Научная статья на тему 'О некоторых аспектах правового регулирования оказания дистанционных образовательных услуг в свете федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"'

О некоторых аспектах правового регулирования оказания дистанционных образовательных услуг в свете федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
50
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / DISTANCE EDUCATION TECHNOLOGIES / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ / EDUCATIONAL SERVICES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гришин Дмитрий Юрьевич

В статье рассматриваются вопросы правового регулирования оказания образовательных услуг с применением дистанционных технологий. Обосновано, что уровень регламентации применения образовательными организациями дистанционных образовательных технологий является недостаточным и требует более подробного регулирования условий и порядка реализации данных технологий

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гришин Дмитрий Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT SOME ASPECTS OF LEGAL REGULATION OF THE RENDERING OF DISTANT EDUCATIONAL SERVICES WITHIN THE MEANING OF FEDERAL LAW "ON EDUCATION IN THE RUSSIAN FEDERATION"

The article concerns the problems of legal regulation of the rendering of educational services using distant education technologies. It is proved that the level of its regulation is insufficient and requires more detailed regulation of conditions and procedures for the implementation of these technologies by educational organization

Текст научной работы на тему «О некоторых аспектах правового регулирования оказания дистанционных образовательных услуг в свете федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"»

УДК 351.851

О НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОКАЗАНИЯ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ В СВЕТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Гришин Д.Ю.

В статье рассматриваются вопросы правового регулирования оказания образовательных услуг с применением дистанционных технологий. Обосновано, что уровень регламентации применения образовательными организациями дистанционных образовательных технологий является недостаточным и требует более подробного регулирования условий и порядка реализации данных технологий

The article concerns the problems of legal regulation of the rendering of educational services using distant education technologies. It is proved that the level of its regulation is insufficient and requires more detailed regulation of conditions and procedures for the implementation of these technologies by educational organization

Ключевые слова: образование; дистанционные образовательные технологии; образовательные услуги

Keywords: education; distance education technologies; educational services

С развитием информационных технологий все чаще возникают вопросы оказания образовательных услуг не только с использованием традиционных форм обучения, к которым относят очную, очно-заочную и заочную формы, но также и дистанционно. Гражданское законодательство в целом очень лояльно относится к правовому регулированию отношений возмездного оказания образовательных услуг. Глава 39 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) фактически дает участникам данных правоотношений полную свободу в определении тех условий договора возмездного оказания образовательных услуг, которые стороны договора посчитают необходимым определить.

В то же время, несмотря на кажущуюся простоту организации образовательного процесса и создания необходимых условий для обучения с использованием дистанционных технологий, фактически создаются обстоятельства для осуществления видимости обучения. Это связано с тем, что образовательная услуга предусматривает совершение необходимых действий со стороны не только исполнителя, но и потребителя этой услуги. Необходимо осуществлять требуемые федеральными государственными образовательными стандартами формы контроля полученных обучаемым знаний, осуществлять непосредственное руководство процессом обучения. В противном случае, хотя в договоре об оказании образовательных услуг и содержатся права

и обязанности сторон, вполне способные создать полноценную модель отношений по оказанию образовательной услуги с использованием традиционных форм обучения, этого может оказаться недостаточно для осуществления обучения с использованием дистанционных технологий.

Требуется специальное правовое регулирование организации и условий осуществления процесса дистанционного обучения, которое позволило бы, с одной стороны, дать возможность их использовать в учебном процессе, а с другой - гарантировало бы качество оказываемой образовательной услуги и защищало права обучающегося на качественное конкурентоспособное образование.

Федеральный закон от 10.04.2000 №2 51-ФЗ «Об утверждении Федеральной программы развития образования»1 в качестве одного из приоритетных направлений развития образования в России указывает на необходимость внедрения информационных технологий, в том числе и дистанционного обучения. Их использование, по мнению разработчиков Федеральной программы развития образования, должно способствовать повышению доступности образовательных технологий, а также вхождению России в мировое образовательное пространство. В то же время указанная программа содержит лишь декларацию о намерениях развития системы образования в России, но не конкретизирует пути ее реализации применительно к каждой конкретной задаче или аспекту, в том числе и к дистанционному обучению.

Проведенный анализ законодательства Российской Федерации в области образования показал, что в целом вопросы использования дистанционных технологий в образовании в нормативных правовых актах затрагиваются, однако четкой, проработанной системы не имеется. В частности, Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» содержит лишь одну статью (ст. 16), касающуюся данного вопроса, в которой устанавливается, что образовательная организация должна создать «условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся»2. Конкретный порядок реализации обучения с использованием дистанционных форм устанавливается подзаконными нормативными правовыми актами, принимаемыми в соответствии с данным Федеральным законом.

1 Федеральный закон от 10.04.2000 № 51-ФЗ «Об утверждении Федеральной программы развития образования» (ред. от 26.06.2007) // СЗ РФ. 2000. № 16. Ст. 1639.

2 Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 31.12.2014), ст. 16 // СЗ РФ. 2012. № 53 (ч. 1). Ст. 7598.

Проблемы высшего профессионального образования

173

К таким актам сегодня относятся, в частности, Приказ Министерства образования и науки РФ от 09.01.2014 № 2 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»3 и Приказ Министерства образования и науки РФ от 20.01.2014 № 22 (ред. от 10.12.2014) «Об утверждении перечней профессий и специальностей среднего профессионального образования, реализация образовательных программ по которым не допускается с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий»4.

В соответствии с данными правилами порядок и объемы использования дистанционных образовательных технологий определяются непосредственно самим образовательным учреждением и могут осуществляться для каждой формы обучения самостоятельно. Более того, данными правилами допускается также полное отсутствие аудиторных занятий в процессе обучения, что, в свою очередь, ставит под вопрос наличие различий между самообразованием и образованием с применением дистанционных образовательных технологий.

