Научная статья на тему 'Инновационные направления развития человеческого капитала и эволюция региональной интеграции'

Инновационные направления развития человеческого капитала и эволюция региональной интеграции Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
63
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
евразийская интеграция / человеческий капитал / инновации / образование / перспективы. / the Eurasian integration / human capital / innovation / education / prospects.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационные направления развития человеческого капитала и эволюция региональной интеграции»

Искаков И.Ж.

к.ю.н., ректор Университета при МПА ЕврАзЭС, Санкт-Петербург

ИННОВАЦИОННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА И ЭВОЛЮЦИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ

Ключевые слова: евразийская интеграция, человеческий капитал, инновации, образование, перспективы.

Keywords: the Eurasian integration, human capital, innovation, education, prospects.

России, как и другим новым государственным образованиям Евразии, перешедшим на рельсы рыночной экономики, пришлось столкнуться с множеством проблем, среди которых в последние годы сильнее всего обострилась проблема формирования человеческого капитала. Проблематика его формирования и воспроизводства, управления этим процессом в условиях инновационного развития территорий стала предметом исследования для Института социально-экономического развития территорий РАН, который три года тому назад подготовил и выпустил монографию «Человеческий капитал в инновационной экономике» (Вологда, 2015). Ее авторы систематизировали подходы к определению понятия «человеческий капитал», выявили этапы формирования и использования человеческого капитала, структурировали факторы, влияющие на эти процессы; установили особенности воспроизводства человеческого капитала на региональном уровне. Ценность представляет сделанная авторами оценка взаимосвязи человеческого капитала и инновационного развития регионов, в которой отдельно подчёркнуто прямое положительное влияние роста образовательного и профессионального уровня населения на уровень оплаты труда и инновационную активность. Мы согласны с авторами в признании необходимости использования системного подхода к управлению человеческим капиталом, предполагающего разработку организационно-экономического механизма, системы организационного и информационного обеспечения процесса управления, поскольку проведенный ими анализ и предлагаемые подходы могут использовать не только регионы России, но и регионы евразийского континента, точнее новые независимые государства Евразии, участвующие в процессе евразийской интеграции.

Страны-участницы регионального интеграционного процесса переживают до сих пор последствия разрыва экономических, социокультурных и иных связей, некогда объединявших эти государства в Советский Союз. Теперь же они во многом оказались один на один с проблемами, которые вместе с тем носят общий для них характер, прежде всего, проблемой депопуляции, которая нарушила процесс формирования и развития человеческого капитала. Исследователи разных отраслей научного знания отмечают в жизнедеятельности евразийских государств неэффективное использование человеческого капитала, обусловленное трудоустройством населения не по специальности, несоответствием квалификации требованиям рабочих мест и другими аспектами. В этой связи объективной необходимостью стало создание условий для формирования и реализации в трудовой деятельности человеческого капитала, способствующего переходу той или иной страны к инновационному развитию.

Авторы концепций человеческого капитала первоначально исходили из представлений о сущности человеческого капитала как совокупности способностей человека, они сформировали представление о его воспроизводстве как процессе постоянного производства человеческих способностей и их использования субъектом в своей деятельности для получения дохода. Со временем позиции исследователей изменились: была признана особая целесообразность инвестиций в человека в форме финансирования получения им высшего образования с последующей переподготовкой («образование через всю жизнь»). Современные теоретики указывают, что «производство человеческого капитала — это процесс создания производительных способностей человека посредством инвестиций»1, под которыми понимается «любое действие, которое повышает квалификацию и способности и тем самым производительность труда рабочих»2. Ряд исследователей подчеркивает, что источником развития человеческого капитала должны стать фирмы (компании), для которых несомненна выгода вложений в человеческий капитал своих работников.

Следует отметить, что решение многих проблем формирования и развития человеческого капитала осложняется недостаточной разработанностью ряда вопросов, связанных, например, с определением понятия «человеческий капитал», его структурных компонентов. Вряд ли можно утверждать, что точно выявлен характер влияния человеческого капитала на результаты экономической деятельности и на инновационное развитие регионов. Мало исследованы такие важные вопросы, как методология управления формированием и использованием человеческого капитала в условиях перехода к инновационной экономике, что особенно интересует страны-члены ЕАЭС.

