Научная статья на тему 'МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ В ЦЕЛЯХ НИВЕЛИРОВАНИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ МОЛОДЕЖИ'

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ В ЦЕЛЯХ НИВЕЛИРОВАНИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ МОЛОДЕЖИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
118
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ / ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ / МОЛОДЕЖНАЯ СРЕДА / ПРОФИЛАКТИКА / ДИАГНОСТИКА

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Мегрикян И. Г., Иванова Н. В., Саакова К. Р.

Актуальность. В современных условиях в России, как и во всем мире, значительно возросла угроза распространения агрессивной идеологии, которая становится одной из угроз общественной безопасности, влекущей за собой серьезные последствия для государства, общества и личности. Наиболее уязвимой в этом плане социальной группой является молодое поколение. На наш взгляд, причинами этого является низкий уровень их социальной адаптации, асоциальное развитие сознания, вызывающие противоправный стиль поведения, увлеченность националистической и нетрадиционной религиозной идеологиями, участие в деятельности радикальных объединений. Очевидно, что при отсутствии четко прописанной программы профилактики агрессивных проявлений, борьба с этим явлением не даст желаемых результатов. Профилактика должна быть главным методом противодействия распространению данного явления. Поскольку именно воспитательно-образовательные и пропагандистские мероприятия, физкультурно-спортивной направленности способствуют нивелированию агрессивного поведения в молодежной среде, и могут дать максимально-ожидаемый эффект. Целью настоящего исследования является разработка методики проведения профилактических физкультур-но-спортивных мероприятий по-средствам нивелирования агрессивного поведения молодежи. В работе использовались различные методы педагогического исследования, а именно: анализ и обобщение научно-методической литературы, опросник Басса Дарки, педагогическое наблюдение. Результаты исследования показали, что использование методики проведения профилактических физкультурно-спор-тивных мероприятий, способствует нивелированию агрессивного поведения молодежи, оказывает комплексное воздействие на формирование их как личностей, удовлетворяет потребности в самореализации. В заключении отметим, что профилактика агрессивного поведения молодежи как вида угрозы обществу, личности и государству, занимает особое место в деятельности всех образовательных организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Мегрикян И. Г., Иванова Н. В., Саакова К. Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS OF CARRYING OUT PREVENTIVE PHYSICAL CULTURE AND SPORTS EVENTS IN ORDER TO LEVEL AGGRESSIVE BEHAVIOR

Relevance. In modern conditions in Russia, as well as in the whole world, the threat of the spread of aggressive ideology has significantly increased, which is becoming one of the threats to public security, entailing serious consequences for the state, society and the individual. The most vulnerable social group in this regard is the younger generation. In our opinion, the reasons for this are the low level of their social adaptation, asocial development of consciousness, causing illegal behavior, enthusiasm for nationalist and non-traditional religious ideologies, participation in the activities of radical associations. It is obvious that in the absence of a clearly prescribed program for the prevention of aggressive manifestations, the fight against this phenomenon will not give the desired results. Prevention should be the main method of countering the spread of this phenomenon. Since it is educational, educational and propaganda activities, physical culture and sports orientation that contribute to the leveling of aggressive behavior in the youth environment, and can give the maximum expected effect. The aim of this study is to develop a methodology for conducting preventive physical culture and sports events by leveling aggressive behavior of young people. Various methods of pedagogical research were used in the work, namely: analysis and generalization of scientific and methodological literature, survey Bassa Darky, pedagogical observation. The results of the study showed that the use of methods for conducting preventive physical culture and sports events contributes to the leveling of aggressive behavior of young people, has a complex impact on the formation of their personalities, and satisfies the needs for self-realization. In conclusion, we note that prevention of aggressive behavior of young people as a type of threat to society, the individual and the state, occupies a special place in the activities of all educational organizations.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ В ЦЕЛЯХ НИВЕЛИРОВАНИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ МОЛОДЕЖИ»

