического исследования)'

Правовые и организационные проблемы проводимых органами внутренних дел Российской Федерации операций профилактической направленности (по результатам социологического исследования) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1511
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ОПЕРАТИВНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ / PREVENTIVE OPERATIONS / КОМПЛЕКСНЫЕ ОПЕРАТИВНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ ОПЕРАЦИИ / ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ ОПЕРАЦИИ / ОПЕРАЦИИ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ / СПЕЦИАЛЬНЫЕ ОПЕРАЦИИ / SPECIAL OPERATIONS / РЕЙДЫ / RAIDS / OPERATIONAL AND PREVENTIVE MAINTENANCE / COMPLEX OPERATIONAL PREVENTIVE OPERATIONS / THE OPERATIONS OF PREVENTIVE CHARACTER

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Г. Л. Даньков

В статье рассматривается проблема правового и организационного обеспечения операций профилактической направленности исходя из позиций руководителей органов внутренних дел системы МВД России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal and organizational problems of the preventive operations performed by the interior bodies of the Ministry of the Interior of the Russian Federation (according to the results of sociological research)

The problems of legal and organizational maintenance of preventive operations based on the positions of the heads of the interior bodies of the Ministry of the Interior of Russia are described.

Текст научной работы на тему «Правовые и организационные проблемы проводимых органами внутренних дел Российской Федерации операций профилактической направленности (по результатам социологического исследования)»

ТРИБУНА

молодого ученого

Г. Л. ДАНЬКОВ,

*

адъюнкт кафедры управления органами внутренних дел (Академия управления МВД России)

Правовые и организационные проблемы проводимых органами внутренних дел Российской Федерации операций профилактической направленности

(по результатам социологического исследования)

В статье рассматривается проблема правового и организационного обеспечения операций профилактической направленности исходя из позиций руководителей органов внутренних дел системы МВД России.

Оперативно-профилактические мероприятия, комплексные оперативно-профилактические операции, профилактические операции, операции профилактической направленности, специальные операции, рейды.

Проведение органами внутренних дел операций профилактической направленности (оперативно-профилактических мероприятий) является важным направлением их деятельности по противодействию преступности. Такие мероприятия способствуют повышению эффективности правоохранительной деятельности по обеспечению правопорядка и общественной безопасности, оказывают положительное воздействие на состояние криминогенной обстановки как в стране, так и в отдельных районах и местностях. В то же время следует признать, что использование потенциала профилактических мероприятий во многом зависит от их нормативного правового обеспечения, отвечающего предъявленным требованиям.

* Ранее — заместитель начальника оперативного управления штаба ГУВД г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области.

Правовые и организационные вопросы операций профилактической направленности обусловлены рядом обстоятельств: слабо или нерегулируемыми криминогенными процессами в обществе, требующими сдерживания и сокращения правонарушительства; зыбкой атмосферой спокойствия и стабильности социума; угрозой правам, свободам и законным интересам личности, общества и государства, возникшей в связи с возможностью совершения преступлений и иных правонарушений; необходимостью исправления лиц, вовлекаемых в сферу профилактического воздействия, и их ресоциализаци-ей [18, с. 16].

Организующую составляющую операций профилактической направленности определенным образом регламентирует приказ МВД России от 13 августа 2002 г. № 772 «О совершенствовании организации проведения комплексных оперативно-профилактических операций в системе МВД России» [1]. Отметим, что развитие нормотворчества в этой сфере является неоднородным, кроме того, в целом развитие законодательства здесь имеет существенные пробелы. Каким бы образом не трактовались операции профилактического характера, проводимые правоохранительными органами, все еще остается факт отсутствия единого нормативного правового акта по рассматриваемому направлению.

Проанализировав нормативную правовую базу (более 500 источников), специальную научную литературу (свыше 100 работ и публикаций) и практику (на примере подразделения по планированию операционных мероприятий в ГУ

МВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области), мы установили отсутствие четкой нормативной правовой базы по организации и проведению различных видов мероприятий профилактической направленности, сложившихся в практической деятельности органов внутренних дел.

