Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ЕДИНОГО НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО И ИННОВАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА В УСЛОВИЯХ ЕВРАЗИЙСКОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ'

ФОРМИРОВАНИЕ ЕДИНОГО НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО И ИННОВАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА В УСЛОВИЯХ ЕВРАЗИЙСКОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
133
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
евразийская интеграция / научно-образовательное пространство / инновационно-технологическое сотрудничество / укрепление взаимодействия вузов Евразии / Eurasian integration / scientific and educational space / innovation and technological cooperation / strengthening of the interaction of Eurasian universities
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ЕДИНОГО НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО И ИННОВАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА В УСЛОВИЯХ ЕВРАЗИЙСКОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ»

Искаков И.Ж.

к.ю.н., доцент, ректор Университета при МПА ЕврАзЭС, Санкт-Петербург

ФОРМИРОВАНИЕ ЕДИНОГО НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО И ИННОВАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА В УСЛОВИЯХ ЕВРАЗИЙСКОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ

Ключевые слова: евразийская интеграция, научно-образовательное пространство, инновационно-технологическое сотрудничество, укрепление взаимодействия вузов Евразии.

Keywords: Eurasian integration, scientific and educational space, innovation and technological cooperation, strengthening of the interaction of Eurasian universities.

Евразийская экономическая интеграция по-прежнему остаётся важнейшим стратегическим направлением внешнеполитической деятельности Российской Федерации. Региональная торгово-экономическая интеграция зарекомендовала себя в мировой практике как работающая модель стратегического развития для отдельных стран и для групп государств. Эксперты убеждены: будущее международной экономики будет в решающей степени зависеть от эффективности работы региональных интеграционных объединений, что требует единения сил и намерений.

В ходе развития процесса евразийской интеграции следует отметить неуклонное возрастание внимания не только к преодолению сложностей организации евразийского хозяйствования, но и к подготовке инновационных кадров для будущего большого евразийского партнёрства. Вопросы инновационного профессионального образования ежегодно активно обсуждаются на специальных заседаниях в рамках Евразийского научного форума, более 10 лет проводимого Университетом при МПА ЕврАзЭС1. С возникновением регионального интеграционного процесса связаны и главные направления Стратегии развития Университета, его миссия в сфере науки и образования России и других евразийских государств.

В научной и управленческой среде современная экономика часто называется экономикой, основанной на знаниях, или «экономикой знаний». Это объясняется, прежде всего, происходящим сегодня одновременным переходом и к новому технологическому, и к новому мирохозяйственному укладам. Центр предыдущего мирохозяйственного уклада уже не генерирует процессы развития. Эта роль перешла к КНР, социально-экономическая система которой оказалась гораздо более эффективной. Уже 30 лет подряд она демонстрирует втрое более высокие темпы роста, чем аме-2

риканская .

В передовых странах новый технологический уклад уже входит в фазу роста, обеспечивая оживление экономики в Европе, продолжение экономического роста в Китае, Индии, Юго-Восточной Азии. Данный период смены технологического и мирохозяйственного укладов проявляется в изменениях не только в технологическом, но и в управленческом отношении, потому что возникают новые методы и институты управления развитием хозяйственной сферы. Процессы регионализации играют в смене укладов значимую роль, поскольку их развитие является попыткой найти ответы на современные вызовы, предложить варианты, позволяющие обнаружить новые форматы взаимодействия, и, в конечном счёте, сформировать обновлённую «мировую экономическую архитектуру». Исследователи оценили как один из важных результатов председательства России в ЕАЭС в 2018 г. включение в число приоритетов развития Союза такого направления, как формирование «территории инноваций» и стимулирование научно-технологических прорывов на евразийском пространстве3.

Естественно, что подобная трансформация предъявляет новые требования к специалисту, работающему в сфере евразийской интеграции. От него требуются широкий профессиональный кругозор (преодоление ограниченности профессиональных знаний одной страной, одной отраслью), активное владение новыми информационными технологиями, умение находить инновационные решения для возникающих проблем в сфере хозяйствования, управления, межкультурного общения; инициативность.

