Научная статья на тему 'О НЕКОТОРЫХ НОВЫХ ФОРМАХ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ НА ЕВРАЗИЙСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ'

О НЕКОТОРЫХ НОВЫХ ФОРМАХ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ НА ЕВРАЗИЙСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
111
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Большая Евразия / наука / образование / Университет при МПА ЕврАзЭС / международные проекты / Greater Eurasia / science / education / University associated with the IPA of EurAsEC / international projects
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О НЕКОТОРЫХ НОВЫХ ФОРМАХ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ НА ЕВРАЗИЙСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ»

Спирина М.Ю.

к.и.н., проректор по научной работе Университета при МПА ЕврАзЭС, Санкт-Петербург

О НЕКОТОРЫХ НОВЫХ ФОРМАХ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ НА ЕВРАЗИЙСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Ключевые слова: Большая Евразия, наука, образование, Университет при МПА ЕврАзЭС, международные проекты.

Keywords: Greater Eurasia, science, education, University associated with the IPA of EurAsEC, international projects.

Исследователи, работающие в различных отраслях научного знания, в течение многих лет привлекают внимание общества и государства к проблеме состояния и развития науки. В последнее время эта проблема стала рассматриваться как одна из важнейших и в новых евразийских государствах, появившихся вследствие распада СССР.

После 1991 года наука в России оказалась на периферии государственных интересов и перестала рассматриваться властью в качестве приоритетной отрасли деятельности. Такая позиция не могла не сказаться на взаимодействии евро-азиатских государств в научно-образовательной области, где проявилось стремление дистанцироваться от России. Практический распад некогда единого научного сообщества выразился, прежде всего, в практически полном приостановлении профессионального общения учёных разных стран. Мы не будем в данной статье затрагивать весьма существенную сторону развития наук, каковой является финансирование научных исследований, что, безусловно, серьёзно влияет на состояние науки. Нам представляется важным то, что на необходимость стимулирования научного поиска, восстановление авторитетного положения науки в жизнедеятельности новых евразийских государств чуть ли не первыми указали представители образования, поскольку изменения в содержании профессиональной подготовки по новым направлениям практической деятельности настоятельно требовали адекватного научного обоснования.

Наука формирует основу, определяющую жизнедеятельность любого государства. Мир сегодня невозможно представить себе без достижений науки, а современного человека - без усвоенных им основ научных знаний. Никакая модернизация и инновационное развитие страны невозможны без соответствующего научного сопровождения. Благодаря развитию научного знания человек в современном мире приобретает новое понимание происходящих процессов, расширяет своё представление об окружающем мире, самом человеке и человеческом обществе. В условиях рыночной экономики для многих работающих важной целью становится карьера, но при этом нельзя забывать, что профессиональный успех во всех областях напрямую зависит от владения новейшими научными достижениями.

Наука на нынешнем этапе приобрела многообразные векторы развития и влияния. Результаты научных исследований обеспечивают технологический прогресс человечества, благодаря им создаются условия для повышения уровня и качества жизни людей в разных странах. Исследователи науки признают уникальными те изменения в области науки и технологий, которые стали происходить в последние десятилетия, а также скорость, с которой они происходят. По их мнению, в течение жизни одного поколения происходят изменения, которые в корне меняют условия жизнедеятельности человека. Особо следует выделить значение науки как социально-политического фактора, ибо государство, обладающее развитой наукой и вследствие этого получающее возможность создавать передовые технологии, приобретает больший вес и обеспечивает себе значимое место в международном сообществе. Научно-технологическое развитие становится основным фактором, положительно влияющим на состояние хозяйственной жизни различных евразийских государств.

Неоценимым богатством человека третьего тысячелетия становится интеллект, научное знание. Научный поиск -это всегда творчество. Упомянем здесь, что в условиях глобализационных кризисов утрата творческой составляющей человеческой личности превращается в новую глобальную проблему. Вспомним мнение В. И. Вернадского о науке как творчестве: «Ценность создается не только капиталом и трудом. В равной мере необходимо для создания предмета ценности и творчество. <...> Этим сознательным и бессознательным творчеством проникнута вся экономическая жизнь, и без него она столь же верно обречена на погибель, как без капитала и без труда»1. Воспитание и развитие способности к творческой деятельности в любой сфере человеческой деятельности (вне зависимости от профессии и служебного положения: касается ли это инженера, учёного, преподавателя, даже рабочего) становится важнейшей задачей эволюции образования. Формирование профессионализма обусловлено задачами и целями, которые определены общемировым развитием производительных сил, расширением межгосударственных связей, ускорением социокультурных процессов, углублением и укреплением взаимосвязей в научных сферах познания, а также интернационализацией образования.

