Научная статья на тему 'Об использовании методов наблюдения и опыта в процессе обучения математике'

Об использовании методов наблюдения и опыта в процессе обучения математике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1233
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
European research
Область наук
Ключевые слова
МАТЕМАТИКА / MATHEMATICS / TEACHING / НАБЛЮДЕНИЕ / OBSERVATION / ОПЫТ / EXPERIENCE / ИЗМЕРЕНИЯ / MEASUREMENTS / ОБЪЕКТ / OBJECT / ЗАКОНОМЕРНОСТЬ / REGULARITY / ПРАВИЛО / RULE / МЕТОД / METHOD / ОБУЧЕНИЕ / РАЗВИТИЯ / DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Cултанов Журакул, Останов Курбон, Актамова Васила Уктамовна

В этой статье говорится об использовании научных методов наблюдения и опыта в процессе обучения математике и даны рекомендации их применения на уроках с целью развития творческой самостоятельности учащихся. Сделан вывод о том, что научные методы математики, такие как наблюдение и опыт, сравнение и аналогия, анализ и синтез, обобщение, специализация и конкретизация, абстрагирование, можно применять как основные методы обучения при изучении математики. Несмотря на то, что математика в общем не является опытной наукой, но есть возможность использовать их в процессе обучения математике и научить учащихся умениям применять эти методы для усвоения математических понятий и законов. Наблюдение и опыт несмотря на то, что в математике не входят в ряд основных методов этой науки, но их можно с успехом использовать при обучении математике как учебному предмету, и это в свою очередь помогает развитию у учащихся умений сделать выводы о простых набюдениях закономерностей и обосновывать их своими словами. Но необходимо помнить, что учащиеся должны уяснить, что эти методы недостаточны для полного обоснования математической закономерности или правила, но они пригодны только для обнаружения и поиска их.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Cултанов Журакул, Останов Курбон, Актамова Васила Уктамовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Об использовании методов наблюдения и опыта в процессе обучения математике»

ON THE USE OF METHODS OF OBSERVATION AND EXPERIENCE IN THE PROCESS OF TEACHING MATHEMATICS

12 3

Sultanov Zh. , Ostanov K. , Aktamova V.U. (Republic of Uzbekistan) Email: Sultanov329@srientifictext.ru

1Sultanov Zhurakul - Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, DEPARTMENT OF HIGHER MATHEMATICS AND INFORMATION TECHNOLOGIES, SAMARKAND AGRICULTURAL INSTITUTE;

2Ostanov Kurbon - Candidate of Pedagogical Sciences, Senior Lecturer, DEPARTMENT OF THEORY OF PROBABILITY AND MATHEMATICAL STATISTICS, SAMARKAND STATE UNIVERSITY; 3Aktamova Vasila Uktamovna - Assistant, DEPARTMENT OF HIGHER MATHEMATICS AND INFORMATION TECHNOLOGIES, SAMARKAND AGRICULTURAL INSTITUTE, SAMARKAND, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: this article describes the use of scientific methods of observation and experience in the process of teaching mathematics and gives recommendations for their use in lessons with the aim of developing the creative independence of students. The conclusion is made that the scientific methods of mathematics, such as observation and experience, comparison and analogy, analysis and synthesis, generalization, specialization and concretization, abstraction can be applied as the basic teaching methods in the study of mathematics. Despite the fact that mathematics in general is not an experimental science, but it is possible to use them in the process of teaching mathematics and to teach students the skills to apply these methods to assimilate mathematical concepts and laws. Observation and experience, despite the fact that in mathematics is not part of the basic methods of this science, but they can be successfully used in teaching mathematics as an academic subject, and this in turn allows the development of students to draw conclusions from simple patterns and to justify Their own words. But it must be remembered that students should understand that these methods are not sufficient to fully substantiate a mathematical pattern or rule, but they are suitable only for detecting and searching for them.

Keywords: mathematics, teaching, observation, experience, measurements, object, regularity, rule, method, development.

ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ МЕТОДОВ НАБЛЮДЕНИЯ И ОПЫТА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ

1 2 3

Cултанов Ж. , Останов К. , Актамова В.У. (Республика Узбекистан)

Султанов Журакул - кандидат педагогических наук, доцент, кафедра высшей математики и информационных технологий, Самаркандский сельскохозяйственный институт;

2Останов Курбон - кандидат педагогических наук, марший преподаватель, кафедра теории вероятностей и математической статистики, Самаркандский государственый университет; 3Актамова Васила Уктамовна - ассистент, кафедра высшей математики и информационных технологий, Самаркандский сельскохозяйственный институт, г. Самарканд, Республика Узбекистан

Аннотация: в этой статье говорится об использовании научных методов наблюдения и опыта в процессе обучения математике и даны рекомендации их применения на уроках с целью развития творческой самостоятельности учащихся. Сделан вывод о том, что научные методы математики, такие как наблюдение и опыт, сравнение и аналогия, анализ и синтез, обобщение, специализация и конкретизация, абстрагирование, можно применять как основные методы обучения при изучении математики. Несмотря на то,

56

что математика в общем не является опытной наукой, но есть возможность использовать их в процессе обучения математике и научить учащихся умениям применять эти методы для усвоения математических понятий и законов. Наблюдение и опыт несмотря на то, что в математике не входят в ряд основных методов этой науки, но их можно с успехом использовать при обучении математике как учебному предмету, и это в свою очередь помогает развитию у учащихся умений сделать выводы о простых набюдениях закономерностей и обосновывать их своими словами. Но необходимо помнить, что учащиеся должны уяснить, что эти методы недостаточны для полного обоснования математической закономерности или правила, но они пригодны только для обнаружения и поиска их.