Кроме того, Приказ Министерства образования и науки РФ от 20.01.2014 № 22 устанавливает перечень профессий и специальностей среднего профессионального образования, по которым не допускается обучение исключительно с применением дистанционных технологий. Это означает, что такие технологии могут применяться в части процесса обучения.

Инструктивным письмом Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 03.07.1998 № 41 «О дистанционном обучении в среднем и высшем профессиональном образовании» определялись первые правовые основы использования дистанционных образовательных технологий в деятельности образовательных учреждений. Устанавливалось, что при применении указанных технологий все аттестации, включая итоговую государственную аттестацию, а также все письменные контрольные и лабораторно-практические работы должны осуществляться в соответствии с требованиями, предъявляемыми к соответствующей форме обучения.

Для реализации процесса обучения с использованием исключительно дистанционных технологий образовательная организация должна создать «условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы,

3 Приказ Министерства образования и науки РФ от 09.01.2014 № 2 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» // Рос. газ. 2014. 16 апреля.

4 Приказ Министерства образования и науки РФ от 20.01.2014 № 22 (ред. от 10.12.2014) «Об утверждении перечней профессий и специальностей среднего профессионального образования, реализация образовательных программ по которым не допускается с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий» // Рос. газ. 2014. 28 февраля.

О некоторых аспектах правового регулирования...

электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся»5.

Таким образом, на сегодняшний день любая образовательная организация, осуществляющая в соответствии с законодательством РФ оказание образовательных услуг, вправе не только дополнять процесс обучения дистанционными образовательными технологиями, но и фактически подменять привычные формы обучения дистанционными технологиями.

Представляется, что такая свобода в оказании дистанционных образовательных услуг может способствовать общему снижению качества обучения, поскольку не всегда обеспечивается должный контроль за деятельностью обучаемого, что связано с его удаленностью от образовательной организации и педагога.

В целях повышения качества оказания дистанционных образовательных услуг представляется необходимым совершенствование законодательной базы в данной области.

Первоначально необходимо разработать и стандартизировать основы применения дистанционных технологий в образовательной деятельности. Для этого требуется в Федеральный закон «Об образовании в РФ» включить общие требования к организации учебного процесса с использованием технологий дистанционного обучения. Также требуется четко определить те виды контроля выполнения учебного плана обучаемым, которые не могут быть заменены применением дистанционных технологий.

В специальном нормативном акте необходимо определить условия и порядок использования дистанционных технологий в обучении при очной, очно-заочной и заочной формах обучения. Также необходимо учитывать наличие ведомственных (военных, морских и т.п.) образовательных организаций, использование которыми дистанционных образовательных технологий должно подчиняться установленным на уровне подзаконных актов соответствующих министерств и ведомств условиям и порядку.

В содержании указанного специального нормативного акта должны быть раскрыты:

- формы и виды учебных занятий, которые могут осуществляться дистанционно;

- требования к качеству и образовательному уровню персонала образовательного учреждения, осуществляющего обучение с использованием дистанционных образовательных технологий;

- минимальные требования к материально-технической базе и телекоммуникационным сетям образовательной организации, осуществляющей

5 Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 31.12.2014), ст. 16 // СЗ РФ. 2012. № 53 (ч. 1). Ст. 7598.

Проблемы высшего профессионального образования 175

обучение с использованием дистанционных образовательных технологий, а также требования к материально-технической базе и телекоммуникационным сетям, используемым обучаемыми;

- требования к учету и обработке персональных данных обучаемых, в том числе данных о результатах такого обучения;

- требования к содержанию и форме учебно-методического комплекса, используемого при осуществлении дистанционного обучения, в том числе к банкам данных электронных библиотек соответствующих образовательных учреждений;

- требования к организации непосредственной учебно-методической помощи обучаемым, в том числе в форме консультаций с использованием дистанционных технологий.

Последнее представляется наиболее важным, поскольку дистанционные технологии разрывают крайне важный контакт обучаемого с преподавателем.

В действующих федеральных государственных образовательных стандартах необходимо отразить возможность прохождения обучения по каждой образовательной программе с использованием дистанционных технологий обучения, раскрыв особенности дистанционного обучения и указав, какие виды занятий могут быть заменены на обучение с применением дистанционных технологий. Важно отразить, что не всегда понятие «аудиторное занятие» может быть заменено «занятием в аудитории», поскольку в аудитории может быть проведена также и самостоятельная работа, не заменяющая для очной формы обучения лекционное или практическое занятие с преподавателем -специалистом в данной области.

Представляется, что принятие указанных мер позволило бы повысить качество дистанционного обучения и гарантировало бы потребителям по договорам возмездного оказания образовательных услуг достойный уровень знаний и компетенций даже при дистанционной форме обучения.

Библиографический список

1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 09.01.2014 № 2 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» // Рос. газ. 2014. 16 апреля.

2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 20.01.2014 № 22 (ред. от 10.12.2014) «Об утверждении перечней профессий и специальностей среднего профессионального образования, реализация образовательных программ по которым не допускается с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий» // Рос. газ. 2014. 28 февраля.

3. Федеральный закон от 10.04.2000 № 51-ФЗ «Об утверждении Федеральной программы развития образования» (ред. от 26.06.2007) // СЗ РФ. 2000. № 16. Ст. 1639.

4. Федеральный закон от 29.12.2012 .№ 27Э-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 31.12.2014), ст. 16 // СЗ РФ. 2012. № 53 (ч. 1). Ст. 7598.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.