1 Развитие представлений В.И. Вернадского о ноосфере. - М.: Философское общество СССР, Общественный институт ноосферы, 1991. - С. 546.

Наука является интегратором общества (социальным фактором сплочения людей), что особенно важно не только для формирования национального единства в условиях полиэтничности и поликонфессиональности большинства новых евразийских государств, но и для формирования единого культурного евразийского пространства1. Каждое государство должно придерживаться принципа единения науки, образования и промышленности, ибо экономика, определяемая ныне как главный вектор регионального интеграционного процесса, может активно развиваться, прежде всего, за счёт инновационных, высокотехнологичных, наукоёмких отраслей. Специалистов же для работы в этих отраслях готовит высшая школа новых евразийских государств.

В XXI в. образование оценивается как главный механизм воспроизводства общественного интеллекта, текущее столетие провозглашено ЮНЕСКО «веком образования». Опыт развития многих стран, в том числе на территории Евразии, свидетельствует, что образование - самое выгодное долговременное вложение капитала. Новый тип экономики вызывает изменение требований, предъявляемых к выпускникам вузов. Их должно характеризовать наличие «системно организованных интеллектуальных, коммуникативных, рефлексивных, моральных начал, позволяющих успешно организовать деятельность в широком социальном, экономическом, культурном контекстах»2. Для современной России образование предстаёт важнейшим инструментом сохранения её самобытного места в ряду ведущих стран мира, её международного престижа как страны, обладающей высоким уровнем культуры, науки, образования. Идеал образованной России как страны, сохраняющей своё духовное и историческое достоинство, опирающейся на национально-исторические традиции, был провозглашён ещё М.В. Ломоносовым.

Необходимость повышения качества профессионального образования объясняется постоянным ростом значимости специальной подготовки в наличествующих социально-экономических условиях. ЮНЕСКО в своих документах подчёркивает необходимость постоянной адаптации образовательных программ к современным и будущим потребностям, что, в частности, определяется усилением роли вузов в понимании, интерпретации, сохранении, развитии и распространении национальных, региональных, международных и исторических культур в условиях плюрализма, укреплении этических и духовных ценностей, развитии личности студентов наряду с подготовкой их к профессиональной жизни3. Современная экономика становится более наукоёмкой, а выпускники высших учебных заведений воспринимаются как «думающая рабочая сила»4. Государству и обществу ныне требуется всесторонне образованный, гармонически развитый специалист, не просто умеющий грамотно выполнять определённые профессиональные функции, но думающий, видящий перспективу, творчески относящийся к своей трудовой деятельности, способный нетривиально оценивать возникающие сложности и находить соответствующие пути их преодоления. Для развития личности обучающихся и модернизации содержания их профессиональной подготовки высшая школа евразийских государств прилагает немалые усилия, при этом усиливается роль вузов в понимании, интерпретации, сохранении, развитии и распространении культур евро-азиатских народов.

Привести содержание высшего образования в соответствие с потребностями сегодняшнего дня можно, только опираясь на эффективное и адекватное научно-методологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса. Сформировать его помогают такие научные принципы, как системность, целостность, логичность, связь науки и практики; опора на факты, а не на мнения и др. Свою роль играет также использование определённых закономерностей и законов и умение на их основе предвидеть будущие тенденции и перспективы развития.

Таким образом стала формироваться естественная потребность сотрудничества евразийских государств в сфере науки и образования. При этом следует учитывать и тот факт, что длительное торможение развития науки на постсоветском пространстве нарушило связи, преемственность разных поколений исследователей, мотивацию молодёжи к научным изысканиям.

Для евразийских государств одним из актуальных направлений развития науки является формирование тесной научной кооперации между участниками интеграционных процессов. Современное её состояние образно определено следующим высказыванием: «Все говорят о необходимости синтеза знаний, но мало кто может сказать, как это сделать, и каждый продолжает копать свою шахту в гранитных научных пластах»5. По мнению академика С.Ю. Глазьева, деятельность по развитию евразийского интеграционного процесса, вне всякого сомнения, нуждается в серьёзной научной экспертизе и исследовательской работе6. Наука в евразийской интеграции имеет культурно-мировоззренческие функции, функции производительной и социальной силы.

