Научная статья на тему 'МОНИТОРИНГ СКЛОННОСТЕЙ СТУДЕНТОВ К ПРОЯВЛЕНИЯМ АГРЕССИВНОСТИ И ВРАЖДЕБНОСТИ КАК СПОСОБ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ЭКСТРЕМИСТСКИХ ПРОЯВЛЕНИЙ СРЕДИ ПОДРОСТКОВ И МОЛОДЕЖИ'

МОНИТОРИНГ СКЛОННОСТЕЙ СТУДЕНТОВ К ПРОЯВЛЕНИЯМ АГРЕССИВНОСТИ И ВРАЖДЕБНОСТИ КАК СПОСОБ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ЭКСТРЕМИСТСКИХ ПРОЯВЛЕНИЙ СРЕДИ ПОДРОСТКОВ И МОЛОДЕЖИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
47
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
мониторинг / профилактика / агрессивность / студенты. / monitoring / prevention / aggressiveness / students.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мегрикян Ирина Геннадьевна, Саакова Карине Рафаиловна

статья посвящена вопросам, связанным с необходимостью первичной профилактики экстремистских проявлений среди подростков и молодежи средствами мониторинга уровня их агрессивности и враждебности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мегрикян Ирина Геннадьевна, Саакова Карине Рафаиловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MONITORING OF STUDENTS' TENDENCIES TO MANIFESTATIONS OF AGGRESSIVENESS AND HOSTILITY AS A WAY TO PREVENT EXTREMIST MANIFESTATIONS AMONG ADOLESCENTS AND YOUTH

the article is devoted to issues related to the need for primary prevention of extremist manifestations among adolescents and young people by means of monitoring the level of their aggressiveness and hostility.

Текст научной работы на тему «МОНИТОРИНГ СКЛОННОСТЕЙ СТУДЕНТОВ К ПРОЯВЛЕНИЯМ АГРЕССИВНОСТИ И ВРАЖДЕБНОСТИ КАК СПОСОБ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ЭКСТРЕМИСТСКИХ ПРОЯВЛЕНИЙ СРЕДИ ПОДРОСТКОВ И МОЛОДЕЖИ»

МОНИТОРИНГ СКЛОННОСТЕЙ СТУДЕНТОВ К ПРОЯВЛЕНИЯМ

АГРЕССИВНОСТИ И ВРАЖДЕБНОСТИ КАК СПОСОБ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ

ЭКСТРЕМИСТСКИХ ПРОЯВЛЕНИЙ СРЕДИ ПОДРОСТКОВ И МОЛОДЕЖИ

1 2 Мегрикян И.Г. , Саакова К.Р.

1Мегрикян Ирина Геннадьевна - кандидат педагогических наук, доцент;

2Саакова Карине Рафаиловна - старший преподаватель, кафедра безопасности жизнедеятельности и профилактики наркомании, факультет спортивного менеджмента,

педагогики и психологии, Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма,

г. Краснодар

Аннотация: статья посвящена вопросам, связанным с необходимостью первичной профилактики экстремистских проявлений среди подростков и молодежи средствами мониторинга уровня их агрессивности и враждебности.

Ключевые слова: мониторинг, профилактика, агрессивность, студенты.

MONITORING OF STUDENTS' TENDENCIES TO MANIFESTATIONS OF AGGRESSIVENESS AND HOSTILITY AS A WAY TO PREVENT EXTREMIST MANIFESTATIONS AMONG ADOLESCENTS AND YOUTH Megrikyan I.G.1, Saakova K.R.2

1Megrikyan Irina Gennadievna - Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor; 2Saakova Karine Rafailovna - Senior Lecturer, DEPARTMENT OF LIFE SAFETY AND PREVENTION OF DRUG ADDICTION, FACULTY OF SPORTS MANAGEMENT,

PEDAGOGY AND PSYCHOLOGY, KUBAN STATE UNIVERSITY OF PHYSICAL CULTURE, SPORTS AND TOURISM,

KRASNODAR

Abstract: the article is devoted to issues related to the need for primary prevention of extremist manifestations among adolescents and young people by means of monitoring the level of their aggressiveness and hostility. Keywords: monitoring, prevention, aggressiveness, students.

В современных условиях экстремизм является одним из основных источников угроз общественной безопасности, влекущий за собой серьезные последствия для государства, общества и личности. Наиболее уязвимыми в этом плане являются подростки молодежь.

