Шилова А.Е.
старший преподаватель, заместитель декана юридического факультета, Университет при МПА ЕврАзЭС,
Санкт-Петербург
Кирюшкина М.Е.
старший преподаватель кафедры государственно-правовых дисциплин, Университет при МПА ЕврАзЭС,
Санкт-Петербург
О НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
ЮРИСТОВ ДЛЯ РЕГИОНОВ ЕВРАЗИИ
Ключевые слова: политические элиты, евразийская интеграция, научное изучение, современное состояние, терминология.
Keywords: political elites, Eurasian integration, scientific study, current state, terminology.
Региональный интеграционный процесс в Евразии, получивший название евразийской интеграции, остаётся в центре внимания многих исследователей. После распада Советского государства на евразийском пространстве появились новые государственные образования, большинство которых вскоре образовало Содружество независимых государств (СНГ). Главную задачу это новое объединение видело в разработке модельного законодательства для своих государств-членов. Вследствие появления требовавших срочного решения проблем экономического взаимодействия новых независимых государств последовательно формировались Таможенный союз, Единое экономическое пространство, Евразийское экономическое сообщество, в 2015 году трансформировавшееся в Евразийский экономический союз (ЕАЭС).
Для успешного функционирования нового интеграционного объединения следовало решить одну из важнейших задач: гармонизировать национальные законодательства государств-участников Союза. Такая проблема оказалась трудно решаемой. Чтобы добиться снятия барьеров и обеспечить свободное передвижение капиталов, товаров и услуг, необходимо было проделать огромную работу. Реализация такого вида деятельности, в свою очередь, нуждалась в высококвалифицированных юристах - специалистах, не просто разбирающихся в международном праве, а владеющих знаниями законодательств каждой страны, участвующей в данном региональном интеграционном процессе, и не только. Вследствие этого встал вопрос об организации подготовки инновационных кадров для евразийской интеграции.
В Университете при МПА ЕврАзЭС накоплен определённый опыт осуществления профессиональной подготовки специалистов для стран-участниц ЕАЭС. В вузе осуществляется научно-образовательный проект И.Ж. Искако-ва, ректора Университета, по формированию единого научно-образовательного пространства и совершенствованию содержания образовательной подготовки специалистов для ЕАЭС, в том числе и юристов. Одним из главных принципов, на которых базируется данный проект, является соединение науки и практики образовательной деятельности. Характеризуя свой проект, И.Ж. Искаков подчёркивал: «Взаимодействие науки и образования включается в происходящие на евразийском пространстве интеграционные процессы, являющиеся факторами мирового развития. Ни одну из форм интеграции нельзя представить без человека и того, что с ним связано, а это, в первую очередь, труд, в том числе научный, педагогический, художественно-творческий. Евразийскому экономическому союзу необходимы высококвалифицированные специалисты, обладающие багажом теоретических знаний о культуре, науке, технике евразийских новейших государств, имеющие навыки практической работы в различных этнокультурных средах, умеющие работать в многонациональной рабочей команде»1.
В Университете, а следовательно, и на нашем факультете особое значение придаётся созданию атмосферы психологической комфортности с целью снятия всех стрессообразующих факторов учебно-воспитательного процесса. Происходит это на основе реализации идей педагогики сотрудничества, путём формирования в учебном коллективе атмосферы доброжелательного уважительного отношения к личности и индивидуальности каждого обучающегося, представляющего ту или иную евразийскую страну; признание за ним права на собственную точку зрения, позицию, развитие диалоговых форм общения.
Профессорско-преподавательский состав юридического факультета Университета инициировал ряд новых форм осуществления учебно-воспитательного процесса. К их числу, например, относятся научно-учебные семинары, проводимые с целью расширения профессионального кругозора, приобретения новых знаний, умений и навыков ведения будущей профессиональной деятельности обучающихся. В таких заседаниях участвуют будущие бакалавры, магистры, специалисты в сфере юриспруденции; научно-педагогические сотрудники Университета и других вузов,
1 Искаков И.Ж. Наука и образование в условиях евразийской интеграции // Проблемы и перспективы евразийской экономической интеграции: сб. ст. из материалов Евразийского научного форума 24 ноября 2016 г. / Общ. научн. ред. М.Ю. Спириной. Ч. 2. -СПб.: МИЭП при МПА ЕврАзЭС, 2016. - С. 72-79.
