Научная статья на тему 'Технологии диагностики девиантного поведения с превалированием агрессии в студенческой среде'

Технологии диагностики девиантного поведения с превалированием агрессии в студенческой среде Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
897
151
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Черёмушникова И.И., Нотова С.В.

В статье приведена разработанная модель снижения агрессивности студентов, а также компьютерная программа для оценки девиантных состояний. Показана роль работы лаборатории психопрофилактики, психокоррекции и психодиагностики кафедры профилактической медицины ОГУ в разработке теоретико-методологических основ формирования здорового жизненного стиля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Черёмушникова И.И., Нотова С.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIAGNOSTICS OF DEVIATION BEHAVIOR WITH PREDOMINANCE OF AGGRESSION IN THE STUDENT ENVIRONMENT

The article provides a model developed to decrease student aggressiveness and software program to assess deviation conditions. The role of the Laboratory of Psychoprophylaxis, Psychocorrection and Psychodiagnostics at the Preventive Medicine Chair, OSU was shown in providing the theoretical and methodological framework for ensuring healthy life style.

Текст научной работы на тему «Технологии диагностики девиантного поведения с превалированием агрессии в студенческой среде»

Черёмушникова И.И., Нотова С.В.

ГОУ ВПО «Оренбургский государственный университет»

ТЕХНОЛОГИИ ДИАГНОСТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ С ПРЕВАЛИРОВАНИЕМ АГРЕССИИ В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ

В статье приведена разработанная модель снижения агрессивности студентов, а также компьютерная программа для оценки девиантных состояний. Показана роль работы лаборатории психопрофилактики, психокоррекции и психодиагностики кафедры профилактической медицины ОГУ в разработке теоретико-методологических основ формирования здорового жизненного стиля.

В настоящее время значительно возросла склонность молодежи к различным девиациям. Особенно остро данная проблема прослеживается в студенческой среде. Количество студентов, которых выделяют «как студента с девиан-тным поведением», с каждым годом растёт, потому что увеличивается число провоцирующих факторов, способствующих формированию отклоняющегося поведения. Вызывает особую тревогу не только прогрессирующая отчужденность, повышенная тревожность, духовная опустошенность молодёжи, но и проявляемая в их поведении цинизм, жестокость, агрессивность.

В Оренбургском государственном университете разработана модель вузовской организационно - методической структуры позволяющей осуществлять воспитательную, оздоровительную профилактическую работу по профилактики дезадаптаций и девиантных поведений. Такую функцию с 2002 года в ОГУ выполняет лаборатория психопрофилактики, психокоррекции и психодиагностики при кафедре профилактической медицины. Данной лабораторией разрабатываются методы контроля, диагностика определения «групп риска», ведется работа по формированию качеств независимой личности студенческой молодежи как основного гаранта избегания дезадаптации и развития девиантных форм поведения.

Для исследования агрессивности мы использовали опросник американских психологов А. Басса, А. Дарки, адаптированный А.К. Осницким. Авторы выделили два вида враждебности (обида и подозрительность) и пять видов агрессии (физическая агрессия, косвенная агрессия, раздражение, негативизм и вербальная агрессия), которые диагностируются в результате тестирования.

В адаптации А.К. Осницкого методика включает 75 утверждений. Тестируемому нужно отразить степень своего согласия или несогласия с утверждениями по четырехбалльной шкале. Методика содержит 8 шкал (Таблица 1):

1) физическая агрессия - использование физической силы против другого лица;

2) косвенная агрессия - выражается в использовании сплетен, слухов, молвы, а также не вербальных реакций (гримасы, топанье ногами, сжимание челюстей);

3) вербальная агрессия - выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы);

4) раздражение - готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость);

5) негативизм - оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев изаконов;

6) обида - зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия;

7) подозрительность - в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям, до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред;

8) чувство вины - выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.