Учитывая вышеназванные факторы, научно-педагогические работники Университета при МПА ЕврАзЭС инициировали несколько инновационных научно-образовательных проектов, которые в настоящее время стабильно развиваются.

Первым таким проектом стал Евразийский научный форум (ЕНФ), инициированный Университетом при МПА ЕврАзЭС (И.Ж. Искаков) и Санкт-Петербургским научным центром РАН (Ж.И. Алфёров) в 2008 году. За прошедшие

1 Мы в данном случае придерживаемся деятельностной трактовки культуры (М.С. Каган, Э.С. Маркарян), в соответствии с

которой наука есть часть культуры.

2

Байденко В.И. Болонский процесс: курс лекций. - М.: Логос, 2004. - С. 40.

3 Высшее образование в XXI веке. Подходы и практические меры: Всемирная конференция по высшему образованию, ЮНЕСКО. Париж, 5-9 октября 1998 г.; Новая динамика высшего образования и научных исследований для изменения и развития общества. Всемирная конференция по высшему образованию, ЮНЕСКО, Париж, 5-8 июля 2009 года // Высшее образование в России. - М., 2009. - № 11. - С. 41-48.

4 Малитца М. Вхождение стран Черноморского региона в европейское пространство высшего образования // Высшее образование в Европе. 2003. - № 3.

5 Современное состояние науки управления. - http://rudocs.exdat.com/docs/index-162761.html

6 Вступительное слово. - http://www.eaisc.org/node/50

годы (форум проводится в Санкт-Петербурге ежегодно) это мероприятие превратилось в крупную международную площадку профессионального общения между представителями науки, образования, делового сообщества, властных структур по самым разным направлениям развития регионального интеграционного процесса. В работе ЕНФ принимали участие представители таких стран континента, как Азербайджан, Армения, Белоруссия, Германия, Индия, Италия, Казахстан, Киргизия, Китай, Литва, Сербия, Таджикистан, Узбекистан, Украина, Эстония и др. По материалам форумов ежегодно издаются сборники научных статей (их общее число превысило 60). С 2020 года подобные сборники выходят под общим названием «Труды Евразийского научного форума». Этой серии Национальное агентство ISSN в Российской Федерации присвоило международный серийный номер - ISSN 2713-2870.

Евразийский научный форум эволюционирует в рамках инновационного научно-образовательного и производственного проекта, осуществление которого служит реализации текущих задач жизнедеятельности многих государств Евразии, выработке теоретического обоснования и рекомендаций по практическому применению новых форм межрегионального и международного взаимодействия в условиях глобализационных процессов и глобализационных кризисов, региональной интеграции, разнообразных проектов сотрудничества.

Своеобразным результатом проведения форума можно назвать ещё один, на этот раз, издательский проект «Евро-Азиатские исследования». В международную издательскую коллегию вошли представители вузов и научно-исследовательских организаций Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Молдавии, России, Таджикистана. В рамках этого проекта осуществляется издание коллективных международных монографий. Научные работы, включаемые в эти монографии, отражают синергетический тип научного мировоззрения, основывающийся на идеях единства мира, эволюции, самоорганизации и системного подхода. Они характеризуются трансдисциплинарностью, комплексностью, системностью, а также высоким императивом. С 2017 года по этому проекту изданы: «Евразийская интеграция: истоки, проблемы, перспективы» (в 2-х тт.); «Очерки рекламной деятельности в государствах Евразии»; «Большое евразийское партнёрство: прошлое, настоящее, будущее» (в 2-х тт.); «25 лет евразийской интеграции: от истоков к реалиям» (в 2-х тт.) и др. В рамках проекта возможна публикация и монографий отдельных авторов, тематика которых носит актуальный характер. Эта серия монографий также имеет международный серийный номер — ISSN 2713-2862. Международная коллегия серии «Евро-Азиатские исследования» проанализировала изданные монографии и пришла к выводу о необходимости постоянно расширять тематику научных исследований, углублять изучение тех аспектов, которые пока остаются недоисследованными, выявлять перспективы дальнейшей эволюции регионального интеграционного процесса, стимулировать укрепление профессионального общения евразийских исследователей, в первую очередь, молодых учёных разных государств континента.

