PEDAGOGICAL SCIENCES
ON SOME ASPECTS OF THE PREVENTION OF XENOPHOBIA
AND EXTREMISM IN EDUCATIONAL ORGANIZATIONS 1 2 Megrikyan I.G. , Ivanova N.V. (Russian Federation)
Email: [email protected]
1Megrikyan Irina Gennadievna - Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor; 2Ivanova Nina Vladimirovna - Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, DEPARTMENT OF LIFE SAFETY AND DRUG ADDICTION PREVENTION, FACULTY OF SPORTS MANAGEMENT, PEDAGOGY AND PSYCHOLOGY KUBAN STATE UNIVERSITY OF PHYSICAL CULTURE, SPORTS AND TOURISM,
KRASNODAR
Abstract: in modern conditions in Russia, as well as throughout the world, the threat of the spread of extremist ideology has significantly increased. Extremism is becoming one of the threats to public security, entailing serious consequences for the state, society and the individual.
Keywords: extremist manifestations, youth environment, prevention, diagnostics.
О НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ ПРОФИЛАКТИКИ КСЕНОФОБИИ
И ЭКСТРЕМИЗМА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ 12 Мегрикян И.Г. , Иванова Н.В. (Российская Федерация)
1Мегрикян Ирина Геннадьевна - кандидат педагогических наук, доцент; 2Иванова Нина Владимировна - кандидат педагогических наук, доцент, кафедра безопасности жизнедеятельности и профилактики наркомании, факультет спортивного менеджмента, педагогики и психологии, Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма,
г. Краснодар
Аннотация: в современных условиях в России, как и во всем мире значительно возросла угроза распространения экстремистской идеологии. Экстремизм становится одной из угроз общественной безопасности, влекущий за собой серьезные последствия для государства, общества и личности.
Ключевые слова: экстремистские проявления, молодежная среда, профилактика, диагностика.
В современных условиях в России, угроза распространения экстремистской идеологии стоит особенно остро. Ксенофобия и экстремизм влекут за собой серьезные последствия для государства, общества и личности. Наиболее уязвимой в этом плане социальной группой является молодое поколение.
Поэтому в молодежной среде необходимо активизировать деятельность по формированию толерантного сознания, ценностных ориентаций, знаний национальных, этнокультурных, конфессиональных традиций. А для этого необходимо проведение в условиях образовательных организаций определенных мероприятий, которые, позволят сформировать устойчивое неприятие экстремистской идеологии.
Молодежный экстремизм проявляется в игнорировании отдельными лицами или их группой не только общепринятых действующих в обществе правил поведения, но и закона в целом, нетерпимостью к гражданам, представляющим другие социальные группы, этносы, придерживающихся иных, отличных от собственных, политических, экономических, правовых, моральных и религиозных идей. При этом важной
характеристикой экстремизма является его деструктивность, проявляющаяся в противоправном поведении, бескомпромиссной деятельности, насильственном характере разрешения социальных конфликтов, что обуславливает его повышенную общественную опасность.
Не менее остро стоит и проблема проявления ксенофобии. Ксенофобия частое явление, и необходимо максимально снизить уровень ее проявления, формируя и развивая в обществе толерантность, и прежде всего, толерантность в отношении представителей других национальностей.
Ксенофобии предшествует множество причин. Это и множество регионов с разным уровнем экономического развития, разными национально-культурными обычаями и традициями. Это и массовые миграционные процессы, влекущие большое число беженцев и вынужденных переселенцев. Это и беспринципность, и погоня за аудиторией некоторых СМИ.
Одним из наиболее важных направлений в области противодействия ксенофобии и экстремизму является его профилактика.
Под профилактикой будем понимать реализацию совокупности мер, позволяющих выявлять условия и причины терроризма, среди которых немаловажным фактором является психологический аспект. Поэтому со стороны педагогов необходим постоянный контроль и наблюдение за эмоциональным состоянием и поведением учащихся с целью выявления среди них групп повышенного риска [5, с. 87].
Предупреждению и профилактику экстремизма и ксенофобии, считаем необходимо начинать с диагностического этапа, целью которого является выявление отдельных проявлений девиантного поведения, личностных свойств толерантности у обучающихся [6, с. 118].