По мнению академика С.Ю. Глазьева, интеграция науки и образования является основой дальнейшей эволюции Евразийского экономического союза. Это направление становится сегодня едва ли не важнейшим для стран-участниц ЕАЭС. Инициативы, нацеленные на формирование единого образовательного пространства, и процессы интернацио-

1 См., например, Интеграция науки и образования как основа эволюции Евразийского экономического союза: сб. ст. из материалов Евразийского научного форума 08 декабря 2017 г. / Общ. научн. ред. М.Ю. Спириной. В 3-х частях.— СПб.: Университет при МПА ЕврАзЭС, 2017.

2 Сергей Глазьев: «Идеи правят миром». Интервью. - https://glazev.ru/articles/165-interv-ju/93895-sergey-glaz-ev-idei-pravjat-

шкош

3 Декларация о дальнейшем развитии интеграционных процессов в рамках Евразийского экономического союза (утв. распоряжением Высшего Евразийского экономического совета от 6 декабря 2018 г. № 9). - https://docs.eaeunion.org/docs/ru-ru/01420213/ шs_10122018?lfnf

нализации высшего образования предусматривают гармонизацию национальных рамок квалификаций государств ЕАЭС и синхронизацию требований профессиональных стандартов, актуализируемых для евразийского рынка труда1. Для достижения этих целей особо необходимым представляется наличие научно-методического сопровождения учебно-воспитательного процесса в вузах Евразии. Формирование подобного сопровождения нуждается в обширных научных исследованиях в сфере педагогической науки и образовательной практики.

Участники интеграционного процесса в сфере образования подчёркивают необходимость выработать научную основу деятельности высшей школы по обучению и воспитанию работников с высоким инновационным потенциалом для интеграционных объединений. Подобные специалисты обязательно должны обладать способностью овладевать новейшими технологическими приёмами, методами и формами организации труда. Наряду с высокой технико-технологической культурой они должны иметь определённые психологические и морально-нравственные качества: трудолюбие, целеустремленность, добросовестность, гибкое (творческое) мышление, воображение, адаптивность, высокий императив. Им необходимы научные знания о евразийской культуре, поскольку профессиональная деятельность таких работников должна основываться на традиционных ценностях евро-азиатских народов и «нравственной оседлости» (Д. С. Лихачёв).

Инновационные кадры, обладающие высшим уровнем образования, квалификации и обогащённые знаниями культурно-исторических особенностей евразийских государств2, станут ключевым ресурсом дружбы и согласия между странами-участницами региональных интеграционных процессов, залогом укрепления авторитета и привлекательности Евразийского экономического союза для других государств, заинтересованных в расширении экономического сотрудничества с новыми государственными образованиями Евразии, желающими принять участие в формировании большого евразийского партнёрства.

Инновационные ландшафты Большой Евразии, частью которой являются и регионы России, постепенно приобретают трансграничный характер. В них возникает острая потребность в инновационных акторах, которых следует готовить по особым программам и с особым содержанием образовательной деятельности. Обусловлено это тем, что континент, как и весь мир, переживает такие процессы, как усиление подвижности населения различных регионов, формирование нового рынка труда, расширение межкультурных коммуникаций, непрерывное совершенствование информационных технологий и т.д. Изменения в экономике вызывают и появление многообразных форм обучения и воспитания будущих специалистов в различных сферах хозяйствования. Таким образом, проблема подготовки квалифицированных кадров остаётся насущной перспективой дальнейшего развития евразийской интеграции при сопряжении с китайской инициативой «Один пояс, один путь». Для того, чтобы эффективно решить эту проблему, необходимо внести требуемые реалиями современной региональной интеграции изменения в содержание образовательной деятельности организаций высшей школы в различных государствах Большой Евразии и применить инновационные формы высших учебных заведений, активно взаимодействующих с учреждениями науки и хозяйствующими объектами. Исследователи особо выделяют возникновение инновационных научно-образовательных проектов, обладающих тенденцией к постоянному расширению взаимодействия науки, образования и бизнеса.