1 Акопян А.С. Эргодинамическая модель человека и человеческий капитал // Общественные науки и современность. - М., 2002. - № 6. - С. 98-106.

2

Арсентьева Н.М. Арченко И.И., Бусыгин В.П. Использование кадрового потенциала в инновационном и традиционном сегментах экономики региона // Регион: экономика и социология. 2009. - № 3. - С. 157-174.

При использовании в текущих исследованиях имеющихся концепций человеческого капитала, необходимо иметь в виду, что они отличаются односторонним подходом к структуре человеческого капитала - их авторы определяют человеческий капитал только как совокупность способностей человека, практически полностью игнорируя потребности личности. А ведь именно потребности составляют основу деятельности человека. Исследователи, представляющие различные науки, подчеркивают, что любая деятельность инициируется потребностями. Они выступают фактором развития и применения человеком своих способностей. Их актуализация имеет следствием формирование и использование человеческого капитала. Развитие и применение любых способностей человека невозможно без наличия у субъекта необходимых для этого потребностей. На этой базе сформировалось убеждение, что при определении качеств человека, которые позволяют ему осуществлять деятельность и достигать потребных результатов, необходимо при анализе человеческого капитала ввести потребности в качестве важного аспекта исследовательской работы.

Некоторые исследователи выделяют еще один важный аспект научного поиска в сфере использования человеческого капитала. Они полагают, что существующие концепции человеческого капитала не отвечают требованиям текущего момента, они не соответствуют экономике знаний1. Ещё в самом начале становления этой экономики чисто экономический подход утратил своё значение, и на первое место вышла креативность, как наиболее актуальный компонент человеческого капитала, применяемого в условиях инновационной экономики. Главным атрибутом человеческого капитала в таких условиях как раз и становится творчество с внутренней мотивацией субъекта деятельности, его ярко выраженным стремлением удовлетворить потребности в самосовершенствовании и самореализации.

Нам представляется необходимым обратить внимание на еще один аспект развития человеческого капитала. Современные исследователи придерживаются одинаковой позиции в том, что инновационная деятельность является характерной особенностью функционирования экономических систем. Она образует собой инструмент функционирования и развития экономических предприятий и организаций. Разработка и введение инноваций в деятельность предприятий не могут не сказываться на кадровой политике. Инновационная деятельность включается в систему управления персоналом предприятия (организации) в условиях экономики знаний, и тогда развитие человеческого капитала, который порождает новую продукцию, производственные процессы, инновации в области маркетинга и управления, превращается в основную задачу управления персоналом в условиях инновационной экономики. На этапе инновационных преобразований большое значение приобретают так называемые инновационные знания, к которым обычно относят:

1. Познавательные знания («знаю что»): хорошее владение базовой дисциплиной, достигаемое путем интенсивного обучения и сертификации.

2. Прикладное мастерство («знаю как»): переводит книжное обучение в эффективное исполнение, способность применять правила, относящиеся к определенной дисциплине для решения сложных реальных проблем.

3. Системное понимание («знаю почему»): глубокое знание всей системы взаимоотношений, причин и следствий, лежащих в основе определенной дисциплины.

4. Личная мотивация творчества («хочу знать почему»): охватывает волю, мотивацию и настроенность на

2

успех .

Таким образом, формирование интеллектуальных знаний в структуре человеческого капитала приводит к повышению мотивации персонала и укреплению его лояльности к инновационным преобразованиям на предприятии, следствием чего становится рост эффективности внедрения инновационных технологий.

Намечая перспективы развития человеческого капитала в евразийских государствах, следует иметь в виду следующее. Интеграционный евразийский процесс расширяет свои пределы, захватывая все новые и новые направления развития, демонстрируя объединительные тенденции не только в сфере экономики, права, политики, но социальной и культурной областях. Важнейшим компонентом евразийской интеграции является формирование единого научно-образовательного пространства, в котором и проявляется инновационность подходов к эволюции человеческого капитала. Это касается как непосредственных практических работников, так и новых политических элит в евразийских государствах постсоветского пространства.

