Научная статья на тему 'Консорциум вузов сервиса как форма сетевого партнерства'

Консорциум вузов сервиса как форма сетевого партнерства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
849
305
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
CONSORTIUM OF HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS OF SERVICE / INFORMATION AND SERVICE ECONOMY / NETWORK PARTNERSHIP

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лазарев Геннадий Иннокентьевич

Летом 2010 г. представители руководства семи вузов сервиса встретились во Владивостоке на Международном форуме «Сервис и АТЭС». Организатором встречи выступил Владивостокский государственный университет экономики и сервиса (ВГУЭС). Поводом для встречи ректоров и проректоров вузов сервиса послужила подготовка к предстоящим в ближайшие годы событиям. Речь идет о Саммите АТЭС в 2012 г. во Владивостоке, летней Универсиаде в Казани в 2013 г. и зимних Олимпийских играх в Сочи в 2014 г. Представители вузов обсуждали вопросы обучения квалифицированных специалистов в рамках новой (для высших учебных заведений) институциональной формы консорциума.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Consortium of higher education institutions of service as a form of network partnership

The article focuses on the main tasks facing the Consortium of higher education institutions of service, which was organized in 2009. The mission of the Consortium consists in all-round development of the information and service economy.

Текст научной работы на тему «Консорциум вузов сервиса как форма сетевого партнерства»

Г.И. ЛАЗАРЕВ, профессор, ректор Владивостокский государственный университет экономики и сервиса

Консорциум вузов сервиса как форма сетевого партнерства

Летом 2010 г. представители руководства семи вузов сервиса встретились во Владивостоке на Международном форуме «Сервис и АТЭС». Организатором встречи выступил Владивостокский государственный университет экономики и сервиса (ВГУ-ЭС). Поводом для встречи ректоров и проректоров вузов сервиса послужила подготовка к предстоящим в ближайшие годы событиям. Речь идет о Саммите АТЭС в 2012 г. во Владивостоке, летней Универсиаде в Казани в 2013 г. и зимних Олимпийских играх в Сочи в 2014 г. Представители вузов обсуждали вопросы обучения квалифицированных специалистов в рамках новой (для высших учебных заведений) институциональной формы - консорциума.

Национальный научно-образовательный инновационно-технологический консорциум вузов сервиса, объединивший семь профильных вузов, был создан осенью 2009 г. Позже к нему присоединились некоторые классические, технические и другие университеты, осуществляющие подготовку по сервисным специальностям. В данной статье мы рассмотрим задачи организации консорциума вузов сервиса, а также наметим пути их реализации.

Новая форма вузовской интеграции

Формирование консорциумов в системе высшей школы вызвано массовыми интегративными процессами, происходящими в образовательной сфере во всем мире. Интеграция - это ответ на изменения внешней среды: децентрализацию управления системой ВПО, изменение схем государственного финансирования вузов, повлекшее переход вузов в рыночный сектор и усиление конкурентной борьбы, массовизацию высшего образования и т.д. По мнению экспертов, консорциум служит примером интеграции вузов на основе координации и является «самой перспективной формой объединения, т.к. представляет собой наиболее быстрый и дешевый путь ре-

ализации глобальной стратегии» [1]. По сути, это новый тип взаимодействия университетов в условиях, когда они, с одной стороны, приобрели большую автономию и социальную открытость, с другой - стали более зависимыми от рыночных сил и глобализации образования.

На сегодняшний день российские вузы не демонстрируют высокой степени интеграции. Между тем недостаточная степень межвузовского взаимодействия чревата расслоением академического сообщества и постепенным созданием, так сказать, «элитного клуба вузов» и «клуба остальных». Вот почему сегодня единственный путь нормального развития высшей школы - объединение опыта, научно-исследовательской базы, технологических ресурсов, и оно должно происходить как на уровне вузов, так и на уровне их ассоциаций. Этому способствует и современная нормативная база: в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 5.04.2001 г. № 264 «Об утверждении типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) РФ» высшие учебные заведения имеют право на ведение совместной образовательной деятельности, а Постановление Пра-

вительства РФ от 14.02.2008 г. № 71 «Об утверждении типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении)» дает им право добровольно вступать и объединяться в ассоциации (союзы).