По результатам опросника Басса-Дарки в адаптации А.К. Осницкого вычисляются индексы враждебности и агрессивности. Индекс враждебности включает шкалы: обида, раздражительность, негативизм и подозрительность. Индекс агрессивности включает шкалы: физическая агрессия, косвенная агрессия и вербальная агрессия. Индекс агрессивности отражает уровень открытых проявлений агрессивных тенденций личности, т. е. степень выражения агрессии в поведении человека; индекс враждебности выявляет, насколько выражены внутренние побуждения к агрессии (Таблица 2).

Также нами в исследовании использовалась «Шкала эмоциональной возбудимости» разра-

Таблица 1. Таблица оценки показателей по шкалам методики А. Басса и А. Дарки в адаптации А.К. Осницкого

Шкала Низкие значения Средние значения Высокие значения

Физическая агрессия 0-36 37-73 74-110

Косвенная агрессия 0-38 39-77 78-117

Вербальная агрессия 0-34 35-69 70-104

Раздражение 0-32 33-65 66-99

Негативизм 0-33 34-67 68-100

Обида 0-34 35-69 70-104

Подозрительность 0-36 37-73 74-110

Чувство вины 0-32 33-65 66-99

Таблица 2. Интерпретация результатов обследований по опроснику А. Басса и А. Дарки

в адаптации А.^ Осницкого

Низкий индекс агрессивности (0 - 36 баллов) Средний индекс агрессивности (37 - 73 балла) Высокий индекс агрессивности (74-110 баллов)

Низкий индекс враждебности (0-34 балла) Низкий уровень мотива агрессии Низкий уровень мотива агрессии, тенденция к преувеличению собственной агрессивности Демонстративное проявление агрессивного поведения при низком уровне мотива агрессии

Средний индекс враждебности (35-69 баллов) Средний уровень мотива агрессии; агрессивные побуждения подавляются Средний уровень мотива агрессии Демонстративное проявление агрессивного поведения при среднем уровне мотива агрессии

Высокий индекс враждебности (70-103 балла) Высокий уровень мотива агрессии; агрессивные побуждения значительно подавляются риск возникновения невротических реакций и психосоматических заболеваний Высокий уровень мотива агрессии; агрессивные побуждения подавляются - риск возникновения невротических реакций и психосоматических заболеваний Высокий уровень мотива агрессии

Таблица 3. Интерпретация результатов по шкале эмоциональной возбудимости

Баллы Стены Интерпретация

Мужчины Женщины

15-33 15-37 1 -3 Низкая эмоциональная возбудимость

34-36 38-41 4 Тенденция к низкой эмоциональной возбудимости

37-43 42-49 5-6 Средняя эмоциональная возбудимость

44-47 50-53 7 Тенденция к высокой эмоциональной возбудимости

48-75 54-75 8-10 Высокая эмоциональная возбудимость

Таблица 4. Результаты диагностики агрессивности студентов по опроснику А. Басса и А. Дарки

в адаптации А.^ Осницкого

Виды агрессии Показатели групп

Юноши (п=25) Девушки (п=25)

в баллах % в баллах %

Физическая агрессия Максимум 88 Минимум 33 Высокая 21 Низкая 8,7 Максимум 77 Минимум 11 Высокая 20 Низкая 40

Вербальная агрессия Максимум 96 Минимум 24 Высокая 21 Низкая 4 Максимум 88 Минимум 24 Высокая 40 Низкая 20

Косвенная агрессия Максимум 78 Минимум 13 Высокая 13 Низкая 30 Максимум 78 Минимум 39 Высокая 50 Низкая 0

Раздражение Максимум 72 Минимум 27 Высокая 8,7 Низкая 35 Максимум 54 Минимум 36 Высокая 0 Низкая 0

Негативизм Максимум 100 Минимум 20 Высокая 43 Низкая 22 Максимум 80 Минимум 20 Высокая 40 Низкая 40

Обида Максимум 65 Минимум 13 Высокая 4,5 Низкая 48 Максимум 104 Минимум 26 Высокая 30 Низкая 40

Подозрительность Максимум 77 Минимум 22 Высокая 13 Низкая 34 Максимум 77 Минимум 33 Высокая 30 Низкая 10

