Научная статья на тему 'О НЕКОТОРЫХ ДИОФАНТОВЫХ УРАВНЕНИЯХ'

О НЕКОТОРЫХ ДИОФАНТОВЫХ УРАВНЕНИЯХ Текст научной статьи по специальности «Математика»

CC BY
164
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИОФАНТОВО УРАВНЕНИЕ / ГРУППА РЕШЕНИЙ / УРАВНЕНИЕ ПЕЛЛЯ / ГИПОТЕЗА ФЕРМА / ЦЕПНАЯ ДРОБЬ

Аннотация научной статьи по математике, автор научной работы — Сенашова А. В., Сенашов В. И.

Дан обзор диофантовых уравнений и приведены способы решения некоторых диофантовых уравнений, не вышедшие в курс средней школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON SOME DIOPHANE EQUATIONS

The report provides an overview of Diophantine equations and describes ways to solve some Diophantine equations that did not go to secondary school.

Текст научной работы на тему «О НЕКОТОРЫХ ДИОФАНТОВЫХ УРАВНЕНИЯХ»

УДК 511.52

О НЕКОТОРЫХ ДИОФАНТОВЫХ УРАВНЕНИЯХ

А. В. Сенашова1, В. И. Сенашов2

1Средняя общеобразовательная школа № 10 им. академика Ю. Овчинникова с углубленным изучением отдельных предметов Российская Федерация, 660017, г. Красноярск, ул. Ленина 114 2Институт вычислительного моделирования СО РАН Российская Федерация, 660036, г. Красноярск, ул. Академгородок 50/44 E-mail: [email protected], [email protected]

Дан обзор диофантовых уравнений и приведены способы решения некоторых диофантовых уравнений, не вышедшие в курс средней школы.

Ключевые слова: диофантово уравнение, группа решений, уравнение Пелля, гипотеза Ферма, цепная дробь.

ON SOME DIOPHANE EQUATIONS

A. V. Senashova1, V. I. Senashov2

Secondary school № 10 named Academician Y. Ovchinnikov with in-depth study of individual subjects 114, Lenin Str., Krasnoyarsk, 660017, Russian Federation Institute of Computational Modeling of Siberian Branch of RAS 50/44, Akademgorodok Str., Krasnoyarsk, 660036, Russian Federation E-mail: [email protected], [email protected]

The report provides an overview of Diophantine equations and describes ways to solve some Diophantine equations that did not go to secondary school.

Keywords: Diophantine equation, group of solutions, Pell's equation, Fermat's hypothesis, continued fraction.

Определение. Диофантово уравнение - это уравнение вида

P (*1, - ,*m ) = 0,

где P - полином с целыми коэффициентами, а переменные xt принимают целые значения [1].

Такие уравнения названы в честь древнегреческого математика Диофанта.

Например, для двух переменных диофантово уравнение будет выглядеть следующим образом

aj xn + aj xn-1 y + — + anyn = 0.

Диофант Александрийский - древнегреческий математик, живший предположительно в III веке н. э. Нередко упоминается как «отец алгебры».

В школьном учебнике «Алгебра» за 8 класс авторов А. Г. Мерзляк и В. М. Поляков [2] имеется задача

17.29. Решить в целых числах уравнение 1) x2 - 3y2 = 17. Рассмотренное уравнение относится к диофантовым уравнениям.

Как легко показать при помощи сравнения по модулю 17, уравнение не имеет решений в целых числах, но если бы оно их имело, то нас заинтересовал вопрос: как такое уравнение можно было бы решить?

Секция «Автоматика и электроника»

В докладе будут изложены несколько вариантов решения уравнений такого вида. Приведены примеры решения аналогичных уравнений в случае, когда имеются нетривиальные решения.

При решении уравнений такого типа будет использовано вспомогательное уравнение, которое носит уравнение Пелля.

Частный случай диофантова уравнения

X2 - пу2 = 1 (1)

называется уравнением Пелля, где п - натуральное число, не являющееся квадратом. Это уравнение мы использовали при решении нашей задачи.