Одним из таких проектов считается международный образовательный консорциум. Он рассматривается исследователями как форма реализации сотрудничества в сфере науки и образования. М.В. Сигова и С. А. Банников считают, что реализация образовательных программ и проектов в рамках международных образовательных консорциумов повышает качество образовательных услуг за счёт многосторонней оценки образовательных программ, прозрачности методов проектирования и оценки результатов обучения, ясности системы управления образовательными проектами3.Для участников НОК опора на коллаборацию в новых изменяющихся условиях функционирования может служить источником устойчивого развития, а также стимулом к наращиванию инновационного потенциала. Те организации высшего образования, которые вошли в состав подобного консорциума, должны обязательно обладать готовностью делиться новыми знаниями, образовательными технологиями, стремиться к самоуправлению, наращивать научный потенциал.

Ознакомление партнёров с новейшими образовательными технологиями занимает важное место во взаимодействии представителей науки и образования евразийских государств. Этот процесс включает качественный обмен лучшими образовательными практиками, в том числе программами подготовки отраслевых специалистов для обеспечения бесперебойной работы ЕАЭС. Эксперты считают, что такая совместная деятельность станет лучшим подтверждением состоятельности интеграции, подтверждением намерений политических лидеров государств углублять разноплановое сотрудничество, прежде всего, в области формирования единого научно-образовательного и инновационно-технологического пространства.

Одним из направлений деятельности по созданию подобного пространства можно считать введение в образовательную практику такой инновационной модели, как евразийский научно-образовательный консорциум (ЕНОК), ставящий перед собой задачу подготовки в полном смысле инновационных кадров для государств континента. Разработ-

1 Глазьев С.Ю. Управление развитием систем хозяйствования в государствах Евразии: учебник. Т. 1. - СПб.: Университет при МПА ЕврАзЭС, 2020. - С. 6.

2 Искаков И.Ж. Культурно-историческое воспитание в профессиональной подготовке инновационных кадров для Евразийского экономического союза // Подготовка инновационных кадров в странах Большой Евразии: сборник научных статей XI Евразийского научного форума / Общ. научн. ред. М.Ю. Спирина. - СПб.: Университет при МПА ЕврАзЭС, 2020. - С. 92-101.

3 Сигова М.В., Банников С.А. Международные консорциумы как форма реализации сотрудничества в сфере науки и образования // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2014. - № 6 (90). - С. 114-117. Далее: Сигова М.В., Банников С.А.

ка такой модели обусловлена, прежде всего, главным направлением повышения образовательного потенциала различных регионов Евразии, которое видится в создании и освоении новых подходов и методов в образовании, отвечающих требованиям времени и основанных на использовании новых информационных технологий. Данная модель регулярно обсуждается уже в течение ряда лет. ЕНОК как форма международного взаимодействия науки, образования с тенденцией расширения привлечения деловых кругов, властных структур сама по себе инновационна. Мы предлагаем модель, разрабатываемую специально для евразийского пространства1, ставящую целью подготовить нового специалиста с учётом потребностей Евразийского экономического союза, цифровой экономики (и, в частности, условий пандемии СОУГО-19).

Научно-образовательные консорциумы (НОК) оцениваются как инновационная форма взаимодействия науки и образования; считается, что они могут создаваться как в одной стране, так и представителями разных стран. Большинство специалистов сегодня полагают, что подобный консорциум - это не просто соглашение о сотрудничестве между различными образовательными учреждениями, предусматривающее, в первую очередь, академическую мобильность. Экономическая наука коротко определяет консорциум как временное договорное объединение фирм или фирм и правительств двух и более стран для осуществления конкретных экономических проектов. Более развёрнутое определение сформулировано так: «Консорциум - своего рода метапредприятие, объединяющее цели, возможности, технологии, интеллектуальную собственность, традиции и опыт нескольких предприятий при разработке сложных международных инновационных (научно-исследовательских) проектов для последующего производства продукции мирового уровня или продукции, не имеющей аналогов в мире»2. Большой юридический словарь раскрывает термин как временное объединение (соглашение) самостоятельных предпринимательских структур для совместного размещения заказов, проведения производственных, кредитно-финансовых и маркетинговых операций крупного масштаба, осуществления глобальных проектов в промышленном строительстве, координации всей предпринимательской деятельности для получения выгодных заказов и их совместного исполнения3. Как видим, и здесь преобладает экономический аспект, но подчёркивается глобальный характер сообщества.

