Научная статья на тему 'О некоторых аспектах привлечения специалиста в ходе изъятия электронных носителей информации при проведении оперативно-розыскных мероприятий'

О некоторых аспектах привлечения специалиста в ходе изъятия электронных носителей информации при проведении оперативно-розыскных мероприятий Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
613
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
оперативно-розыскная деятельность / оперативнорозыскные мероприятия / специалист / наркоторговля / сбыт наркотических средств / психотропные вещества / извлечение / восстановление / мобильное устройство / электронные носители информации / использование / результаты / оперативно-служебные документы / изменения / законодательство / operational-search activities / operational-search measures / specialist / drug trafficking / sale of narcotic drugs / psychotropic substances / extraction / recovery / mobile device / electronic storage media / use / results / operational-service documents / changes / legislation

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сергей Владимирович Тимофеев, Вадим Рафаэльевич Арутюнян

В статье рассматриваются проблемные вопросы, связанные с нормативным регулированием деятельности оперативных подразделений органов внутренних дел по привлечению специалистов к проведению оперативно-розыскных мероприятий в ходе выявления, пресечения и раскрытия преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, а также предложены меры по совершенствованию данного направления деятельности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Сергей Владимирович Тимофеев, Вадим Рафаэльевич Арутюнян

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT SOME ASPECTS OF THE INVOLVEMENT OF A PROFESSIONAL IN THE PROCESS OF THE SEIZURE OF ELECTRONIC DATA STORAGES DURING OPERATIVE SEARCH OPERATIONS

The article discusses problematic issues related to the normative regulation of the activities of the operational units of the internal affairs bodies to attract specialists to conduct operational-search measures during the identification, suppression and disclosure of crimes related to drug trafficking. The article proposes measures to improve these activities.

Текст научной работы на тему «О некоторых аспектах привлечения специалиста в ходе изъятия электронных носителей информации при проведении оперативно-розыскных мероприятий»

Криминалистика: вчера, сегодня, завтра. 2020. № 1 (13) === УДК 343.721

DOI: 10.24411/2587-9820-2020-10014 Сергей Владимирович Тимофеев,

старший преподаватель кафедры оперативно-разыскной деятельности и специальной техники в ОВД Восточно-Сибирского института МВД России; Вадим Рафаэльевич Арутюнян,

старший преподаватель кафедры судебно-экспертной деятельности Краснодарского университета МВД России

О НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ ПРИВЛЕЧЕНИЯ СПЕЦИАЛИСТА В ХОДЕ ИЗЪЯТИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ НОСИТЕЛЕЙ ИНФОРМАЦИИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

Аннотация: В статье рассматриваются проблемные вопросы, связанные с нормативным регулированием деятельности оперативных подразделений органов внутренних дел по привлечению специалистов к проведению оперативно-розыскных мероприятий в ходе выявления, пресечения и раскрытия преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, а также предложены меры по совершенствованию данного направления деятельности.

Ключевые слова: оперативно-розыскная деятельность, оперативно-розыскные мероприятия, специалист, наркоторговля, сбыт наркотических средств, психотропные вещества, извлечение, восстановление, мобильное устройство, электронные носители информации, использование, результаты, оперативно-служебные документы, изменения, законодательство.

Sergey Vladimirovich Timofeev,

Senior Lecturer at the of the Department of Operative Search Activity and

Special Technology in the internal Affairs bodies

of the East-Siberian Institute of the MIA of Russia;

Vadim Rafaelevich Harutyunyan,

Senior Lecturer of the Department of forensic activities

of the Krasnodar University of the MIA of Russia

ABOUT SOME ASPECTS OF THE INVOLVEMENT OF A PROFESSIONAL IN THE PROCESS OF THE SEIZURE OF ELECTRONIC DATA STORAGES DURING OPERATIVE SEARCH OPERATIONS

Abstract. The article discusses problematic issues related to the normative regulation of the activities of the operational units of the internal affairs bodies to attract specialists to conduct operational-search measures during the identification, suppression and disclosure of crimes related to drug trafficking. The article proposes measures to improve these activities.

108

Keywords: operational-search activities, operational-search measures, specialist, drug trafficking, sale of narcotic drugs, psychotropic substances, extraction, recovery, mobile device, electronic storage media, use, results, operational-service documents, changes, legislation.

