Научная статья на тему 'О НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ ПРИМЕНЕНИЯ ОТРАВЛЯЮЩИХ ВЕЩЕСТВ НЕЛЕТАЛЬНОГО ДЕЙСТВИЯ'

О НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ ПРИМЕНЕНИЯ ОТРАВЛЯЮЩИХ ВЕЩЕСТВ НЕЛЕТАЛЬНОГО ДЕЙСТВИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
231
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Военная мысль
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТЕРРОРИСТИЧЕСКИЕ АКТЫ С ПРИМЕНЕНИЕМ ТОКСИЧНЫХ ВЕЩЕСТВ / ИНКАПАСИТАНТЫ КАК ОРУЖИЕ НЕЛЕТАЛЬНОГО ДЕЙСТВИЯ / ОБЪЕКТЫ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНКАПАСИТАНТОВ / ACTS OF TERRORISM WITH USING TOXIC SUBSTANCES / INCAPACITANTS AS NON-LETHAL WEAPONS / OBJECTS OF TERRORIST ACTIVITY WITH USING INCAPACITANTS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ильин Лев Николаевич, Рылин Виктор Викторович

Рассматриваются некоторые аспекты применения отравляющих веществ нелетального действия в военных и террористических целях, проводится параллель с оружием массового поражения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON SOME ASPECTS OF USING NON-LETHAL TOXIC SUBSTANCES

Some aspects of the use of non-lethal poisonous substances for military and terrorist purposes are considered, a parallel is drawn with weapons of mass destruction.

Текст научной работы на тему «О НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ ПРИМЕНЕНИЯ ОТРАВЛЯЮЩИХ ВЕЩЕСТВ НЕЛЕТАЛЬНОГО ДЕЙСТВИЯ»

О некоторых аспектах применения отравляющих веществ нелетального действия

Генерал-майор в отставке Л.Н. ИЛЬИН, доктор военных наук

Полковник В.В. РЫЛИН, кандидат технических наук

АННОТАЦИЯ. Рассматриваются некоторые аспекты применения отравляющих веществ нелетального действия в военных и террористических целях, проводится параллель с оружием массового поражения.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: террористические акты с применением токсичных веществ, инкапаситанты как оружие нелетального действия, объекты террористической деятельности с использованием инкапаситантов.

SUMMARY. Some aspects of the use of non-lethal poisonous substances for military and terrorist purposes are considered, a parallel is drawn with weapons of mass destruction.

KEYWORDS: acts of terrorism with using toxic substances, incapacitants as non-lethal weapons, objects of terrorist activity with using incapacitants.

США и страны НАТО в обстановке строгой секретности продолжают разрабатывать токсичные химические вещества, применение которых способно обеспечить выполнение специфических задач в локальных вооруженных конфликтах, при проведении миротворческих (полицейских) операций и миссий и при этом по возможности не приводить к летальному исходу, особенно среди мирного населения, и значительному материальному урону.

Военно-прикладные программы в области разработок такого вида оружия имеют наивысший военный приоритет. Возрастание финансирования (рис., табл. I)1 за рубежом разработок и исследований токсичных химикатов и их прекурсоров не может не вызывать серьезную озабоченность.

1201

1200 — 1042 -

1000 4674

604 Г" 560 411 -

302 _

225 _

200 4- -

0 ___LJ_LJ___LJ_______

2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 годы

Рис. Динамика инвестиций в разработку и исследования токсичных химикатов в США

1 Chemical and Biological Defense Program. Defense Wide Justification Book Volume 4. Research, Development, Test & Evaluation. Department of Defense. Fiscal Year (FY) 2015 Budget Estimates. URL: comptroller.defence.gov 4 RDTE MasterJustification Book Chemical Biological Defense Program PB 2015.pdt (дата обращения: 15.09.2018).

800 -b

млн 600 долл.

400 4-

Таблица 1

Распределение ассигнований МО США на НИОКР и разработку физиологически активных веществ и средств защиты от ОМП в 2018 году

Статьи расходов Млн долл.

Фундаментальные исследования: Исследования в области микробиологии — биомишени, химии — физиологически активные вещества (ФАВ) 52,4

Прикладные исследования: Исследования физико-химических и токсикологических свойств ФАВ. Разработка имитаторов, антидотов. Проведение испытаний ФАВ 228,1

Разработка перспективных технологий: Исследования ФАВ на животных. Медицинские средства защиты. Испытания с использованием ФАВ 362,1

Разработка и демонстрация систем: Разработка и ввод в строй устройств для работы с ФАВ 452,3

Управление и обеспечение НИОКР: Проведение испытаний на Дагуэйском полигоне в полевых и лабораторных условиях поражающего действия потенциальных ФАВ 106,1

Итого: 1201

Министерством обороны США в рамках выполнения программы по разработке средств защиты от оружия массового поражения (ОМП) особое внимание уделяется исследованиям физиологически активных веществ, в качестве которых рассматриваются отравляющие вещества (ОВ) нового поколения. Финансирование этих исследований остается стабильным и составляет суммарно около 600 млн долл. (50 % от всех выделяемых по статьям средств) только в рамках проводимых прикладных исследований и разработок перспективных технологий. Кроме этого, следует учитывать, что и ряд направлений фундаментальных исследований в области науки о жизни и естественных наук связан с разработкой физиологически активных веществ2.

