МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11/2015 ISSN 2410-6070
Отметив фискальную роль НДС как основную, нельзя умалять и его регулирующую функцию. Регулирующая роль проявляется в способности НДС выступать в качестве регулятора экономических процессов.
Регулирующая функция НДС проявляется в виде стимулирования через систему налоговых льгот, установленных главой 21 НКРФ. Можно выделить три вида основных льгот, установленных по данному налогу: 1) установление пониженных налоговых ставок (10 и 0%); 2) освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика (ст.ст. 145, 145.1 НК РФ); освобождение от налогообложения определенной группы операций (ст. 149 НК РФ).
Анализ ст. 145.1 Налогового кодекса РФ показывает ярко выраженную стимулирующую направленность налога, которая реализуется посредством освобождения от налогообложения участников инновационного центра «Сколково», так как в данном комплексе обеспечены особые экономические условия для компаний, которые работают в приоритетных отраслях модернизации экономики России, к которым относятся: телекоммуникации и космос, энергетика, биомедицинские технологии, информационные технологии, а также ядерные технологии и нанотехнологии.
Еще одним примером стимулирующего воздействия НДС на экономических агентов является установление ставки налога в размере 0 %.
Здесь необходимо учитывать, что государство, активизируя внешнеэкономическую деятельность, способствует интенсивному развитию национальной экономики и ее интеграции в мировую экономику. Помимо этого решаются проблемы, связанные с притоком валюты в страну, что улучшает платежный баланс страны. Исходя из этого, государство строит свою налоговую политику таким образом, чтобы поддержать хозяйствующие субъекты, осуществляющие экспортные операции.
Государство стимулирует отечественных экспортеров, предоставляя им возможность возмещать из государственного бюджета суммы НДС, уплаченные налогоплательщиками -экспортерами на внутреннем рынке при приобретении товаров, работ и услуг, используемых в производстве экспортируемой продукции.
Таким образом, налог на добавленную стоимость обладает значительными преимуществами, выражающимися в обеспечении стабильных налоговых доходов и стимулирующем воздействии на экономическое поведение хозяйствующего субъекта.
Список использованной литературы:
1. Налоги и косвенное налогообложение: Учебное пособие Голик Е.Н. - Изд-во: Мини-Тайп, 2015. - 223 с.
2. Налоги и налогообложение : учебник для бакалавров / под ред. Д.Г. Черника. - М.: Издательство Юрайт, 2013. - 393 с. - Серия : Бакалавр. Базовый курс
© Баташев Р.В., 2015 г.
УДК 336.225.673
Р.В.Баташев
Ассистент кафедры «Налоги и налогообложение», Чеченский государственный университет, г. Грозный, Российская Федерация
О НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ВЫЕЗДНЫХ
НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК
Аннотация
В статье рассмотрены практические аспекты организации и проведения выездных налоговых проверок. Дана оценка результативности выездных налоговых проверок как наиболее эффективному методу налогового контроля.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11/2015 ISSN 2410-6070
Ключевые слова
Налоговый контроль, выездная налоговая проверка, результативность.
Налоговые проверки являются основным и наиболее результативным инструментом налогового контроля, позволяющий с высоким уровнем эффективности проверить правильность исчисления и уплаты налогоплательщиками налогов и сборов.
Налоговая проверка, как отмечают некоторые авторы, является процессуальным действием налоговых органов по контролю за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, своевременностью полнотой уплаты налогов и сборов, осуществление путем сопоставления фактических данных, полученных в результате налогового контроля, с данными налоговых деклараций и иных отчетных документов, представляемых налогоплательщиками в налоговые органы.
В системе налогового контроля налоговые проверки подразделяются на камеральные и выездные. Налоговые проверки являются формой реализации налоговыми органами налогового контроля.
Выездная налоговая проверка представляет собой проверку, которая проводится на территории налогоплательщика на основании решения руководителя налогового органа.
Целью выездной налоговой проверки является контроль за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах.
Решение о проведении выездной налоговой проверки выносит налоговый орган по месту нахождения организации или по месту жительства физического лица.
Повышенное внимание к данному виду налоговой проверки объясняется тем, что она дает бюджету значительные суммы дополнительно начисленных платежей по итогам проверки.