Повышение эффективности оперативно-розыскного противодействия сбыту наркотических средств, психотропных веществ, новых потенциально опасных психоактивных веществ, осуществляемому с использованием цифровых технологий, остается важной задачей правоохранительных органов Российской Федерации (далее — РФ). Это обусловлено бурным развитием информационных технологий и относительной доступностью средств мобильной связи, с помощью которых и совершаются преступления данной категории Кроме того, приоритетность данного направления оперативно-служебной деятельности правоохранительных органов РФ неоднократно подчеркивал в своих выступлениях президент Российской Федерации В. В. Путин [2].

При этом приходится констатировать, что уровень сетевой наркопреступности среди населения, особенно молодежного возраста, имеет тенденцию к росту, что требует от оперативных подразделений органов внутренних дел (далее — ОВД) внедрение и использование эффективных методов и средств борьбы с киберпреступностью. Так же ключевым признаком сетевой преступности является ее организованный характер и высокий уровень внедрения и использования современных информационно-телекоммуникационных технологий. Это обусловлено бурным развитием информационных технологий в целом в мире, доступностью средств мобильной связи, с помощью которых и совершаются преступления данной категории.

Согласно официальной статистике, число преступлений с использованием цифровых технологий растет из года в год. Анализ статистических данных показал, что в РФ за 2017 г. зарегистрировано 90 тыс. 587 преступлений, за 2018 г. — уже 174 тыс. 674 преступления, что на 92,8 % больше аналогичного периода предыдущего года. Тенденция роста киберпреступлений была отмечена и в 2019 г. Так за 9 месяцев 2019 г. на территории РФ было зарегистрировано 205,1 тыс. киберпреступлений, что на 69,1 % больше, чем за аналогичный период 2018 г. По прогнозам специалистов, уже в 2020 г. 85 % населения РФ будут использовать доступ к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее — сеть «Интернет»).

В настоящее время практически каждый человек пользуется мобильным устройством, представляющим собой современное вычислительное устройство, снабженное мощным аппаратным комплексом и сложным программным обеспечением с возможности выхода в сеть «Интернет». Значение средств мобильной связи для коммуникации и ведения дел вовлекло его в сложные социальные процессы.

Мобильный телефон предназначен не только для звонков и передачи текстовых сообщений, но и имеет функции хранения различного вида информации: создание и воспроизведение текстовых, графических, аудио -и видеофайлов, передачи информации по каналам (электронной почте, мес-сенджерам и т. д.). Являясь электронным носителем информации, практически каждый современный мобильный телефон осуществляет выход пользователя в сеть «Интернет», что позволяет производить мгновенный доступ к информации, используя различные приложения. Указанный функционал позволяет общаться, осуществлять финансовые операции, управлять счетами в банках, использовать устройство для оплаты и получения платежей, в том числе в условиях обеспечения частичной или полной анонимности.

Нам импонирует точка зрения Е. И. Третьяковой о том, что в настоящее время средство мобильной связи становится чаще всего не предметом преступного посягательства, а средством его совершения. И в этом случае наибольший интерес представляет не сам предмет с его внешними индивидуальными характеристиками, а информация, хранящаяся в его памяти [5, с. 49].

В целях решения задач оперативно-розыскной деятельности (далее — ОРД) по оперативно-розыскному противодействию сбыту наркотических средств, психотропных веществ, новых потенциально опасных психоактивных веществ, совершаемому с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, законодатель предусмотрел комплекс мер. В частности, в соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее — Закон об ОРД), органы, уполномоченные на осуществление оперативно-розыскной деятельности, могут изымать документы, предметы, материалы и сообщения, прерывать предоставление услуг связи в случае возникновения непосредственной угрозы жизни и здоровью лица, а также угрозы государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности РФ1.

Оперативно-розыскные мероприятия (далее — ОРМ), связанные с осмотром и изъятием с электронных носителей информации, требуют особой подготовки, наличия специальных знаний и четкой регламентации в Законе об ОРД. Анализ судебной и следственной практики показал, что существуют проблемные вопросы на законодательном уровне. Об этом свидетельствуют практика апелляционных и кассационных сторон защиты по уголовным делам, детерминированные отсутствием единого подхода к процедуре осмотра и изъятия электронных носителей информации и порядка привлечения специалистов к проведению ОРМ.

1 Об оперативно-розыскной деятельности: федер. закон от 12 авг. 1995 г. № 144-ФЗ. Опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации [Электронный ресурс]. — URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 05.02.2020).