DOI 10.53742/1999-6799/1_2022_96

УДК 796.011.1

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ В ЦЕЛЯХ НИВЕЛИРОВАНИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ МОЛОДЕЖИ

И.Г. Мегрикян, кандидат педагогических наук, доцент кафедры безопасности жизнедеятельности и профилактики наркомании,

Н.В. Иванова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры безопасности жизнедеятельности и профилактики наркомании,

K.P. Саакова, старший преподаватель кафедры безопасности жизнедеятельности и профилактики наркомании.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма», г. Краснодар. Контактная информация для переписки: 350015, Россия, г. Краснодар, ул. Буденного, 161; e-mail: [email protected].

Аннотация.

Актуальность. В современных условиях в России, как и во всем мире, значительно возросла угроза распространения агрессивной идеологии, которая становится одной из угроз общественной безопасности, влекущей за собой серьезные последствия для государства, общества и личности.

Наиболее уязвимой в этом плане социальной группой является молодое поколение. На наш взгляд, причинами этого является низкий уровень их социальной адаптации, асоциальное развитие сознания, вызывающие противоправный стиль поведения, увлеченность националистической и нетрадиционной религиозной идеологиями, участие в деятельности радикальных объединений.

Очевидно, что при отсутствии четко прописанной программы профилактики агрессивных проявлений, борьба с этим явлением не даст желаемых результатов. Профилактика должна быть главным методом противодействия распространению данного явления. Поскольку именно воспитательно-образовательные и пропагандистские мероприятия, физкультурно-спортивной направленности способствуют нивелированию агрессивного поведения в молодежной среде, и могут дать максимально-ожидаемый эффект.

Целью настоящего исследования является раз-

работка методики проведения профилактических физкультур-но-спортивных мероприятий по-средствам нивелирования агрессивного поведения молодежи.

В работе использовались различные методы педагогического исследования, а именно: анализ и обобщение научно-методической литературы, опросник Басса Дарки, педагогическое наблюдение.

Результаты исследования показали, что использование методики проведения профилактических физкультурно-спор-тивных мероприятий, способствует нивелированию агрессивного поведения молодежи, оказывает комплексное воздействие на формирование их как личностей, удовлетворяет потребности в самореализации.

В заключении отметим, что профилактика агрессивного поведения молодежи как вида угрозы обществу, личности и государству, занимает особое место в деятельности всех образовательных организаций.

Ключевые слова: физическая культура и спорт, физкультурно-спортивные мероприятия, молодежная среда, профилактика, диагностика.

Для цитирования: Мегрикян И.Г., Иванова Н.В., Саакова К.Р. Методика проведения профилактических физкультурно-спортивных мероприятий в целях ниве-

лирования агрессивного поведения молодежи // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2022. -№ 1. - С. 96-101.

For citation: Meghrikyan I., Ivanova N., Saakova K. Methods of carrying out preventive physical culture and sports events in order to level aggressive behavior of young people. Fizicheskaja kul'tura, sport - nauka i praktika [Physical Education, Sport - Science and Practice.], 2022, no 1, pp. 96-101 (in Russian).

Актуальность. В современном мире идеология агрессивного поведения молодежи приобрела глобальный масштаб. Главной целью запрещенных организаций является влияние на изменение общественного сознания, разрушение основных нравственных ценностей и жизненных установок людей. Молодежная среда в этом плане является благодатной почвой для реализации протестного потенциала. Именно она более всего подвержена деструктивному влиянию радикального ислама и именно в ней могут наиболее быстро формироваться радикальные убеждения и взгляды. Поэтому запрещенные организации довольно активно пополняются молодыми людьми. По мнению многих исследователей, возраст от 14 до 22 лет является наиболее опасным с точки зрения возможности быть вовлеченным в запрещенную деятельность.

