Научная статья на тему 'Научно-образовательный Консорциум в подготовке кадров для евразийской интеграции'

Научно-образовательный Консорциум в подготовке кадров для евразийской интеграции Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
348
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Евразия / Россия / регионы / развитие / евразийская интеграция / наука / образование / консорциум / модель. / Eurasia / Russia / regions / development / Eurasian integration / science / education / consortium / model
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Искаков И. Ж.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Научно-образовательный Консорциум в подготовке кадров для евразийской интеграции»

Искаков И.Ж.

к.ю.н., доцент, ректор Университет при МПА ЕврАзЭС, Санкт-Петербург

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОНСОРЦИУМ В ПОДГОТОВКЕ КАДРОВ

ДЛЯ ЕВРАЗИЙСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ

Ключевые слова: Евразия, Россия, регионы, развитие, евразийская интеграция, наука, образование, консорциум, модель.

Keywords: Eurasia, Russia, regions, development, Eurasian integration, science, education, consortium, model.

Развитие современного мира демонстрирует наличие как интеграционных, так и дезинтеграционных процессов в самых разных регионах Земли. Подобные процессы затрагивают различные сферы человеческой жизнедеятельности. Политологи, экономисты, социологи, историки, философы изучают опыт разнообразных интеграционных объединений Евразии, начиная с Европейского союза и заканчивая деятельностью, например, Азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества. Особое их внимание привлекают вновь образованные объединения, носящие и экономический, и иной характер (ЕАЭС, ШОС, БРИКС, ОДКБ и др.). Евразийская интеграция занимает особое место среди интеграционных процессов регионального характера. Она постепенно становится все более привлекательным международным проектом, хотя в последние годы переживает определённые явления торможения. Одновременно происходит расширение интеграционного евразийского процесса, появляются всё новые и новые направления развития, новые инициативы.

Объединительные тенденции наблюдаются не только в сфере экономики, права, политики, но в социальной и культурной областях. Важнейшим проявлением евразийской интеграции является формирование единого научно-образовательного пространства. По мнению многих исследователей в условиях рыночной экономики усиливается взаимозависимость науки, образования и бизнеса. Проявления подобной взаимозависимости имеют большую значимость, поскольку их можно оценить как соединение духовной и хозяйственной составляющих. Учёные и практические работники характеризуют разные формы, уровни этого взаимодействия, подчёркивая одновременно нарастание его интенсивности. Соединение деятельности представителей науки, образования и бизнеса оказывает воздействие на формирование современного евразийского политико-экономического ландшафта как пространства для возникновения и распространения инноваций.

Инновационные ландшафты Большой Евразии, частью которой являются и регионы России, постепенно приобретают трансграничный характер. В них возникает острая потребность в инновационных акторах, которых следует готовить по особым программам и с особым содержанием образовательной деятельности. Обусловлено это тем, что континент, как и весь мир, переживает такие процессы, как усиление подвижности населения различных регионов, формирование нового рынка труда, расширение межкультурных коммуникаций, непрерывное совершенствование информационных технологий и т.д. Изменения в экономике вызывают и появление многообразных форм обучения и воспитания будущих специалистов в различных сферах хозяйствования. Таким образом, проблема подготовки квалифицированных кадров остаётся насущной перспективой дальнейшего развития евразийской интеграции, теперь в форме Большого евразийского партнёрства. Для того, чтобы эффективно решить эту проблему, необходимо внести требуемые реалиями современной региональной интеграции изменения в содержание образовательной деятельности организаций высшей школы в различных государствах Большой Евразии и применить инновационные формы высших учебных заведений, активно взаимодействующих с учреждениями науки и хозяйствующими объектами. Исследователи особо выделяют возникновение инновационных научно-образовательных проектов, обладающих тенденцией к постоянному расширению взаимодействия науки, образования и бизнеса. Таким проектом можно считать научно-образовательные консорциумы (НОК). Формирование таких консорциумов является одной из инновационных форм реформирования образования в современном евразийском образовательном пространстве.

Теоретические вопросы образования НОК разрабатываются уже много лет. В России и за рубежом имеются также примеры их практического осуществления. В этом процессе партнерами могут стать университеты, негосударственные образовательные организации, коммерческие компании, акционерные общества, научно-исследовательские учреждения. Члены консорциума могут сохранять собственную административную структуру, хотя если объединение функционирует на демократических началах, частично утрачивают автономность; могут входить долями друг к другу. Большинство теоретиков сходятся во мнении о том, что модель консорциума имеет много разновидностей. Часто в консорциум объединяются высшие учебные заведения, а также частные компании, осуществляющие он-лайн доставку информации и учебных курсов, созданных с использованием веб-технологий. Консорциумы могут создаваться как без образования юридического лица, так и с созданием нового юридического лица. Наиболее часто приводятся в качестве примеров консорциумы, функционирующие в различных странах: Государственный технологический университет

(National Technological University) в США, NETTUNO и CUD в Италии, Агентство открытого обучения (Open Learning Agency) и Contact North / Contact Nord в Канаде и др.

