ПРИМЕЧАНИЯ
1 См.: Кормильцев И., Сурова О. Рок-поэзия в русской культуре: возникновение, бытование, эволюция // Русская рок-поэзия: текст и контекст. Тверь, 1998.
2 Фрейденберг О. Поэтика сюжета и жанра. Л., 1936. С.122.
3 Кормильцев И., Сурова О. Указ. соч. С.7.
4 Там же. С.8.
5 Фрейденберг О. Указ. соч. С.122.
6 Там же.
7 См.: Козицкая Е. А. «Чужое» слово в поэтике русского рока // Русская рок-поэзия: текст и контекст. Тверь, 1998.
Т.А.СНИГИРЕВА
А.В.СНИГИРЕВ
г.Екатеринбург
О НЕКОТОРЫХ ЧЕРТАХ РОК-ПОЭЗИИ КАК КУЛЬТУРНОГО ФЕНОМЕНА
Рок-поэзия давно и прочно вошла в длинный ряд маргинальных жанров русской литературы - наравне с детективом, фантастикой, любовным и порнографическим романом, анекдотом. Неясно до конца, что же послужило причиной этого - или неприятие власти, или то, что рок-поэзия преимущественно обсуждалась только на страницах молодежных журналов и газет, или то, что существовала достаточное время во внетекстовом пространстве (на магнитофонных записях).
Но даже сейчас, когда ситуация изменилась, стали появляться книги стихов рок-поэзии, и, как следствие, статьи, дающие не только информацию о группах, но и попытку анализа специфики явления, серьезный разговор об особом статусе рок-поэзии в отечественной культуре находится в стадии постановки проблемы.
Однако, следует отметить, что появилась и новая тенденция - русский рок стал переходить в интерактивное «существование». Выпускаются многочисленные лазерные диски, дающие полное представление о той или иной группе именно как о феномене определенной культуры. На них пользователь может найти не только все (или почти все) песни группы, но и многое другое - фотографии, видеофрагменты, статьи, интервью. Так, на диске «Виртуалия ДДТ»1 есть даже пара анекдотов («Сидят на стройке Кинчев, Шевчук и БГ, празднуют день рождения. У них бутылка портвейна и банка кильки. Кинчев открывает банку, а кильки - р-раз и полетели с криком "ШВОБОДА-А-А!!!"» и «Бегает Шевчук по Невскому, у всех паспорта проверяет. Народ шугается. Что такое? Тсс-с-с... - он Ивана Помидо-
рова ищет»). Вышли диски, посвященные «Наутилиусу Помпилиусу» («Погружение»), ДДТ ( «Виртуалия ДДТ», «ДДТ. 1982-1996»), и т.д.
Особенности существования рок-поэзии наводят на мысль о том, что она как жанр - не только и не столько тексты, ее существование возможно только в совокупности нескольких компонентов. Целью нашей работы стала попытка определить, в чем состоит особенность рок-поэзии как определенного прежде всего культурного феномена, определить ее составляющие компоненты.
Первым компонентом является, безусловно, сама песня.
В.И.Новиков, говоря об авторской песне, пишет: «Один человек сочетает в себе, как правило, автора мелодии, автора стихов, исполнителя и аккомпаниатора - вот признаки авторской песни как культурного феномена. А доминантой здесь является стихотворный текст, ему подчинены и музыкальная сторона, и манера исполнения»2.
Да, безусловно, для русского рок-н-ролла, который можно рассматривать даже как своеобразное продолжение авторской песни, важнейшим являются текст. Наиболее точно это выразил Евгений Мочулов, генеральный директор «Театра ДДТ»: «Помню на гастролях в Израиле у нас допытывались: «Чем отличается рок-н-ролл по-русски от общемирового?» Мы отвечали, что рок-н-ролл по-русски - это прежде всего честность, искренность, особое внимание к слову. И с этих позиций отец рок-н-ролла - конечно же Владимир Семенович Высоцкий. С этим и Юрий Юлианович, и Костя Кинчев согласны. Не громкие барабаны, не традиционные рок гитары, а именно слово. Вначале в русском рок-н-ролле было слово»3.