Вина Максимум 77 Минимум 11 Высокая 35 Низкая 26 Максимум 99 Минимум 55 Высокая 50 Низкая 20

ботанная австралийским психологом V.A. Braithwaite в 1987 году, адаптированная А.А. Рукавишниковым и М.В. Соколовой. Методика представляет собой альтернативу шкале Г. Ай-зенка «Нейротизм». Под эмоциональной возбудимостью понимается совокупность нескольких компонентов: общая эмоциональность, гнев, робость и отсутствие контроля над эмоциями. Шкала состоит из 15 пунктов, диагностирующих степень выраженности перечисленных компонентов эмоциональной возбудимости. Обследуемому необходимо оценить степень согласия с утверждениями по пятибалльной шкале («нет, это на меня совсем не похоже» - 1 балл, «нет, это на меня не очень похоже» - 2 балла, «затрудняюсь ответить» - 3 балла, «да, это что-то похожее на меня» - 4 балла, «да, это на меня очень похоже» - 5 баллов). Обработка результатов производится по ключу к методике путем суммирования количества баллов по каждой шкале и по опроснику в целом.

В эксперименте участвовали 50 студентов первых курсов транспортного и пищевого факультетов в возрасте 18-20 лет. Средний индекс агрессивности в группе девушек составил 56 баллов. Средний индекс враждебности составил 50 баллов, что в интерпретация результатов обследований по опроснику А. Басса и А. Дарки, в адаптации А.К. Осницкого, означает средний уровень мотива агрессии. В группе юношей средний индекс агрессивности составил 74 балл, средний индекс враждебности - 46 баллов. У юношей первого курса в поведение превалирует демонстративное проявление агрессивного поведения при среднем уровне мотива агрессии. В группе девушек превалирует косвенная агрессия (50%), негативизм (40%) и вербальная агрессия (40%), а у юношей негативизм (40%) -оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов (таблица 4).

По «Шкале эмоциональной возбудимости» средняя итоговая сумма баллов у юношей составила 38 баллов, что диагностирует тенденцию к средней эмоциональной возбудимости, у девушек 47 баллов, что указывает также на среднюю эмоциональную возбудимость. У девушек больше выражена общая эмоциональность, они мене гневные, чем парни, и более робкие. У юношей гневные эмоции в два раза более выражены, чем у девушек. Но, в целом, диагностируется тенденция к средней эмоциональной возбудимости.

Данное исследование было проведено в первый месяц обучения в Вузе. В психологическом плане - это период вхождение во взрослую жизнь, обретение самостоятельности, знакомство с новым образом жизни - студенческим. К концу же первого курса, как правило, можно уже однозначно сказать, что студент - это взрослый человек, серьезный, полностью самостоятельный и целиком отвечающий за все свои поступки. В дальнейшее мы планируем изучить психологический статус студентов в конце первого года обучения (пример 1, таблица 5, 6, 7).

Таблица 5. Диагностика эмоциональной возбудимости студентов по «Шкале эмоциональной возбудимости» в адаптации А.А. Рукавишникова и М.В. Соколовым

№ Шкала Юноши средний балл Девушки средний балл

1 Общая эмоциональность 16 22

2 Гнев 11 4

3 Робость 5 13

4 Контроль над эмоциями 6 8

5 Итоговая сумма 38 38

Пример 1. Обследуемый В., 20 лет. Компъ-юторная программа выдает результаты в следующем виде.

Таблица 6. Опросник А. Басса и А. Дарки. Адаптированный А.К. Осницким

№ Шкала Балл Интерпретация

1 Физическая агрессия (ФА) 88 Высокая. Использование физической силы против другого лица.

2 Вербальная агрессия (ВА) 88 Высокая. Выражение негативных чувств через форму словесного обращения (ссора, крик, визг), так и через содержание словесных обращений к другим лицам (угроза, проклятия, ругань).

3 Косвенная агрессивность (КА) 65 средняя

4 Негативизм (Н) 80 Высокий. Форма поведения как элемент скрытой враждебности, которая может нарастать от пассивного сопротивления до активных действий против требований, правил, законов...