В соответствии с Конвенцией о запрещении разработки, производства, накопления, применения химического оружия и о его уничтожении (далее по тексту Конвенция) применение боевого химического оружия запрещено, а инкапаситанты не попадают под ее действие, поэтому производство и применение их в террористических, политических, информационно-пропагандистских и других целях может стать неконтролируемым процессом.

Токсикологическая характеристика основных типов отравляющих веществ и инкапаситантов в соответствии с тактической классификацией иностранных армий приведена в таблице 2.

Типичными представителями инкапаситантов являются вещества вг и С5.

Во время войны во Вьетнаме ВС США применяли С5, в основном для оказания воздействия на людей, находящихся в подземных сооружениях, с помощью генераторов аэрозолей (типа «Майти-Майт» и др.).

Применение СУ, как и агента на открытой местности оказалось малоэффективным. Это обусловило необходимость пересмотра концепции ОВ несмертельного действия и поиска новых веществ такого типа.

2 Антипов В.Б., Антипов Д.В., Ковтун В.А. Распространение оружия массового поражения — угроза безопасности государства. Химическое оружие // Военная Мысль. 2018. № 9. С. 8.

Таблица 2

Токсикологическая характеристика основных типов отравляющих веществ и инкапаситантов в соответствии с тактической классификацией иностранных армий

Статьи расходов Характеристика действия на организм Смертельные дозы Отношения ^50 щ» Продолжительность действия

Летальные вещества Нарушение жизненно-важных функций организма, приводящее к гибели Низкие 2-10 Часы, сутки, недели

Инкапа-ситанты Нарушение функций организма, приводящее к неадекватному восприятию действительности и снижению боеспособности Высокие 102-103 Часы, сутки

В настоящее время накоплено много ценных данных о физиологических, биохимических и физико-химических основах действия веществ, нарушающих функции желудочно-кишечного тракта, влияющих на кровяное давление, искажающих болевую чувствительность.

Исследовались вещества, повышающие болевую чувствительность (алгогены) типа СН, а также понижающие болевую чувствительность (наркотические анальгетики) — морфиноподобные и другие вещества.

Необходимо отметить, и это важно, что США продолжают финансировать и контролировать закрытые военно-химические разработки и в других странах, осуществляют поставку им реактивов и технологий производства.

Создание подпольных цехов по производству токсичных химикатов и кустарных химических боеприпасов террористическими группировками в Ираке и Сирии убедительно свидетельствует о наличии свободного доступа к информации по изготовлению и применению инкаситантов.

Наглядным доказательством этого являются обнаруженные в июне 2017 года на территории освобожденных от боевиков пригородов Дамаска и Алеппо ручные гранаты и выстрелы к гранатометам в снаряжении CS и C7V, которые были произведены компаниями Federal Laboratories (США), Cherming Defence UK (Великобритания) и NonLethal Technologies (США), а также химическая лаборатория и склад с реактивами, расположенные в подвальном помещении полуразрушенного многоэтажного здания в г. Дума (апрель 2018 года).

Примерами использования токсичных химикатов нелетального действия в террористических целях являются факты их применения группировками «Исламское государство» и «Джебхат Ан-Нусра» на территории Сирии в 2013—2017 годах. В совместном докладе Организации Объединенных Наций (ООН) и Организации по запрещению химического оружия (ОЗХО) отмечено более 130 подтвержденных случаев, жертвами которых стали мирные жители и военнослужащие сирийской армии (по данным этих организаций, число пострадавших составило более 2500 человек).

Следует отметить, что объектами террористической деятельности с использованием инкапаситантов могут быть также государственные, общественные, другие деятели.

Примером терактов, направленных против конкретных должностных лиц, являются случаи заражения токсичным веществом входящей корреспонденции сенатора Фриста в 2003 году, американского Сената в 2004 году, а также в администрации президента США Обамы, сенатора Уикера и в офисе мэра Нью-Йорка Блумберга в 2013 году3. В последнем случае поражения различной степени тяжести получили сотрудники.