Обязательное привлечение к участию в ОРМ специалистов в ходе осуществления сотрудниками оперативных подразделений ОВД осмотра и изъя-тья средств мобильной связи действующим законодательством не предусмотрено. Однако, по нашему мнению, оно необходимо, в связи с тем, что зачастую информация, носителем которых является мобильное устройство, является не только основным доказательств по уголовному делу, но и дает возможность более качественно провести комплекс ОРМ по документированию преступной деятельности объектов оперативной заинтересованности, установлению ранее не известных инициаторам оперативной разработки соучастников криминальной деятельности.

Приведенные цифры и сказанное свидетельствует о наличии серьезных упущений в деятельности оперативных подразделений ОВД в связи с отсутствием повсеместной практики применения научно-технических достижений как средств информационного обеспечения предупреждения, выявления, пресечения и раскрытия преступлений данными о лицах, событиях, действиях или фактах, представляющих оперативный интерес. Помимо этого отсутствует однозначный подход к осмотру и изъятию электронных носителей информации.

Проведенный опрос сотрудников оперативных подразделений ОВД свидетельствует о том, что в большинстве регионах РФ при проведении ОРМ в ходе документирования организованных групп, при задержании их участников электронные носители информации изымаются и направляются вместе оперативно-служебными документами в органы предварительного следствия для приобщения к материалам уголовного дела. При этом практика проведения ОРМ «Исследование предметов и документов», «Снятие информации с технических каналов связи» посредством назначения компьютерно-технического исследования и использования современных программно-аппаратных комплексов используется крайне редко. Основной причиной подобной практики является низкий уровень осведомленности сотрудников оперативных подразделений ОВД об их возможностях и недостатки организационно-штатной структуры оперативных подразделений ОВД.

Следует отметить, что во всех территориальных подразделениях ОВД внедрены и активно используются в их деятельности современные программно-технические комплексы. Анализ практики засвидетельствовал, что число специалистов, имеющих соответствующие компетенции в области информационно-телекоммуникационных технологий, недостаточно. В основном имеющиеся специалисты привлекаются органами предварительного следствия для проведения судебной компьютерно-технической экспертизы при расследовании уголовных дел, а не на стадии оперативной разработки.

Особого внимания заслуживает мнение В. Б. Батоева о проблеме использования оперативными подразделениями ОВД современных программно-технических комплексов: «качественное улучшение информационного

обеспечения деятельности оперативных подразделений ОВД возможно за счет внедрения и использования современных программно-технических комплексов извлечения информации из памяти мобильных устройств, таких как: „Мобильный криминалист", XRY, MOBILedit, TARANTULA EDEC, UFED и др. В целом использование таких устройств извлечения оперативно значимой информации дает возможность сотрудникам оперативных подразделений ОВД извлекать важнейшие данные из памяти изъятых или обнаруженных мобильных устройств» [1, с. 216—219].

Кроме того, практика направления в органы предварительного следствия изъятых в установленном Законом об ОРД порядке электронных носителей информации, без проведения ОРМ с привлечением лиц, имеющих специальные знания, ограничивает потенциал оперативных подразделений по изобличению ранее не известных или не установленных участников организованных групп.

Важно подчеркнуть, что проведение такого ОРМ, как оперативное внедрение, т. е. непосредственное (или опосредованное) проникновение в преступную группу или установление соответствующих отношений с конкретным лицом для завоевания доверия и решения частных задач ОРД методом ведения «оперативной игры» в виде электронной переписки через средства связи, изъятые в соответствии с Законом об ОРД, позволяет расширить инструментарий оперативных подразделений ОВД по эффективному документированию преступных групп [4, с. 56].

Понятие «оперативная игра», как отмечает Н. С. Железняк, «описывается советскими органами государственной безопасности как система операций и мероприятий, в ходе которых орган государственной безопасности от имени и при участии двойного агента систематически направляет противнику различного рода дезинформационные сведения и отчеты агента с леген-дированными данными о его деятельности. В результате оперативной игры действия противника оказывались под контролем органов государственной безопасности и с помощью агента направлялись в выгодном им направлении. Оперативные игры, в которых использовались полученные двойным агентом от противника радиосредства, назывались радиоиграми» [3, с. 27—32].