Если п является полным квадратом, то у уравнения (1) нет нетривиальных решений, поскольку в левой части стоит разность двух полных квадратов

2 2 2 т

х - ту = 1,

п = т2, т - натуральное число, и ее можно разложить на множители

(х - ту)(х + ту) = 1.

Число 1 можно представить в виде произведения двух сомножителей либо 1 и 1, либо -1 и -1. В первом случае х = 1, у = 0, во втором случае х = -1, у = 0, что объясняет ограничение на параметр п.

Упоминание об уравнениях, которые сейчас принято называть уравнениями Пелля, были найдены уже в работах математиков Древней Греции и древней Индии (XII век). В общем виде эту задачу сформулировал великий французский математик Пьер Ферма (XVII век): если дано произвольное число, которое не является квадратом, то найдется также и бесконечное количество таких квадратов, что если этот квадрат умножить на данное число и к произведению добавить единицу, то результат будет квадратом. Ферма утверждал, что умеет это доказывать, однако этот результат не был опубликован. Гипотезу Ферма доказал в конце XVIII века французский математик Жозеф Луи Лагранж. Леонард Эйлер (швейцарский, немецкий и российский математик) ошибочно приписал авторство этих уравнений Джону Пеллю [3].

В книге В. О. Бугаенко [3] разбирается пример решения уравнения Пелля х2 - 2у2 = 1.

Там же доказывается следующая теорема: Все нетривиальные положительные решения этого уравнения получаются многократным умножением основного (минимального положительного ненулевого) решения на себя.

При помощи геометрического метода, привлекая лемму Минковского о выпуклом теле, в книге [3] доказывается существование нетривиального решения любого уравнения Пелля.

Также в [3] В. О. Бугаенко показывает, как получить нетривиальные решения уравнения Пелля при помощи теории цепных дробей. А именно, решениями являются числители и знаменатели подходящих дробей. Чтобы использовать этот метод, необходимо знакомство с теорией цепных дробей.

Немного другой метод решения уравнения х2 - 2у2 = 1 предлагается в работе [4]. Там же разбирается решение уравнения х2 - 3у2 = 1 и доказывается теорема, позволяющая находить все

2 2

решения уравнения х - 2у = 7. В статье [5], являющейся продолжением статьи [4], доказывается теорема о существовании решения любого уравнения Пелля, И, наконец, в следующей статье [6] (которая есть продолжение статей [4] и [5]) дается четыре доказательства теоремы о том, что уравнение Пелля имеет хотя бы одно решение в натуральных числах. В том числе и способ, использующий теорию цепных дробей, как у В. О. Бугаенко (см. [3]).

В работе [7] А. О. Гельфонд доказывает, что если система х2 - Ау2 = С имеет нетривиальное решение, то она имеет бесконечно много решений.

В докладе представлен обзор диофантовых уравнений. Будут продемонстрированы способы решения некоторых диофантовых уравнений, не вошедшие в программу средней школы.

Библиографические ссылки

1. Википедия. Свободная энциклопедия. ЬйрБ:// ru.wikipedia.org/wiki.

2. Мерзляк А.Г., Поляков В.М. Алгебра: 8 класс: учебник для общеобразовательных организаций. М. : Вентана-Граф, 2018. 384 с.

3. Бугаенко В.О. Уравнения Пелля. Библиотека «Математическое просвещение», Выпуск 13. М. : МЦНМО, 2001. 32 с.

4. Сендеров В., Спивак А. Уравнения Пелля // Квант. 2002. № 3. С. 3-9.

5. Спивак А. Уравнения Пелля // Квант. 2002. № 4. С. 5-11.

6. Спивак А. Уравнения Пелля // Квант. 2002. № 6. С. 11-15.

7. Гельфонд А. О. Решение уравнений в целых числах. Серия «Популярные лекции по математике». Вып. 8. М. : Наука, 1983.

© Сенашова А. В., Сенашов В. И., 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.