представители практических работников, органов власти, общественных организаций и т.д. Здесь же совершенствуется умение выступать и вести дискуссию на разных уровнях. В качестве примера можно привести обсуждение темы «Проблема реализации естественных прав человека» на семинаре, состоявшемся 24 марта 2021 года под руководством Ю.И. Стародубцева, заведующего кафедрой теории и истории права и государства юридического факультета. В выступлениях и дискуссии приняли участие представитель РПЦ священник Дмитрий Норкин, клирик Сампсониевского собора; П. В. Попова, депутат Совета депутатов МО г. Всеволожск; преподаватели юридического факультета Университета, студенты и их научные руководители из Санкт-Петербургского университета гражданской авиации, обучающиеся юридического факультета Университета. В ходе обсуждения были рассмотрены животрепещущие вопросы, вызвавшие оживлённую дискуссию среди участников мероприятия. Наибольшее внимание вызвали следующие темы: «Право на отчуждение жизни в историко-правовом аспекте»; «Правовое регулирование института эвтаназии в зарубежных странах»; «Сравнительно-правовой анализ применения эвтаназии в государствах, легализовавших эвтаназию»; «Эвтаназия и религия»; «Перспектива становления и юридического закрепления права на отчуждение жизни в российском законодательстве».
Обучающихся на факультете мотивируют к участию в разнообразных научных мероприятиях, конкурсах, выполняемых Университетом при МПА ЕврАзЭС научно-исследовательских работах. Стимулом к активизации научно-исследовательской работы студентов стал ежегодно проводимый (уже почти 5 лет) конкурс научных статей среди студентов юридического факультета Университета при МПА ЕврАзЭС на тему «Евразийская интеграция и развитие -XXI век». Его победители обязательно представляют результаты своих трудов на Евразийском научном форуме, более 10 лет проводимом в Санкт-Петербурге по инициативе Университета и Научного центра РАН.
Так, 15-16 ноября 2018 года магистранты юридического факультета стали участниками международной научно-практической конференции «Роль интеллектуального капитала в экономической, социальной и правовой культуре общества XXI века». Конференция проводилась Комитетом по науке и высшей школе на базе Санкт-Петербургского университета технологий управления и экономики. Особое внимание было уделено заседанию секции «Роль правовой культуры в формировании правосудия современного общества», на котором рассматривались следующие вопросы: «Правовая культура как фактор, определяющий эффективность правосудия»; «Правовая культура и прецедентное право»; «Права человека при оказании высокотехнологичной медицинской помощи»; «Влияние правовой культуры на образование государства»; «Правовое неравенство в современной России» и др.
Ежегодно студенты факультета становятся участниками профессионального конкурса ораторского искусства имени А.Ф. Кони «Научные, литературные труды и судебные речи в Российском империи второй половины Х1Х -начала ХХ вв.». В 2019 году сразу двое обучающихся юридического факультета получили признание на этом конкурсе: Эдуард Лукьянчиков (магистратура) получил специальный приз «Единство образа и содержания», Екатерина Мо-лоденкова (бакалавриат) получила почетное III место. В 2020 году на финальном этапе конкурса, проходившем в Главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу, диплом в номинации «Лучший костюмированный образ» присудили Екатерине Молоденковой, она же в 2021 году в финале получила награду «За лучшее актёрское мастерство». Подготовкой обучающихся к конкурсу занимается А.Е. Шилова.
Особо выделим участие студентов юридического факультета в V Всероссийском правовом (юридическом) диктанте (3-12 декабря 2021 года в режиме онлайн). Его организаторами являются общероссийская общественная организация «Ассоциация юристов России» и общероссийская общественная организация «Деловая Россия» при поддержке Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина. Студенты юридического факультета и в этот раз показали высокий уровень знаний на обоих уровнях: базовом и профессиональном.
