Список литературы /References
1. Гомлешко Р.Р. Молодежный экстремизм в современном социокультурном пространстве / Р.Р. Гомлешко / Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2011. № 2. С. 184-190.
2. Астахова Я.В. Подростковый экстремизм: социально-педагогический аспект / Я.В. Астахова, О.Н. Яиченко // Материалы конф. «Феномен экстремизма и ксенофобии в современной России: факторы генезиса, пути и способы противодействия». 9-10 декабря 2010 г. / ред. кол.: Л.В. Карнаушенко (отв. ред.), Е.О. Кубякин, Е.М. Куликов, В.Н. Ракачев. - Краснодар, 2010. С. 17-19.
3. Стариков Н.В. Молодежный экстремизм и ксенофобия: проблемы распространения и пути противодействия / Н.В. Стариков, И.В. Мамина // 43 Научные ведомости БелГУ. Серия: Философия. Социология. Право. 2008. №5. С.202-206.
4. Юмашева Т.А. Профилактика подросткового экстремизма / Т.А. Юмашевой // Актуальные проблемы молодежи в условиях изменяющейся России: матер. Всерос. (заочной) науч.-практич. конф. г. Балашов, 20-21 сентября 2010 г.. -Балашов, 2010. С. 132-136.
5. Нуруллаев А.А. Религиозно-политический экстремизм / А.А. Нуруллаев, Ал.А. Нуруллаев // Вестник Российского университета дружбы народов. - Сер.: Политология. 2003. № 4. С. 83-92.
6. Васенина И. Ценностные ориентации студенческой молодежи и экстремизм / И. Весенина // Высшее образование в России. 2007. № 11. С. 116-119.
7. Кубякин Е.О. Особенности профилактики молодежного экстремизма в современной России / О.Е. Кубякин // Общество: политика, экономика, право. -2011. № 1. С. 19-24.
INDIVIDUAL EDUCATIONAL ROUTE AS A FORM OF PREPARATION FOR THE REGIONAL STAGE OF THE ALL-RUSSIAN OLYMPIAD OF SCHOOLCHILDREN IN PHYSICAL
CULTURE Ivanova N.V. (Russian Federation) Email: [email protected]
Ivanova Nina Vladimirovna - Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, DEPARTMENT OF LIFE SAFETY AND DRUG ADDICTION PREVENTION FACULTY OF SPORTS MANAGEMENT, PEDAGOGY AND PSYCHOLOGY KUBAN STATE UNIVERSITY OF PHYSICAL CULTURE, SPORTS AND TOURISM,
KRASNODAR
Abstract: the paper presents analytical materials related to the organization and participation of gifted children in the Higher School of Physical Education. The didactic concepts, which are the components of the definition under study, are considered, the need for the use of individualization models, which are laid down in the presented recommendations for the preparation of individual practice-oriented programs related to in-depth study, meta and subject component of the subject area of Physical Culture, is actualized.
Keywords: subject area Physical culture, individual educational route (IOM), giftedness, gifted children.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ КАК ФОРМА ПОДГОТОВКИ К РЕГИОНАЛЬНОМУ ЭТАПУ ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ Иванова Н.В. (Российская Федерация)
Иванова Нина Владимировна - кандидат педагогических наук, доцент, кафедра безопасности жизнедеятельности и профилактики наркомании, факультет спортивного менеджмента, педагогики и психологии Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма,
г. Краснодар
Аннотация: в работе представлены аналитические материалы, связанные с организацией и участием одаренных детей в ВОШ по физической культуре. Рассматриваются дидактические понятия, являющиеся слагаемыми изучаемой дефиниции, актуализирована необходимость использования моделей индивидуализации, которые заложены в представленных рекомендациях к составлению индивидуальных практико-ориентированных программ, связанных с углубленным изучением, мета и предметной составляющей предметной области Физическая культура.
Ключевые слова: предметная область Физическая культура, индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ), одаренность, одаренные дети.
В современных нормативных документах, связанных с модернизацией образования, указывается переориентировка: с позиций получения готовых знаний по различным предметным областям, на индивидуализацию обучения, что приведет к формированию универсальных, мета и предметных способностей личности. Данная целевая установка, по замыслу разработчиков инновационных изменений, будет достигаться, посредствам использования, в каждом образовательном учреждении, каждым педагогом-предметником индивидуальных траекторий обучения, способных, в реальных условиях образовательной школы, индивидуализировать учебный процесс [1].
Рассматривая дефиницию индивидуализации обучения, педагоги-классики отмечают необходимость учета индивидуальных, психологических особенностей ребенка [4, с. 37-50].
По мнению Г.Д. Бухаровой индивидуальность и жизненный сценарий ребенка, неразрывно связаны друг с другом и, потеря одного слагаемого, ведет к формированию геометрически противоположных психологических качеств, приводящих к формированию чувства, а затем, и твердого убеждения у ребенка, своей ущербности [2].
Изучая процесс социализации личности, А.А. Остапенко отмечает взаимосвязь и взаимозависимость таких показателей деятельности ребенка, как игра, учение, трудовая деятельность. Констатируя, что социализация должна рассматриваться как жизненный процесс развития, посредствам формирования трудовых навыков, ценностных ориентаций, а также традиционных понятий морали/нравственности, которые передаются эмпирически от поколения к поколению [4, с. 37-50].
Таким образом, определяется, что процессы социализации и индивидуализации позволяют ребенку адаптироваться в обществе, что в дальнейшем приведет к пониманию успешности своей жизненной траектории.