Ключевые слова: математика, обучение, наблюдение, опыт, измерения, объект, закономерность, правило, метод, развития.

Как известно, математическая наука исследует идеалными объектами, но ее реальном содержании все математические объекты отображают количественные свойства и отношений предметов и явлений окружающей действительности. При этом сущность их при рассмотрении свойств реальных предметов и явлений предполагает не учитывать второстепенных, исследуемые свойства появляются в самом общем и чистом виде. Поэтому все математические понятия и правила требует познание самых глубоких и общих свойств.

При изучении законов природы математика использует специальные средства - научные методы исследования. В процессе обучения учащиеся должны представлять себя как первооткрыватели математических истин: правил, теорем и формул. И поэтому научные методы математического исследования одновременно являются методами обучения. Таким образом, можно сделать вывод о том, что научные методы математики, такие как, наблюдение и опыт, сравнение и аналогия, анализ и синтез, обобщение, специализация и конкретизация, абстрагирование можно применять как основные методы обучения при изучении математики [1].

Методом наблюдения называется такой метод, в котором изучение свойств и отношений объектов и явлений осуществляется в процессе существующих естественных условий. Надо отметить, что наблюдение отличается от простого воспирятия. Так как при восприятии того или иного объекта или явления в сознании непосредственно отображается воздействие объекта на органы чувств, а само наблюдение включает в себя воприятие и не ограничивается этим. Наблюдение зависит от сохранения результатов в памяти и отображение их в виде смысловых слов (или текста).

Опытом называется такой метод, в котором изучение свойств и отношений объектов и явлений осуществляется в процессе искусственных, т.е. в специально организованных условиях, другими словами, мы создаём специальные условия для исследования свойств объектов и явлений.

Каждый опыт (эскперимент) связан с наблюдением. Человек, осуществляющий опыт, наблюдает ход эксперимента, т.е. ведётся набюдение за положением, изменением и развитием объектов и явлений в созданных искусственных условиях.

Методы набюдения и опыт большое место занимают в исследованиях, а также при изучении дисциплин есстеннонаучного цикла. Несмотря на то, что математика в общем не является отпытной наукой, но есть возможность использовать их в процессе обучения математике и приучить учащихся умениям применять этих методов для усвоения математических понятий и законов [2]. Например, при изучении разложения натуральных чисел на простые множители (5 класс) учащиеся, наблюдая в конкретных примерах разложения различных натуральных чисел 1, 2, 3, 4, 5 и т.д., приходят к выводу о разделении множества натуральных чисел на три подмножества {1}, множество простых чисел и множество сложных чисел.

При изучении теоремы суммы углов треугольника (7 класс) учащиеся с помощью опыта определяют на макетах значения суммы углов различных треугольников, приходят к выводу, что эта сумма всегда равно величине развернутого угла. Так учащиеся выдвигают

57

гипотезу о сумме углов тругольника. Такой же опыт и наблюдение можно провести и при изучении длины окружности, т.е. они с помощью измерений приводятся, к гипотезу о том, что всегда отношения длины окружности на длину диаметра примерно равно какому-то постояномму числу т.е 2л. Так они убеждаются в то, что существует в математике такие числа, которые определяют свойства и отношения реальных объектов

Таким образом, наблюдение и опыт несмотря на, то что в математике не входит в ряд осноных методов этой науки, но их можно с успехом можно использовать при обучении математики как учебного предмета, и это в свою очередь позволяет развитию учащихся умений сделать выводы с простых набюдений закономерностей и обосновывать их своими словами. Но необходимо помнить,что учащиеся должны уяснить,что эти методы недостаточны для полного обоснования математической закономерности или правила, но они пригодяны только для для обнаружения и поиска их.

Список литературы /References

1. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. М.: Просвещение, 1985.

2. Пойа Д. Математика и правдоподобные рассуждения. Под редакцией С.А. Яновской. Пер. с английского И.А. Вайнштейна. М.: Наука, 1975. 464 с.

METHODOLOGICAL FOUNDATIONS OF THE CONCEPT OF PROFESSIONAL LONGEVITY

12 3

Rutina L.N. , Parfenov S.P. , Rogozinskaya A.L. (Russian Federation) Email: Rutina329@scientifictext.ru

1Ryutina Larisa Nikolaevna - Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor; 2Parfenov Sergey Petrovich - Senior Teacher, DEPARTMENT OF PHYSICAL EDUCATION AND SPORTS; 3Rogozinskaya Anna Leonidovna - Student, FACULTY OF TRANSPORT SUPPORT SYSTEMS, IRKUTSK STATE UNIVERSITY OF WAYS AND COMMUNICATIONS,

IRKUTSK

Abstract: this article outlines the questions of theory, methods ofphysical education and the idea of

creating a mass rational system of recovery with access to individual self-awareness, a way of life,

to operational control over health reserves, and to the formation of the economic value of health.

Its essence, basic terms and concepts are revealed, principles, means are stated.

Designed for students of all areas, specialties, forms of training, as well as for teachers and all

interested in this subject.

Keywords: concept, diagnosis, longevity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.