Новым независимым государствам Евразии пришлось формировать государственные элиты практически с чистого листа. Три основных вектора влияли первоначально на формирование новых политических элит: ренессанс традиционализма, инерция советской номенклатуры и инновации реформ. Сказывались также и различные воздействия регионального характера. Так, на формирование национальной элиты Казахстана повлиял целый ряд факторов, среди которых можно назвать деление казахов по территориальному признаку на три жуза; межклановую борьбу; президентское правление; геополитическое положение Казахстана. Отметим также активизацию широкого спектра неформальных факторов инкорпорирования в правящие слои; двойственный характер деятельности новых политических элит на евразийском пространстве .

В рамках евразийской интеграции крайне важно мотивировать национальные элиты к построению наднационального проекта. Зачастую собственные интересы элит идут вразрез с задачами, которые стремится решить государ-

1 Устинова, К.А., Губанова Е.С., Леонидова Г.В. Человеческий капитал в инновационной экономике: монография. - Вологда: Институт социально-экономического развития территорий РАН, 2015. - С. 5.

2 Колосов А.Е. Ключевые направления развития человеческого капитала предприятия в целях повышения эффективности инновационных преобразований. - https://cyberleninka.rU/article/n/klyuchevye-napravleniya-razvitiya-chelovecheskogo-kapitala-predpri yatiya-v-tselyah-povysheniya-effektivnosti-innovatsionnyh

3 Искаков И.Ж. Политические элиты и евразийская интеграция: Россия и Казахстан в конце ХХ - начале XXI вв. // Вестник МГОУ. 2017. - № 5. - С. 198-205.

ство, в частности, интеграционными. Это отчетливо видно в перманентной борьбе элитных группировок за властные и экономические ресурсы, когда национально-государственные интересы чаще всего отходят на второй план. Развитие региональной интеграции замедляется коррупционной составляющей, присущей правящим группам стран СНГ. Оказывает свое влияние и то, что профессиональное образование представители таких элит получали в других странах (странах Евросоюза, США, Турции, КНР). Сегодня представители новой элиты становятся более прагматичными и «многовекторными».

В современном мире исследователи отмечают усиливающуюся взаимозависимость науки, образования и бизнеса. Это явление можно рассматривать как получающий все большую значимость фактор формирования человеческого капитала. Он трансформируется в компонент содержания, соединяющий в себе духовную и хозяйственную составляющие. Подобное взаимодействие между различными сферами человеческой деятельности характеризуется разными формами, уровнями и, одновременно, нарастанием интенсивности этого взаимодействия. Соединение деятельности представителей науки, образования и бизнеса оказывает воздействие на формирование политических, социально-экономических и культурных ландшафтов как пространства для возникновения и распространения инноваций. Такие инновационные среды должны обладать устойчивостью, чтобы выступить важнейшим условием социально-экономического, политического, культурного развития региона, страны, Евразии в целом. В связи с этим необходимо находить и применять новые способы их формирования, развития, расширения. Одну из таких новых форм исследователи видят, в частности, в социальных сетях1, число пользователей которых постоянно растет.

В современном царстве информационных технологий сетевое международное взаимодействие включает огромное количество акторов из разных стран, вследствие чего инновационные ландшафты приобретают трансграничный характер. Такие новые черты современного политического ландшафта требуют особых акторов, их следует готовить по особым программам и с особым содержанием процесса обучения и воспитания. В условиях непрерывного совершенствования информационных технологий, расширения межкультурных коммуникаций, усиления мобильности населения различных регионов мира инновационные ландшафты образуют инновационную среду, в которой и проявляются тенденции складывания многообразных форм обучения и воспитания будущих специалистов в различных сферах жизнедеятельности. Благодаря этому возникают инновационные научно-образовательные проекты, обладающие тенденцией к постоянному расширению взаимодействия науки, образования и бизнеса. Таким проектом можно считать научно-образовательные консорциумы (НОК). Подобная форма международного взаимодействия науки, образования с тенденцией расширения привлечения бизнеса сама по себе инновационна. Мы предлагаем модель, разрабатываемую специально для евразийского пространства, ставящую целью подготовить нового (перспективного и эффективного) специалиста с учётом созданного Евразийского экономического союза.

