Научная статья на тему 'Международные консорциумы как форма реализации сотрудничества в сфере науки и образования'

Международные консорциумы как форма реализации сотрудничества в сфере науки и образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1402
166
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОНСОРЦИУМ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБУЧЕНИЕМ / СЕТЕВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / СЕТЕВОЙ УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ ПРОЕКТ / INTERNATIONAL CONSORTIUMS / PROJECT MANAGEMENT IN EDUCATION / TRANSPARENCY / LEARNING OUTCOMES DESIGN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сигова Мария Викторовна, Банников Сергей Александрович

В статье рассмотрены такая форма организации деятельности образовательных и научных организаций, как международные образовательные консорциумы. Реализация образовательных программ и проектов в рамках международных образовательных консорциумов повышает качество образовательных услуг за счет многосторонней оценки образовательных программ, прозрачности методов проектирования и оценки результатов обучения, ясности системы управления образовательными проектами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сигова Мария Викторовна, Банников Сергей Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

International consortia as a form of implementation of cooperation in science and education

International consortiums in education and research sector are concerned in the paper. Educational programs and project application increases quality of educational services for multi-criteria basis, transparency of learning outcomes design and assessment. Project management in education is analyzed.

Текст научной работы на тему «Международные консорциумы как форма реализации сотрудничества в сфере науки и образования»

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ

М.В. СИГОВА, С.А. БАННИКОВ

Мария Викторовна СИГОВА — доктор экономических наук, доцент, первый проректор АНО ВПО «Международный банковский институт» (г. Санкт-Петербург).

В 2003 г. окончила СПбГУЭФ.

Автор более 50 публикаций.

Сфера научных интересов — экономическая безопасность, консалтинг, сфера услуг.

Сергей Александрович БАННИКОВ — кандидат экономических наук, доцент, начальник управления надзора и контроля Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор).

В 1997 г. оконил Оренбургский государственный университет.

Автор более 40 публикаций.

Сфера научных интересов — экономика сферы услуг, экономика образования, экономика предпринимательства.

^ ^ ^

МЕЖДУНАРОДНЫЕ КОНСОРЦИУМЫ КАК ФОРМА РЕАЛИЗАЦИИ СОТРУДНИЧЕСТВА В СФЕРЕ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

Ключевой идеей современной экономики, согласно и международным, и российским стратегиям развития, является устойчивый рост экономики, основанной на знаниях. Такой рост может обеспечиваться посредством высокого уровня качества образования. Поскольку современная экономика носит интегративный характер, вызванный большим количеством международных экономических, политических и социальных взаимодействий, то существование международных образовательных проектов и объединений является закономерным. В истории представлены различные типы взаимодействия образовательных организаций разных государств. Последние 50 лет наблюдается экспоненциальный рост различных видов взаимодействий между организациями образования, науки и промышленного сектора. Несмотря на существование законов конкуренции, в целом происходит повышение открытости общества. С одной стороны, это вызвано развитием коммуникационных технологий, с другой стороны, появляется осознание ценности взаимовыгодного сотрудничества, ведущего к повышению качества услуг в целом.

В настоящее время взаимодействие между образовательными организациями осуществляется, в том числе, в форме сетевого взаимодействия. Сетевое взаимодействие может быть реализовано по-

ГРНТИ 06.71.51

© М.В. Сигова, CA. Банников, 2014

М.В. Сигова, С.А. Банников

115

средством: взаимодействия двух и более организаций в рамках создания сетевых образовательных программ; создания образовательных консорциумов на региональном, государственном или международном уровне.

Консорциум — своего рода метапредприятие, объединяющее цели, возможности, технологии, интеллектуальную собственность, традиции и опыт нескольких предприятий при разработке сложных международных инновационных (научно-исследовательских) проектов для последующего производства продукции мирового уровня или продукции, не имеющей аналогов в мире.

Выделяются консорциумы двух типов — открытые и закрытые. В закрытом консорциуме компания-заказчик заключает контракт с каждым участником в отдельности; открытый консорциум подразумевает, что все его участники подчиняются лидеру в части, касающейся целей объединения, и несут солидарную ответственность по обязательствам консорциума [1].

