Научная статья на тему 'Некоторые проблемы реализации правового режима оружия, находящегося на хранении в органах внутренних дел, подлежащего возврату собственнику, принудительной реализации или утилизации'

Некоторые проблемы реализации правового режима оружия, находящегося на хранении в органах внутренних дел, подлежащего возврату собственнику, принудительной реализации или утилизации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
853
205
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРУЖИЕ / ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / СОБСТВЕННИК / ПРИНУДИТЕЛЬНАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ / УТИЛИЗАЦИЯ / WEAPONS / BODIES OF INTERNAL AFFAIRS / OWNER / ENFORCEMENT / DISPOSAL

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Чашников Всеволод Александрович, Пушкарев Артемий Леонидович

Статья посвящена комплексному анализу проблем реализации правового режима оружия, находящегося на хранении в органах внутренних дел, подлежащего возврату собственнику, принудительной реализации или утилизации. В статье сформулированы рекомендации по практическому применению норм законодательства о принудительном отчуждении изъятого и конфискованного гражданского оружия, находящегося на ответственном хранении в органах внутренних дел.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some problems of realization of the legal regime of weapons stored in the internal to be returned to owner, enforcement or disposal

The article is devoted to the complex analysis of the problems of implementing the legal regime of weapons stored in the internal to be returned to owner, enforcement or disposal. The article formulates recommendations on the practical application of the legislation on compulsory alienation of seized and confiscated civilian firearms, in the custody of the Ministry of internal Affairs.

Текст научной работы на тему «Некоторые проблемы реализации правового режима оружия, находящегося на хранении в органах внутренних дел, подлежащего возврату собственнику, принудительной реализации или утилизации»

УДК 347.232

Некоторые проблемы реализации правового режима оружия, находящегося на хранении в органах внутренних дел, подлежащего возврату собственнику, принудительной реализации или утилизации

Чашников Всеволод Александрович, начальник адъюнктуры

Уральского юридического института МВД России, кандидат юридических наук

e-mail: seva123@e1.ru

Пушкарев Артемий Леонидович, преподаватель кафедры криминологии и уголовно-исполнительного права Уральского юридического института МВД России,

e-mail: fortune79@mail.ru

Статья посвящена комплексному анализу проблем реализации правового режима оружия, находящегося на хранении в органах внутренних дел, подлежащего возврату собственнику, принудительной реализации или утилизации. В статье сформулированы рекомендации по практическому применению норм законодательства о принудительном отчуждении изъятого и конфискованного гражданского оружия, находящегося на ответственном хранении в органах внутренних дел.

Ключевые слова: оружие; органы внутренних дел; собственник; принудительная реализация; утилизация.

Some problems of realization of the legal regime of weapons stored in the internal to be returned to owner, enforcement or disposal

Chashnikov Vsevolod Aleksandrovich, Head of Postgraduate studies of the Ural Law Institute of the Ministry of the Interior Affairs of the Russian Federation, Candidate of juridical sciences

Pushkarev Artem Leonidovich, Senior Lecturer of the Department of Criminology and Penitentiary Law of the Ural Law Institute of the Ministry of the Interior Affairs of the Russian Federation

The article is devoted to the complex analysis of the problems of implementing the legal regime of weapons stored in the internal to be returned to owner, enforcement or disposal. The article formulates recommendations on the practical application of the legislation on compulsory alienation of seized and confiscated civilian firearms, in the custody of the Ministry of internal Affairs.

Key words: weapons; bodies of Internal Affairs; the owner; enforcement; disposal.

В процессе правоприменительной деятельности в сфере контроля за оборотом гражданского и служебного оружия в территориальных органах внутренних дел скапливается большое количество огнестрельного оружия, собственником (пользователем) которого органы внутренних дел не являются. К нему относится: оружие, изъятое у собственников органами внутренних дел за нарушение правил его оборота; оружие, конфискованное решением судебных органов за со-

вершенное правонарушение; оружие, изъятое в связи со смертью собственника; оружие, добровольно сданное в органы внутренних дел (найденное, бесхозяйное, отказное).

Количество такого оружия в одном субъекте Российской Федерации может достигать нескольких тысяч единиц, причем немалая его доля может находиться на хранении свыше одного года. В отношении названного оружия остро стоит вопрос его дальнейшей судьбы.