В этих условиях подрастающее поколение становится наиболее уязвимым. Именно поэтому в молодежной среде необходимо активизировать деятельность по формированию толерантного сознания, ценностных ориентаций, знаний национальных, этнокультурных, конфессиональных традиций.

Цель. Определение эффективности разработанной методики проведения профилактических физкультур-но-спортивных мероприятий посредствам нивелирования агрессивного поведения молодежи.

Методы исследования. В соответствии с целью исследования в работе использовались различные методы педагогического исследования, а именно: анализ и обобщение научно-методической литературы, тестирование (опрос), наблюдение. Используемые методы позволили выявить данные об уязвимости тестируемых на основе анализа их уровня агрессивности и враждебности.

Угроза агрессивного поведения молодежи будет существовать до тех пор, пока будет подпитываться и распространяться запрещенная идеология, пути ее распространения, ее вдохновители и распространители, а также те, кто легко подвержен ее влиянию. Сказанное доказывает необходимость проведения комплекса мероприятий по противодействию и пресечению асоциальных проявлений, среди которых особая роль отводится образовательным организациям [3, с. 185].

Под молодежным агрессивным поведением, в рамках нашего исследования, будем понимать деятельность, сопряженную с насилием, людей возраста от 14 до 30 лет, приверженных радикальных взглядов в различных областях социума, направленную для дости-

жения личных целей на совершение противоправных преступных действий [1, с. 18].

Молодежное агрессивное поведение проявляется в игнорировании отдельными лицами или их группой не только общепринятых действующих в обществе правил поведения, но и закона. В целом нетерпимостью к гражданам, представляющим другие социальные группы, этносы, придерживающихся иных, отличных от собственных, политических, экономических, правовых, моральных и религиозных идей. При этом, важной характеристикой, является деструктивность, проявляющаяся в противоправном поведении, бескомпромиссной деятельности, насильственном характере разрешения социальных конфликтов, что обуславливает его повышенную общественную опасность.

Таким образом, агрессивное поведение, которое проявляет отдельная часть молодежи, является противозаконным. Неадекватная деятельность по разрешению социально-политических противоречий и представляющая, в силу своего насильственного характера, также представляет серьезную угрозу безопасности государства, в целом [7, с. 204].

Среди основных причин возникновения среди молодежи агрессивного, асоциального поведения можно назвать следующие:

• криминализация ряда сфер общественной жизни;

• обострение социальной напряженности в молодежной среде;

• изменение ценностных ориентаций;

• проявление националистических настроений;

• повышенная эмоциональность;

• незаконный оборот средств совершения асоциальных деяний;

• индивидуально-психологические особенности характера, такие как агрессивность, внушаемость, низкое чувство эмпатии, неразвитые навыки рефлексии и саморегуляции;

• сеть Интернет как средство пропаганды противозаконной деятельности [8, с. 134].

Одним из наиболее важных направлений в области противодействия агрессивного поведения является его профилактика.

Под профилактикой будем понимать реализацию совокупности мер, позволяющих выявлять условия и причины терроризма, среди которых немаловажным фактором является психологический аспект. Поэтому со стороны педагогов необходим постоянный контроль и наблюдение за эмоциональным состоянием и поведением учащихся с целью выявления среди них групп повышенного риска [6, с.87].

К группам риска относятся:

• выходцы из неблагополучных семей;

• лица с низким уровнем интеллектуального развития;

• так называемая «золотая молодежь»;

• подростки, склонные к агрессивному поведению;

• лица, склонные к девиациям;

• приверженцы молодежных субкультур, неформальных объединений.

Остановимся на психологических аспектах проявлений рассматриваемой категории. Рост социальной агрессии, склонность к силовому решению проблем и споров, состояние дискомфорта и незащищенности, обостренное чувство социальной неустроенности, тревоги, враждебности, подозрительности, утрата частью молодежи духовных, культурных и нравственных ориентиров. Вот те основные факторы защитно-агрессивного поведения как единственно приемлемого стиля взаимоотношений в обществе.

