Научная статья на тему 'Эффективность применения компьютерных моделей на уроках математики'

Эффективность применения компьютерных моделей на уроках математики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
398
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / FORMS AND METHODS OF TRAINING / МОДЕЛЬ / MODEL / МОДЕЛИРОВАНИЕ / MODELING / КОМПЬЮТЕРНЫЕ МОДЕЛИ / COMPUTER MODELS / МЕТОДИКИ И ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ КОМПЬЮТЕРНЫЕ МОДЕЛИ / METHODS AND EFFICIENCY OF COMPUTER MODELS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аминов Истам Барноевич, Шарапова Нафиса Аброровна

В настоящее время изменяется само понятие обучения: усвоение знаний уступает место умению пользоваться информацией, получать ее с помощью компьютера. В статье рассматриваются основные вопросы, дидактические возможности и методики использования компьютерной модели на уроках математики, описывается эффективность использования в методике преподавания математики компьютерных моделей и изучение нового материала с помощью коммуникационных технологий, а также влияние на процесс усвоения получаемых знаний за счёт создания модели изучаемого объекта, разных программных приложений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эффективность применения компьютерных моделей на уроках математики»

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ

МОДЕЛЕЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ 1 2 Аминов И.Б. , Шарапова Н.А. Email: Aminov640@scientifictext.ru

1Аминов Истам Барноевич - доцент, кандидат физико-математических наук; 2Шарапова Нафиса Аброровна - ассистент, факультет прикладной математики и информатики, Самаркандский государственный университет, г. Самарканд, Республика Узбекистан

Аннотация: в настоящее время изменяется само понятие обучения: усвоение знаний уступает место умению пользоваться информацией, получать ее с помощью компьютера. В статье рассматриваются основные вопросы, дидактические возможности и методики использования компьютерной модели на уроках математики, описывается эффективность использования в методике преподавания математики компьютерных моделей и изучение нового материала с помощью коммуникационных технологий, а также влияние на процесс усвоения получаемых знаний за счёт создания модели изучаемого объекта, разных программных приложений.

Ключевые слова: формы и методы обучения, модель, моделирование, компьютерные модели, методики и эффективности применения компьютерные модели.

THE EFFECTIVENESS OF USING COMPUTER MODELS

IN MATHEMATICS LESSONS 12 Aminov I.B.1, Sharapova N.A.2

1Aminov Istam Barnoyevich - Associate Professor, Candidate of Physical and Mathematical Sciences; 2Sharapova Nafisa Abrorovna - Assistant, FACULTY OF APPLIED MATHEMATICS AND INFORMATICS, SAMARKAND STATE UNIVERSITY, SAMARKAND, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: ^Trendy, the concept of learning is changing: learning gives way to the ability to use information to get it through a computer. The article deals with the main issues, didactic possibilities and methods of using the computer model in the lessons of mathematics, describes the effectiveness of using in the methodology of teaching mathematics computer models and the study of new material with the help of communication technologies, as well as the impact on the process of assimilation of knowledge by creating a model of the object under study, different software applications.

Keywords: forms and methods of training, model, modeling, computer models, methods and efficiency of computer models.

УДК 681.3:378.1

В сегодняшний день период использование компьютерной технологии в учебном процессе содействует увеличению заинтересованности к учебе, его результативности. Кроме того, компьютерные технологии можно считать по новизне свежим методом передачи коммуникационных данных, который подходит одинаково отменно по качеству новому содержанию получения образования. Компьютерные технологии в учебном процессе дает возможность ученикам с энтузиазмом обучаться, отыскивать источники информации, воспитывает самостоятельность и ответственность при получении новейших знаний по изучаемому предмету. Эффективным результатом внедрения компьютерных технологий в процессе обучения математики, является овладение учениками с современными средствами обучения в качестве средства

познания процессов и явлений, происходящих в природе и используемых в практической деятельности [3].

В процессе обучения математики наиболее естественным является использование математической модели, с учетом особенностей математики как науки. Например, для моделирования процессов и явлений, лабораторного использования компьютера в режиме интерфейса, компьютерной поддержки процесса изложения учебного материала и контроля его усвоения.