Анализ конфликтных ситуаций современности показывает, что политические события в таких странах, как Ирак, Ливия, Сирия, а также в Украине развиваются по схожим сценариям. В отдельных случаях следует отметить применение инкапаситантов для создания паники, различного рода провоцирований, неадекватного поведения отдельных групп населения с целью дискредитации власти и отдельных политических лидеров. Инкапаситанты на основе психотомиметиков4 применялись скрытно, в том числе под видом оказания гуманитарной помощи. Для достижения обозначенных выше целей, в частности для стимулирования экстремистов, имело место, вероятнее всего, применение регуляторов поведения — психостимуляторов и допингов.

Так, судя по словам очевидцев и публикациям в средствах массовой информации, в событиях, произошедших в Киеве, применялись вещества, схожие по действию с препаратами, относящимися к классу психотомиметиков, психостимуляторов и допингов. Подтверждением этому являются неадекватное поведение протестующих, характеризующееся повышенной возбудимостью и работоспособностью, энергичностью, сниженной чувствительностью к физическим нагрузкам. При этом после завершения активных действий и прекращения ими приема стимуляторов наступали слабость, подавленность, упадок сил, в ряде случаев — отек и отказ нижних конечностей.

Следует отметить появившуюся в последние годы тенденцию к трансформации реальных угроз химического характера в информационно-пропагандистской области. Благодаря широкому внедрению информационных технологий значительно облегчается формирование общественного мнения путем информационных вбросов.

Одним из примеров такого вброса может служить сфабрикованное в Великобритании дело по отравлению Скрипалей, в котором Лондон бездоказательно утверждает о причастности России и ее спецслужб к отравлению.

Особенно остро вопросы по дискредитации России в рамках информационного противоборства проявились с началом операции ее Воздушно-космических сил в Сирии и были связаны как с фактами применения химического оружия, в том числе и нелетального действия, так и с их фальсификацией.

Так, организация «Белые каски», позиционирующая себя как организация по защите мирных граждан, инсценировала факты применения химического оружия в населенных пунктах Умм-Хоше 15—16 сентября 2016 года, Хан-Шейхун 4 апреля 2017 года, в Восточной Гуте 7 апреля 2018 года и передавала отчетный материал своим заказчикам из США и Западной Европы. Все это свидетельствует о том, что как организация, так и заказчики имели самые непосредственные связи и контакты с террористическими организациями, действующими на территории Сирии.

Таким образом, анализ применения токсичных химикатов нелетального действия в современных условиях позволяет сделать некоторые выводы.

3 Рылин В.В. Эпоха новых угроз (РХБ терроризм как глобальная проблема современности) //Армейский сборник. 2012. № 6 С. 61.

4 Ильин Л.Н., Рылин В.В. Инкапаситанты как оружие нелетального действия // Военная Мысль. 2014. № 9. С. 38.

Первый. Требования Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления, применения химического оружия и о его уничтожении не ограничивают исследования в направлении физиологически активных веществ, что создает реальную угрозу скрытых разработок и получения за рубежом новых видов оружия нелетального действия. Контроль за такими разработками затруднен из-за широкого внедрения технологий двойного назначения.

Второй. Возрастает объем инвестиций, прежде всего в США, на разработку и исследования токсичных химикатов, включая вещества нелетального действия — инкапаситанты. С каждым годом возрастает вероятность синтеза компонентов химического оружия нового поколения в ведущих странах мира. Этот процесс не ограничивается действующей Конвенцией и другими актами международного права. Производственные технологии передаются в другие страны, а также становятся доступными террористическим организациям.

Можно полагать, что существует реальная возможность создания новых токсичных химикатов с комплексом физико-химических и токсических свойств, аналогичных или превосходящих известные инкапаситанты, по отношению к которым будут неэффективны существующие средства защиты, индикации, дегазации и медикаментозного лечения.

Третий. Наибольшая опасность исходит не столько от государств, обладающих технологиями производства оружия нелетального действия на основе инкапаситантов, сколько от террористических группировок, свободных от международных обязательств и имеющих соответствующую материально-техническую базу, лаборатории, химические реактивы и расходные материалы для производства отравляющих веществ.

Четвертый. Открытые военные конфликты и специальные операции в ряде стран Ближнего Востока и на Украине способствуют снижению международного контроля со стороны ОЗХО в области неприменения и нераспространения химического оружия.

Опыт применения инкапаситантов для создания паники, провокаций, неадекватного поведения отдельных групп населения и дискредитации политических лидеров в ходе «цветных» революций показал высокую эффективность данных мероприятий для достижения обозначенных целей.

Пятый. Практика фальсификации фактов применения химического оружия при решении стоящих перед США и западными странами геополитических задач доказала свою эффективность. Так, заведомая ложь о применении химического оружия в Ираке, Сирии продемонстрировала высокую восприимчивость общественного мнения к соответствующей информации. Ведущие государства мира широко используют этот фальсификат как в выступлениях с трибуны Совета Безопасности ООН, так и для развязывания военных конфликтов против государств с неугодными им режимами, а также в ходе пропагандистских кампаний, направленных в том числе и против России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.