Запрещенная, асоциально-агрессивная деятельность - это, прежде всего, действия, которые интерпретируются как отклонения от нормы.

По нашему мнению, личности, для которых характерна поведенческая аддикция, агрессивность, имеют большую вероятность вовлечения в запрещенную деятельность. Именно агрессивность и конфликтность в отношениях между людьми в современном мире порождают действия, ведущие к совершению противоправных поступков.

Поэтому в учебных заведениях работу по предупреждению и профилактике агрессивного поведения в молодежной среде, считаем необходимо начинать с диагностического этапа, целью которого является выявление отдельных проявлений девиантного поведения, личностных свойств толерантности у обучающихся [2, с. 118].

Методика проведения профилактических физ-культурно-спортивных мероприятий посредствам нивелирования агрессивного поведения молодежи представляет совокупность взаимосвязанных этапов: диагностический, основной, рефлексивный.

Использование и проведение методики профилактических физкультурно-спортивных мероприятий в целях нивелирования агрессивного поведения молодежи должна присутствовать в деятельности всех образовательных организаций без исключения и носить системный характер, быть адресной, постоянной, и иметь опережающее воздействие.

Методическими особенностями проведения физ-культурно-спортивных мероприятий, составляющих основу методики профилактики агрессивного поведения, являются:

• воспитание уважительного отношения к личности;

• привитие основ толерантности;

• иммунизацию подростка к идеологии экстремизма и терроризма, путем формирования негативного образа, как экстремистских объединений, так и их лидеров;

• отторжение насилия в любых его проявлениях;

• содействие формированию морально-волевых качеств обучающихся;

• обучение адекватным и эффективным способам поведения в нестандартных ситуациях;

• пропаганду традиционных для нашей страны форм ислама и противодействие попыткам их дискредитации;

• воспитание межнационального и межконфессионального взаимоуважения;

• формирование стрессоустойчивости;

• приобщение обучающихся к здоровому образу жизни [4, с. 22].

Первичную же профилактику должен составлять комплекс мероприятий психодиагностического характера, способствующий выявлению лиц, склонных к де-виантному, асоциальному поведению, агрессивности и враждебности [5, с.40].

Методы наблюдения, анкетирования, опроса используются для получения информации о поведенческих характеристиках учащихся для проведения анализа особенностей их поведения, которая иными методами получена, не может.

Существуют различные методики выявления отдельных проявлений девиантного поведения.

Для выявления групп риска среди студентов Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма, с целью диагностики агрессивных и враждебных проявлений тестируемых на конкретные ситуации использовали опросник Бас-са-Дарки, являющейся одним из наиболее популярных методик исследования агрессии. Поскольку именно агрессия, согласно известным представлениям, является в случае сложных и трудных ситуаций, вызывающих психическую напряженность человека, одним из способов решения возникших проблем.

Под агрессивностью, в рамках нашего исследования, понимаются такие индивидуально-психологические особенности личности, которые характеризуются деструктивными субъектно-объектными отношениями.

Враждебностью будем считатьтакую форму реакции человека на соответствующие ситуации, которая провоцирует развитие негативных качеств и негативных оценок людей и событий.

В основе опросника Басса - Дарки лежат следующие виды реакций:

1. Физическая агрессия, т.е. использование физической силы против другого лица.

2. Косвенная агрессия предполагает неадекватную реакцию, выраженную в неявной форме, в направлении других лиц.

3. Раздражение, предполагающее проявление негативных реакций в виде грубости и вспыльчивости на незначительное возбуждение.

4. Негативизм, т.е. поведение оппозиционера в виде либо пассивного сопротивления, либо активной борьбы против установившихся обычаев и законов.

5. Обида, предполагающая чувство зависти и ненависти к окружающим за действительные и вымышленные действия.