Использование компьютерных моделей в процессе обучения математики позволяет раскрыть существенные связи изучаемого объекта, глубже выявить его закономерности, что, в конечном счете, ведет к лучшему усвоению материала. Ученик может исследовать математические модели, изменяя параметры, сравнивать полученные результаты на компьютере, анализировать их, делать выводы.

Компьютерное моделирование - это процесс построения и использования компьютерные модели в процессе обучения. Под компьютерной моделью понимают такой материальный или абстрактный объект, который в процессе изучения заменяет объект-оригинал, сохраняя его свойства, важные для данного исследования на компьютере.

Компьютерное моделирование как метод познания основано на математическом моделировании. Компьютерная модель - это система математических соотношений или формул, отображающих существенные свойства изучаемого объекта или явления на компьютере. Компьютерное моделирование дидактических понятий позволяет оказывать активное влияние на процесс их усвоения, прежде всего за счёт создания модели изучаемого объекта, процесса, явления на компьютере, ученик при этом является активным участником действий [1].

Применение компьютерной модели в процессе изучения математики направлено: для наглядного представления объектов на компьютере; для изучения объектов, их свойств на компьютере; для моделирования различных ситуаций.

В процессе изучения математики крайне изредка получается применить математическую модель для конкретных математических подсчетов без употребления вычислительной машины, что с неизбежностью выдвигает требования создания некой компьютерной модели для исследования и решения установленной дилеммы. На уроках математики построение обучающей тренировочной компьютерной модели основываются на абстрагировании от определенной природы явлений или изучаемого объекта-оригинала и состоит из двух этапов - поначалу возникновение высококачественной, а позже и количественной модели.В процессе исследования математики компьютерное моделирование заключается в проведении серии вычислительных тестов на вычислительной машине, первостепенной функцией которых является экспертный анализ, трактовка и сравнение итогов моделирования с истинным поведением изучаемого предмета и, при необходимости, дальнейшее уточнение компьютерные модели.

В процессе обучения математики к основным этапам компьютерного моделирования относятся [2]: постановка задачи, определение объекта моделирования, на котором происходит сбор коммуникационных данных, формулировка задачи, определение целевых мишеней, модели содержания представления итогов, изложение информационных сведений при решении математических задач; на этом этапе происходит экспертный анализ решения поставленных целей, содержательное отображение задачи, разработка информационно справочной модели решения задачи, анализ технических и программных средств, создание и подготовка конструкций данных, разработка математической модели; формализация, другими словами, переход к математической модели, создание алгоритма: выбор способа действий проектного планирования алгоритма, выбор модели содержания записи метода, выбор способа прохождения тестов, проектирование алгоритма; программирование, т.е. запись метода на

выбранном языке программирования; проведение серии вычислительных экспериментов и анализ результатов тестирования, доработка программы; анализ и интерпретация результатов решения задачи и доработка компьютерные модели в случае необходимости.

В процессе изучения математики компьютерное моделирование дает возможность: индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения; осуществлять контроль с обратной связью, с диагностикой ошибок и оценкой результатов; осуществлять контроль и самоконтроль учеников в процессе изучения математики; осуществлять тренировку в процессе усвоения учебного материала и самоподготовку учащихся на уроках математики; визуализировать учебную информацию на уроках математики; обучение математике в условиях имитации в компьютерной программе.

В заключение можно отметить, что применение компьютерной модели на уроках математики позволяет сделать каждый урок нетрадиционным, ярким, насыщенным, приводит к необходимости пересмотра различных способов подачи учебного материала и различных подходов в обучении.

Список литературы /References

1. Лебедева И.П. О технологиях обучения в вузе на основе математического моделирования // Современные исследования социальных проблем, 2012. № 4 (12).

2. Макарова Н.В., Нилова Ю.Н. Моделирование средствами языка программирования как технология системно-деятельностного подхода в обучении // Пед. образование в России, 2012. № 5. С. 83-87.

3. Могилев А.В., Титоренко С.А. Дидактические принципы компьютерного обучения // Педагогическая информатика, 1993. № 2. С. 10-16.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.