Мероприятия, проводимые на местах органами внутренних дел, а также органами исполнительной власти и местного самоуправления, можно разделить следующим образом: комплексные оперативно-профилактические мероприятия либо операции [2, 3]; комплексные профилактические операции [16]; оперативно-профилактические мероприятия либо операции [5, 12]; профилактические мероприятия, либо операции, либо рейды [8, 14, 15, 17]; предупредительно-профилактические мероприятия либо операции» [7, 11]; специальные оперативно-профилактические мероприятия либо операции [4, 10]; специальные операции [6]; «целевые оперативно-профилактические мероприятия [13]; целевые профилактические мероприятия [9].

Анализ показывает, что рассматриваемая терминология содержит два необходимых элемента и их производные: «операция» и «профилактика», следовательно, весь указанный выше терминологический ряд можно обозначить одним понятием — «операция профилактической направленности».

Кроме того, анализируя понятие «операция профилактической направленности», можно выделить по функциональному признаку, во-первых, операцию, т. е. законченную совокупность координированных силовых действий по единому замыслу и плану для решения той или иной задачи, согласованных и взаимосвязанных по цели, времени и месту; во-вторых, мероприятия, т. е. совокупность действий, объединенных и нацеленных на выполнение единой общественно значимой задачи; в-третьих, рейды, т. е. стремительное действие в определенном районе (объекте), а также способ действий специальных групп, заключающийся в их передвижении по заранее определенному маршруту с целью пресечения противоправных действий, оказания психологического воздействия на население и т. п.

Анализ положений Приказа МВД России № 772 по отношению к операциям профилактической направленности приводит к выводу, что данный приказ не охватывает все направления профилактических мер (их более 40) и виды операций профилактической направленности (их более 30, в том числе рейды, мероприятия, операции, различаемые по целям, масштабам, участникам и т. д.); не отражает уровни проведе-

ния профилактических мероприятий по территориальному признаку (ограничивается региональным уровнем); регламентирует временные показатели операций (проведение до 10 суток с периодом их проведения не менее 15 суток), не дифференцируя их по всевозможным позициям изменений, в частности, видам, направлениям и конфиденциальности; устанавливает один показатель — комплексность, тогда как существуют и целевые мероприятия; не расширяет терминологическую особенность возможных аббревиатур, которые связаны с понятиями операции или мероприятия профилактической направленности.

Эти выводы подтверждает социологическое исследование рассматриваемой проблемы, которое было проведено в 2009—2011 гг. среди руководителей органов внутренних дел, представляющих все службы системы МВД России, в частности различные регионы Российской Федерации (число респондентов составило 205 человек)1.

В процессе исследования установлено: 78 % руководящего состава органов внутренних дел утверждает, что современная нормативная правовая база по организации и проведению профилактических операций (мероприятий) их совершенно не удовлетворяет либо во многом не удовлетворяет, либо требует переработки; 19 % руководителей считает, что нормативная правовая база данного направления их удовлетворяет либо вполне удовлетворяет.

Таким образом, абсолютное большинство сотрудников из числа руководящего состава МВД России придерживается мнения о несовершенстве современной нормативной правовой базы по организации и проведению профилактических операций. По нашему мнению, данное направление необходимо подвергнуть определенным изменениям, привести в соответствие с требованиями российского законодательства и разработать совершенно новый механизм, соответствующий условиям деятельности органов внутренних дел.

Кроме того, 46 % руководителей системы МВД России утверждает, что в подразделениях, где они проходят службу, имеются нормативные правовые акты — приказы, указания, распоряжения либо иные управленческие решения, относящиеся к комплексным оперативно-профилактическим операциям в соответствии с приказом МВД России № 772,

1 Фактическая ошибка при указанном объеме выборки по отношению к генеральной совокупности исследуемой социальной категории (свыше 20 тыс. человек) составляет менее 7 %, что является приемлемым для исследования вышеуказанной проблемы [19, с. 83].