6. Подозрительность, т.е. проявление как минимум чувства недоверия и осторожности в отношении дру-

Рисунок 1. Среднегрупповые показатели уровня проявления различных форм агрессивных и враждебных реакций у респондентов (опросник Басса - Дарки)

чувство вины склонность к вербальной агрессин недоверие зависть

оппозиционная форма склонность к раздражению косвенная агрессия физическая сила

7,91

1,21

5,1

10

4,71

4,46

7,15

11

7,98

7,32

10

1нормаИХср

13

8

100% £ 90% 80% | 70% 8 60% Э 50% В 40%

я 30%

и

§ 20% £ 10% 0%

/ У «/ ✓

^ у у

г * ж

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

■норма Хер

у

у

формы агрессивных и враждебных реакций

Рисунок 2. Сравнение показателей среднегрупповых значений проявления различных форм агрессивных и враждебных реакций у респондентов (опросник Басса - Дарки) с

нормативными данными

гих людей, и как максимум - чувства уверенности в том, что другие люди преднамеренно приносят вред.

7. Вербальная агрессия - выражение негативных чувств, как через форму крика, визга, так и через содержание словесных ответов в виде проклятий и угроз.

8. Чувство вины,предполагающее убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.

В опросе участвовали студенты 1 курса всего 187 человек.

Результаты. Были выявлены следующие формы агрессивных и враждебных реакций (рисунок 1).

Анализируя полученные результаты, следует констатировать, что по показателям проявления различных форм агрессивных и враждебных реакций у респондентов (опросник Басса - Дарки) прослеживается нормальный уровень.

Так, по показателю «использование физической

силы против другого лица» среднегрупповое значение соответствовало 7,32 баллов. Сравнивая с нормативными показателями, следует отметить выше среднего уровень (максимум 10 баллов).

По показателю «косвенная агрессия (злостные шутки, взрывы ярости с топаньем ногами, битьем кулаками по столу и т.д.)» - 7,98 (максимум 9 баллов).

По показателю «склонность к раздражению (вспыльчивость, резкость, грубость)» - 7,15 (максимум 11 баллов).

По показателю «оппозиционная форма поведения, направленная обычно против авторитета, против руководства, обычаев, законов» - 4,46 (максимум 5 баллов).

По показателю «зависть и ненависть к окружающим, чувство обиды» - 4,71 (максимум 8 баллов).

По показателю «недоверие, осторожность по отношению к людям, основанные на убежденности в том, что окружающие намерены причинить вред» - 5,1 (максимум 10 баллов).

По показателю «склонность к вербальной агрессии» - 8,21 (максимум 13 баллов).

И последний показатель «склонность чувствовать за собой постоянную вину» - 7,91 (максимум 9 баллов).

В результате корректной математической обработке полученных данных, был определен уровень агрессивной мотивации, который составил 22,68 балла. При сравнении с нормативными данными, предложенными автором разработанного опросника Басса - Дарки, показатели варьируются в пределах нормы 21 ± 4 балла.

Проведенный анализ научно-методической литературы позволил выявить, что, по мнению социальных психологов И. Васенина [2, с. 116-119], Е.О. Кубякина [4, с. 19-24] в основе агрессивной мотивации, лежит внешний мотив, заключающийся в стремлении молодого человека причинить зло или ущерб противнику. Уровень враждебности составляет 9,81, что вписывается в норму 8 ± 2 (нормативные данные).

Исходя из вышеизложенного выявлено, что показателей девиантного поведения у тестируемых не наблюдается, а значит, проблема агрессивного поведения не является актуальной. Мы считаем, что немаловажным фактором, влияющим на полученные результаты, являются профилактические, пропагандистские физкуль-турно-спортивные мероприятия, проводимые в вузе, а также активная увлеченность обучающихся систематической физкультурно-спортивной деятельностью.

Заключение. Физическая культура и спорт как сферы толерантного и гуманистического воспитания являются важным направлением профилактики агрессивных проявлений в молодежной среде.