Заметим, что новые стратегии открыли вузам глаза на их коллег не только как на конкурентов, но и как на партнеров. Университеты осознали важность и необходимость включения в глобальную экономику знаний и, как следствие, необходимость развивать взаимодействие на институциональном уровне. Коллективное позиционирование способно привлечь больше талантливых абитуриентов. Интеграция требуется и тем, кто хочет сохранить свой статус и привлечь дополнительное финансирование [2].

С правовой точки зрения консорциум - это объединение без образования юридического лица. В этом союзе все партнеры равны, к тому же он дает возможность согласовать стратегии участников с выгодой для каждого из них. Используя эту форму интеграции, вузы могут совместно использовать материальную и ресурсную базу, проводить совместные исследования, создавать технологии, знания, достигая в итоге экономии за счет эффекта масштаба и снижения рисков в деятельности. Впрочем, эти преимущества могут обернуться и потерями: эффективное управление совместной деятельностью может быть затруднено из-за различной мотивации и целей участников, а в связи с необходимостью постоянного согласования их интересов возможен недостаток гибкости и оперативности в принятии коллективных решений.

Участники консорциума вузов сервиса видят свою стратегическую задачу в повышении качества образования за счет объединения ресурсов учебных заведений профессионального образо-

вания различного уровня. Мы существенно расширяем и одновременно уравниваем возможности студентов из различных регионов страны, предоставляя им (в том числе - за счет инструментов мобильности) доступ к более широкому выбору образовательных технологий и программ во всех вузах объединения. Если же говорить о значении консорциума для перспективного развития вузов, то наше решение об объединении можно считать и способом реакции на процессы укрупнения университетских структур, осуществляемые сверху. Нас не может не волновать, что при воплощении этой, в принципе правильной идеи в жизнь может быть разрушена система подготовки кадров для нашей отрасли. Поэтому мы и решили упредить предстоящие преобразования, а именно обновить и тем самым сохранить систему многоуровневой подготовки кадров для сферы услуг.

На сегодняшний день в консорциум входят: Владивостокский государственный университет экономики и сервиса, Владимирский государственный университет, Восточно-Сибирская государственная академия образования, Дагестанский государственный технический университет, Омский государственный институт сервиса, Поволжский государственный университет сервиса, Рязанский государственный университет им. С.А. Есенина, Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики и его Калужский филиал, Сочинский государственный университет туризма и курортного дела, Тверской государственный университет, Уфимская государственная академия экономики и сервиса, Южно-Российский государственный университет экономики и сервиса и его Кавминводский филиал. В вузах - членах консорциума обучаются 168 тыс. студентов и работают 7,5 тыс. преподавателей.

В рамках консорциума намечено около 30 направлений сотрудничества - от разработки и реализации инновационных проектов до организации обменных поездок студентов с целью расширения их кругозора. Мы предлагаем следующие профили подготовки бакалавров, сопряженные с Общероссийским классификатором услуг населению: технические системы индивидуального пользования (включая автосервис), сервис на пассажирском транспорте, в системах связи, в жилищно-коммунальной сфере, в торговле и общественном питании, в учреждениях культуры, физической культуры и спорта, сервис в медицине, сана-торно-оздоровительных комплексах, ветеринарии, а также туристский и экскурсионный, правовой, банковский, образовательный виды сервиса.

Возможности и преимущества сетевой структуры

Консорциум вузов сервиса можно рассматривать как разновидность сетевой социальной структуры, типичной для нашей информационной эпохи, когда деятельность людей осуществляется на основе сетевых взаимодействий и технологий. Под сетью при этом понимается совокупность образовательных учреждений, имеющих общие цели, ресурсы для их достижения, и сетевые взаимодействия между ними [3].