Основу профилактических мер должны составлять: воспитание уважительного отношения к личности; привитие основ толерантности; формирование неприятия подростками идеологии экстремизма; отторжение насилия в любых его проявлениях; формирование морально-волевых качеств обучающихся; обучение адекватным и эффективным способам поведения в нестандартных ситуациях; пропаганда традиционных для нашей страны форм ислама и противодействие попыткам их дискредитации; воспитание межнационального и межконфессионального взаимоуважения; приобщение обучающихся к здоровому образу жизни [7, с. 22].
Для выявления групп риска среди студентов Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма, нами был использован опросник Басса-Дарки. Это один из наиболее популярных методик исследования агрессии. А, как известно, именно агрессия, является в случае критических обстоятельств, вызывающих психическую напряженность человека, одним из способов решения возникших проблем. Результаты диагностики показали, что по всем параметрам показатели находятся в пределах нормы, что зачатков девиантного поведения у тестируемых не наблюдается, а значит, проблема экстремистских проявлений для них не является актуальной. Безусловно, это радует.
Мы считаем, что немаловажным фактом, объясняющим полученные результаты, является стопроцентная увлеченность студентов различными видами спорта.
Таким образом, приобщение к физической культуре и спорту как области гуманного и толерантного воспитания, основанной на стремлении к миру, истине и совершенству, является одним из важных направлений в предупреждении экстремистских проявлений.
35 ■ Еигореап Баепсе № 2 (64)
Список литературы /References
1. Гомлешко Р.Р. Молодежный экстремизм в современном социокультурном пространстве / Р.Р. Гомлешко / Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2011. № 2. С. 184-190.
2. Астахова Я.В. Подростковый экстремизм: социально-педагогический аспект / Я.В. Астахова, О.Н. Яиченко // Материалы конф. «Феномен экстремизма и ксенофобии в современной России: факторы генезиса, пути и способы противодействия». 9-10 декабря 2010 г. / ред. кол.: Л.В. Карнаушенко (отв. ред.), Е.О. Кубякин, Е.М. Куликов, В.Н. Ракачев. - Краснодар, 2010. С. 17-19.
3. Стариков Н.В. Молодежный экстремизм и ксенофобия: проблемы распространения и пути противодействия / Н.В. Стариков, И.В. Мамина // 43 Научные ведомости БелГУ. Серия: Философия. Социология. Право. 2008. №5. С.202-206.
4. Юмашева Т.А. Профилактика подросткового экстремизма / Т.А. Юмашевой // Актуальные проблемы молодежи в условиях изменяющейся России: матер. Всерос. (заочной) науч.-практич. конф. г. Балашов, 20-21 сентября 2010 г.. -Балашов, 2010. С. 132-136.
5. Нуруллаев А.А. Религиозно-политический экстремизм / А.А. Нуруллаев, Ал.А. Нуруллаев // Вестник Российского университета дружбы народов. - Сер.: Политология. 2003. № 4. С. 83-92.
6. Васенина И. Ценностные ориентации студенческой молодежи и экстремизм / И. Весенина // Высшее образование в России. 2007. № 11. С. 116-119.
7. Кубякин Е.О. Особенности профилактики молодежного экстремизма в современной России / О.Е. Кубякин // Общество: политика, экономика, право. -2011. № 1. С. 19-24.
INDIVIDUAL EDUCATIONAL ROUTE AS A FORM OF PREPARATION FOR THE REGIONAL STAGE OF THE ALL-RUSSIAN OLYMPIAD OF SCHOOLCHILDREN IN PHYSICAL
CULTURE Ivanova N.V. (Russian Federation) Email: [email protected]
Ivanova Nina Vladimirovna - Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, DEPARTMENT OF LIFE SAFETY AND DRUG ADDICTION PREVENTION FACULTY OF SPORTS MANAGEMENT, PEDAGOGY AND PSYCHOLOGY KUBAN STATE UNIVERSITY OF PHYSICAL CULTURE, SPORTS AND TOURISM,
KRASNODAR
Abstract: the paper presents analytical materials related to the organization and participation of gifted children in the Higher School of Physical Education. The didactic concepts, which are the components of the definition under study, are considered, the need for the use of individualization models, which are laid down in the presented recommendations for the preparation of individual practice-oriented programs related to in-depth study, meta and subject component of the subject area of Physical Culture, is actualized.
Keywords: subject area Physical culture, individual educational route (IOM), giftedness, gifted children.