111

О и

0

1

Ы

о

U

о ^

о <

о

<

I

ъ ш

5

6

112

исключая сведения о документации по операциям профилактической направленности. Также 15 % сотрудников-руководителей отмечают, что в подразделениях, где они проходят службу, имеются лишь методические рекомендации по рассматриваемому направлению; 16 % придерживаются мнения, что в их подразделениях нет ни правовой, ни методической документации; 21 % руководителей затруднились ответить, как именно осуществляется регламентирование операций профилактической направленности в их подразделениях (службах). Это мнение разделяют и большинство сотрудников (38 %), непосредственно занимающихся организацией, подготовкой и проведением операций профилактической направленности.

Таким образом, данное направление деятельности требует особого изучения, т. к. основная часть руководителей не могут констатировать присутствие в их подразделениях (службах) какой-либо нормативной правовой и методической базы по операциям профилактической направленности.

Исходя из полученных данных эмпирического исследования, можно полагать, что нормативная правовая составляющая рассматриваемого направления неоднозначна.

Следовательно, существует необходимость создания новых правовых норм по организации и проведению операций профилактической направленности. Полагаем, что действующий приказ № 772 [1] необходимо переработать либо дополнить другими нормативными правовыми актами, удовлетворяющими современным требованиям организации и проведения операций (мероприятий) профилактической направленности.

Список литературы

1. О совершенствовании организации проведения комплексных оперативно-профилактических операций в системе МВД России: приказ МВД России от 13 августа 2002 г. № 772.

2. О проведении комплексной оперативно-профилактической операции «Граница»: приказ МВД России от 10 апреля 2006 г. № 249.

3. Об организации и проведении комплексного оперативно-профилактического мероприятия «Алкоголь-Табак»: распоряжение МВД России от 10 апреля 2006 г. № 1/2615.

4. О проведении специальной оперативно-профилактической операции «Мигрант»: указание МВД России от 31 июля 2006 г. № 1/6046.

5. О проведении оперативно-профилактического мероприятия «Алкоголь-Табак»: приказ ГУВД

по Ростовской области от 19 апреля 2010 г. № 274.

6. О проведении на территории области специальной операции «Анаконда»: приказ ГУВД по Ростовской области от 19 августа 2010 г. № 635.

7. О проведении предупредительно-профилактической операции «Защита»: приказ ГУВД по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области от 22 августа 2007 г. № 1213.

8. О проведении профилактического мероприятия «Урожай-2007»: приказ ГУВД по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области от 24 августа 2007 г. № 1220.

9. О проведении целевого профилактического мероприятия «Оружие»: приказ ГУВД по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области от 30 октября 2007 г. № 1522.

10. О проведении специального профилактического мероприятия «Улица»: приказ ГУВД по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области от 13 декабря 2007 г. № 1770.

11. О проведении предупредительно-профилактического мероприятия «Каникулы»: приказ ГУВД по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области от 20 декабря 2007 г. № 1821.

12. О проведении на территории г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области оперативно-профилактической операции «Контрафакт»: приказ ГУВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25 февраля 2009 г. № 245.

13. О проведении на территории г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области целевого оперативно-профилактического мероприятия «Нелегальный мигрант»: приказ ГУВД по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области от 08 апреля 2009 г. № 505/1.

14. О проведении профилактической операции «Трактор»: постановление Губернатора Сахалинской области от 17 июня 1998 г. № 253. URL: http://sakhalin.news-city.info/docs/sistemsv/dok_ oegaho.htm.

15. О проведении общегородских оперативно-профилактических рейдов в летний период 2004 года: распоряжение Главы города Челябинска от 24 мая 2004 г. № 850.URL: http://www.garant. ru/hotlaw/chelyabinsk.