Профилактика агрессивного поведения в молодежной среде посредствам организации пропагандистских физкультурно-спортивных мероприятий должна присутствовать в деятельности всех образовательных организаций без исключения и носить системный характер, быть адресной, постоянной, и иметь опережающее воздействие.

Конструктивность и эффективность профилактики обеспечивается комплексными мероприятиями, направленными на диагностику и выявление групп риска, и на основе этого проведение системной работы по предупреждению девиантного поведения и формированию физически, социально здоровой во всех отношениях личности.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Астахова Я.В. Подростковый экстремизм: социально-педагогический аспект / Я.В. Астахова, О.Н. Яиченко // Материалы конф. «Феномен экстремизма и ксенофобии в современной России: факторы генезиса, пути и способы противодействия». 9-10 декабря 2010 г. / ред. кол.: Л.В. Карнаушенко (отв. ред.), Е.О. Кубякин, Е.М. Куликов, В.Н. Ракачев. - Краснодар, 2010. - С. 1719.

2. Васенина И. Ценностные ориентации студенческой молодежи и экстремизм / И. Весенина // Высшее образование в России. - 2007. - № 11. - С. 116-119.

3. Гомлешко Р.Р. Молодежный экстремизм в современном социокультурном пространстве / Р.Р. Гомлешко / Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. - 2011. - № 2. - С. 184-190.

4. Кубякин Е.О. Особенности профилактики молодежного экстремизма в современной России / О.Е. Кубякин // Общество: политика, экономика, право. - 2011. - № 1. - С. 19-24.

5. Методические рекомендации по профилактике и противодействию экстремизму в молодежной среде [Текст]: разработаны Минспорттуризмом России совместно с МВД России и ФСБ России // Наша молодежь. - 2011. - № 6. - С. 40-41.

6. Нуруллаев А.А. Религиозно-политический экстремизм / А.А. Нуруллаев, Ал.А. Нуруллаев // Вестник Российского университета дружбы народов. - Сер.: Политология. - 2003. - № 4. - С. 83-92.

7. Стариков Н.В. Молодежный экстремизм и ксенофобия: проблемы распространения и пути противодействия / Н.В. Стариков, И.В. Мамина // 43 Научные ведомости БелГУ. Серия: Философия. Социология. Право. - 2008. - №5. - С.202-206.

8. Юмашева Т.А. Профилактика подросткового экстремизма / Т.А. Юмашевой // Актуальные проблемы молодежи в условиях изменяющейся России: матер. Всерос. (заочной) науч.-практич. конф. г. Балашов, 2021 сентября 2010 г.. - Балашов, 2010. - С. 132-136.

METHODS OF CARRYING OUT PREVENTIVE PHYSICAL CULTURE AND SPORTS EVENTS IN ORDER TO LEVEL AGGRESSIVE BEHAVIOR OF YOUNG PEOPLE

I. Meghrikyan, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor ofthe Department of Life Safety and DrugAddiction Prevention,

N. Ivanova, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor ofthe Department of Life Safety and DrugAddiction Prevention,

K. Saakova, Senior Lecturer of the Department of Life Safety and Drug Addiction Prevention, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Kuban State University of Physical Culture, Sports and Tourism», Krasnodar.

Contactinformationforcorrespondence: 350015, Russia, Budyonny Str., 161; e-mail: [email protected].

Annotation.

Relevance. In modern conditions in Russia, as well as in the whole world, the threat of the spread of aggressive ideology has significantly increased, which is becoming one of the threats to public security, entailing serious consequences for the state, society and the individual.

The most vulnerable social group in this regard is the younger generation. In our opinion, the reasons for this are the low level of their social adaptation, asocial development of consciousness, causing illegal behavior, enthusiasm for nationalist and non-traditional religious ideologies, participation in the activities of radical associations.

