Научная статья на тему 'О НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ЮРИСТОВ ДЛЯ РЕГИОНОВ ЕВРАЗИИ'

О НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ЮРИСТОВ ДЛЯ РЕГИОНОВ ЕВРАЗИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
17
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
политические элиты / евразийская интеграция / научное изучение / современное состояние / терминология / political elites / Eurasian integration / scientific study / current state / terminology
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ЮРИСТОВ ДЛЯ РЕГИОНОВ ЕВРАЗИИ»

Шилова А.Е.

старший преподаватель, заместитель декана юридического факультета, Университет при МПА ЕврАзЭС,

Санкт-Петербург

Кирюшкина М.Е.

старший преподаватель кафедры государственно-правовых дисциплин, Университет при МПА ЕврАзЭС,

Санкт-Петербург

О НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

ЮРИСТОВ ДЛЯ РЕГИОНОВ ЕВРАЗИИ

Ключевые слова: политические элиты, евразийская интеграция, научное изучение, современное состояние, терминология.

Keywords: political elites, Eurasian integration, scientific study, current state, terminology.

Региональный интеграционный процесс в Евразии, получивший название евразийской интеграции, остаётся в центре внимания многих исследователей. После распада Советского государства на евразийском пространстве появились новые государственные образования, большинство которых вскоре образовало Содружество независимых государств (СНГ). Главную задачу это новое объединение видело в разработке модельного законодательства для своих государств-членов. Вследствие появления требовавших срочного решения проблем экономического взаимодействия новых независимых государств последовательно формировались Таможенный союз, Единое экономическое пространство, Евразийское экономическое сообщество, в 2015 году трансформировавшееся в Евразийский экономический союз (ЕАЭС).

Для успешного функционирования нового интеграционного объединения следовало решить одну из важнейших задач: гармонизировать национальные законодательства государств-участников Союза. Такая проблема оказалась трудно решаемой. Чтобы добиться снятия барьеров и обеспечить свободное передвижение капиталов, товаров и услуг, необходимо было проделать огромную работу. Реализация такого вида деятельности, в свою очередь, нуждалась в высококвалифицированных юристах - специалистах, не просто разбирающихся в международном праве, а владеющих знаниями законодательств каждой страны, участвующей в данном региональном интеграционном процессе, и не только. Вследствие этого встал вопрос об организации подготовки инновационных кадров для евразийской интеграции.

В Университете при МПА ЕврАзЭС накоплен определённый опыт осуществления профессиональной подготовки специалистов для стран-участниц ЕАЭС. В вузе осуществляется научно-образовательный проект И.Ж. Искако-ва, ректора Университета, по формированию единого научно-образовательного пространства и совершенствованию содержания образовательной подготовки специалистов для ЕАЭС, в том числе и юристов. Одним из главных принципов, на которых базируется данный проект, является соединение науки и практики образовательной деятельности. Характеризуя свой проект, И.Ж. Искаков подчёркивал: «Взаимодействие науки и образования включается в происходящие на евразийском пространстве интеграционные процессы, являющиеся факторами мирового развития. Ни одну из форм интеграции нельзя представить без человека и того, что с ним связано, а это, в первую очередь, труд, в том числе научный, педагогический, художественно-творческий. Евразийскому экономическому союзу необходимы высококвалифицированные специалисты, обладающие багажом теоретических знаний о культуре, науке, технике евразийских новейших государств, имеющие навыки практической работы в различных этнокультурных средах, умеющие работать в многонациональной рабочей команде»1.

В Университете, а следовательно, и на нашем факультете особое значение придаётся созданию атмосферы психологической комфортности с целью снятия всех стрессообразующих факторов учебно-воспитательного процесса. Происходит это на основе реализации идей педагогики сотрудничества, путём формирования в учебном коллективе атмосферы доброжелательного уважительного отношения к личности и индивидуальности каждого обучающегося, представляющего ту или иную евразийскую страну; признание за ним права на собственную точку зрения, позицию, развитие диалоговых форм общения.