Особенность выездной налоговой проверки заключается в том, что она достаточно трудоемкая. Ее эффективность зависит от величины затрат рабочего времени работников налоговых органов и от уровня их квалификации.
Современные тенденции в организации и проведении выездных налоговых проверок определяются тем, что налоговые органы сосредоточили свою работу на анализе финансово-экономической деятельности налогоплательщиков, с одновременным отказом от тотального контроля. В основу работы отделов выездных налоговых проверок положен принцип самостоятельной оценке критериев риска проведения выездных налоговых проверок.
Повышение уровня собираемости налогов возможно путем улучшения качества работы налоговых органов по организации и проведению налоговых проверок.
Для того, чтобы оценить эффективность осуществления налоговых проверок и определить их роль в пополнении налоговых доходов регионального бюджета субъекта РФ, проанализируем результаты контрольной работы Управления ФНС России по ЧР за отчетные периоды.
Из отчетных данных, полученных из Управления ФНС России по ЧР видно, что за 2014 год общее количество проведенных налоговых проверок составляет 74429. Из них на долю выездных проверок приходится 165. То есть, доля выездных налоговых проверок незначительна, около 0.2 % процентов. При этом количество проведенных выездных налоговых проверок по сравнению с 2013 годом снизилось на 37 проверок, и в процентном выражении снижение составило 18,3% процентов к прошлому году. Такое снижение в первую очередь может быть связано со значительным сокращением числа индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, состоящих на налоговом учете, а также высокой трудоемкостью проведения выездных налоговых проверок.
Результативность проведения выездных налоговых проверок в 2014 году сохранилась на уровне 2013 года и составила 100%, так как во всех случаях проведения проверок организаций и физических лиц инспекциями выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах.
Важным показателем, отражающим результативность контрольной работы налоговых органов, является дополнительно начисленные платежи в бюджет по результатам проведения налоговых проверок.
По результатам проведенных выездных налоговых проверок в 2014 году в бюджетную систему РФ всех уровней дополнительно начислено с учетом пений и налоговых санкций 384,5 млн. руб. Данный
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11/2015 ISSN 2410-6070
показатель на 138,0 млн. руб. меньше, чем в 2013 году, а в процентном выражении снижение составило 26,4%. Снижение дополнительно начисленных платежей в 2014 году связано с сокращением количества проведенных выездных налоговых проверок в этом году.
В 2013 году дополнительные в бюджетную систему Российской Федерации начисления по результатам проведенных выездных налоговых проверок всех уровней составили 522,5 млн. руб., с динамикой к аналогичному показателю 2012 года 211,9%, или больше на 196,7 млн. рублей. Такой рост был за счет прироста дополнительных начислений по налогу на добавленную стоимость на 193,1 млн. руб.
Анализируя суммы дополнительно начисленных платежей по результатам проведенных выездных налоговых проверок в бюджетную систему Российской Федерации всех уровней, следует отметить, что основная доля начисленных платежей приходится на недоимку, незначительная часть составляют пени и налоговые санкции.
Еще одним важным показателем, отражающим эффективность контрольной работы налоговых органов, является результативность в расчете на одну проведенную проверку.
Так, в 2014 году результативность в расчете на одну выездную налоговую проверку организаций составила 2713 тыс. руб., что на 402 тыс. руб., или 12,9% меньше, чем за 2013 г. (3115 т.р.)
Результативность в расчете на одну выездную налоговую проверку индивидуального предпринимателя составляет 192,6 тыс. руб., что на 56,3 тыс. руб., или на 22,6% меньше чем за 2013 год (248,9 тыс. рублей).
Результативность в расчете на одну выездную налоговую проверку физического лица в 2014 г. составляет 119,3 т.р., что на 45,7 т.р. или на 27,2% меньше чем в 2013 г.
Снижение результативности в расчет на одну выездную проверку связан, прежде всего, со снижением общего количества проведенных выездных налоговых проверок, а также со снижением дополнительно начисленных платежей по итогам проведения выездных проверок Проанализируем еще один показатель, отражающий особенности контрольной деятельности налоговых органов республики - это сумма убытка, уменьшенного налогоплательщиками в результате контрольно-аналитической работы налоговых органов. Такая сумма в 2014 году, многократно увеличилась с 2,7 млн. руб. в прошлом году, до 1 166,8 млн. руб. в отчетном периоде. Это существенный показатель, свидетельствующий об увеличении числа обращений налогоплательщиков в суд и их несогласием с выводами проверяющих, а также отсутствием качественной доказательной базы со стороны налоговых органов.
