12. Уголовное дело № 1-292/2015 из архива Балаклавского районного суда г. Севастополя.
13. Уголовное дело № 2015117370/2016 из архива Керченского городского суда Республики Крым.
14. Уголовное дело № 1-277/2018 из архива Феодосийского городского суда Республики Крым.
15. Уголовное дело № 2014038646/2014 из архива Киевского районного суда г. Симферополя.
16. Уголовное дело № 2016027330/2016 из архива Центрального районного суда г. Симферополя.
17. Уголовное дело №2015027044/2015 из архива Центрального районного суда г.Симферополя.
18. Уголовное дело № 2016297494/2016 из архива Симферопольского районного суда Республики Крым.
References and Sources
1. Ugolovnyj kodeks Rossijskoj Federacii ot 13.06.1996 № 63-FZ (v red. ot 07.04.2020) // SZ RF. 1996. № 25. St. 2954.
2. Kodeks Rossijskoj Federacii ob administrativnyh pravonarusheniyah ot 30.12.2001 №195-FZ (v red. 24.04.2020)// SZ RF. 2002. №1 (ch.1). St. 1.
3. Federal'nyj zakon Rossijskoj Federacii ot 24.06.1999 № 120-FZ «Ob osnovah sistemy profilaktiki beznadzornosti i pravonarushenij nesovershennoletnih» (v red. ot 26.07.2019) // SZ RF. 1999. № 26. St. 3177.
4. Bryleva E.A. Diverciya v rossijskom i nemeckom ugolovnom prave // Vestnik Permskogo universiteta. YUridicheskie nauki. 2015. №1. S. 105-110.
5. Burlaka S.A. Neobhodim federal'nyj zakon o prinuditel'nyh merah vospitatel'nogo vozdejstviya // Rossijskij sledovatel'. 2015. № 15. S. 41-44.
6. Makarova S.A. Nekotorye aspekty primeneniya prinuditel'nyh mer vospitatel'nogo vozdejstviya v otnoshenii nesovershennoletnih // Voprosy yuvenal'noj yusticii. 2014. № 4. S. 21-24.
7. Minimal'nye standartnye pravila OON, kasayushchiesya otpravleniya pravosudiya v otnoshenii nesovershennoletnih (Pekinskie pravila), ot 10 dekabrya 1985 g.//SPS Konsul'tantPlyus
8. Portal pravovoj statistiki General'noj Prokuratury Rossijskoj Federacii. //http://crimestat.ru/social_portrait
9. Rekomendacii Komiteta ministrov Soveta Evropy ot 24 sentyabrya 2003 g. (2003) 20 «O novyh podhodah k prestupnosti sredi nesovershennoletnih i o znachenii pravosudiya po delam nesovershennoletnih». //SPS Konsul'tantPlyus
10. Rukovodyashchie principy OON dlya preduprezhdeniya prestupnosti sredi nesovershennoletnih (Er-Riyadskie rukovodyashchie principy) ot 14 dekabrya 1990 g.//SPS Konsul'tantPlyus
11. Sudebnaya statistika Sudebnogo departamenta pri Verhovnom sude Rossijskoj Federacii. Otchet № 12 http://cdep.ru/index.php?id=79&item=4894
12. Ugolovnoe delo № 1-292/2015 iz arhiva Balaklavskogo rajonnogo suda g. Sevastopolya.
13. Ugolovnoe delo № 2015117370/2016 iz arhiva Kerchenskogo gorodskogo suda Respubliki Krym.
14. Ugolovnoe delo № 1-277/2018 iz arhiva Feodosijskogo gorodskogo suda Respubliki Krym.
15. Ugolovnoe delo № 2014038646/2014 iz arhiva Kievskogo rajonnogo suda g. Simferopolya.
16. Ugolovnoe delo № 2016027330/2016 iz arhiva Central'nogo rajonnogo suda g. Simferopolya.
17. Ugolovnoe delo №»2015027044/2015 iz arhiva Central'nogo rajonnogo suda g.Simferopolya.
18. Ugolovnoe delo № 2016297494/2016 iz arhiva Simferopol'skogo rajonnogo suda Respubliki Krym.
ОСАДЧУК ОКСАНА АЛЕКСАНДРОВНА - аспирант Кубанского государственного аграрного университета им. И.Т. Трубилина, старший преподаватель Севастопольского экономико-гуманитарного института (филиал), Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского ([email protected])
ГРОШЕВ АЛЕКСАНДР ВАСИЛЬЕВИЧ - профессор кафедры уголовного права Кубанского государственного аграрного университета им. И.Т. Трубилина ([email protected]).