It is obvious that in the absence of a clearly prescribed program for the prevention of aggressive manifestations, the fight against this phenomenon will not give the desired results. Prevention should be the main method of countering the spread of this phenomenon. Since it is educational, educational and propaganda activities, physical culture and sports orientation that contribute to the leveling of aggressive behavior in the youth environment, and can give the maximum expected effect.

The aim of this study is to develop a methodology for conducting preventive physical culture and sports events by leveling aggressive behavior of young people.

Various methods of pedagogical research were used in the work, namely: analysis and generalization of scientific and methodological literature, survey Bassa Darky, pedagogical observation.

The results of the study showed that the use of methods for conducting preventive physical culture and sports events contributes to the leveling of aggressive behavior of young people, has a complex impact on the formation of their personalities, and satisfies the needs for self-realization.

In conclusion, we note that prevention of aggressive behavior of young people as a type of threat to society, the individual and the state, occupies a special place in the activities of all educational organizations.

Keywords: physical culture and sport, physical culture and sports events, youth environment, prevention, diagnostics.

References:

1. Astahova YA.V., YAichenko O.N. Teenage extremism: socio-pedagogical aspect. Materialy konf. «Fenomen eks-tremizma i ksenofobii v sovremennoj Rossii: faktory gene-zisa, puti i sposoby protivodejstviya». 9-10 dekabrya 2010 g. [Materials of the Conference «The Phenomenon of Extremism and Xenophobia in Modern Russia: Genesis Factors, Ways and Means of Counteraction». December 9-10, 2010]. Krasnodar, 2010, pp. 17-19. (in Russian)

2. Vasenina I. Value orientations of student youth and extremism. Vysshee obrazovanie vRossii [Higher Education in Russia], 2007, no. 11, pp. 116-119. (in Russian)

3. Gomleshko R.R. Youth extremism in the modern socio-cultural space. Vestnik Adygejskogo gosudarstvennogo uni-versiteta. Seriya 1: Regionovedenie: filosofiya, istoriya, soci-ologiya, yurisprudenciya, politologiya, kul'turologiya [Bulletin of the Adygea State University. Series 1: Regional Studies: Philosophy, History, Sociology, Law, Political Science, Cultural Studies], 2011, no. 2, pp. 184-190. (in Russian)

4. Kubyakin E.O. Features of prevention of youth extremism in modern Russia. Obshchestvo: politika, ekonomika, pravo [Society: Politics, Economics, Law], 2011, no. 1, pp. 19-24. (in Russian)

5. Methodological recommendations for the prevention and counteraction of extremism among young people: developed by the Ministry of Sports and Tourism of Russia together with the Ministry of Internal Affairs of Russia and the FSB of Russia. Nasha molodezh' [Our Youth], 2011, no. 6, pp. 40-41. (in Russian)

6. Nurullaev A.A., Nurullaev Al.A. Religious and political extremism. Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov [Bulletin of the Peoples' Friendship University of Russia]. Ser.: Political Science. 2003, no. 4, pp. 83-92. (in Russian)

7. Starikov N.V., Mamina I.V. Youth extremism and xenophobia: problems of dissemination and ways of counteraction. 43 Nauchnye vedomosti BelGU [43 Scientific Bulletin of the Belarusian State University]. Series: Philosophy. Sociology. Pravo. 2008, no. 5, pp.202-206. (in Russian)

8. Yumasheva T.A. Prevention of teenage extremism. Aktual'nye problemy molodezhi v usloviyah izmenyayush-chejsya Rossii: mater. Vseros. (zaochnoj) nauch.-praktich. konf. g. Balashov, 20-21 sentyabrya 2010 g. [Actual Problems of Youth in A Changing Russia: Mater. Everything is Fine. (Correspondence) Scientific and Practical Conf. G. Balashov, September 20-21, 2010]. Balashov, 2010, pp. 132-136. (in Russian)

Поступила / Received 29.10.2021

Принята в печать / Accepted 25.03.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.