Научная статья на тему 'О некоторых аспектах применения деятельностного подхода в процессе обучения математике'

О некоторых аспектах применения деятельностного подхода в процессе обучения математике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
102
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАТЕМАТИКА / MATHEMATICS / ОБУЧЕНИЕ / TRAINING / ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / ACTIVITY APPROACH / СРАВНЕНИЕ / COMPARISON / АНАЛИЗ / ANALYSIS / СИНТЕЗ / SYNTHESIS / НАБЛЮДЕНИЕ / OBSERVATION / РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ / PROBLEM SOLVING / МОТИВАЦИЯ / MOTIVATION / ИНТЕРЕС / INTEREST

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Cултанов Журакул, Останов Курбон, Мурадов Кодир, Рахимов Холмурад

В этой статье излагаются некоторые аспекты использования деятельностного подхода в процессе обучения математике и даны рекомендации их применения на уроках с целью развития творческой самостоятельности учащихся. Основой этих элементов учебной деятельности служит математическое мышление учащихся как форма мыслительной деятельности, охватывающая глубокое осмысление, анализ, синтез, сравнение, обобщение и конкретизацию знаний об окружающем мире, направленная на решение поставленных проблем и достижение истины. Применение современных инновационных технологий способствует повышению эффективности обучения. Деятельностный подход связан с созданием на уроках проблемных ситуаций, стимулирующих открытие учащихся. Для создания проблемной ситуации на уроках, прежде всего, целесообразно использование противоречивого положения, научных теорий, альтернативных точек зрения или ответов учеников на предложенный вопрос или практическое задание, выполнение которых требует опираться на изучаемый материал.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О некоторых аспектах применения деятельностного подхода в процессе обучения математике»

PEDAGOGICAL SCIENCES

ABOUT SOME ASPECTS OF APPLICATION OF ACTIVITY APPROACH IN

THE PROCESS OF MATHEMATICAL TRAINING Sultanov Zh.1, Ostanov K.2, Muradov K.3, Rakhimov Kh.4 (Republic of Uzbekistan) Email: Sultanov536@scientifictext.ru

'Sultanov Zhurakul - Candidate of pedagogical sciences, Associate Professor, DEPARTMENT HIGHER MATHEMATICS AND INFORMATION TECHNOLOGIES, SAMARKAND AGRICULTURAL INSTITUTE;

2Ostanov Kurbon - Candidate of pedagogical sciences, Senior Lecturer, DEPARTMENT THEORY OF PROBABILITY AND MATHEMATICAL STATISTICS, SAMARKAND STATE UNIVERSITY;

3Muradov Kodir - Assistant;

4Rakhimov Kholmurad - Assistant, DEPARTMENT HIGHER MATHEMATICS AND INFORMATION TECHNOLOGIES, SAMARKAND AGRICULTURAL INSTITUTE, SAMARKAND, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: this article outlines some aspects of the use of the activity approach in the process of teaching mathematics and gives recommendations for their application in lessons with the aim of developing students' creative independence. The basis of these elements of educational activity is the mathematical thinking of students, which as a form of mental activity, covering deep understanding, analysis, synthesis, comparison, generalization and concretization of knowledge about the world, aimed at solving the problems and achieving the truth. The application of modern innovative technologies contributes to the improvement of efficiency and training. The educational approach is associated with the creation of problem situations in the lessons that stimulate the opening of students. To create a problem situation in lessons, it is first of all expedient to use contradictory provisions, scientific theories, alternative points of view or pupils' answers to the proposed question or practical task, the implementation of which requires to draw on the material being studied. Keywords: mathematics, training, activity approach, comparison, analysis, synthesis, observation, problem solving, motivation, interest.

О НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ ПРИМЕНЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ Cултанов Ж.1, Останов К.2, Мурадов К.3, Рахимов Х.4 (Республика Узбекистан)

СултановЖуракул — кандидат педагогических наук, доцент, кафедра высшей математики и информационных технологий, Самаркандский сельскохозяйственный институт;

2Останов Курбон - кандидат педагогических наук, cтарший .преподаватель, кафедра теории вероятностей и математической статистики, Самаркандский государственый университет;

3Мурадов Кодир — ассистент;

4Рахимов Холмурад - ассистент, кафедра высшей математики и информационных технологий, Самаркандский сельскохозяйственный институт, г. Самарканд, Республика Узбекистан

Аннотация: в этой статье излагаются некоторые аспекты использования деятельностного подхода в процессе обучения математике и даны рекомендации их применения на уроках с целью развития творческой самостоятельности учащихся. Основой этих элементов учебной деятельности служит математическое мышление учащихся как форма мыслительной деятельности, охватывающая глубокое осмысление, анализ, синтез, сравнение, обобщение и конкретизацию знаний об окружающем мире, направленная на решение поставленных проблем и достижение истины. Применение современных инновационных технологий способствует повышению эффективности обучения. Деятельностный подход связан с созданием на уроках проблемных ситуаций, стимулирующих открытие учащихся. Для создания проблемной ситуации на уроках, прежде всего, целесообразно использование противоречивого положения, научных теорий, альтернативных точек зрения или

ответов учеников на предложенный вопрос или практическое задание, выполнение которых требует опираться на изучаемый материал.

Ключевые слова: математика, обучение, деятельностный подход, сравнение, анализ, синтез, наблюдение, решения задач, мотивация, интерес.

В формировании у школьников творческих качеств большую роль играет изучение математики. Поэтому возникает вопрос, о том, что какие практические знания должна давать математика? Естественно, отдельно предмет математики сама не в состоянии давать учащимся всеми необходимыми знаниями на всю жизнь: как оформить кредит, как вычислить налоговые отчисления, выбрать телефонный тариф, рассчитать коммунальные платежи и т.д., но она должна и обязана вооружить школьников современными методами познания окружающего мира, развивать в себе умений познавательной самостоятельности. Это свидетельствует о том, что в процессе обучения математики учащиеся школьники учатся рассуждать, доказывать, находить рациональные пути решения задач, высказать соответствующие выводы [1]. Основой этих элементов учебной деятельности служит математическое мышление учащихся, которое как форма мыслительной деятельности, охватывающая глубокое осмысление, анализе, синтезе, сравнении, обобщении и конкретитзации знаний об окружающем мире, направленная на решение поставленных проблем и достижении истины. В настоящее время в образовании молодежи крайне необходима направленность обучения развитие познавательной деятельности, самостоятельности мысли учащихся, формирование умений поисковой, эвристической и исследовательской деятельности.

Применение современных инновационных технологий способствует повышению эффективность обучения [2]. Исходя из этого задача учителя, так организовать учебный процесс, чтобы полученные знания на уроке школьниками стали бы результатами их самостоятельных исследований.

Деятельностный и проблемно-поисковый подход связан с созданием на уроках проблемных ситуаций, стимулирующих открытия учащихся [3]. При этом на уроках учитель стремиться не давать информацию в готовом виде, а так организуются урок так, чтобы ученики заново «открывали» новую формулу, понятие и правило, самостоятельно высказывали свое мнение или предположение. Такой урок обеспечивает качественного усвоение знаний; развитие мышления и формирование творческих способностей личности; воспитание активной личности.

Для создания проблемной ситуации на уроках, прежде всего, целесообразно использование противоречивые положения, научные теории, альтернативные точки зрения или ответы учеников на предложенный вопрос или практическое задание, выполнение которых требует, опираться на изучаемый материал. При этом на уроке возникает атмосфера сотрудничества ученического коллектива, совместного исследования решения предложенных проблемных задач.

Например, при изучении темы в 6 классе «Сложение дробей с разными знаменателями» вместе с примерами на устный счёт на сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями можно включить задания, где требующих выполнить сложение и вычитание дробей с разными знаменателями.

Список литературы / References

1. Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология. М.: Народное

образование, 2000.

2. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М., 1998.

3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования // Под ред.

Е.С. Полат. / М.: Академия, 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.