Особый характер приобрела и учебно-воспитательная работа со студентами из государств-участников СНГ. Ежегодно проводятся вечера, на которых поступившие на обучение иностранные студенты знакомятся друг с другом, со студентами из Петербурга. Для приехавших на обучение молодых людей проводятся уроки милосердия, о них и для них помещаются разнообразные материалы в институтской студенческой газете. Студентов-волонтеров из числа иностранных обучающихся привлекают к участию в проведении различных научных и культурно-воспитательных мероприятий. Так, в 2018 г. На I международных Кочубеевских чтениях (11-12 октября 2018 года), проводимых Национальным исследовательским университетом «Высшая школа экономики» в Санкт-Петербурге под эгидой VII Санкт-Петербургского культурного форума, обучающиеся Университета активно участвовали в дискуссии. В ходе конференции были подняты важные вопросы юридической проблематики, касающиеся гармонизации взаимоотношений государства, общества и частных коллекционеров в сохранении культурного наследия.
Специально для молодых исследователей Университет с 2013 года проводит совместно с Витебским технологическим государственным университетом и Мариупольским государственным университетом Международный конкурс научно-исследовательских и проектно-творческих работ молодых учёных Евразии «Наука и творчество: диалог и развитие», посвящённый Всемирному дню культурного разнообразия во имя диалога и развития (ЮНЕСКО), в котором участвуют и занимают призовые места обучающиеся на юридическом факультете.
В 2021 году, вследствие продолжающейся пандемии, научное взаимодействие сотрудников Университета с представителями российских и зарубежных вузов осуществлялось преимущественно в онлайн-формате. По инициативе сотрудников юридического факультета был организован и с мая 2021 г. стал осуществляться проект «Открытые лекции ведущих специалистов Евразии». С лекциями выступили Е.А. Яворский, ведущий адвокат Республики Казахстан; С.П. Ткачук, помощник Члена Коллегии ЕЭК - Министра по экономике и интеграции С.Ю. Глазьева, кандидат экономических наук; К. А. Пшенко, доктор исторических наук, профессор, много десятилетий проработавший начальником отдела экспертно-аналитического управления Секретариата Совета Межпарламентской Ассамблеи СНГ, Секретарь Постоянной комиссии МПА СНГ по культуре, информации, туризму и спорту (его лекция на тему «Содруже-
ство Независимых Государств: становление и развитие» была посвящена 30-летию Содружества); С. Тевари, член Руководящего комитета Индийского социологического общества, Государственный координатор Программы по лёгкой атлетике для детей (AFI), Почётный директор Ассоциации лёгкой атлетики штата Уттар-Прадеш (Республика Индия), член Корпорации страхования жизни в Индии. Тогда же начала свою работу Международная научно-практическая школа молодых учёных Евразии под названием «Научная весна». Следующая состоится в 2023 году.
В том же 2021 году Университет инициировал новый научно-издательский проект «Учитель - Ученику», по-свящённый великому педагогу, родоначальнику русской научной педагогики К. Д. Ушинскому. Целью проекта является оказание научно-методической помощи обучающимся в расширении профессионального кругозора и повышении профессиональной квалификации посредством их ознакомления с исследованиями научно-педагогических сотрудников Университета в виде сборников научных статей разных лет. Одновременно такие издания стимулируют совместную научную деятельность преподавателей и обучающихся, расширяют возможности студентов знакомиться с поисковой работой своих учителей в разные годы. Серию «Учитель - Ученику» открыл подготовленный В. Г. Орешкиным, доцентом кафедры социально-гуманитарных дисциплин, сборник его научных статей под названием «Гуманитарные этюды».
Таким образом, не взирая ни на какие сложности, юридический факультет продолжает модернизировать содержание и формы образовательной деятельности по подготовке инновационных кадров для стран Большой Евразии.