5 Раздражение (Р) 45 среднее

6 Подозрительность (П) 66 средняя

7 Обида (О) 26 низкая

8 Чувство вины (ЧВ) 44 среднее

Итог: балл по шкале «Индекс агрессивности (ИА)»: 80, высокий индекс агрессивности. Балл по шкале «Индекс враждебности (ИВ)»: 54, средний индекс враждебности.

Таблица 7. Шкала эмоциональной возбудимости

№ Шкала Балл Интерпретация

1 Общая эмоциональность 16 Средняя эмоциональная реактивность

2 Гнев 11 Средний уровень агрессивности

3 Робость 5 Низкий уровень

4 Контроль над эмоциями 6 Высокий уровень контроля над эмоциями

Итог: итоговый балл по шкале: 38. Средняя выраженность эмоциональной возбудимости.

Заключение: имеет место высокий индекс агрессивности, средний индекс враждебности и эмоциональной возбудимости.

Нами изучены возможные предпосылки развития девиантного поведения, в частности агрессии в студенческой среде (таблица 8).

Разработанная модель снижения агрессивности студентов включает в себя три этапа:

I. развивающая психодиагностика;

II. программа формирования здорового жизненного стиля обучающихся;

III. психологическая подготовка, направленная на воспитание волевых качеств выдержки и самообладания, а также саморегуляции психического состояния (рисунок 1).

Компьютерная программа, разработанная нами для оценки девиантных состояний с превалированием агрессии в поведении студентов включает в себя три этапа:

I. Диагностика минимальных признаков риска развития девиантного поведения с преобладанием агрессии на основании оценки долговременного психического состояния Оценка интенсивности тревоги, и степени психоэмоциональной дезадаптации. Оценка общей эмоциональности, гнева, радости, контроля над эмоциями. Используемые методы: восьмицветовой тест М. Люшера (в адаптации Л. Собчик); шкала эмоциональной возбудимости (УЕ Braithwaiite, 1987 год), адаптированная А.А. Рукавишниковым.

II. Диагностика развёрнутой картины де-виантного поведения с преобладанием агрес-

Рисунок 1. Снижение агрессивности и формирование здорового жизненного стиля обучающихся

Таблица 8. Предпосылки развития, побуждения и поддержания девиантного поведения, в частности агрессии в студенческой среде

Приобретение Побуждение Поддержание

1. Нейрофизиологические предпосылки: - генетические; - гормональные; - особенности ЦНС; - физические характеристики. 1. Отрицательные жизненные события: - относительное неблагополучие; - несправедливые тяготы жизни; - словесные угрозы и оскорбления; - физическое насилие. 1. Прямое внешнее подкрепление: - осязаемое подкрепление (в том числе материальное); - социальное одобрение (статус, одобрение); - облегчающие социальные факторы; - выражение обиды.

2. Обучение в окружающей среде: - влияние семьи (жертва жестокого обращения родителей); - субкультурное влияние (глядя на агрессивное поведение сверстников, подросток начинает вести себя точно так же.); - символическое моделирование девиантного поведения (просмотра телевизионных передач, чтения газет и Интернет-ресурсов). 2. Влияние существующих примеров: - растормаживание, снятие запретов, вседозволенность; - эмоциональное возбуждение; - сильные раздражители (стремление привлечения внимания). 2. Подкрепление в процессе просмотра телевизионных передач, чтения газет и ресурсов интернет также служит важным источником научений к девиантным формам поведения: - наблюдаемое вознаграждение (эффект получения оправданий); - наблюдение эффекта избегания - наказание (растормаживание, вседозволенность)

3. Непосредственный опыт: - участие в драках, в физических разборках; - примеры военных действий (Чеченская республика, Афганистан, Осетия, Грузи и др.); - собственный пример лучшего использования силы в решении возникающих проблемах. 3. Поощряющие стимулы - предвосхищаемые последствия на примерах родителей, сверстников, друзьях. 3. Нейтрализация самообвинений: - собственное моральное оправдание; - успокаивающее сравнение с другими людьми; - перекладывание ответственности на другого; - распыление ответственности - обвинение жертвы; - принижение жертвы; - искажение последствий; - прогрессивное привыкание к агрессивному девиантному поведению.