Успех или провал в деятельности консорциума во многом зависит от координационных механизмов. Если они функционируют слабо, поставленных целей достичь не удастся. Если же созданы необходимые условия для максимального использования творческого потенциала всех организаций-членов, то можно рассчитывать на большие достижения. Мы рассматриваем научно-образовательный консорциум как способ модернизации профессионального образования в странах Евразии, и прежде всего - в Российской Федерации, как локомотив евразийской интеграции.

Для России задача развития образования тесно связана с реализацией взаимодействия с мировым университетским сообществом. Из государств евразийского пространства именно Россия демонстрирует такую особенность, как высокий уровень науки и образования. Современные образовательные программы профессиональной подготовки в странах мира предполагают тесное взаимодействие с наукой, промышленностью, бизнесом и широкое использование Интернета. Главным направлением повышения образовательного потенциала регионов Евразии (и России, в том числе) должно стать создание и освоение новых подходов и методов в образовании, отвечающих требованиям времени и основанных на использовании новых информационных технологий.

Ранее мы писали, что в России наработан опыт создания НОК в форме объединений образовательных учреждений регионов России (Консорциум алтайских образовательных учреждений, Башкирский консорциум образовательных учреждений, Консорциум вятских вузов, Консорциум красноярских образовательных учреждений, Консорциум образовательных учреждений Республики Коми, Консорциум омских вузов и др.); объединений государственных и негосударственных образовательных учреждений на базе крупных и широко известных вузов (Консорциум Кубань-Линк, Консорциум Русский Центр, Консорциум Калужского государственного педагогического университета им. К.Э. Циолковского, Консорциум МАИ-Сибирский государственный аэрокосмический университет им. М.Ф. Решетне-ва, т.д.); межрегиональных объединений образовательных учреждений и производственных компаний (Консорциум XXI век, Консорциум Москва-Волга, Консорциум «ЦентрКадрыУголь» и др.). Развиваются также объединения российских и зарубежных вузов (например, Консорциум Байкал). Такие объединения позволили решать задачи, поставленные Концепцией государственной политики Российской Федерации в области подготовки национальных кадров для зарубежных стран в российских образовательных учреждениях1. Но нельзя оставить без внимания, что ЮНЕСКО провозгласило XXI столетие веком образования, обращая особое внимание на неизбежный процесс его интернационализации и интеграции. Такой вывод определяется следующими обстоятельствами.

Современный этап развития мирового сообщества характеризуется возрастающей ролью образования, которое активно влияет на его состояние и определяет основы экономического и социального прогресса как всей человеческой цивилизации, так и отдельных государств и народов. Благополучие и безопасность общества, успехи и результаты его развития практически во всех сферах и направлениях деятельности существенным образом зависят от уровня образованности его членов, причём в ходе научно-технического прогресса эта зависимость усиливается.

В последние годы в образовании сложилась устойчивая тенденция к интернационализации и интеграции. На этом фоне углубление и диверсификация международных образовательных связей придают взаимозависимости национальных образовательных систем глобальный характер. Созданы предпосылки для построения общего европейского образовательного пространства при сохранении особенностей и достижений национальных образовательных систем. Развитые страны усиливают конкурентную борьбу за лидерство в мировой системе образования, что в современном обществе является одним из наиболее эффективных инструментов влияния на международные события2.

В текущей эволюции мировой экономики исследователи отмечают фундаментальные изменения, естественно затрагивающие и систему образования. Всё острее становится потребность учиться друг у друга, невзирая на границы. Глобализационные процессы изменили условия работы для очень многих менеджеров и руководителей малых и крупных организаций, ведущих разного рода хозяйственную деятельность, включая и учреждения образования. Россия, Казахстан и другие евразийские государства также не остались в стороне от мирового прогресса. И сегодня появляется возможность формирования международного образовательного консорциума, в который предполагают войти армянские, белорусские, казахстанские, киргизские, китайские и российские вузы различных форм собственности. Можно сказать, что таким образом в области образования складывается частно-государственное международное образовательное партнёрство. Наша модель научно-образовательного консорциума как раз и ставит целью создание объединения, в которое войдут представители разных стран.

Развитие образования невозможно без постоянного обмена научной информацией, образовательными технологиями и идеями, носителями которых являются представители различных университетских коллективов. Формирование и развитие экономики знаний невозможно без тесного взаимодействия высших учебных заведений различных стран, причём и в научной, и в обучающей сферах деятельности. Особенно важно ввести в состав консорциума исследовательские учреждения, представляющие для включения в содержание профессиональной подготовки достижения фундаментальной и прикладной науки, помогающие сформировать научно-методическое сопровождение учебно-воспитательного процесса в учебных заведениях, входящих в состав НОК.