Научно-образовательные консорциумы как инновационная форма взаимодействия науки и образования могут создаваться как в одной стране, так и представителями разных стран. Должным образом организованный консорциум -это не просто соглашение о сотрудничестве между различными образовательными учреждениями (что, впрочем, также является одной из возможных моделей). Модель консорциума имеет много разновидностей. В попытках соединить вместе науку, образование и бизнес в консорциум часто включают высшие учебные заведения с привлечением специально учрежденных коммерческих отделений, а также частные компании, осуществляющие он-лайн доставку информации и учебных курсов, созданных с использованием веб-технологий.

Еще одной инновацией в научно-образовательном консорциуме можно считать сетевое взаимодействие. Сетевая структура образовательных организаций является одной из концепций, пользующихся большим вниманием в наши дни. Сетевая деятельность представляет собой не только метод, но и концептуальный подход, который в различных аспектах может касаться самых разнообразных вопросов и применяться по-разному. Работа сетевых структур подходит для евразийского научно-образовательного консорциума. События в этом секторе развиваются очень быстро. В нем имеется огромный потенциал для экспериментирования и новаторства. Существующий потенциал сетевой работы значительно усилен внедрением информационных и телекоммуникационных технологий, которые, в свою очередь, требуют сетевого подхода для того, чтобы быть использованными в полной мере. Модель евразийского консорциума позволяет также вводить новейшие результаты развития фундаментальной и прикладной науки в содержание профессиональной подготовки будущих специалистов для единого экономического пространства евразийского 2

континента .

Обучающиеся в консорциуме имеют возможность выбрать единственно необходимый курс благодаря модульному принципу построения образовательных программ и получить образование практически на рабочем месте. НОК способен быстро адаптировать содержание учебных курсов к новым экономическим условиям и к пожеланиям клиентов. Его работа способствует широкомасштабной подготовке управленцев и специалистов, посредством её они получают возможность практически ознакомиться с реалиями экономики, права, политики, социокультурной действительности в различных странах Евразии, а не обрести знания, касающиеся только одной, отдельно взятой страны. Разного рода учебные и производственные практики будущие специалисты могут проходить в разных вузах, разных странах, у разных руководителей. Таким образом они получают не только знания, но и практические умения, важные для их последующей профессиональной деятельности в рамках Единого экономического пространства (и шире).

1 Социальные сети меняют политический ландшафт в мире. - http://fmance.lg.ua/novosti-v-mire/socialnye-seti-menyayut-politicheskij-landshaft-v-mire/

2 Искаков И. Ж. Наука и образование в процессе формирования евразийского политического ландшафта // Интеграция науки и образования как основа эволюции Евразийского экономического союза: сб. ст. из материалов Евразийского научного форума 08 декабря 2017 г. / Общ. научн. ред. М.Ю. Спириной. Ч. 2. - СПб.: Университет при МПА ЕврАзЭС, 2018. - С. 10-18.

Важной чертой евразийского НОК является введение в образовательную деятельность результатов работы научно-исследовательских учреждений, входящих в его состав. Так усиливается актуальность получаемых в процессе обучения знаний, стимулируется инновационное творческое мышление, позволяющее включаться в профессиональную деятельность с учетом различия культур, конфессий, способов хозяйствования. Перспективным является присоединение к нему представителей бизнес-сообщества не только как представляющих места практик или заказывающих будущих работников, но и как активных акторов текущей образовательной деятельности. Получившие профессиональное образование в евразийском консорциуме станут тем «человеческим капиталом», носители которого будут не разрушителями, а созидателями инновационных политических и иных ландшафтов, смогут обеспечить устойчивое развитие своих государств и народов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.