Объединение вузов на основе сетевого взаимодействия особенно активно происходит в последние два года, когда, помимо консорциума вузов сервиса, были сформированы суперкомпьютерный консорциум университетов России, сетевой университет нефти и газа, научно-образовательная ассоциация «Верхневолжский исследовательский центр», университет ШОС и т.д.

Отличительной чертой сети является разноплановый характер взаимо-

действия учреждений разных типов и видов, к которым можно отнести не только сами образовательные учреждения, но и создаваемые на их базе учреждения дополнительного образования и т.д. Глобальное пространство высшего образования создает специфические иерархии, в которых расстояние не имеет значения, поскольку здесь вступает в действие особая коммуникативная культура, основанная на новых формах и каналах. При этом меняется и модель управления таким объединением. Ее основными характеристиками становятся: децентрализация и преобладание горизонтальных связей над вертикальными; смена лидерства; «пограничный» характер возникающих в рамках сети проблем, лежащих на пересечении разных сфер деятельности; наличие неформальных отношений, предполагающих демократичный характер отношений членов объединения [4].

Постановлением Совета Российского Союза ректоров от 8 декабря 2009 г. №1 [5] определены направления и методы формирования сетевой структуры взаимодействия и координации работы вузов. Советам ректоров вузов рекомендовано [6] представить предложения в план работы Комиссии по выработке предложений по развитию высшего образования в рамках процесса модернизации экономики в части расширения сетевых проектов взаимодействия вузов России. Предложение ректоров нашло поддержку у министра образования А.А. Фурсенко, который обещал содействие таким самоорганизующимся структурам за счет целевого финансирования программ их развития. Идея сетевого взаимодействия вузов заложена и в проект Федерального закона «Об образовании». В нем подчеркивается, что сетевые формы реализации образовательных программ применяются в це-

лях повышения качества образования, расширения доступа обучающихся к современным образовательным технологиям и средствам обучения, предоставления обучающимся возможности выбора различных профилей подготовки и специализаций, углубленного изучения учебных курсов, предметов, дисциплин, модулей, более эффективного использования имеющихся образовательных ресурсов.

Мы рассчитываем, что именно сетевое взаимодействие позволит нам по-иному взглянуть на содержание и формы образовательного процесса. В ближайшее время проректоры по учебной работе вузов консорциума примут соответствующие решения по таким направлениям, как:

■ формирование межвузовских основных и дополнительных образовательных программ в соответствии с ФГОС ВПО;

■ организация инновационной школы педагогического мастерства, повышения квалификации и профессиональной переподготовки профессорско-преподавательского состава, включая стажировки в вузах - членах консорциума;

■ разработка межвузовской программы практической подготовки студентов, включая проектное обучение;

■ создание единой базы оценочных средств (компьютерных тестов) для промежуточной и итоговой оценки знаний студентов;

■ обеспечение доступа к единой электронной библиотеке.

Впервые разработанная в российской практике новая институциональная модель и ее нормативное обеспечение требуют апробации с последующей доработкой. Вот почему вузы-участники выдвинули идею создания на базе консорциума федеральной инновационной площадки. Проект под названием «Формирование новых меха-

низмов саморегулирования деятельности объединения вузов и их сетевого взаимодействия», подготовленный в соответствии с Приказом Министерства образования и науки РФ от 23.06.2009 г. №218 [7], уже представлен в Министерство образования и науки РФ.

Экспериментальная площадка

Проект призван сформировать на базе консорциума вузов сервиса саморегулируемую профессиональную организацию - учебно-научно-инновационный комплекс нового типа, который обеспечит многоуровневую подготовку мирового уровня по сервисным направлениям. Основные мероприятия проекта будут проводиться по нескольким направлениям.