Рассмотренные педагогические дефиниции являются основополагающими в работе с одаренными детьми, которая на сегодняшний день, является приоритетной образовательной политикой нашего общества. Тем не менее, следует обратиться к анализу таких понятий как способность, талант и одаренность.
Н. К. Чапаев отмечает, что способность является определяющим фактором
сформированной личности, учитывающая индивидуальный портрет ребенка, в процессе успешного выполнения им, различных видов деятельности [5, с. 126-145].
По мнению Т. С. Анисимовой, А. И. Давиденко одаренность - это комплексное состояние личности, присуще ребенку, которому необходим систематический контроль в рамках осуществляемого педагогического сопровождения [1].
А.А. Маслак отмечает, что одаренность может рассматриваться как векторное качество личности, способное выстроить дальнейшую жизненную траекторию, основанную на индивидуальных достижениях ребенка [3, с. 333].
По мнению Г.Д. Бухаровой талант - это уникальная врожденная способность ребенка, основанная на сочетании и совокупности природных задатков, возможностей и способностей, осуществлять различные виды деятельности (интеллектуальные, математические, технические, деятельностные и др) [2].
Изучая различные виды одаренности, ученые Т.С. Анисимова, А.И. Давиденко, тем не менее, выделяют основные аспекты, обобщающие данную категорию детей -это особые дети, требующие повышенного внимания, нуждающиеся в поддержке и сопровождении со стороны педагогов и родителей, обладающие завышенными векторными требованиями к дальнейшему пути развития [1].
Исходя из вышеизложенного анализа, рассматривая построение педагогической деятельности с одаренными детьми, от педагогов и педагогического коллектива школы требуется:
- разработка индивидуально-гибких, способных к пролонгации программ предметов образовательных циклов;
- формирование безопасной образовательно-развивающей среды педагогического сопровождения одаренности;
- стимулирование и поощрение, носящее постоянный характер, и формирующие показатели успешности, выполняемой деятельности;
- построение индивидуальных (краткосрочных и стратегических) образовательно-индивидуальных траекторий и проекций;
- систематическое участие в различного рода и уровнях мероприятиях (олимпиады различного уровня, конференции и др), способных формировать морально значимые качества у воспитанников: воля к победе, уважение к соперникам и др.
В связи с вышеизложенным, появилась необходимость углубленного изучения вопроса, связанного с построением индивидуальной работы с одаренными детьми по предмету, Физическая культура, посредствам разработки индивидуальных образовательных маршрутов как формы подготовки к РЭ ВОШ.
Для решения поставленного целевого вектора, нами были проанализированы результаты регионального этапа ВОШ по Физической культуре, продемонстрированные участниками в 2021-2022 году.
Следует отметить, что (таблица 1) участниками обоих полов, были продемонстрированы низкие итоговые баллы при прохождении теоретического тура, что не дает возможности детям проходить в следующий этап.
Таблица 1. Совокупные среднегрупповые показатели юношей и девушек, участников РЭ ВОШ
в 2021/2022 учебном году.
Критерии РЭ ВОШ юноши девушки
Хср±8 Хср±8
зачетный балл теоретического тура 5,75±1,19 5,31±1,27
зачетный балл практического тура 47,18±6,65 56,37±9,73
итоговый зачетный балл 52,94±8,31 59,47 ±15,02
По нашему мнению, данная проблема, должна решаться посредствам разработки в каждом образовательном учреждении (образовательная школа, центр дополнительного образования) индивидуальных образовательных маршрутов теоретико-практической составляющей, в предметной области Физическая культура.
Нами была предложена структура моделирования ИОМ одаренных детей по предмету Физической культуре, практико-ориентированной направленности, которая предполагала 6 модулей реализации, каждый из которых обладал широким спектром форм взаимодействия.
В результате проведенного исследования, появилась возможность сформулировать практические рекомендации:
1. Использовать формы взаимодействия с одаренными детьми: вводная видео -лекция, позволяющая определить перспективные траектории индивидуального развития ребенка; контрольное онлайн-тестирование остаточных знаний обучающихся; индивидуальное репетиторство и др.
2. При отборе к участию в школьном этапе акцентировать внимание на участие детей младшего и среднего звена; мониторить и анализировать требования ЦПМК по Физической культуре.
Все вышеперечисленное позволит повысить качество практико-ориентированной, мета и предметной подготовки к участию в региональном этапе ВОШ по Физической культуре.
Список литературы /References
1. Анисимова Т.С. Антиципативный компонент в модели педагогической системы. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://science-education.ru/ru/article/view?id=27778../ (дата обращения: 28.11.2022).
2. Бухарова Г.Д. О миссии российского образования в современном мире. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://elar.rsvpu.rU/bitstream/123456789/18024/1/978-5-8295-0500-4_2017_003.pdf./ (дата обращения: 28.11.2022).
3. Маслак А.А. Измерение латентных переменных в социально-экономических системах: монография / А. А. Маслак. - Славянск-на-Кубани: СГПИ, 2006. - 333 с.
4. Остапенко А.А. Теория педагогической системы Н.В. Кузьминой: генезис и следствия. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://chsu.kubsu.ru/arhiv/2013_4/2013_4_0stapenk0.pdf./ (дата обращения: 28.11.2022).
5. Чапаев Н.К. Акмеологическая миссия профессионального образования в условиях интеграции образования, производства и науки. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/artide/v/akmeologicheskaya-missiya-professionalnogo-obrazovaniya-v-usloviyah-integratsii-obrazovaniyaproizvodstva-i-nauki/ (дата обращения: 28.11.2022).