16. О проведении ежегодной межведомственной комплексной профилактической операции «Подросток» в Ракитянском районе: распоряжение Главы администрации Ракитянского района Белгородской области от 24 мая 2010 г. № 653. URL: http://www.rakitnoeadm.ru/no_653_ ot_24_maya_2010_g.

17. О проведении межведомственного профилактического рейда «Безнадзорные дети»: постановление Главы сельского поселения Дединовское Луховицкого муниципального района Московской области от 13 декабря 2010 г. № 267. URL: http://www.dedinovskoe.ru/regulatory.

18. Грошев С.Б. Организационно-правовое обеспечение комплексных оперативно-профилактических операций, проводимых органами внутренних дел: автореф. дис. ...канд. юрид. наук. М., 2005.

19. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования: Описание, объяснение, понимание социальной реальности: учеб. пособие. М., 2009.

E-mail: genakron@yandex.ru

И.Ю. ЛАЗАРЕВА,

адъюнкт* кафедры педагогики учебно-научного комплекса психологии служебной деятельности

(Московский университет МВД России)

Формирование культуры досуга у сотрудников органов внутренних дел

В статье рассматриваются вопросы организации свободного времени и содержательного досуга сотрудников органов внутренних дел, анализируются условия, необходимые для формирования культуры проведения досуга сотрудниками полиции.

Свободное время, досуг, формирование, сотрудник органа внутренних дел.

момента вступления в законную силу

момента вступления в законную силу

1 1 марта 2011 г. Федерального закона «О ^—.'полиции» были сформулированы новые подходы в деятельности по охране правопорядка, определено основное назначение полиции, заключающееся в защите прав, собственности и обеспечении общественной безопасности граждан [1].

В своем выступлении Министр внутренних дел Р.Г. Нургалиев подчеркнул, что «от каждого из нас, от рядового до генерала, от нашего отношения к служебному долгу, профессионализма и высокой гражданской ответственности зависят благополучие, безопасность и спокойствие отдельного человека, общества и государства в целом» [13, с. 8].

Отметим, что качественное выполнение органами внутренних дел стоящих перед ними задач напрямую зависит как от формирования у сотрудников высоких профессиональных качеств и укрепления дисциплины в служебных коллективах, так и от общего уровня их культуры, в частности культуры проведения досуга как самими сотрудниками, так и членами их семей.

* Ранее — старший инспектор отдела организационно-пропагандистской работы Департамента государственной службы и кадров МВД России.

Если предположить, что свободное время является продолжением рабочего (в нашем случае — служебного) времени, то досуг, являясь производной от повседневной службы, в свою очередь, должен способствовать отдыху и восстановлению сил сотрудников для успешного выполнения служебно-боевых задач.

Эффективность использования досуга во многом зависит от самого человека, уровня его интеллекта, развитости интересов, моральных качеств, и формирование культуры досуга невозможно без учета этих составляющих.

В толковом словаре В.И. Даля досуг определяется как «свободное незанятое время, простор от дела», а то, чем заполнен досуг, (пассивный отдых, праздность или созидание и поиски) зависит от направленности личности, которую В.И. Даль определяет словами «досужный — свободный от дел, занятий» или «досужий — умеющий, способный к делу, искусный» [8, т. 1, с. 481]. М.М. Поплавский характеризует досуг как педагогическую категорию, отражающую деятельный характер свободного времени [17], Т.А. Ев-теева конкретизирует сущность и содержание человеческого досуга, считая это деятельностью в свободное время, избираемою в соответствии со склонностями и интересами здоровой человеческой личности [9].

Анализ научной литературы [9, 11, 12, 14, 15, 17] показывает, что под свободным временем авторы подразумевают часть нерабочего времени, которым человек распоряжается по своему усмотрению. Таким образом, базовым, определяющим словом здесь выступает «свободное», т. е. «не занятое трудом, делом» время, в частности, свободное от исполнения служебных обязанностей [7, с. 19].

113

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.