DOI 10.47643/1815-1329_2022_5_110 УДК 343.851.5(470)
О НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРАВОНАРУШЕНИЙ СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ ABOUT SOME ASPECTS OF CRIME PREVENTION AMONG MINORS IN MODERN SOCIETY
ДИВАЕВА Ирина Рафаэловна,
кандидат юридических наук, начальник кафедры уголовного права и криминологии,
Уфимский юридический институт МВД России.
450091, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Муксинова, 2.
E-mail: lav16@mail.ru;
ЛИТВИНА Анастасия Валерьевна,
старший преподаватель кафедры уголовного права и криминологии, Уфимский юридический институт МВД России. 450091, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Муксинова, 2. E-mail: lav16@mail.ru; DIVAEVA Irina Rafaelovna,
candidate of legal sciences, head of the department of criminal law and criminology,
Ufa Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia.
2, Muksinova str., Ufa, Republic of Bashkortostan, 450091.
E-mail: lav16@mail.ru;
LITVINA Anastasia Valeryevna,
senior lecturer of the department of criminal law and criminology, Ufa Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2, Muksinova str., Ufa, Republic of Bashkortostan, 450091. E-mail: lav16@mail.ru
Краткая аннотация: В статье проанализированы причины и условия правонарушений среди несовершеннолетних в современном обществе. Предложены меры по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних, направленные на укрепление правопорядка путем оптимизации взаимодействия всех субъектов профилактики.
Abstract: The article analyzes the causes and conditions of juvenile delinquency in modern society. Proposed measures for the prevention of juvenile delinquency, aimed at strengthening the rule of law by optimizing the interaction of all subjects of prevention.
Ключевые слова: взаимодействие, профилактика, правонарушение, несовершеннолетний, субъекты профилактики.
Keywords: interaction, prevention, offense, minor, subjects of prevention.
Для цитирования: Диваева И.Р., Литвина А.В. О некоторых аспектах предупреждения правонарушений среди несовершеннолетних в современном обществе // Аграрное и земельное право. 2022. № 5(209). С. 110-112. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2022_5_110.
For citation: Divaeva I.R., Litvina A. V. About some aspects of crime prevention among minors in modern society //Agrarian and Land Law. 2022. No. 5(209). pp. 110-112. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2022_5_110.
Статья поступила в редакцию: 13.02.2022
Профилактика - это особая социальная система, включающая образовательные, правовые, а также любые результативные меры. Задачи профилактической работы заключаются в том, чтобы опередить условия и причины, способные спровоцировать безнадзорность, беспризорность и совершение правонарушений среди несовершеннолетних. При том профилактика предполагает не только определение факторов и рисков, но и ведение индивидуальной работы.
Сегодня, работа по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних является приоритетным
Уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право
направлением в современном обществе, так как от этого зависит наше будущее. В решении данных задач в основном принимают участие учителя, работники правоохранительных структур и государственных инстанций. Принято считать, что профилактика правонарушений среди несовершеннолетних - это сфера ответственности родителей и государства. При этом особая роль отводится правоохранительной системе, но следует помнить, что правоохранители выполняют функцию стражей порядка и законов, в связи с чем такие подходы не совсем некорректны и на наш взгляд общественность должна играть ключевую роль в решении данного вопроса.
Профилактика и предупреждение правонарушений среди несовершеннолетних показывают наилучшие результаты, если вести комплексную работу, включающую борьбу с криминогенными факторами. Только совместная работа, направленная на профилактику может обеспечить положительные результаты, для чего необходимо прорабатывать эффективные схемы взаимодействия.
Предупредительные меры, направленные на сокращение числа правонарушений с участием несовершеннолетних, включают множество аспектов, и нельзя сказать, что какой-то из них существенно более значимый. Считается, что наилучшее развитие ситуации возможно, если начать предупредительную работу задолго до формирования риска совершения противоправного поступка. С подростками нужно взаимодействовать прежде, чем их поведение превращается в опасное для социума. Необходимо разработать способы нейтрализации их воздействия, а при возможности - полностью устранить или хотя бы ограничить влияние со стороны внешнего мира. Важной задачей является замещение криминогенных явлений положительными аспектами. Для этого необходимо сформировать у подрастающего поколения правосознание, помочь наработать полезные для социума навыки, найти для себя подходящие интересы.