В образовательный процесс будут введены интегрированные учебные планы среднего, высшего, дополнительного и послевузовского профессионального образования нового поколения. Основные инновации в образовательном процессе связаны с разработкой новых педагогических технологий, основанных на интерактивных компьютерных и телекоммуникационных средствах, принципах интерактивного взаимодействия, активных методах обучения. Независимо от места проживания студенты смогут проходить обучающие курсы в любом вузе консорциума. Преподаватели и студенты смогут пользоваться электронными базами данных и возможностями библиотек. Лекции лучших преподавателей благодаря Интернет-технологиям станут в равной степени доступны студентам, находящимся в разных частях страны. Кстати, во ВГУЭС подобная технология активно используется: мультимедийный конференц-зал на 80 мест оборудован видеокон-ференцсвязью, конгресс-системой последнего поколения с возможнос-

тью синхронного перевода на два языка и участия четырех сторон в любой точке мира.

Доступность обучения будет обеспечиваться и с помощью дистанционных технологий на базе распределенной информационно-образовательной среды межрегионального и международного уровня на основе международных спецификаций и стандартов (SCORM, ЬОМ, ЬМБ).

Главным фактором обеспечения высокого качества обучения и научной деятельности станет стратегическое партнерство с бизнес-сообществом, другими заказчиками и потребителями образовательных и исследовательских услуг. В связи с этим мы ставим задачу развития системы общественно-государственной экспертизы качества образования и общественной аккредитации образовательных учреждений, занимающихся подготовкой кадров для сферы сервиса. Специалисты консорциума разработают методику и проведут исследования по прогнозированию потребности в кадрах для сферы сервиса с ВПО, СПО и НПО на среднесрочный (2015 г.) и долгосрочный (2020 г.) периоды с учетом социально-экономического и инновационного развития всех федеральных округов.

Партнерские отношения будут реализованы и в создании структур, занимающихся научно-производственно-технологической поддержкой инноваций и их продвижением на рынок. Консорциум обеспечит координацию работ по организации на базе вузов малых инновационных предприятий и межвузовских научных коллективов для участия в крупных региональных и межрегиональных проектах. Например, на базе действующего во ВГУЭС инновационного бизнес-инкубатора к2012 г. будет создан центр коллективного пользования оборудованием и центр коммерциализации и трансфера технологий.

Принципиальным вопросом для руководителей вузов консорциума является развитие разносторонних связей с регионами с целью обеспечения вклада вузов в социально-экономическое развитие территорий. Консорциум планирует ряд проектов и программ на основе тесного взаимодействия с законодательными и исполнительными органами власти. Эти идеи уже поддержаны руководством Республики Башкортостан, Приморского края, Ростовской, Самарской областей, городов Омска и Тольятти.

Нормативная база консорциума будет включать документы по его функционированию (миссия, устав, положения о научно-образовательных структурах всех уровней и др.), а также положения об академической мобильности студентов, аспирантов и профессорско-преподавательского состава, о координационном центре содействия трудоустройству выпускников, научно-методическом совете по инновационным образовательным технологиям и т.д.

Отдельное направление будет составлять разработка концепции, оптимальной структуры и системы управления образовательным комплексом нового типа; предусмотрены положения о попечительском, наблюдательном и ученом советах, о государственной аттестационной комиссии, объединенных диссертационных советах, редакционно-издательском совете.

Консорциум определил проектные показатели, достижение которых должно быть обеспечено в ближайшие четыре года. Количество студентов очного обучения, получающих образование в других вузах консорциума в рамках академической мобильности, увеличится с 449 чел. в 2011 г. до 2843 чел. в 2015 г. Общий объем научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, в том числе с внешним финан-

сированием по хоздоговорам с предприятиями, а также выпуск наукоемкой продукции и оказание услуг, включая программы дополнительного профобразования, должны возрасти с 216,4 млн. руб. в 2011 г. до 322 млн. в 2015 г. Мы поставили задачу увеличить число преподавателей вузов консорциума, имеющих опыт практической работы на инновационных предприятиях, с 722 до 1149 чел. Общий объем оцифрованных единиц хранения в единой электронной библиотеке консорциума вырастет с 15,5 тыс. до 48 тыс. единиц хранения.