Профессорско-преподавательский состав юридического факультета Университета инициировал ряд новых форм осуществления учебно-воспитательного процесса. К их числу, например, относятся научно-учебные семинары, проводимые с целью расширения профессионального кругозора, приобретения новых знаний, умений и навыков ведения будущей профессиональной деятельности обучающихся. В таких заседаниях участвуют будущие бакалавры, магистры, специалисты в сфере юриспруденции; научно-педагогические сотрудники Университета и других вузов,

1 Искаков И.Ж. Наука и образование в условиях евразийской интеграции // Проблемы и перспективы евразийской экономической интеграции: сб. ст. из материалов Евразийского научного форума 24 ноября 2016 г. / Общ. научн. ред. М.Ю. Спириной. Ч. 2. -СПб.: МИЭП при МПА ЕврАзЭС, 2016. - С. 72-79.

представители практических работников, органов власти, общественных организаций и т.д. Здесь же совершенствуется умение выступать и вести дискуссию на разных уровнях. В качестве примера можно привести обсуждение темы «Проблема реализации естественных прав человека» на семинаре, состоявшемся 24 марта 2021 года под руководством Ю.И. Стародубцева, заведующего кафедрой теории и истории права и государства юридического факультета. В выступлениях и дискуссии приняли участие представитель РПЦ священник Дмитрий Норкин, клирик Сампсониевского собора; П. В. Попова, депутат Совета депутатов МО г. Всеволожск; преподаватели юридического факультета Университета, студенты и их научные руководители из Санкт-Петербургского университета гражданской авиации, обучающиеся юридического факультета Университета. В ходе обсуждения были рассмотрены животрепещущие вопросы, вызвавшие оживлённую дискуссию среди участников мероприятия. Наибольшее внимание вызвали следующие темы: «Право на отчуждение жизни в историко-правовом аспекте»; «Правовое регулирование института эвтаназии в зарубежных странах»; «Сравнительно-правовой анализ применения эвтаназии в государствах, легализовавших эвтаназию»; «Эвтаназия и религия»; «Перспектива становления и юридического закрепления права на отчуждение жизни в российском законодательстве».

Обучающихся на факультете мотивируют к участию в разнообразных научных мероприятиях, конкурсах, выполняемых Университетом при МПА ЕврАзЭС научно-исследовательских работах. Стимулом к активизации научно-исследовательской работы студентов стал ежегодно проводимый (уже почти 5 лет) конкурс научных статей среди студентов юридического факультета Университета при МПА ЕврАзЭС на тему «Евразийская интеграция и развитие -XXI век». Его победители обязательно представляют результаты своих трудов на Евразийском научном форуме, более 10 лет проводимом в Санкт-Петербурге по инициативе Университета и Научного центра РАН.

Так, 15-16 ноября 2018 года магистранты юридического факультета стали участниками международной научно-практической конференции «Роль интеллектуального капитала в экономической, социальной и правовой культуре общества XXI века». Конференция проводилась Комитетом по науке и высшей школе на базе Санкт-Петербургского университета технологий управления и экономики. Особое внимание было уделено заседанию секции «Роль правовой культуры в формировании правосудия современного общества», на котором рассматривались следующие вопросы: «Правовая культура как фактор, определяющий эффективность правосудия»; «Правовая культура и прецедентное право»; «Права человека при оказании высокотехнологичной медицинской помощи»; «Влияние правовой культуры на образование государства»; «Правовое неравенство в современной России» и др.

Ежегодно студенты факультета становятся участниками профессионального конкурса ораторского искусства имени А.Ф. Кони «Научные, литературные труды и судебные речи в Российском империи второй половины Х1Х -начала ХХ вв.». В 2019 году сразу двое обучающихся юридического факультета получили признание на этом конкурсе: Эдуард Лукьянчиков (магистратура) получил специальный приз «Единство образа и содержания», Екатерина Мо-лоденкова (бакалавриат) получила почетное III место. В 2020 году на финальном этапе конкурса, проходившем в Главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу, диплом в номинации «Лучший костюмированный образ» присудили Екатерине Молоденковой, она же в 2021 году в финале получила награду «За лучшее актёрское мастерство». Подготовкой обучающихся к конкурсу занимается А.Е. Шилова.