Следует отметить, что вовлечение молодёжи в научные исследования уже давно является одним из приоритетных направлений образовательной и воспитательной работы Университета при МПА ЕврАзЭС. В рамках Евразийского научного форума обязательно проводится конференция, симпозиум, дискуссия за круглым столом специально для молодых учёных. В качестве примера можно привести Международный научный симпозиум «Молодёжь СНГ: вектор -на интеграцию» (2015 г.). Его участники развернули активное обсуждение интересовавших их проблем, поддержали идею создания Молодёжного интеграционного клуба, представили большое количество исследовательских работ, которые были изданы в форме двухтомника студенческих научных сочинений.

На этом симпозиуме впервые представили ещё один проект Университета - Международный конкурс научно-исследовательских и проектно-творческих работ молодых учёных Евразии «Наука и творчество: диалог и развитие». Первоначально в число организаторов Конкурса вошли Витебский государственный технологический университет, Мариупольский государственный университет, Международная академия творчества. Конкурс ставит основной целью поддержание талантливой молодёжи государств Большой Евразии; расширение профессионального кругозора и творческого взаимодействия молодых учёных в формировании единого евразийского научно-образовательного и социокультурного пространства. Участники Конкурса представляли самые разные регионы России и евразийские государства, их работы посвящались актуальным проблемам истории, политики, права, экономики, психологии, образования, техники, культуры и искусства. Научные работы оценивались членами Экспертного совета, которыми могут быть работники образовательных, научно-исследовательских, методических учреждений, научных центров, творческих союзов, центров культуры, а также представители органов законодательной и исполнительной власти, общественности, общественных объединений и организаций.

В условиях пандемии COVID-19 научная активность обучающихся в вузах евразийских государств даже возросла, что нашло яркое проявление в том, какое количество участников решило принять участие в новом проекте международной научной школы 2021 года. Проект был задуман давно, но начало его отложилось именно из-за пандемии.

В мае 2021 года в первый раз Университет при МПА ЕврАзЭС провёл Международную научно-практическую школу под названием «Научная весна молодых учёных Евразии». Вести её пришлось дистанционно. Свои работы прислали более 50 обучающихся из разных регионов Евразии. Сейчас мы готовим к изданию результаты научного поиска, осуществлённого участниками школы. Планируется проводить её один раз в два года. В рамках школы С.П. Ткачуком, помощником Министра по интеграции и макроэкономике Евразийской экономической комиссии, была прочитана открытая лекция на тему «Повышение эффективности евразийской экономической интеграции в рамках ЕАЭС». Лекция весьма заинтересовала слушателей, после неё состоялась активная дискуссия по тем вопросам, которые возникли у участников школы.

Надо отметить, что цикл «Открытые лекции ведущих специалистов Евразии» как очередной международный проект, инициированный Университетом при МПА ЕврАзЭС, заинтересовал не только молодых учёных, но и представителей науки и образования разных стран континента, понимающих, насколько в современных условиях важно знакомить обучающихся с результатами научных поисков и учебно-воспитательной деятельности в других вузах, ор-

ганизациях, странах. В планах организаторов - лекции научно-педагогических работников вузов Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России, учёных и практических работников Индии, Словакии, других стран континента.

Текущая действительность настоятельно требует вести подготовку инновационных кадров для Большой Евразии. Проблемы научно-педагогической деятельности высшей школы в странах Евразии не единожды обсуждалась на заседаниях Евразийского научного форума. Постепенное развитие регионального интеграционного процесса выявило насущную потребность единого экономического пространства в специалистах, свободно ориентирующихся и в своей профессиональной деятельности в условиях евразийской интеграции, и в тенденциях расширения научных исследований, их актуализации. Естественно, что подобная деятельность требует истинно научной основы. Требуется серьёзное обновление всего научно-методического сопровождения учебного процесса, включение научного знания в содержании учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях. Только так создаются условия для воспитания и подготовки высокопрофессионального специалиста.

Профессиональное образование (да и общество в целом) испытывает насущную потребность возродить культ знаний. Ведь не секрет, что бесчисленные и бесконечные телевизионные шоу-дискуссии стали основным «источником знаний» для большинства населения. Они создают у участников и зрителей иллюзию причастности к решению сложных научных, технических, политических и других проблем и одновременно уверенность в том, что решать такие проблемы может каждый, независимо от имеющегося у него образования и опыта практической работы. Чтобы преодолеть в молодом поколении подобные убеждения, был инициирован ещё один международный издательский проект. Его название - «Евро-Азиатский учебник» (ISSN 2782-1501).