Итогом работы над созданием новой институциональной модели станут также рекомендации организационного, финансового, нормативного характера по ее практическому внедрению в различных субъектах РФ. Экспертная группа проекта призвана регулярно проводить обсуждение вопросов модернизации профобразования, а также учебные мероприятия (семинары, мастер-классы) для органов управления образованием субъектов РФ, руководителей образовательных учреждений профессионального образования, представителей объединений.

Восточный вектор развития консорциума

Почему ВГУЭС, находящийся за тысячи километров от своих коллег по консорциуму, принял решение о вхождении в него одним из первых? Какие цели мы ставим, участвуя в эксперименте по созданию новой институциональной структуры? Что мы хотим получить от консорциума и каким видим свой вклад в его становление и развитие? Ответ на эти вопросы нетрудно найти в стратегии развития нашего университета.

Сегодня Владивостокский государственный университет экономики и сервиса -инновационный предприни-

мательский университет, лидер образования в сфере бизнеса и сервиса. Университет известен своими проектами и разработками в рамках федеральных и ведомственных целевых программ («Развитие научного потенциала высшей школы» и др.). Вуз позиционирует себя как один из центров инновационной активности в регионе, создавая и поддерживая инновационные и предпринимательские проекты, в том числе регионального масштаба. Университет - активный участник социально-экономического развития региона, его стратегическим приоритетом является полезность обществу. Инновационность и ориентация на актуальные социальные потребности и запросы - вот ключевые позиции, которые определяют наш интерес к участию в деятельности консорциума.

Владивосток расположен в центре самого динамично развивающегося региона России - Азиатско-Тихоокеанского (АТР). Как известно, сервисные традиции имеют национальные и региональные различия, и азиатские культуры в этом отношении существенно отличаются от европейской. ВГУЭС, имея богатый опыт взаимодействия с образовательными и бизнес-структурами стран этого региона, готов внести свой вклад в профессиональную подготовку студентов всех вузов консорциума с учетом практической ориентации на азиатскую специфику. Мы стремимся стать центром трансляции азиатских традиций сервиса нашим европейским коллегам по консорциуму, которые уже осознали необходимость такого опыта.

Общей идеей, объединяющей ВГУЭС с коллегами по консорциуму, стало понимание сервиса не как отдельной отрасли, а как нового качества, нового вида деятельности практически во всех секторах экономики, начиная с производства и заканчивая

тем, что раньше традиционно называлось сферой бытового обслуживания. Речь идет о создании информационно-сервисной экономики как ключевой черты постиндустриального общества. Она находит свое проявление в небывалом расширении спектра традиционных услуг и появлении новых, таких как, например, компьютерные, телекоммуникационные, инжиниринговые и т.д. Экономика развитых стран (включая многие страны АТР) становится сервисной, точнее, информационно-сервисной, и в силу этого факта сервисная деятельность в немалой степени формирует базовые черты новой экономики и в конечном счете определяет экономический рост, конкурентоспособность страны на мировом рынке, создает новые рабочие места. Очевидно, с последним фактором связана особая популярность сервисного образования среди молодежи: по данным Министерства образования и науки РФ, в прошлом году конкурс в вузы сервиса был самым большим - 246 человек на одно бюджетное место.

Важно отметить, что сервисная деятельность как новый уровень взаимодействия с потребителем, как правило, основывается на использовании инновационных инструментов. Сегодня это одна из наиболее наукоемких сфер. Ее субъекты генерируют идеи и знания, которые подчас революционизируют все другие области экономической и общественной практики.