Реализации проекта евразийского образовательного консорциума предшествует изучение рынка образовательных услуг в странах-участницах евразийского интеграционного процесса. Для практического воплощения проекта

1 Концепция государственной политики Российской Федерации в области подготовки национальных кадров для зарубежных стран в российских образовательных учреждениях (одобрена Президентом Российской Федерации В.В. Путиным 18 октября 2002 года). - http://www.russia.edu.ru/information/legal/law/inter/conception/

2 Там же.

необходимо установление контактов с координирующими и контролирующими органами, с руководителями вузов-участников евразийского консорциума, с правительствами заинтересованных стран и со службами занятости этих стран. Важнейшим направлением деятельности НОК является участие в международных образовательных ассоциациях и научных мероприятиях. Для эффективного же его функционирования обязательным условием является создание Web-сайта для информационной поддержки программ по экспорту и импорту образовательных продуктов и технологий.

Один из эффективных путей функционирования консорциума акторы видят в том, чтобы использовать систему так называемого открытого образования (ОДО), зародившуюся в 1969 году в Великобритании. ОДО представляет собой высокотехнологичный продукт научно-технической революции, широко распространенный во всем мире. Оно органично впитывает в себя компьютерные и Интернет-технологии обучения. Особое значение в последнее время приобрели интерактивные обучающие программы. Уже сейчас ведущие школы бизнеса как, например, Школа бизнеса в Дижоне, вкладывают значительные средства в новые технологии, особенно в те, которые облегчают коммуникации и поддерживают профессиональные контакты, облегчают доступ к информации и способствуют развитию обучения с использованием компьютеров и Интернета. ОДО представляет собой качественно новую форму обучения, которая позволяет обеспечить современный рынок труда специалистами, в которых нуждается инновационная экономика.

Проблема недостатка квалифицированных кадров выявилась буквально сразу же после распада СССР, когда стал формироваться новый евразийский рынок труда. В начале своего формирования (на первом этапе реформ) рынок нуждался не столько в управляющих и специалистах, сколько в предпринимателях — людях, которые могут определить суть бизнеса, найти нишу для его развития и собрать вокруг себя группу энтузиастов. Приблизительно в течение 10 лет новые компании вели поиски своих позиций на рынке, в результате чего у них появилась возможность совершить скачок. Но для этого (выработки внутренней технологии функционирования организации) компании, которые закончили стадию развития и перешли к стадии роста, нуждались в опытных управляющих. А их на рынке оказалось очень мало. В связи с этим всё обостряется проблема подготовки инновационных кадров, для решения которой высшие учебные заведения различных регионов России и евразийских государств стали использовать новые способы осуществления образовательной деятельности, в том числе и дистанционное обучение. Российские вузы (например, Московский государственный университет экономики, статистики и информатики) выработали свою модель, которой предусматривается создание комплексного «виртуального университета».

Отметим, что вузы, предлагающие услуги дистанционного бизнес-образования, используют в своей деятельности самые различные образовательные методики и технологии, отдавая предпочтение печатным пособиям, специально адаптированным для самостоятельной работы. Например, технология Открытого университета Великобритании, представленная в России Международным институтом менеджмента «ЛИНК», основана на изучаемых под руководством тьютора специальных рабочих тетрадях, дополняемых хрестоматиями, сборниками статей, аудио- и видеоматериалами, а также компьютерными программами. Средством контроля качества усвоения материала служат письменные работы и занятия в группах по выходным дням (при этом тьюторы сами выезжают в те города, где концентрируются обучаемые), а также выпускной экзамен, проводимый в письменной форме. Недостатком импорта подобной технологии является некоторая оторванность методических материалов от реальной практики управления. Для преодоления этого недостатка модель евразийского консорциума предполагает включение опыта государственных органов управления в образовательную деятельность вузов.

Необходимо отметить особое значение, которое имеет в образовательной деятельности регионов России портал «Открытое образование», а также огромная работа по созданию электронных учебников, которую сегодня проводят крупнейшие национальные научно-исследовательские университеты.

Образовательная и научная деятельность, осуществляемая организациями высшей школы России, позволяет сделать следующие выводы о реальном положении дел и перспективах инновационного евразийского консорциума, предлагаемого Университетом при Межпарламентской ассамблее ЕврАзЭС, в который входят и вузы КНР.