Первым в 2020 году был издан учебник, подготовленный одним из ведущих экономистов, академиком С.Ю. Глазьевым. В этом учебнике анализируется переход современной экономики в новый мирохозяйственный и технологический уклад. Два тома результатов научных исследований учёного объединены названием «Управление развитием систем хозяйствования в государствах Евразии». В аннотации говорится: «Актуальность данного учебника для эффективного развития системы хозяйствования в евразийских государствах обусловлена необходимостью подготовки будущих специалистов в области государственного и муниципального управления... Сегодняшнее доминирование в экономическом образовании схоластики рыночного фундаментализма приводит к подготовке беспомощных работников, не знающих законов развития хозяйственной деятельности. Для устранения этого пробела в учебнике на фундаментальной научной основе критически анализируются теоретические предпосылки проводимой экономической политики, развеиваются мифы о рыночном равновесии. Раскрываются фундаментальные закономерности долгосрочного экономического развития как процесса смены технологических и мирохозяйственных укладов и разъясняются закономерности длительных изменений в системах управления развитием экономики». Тираж учебника очень быстро разошёлся по вузам-партнёрам Университета при МПА ЕврАзЭС. В 2021 году научно-педагогическими работниками университетов Белоруссии, Казахстана и России подготовлен и в декабре должен увидеть свет новый учебник из этой серии - «Антикоррупционное право».

Главное различие между развитыми и развивающимися обществами многие исследователи видят сегодня в способности учиться и вносить свой вклад в процесс развития знаний. Может быть, приходит время, когда вновь постоянно будет звучать некогда широко распространённый афоризм Ф. Бэкона «Знание - сила». Эта сила нужна человеку в любой сфере его жизни и деятельности. Требуется она и евразийским государствам как участвующим в интеграционных процессах, так и стоящим в стороне от них. Практически все они отдают приоритет сферам науки, образования, технологий и инноваций. Вследствие этого всё чаще и настойчивее звучит тезис о формировании и укреплении единого научно-образовательного пространства на евразийском континенте. Представляется, что предпосылки этого процесса сформировались, первые шаги в этом направлении сделаны. Необходимо, чтобы каждая страна, каждый социум, каждое научное сообщество внесло посильный вклад в формирование евразийской системы единства науки и образования, учитывая, что развитие процесса интернационализации образования не препятствует стремлению к утверждению национальных идеалов, интересов, а наука носит общечеловеческий характер. Вспомним убеждение В.И. Вернадского в том, что научная мысль есть явление планетное, и не забудем деятельностное понимание им науки, в коей «главным живым содержанием» является «научная работа живых людей»1.

Инновационные проекты Университета при МПА ЕврАзЭС открыты для всех желающих принять в них участие. Их организация показывает желание к сотрудничеству со стороны самых разных евразийских государств, представителей научного сообщества и образовательных учреждений высшей школы. Издание и распространение плодов научного творчества и образовательной деятельности евразийских государств свидетельствует о расширении международного научного сотрудничества и повышении инновационного потенциала молодых специалистов. Представление в различных сериях международных изданий результатов научных изысканий и включение их в содержание процесса подготовки инновационных кадров для Большой Евразии следует рассматривать как исполнение первостепенных задач формирования континентального научно-образовательного пространства.

Более 10 лет издаются «Труды Евразийского научного форума». Молодые исследователи и представители старшего научного поколения имеют возможность проследить, как развивались наука и образование, сам региональный интеграционный процесс за эти годы. Другие серии можно назвать «юными», но интерес к ним проявляется постоянно, а участие в них привлекает исследователей, обучающихся, представителей деловых кругов, общественности, работающих в самых разных отраслях науки, профессионального обучения, социокультурной деятельности. Таким образом, можно сделать вывод, что эти серийные издания являются актуальными, они служат единению фундаментальной и прикладной науки, задачам обучения и воспитания инновационных кадров для евразийского пространства.

1 Вернадский В.И. Научная мысль как планетное явление. - http://vernadsky.lib.ru/e-texts/archive/thought.html

1082

Конечно, можно было бы более подробно охарактеризовать опубликованные работы, но в этом нет необходимости, т.к. все тексты доступны в разделе «Наука» на сайте Университета при МПА ЕврАзЭС или публичных библиотеках. Любой заинтересованный читатель легко найдёт их для использования в своей повседневной научной и образовательной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.