Отметим некоторые важные особенности рок-песни:
1. Тексты песен рок-исполнителей зачастую очень сложно воспринимать именно как поэтические тексты. Например, «Прыг-скок», «Насекомые», «Русское поле экспериментов» Егора Летова, «Я жду ответа», «Песня без слов» Виктора Цоя, «Глазища», «Переферия» Юрия Шевчука - с формальной точки зрения просто не могут быть определены как стихотворения - не соблюдается размер, рифмовка и т.д. Это именно песня, текст, предназначенный не для чтения, а для пропевания. Можно вспомнить очень известную песню Ю.Шевчука «Родина». Перед нами прежде всего тоническое, а не силлабо-тоническое стихотворение. Из тридцати четырех строк только пять имеют рифмованные пары. Тоника, строгое чередование ударных и безударных в строке, дает возможность именно для пропевания данного текста. «Родина» исполняется группой «ДДТ» с большим использованием барабанов, особенно в первой части, что дает ощущение того, «сколько лет я иду» и, одновременно, - биения сердца. Строчка «Эй, начальник!» выкрикивается Шевчуком, становясь многозначной именно за счет того, как она произносится - это одновременно и упрек, и угроза, и просьба обратить на себя внимание.
Тексты рок-песен - это именно песни, а не стихотворения. Они могут существовать только в варианте про-петом, а не про-читанном, ибо во втором случае они теряют не только статус художественности но и нередко - те дополнительные смыслы, которые придает именно про-певание.
2. В рок-культуре существует весьма сильная традиция исполнения не только своих песен, но и песен других авторов. Так, «Буги-вуги каждый день» помимо автора, Майка Науменко, исполняли группы «Секрет» и «Ноль», «Дрянь» того же автора исполняет «Крематорий» и т.д. Кроме того, рок-исполнители поют песни на стихи не только рок-авторов, но и известных поэтов. Борис Гребенщиков выпустил в 1994 году альбом «Песни Вертинского», Александр Ф.Скляр поет песню «Дети» на стихи Саши Черного, группа «Аукцыон» достаточно часто исполняет песни на стихи В.Хлебникова. Наиболее известными проектами, в которых рок-исполнители выступали с чужими текстами, являются «Отчет», «Митьков-ские песни. Материалы к альбому», «Митьковские песни» и «Странные скачки». Сергей Паращук («НЭП») вспоминал в связи с последним альбомом: «Оказывается, все участники пластинки мучились, терзались, а не только мы одни. Единственное, что «НЭП» решил сразу не делать: не брать серьезных, балладных песен, а найти юморную зарисовку, которых у Высоцкого великое множество. Перелопатили мы много материала и остановились на песенке под названием «Паранойя», попытавшись сделать ее как можно веселее. Потом, послушав весь альбом, поняли, что среди шквала песен Высоцкого каждый исполнитель нашел что-то свое, что-то по сердцу. И теперь мы исполняем «Паранойю» и на своих сольных концертах»4. Следует отметить, что зачастую исполнители не указывают автора песни. Причин может быть несколько. Так, Нина Тихонова писала: «Первым на рокеровской сцене песни Александра Вертинского запел Борис Гребенщиков. Запел всерьез и не называя автора (не то, чтобы плагиат, но БГ как бы подчеркивал полное свое слияние с мироощущением декаданса начала столетия)»5. Рок-песня ощущается не только как нечто личное, как авторское произведение. Она принадлежит чему-то большему, общей культуре, рок-культуре. Поэтому заимствования не осуждаются. Известен случай, когда Майк Науменко подпевал Александру Ф.Скляру, когда тот исполнял его «Песню простого человека».
3. Одна и та же рок-песня может не только исполнятся разными авторами, но и существовать в различных именно музыкальных аранжировках. Так, существует несколько аранжировок «Прощального письма» группы «Наутилус Помпилиус» в разных альбомах этой же группы. Существует обычная аранжировка, аранжировка с добавлением саксофона и симфоническая аранжировка. Причем это - одна и та же песня, а не «черновые» ее варианты. Движение происходит не по диахронии, а по синхронии. Одна и та же рок-песня - не нечто застывшее, раз и навсегда состоявшееся. Ее звучание может зависеть как от наличествующих инструментов
(акустические концерты и концерты электрические), так и от настроения и состояния исполнителя (можно вспомнить неоднократные истории, как исполнитель или забывал слова, или переделывал песню на ходу, или был не в состоянии ее петь).