В основном управление консорциумом организуется так, чтобы лидер из числа участников мог координировать совместную деятельность. Лидер представляет интересы консорциума перед заказчиком и третьими лицами, но действует в пределах полномочий, полученных от других участников.

В условиях глобализации и развития информационных технологий соблюдение двух принципов обеспечивает эффективность деятельности консорциума по управлению проектами. Это, во-первых, сетевой принцип взаимодействия и, во-вторых, виртуальный характер организации бизнеса. Виртуально-сетевая модель управления наиболее актуальна в современных условиях [2].

Наиболее близким практическим воплощением данной модели управления является Седьмая рамочная программа Европейского союза по финансовой, информационной и организационной поддержке научно-исследовательской деятельности в форме международной научно-технической кооперации практически во всех научных областях. Комплекс основных задач представлен на рисунке.

РП7

Задача 1. Усиление международного научно-технического сотрудничества стран Европы и других стран

Задача 2. Расширение сфер и объемов исследований

Коммерциализация научных разработок

&

Повышение

конкурентоспособности

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. Схема взаимодействия образовательных организаций консорциума

РП7 разбита на несколько крупных программ (направлений), каждое из которых состоит из тематических подпрограмм. В одном из научно-исследовательских (инновационных) проектов РП7 принимает участие Государственный университет управления в лице своего Бизнес-парка «УНИКУМ».

Для этого проекта был создан международный консорциум, состоящий из научноисследовательских организаций, исследовательских организаций малого и среднего бизнеса и производственных предприятий малого и среднего бизнеса, также в него входит предприятие — конечный пользователь будущего инновационного продукта, осуществляющий его доклинические и клинические испытания. В проекте принимают участие научно-исследовательские организации, исследовательский университет, исследовательские и производственные компании малого и среднего бизнеса из 8 стран.

116

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ

Международное сотрудничество и диалог учебных культур постепенно приводят к структурным и институциональным изменениям в высшем образовании, которые максимально сближают образовательные системы и поэтапно формируют единое мировое образовательное пространство. Достижению таких результатов способствуют международные проекты и образовательные программы. Проектногрантовая деятельность становится важнейшей составляющей интернационализации высшего образования. Сегодня можно отметить следующие тенденции этой деятельности: сочетание двусторонних, многосторонних и сетевых проектов; в рамках сетевых проектов формируются кросскультурные сети университетов-партнеров, представляющих различные страны; трансформация проектов предметнотематической направленности в междисциплинарные проекты; переход от чисто учебных и исследовательских к научно-образовательным проектам, включающим разработку образовательных программ и технологий, научное сопровождение образовательного процесса, проведение научных семинаров и мастерских, стажировок преподавателей, аспирантов и студентов за рубежом — характерная черта деятельности МБИ.

В течение последних двух лет были заключены соглашения о сетевом взаимодействии МБИ с университетами: Сочинский государственный университет, Санкт-Петербургский государственный экономический университет, Университета Турку (Финляндия). В рамках этого сетевого международного союза с привлечением иных партнеров возможно создание консорциума с целью реализации образовательных проектов или программ. Основными целями проектов должны являться: повышение профессиональной интеграции выпускников на международном рынке труда; расширение содержания подготовки и повышение мобильности студентов; обеспечение профессиональной ориентации преподавателей на основе проведения совместных исследований и разработок учебно-методических материалов.

Во всем мире практика создания образовательных объединений в той или иной форме имеет многолетнюю историю. Например, в США существуют следующие объединения:

— Committee on Institutional Cooperation (с 1958 г.);

— Five College Consortium (с 1965 г.);

— Claremont Colleges-Claremont University Consortium (с 1925 г.);

— Non-profit consortium is the Appalachian College Association (с 1993 г.).

Объединениями проводятся совместные исследования, обучение, некоторые из них имеют общее расписание, специализируются на уникальных курсах.

В Европе консорциумы организуются и функционируют по проектной технологии и зависят от финансирования ЕС. Реализация европейских сетевых взаимодействий по идее должна реализовывать политику ЕС в области экономического развития, науки и образования, основанную на таких принципах, как уровни образования, рамки квалификаций и т. п. Данные проекты создают условия (в первую очередь, финансовые) для кооперации образовательных организаций.

