Долгополов Александр Александрович
доктор юридических наук, доцент, профессор кафедры специальных дисциплин Краснодарского университета МВД России (e-mail: aadolgopolov1@mail.ru)
О некоторых аспектах информационного обеспечения органов внутренних дел об изъятом, добровольно сданном, найденном оружии
Исследуются проблемы информационного обеспечения деятельности органов внутренних дел по контролю за изъятым, добровольно сданным, найденным оружием. Выявляются задачи информационного обеспечения деятельности органов внутренних дел в целях обеспечения контроля за оборотом оружия, определяются основные пути совершенствования организации деятельности органов внутренних дел в сфере учета изъятого, добровольно сданного, найденного оружия.
Ключевые слова: автоматизированные информационные технологии, информационное обеспечение, деятельность органов внутренних дел, контроль за оборотом оружия.
A.A. Dolgopolov, Doctor of Law, Assistant Professor, Professor of the Chair of Special Disciplines of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; e-mail: aadolgopolov1@mail.ru
Concerning certain aspects of the information management of internal affairs bodies about seized, volunarily surrendered and found weapons
weapons Investigates the problem of information support of activity of bodies of Internal Affairs on control over seized, voluntarily surrendered, found weapons. Identified the problem of information support of activity of bodies of Internal Affairs in order to ensure control over the circulation of weapons, and identifies the main ways of improving the organization of activity of bodies of Internal Affairs in sphere of the account seized, voluntarily surrendered, found weapons.
Key words: automated information technologies, information security, activity of Internal Affairs bodies, control of arms trafficking.
Учет изъятого, добровольно сданного, найденного оружия является информационной основой его розыска, а также раскрытия преступлений, совершенных с использованием огнестрельного оружия.
Развитие и широкое применение информационных и коммуникационных технологий являются глобальной тенденцией мирового развития и научно-технической революции последних десятилетий. При этом роль доказательственной и розыскной информации в деятельности по раскрытию и расследованию преступлений, а значит, и современных технологий ее сбора, обработки и использования все время возрастает. Это обусловливает необходимость постоянно совершенствовать информационные основы учета в органах внутренних дел изъятого, добровольно сданного, найденного оружия, применяя с этой целью наиболее современные подходы, суть которых
заключается в комплексном решении целого ряда задач.
Анализ результатов исследований информационного обеспечения органов внутренних дел показал, что наиболее часто как критерии качества информации используются: актуальность, полнота, точность. Актуальность информации характеризуется своевременностью ее получения и использования по предназначению. Полнота отражает желание иметь весь объем необходимой полезной информации для анализа ситуации. Точность информации характеризует степень ее достоверности.
Нормативными правовыми актами Министерства внутренних дел РФ устанавливается порядок осуществления приема изъятого, добровольно сданного, найденного оружия, боеприпасов, патронов к оружию, взрывных устройств, взрывчатых веществ. Положения названного порядка применяются в отноше-
122
нии: гражданского, служебного и боевого ручного стрелкового оружия, холодного оружия, на которое распространяются положения Федерального закона от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ «Об оружии»; оружия иностранного производства; самодельных (кустарного изготовления) и переделанных предметов вооружения.
В целях постановки на централизованный учет утраченного или выявленного огнестрельного оружия и иного вооружения подсистемы «Оружие» интегрированного банка данных федерального уровня сотрудник территориального органа, получивший материалы, проводит проверку предметов вооружения по экспертно-криминалистическим, криминалистическим и розыскным учетам территориальных органов, а также по автоматизированной информационно-поисковой системе учета оружия «Оружие-МВД».
При поступлении боевого ручного стрелкового оружия отечественного производства направляет запрос в Министерство обороны РФ для проверки по базе данных номерного учета стрелкового оружия. В запросе указывается вся имеющаяся информация об оружии (вид, калибр, модель, серия, номер и год изготовления), а также прилагаются фотоматериалы общего вида и нанесенной маркировки образца оружия. О результатах проверки докладывает рапортом, который приобщается к материалам проверки. Направляет в течение 2 суток учетные документы для постановки на учет в соответствующий информационный центр управлений на транспорте МВД России по федеральным округам, линейных управлений МВД России на железнодорожном, водном и воздушном транспорте (имеющих в своем составе информационные подразделения), министерств внутренних дел по республикам, главных управлений, управлений МВД России по иным субъектам Российской Федерации предметов вооружения, имеющих индивидуальный номер. Найденные, добровольно сданные предметы вооружения, принадлежность которых установлена, постановке на централизованный учет подсистемы «Оружие» ИБД-Ф не подлежат.