Перечисленные особенности рок-поэзии порождают, по нашему мнению, две очень важные проблемы:
1. Рок-песня и манера исполнения (проблема сценической маски исполнителя).
2. Рок-песня и музыка.
Позволим себе более полно раскрыть обозначенные нами проблемы.
1. Рок-песня и манера исполнения (проблема сценической маски исполнителя).
Рок-исполнители, в отличие от откровенно презираемых ими эстрадных исполнителей («Попса одна по ящику, достали уже фонограмщики» - сказал однажды на концерте Юрий Шевчук), абсолютно не похожи друг на друга. Трудно перепутать между собой Александра Ф. Скляра, Юрия Шевчука, Бориса Гребенщикова, Константина Кинчева, Майка Науменко и Гарика Сукачева, в то время как многочисленные «Белки», «Стрелки», «Комбинации» похожи до взаимозаменяемости. Даже имена, по которым публика знает исполнителей - не совсем привычны: не Михаил Науменко, а Майк (иногда употребляется без фамилии); не Борис Гребенщиков, а Б.Г., Боб, Гребень; не Армен Григорян, а Шляпа; не Александр Скляр, а именно Александр Ф. Скляр и т. д. «Словарь молодежного жаргона»6 более чем на двух страницах приводит «Прозвища рок-музыкантов и названия рок-групп». Так же рок-исполнителей нельзя перепутать как внешне (борода и очки Шевчука, длинные грязные волосы Егора Летова), так и по поведению на сцене (играющий и поющий сидя Вадим Самойлов; Константин Кинчев, выступающий босиком). Все это создает вокруг исполнителя определенную знаковую систему, определенную маску, и слушатель знает, каков будет концерт того или иного исполнителя. Авторам неоднократно приходилось слушать замечания типа: «Б.Г. отработает только час, а Шевчук отработает все два и еще споет что-нибудь напоследок».
О маске как о важном элементе поведения на сцене впервые в полном объеме заговорил В.Г. Бабенко: «Удачно найденная актерская маска высоко котировалась во все времена. Но в русском искусстве 1910-х годов значение ее было особенно велико. Поиск маски был сложной проблемой для многих эстрадных исполнителей <...> Без удачного решения проблемы маски артист был не вправе рассчитывать на признания. Зритель шел прежде всего на маску»7. А.В. Скобелев и С.М. Шаулов так же говорили об особой, театральной маске поэта8. В роке мы можем наблюдать не только то, что каждый исполнитель имеет свою определенную маску, но и иногда можем проследить становление маски и смену старой маски на новую. Так, Юрий Шевчук, прежде чем стать привычным и узнаваемым - майка,
джинсы, камуфляж, джинсовая куртка, выступал даже в откровеннопижамных штанах, в рваных носках, с длинными спутанными волосами. Маска Бориса Гребенщикова постоянно меняется, иногда за счет простого отращивания бороды или сбривания оной. Владислав Бутусов времен выступления в Свердловском ресторане «Малахит» уделял большое внимание гриму - подводил глаза, красил губы и т.д. Маска может создаваться разными способами - при помощи особой одежды (уральская группа «Веселые бомбардировщики» выступает в форме летчиков, Армен Григорян всегда носит на концертах шляпу), характера общения с публикой (Ю.Шевчук однажды спросил на концерте у зала: «Ну что, молодое поколение - война - будет?»), манеры пения (сидя, как В.Самойлов), и т.д.
2. Рок-песня и музыка.