Наиболее востребованной является программа Erasmus Mundus. Она создана с целью повышения качества образования в Европе и продвижения идеи диалога народов и культур, в том числе со странами «третьего» мира.

Российские вузы, имеющие официальный юридический статус, лицензии, прошедшие аккредитацию, могут участвовать в данной программе в рамках существующих консорциумов по линии Erasmus Mundus Action 2. В настоящий момент работают:

1) MULTIC (Multidisciplinary capacity-building for an improved economic, political and university cooperation between the European Union and the Russian Federation);

2) ERANET-MUNDUS (10 European institutions, 8 Russian institutions and their associate partners). Координируется Университетом Барселоны;

3) Iamonet MUNDUS.

В России необходимо создать собственный проект, финансируемый из федеральных источников. Такой проект позволит изменить баланс на образовательном рынке Евразийского пространства. Однако реализация проекта потребует консолидированных усилий образовательных учреждений Российской Федерации, правительственных ведомств, а также иных заинтересованных лиц и организаций. Необходимо разработать концепцию Федеральной целевой программы, которая позволила бы постепенно сместить «центр тяжести» интеграционных процессов в международном образовательном пространстве.

М.В. Сигова, С.А. Банников

117

Программа должна решать следующие задачи:

— модернизация и улучшение качества образования в Евразии;

— увеличение значимости российских вузов;

— обеспечение доступности образования и академических обменов;

— расширение партнерских сетей;

— продвижение актуальных идей.

Вот некоторые из известных объединений в рамках проектов (консорциумов):

ERANET-MUNDUS (Euro-Russian Academic Network-Mundus) — этот консорциум возглавляет Университет Барселоны (Испания);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Euro-Russian Academic Network Plus (ERANET Plus) — консорциум возглавляет Университет Барселоны (Испания);

AURORA (Towards Modern and Innovative Highe Education) — консорциум возглавляет Университет Турку (Финляндия).

Перспективным представляется создание такого объединения, которое позволяло бы создавать консорциумы, финансируемые российским правительством, что дало бы возможность более эффективного достижения целей и усиления влияния. Такой проект позволит изменить баланс на образовательном рынке Евразийского пространства. Однако реализация проекта потребует консолидированных усилий образовательных учреждений Российской Федерации, правительственных ведомств, а также иных заинтересованных лиц и организаций. Необходимо разработать концепцию Федеральной целевой программы, которая позволила бы постепенно сместить «центр тяжести» интеграционных процессов в международном образовательном пространстве.

Программа должна ставить и решать следующие задачи:

1) модернизация и улучшение качества образования в Евразии;

2) увеличение значимости российских вузов;

3) обеспечение доступности образования и академических обменов;

4) расширение партнерских сетей;

5) продвижение актуальных идей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бирюков Д.А. Правовое регулирование деятельности консорциумов // Хозяйство и право. 2010. № 1. С. 118-123.

2. Мозговой А.И. Виртуально-сетевая модель управления инновационным (научно-исследовательским) проектом // Инициативы XXI века. 2012. № 1. С. 9-14.

3. Горбашко Е.А. Стратегическое развитие международных образовательных программ в консорциумах европейских университетов // Интеграция образования. 2008. № 4. С. 91-94.

4. Певзнер М.Н. Реализация международного проекта: новое видение сетевого взаимодействия университетов-партнеров к 20-летию программы темпус // Вестник Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого. 2010. № 58. С. 40-44.

5. Воронцова Л.В., Попова А.Т. Эффективный инструментарий для оптимизации процессов развития и укрепления межрегиональных и международных коммуникаций // Актуальные проблемы экономики и права. Казань: Татарский центр образования «Таглимат». 2014. № 4 (32). С. 141-146.

6. Куликова Ю.П. Инновационная модель взаимодействия системы высшего образования и национальной экономики как инструмент реализации модернизационной политики // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 5: Экономика. Майкоп: Адыгейский государственный университет. 2012. № 3 (104). С. 210-216.

7. Лазарев Г.И. Консорциум вузов сервиса как форма сетевого партнерства // Высшее образование в России. 2010. № 10. С. 10-18.

8. URL: http://cordis.europa.eu/fp7/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.