Одним из базовых подходов считается формирование правовой культуры. Взрослые должны работать над тем, что бы у младшего поколения сформировалось правосознание. Кроме того, общество должно способствовать развитию несовершеннолетних в сфере нравственности, интеллекта, духовности и физического состояния [1]. Считается, что минимизации уровня преступности можно достичь, если нашему современному обществу будут присущи патриотизм, гражданственность и ответственность. Положительным примером можно считать образование добровольного детско-юношеского движения «Юнармия» на базе общеобразовательных учреждений. Взаимодействие должно быть и среди обучающихся. Старшеклассники должны взаимодействовать с младшим поколением, показывать пример, должны проводиться мероприятия, помогающие развиваться лич-ностно. Родителям и общественности необходимо практиковать меры, прививающие навыки, полезные в социуме. Подросткам необходимо нарабатывать методы выхода из конфликтов, научиться принимать решения самостоятельно. Задача взрослых заключается в том, чтобы помочь сформировать ценности, которые будут важны всю жизнь, а также воспрепятствовать вовлечению в опасную сферу. Необходимо воспитывать у ребенка чувство ответственности за совершенное [2].
Таким образом, эффективный план работы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних должен включать постоянное взаимодействие с лицами старшего возраста и высоким правосознанием. Не менее важна профилактика среди несовершеннолетних в семье, ведь дети, не получающие необходимой заботы и любви родителей, чаще совершают деяния, противоречащие принятым нормам и правилам. Именно родители могут сформировать негативное отношение к вредным привычкам, а своим поведение показать положительный пример. Неуважительное общение со старшими также закладывает шаблоны поведения. Для этого необходимо нарабатывать компетентность родителей, дабы они могли более результативно взаимодействовать с несовершеннолетними детьми. Чтобы добиться максимального эффекта, необходимо создать у родителей позитивное мнение относительно важности развития данного направления.
Во многих учебных заведениях имеются программы социальной и педагогической работы с несовершеннолетними, направленные на минимизацию риска девиантного поведения и предупреждения правонарушений. Несмотря на это проблема правовой грамотности населения продолжает оставаться ключевой. Каждый, с детства должен знать правовые нормы, правила и приемлемые границы поведения, возможные наказания за их несоблюдение. Так, стоит подумать о том, что в общеобразовательную программу необходимо включить учебную дисциплину, изучающую основы права. С учетом основных положений действующего законодательства и нормативно-правовых документов обучающиеся смогут объективно оценивать сложившуюся обстановку. Возьмем в качестве примера ситуацию, где несовершеннолетний в мессенджерах или социальных сетях нашел рекламу легкого дохода и решил заработать в тайне от родителей. Ему по известной схеме предлагается оставлять небольшие дозы наркотического средства в тайниках и посредством интернет или сотовой связи отправлять злоумышленнику месторасположение так называемых «закладок». Следует отметить, что уголовная ответственность за сбыт наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов наступает с 14 лет. Подросток, не зная норм уголовного законодательства полагает, что раз он сам не употребляет указанные вещества, то и ответственности за то, что оставил их в определенном месте нести не будет, соглашаясь на данное предложение. Решился бы он на такое, если бы знал о том, что за данное деяние ему грозит реальный срок? Тоже самое касается и хищения чужого имущества, начиная от административной ответственности до уголовной. Поэтому необходимо отделять мнимое от действительного и в этом несомненно огромную роль могут сыграть знания полученные в ходе обучения в рамках общеобразовательной программы.
Подводя итог, можно отметить, что необходим комплексный подход, новая программа, которая бы объединила государственные структуры с институтом семьи и общества. При этом, работа должна строится по систематизированной, последовательной и дифференцированной схеме. Для развития программного целевого подхода необходимо охватывать разные сферы жизнедеятельности несовершеннолетних, их родителей и общества в целом. Любые инициативы, связанные с профилактическими мероприятиями среди несовершеннолетних необходимо контролировать и оценивать эффективность внедренных подходов, чтобы корректировать их по мере необходимости, а также практиковать освещение данных вопросов посредством СМИ.
Библиография:
1. Санташов А.Л. Криминологические и уголовно-правовые аспекты противодействия преступности несовершеннолетних // Российский следователь - 2021. - № 6 - С. 11-12.
2. Волосова Н.Ю., Филиппова Е.О., Журкина О.В. Проблемы предупреждения преступлений, совершенных несовершеннолетними // Российский судья - 2022. - № 1. - С. 71-73.
References:
1. Santashov A.L. Criminological and criminal-legal aspects of countering juvenile delinquency // Russian investigator - 2021. - No. 6 - pp. 11-12.
2. Volosova N.Yu., Filippova E.O., Zhurkina O.V. Problems of preventing crimes committed by minors // Russian Judge - 2022. - No. 1. - pp. 71-73.