Модель консорциума имеет много разновидностей. Когда создают научно-образовательный консорциум, необходимо учитывать, что современные образовательные программы профессиональной подготовки в евразийских странах предполагают тесное взаимодействие образования с наукой, промышленностью, культурой и широкое использование информационно-коммуникационных технологий. В попытках соединить вместе науку, образование и бизнес в консорциум часто включают высшие учебные заведения с привлечением специально учреждённых коммерческих отделений, а также частные компании, осуществляющие он-лайн доставку информации и учебных курсов, созданных с использованием веб-технологий.

Важной инновацией в научно-образовательном консорциуме следует признать сетевое взаимодействие. Сетевая структура образовательных организаций является одной из концепций, пользующихся большим вниманием в современных условиях. Сетевая деятельность оценивается не просто как метод, а как концептуальный подход, в различных аспектах он может касаться самых разнообразных вопросов и применяться по-разному. В данном случае речь идёт о различных формах сетевого взаимодействия, которое в отличие от классического варианта сетевой реализации образовательных и иных программ, позволяет решать более масштабные задачи и привлекает как свои внутренние, так и внешние ресурсы и партнёров по консорциуму. Такая работа сетевых структур соответствует целям евразийского научно-образовательного консорциума. События в этом секторе развиваются очень быстро, в нём имеется огромный потенциал для новаторства, оригинальности, экспериментирования. Существующие возможности сетевой работы значительно усилены внедрением информационных и телекоммуникационных технологий, которые, в свою очередь, требуют сетевого подхода для того, чтобы применяться в полной мере.

Модель евразийского научно-образовательного консорциума позволяет вводить новейшие результаты развития фундаментальной и прикладной науки в содержание профессиональной подготовки будущих специалистов для евразийской экономики. А кроме того, как заявил независимый эксперт Александр Соболев, «консорциум может изменить привычный расклад сил в цепочке "студент - университет - работодатель"»4. В континентальном представлении, такая модель будет носить трансграничный характер, она обладает преимуществами для стран-участников консорциума; вносит вклад в дальнейшую эволюцию не только регионального интеграционного процесса, но и идеи большого евразийского партнёрства.

Значимой особенностью ЕНОК является то, что в нём обучающимся даются так называемые инновационные знания, образующие основу человеческого капитала. Исследователи считают инновационными:

1. Познавательные знания («знаю что»). Под ними подразумевается хорошее владение базовой дисциплиной, достигаемое путём интенсивного обучения и сертификации.

2. Прикладное мастерство («знаю как»): оно переводит книжное обучение в эффективное исполнение, способность применять правила, относящиеся к определённой дисциплине для решения сложных реальных проблем.

3. Системное понимание («знаю почему»): глубокое знание всей системы взаимоотношений, причин и следствий, лежащих в основе конкретной дисциплины.

1 См.: Искаков И.Ж., Ланина Е.Е. К вопросу формирования инновационной модели подготовки квалифицированного специалиста для ЕАЭС // Россия: тенденции и перспективы развития: ежегодник. Вып. 15. - М.: ИНИОН, 2020. - С. 521-524.

Сигова М.В., Банников С.А., с. 115.

3 Большой юридический словарь. - https://juridical.slovaronline.com/2822-KONSORTSIUM

4 Эксперты назвали четыре причины для создания консорциумов бизнеса и университетов. - https://ioe.hse.ru/news/ 314804859.html

4. Личная мотивация творчества («хочу знать почему»): включает волю, мотивацию и настроенность на успех1.

