Научная статья на тему 'Интеграция науки и образования как основа эволюции евразийского союза'

Интеграция науки и образования как основа эволюции евразийского союза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
62
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интеграция науки и образования как основа эволюции евразийского союза»

От главного редактора

Глазьев С. Ю.

Интеграция науки и образования как основа эволюции Евразийского союза

Реализация комплекса мер по укреплению каркаса ЕАЭС и его упрочению на нынешнем интеграционном этапе, как было показано автором в предыдущем номере журнала, требует разработки идеологии евразийской интеграции. Она призвана обосновать ее объективную необходимость общими национальными интересами участвующих государств.

После распада СССР национальная самоидентификация всех постсоветских республик строилась на отрицании как советского, так и российского наследия, на основании которого происходило развитие народов некогда единой страны в течение столетий. Это отрицание сопровождалось центробежными тенденциями и настороженным отношением к интеграционной политике России, переходящим подчас в русофобию. Об этом почти столетие назад предупреждал один из основателей философии евразийства Н. Трубецкой, рассуждая о самоопределении народов Империи после распада СССР.

Однако отрицание очевидных ценностей общего исторического опыта построения величайшей в мире страны как основание вновь обретенного суверенитета не может служить фундаментом созидательного государственного строительства. Об этом убедительно свидетельствует катастрофа, постигшая на этом пути Украину — некогда наиболее развитую республику СССР, не уступавшую по уровню социально-экономического развития и грамотности населения большинству западноевропейских государств. Сегодня поставленные спецслужбами США управлять Украиной русофобствующие неонацисты реализовали планы гитлеровских оккупантов: на руинах некогда передовой промышленности осваиваются примитивные операции для нужд европейских корпораций, некогда высококвалифицированные специалисты превращаются в батраков, а их дети используются американцами в качестве пушечного мяса в антироссийских провокациях или сексуальных рабов в европейских борделях.

Все постсоветские республики прошли через глубокое падение инвестиций, технического уровня и объема производства и лишь немногие из них смогли вернуться на ранее достигнутый уровень экономической активности. При этом чем глубже падение уровня жизни, чем более коррумпирована и менее эффективна национальная элита, тем больше изощренным становится русофобское мифотворчество, в котором Россия предстает в роли виновника всех бед и невзгод. Ухудшение уровня и качества жизни граждан после развала СССР компенсируется в общественном сознании националистической мифологией о «последствиях советской оккупации», «эксплуатации республик Москвой», «многовековом угнетении Империей» и тому подобных образов. Мистификация истории спонсируется близкими к правительству США фондами в рамках реализации программ национального строительства в постсоветских республиках. С целью формирования русофобского национального самосознания пишутся школьные учебники, снимаются фильмы, проводятся основанные на сфабрикованной исторической мифологии культурно-массовые мероприятия. Это касается не только Украины, фактически оккупированной США, но и других постсоветских республик, где не без спонсирования извне придумываются исторические мифы, призванные обосновать национальный суверенитет на русофобской почве. Но эта искусственная почва уходит из-под ног, как только на нее пытаются опереться в созидательном строительстве. Отторжение России как объективного ядра евразийской экономической интеграции обрекает властвующую элиту постсоветских республик на роль обслуги чуждых их народам интересов западной плутократии.

Необходимо признать, что американской агрессии против Русского мира, основывающейся на архаичных воззрениях Маккиндера и Спикмэна с навязчивыми комплексами «харт-» и «римлэндов»

Глазьев

Сергей

Юрьевич

Советник Президента РФ, академик РАН

< и направленной на создание вокруг России очагов ненависти и разрушения мы не смогли ничего о противопоставить. Из этого явственно следует необходимость разработки и донесения до массо-^ вого сознания населения ЕАЭС идеологии евразийской интеграции, основанной не только на ^ экономической прагматике, но и на общих духовных и культурных исторических корнях.