Именно поэтому руководство ВГУЭС считает, что инновационная стратегия развития Приморского края должна включать развитие не только и не столько производственного (в силу экологических и других ограничений), сколько сервисного сектора, призванного создать точки экономического и социального роста региона и развить механизмы для конкурентоспособного включения российской экономики в

азиатско-тихоокеанский контекст. Такая амбициозная задача предполагает построение инфраструктуры, соответствующей современным инвестиционным тенденциям и развитию новых видов деятельности - финансовых, транспортно-логистических услуг, сетевой торговли и т.д.

Подготовка к саммиту АТЭС во Владивостоке, с одной стороны, стимулирует все инновационные процессы, направленные на превращение города в деловой, образовательный, транспортный, туристический центр международного уровня. С другой стороны, сам факт проведения форума должен открыть новые возможности для города, края, всего дальневосточного региона и с точки зрения развития современной сервисной деятельности. Важнейшими видами услуг могут стать различного рода международные перевозки, международный туризм, информационные, коммуникационные, образовательные, социокультурные услуги.

ВГУЭС активно включился в подготовку к проведению встречи высших руководителей стран АТР. Для этого потребуются кадры разного уровня -с начальным, средним и высшим профессиональным образованием. И мы готовы применить самые современные технологии их подготовки, освоенные нашими коллегами, скажем, в Петербурге или в Омске.

Свой вклад в построение инновационного общества вузы консорциума видят во всестороннем развитии информационно-сервисной экономики как в своих регионах, так и в России в целом. Мы должны посмотреть на свою деятельность максимально широко, сформулировав цель образовательной деятельности вузов сервиса как формирование у студентов инновационного мышления, развитие у них предпринимательских компетенций, необходимых при осуществлении сервис-

ной деятельности самого широкого спектра.

Консорциум вузов сервиса максимально задействует свои ресурсы при подготовке специалистов, которые будут обслуживать такие крупнейшие общенациональные мероприятия, как Саммит АТЭС в 2012 г. во Владивостоке, летняя Универсиада в 2013 г. в Казани и зимние Олимпийские игры в 2014 г. в Сочи.

По приблизительным оценкам, столице зимних Олимпийских игр потребуется около 46 тыс. специалистов для индустрии гостеприимства и около 25 тыс. волонтеров. Задача качественной подготовки и тех и других (а это во многом новое для российской практики дело) ложится на высшую школу, и прежде всего - на вузы нашего консорциума. Так, мы подали заявку на участие в проводимом Национальным фондом подготовки кадров конкурсе учебных заведений РФ на право стать центром привлечения и подготовки волонтеров для зимних Олимпийских игр в Сочи.

Учитывая, что времени до Олимпиады осталось совсем немного и за этот срок сложно подготовить даже бакалавра, мы делаем акцент на переподготовку специалистов, на повышение квалификации по программам второго высшего образования. Кроме того, консорциум заключил лицензионное соглашение с Образовательным институтом Американской ассоциации отелей и мотелей (Е1 АН&ЬА), который помогал готовить кадры для Пекинской олимпиады. Подписаны договоры с несколькими канадскими университетами, которые делятся с нами образовательными программами, разработанными под Олимпийские игры в Ванкувере. Сочинский государственный университет туризма и курортного дела даже по месту своего расположения будет одним из базовых вузов

Олимпиады, и очень важно, что участники консорциума готовы разделить ответственность за качество обучения.

Для этого консорциум особое внимание уделяет практическому опыту своих выпускников. В ряде вузов консорциума по некоторым специальностям (туризм, ресторанный бизнес и др.) уже введена 4-месячная практика. Также организована месячная практика на базе Санкт-Петербургского государственного университета сервиса и экономики для студентов Омского государственного университета сервиса. Более 40 студентов ВГУЭС специальностей «Дизайн костюма», «Дизайн», «Технология швейных изделий», «Социально-культурный сервис и туризм», «Имиджмейкерские услуги» института сервиса и моды отправились на двухнедельную учебно-культурологическую практику в Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики. Для усиления практикоориентированности образовательных программ во ВГУЭС на базе недавно сданной в эксплуатацию учеб-но-тренинговой гостиницы и ресторана создан интегрированный центр подготовки специалистов в сфере гостеприимства. Это современная практическая база с самой широкой возможностью применения инновационных методов обучения. Уровень центра таков, что ВГУЭС готов осуществлять системную подготовку и переподготовку кадров этого направления для всех вузов консорциума.