Таким образом, формирование интеллектуальных знаний в структуре человеческого капитала приводит к повышению мотивации работников и укреплению их лояльности к инновационным преобразованиям на предприятии (в организации), следствием чего становится рост эффективности внедрения инновационных технологий в самые разные сферы жизнедеятельности.

Инновационность подходов к эволюции человеческого капитала ярко проявляется в формировании единого научно-образовательного пространства. Предлагаемая модель консорциума демонстрирует всё более усиливающуюся взаимозависимость науки, образования и бизнеса. Это явление можно рассматривать как получающий все большую значимость фактор формирования человеческого капитала. Он трансформируется в компонент содержания, соединяющий в себе духовную и хозяйственную составляющие. Подобное взаимодействие между различными сферами человеческой деятельности характеризуется разными формами, уровнями и, одновременно, нарастанием интенсивности такого взаимодействия. Соединение деятельности представителей науки, образования, делового сообщества и хозяйствующих объектов оказывает воздействие на образование новых политико-культурных и социально-экономических ландшафтов как пространства для возникновения и распространения инноваций.

Подобные инновационные среды должны обладать устойчивостью, чтобы стать важнейшим условием социально-экономического, политического, культурного развития страны, региона, Евразии в целом. В связи с этим необходимо находить и применять новые способы их формирования, развития, расширения. Одну из таких новых форм исследователи видят, в частности, в социальных сетях2, число пользователей которых постоянно растёт. Сетевое взаимодействие приобрело важнейшее значение в условиях пандемии СОУГО-19. В более ранних попытках соединить вместе науку, образование и систему хозяйствования в консорциум часто включали высшие учебные заведения с привлечением специально учрежденных коммерческих отделений, а также частные компании, осуществляющие он-лайн доставку информации и учебных курсов, созданных с использованием веб-технологий. Сегодня дистанционное обучение стало преобладающей формой обучения кадров.

Формирование инновационно-технологического пространства Евразии неизбежно связано с постепенным складыванием научно-образовательного пространства, что оказывает сильное влияние на развитие процесса евразийской экономической интеграции. Наука и образование воздействуют и на современные политические и бизнес-элиты евразийских государств. После распада СССР представители таких элит получали профессиональное образование в других странах (США, странах Евросоюза, Турции, КНР). Сегодня в условиях евразийской интеграции крайне важно мотивировать национальные элиты к построению наднационального проекта. Зачастую собственные интересы элит идут вразрез с задачами, которые стремится решить государство, в частности, интеграционными. Это отчётливо видно в перманентной борьбе элитных группировок за властные и экономические ресурсы, когда национально-государственные интересы чаще всего отходят на второй план. Развитие региональной интеграции замедляется коррупционной составляющей, присущей правящим группам стран СНГ. Отметим, что сегодня представители новой элиты в евразийских государствах становятся более «практико-ориентированными» и «многовекторными».

Обратим внимание также на то, что благодаря модульному принципу построения образовательных программ обучающиеся в консорциуме имеют возможность выбрать необходимый им курс и получить образование практически на рабочем месте. ЕНОК способен быстро адаптировать содержание учебных курсов к новым экономическим условиям, к пожеланиям заказчиков, к потребностям регионального интеграционного процесса. Его работа способствует широкомасштабной подготовке управленцев и других специалистов для единого экономического пространства. В ЕНОК они получают возможность не просто обрести знания, касающиеся только одной, отдельно взятой страны, а практически ознакомиться с реалиями законодательной, хозяйственной, социокультурной действительности в различных странах Большой Евразии. Разного рода учебные и производственные практики будущие специалисты могут проходить в разных вузах, разных странах, у разных руководителей. Таким образом они получают практические умения, важные для их последующей профессиональной деятельности в рамках Евразийского экономического союза и других интеграционных объединений.