Статья 27 Федерального закона от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ «Об оружии»1 гласит, что порядок изъятия оружия и патронов к нему определяется Правительством Российской Федерации2.

В свою очередь, в ст. 235 Гражданского кодекса Российской Федерации3 сказано, что принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, предусмотренных законом, например, при отчуждении имущества, которое в силу закона не может принадлежать данному лицу (ст. 238 ГК РФ).

Из этого можно сделать вывод, что в нормах Закона об оружии и ГК РФ термины «изъятие» и «отчуждение» имеют различное значение и представляют собой описание действий, влияющих на правовой статус имущества.

Чаще всего отчуждение определяется как передача имущества в собственность другого лица, один из способов реализации собственником правомочия распоряжения. При этом отчуждение имущества может быть как возмездным, так и безвозмездным, добровольным и принудительным.

Отчуждение является разновидностью прекращения права собственности, противопоставленной случаям отказа от права собственности, гибели или уничтожения имущества и утраты права собственности. Отчуждение - это разновидность реализации правомочия распоряжения имуществом, оно охватывает юридический процесс переноса права собственности и фактическую передачу самого имущества.

Открытый перечень оснований изъятия оружия закреплен в ст. 27 Закона об оружии. Изъятие оружия и патронов к нему производится органами внутренних дел в случаях:

- грубого нарушения юридическими лицами лицензионных требований и условий производства, продажи, хранения или учета оружия и патронов к нему, а также незаконного изготовления, приобретения, продажи, передачи, хранения или перевозки огнестрельного оружия до принятия окончательного решения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

- ношения оружия гражданами, находящимися в состоянии опьянения, нарушения гражданами правил хранения, изготовления, продажи, передачи или использования оружия и патронов к нему, а также пересылки оружия до принятия окончательного решения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

- аннулирования в установленном порядке указанных в настоящем Федеральном законе лицензии и (или) разрешения;

1 Федеральный закон от 13 декабря 1996 № 150-ФЗ (ред. от

29 декабря 2015 г.) «Об оружии» // СЗ РФ. 1996. № 51. Ст. 5681 (далее - Закон об оружии).

2 Постановление Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 г. № 814 (ред. от 6 мая 2015 г.) «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации» // СЗ РФ. 1998. № 32. Ст. 3878.

3 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть 1) от

30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ // СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301

(далее - ГК РФ).

- смерти собственника гражданского оружия или смерти гражданина, имевшего на законном основании боевое или служебное оружие;

- ликвидации юридического лица, являющегося собственником оружия.

Изъятие оружия предусмотрено и при нарушении правил хранения, изготовления, продажи, передачи, использования оружия и патронов, а также пересылки оружия. Одновременно с этим закон требует произвести временное изъятие соответствующих лицензий или разрешений на оружие.

Аннулирование лицензии осуществляется при добровольном отказе от нее, смерти собственника оружия, судебном лишении гражданина специального права на владение оружием, аннулировании лицензии и (или) разрешения, возникновении обстоятельств, исключающих возможность получения лицензии и (или) разрешения, аннулировании охотничьего билета.

В указанных случаях изъятие осуществляется в порядке, установленном ст. 27 Закона об оружии, Правилами оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 г. № 8144, приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. № 1107 «Об утверждении порядка осуществления приема изъятого, добровольно сданного, найденного оружия, боеприпасов, патронов к оружию, взрывных устройств и взрывчатых веществ»5.

В ходе анализа вышеперечисленных нормативно-правовых актов можно выделить следующие признаки изъятия:

а) осуществляется специальными субъектами (органами внутренних дел, органами государственного контроля и надзора в области охоты, рыболовства и охраны окружающей среды, таможенными органами и иными органами);

б) осуществляется по специальным основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации, в частности при нарушении правил оборота оружия, смерти собственника и др. При этом может выступать либо в качестве принудительной меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, либо уголовно-процессуальной меры;

в) изъятое оружие и патроны к нему подлежат хранению в органе внутренних дел до решения компетентным органом (судом) или самим собственником (его наследником) их правовой судьбы.