Важным аспектом в организации налогового контроля налоговых органов республики является работа по проведению проверки обоснованности возмещения НДС.
Так, налоговыми органами республики в 2014 год проведено 25 камеральных и 1 выездная налоговая проверка по обоснованности возмещения НДС, по результатам которых налоговыми органами признано необоснованным возмещение НДС, заявленное налогоплательщиками в сумме 429,2 млн. руб., что на 422,3 млн. руб., больше показателя 2013 года (6,9 млн. рублей).
Увеличение сумм, признанных необоснованными к возмещению по НДС свидетельствует о повышении эффективности работы сотрудников налоговых инспекций, которыми постоянно выявляются незаконные схемы возмещения НДС. С другой стороны это может быть связано с низким уровнем знания налогоплательщиками налогового законодательства, в частности своих прав на законное возмещение сумм уплаченных НДС из бюджета.
На основе проведенного анализа можно сделать вывод, что выездная налоговая проверка является наиболее эффективным методом налогового контроля. Удельный вес дополнительно начисленных платежей в бюджет республики по результатам проведения данных проверок с учетом пений и штрафов составляется 59 % сумм, начисленных к уплате по результатам общей контрольной работы налоговых органов.
Однако результативность выездной налоговой проверки должна оцениваться не только по величине дополнительных поступлений в бюджет, но и обеспечением правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогоплательщиками налогов исходя из ошибок, выявленных в ходе проведения выездных проверок.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА»
№11/2015
ISSN 2410-6070
Учитывая то, что выездные налоговые проверки занимают центральное место в системе налогового администрирования и является важнейшей формой реализации контрольно-аналитической деятельности налоговых органов, необходимо уделять особое внимание решению проблем, возникающих в данной области.
Здесь необходимо отметить, что на эффективность проведения выездных налоговых проверок существенное влияние оказывает достоверность и полнота информации, поступающей из внешних источников. Решением проблемы, связанной с качеством такой информации может стать создание автоматизированной базы данных информации, поступающей из внешних источников. [1]
Так же необходимо повышать качество контрольных мероприятий, основанных на проведении аналитически проработанных точечных проверок в высоко рискованных сферах деятельности, обеспечивающих
резонансный эффект для нарушителей налогового законодательства.
Повышению результативности выездных налоговых проверок способствовала бы и активизация работы по взаимодействию с правоохранительными органами при проведении контрольных мероприятий. Целью такого взаимодействия должно стать обеспечение неотвратимости наказания за совершение налоговых преступлений и возмещения ущерба государству.
Список использованной литературы: 1. Голикова О. В., Голиков О. И. Эффективность налогового контроля как фактор стабилизации налоговой системы // Вестник ВУиТ . 2009. №16. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/effektivnost -nalogovogo-kontrolya-kak-faktor-stabüizatsii-nalogovoy-sistemy (дата обращения: 10.11.2015).
© Баташев Р.В., 2015 г.
УДК 336
Л. Бибикова
Магистрант 3 года обучения Уфимского филиала Финансового университета при Правительстве РФ Научный руководитель Т.В. Наконечная К.э.н., доцент кафедры «Бухгалтерский учет, аудит, статистика» Уфимского филиала Финансового университета при Правительстве РФ
СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ОЦЕНКИ ПЛАТЕЖЕСПОСОБНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ
Аннотация.
Платежеспособность - это характеристика, обеспечивающая удовлетворение интересов собственников, кредиторов, работников и других заинтересованных лиц в деятельности организации. На уровень платежеспособности оказывают влияние такие факторы, как структура оборотных средств, величина задолженности организации, наличие собственных оборотных средств, способность зарабатывать денежные средства в размерах и сроки, необходимые для осуществления текущей и предстоящей деятельности.
Ключевые слова.
Финансовая устойчивость, ликвидность, платежеспособность, финансовое состояние
предприятия и организации.
Платежеспособность является одним из основных показателей, характеризующих финансовое состояние предприятия. Платежеспособность предприятия - это готовность предприятия погасить долги в