£ Формирование интегрирующей идеологии объективно необходимо для скрепления единого о экономического пространства и достижения максимального эффекта от сопряжения наших по-о тенциалов. Она не может ограничиться набором прагматичных рассуждений о полезности эконо-^ мической интеграции. Эта идеология должна исходить из позитивного исторического опыта

< многовекового совместного созидательного сотрудничества народов на едином экономическом ^ пространстве Ордынской, Российской и Советской империй. Доказывать, что только общими уси-о лиями наши народы сумели построить великие цивилизации в прошлом, сохранить себя перед

угрозами интервенций и внешнего порабощения, победить в войнах с общими врагами, обеспечить достойную жизнь людям. Последняя обеспечивалась созданием соответствующих сложности сопрягаемых народнохозяйственных организмов условий для кооперации и специализации производств, создававших промышленную продукцию, занятость и доход. Для преодоления массовой «разрухи в головах» необходимо приложить значительные усилия по формированию правильного понимания истории, позитивной интерпретации общего исторического опыта как основы формирования оптимистического образа общего будущего и его совместного созидания.

Исходя из этого необходимо совместно с партнерами по ЕАЭС — и в более широком контексте реализации идеи Президента России о создании Большого евразийского партнерства с партнерами по ШОС — разработать программу научных исследований, культурно-просветительской деятельности, актуализации общего духовного наследия, проведения общественно-массовых мероприятий, направленную на формирование и содержательное наполнение идеологии евразийской интеграции. Результатом этой работы должна стать разработка общих образовательных стандартов преподавания истории, обществознания, литературы, также как и других дисциплин, необходимых для формирования единого образовательного пространства, без которого невозможны ни общий рынок труда, ни эффективное единое экономическое пространство.

Университет при МПА ЕврАзЭС, поднявший тематику идеологического обеспечения интеграционного строительства и сопряжения научно-образовательных потенциалов государств ЕАЭС, на прошедшем 8 декабря 2017 г. Евразийском научном форуме, совместно с Интеграционным клубом при Председателе Совета Федерации В. И. Матвиенко, другими экспертными и аналитическими площадками мог бы выступить с предложением о проведении серии научных исследований, актуализирующих совместное духовное и культурно-историческое наследие народов Евразии. Программа научных исследований по разработке идеологии евразийской интеграции предусматривает проведение междисциплинарных исследований, включающих применение современных математических методов исторической хронологии, ДНК-генеологи, социальной психологии, эволюционной экономики, лингвистики, философии, теории государства и права. Эти исследования не только заложат научную основу для разработки евразийской идеологии, но и создадут задел для появления новой научной парадигмы в обществознании с большим количеством прикладных приложений. В том числе в области педагогики, социальной инженерии, культурного строительства, борьбы с экстремизмом и терроризмом, интеграционной политики. Эту работу целесообразно провести на платформе организованного ведущими вузами государств-членов ЕАЭС Евразийского сетевого университета (Евразийской ассоциации университетов).

Идеологическое обоснование общности и взаимности интересов народов ЕАЭС усилиями ведущих вузов государств позволит восстановить гуманитарное измерение интеграции, необходимое для формирования единого образовательного пространства и общего рынка труда законодательства. Для этого необходимо выработать единые образовательные стандарты, обеспечить взаимное признание дипломов и других квалификационно-образовательных документов, передать формирование трудового законодательства на наднациональный уровень.