Единственным препятствием для того, чтобы мобильность студентов вузов консорциума перестала быть односторонней (с востока на запад), является высокая стоимость проезда. Для дальневосточной молодежи она в настоящий момент частично компенсируется. Однако мы считаем, что такие льготы должны быть предоставлены молодым людям студенческого возра-

ста во всех регионах. Это, кстати, в какой-то степени будет способствовать притоку студентов и молодых специалистов на Дальний Восток России. Что касается непосредственно студентов консорциума вузов сервиса, то снижение транспортных расходов поможет им пройти практику не только в Приморье и других дальневосточных регионах, но и в соседних странах, с вузами которых у ВГУЭС налажены партнерские отношения.

Подводя итог, необходимо сказать, что модернизация управления системой образования требует большей гибкости, динамичности, информационной открытости и технологической оснащенности. В связи с этим особую актуальность приобретает разработка сетевой модели управления университетами, позволяющей сочетать вертикальные и горизонтальные механизмы взаимодействия участников и обеспечивать творческий, продуктивный характер их деятельности. При этом существенная территориальная разобщенность вузов уходит на второй план, прежде всего - благодаря информационным технологиям, не только объединяющим участников, но и обеспечивающим новое качество образовательных услуг. Создание консорциума вузов сервиса является необходимым условием переориентации образовательных и исследовательских программ в соответствии с требованиями информационно-сервисной экономики и средством более разнообразного и непосредственного включения вузов в обеспечение социально-экономического развития страны.

Литература

1. Разработка стратегии образовательного

учреждения: методические рекомендации / О.Б. Веретенникова, Н.В. Дранту-сова, А.К. Клюев, С.В. Кортов, В.И. Май-даник, Л.А. Малышева, Л.Н. Попова // Университетское управление: практика и анализ. 2008. № 4.

2. Chirikov I. Russian Universities' «Mid-range» Collaboration Strategies // International Higher Education. 2010. № 58. URL: http://www.bc.edu/bc_org/avp/ soe/cihe/newsletter/Number58/p22_ Chirikov.htm

3. Лупанов В.Н. Сетевая модель управле-

ния университетом в условиях глобализации и регионализации образования // Университетское управление: практика и анализ. 2009. № 2.

4. Петров В.Ю, Кузнецова Т.А, Матуш-

кин Н.Н, Пахомов С.И. Проблемы развития межвузовской кооперации в сфере подготовки научных кадров // Университетское управление: практика и анализ. 2009. № 3.

5. Постановление Совета Российского Со-

юза ректоров от 8 декабря 2009 г. №1 «О задачах научно-образовательного сообщества в области модернизации и технологического развития экономики России». URL: http://rsr-online.ru/doc/ norm/445.pdf

6. Постановление Совета Российского Союза

ректоров от 24 мая 2010 г. №3 «Формирование сетевой интеграционной структуры взаимодействия и координации работы вузов в территориальном и профессиональном разрезах». URL: http://rsr-online.ru/doc/2010_05_24/5.pdf

7. Приказ Минобрнауки РФ от 23.06.2009 г.

№218 «Об утверждении порядка создания и развития инновационной инфраструктуры в сфере образования». URL: http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/ d_09/m218.html

LAZAREV G. CONSORTIUM OF HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS OF SERVICE AS A FORM OF NETWORK PARTNERSHIP

The article focuses on the main tasks facing the Consortium ofhigher education institutions of service, which was organized in 2009. The mission of the Consortium consists in all-round development of the information and service economy.

Keywords: Consortium ofhighereducation institutions ofservice, information and service economy, network partnership.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.