Особо выделим участие студентов юридического факультета в V Всероссийском правовом (юридическом) диктанте (3-12 декабря 2021 года в режиме онлайн). Его организаторами являются общероссийская общественная организация «Ассоциация юристов России» и общероссийская общественная организация «Деловая Россия» при поддержке Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина. Студенты юридического факультета и в этот раз показали высокий уровень знаний на обоих уровнях: базовом и профессиональном.

Особый характер приобрела и учебно-воспитательная работа со студентами из государств-участников СНГ. Ежегодно проводятся вечера, на которых поступившие на обучение иностранные студенты знакомятся друг с другом, со студентами из Петербурга. Для приехавших на обучение молодых людей проводятся уроки милосердия, о них и для них помещаются разнообразные материалы в институтской студенческой газете. Студентов-волонтеров из числа иностранных обучающихся привлекают к участию в проведении различных научных и культурно-воспитательных мероприятий. Так, в 2018 г. На I международных Кочубеевских чтениях (11-12 октября 2018 года), проводимых Национальным исследовательским университетом «Высшая школа экономики» в Санкт-Петербурге под эгидой VII Санкт-Петербургского культурного форума, обучающиеся Университета активно участвовали в дискуссии. В ходе конференции были подняты важные вопросы юридической проблематики, касающиеся гармонизации взаимоотношений государства, общества и частных коллекционеров в сохранении культурного наследия.

Специально для молодых исследователей Университет с 2013 года проводит совместно с Витебским технологическим государственным университетом и Мариупольским государственным университетом Международный конкурс научно-исследовательских и проектно-творческих работ молодых учёных Евразии «Наука и творчество: диалог и развитие», посвящённый Всемирному дню культурного разнообразия во имя диалога и развития (ЮНЕСКО), в котором участвуют и занимают призовые места обучающиеся на юридическом факультете.

В 2021 году, вследствие продолжающейся пандемии, научное взаимодействие сотрудников Университета с представителями российских и зарубежных вузов осуществлялось преимущественно в онлайн-формате. По инициативе сотрудников юридического факультета был организован и с мая 2021 г. стал осуществляться проект «Открытые лекции ведущих специалистов Евразии». С лекциями выступили Е.А. Яворский, ведущий адвокат Республики Казахстан; С.П. Ткачук, помощник Члена Коллегии ЕЭК - Министра по экономике и интеграции С.Ю. Глазьева, кандидат экономических наук; К. А. Пшенко, доктор исторических наук, профессор, много десятилетий проработавший начальником отдела экспертно-аналитического управления Секретариата Совета Межпарламентской Ассамблеи СНГ, Секретарь Постоянной комиссии МПА СНГ по культуре, информации, туризму и спорту (его лекция на тему «Содруже-

ство Независимых Государств: становление и развитие» была посвящена 30-летию Содружества); С. Тевари, член Руководящего комитета Индийского социологического общества, Государственный координатор Программы по лёгкой атлетике для детей (AFI), Почётный директор Ассоциации лёгкой атлетики штата Уттар-Прадеш (Республика Индия), член Корпорации страхования жизни в Индии. Тогда же начала свою работу Международная научно-практическая школа молодых учёных Евразии под названием «Научная весна». Следующая состоится в 2023 году.

В том же 2021 году Университет инициировал новый научно-издательский проект «Учитель - Ученику», по-свящённый великому педагогу, родоначальнику русской научной педагогики К. Д. Ушинскому. Целью проекта является оказание научно-методической помощи обучающимся в расширении профессионального кругозора и повышении профессиональной квалификации посредством их ознакомления с исследованиями научно-педагогических сотрудников Университета в виде сборников научных статей разных лет. Одновременно такие издания стимулируют совместную научную деятельность преподавателей и обучающихся, расширяют возможности студентов знакомиться с поисковой работой своих учителей в разные годы. Серию «Учитель - Ученику» открыл подготовленный В. Г. Орешкиным, доцентом кафедры социально-гуманитарных дисциплин, сборник его научных статей под названием «Гуманитарные этюды».

Таким образом, не взирая ни на какие сложности, юридический факультет продолжает модернизировать содержание и формы образовательной деятельности по подготовке инновационных кадров для стран Большой Евразии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.