Необходимость развития сотрудничества в сфере образования в рамках ЕАЭС прямо вытекает из ст. 1 Договора о ЕАЭС, предусматривающей обеспечение свободы передвижения рабочей силы. Мобильность рабочей силы на пространстве Союза не может быть гарантирована без обеспечения признания компетенций граждан, получивших образование в государствах ЕАЭС. При этом ввиду отсутствия обеспечивающих полноценное функционирование образовательного пространства документов прямого действия Евразийского союза таким правоустанавливающим актом можно считать Соглашение ЕврАзЭС от 2009 г. о сотрудничестве в области образования. ЕЭК имеет правовые основания обратиться к этому соглашению, поскольку Договором о прекращении деятельности ЕврАзЭС допускается действие международных договоров, ранее заключенных в

рамках этого объединения государствами-членами ЕАЭС. Соглашением предусмотрены механиз- < мы и модальности образования единого образовательного пространства интеграции, прежде с всего, посредством поддержки развития прямых связей между образовательными учреждениями ^ на основе подписываемых ими договоров о сотрудничестве. Кроме того, Соглашение ЕврАзЭС ^ создает правовые основы для: развития академической мобильности и взаимного обмена обуча- £ ющимися, педагогическими и научно-педагогическими кадрами; участия педагогических и научно- с педагогических кадров в национальных и международных конгрессах, семинарах, конференциях с и симпозиумах, проводимых в государствах; участия обучающихся в международных олимпиадах, ^ конкурсах, фестивалях; поощрения изучения в своих образовательных учреждениях языков, исто- < рии, культуры, литературы других государств. ^

Что это значит в практическом преломлении? Инициативы, направленные на формирование с единого образовательного пространства и процессы интеграции высшего образования предусматривают гармонизацию квалификационных требований государств ЕАЭС, синхронизацию разработки профессиональных стандартов и их актуализацию по отношению к требованиям общего рынка труда. Они предполагают сотрудничество национальных министерств образования и науки, разработку образовательных стандартов нового поколения, сопряженных с соответствующими профессиональными стандартами. Необходима также совместная работа национальных систем развития квалификаций, организация сотрудничества экспертных сообществ и образовательных организаций евразийского пространства с целью валидации гармонизированных образовательных стандартов.

Хорошим примером этой работы является сотрудничество высшей школы Восточного Казахстана и Западной Сибири. Целесообразна реализация предложения ректора Университета при МПА ЕврАзЭС И. Ж. Искакова об укреплении единого образовательного пространства Евразийского союза посредством формирования научно-образовательных консорциумов (НОК). Такая форма сотрудничества между научно-образовательными учреждениями в ЕАЭС позволит с минимальными издержками вводить новейшие результаты развития фундаментальной и прикладной науки в содержание профессиональной подготовки будущих специалистов для Единого экономического пространства. По сути, это — трансграничная сетевая модель евразийского научно-образовательного сотрудничества, устанавливающая непосредственный контакт между вузами, научно-исследовательскими учреждениями, организациями бизнеса. Обучающиеся в консорциуме имеют возможность выбрать единственно необходимый курс благодаря модульному принципу построения образовательных программ и получить образование практически на рабочем месте. НОК способен быстро адаптировать содержание учебных курсов к новым экономическим условиям. Важной чертой евразийского НОК является включение в образовательную деятельность результатов работы входящих в его состав научно-исследовательских учреждений. Таким образом усиливается актуальность получаемых в процессе обучения знаний, стимулируется инновационное творческое мышление, позволяющее включаться в профессиональную деятельность с учетом различия культур, конфессий, способов хозяйствования. Целесообразно реализовать пилотный проект научно-образовательного сотрудничества вузов на принципах НОК с участием заинтересованных вузов государств ЕАЭС.

Обмен лучшими образовательными практиками, в том числе программами подготовки отраслевых специалистов, станет лучшим подтверждением состоятельности интеграции, намерений политических лидеров государств углублять разноплановое сотрудничество, включая формирование общего рынка труда. Плотное взаимодействие между вузами позволит выкристаллизоваться ядру интеллектуальных лидеров евразийской интеграции. Образованные, квалифицированные, разбирающиеся в культурно-исторических особенностях государств ЕАЭС кадры — ключевой ресурс дружбы и согласия между интегрируемыми странами, залог укрепления авторитета и привлекательности союза для других государств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.