Таблица 9. Компьютерная программа для оценки девиантных состояний с превалированием агрессии в поведении студентов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Период развития девиантного поведения Цель и задача Используемые оценочные инструменты

Минимальные проявления отклоняющегося поведения I. Цель - диагностика минимальных признаков риска развития девиантного поведения с преобладанием агрессии на основании оценки долговременного психического состояния

Оценка интенсивности тревоги, и степени психоэмоциональной дезадаптации Восьмицветовой тест М. Люшера (в адаптации Л. Собчик)

Оценка общей эмоциональности, гнева, радости, контроля над эмоциями Шкала эмоциональной возбудимости V F Braithwaiite 1987 год, адаптированная A.A. Рукавишниковым

Картина ярких проявлений девиаций со склонностью к агрессии II. Цель - диагностика развёрнутой картины девиантного поведения с преобладанием агрессивности личности на основе мотива агрессии

Оценка физической, косвенной и вербальной агрессии, раздражения, негативизма, обиды, подозрительности, чувства вины Опросник A. Басса и A. Дарки, адаптированный A.K. Осницким

Период влияния агрессивности личности на сложную обработку сенсорного, моторного сигнала ЦНС и реакцию внимания III. Цель - диагностика развёрнутой картины девиантного поведения с преобладанием агрессивности личности и влияние на сенсорную, моторную обработку сигнала в центральной нервной системе (психофизиологическая диагностика).

Диагностика неуравновешенности нервных процессов, вероятность возникновения ошибок при сенсорной, моторной обработки сигнала в центральной нервной системе Методика «Реакция на движущийся объект» (РДО)

Диагностика способности человека сопротивляться воздействию фоновых помех Методика« помехоустойчивость»

сивности личности на основе мотива агрессии. Оценка физической, косвенной и вербальной агрессии, раздражения, негативизма, обиды, подозрительности, чувства вины. Методы: Опросник А. Басса и А. Дарки, адаптированный А.К. Осницким

III. Диагностика развёрнутой картины де-виантного поведения с преобладанием агрессивности личности и влияния на сенсорную, моторную обработку сигнала в центральной нервной системе (психофизиологическая диагностика). Определение неуравновешенности нервных процессов, вероятности возникновения ошибок при сенсорной, моторной обработки сигнала в центральной нервной системе. Диагностика способности человека сопротивляться воздействию фоновых помех. Методы диагностики: методика «Реакция на движущийся объект» (РДО); методика «помехоустойчивость».

Подводя итог всему изложенному выше, следует еще раз подчеркнуть, что учеба в вузе - напряженный труд, требующий от студента настойчивости, целеустремленности, трудолюбия, самостоятельности, творческого отношения к работе. Чтобы этот труд был успешным, принес

желаемые результаты, его следует правильно организовать: сохранять физическое здоровье; овладевать программой формирования здорового жизненного стиля; поддерживать оптимальный психологический настрой, правильно распределять время и планировать свою работу; правильно питаться и многое - многое другое.

Надеемся, что разработанные нами модель снижения агрессивности студентов, а также компьютерная программа для оценки девиантных состояний в поведении студентов поможет предложить технологию реализации системы профилактики дезадаптаций, а также девиантных поведений с повышением адаптационных возможностей студентов ОГУ.

Данное исследование осуществлено при финансовой поддержке РГНФ и администрации Оренбургской области. Региональный конкурс РК 2008 Урал: Оренбургская область, проект № 08-06-601а/У: «Разработка интегрированной программы профилактики дезадаптации и девиантного поведения студенческой молодежи на основе психофизиологического тестирования».

Список использованной литературы:

1. Мантрова И.Н. Методическое руководство по психофизиологической и психологической диагностики / И.Н. Мантрова // ООО «Нейрософт». - 2008.. - С. 216.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.