Таким образом, под изъятием оружия следует понимать принудительное прекращение права владения оружием, осуществляемое уполномоченным государ-

4 Постановление Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 г. № 814 (ред. от 6 мая 2015 г.) «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации» // СЗ РФ. 1998. № 32. Ст. 3878 (далее - Правила оборота оружия).

5 Приказ МВД России от 17 декабря 2012 г. № 1107 «Об утверждении Порядка осуществления приема изъятого, добровольно сданного, найденного оружия, боеприпасов, патронов к оружию, взрывных устройств, взрывчатых веществ» // Российская газета. 2013. № 45.

ственным органом по основаниям, установленным законом, выступающее одним из элементов оборота оружия и направленное на предотвращение обладания и использования оружия лицом, не имеющим соответствующего специального права или допустившим противоправные действия, препятствующие дальнейшему владению оружием.

Близкие по смыслу определения представлены в научной литературе. Так, Р. В. Волянская определяет изъятие оружия как «принудительное отобрание оружия, которое в результате действий уполномоченных органов перестает находиться во владении собственника»1.

При изъятии оружия вещные права на него не изменяются и не прекращаются, происходит лишь ограничение правомочия владения и пользования таким оружием2. Изъявшие оружие государственный орган, Российская Федерация и иные лица имущественных прав на изъятое оружие не приобретают.

Изъятое оружие хранится в органе внутренних дел до момента окончательного решения по административному, уголовному или гражданскому делу. Разрешение правовой судьбы гражданского оружия и патронов к нему находится в компетенции суда, рассматривающего соответствующее дело. Возможные варианты распоряжения оружием установлены действующим законодательством. Это может быть конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения (ст. 3.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях3), конфискация орудий или иных средств совершения преступления, принадлежащих обвиняемому. Также не исключен случай возврата оружия и патронов их законному владельцу.

Порядок изъятия, установленный Правилами оборота оружия, не дифференцирует его в зависимости от основания изъятия, однако определяет его отдельные особенности, например для оружия, изымаемого в качестве вещественного доказательства по уголовным делам.

В п. 83 Правил оборота оружия перечислены признаки изъятого оружия, подлежащего уничтожению органами внутренних дел: техническая непригодность для эксплуатации, самодельная, или переделанная, или запрещенная к обороту конструкция. Однако Правила оборота оружия не предусматривают проведение технической экспертизы. Возникает вопрос: кто, в каком порядке принимает столь важное решение о наличии или отсутствии названных признаков? Кроме того, вызывает сомнение законность проведения экспертизы в отношении оружия, находящегося в законном обороте и изъятого в силу смерти собственника.

1 Волянская Р. В. Особенности правового регулирования отдельных действий при обороте гражданского оружия // Предпринимательское право. 2007. № 2. С. 35.

2 См.: Карпычев М. В., Пчелкин А. В. Практические аспекты реализации оружия, изъятого полицией у граждан // Научный портал МВД России. 2015. № 1. С. 66.

3 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (ред. от 30 декабря 2015 г.) (с изм. и доп., вступ. в силу с 15 января 2016 г.) // СЗ РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.

На наш взгляд, необходимо внести изменения в Правила оборота оружия, уточнив основания и содержание экспертиз, проводимых в отношении конфискованного и изъятого оружия.

Одной из важных проблем выступает определение момента начала течения годового срока, дающего органам внутренних дел право осуществить принудительное отчуждение оружия, изъятого в связи со смертью собственника.

Данный срок установлен в ч. 5 ст. 27 Закона об оружии и п. 1 ст. 238 ГК РФ. В Законе об оружии не указан момент времени, с которым связано начало течения данного срока, указано лишь основание изъятия оружия и помещения в ОВД на ответственное хранение - смерть собственника. В общей норме п. 1 ст. 238 ГК РФ предусмотрен годичный срок для отчуждения собственником имущества, которое не может принадлежать лицу на праве собственности. В специальной норме п. 3 ст. 238 ГК РФ предусматривается ситуация, когда в собственности лица оказывается имущество, требующее специального разрешения, а в его выдаче собственнику отказано. В этом случае имущество подлежит отчуждению в порядке п. 1 и 2 ст. 238 ГК РФ. При этом начало течения срока связано с моментом возникновения права собственности на такую вещь.