Причинами этого, на наш взгляд является низкий уровень их социальной адаптации, асоциальное развитие сознания, вызывающие противоправный стиль поведения, увлеченность националистической и нетрадиционной религиозной идеологиями, участие в деятельности радикальных объединений.

Экстремистскими проявлениями в молодежной среде будем считать их противозаконную, неадекватную деятельность насильственного характера по разрешению социально-политических противоречий, представляющую, серьезную угрозу безопасности общества и государства, в целом.

Многолетний опыт работы в этом направлении свидетельствует о том, что при отсутствии четко прописанной программы профилактики экстремистских проявлений, борьба с этим явлением не даст желаемых результатов. А профилактику необходимо начинать с диагностического этапа, целью которого является выявление отдельных проявлений девиантного поведения, личностных свойств толерантности у обучающихся.

Существуют различные методики выявления отдельных проявлений девиантного поведения, в том числе методы наблюдения, анкетирования, опроса используются для получения информации о поведенческих характеристиках учащихся для проведения анализа особенностей их поведения.

Нами использовался опросник Басса-Дарки для выявления групп риска среди студентов Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма.

Опросник использовался нами с целью диагностики агрессивных и враждебных проявлений тестируемых на конкретные ситуации.

В основе опросника Басса - Дарки лежат следующие виды реакций:

1. Физическая агрессия, т.е. использование физической силы против другого лица.

2. Косвенная агрессия предполагает неадекватную реакцию, выраженную в неявной форме, в направлении других лиц.

3. Раздражение, предполагающее проявление негативных реакций в виде грубости и вспыльчивости на незначительное возбуждение.

4. Негативизм, т.е. поведение оппозиционера в виде либо пассивного сопротивления, либо активной борьбы против установившихся обычаев и законов.

5. Обида, т.е. зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.

6. Подозрительность, т.е. проявление как минимум чувства недоверия и осторожности в отношении других людей, и как максимум - чувства уверенности в том, что другие люди преднамеренно приносят вред.

7. Вербальная агрессия - выражение негативных чувств как через форму крика, визга, так и через содержание словесных ответов в виде проклятий и угроз.

8. Чувство вины, предполагающее убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.

В опросе участвовали студенты 1 курса всего 146 человек. В результате были выявлены следующие формы агрессивных и враждебных реакций: использование физической силы против другого лица - 7,32 (максимум 10 баллов); косвенная агрессия (злостные шутки, взрывы ярости с топаньем ногами, битьем кулаками по столу и т.д.) - 7,54 (максимум 9 баллов); склонность к раздражению (вспыльчивость, резкость, грубость) - 7,2 (максимум 11 баллов); оппозиционная форма поведения, направленная обычно против авторитета, против руководства, обычаев, законов - 4,31 (максимум 5 баллов); зависть и ненависть к окружающим, чувство обиды - 3,12 (максимум 8 баллов); недоверие, осторожность по отношению к людям, основанные на убежденности в том, что окружающие намерены причинить вред -4,9 (максимум 10 баллов); склонность к вербальной агрессии - 7,42 (максимум 13 баллов); и последний показатель, склонность чувствовать за собой постоянную вину - 8,31 (максимум 9 баллов).

Полученные баллы мы использовали для расчета уровней агрессивной мотивации и враждебности. И первый, и второй показатели вписываются в норму.

Таким образом, результаты исследования показали, что зачатков девиантного поведения у тестируемых не наблюдается, а значит, проблема экстремистских проявлений для них не является актуальной. Мы считаем, что немаловажным фактом, влияющим на полученные результаты, является стопроцентная увлеченность студентов различными видами спорта.

Список литературы/References

1. Астахова Я.В. Подростковый экстремизм: социальнопедагогический аспект / Я.В. Астахова, О.Н. Яиченко // Материалы конф. «Феномен экстремизма и ксенофобии в современной России: факторы генезиса, пути и способы противодействия». 9-10 декабря 2010 г. / ред. кол.: Л.В. Карнаушенко (отв. ред.), Е.О. Кубякин, Е.М. Куликов, В.Н. Ракачев. - Краснодар, 2010. С. 17-19.

2. Васенина И. Ценностные ориентации студенческой молодежи и экстремизм / И. Весенина // Высшее образование в России. 2007. № 11. С. 116-119.

3. Гомлешко Р.Р. Молодежный экстремизм в современном социокультурном пространстве / Р.Р. Гомлешко / Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2011. № 2. С. 184190.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.