Важным аспектом в работе с информационными ресурсами является возможность обработки полученных данных в том ракурсе, в котором возникает необходимость у органа внутренних дел. К примеру, сама по себе ин-
формация о физическом лице - владельце оружия, о количестве, моделях, калибре оружия, находящегося у него во владении, представляет интерес, но не является импульсом к реализации процессуальных, контрольных функций органа внутренних дел. С другой стороны, информация о лицах судимых, привлекавшихся к административной ответственности, представляет большой криминалистический, криминологический, социологический интерес, однако не является самостоятельным поводом к каким-либо действиям. В результате соединения двух информационных массивов (о владельцах оружия и лицах, привлеченных к уголовной и административной ответственности) и автоматизированной их обработки появится новая актуальная для органа внутренних дел информация - о лицах, оружие у которых должно быть изъято. Таким образом, определение необходимых информационных ресурсов, их автоматизированная обработка в интересах органа внутренних дел являются одной из важнейших задач его информационного обеспечения.
Для эффективной работы органов внутренних дел в сфере учета изъятого, добровольно сданного, найденного оружия требуются информационные системы, способные не только накапливать, осуществлять поиск, обрабатывать, систематизировать информацию. Наиболее актуальным аспектом информационного обеспечения деятельности органов внутренних дел является способность информационных систем осуществлять анализ информации, сравнивать ее с информацией, хранящейся в иных информационных банках. Наиболее актуальной для органов внутренних дел является информация о физических лицах, юридических лицах, их адресах, принадлежащих им документах, о принадлежащем им оружии.
Информация для автоматизированной обработки и анализа должна отбираться по следующим основным параметрам: актуальность информации; потребность органа внутренних дел в систематизации информации, ее сравнительном анализе; многообразие актуальной для органа внутренних дел информации; невозможность использования информации органом внутренних дел без ее автоматизированной обработки, систематизации и сравнительного анализа. Автоматизированная обработка информации с применением информационно-вычислительных средств позволяет
123
добиться повышения уровня работы органов внутренних дел на порядки. В дополнение к этому резко сокращается время поиска, обработки информации, возникает возможность проведения сравнительного анализа информации с использованием различных банков данных информации об оружии.
Решение проблем информационного обеспечения деятельности органов внутренних дел по учету изъятого, добровольно сданного, найденного оружия требует особого подхода, который позволяет осуществлять качественное управление силами и средствами органов внутренних дел. Среди инструментария, применяемого в современных системах организации деятельности органов внутренних дел, мы находим такие, как системный анализ, применение информационных систем, интенсивных информационных технологий, применение математического моделирования оперативно-служебных ситуаций и некоторые другие. Из всего многообразия путей совершенствования организации деятельности органов внутренних дел, на наш взгляд, нужно выделить следующие: создание банков данных информации, имеющей значение для организации деятельности; формирование информационно-вычислительных сетей; образование автоматизированных систем, программно-аппаратных комплексов, позволяющих мгновенно отыскивать необходимую для организации деятельности информацию, обрабатывать ее, представлять информацию органам управления в виде, удобном для восприятия. В результате комплексного подхода к информационному обеспечению организации деятельности органов внутренних дел, позволяющего объединить в себе все инструментарии совершенствования организации деятельности, следует образовать комплексные информационные системы управления, в основе которых лежит широкомасштабное применение современной информационно-вычислительной техники.
Информация лежит в основе деятельности органов внутренних дел, поэтому процесс совершенствования их деятельности неизменно влечет за собой необходимость совершенствования его информационного обеспечения. Планы по совершенствованию деятельности органов внутренних дел должны влечь за собой решение проблем проектирования информационных систем, создания информационных технологий, внедрения современных инфор-
мационных коммуникаций. Деятельность органов внутренних дел отличается, прежде всего, высоким объемом потоков информации. Информация, поступающая в органы внутренних дел, является весьма разносторонней, это объясняется спецификой их деятельности, направленной на реализацию законодательно установленных полномочий практически во всех сферах социальной жизни общества. Следовательно, формирование информационных систем, обеспечивающих деятельность органов внутренних дел, должно сопровождаться внедрением автоматизированных информационных технологий, причем комплексно во все структурные подразделения органов внутренних дел.