Традиционно сложилось, что типология рока идет от музыки. Разделение этого общего движения на рок-н-ролл, рок, панк связано именно с тем, какую музыку исполняют та или иная группа. Так, ведущая рубрики «Рок-энциклопедия» в журнале «МЫ» Нина Тихонова явно исходила из принципа, который можно обозначить «эта музыка не похожа на эстрадную», и поэтому в поле ее зрения оказались явно не рок-н-ролл группы «Коррозия металла», «Фристаил», «Мистер Твистер», и даже «Любэ». И хотя русский рок-н-ролл, как уже отмечалось, уделяет наибольшее внимание именно словам, музыкальное сопровождение так же играет свою роль. Песня Майка Науменко в достаточно слабой аранжировке группы «Зоопарк» значительно уступает как по качеству, так и по популярности этой же песни в исполнении группы «Крематорий». Музыка, а если говорить точнее - музыка, подходящая именно к этим словам, подчеркивающая то, что надо подчеркнуть и иногда скрывающая недостатки слов, музыка, не похожая на привычную эстрадную, безусловно - важнейший компонент феномена рок-песни. Рок-песня не существует и не может существовать без соответствующей музыки.
Таким образом, рок-песня предстает перед нами прежде всего как сложнейший культурный феномен, состоящий из нескольких компонентов - текста песни, маски исполнителя и музыки.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 См.: СБ-гош Виртуалия ДДТ.
2 Новиков Вл.И. Авторская песня как литературный факт // Авторская песня. М., 1998. С.8.
3 Цит. по: СБ-гош Виртуалия ДДТ.
4 Там же.
5 Тихонова Н. Джентльмен в колбасной очереди // Мы. 1991. С.178.
6 См.: Словарь молодежного жаргона / Под ред. И.А.Стернина. Воронеж, 1992.
7 Бабенко В.Г.. Александр Вертинский: Материалы к биографии. Размышления. Свердловск, 1989.
8 См.: Скобелев А.В., Шаулов С.М. Владимир Высоцкий: мир и слово. Воронеж, 1991.
С.Ю. ТОЛОКОННИКОВА г. Борисоглебск
РУССКАЯ РОК-ПОЭЗИЯ В ЗЕРКАЛЕ НЕОМИФОЛОГИЗМА
Большинство современных художественных текстов так или иначе подвержены влиянию эстетики постмодернизма. Даже те из них, которые трудно отнести к постмодернистским, часто обнаруживают черты этого противоречивого и трудноопределимого направления в современном искусстве. Это, в частности, «стремление к гипертекстуальности» (к огромному количеству подтекстов, затекстовых явлений1 и пр.), коллажность, фрагментарность, сконструированность, отрицание иерархичности, авторитетов, официоза, ироничность, стремление к пародии и самопародии, фантасмого-ричность и т.д. В российской литературе, где постмодернизм как таковой долгое время был явлением андеграунда, его влияние прежде всего проявилось в полуофициальных и самиздатовских текстах писателей-шестидисятников (В. Аксенова, Вик. Ерофеева, Ф. Искандера и др.), в авторской песне, в стихах И. Бродского, Д.А. Пригова, Т. Кибирова, С. Ганд-левского, Л. Рубинштейна и т.д. Далеко не все тексты названных и других современных российских авторов можно назвать постмодернистскими, но в
большинстве из них четко просматриваются черты постмодернистской тра-
2
диции .
В первую очередь - это наличие большого количества различных подтекстов. Подтексты играют огромную роль во всей современной культуре. Этому способствует колоссальная информированность ее потребителя. Часто информированность оказывается поверхностной, т.к. проистекает не столько из области фундаментальных знаний, сколько из таких массовых и специфических по своим особенностям и назначению источников, как газеты, иллюстрированные журналы, прочие популярные издания, комиксы, радио, телевидение, интернет и пр. Авторы современных художественных текстов - не только творцы культуры, но и ее потребители, довольно широко информированные. Наличие большого количества подтекстов в их произведениях может объясняться не только фундаментальностью и глубиной их образования, не только специальным изучением данными авторами различных культурно-художественных фактов, но и специфическим информационным фоном, сопровождающим современного человека в жизни ежедневно. Подобного рода информация часто может восприниматься непроизвольно и неосознанно запоминаться, обрабатываться и так же непроизволь-