При наследовании имущества возникновение права собственности на него, как известно, имеет свои особенности. В частности, после открытия наследства установлен полугодовой срок для принятия наследства. По истечении этого срока право на имущество переходит к наследнику, однако моментом возникновения права собственности считается день открытия наследства. Фактически полгода имущество не имеет собственника, наследники лишены права им распоряжаться, получение разрешения на него связано с риском того, что они могут не стать его собственниками. Таким образом, фактически на распоряжение имуществом остается только половина года, а с учетом получения разрешения - еще меньше. Наследник не может начать процедуру получения разрешения ранее, чем получит свидетельство о праве на наследство. С момента получения такого свидетельства наследник (теперь уже собственник) оружия обращается за разрешительными документами. Получив отказ в их выдаче, он вынужден распорядиться своим оружием, но учитывая презумпцию в отношении момента возникновения права собственности при наследовании он уже «теряет» из-за установленных процедур, как минимум, семь месяцев.

В этой связи считаем правильным толковать положения ч. 5 ст. 27 Закона об оружии в части определения начала течения годичного срока с момента истечения шестимесячного со дня открытия наследства. Для устранения неоднозначности содержания данной нормы полагаем целесообразным внести изменения, прямо указав особый порядок исчисления данного срока.

Еще одной проблемой при наследовании оружия может стать отсутствие наследников гражданского оружия. Данная ситуация имеет место, когда отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать, или все наследники отстранены от наследования, либо ни-

кто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника. В этом случае наследуемое имущество считается выморочным. Гражданское оружие, входящее в состав такого наследства, в соответствии с абз. 7 п. 2 ст. 1151 ГК РФ, переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации.

Абзац 2 п. 1 ст. 1157 ГК РФ не допускает отказа от наследования выморочного имущества. Закон также не требует принятия такого имущества (абз. 2 п. 1 ст. 1152 ГК РФ). Это означает, что выморочное гражданское оружие переходит в собственность Российской Федерации независимо от желания должностных лиц, представляющих в гражданском обороте Российскую Федерацию, состояния и потенциальной рыночной стоимости оружия и иных обстоятельств. Выдача свидетельства о праве на наследство происходит в рассматриваемом случае в общем порядке. Оружие, оказавшееся выморочным, так же, как и иное оружие, изъятое в связи со смертью собственника, временно хранится в органах внутренних дел.

Таким образом, в ходе реализации функции по контролю за оборотом оружия органы внутренних дел столкнулись с проблемой переполнения хранилищ изъятым гражданским оружием, обращенным в государственную собственность или находящимся в собственности граждан, которые не предпринимают в разумный срок необходимых мер по устранению препятствий во владении оружием или мер по распоряжению им.

Существующие процедуры действий субъектов права в обозначенных ситуациях закреплены в гражданском и административном законодательстве. Их

полноценной реализации на практике препятствуют коллизии действующего законодательства, отсутствие нормативных актов, регулирующих отдельные вопросы распоряжения государственным имуществом, отсутствие устоявшейся правоприменительной практики. Попытки реализовать (уничтожить) оружие без учета предусмотренных гражданским законодательством правил оборачиваются предъявлением исков к органам внутренних дел. Отсутствует ясность по отдельным вопросам межведомственного взаимодействия в рассматриваемой сфере.

По этим причинам наиболее перспективным направлением разгрузки мест хранения оружия является работа по принуждению собственников оружия к принятию мер по получению разрешительных документов на него либо по распоряжению оружием, а также обращению оружия в собственность Российской Федерации с последующим его отчуждением или утилизацией (уничтожением).

Необходимо указать, что реализация скопившегося оружия, находящегося на ответственном хранении в органах внутренних дел, сможет дать дополнительные поступления в бюджет Российской Федерации.

Список литературы

1. Волянская Р. В. Особенности правового регулирования отдельных действий при обороте гражданского оружия / Р. В. Волянская // Предпринимательское право. - 2007. - № 2. - С. 33-35.

2. Карпычев М. В. Практические аспекты реализации оружия, изъятого полицией у граждан / М. В. Карпычев, А. В. Пчелкин // Научный портал МВД России. - 2015. -№ 1. - С. 66-73.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.