Информационное обеспечение деятельности органов внутренних дел не сводится только к решению технических проблем в создании административно-правовых комплексов коммуникационных связей, хотя без них невозможно представить информационную систему. Важным аспектом в построении информационной системы, обеспечивающей деятельность органов внутренних дел, является обязательный учет специфики их деятельности, учет форм и методов работы органов внутренних дел, их служб и подразделений. Оптимизация информационного обеспечения деятельности органов внутренних дел должна базироваться на закономерностях управленческой деятельности, только на такой базе можно выстраивать логические модели информационного обеспечения деятельности органов внутренних дел. Должна быть проведена работа по оптимизации, определению пределов информационных потоков. При этом необходимо учитывать задачи органов внутренних дел по обеспечению правопорядка, установленные действующим законодательством, а также ведомственными нормативными актами.
Понятие системы информационного обеспечения деятельности органов внутренних дел в сфере учета изъятого, добровольно сданного, найденного оружия имеет не только теоретическое, но и большое практическое значение, поскольку по теоретическим моделям построения и структурирования информационных потоков из различных служб и подразделений органов внутренних дел, определяющим также процесс принятия управленческих решений, выстраивается и практическая деятельность органов внутренних дел. Следовательно, от качества
124
теоретического материала будет зависеть эффективность практической деятельности органов внутренних дел.
Результаты анализа проблем информационного обеспечения организации деятельности органов внутренних дел позволяют констатировать следующее. Процессы информационного обеспечения организации деятельности органов внутренних дел в области изъятого, добровольно сданного, найденного оружия должны быть урегулированы соответствующими правовыми нормами, предметом их правового регулирования являются: оптимальный объем информации, необходимой для розыска оружия, раскрытия преступлений с использованием оружия; сроки поступления информации; степень детализации, точности информации; форма, процедуры обработки, направление потоков информации, а также другие вопросы работы с информацией и документооборотом. Урегулированное правовыми нормами движение информации в организации деятельности органов внутренних дел выполняет роль важных коммуникативных, ценностно-ориентаци-онных, управленческих и других функций.
Целью правового регулирования информационного обеспечения организации деятельности органов внутренних дел, связанной с учетом изъятого, добровольно сданного, найденного оружия, является создание системы отбора из общей совокупности информации об оружии с учетом ее источника, нужной периодичности поступления только тех сведений, которые им необходимы и достаточны для выполнения своих функций. В процессе информационного обеспечения должны быть приняты необходимые меры по недопущению фактов появления избыточности информации, т.к. избыточная информация, как правило, приносит не пользу, а вред из-за того, что в объемном потоке подробной информации можно потерять сущность организационной деятельности.
Изложенное позволяет сделать вывод о том, что совершенствование информационного
обеспечения деятельности органов внутренних дел и их соответствующих структурных подразделений, должностных лиц в сфере изъятого, добровольно сданного, найденного оружия должно осуществляться по следующим направлениям:
внедрение современных информационных технологий, обеспечивающих увеличение числа баз данных об учете оружия и его владельцев по различным направлениям деятельности органов внутренних дел с одновременным объединением их массивов в единую информационную систему, что необходимо для эффективного противодействия преступлениям, связанным с незаконным оборотом оружия, а также для минимизации времени поступления актуальной информации;
интенсификация информационных связей органов внутренних дел с институтами гражданского общества, средствами массовой информации для получения дополнительной информации о незаконном обороте оружия, расширяющей уровень информированности органов внутренних дел о латентных преступлениях, повышающей эффективность противодействия преступлениям и правонарушениям, а также улучшающей информированность граждан о состоянии правопорядка в сфере оборота оружия, об актуальных направлениях деятельности органов внутренних дел и результатах их работы;
внедрение современных автоматизированных информационных технологий в организацию деятельности органов внутренних дел, направленных на интенсификацию работы сотрудников полиции, повышение уровня их осведомленности, оптимальности в принятии решений в сфере оперативно-розыскной и следственной деятельности;
обеспечение неуклонного достижения правоприменительных целей органов внутренних дел за счет внедрения автоматизированных информационных технологий в работу по обеспечению контроля за оборотом оружия.
125