Важной чертой ЕНОК является включение в образовательную деятельность результатов работы научно-исследовательских учреждений, входящих в его состав3. Так усиливается актуальность получаемых в процессе обучения знаний, стимулируется инновационное творческое мышление, позволяющее включаться в профессиональную деятельность с учётом различия культур, конфессий, способов хозяйствования4. Перспективным является включение в него представителей делового сообщества не только как представляющих места практик или заказывающих будущих

1 Колосов А.Е. Ключевые направления развития человеческого капитала предприятия в целях повышения эффективности инновационных преобразований. - https://cyberleninka.ru/article/n/klyuchevye-napravleniya-razvitiya-chelovecheskogo-kapitala-predpriyatiya-v-tselyah-povyshemya-effektivnosti-innovatsionnyh

2 Социальные сети меняют политический ландшафт в мире. - http://finance.lg.ua/novosti-v-mire/socialnye-seti-menyayut-politicheskij-landshaft-v-mire/

3 По этим причинам Университет организовал новое подразделение вуза: научно-исследовательский Институт евроазиатских исследований, в состав которого входят инновационные научно-исследовательские лаборатории и ряд международных научно-образовательных центров.

4 Искаков И. Ж. Наука и образование в процессе формирования евразийского политического ландшафта // Интеграция науки и образования как основа эволюции Евразийского экономического союза: сб. ст. из материалов Евразийского научного форума 8 декабря 2017 г. / Общ. научн. ред. М.Ю. Спириной. Ч. 2. - СПб.: Университет при МПА ЕврАзЭС, 2018. - С. 10-18.

работников, но и как активных акторов текущей образовательной деятельности, знакомящих обучающихся с реальной ситуацией в евразийских государствах, с успехами и проблемами эволюции регионального интеграционного процесса.

ЕНОК способен играть важную роль в ходе развития не только евразийской интеграции, но и евразийской кооперации. Исследователи Центра интеграционных исследований Евразийского банка развития предложили различать эти два процесса, считая второй более широким процессом. «Концептуально следует различать два параллельных процесса, которые зачастую обозначаются одним и тем же термином "евразийская интеграция". Первый процесс -интеграционные процессы на постсоветском пространстве, прежде всего, в рамках ЕАЭС. Второй процесс - углубление экономической и политической кооперации (не интеграции в узком смысле термина) на пространстве всего евразийского континента. Помимо "постсоветской" евразийской интеграции, реальностью в последнее десятилетие стал процесс континентальной кооперации, продвигаемой прежде всего КНР в рамках различных инициатив (в первую очередь, Экономического пояса Шёлкового пути), но также и постсоветскими странами (Казахстаном и Россией), для которых процессы континентального экономического сотрудничества потенциально чрезвычайно выгодны и стратегически важны. Под евразийской континентальной интеграцией в широком смысле слова мы понимаем качественный рост экономических взаимосвязей между различными субрегионами евразийского суперконтинента - Европой, Восточной, Западной и Южной Азией и постсоветским пространством»1.

Мы уделили большое внимание модели ЕНОК, поскольку она полностью отвечает Стратегическим направлениям развития евразийской экономической интеграции до 2025 года, прежде всего, «развертыванию механизмов сотрудничества в области образования». Их исполнение соответствует национальным экономическим интересам, ЕАЭС, целям устойчивого и инклюзивного экономического развития каждого государства-участника интеграционной деятельности на евразийском пространстве. В современных условиях выделили развитие «форм сетевого взаимодействия при реализации образовательных программ высшего образования; ... дистанционных образовательных программ в целях подготовки кадров для современного рынка труда»2. При осуществлении «Стратегических направлений развития евразийской экономической интеграции именно эти задачи позволит решить создание Евразийского научно-образовательного консорциума.

1 Винокуров Е.Ю., Коршунов Д.А., Перебоев В.С. и др. Евразийский экономический союз. - СПб.: ЦИИ ЕАБР, 2016. -

С. 200.

2 О Стратегических направлениях развития евразийской экономической интеграции до 2025 года. - https://www.mid.ru/ integracionnye-struktury-prostranstva-sng/-/asset_publisher/rl7Fzr0шbE6x/content/id/4804486

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.