Другой проблемой, связанной с осмотром и изъятием электронных носителей информации в ходе проведения ОРМ, является особая процедура осмотра. Осмотр электронных сведений на стадии проведения оперативно-розыскных мероприятий затрагивает конституционные права граждан, т. к., в соответствии с ч. 2 ст. 23 Конституции Российской Федерации, «каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений». Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения.

Исходя из требований закона, сотрудники оперативных подразделений, осуществляя комплекс оперативно-розыскных мероприятий, должны забла-

говременно получить соответствующее судебное решение на проведение ОРМ «Исследование предметов и документов», «Снятие информации с технических каналов связи», что позволит беспрепятственно, на законных основаниях решать широкий круг задач ОРД.

Следует согласиться с мнением тех авторов, которые утверждают, что «для выявления или раскрытия данных противоправных деяний должностным лицам оперативных подразделений ОВД необходимо осуществлять изъятие и сохранение различных материальных объектов, прямо или косвенно связанных с компьютерной техникой и электронными носителями информации в целях:

— выявления и раскрытия преступлений;

— обеспечения их сохранности и дальнейшего использования в качестве доказательств;

— дальнейшего их исследования;

— документирования преступных действий» [6, с. 143—147].

Проведенный нами анализ работы оперативных подразделений ОВД

по привлечению специалистов к изъятию электронных носителей информации свидетельствует о том, что успех их деятельности по раскрытию преступлений, наряду с другими факторами, в определенной мере зависит от своевременного и эффективного использования достижений научно-технического прогресса. Однако анализ практики показал, что без привлечения специалистов и использования специальных знаний в области информационно-телекоммуникационных технологий, в ходе проведения ОРМ, которые носят негласный характер, значительно снижается имеющийся потенциал добывания оперативно значимой информации, которая в дальнейшем, после процессуального закрепления, будет иметь доказательственное значение по уголовному делу.

С этой целью мы предлагаем дополнить п. 2 ч. 1 ст. 15 Закона об ОРД следующей редакцией: «При подготовке или проведении негласных оперативно-розыскных мероприятий, связанных с изъятием электронных носителей информации органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, привлекают, с сохранением по их желанию конфиденциальности содействия, в том числе по контракту, лицо (лиц), обладающее(-их) специальными знаниями в области информационно-телекоммуникационных технологий».

Таким образом, соглашаясь с необходимостью дальнейшего совершенствования оперативно-розыскного законодательства в части более эффективного проведения ОРМ для добывания и использования оперативно значимой информации в электронном виде, мы считаем, что привлечение специалистов к осмотру и изъятию электронных носителей информации значительно повысит результативность решения задач ОРД. Наиболее перспективным направлением, способным расширить возможности использования доказательств

в электронном виде, является, по нашему мнению, обеспечение оперативных подразделений современными программно-аппаратными комплексами, обучение сотрудников данных подразделений приемам и методам работы с электронными носителями информации, расширение практики проведения комплексных ОРМ, в ходе которых будут получены сведения, изобличающие широкий круг лиц, причастных к организованным формам сетевой преступности, также частично решит вопрос отсутствия объективной возможности привлекать к участию в ОРМ соответствующих специалистов.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Батоев В. Б. Особенности применения UFED в деятельности оперативных подразделений органов внутренних дел // Вестник Академии Следственного комитета Российской Федерации. — 2015. — № 1 (3). — С. 216—219.

2. Выступление Президента РФ В. В. Путина на расширенном заседании коллегии МВД России (Москва, 28 февр. 2019 г.) // Офиц. сайт Администрации Президента РФ [Электронный ресурс]. — URL: http://www.kremlin.ru/news/ 59913 (дата обращения: 10.02.2020).

3. Железняк Н. С. Использование изъятых средств связи в оперативной игре // Научный вестник Омской академии МВД России. — 2019. — № 3 (74). — С. 27—32.

4. Термины и выражения, применяемые в оперативно-розыскной деятельности: слов.-справ. / под ред. Н. С. Железняка. — Красноярск, 2015. — 132 с.

5. Третьякова Е. И. Мобильный телефон как источник криминалистической информации // Вестник Уральского финансово-юридического института. — 2018. — № 3 (13). — С. 49—51.

6. Шахматов А. В., Бажуков В. Б. Оперативно-розыскное исследование электронных носителей информации при выявлении и раскрытии преступлений в кредитно-бан-ковской сфере // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. — 2014. — № 2 (62). — С. 143—147.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.