Высшие учебные заведения регионов России работают сегодня в условиях жесточайшей конкуренции со стороны как начинающих организаций, так и своих традиционных соперников, которых свела воедино глобализация их рынка, поэтому образовательные центры обращают взор к новаторству и сегментации как путям выживания. Идёт усиленный поиск стратегий преобразования. Наиболее востребованными сегодня являются курсы иностранного языка, школы бизнеса и курсы по подготовке ИТ-специалистов. Евразийский консорциум позволяет готовить специалистов не только в названных сферах деятельности, но и по различным направлениям профессиональной работы: экономической, юридической, туристической, коммуникационной, социокультурной и в иных областях.

Одной из концепций, пользующихся большим вниманием в наши дни, стала сетевая структура образовательных организаций. Сетевая деятельность — не просто метод, это и концептуальный подход, который в различных аспектах может касаться самых разнообразных вопросов и применяться по-разному. Работа сетевых структур подходит для сектора подготовки и повышения квалификации кадров. События в этом секторе развиваются очень быстро, и в нём имеется огромный потенциал для новаторства, оригинальности, экспериментирования с целью подготовки работников не только для регионов России (особенно в приграничных территориях), но и регионов других стран Большой Евразии.

Существующий потенциал сетевой работы значительно усиливается внедрением информационных и телекоммуникационных технологий, которые, в свою очередь, требуют сетевого подхода для того, чтобы быть использованными в полной мере. Системный подход позволяет разрешить кажущееся противоречие между массовостью обучения, необходимой для снижения затрат, и качеством получаемой профессиональной подготовки. Как показали исследования компании Nuclear Electric (UK), дистанционная технология позволяет снизить расходы на внутрифирменное обучение в 2,5 раза при сохранении качества образования на том же уровне.

В евразийских государствах наличествуют благоприятные условия для распространения дистанционного образования. К ним относятся:

• значительное сокращение транспортных расходов и расходов на проживание и возможность обучаться на курсах практически в любой точке евразийского пространства;

• возможность выбрать единственно необходимый курс благодаря модульному принципу построения программ;

• возможность получить образование на рабочем месте;

• возможность широкомасштабной подготовки квалифицированных специалистов;

• способность центров открытого образования быстро адаптировать содержание своих курсов к новым экономическим условиям и к пожеланиям клиентов.

Подобная форма международного взаимодействия науки, образования с тенденцией расширения привлечения бизнеса сама по себе инновационна. Мы предлагаем модель, разрабатываемую специально для евразийского пространства, ставящую целью подготовить нового специалиста с учётом созданного Евразийского экономического союза и перспективой формирования Большого евразийского партнёрства. При соблюдении всех требований формирования НОК по этой модели евразийский научно-образовательный консорциум имеет потенциал стать научно-исследовательским и учебным заведением XXI века. Его работа будет способствовать широкомасштабной подготовке квалифицированных кадров, через которую они могут практически ознакомиться с реалиями экономики, права, политики, социокультурной действительности в различных странах Евразии, а не получить знания, касающиеся только одной, отдельно взятой страны. Разного рода учебные и производственные практики будущие специалисты могут проходить в разных вузах, разных странах, у разных руководителей. Таким образом перед ними открывается перспектива получить практические умения, важные для их последующей профессиональной деятельности в рамках Единого экономического пространства и шире.

Важной чертой евразийского НОК является включение в образовательную деятельность результатов работы научно-исследовательских учреждений, входящих в его состав. Так усиливается актуальность приобретаемых в процессе обучения знаний, стимулируется инновационное творческое мышление, позволяющее включаться в профессиональную деятельность с учетом различия культур, конфессий, способов хозяйствования. Особый эффект может оказать вхождение в НОК представителей бизнес-сообщества, не только как организующих места практик или заказывающих будущих работников, но и как активных акторов текущей образовательной деятельности. Получившие профессиональное образование в евразийском консорциуме способны стать созидателями инновационных евразийских ландшафтов. Подобные инновационные ландшафты должны обладать устойчивостью, чтобы стать важнейшим условием социально-экономического, политического, культурного развития страны, региона, Евразии в целом. В связи с этим необходимо находить и применять новые способы их формирования, развития, расширения. Одну из таких новых форм исследователи видят, в частности, в социальных сетях1.

Университет при МПА ЕврАзЭС открыт для сотрудничества по всем этим направлениям и готов к осуществлению международных инновационных научно-образовательных, социокультурных, иных проектов на евразийском пространстве, ибо интеграция науки и образования составляет основу эволюции евразийского интеграционного процесса.

Модель международного образовательного консорциума в Евразии как научно-исследовательского и высшего учебного заведения XXI в. показывает один из эффективных путей формирования Большого евразийского партнерства.

1 Социальные сети меняют политический ландшафт в мире. - http://fmance.lg.ua/novosti-v-mire/socialnye-seti-menyayut-politicheskij-landshaft-v-mire/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.