OSADCHUK, OKSANA A. - Ph.D. student, Kuban State Agrarian University named after I.T. Trubilin; Senior Lecturer, Sevastopol Institute of Economics and Humanities (branch), Crimean Federal University named after V.I. Vernadsky ([email protected]) GROSHEV, ALEXANDER V - Professor of the Department of Criminal Law of the Kuban State Agrarian University named after I.T. Trubilin ([email protected]).
УДК 343.34
селивановский д.о. о некоторых аспектах характеристики объективной стороны преступлений против общественной безопасности, связанных с нарушением специальных правил
Ключевые слова: преступление, объективная сторона, формальный состав преступления, материальный состав преступления, нарушение правил.
В материале проведён анализ признаков, характеризующих объективную сторону преступлений в сфере общественной безопасности, связанных с нарушением специальных правил. В статье определено, что ряд составов можно отнести к составам угроз, в которых не предусмотрено наступление общественно опасных последствий, однако, для квалификации, помимо деяния, необходимо создание угрозы наступления общественно опасных последствий. Отмечается, что все анализируемые составы преступлений являются бланкетными, то есть требуется обращение к иным нормативным правовым актам для уяснения их содержания. Также некоторые из них относятся к формальным составам, а некоторые к материальным. Отдельно следует указать на ст. 215 УК РФ, которую можно отнести к преступлению с «условно формальным» составом.
SELIVANOVSKY, D.O.
ON SOME ASPECTS OF THE CHARACTERISTICS OF THE OBJECTIVE SIDE OF CRIMES AGAINST PUBLIC SAFETY RELATED TO THE VIOLATION OF SPECIAL RULES
Keywords: crime, objective party, formal corpus delicti, material corpus delicti, violation of rules.
In the material carried out the analysis of signs characterizing the objective side of crimes in the area of public safety related to the violation of special rules. In the article determined that a number of corpus delicti can be attributed to the corpus delicti of threats, in which socially dangerous consequences are not envisaged, however, for qualification, besides the act, it is necessary to create a threat of socially dangerous consequences. It is noted that all analyzed corpus delicti are blank, that is, they are refer to other normative legal acts for clarify their content. Also, some of them relate to formal corpus delicti, and some to material ones. Separately, it should be indicated the art. 215 of the Criminal Code of the Russian Federation, which can be attributed to a crime with a "conditionally formal" corpus delicti.
Характеристика объективной стороны преступления чаще иных элементов состава преступления используется законодателем при установлении и описании уголовно-правового запрета. Преступления против общественной безопасности, связанные с нарушением специальных правил, не представляют исключения. Вопросам теории объективной стороны посвящено немало исследований. Среди них можно выделить работы теоретиков уголовного права - В.Н. Кудрявцева, Н.Ф. Кузнецовой, Г.В. Тимейко, М.И. Ковалаева, А.И. Бойко, В.И. Сахарова, Ю.Е. Пудовочкина. Вместе с тем, несмотря на большое количество работ, научно обоснованное и ясное решение многих вопросов, посвященных объективной стороне преступления, все еще не обеспечено [1, с. 5]. Объективная сторона преступления отражает внешнюю сторону общественно опасного деяния, поведенческие акты человека (группы людей при совершении преступления в соучастии): «объективная сторона - это акт человеческого поведения, выраженного вовне. По своим объективным признакам преступление представляет собой общественно опасное деяние, посягающее на охраняемый уголовным законом объект» [2, с. 59].
Законодатель использует признаки объективной стороны преступления для описания диспозиции конкретного состава преступления в Особенной части УК РФ. В зависимости от законодательной техники при описании объективной стороны преступления выделяют преступления с формальным составом и материальным составом (преступления с усеченным составом рассматриваться в рамках этой статьи не будут). Разница между ними проходит по набору признаков объективной стороны преступления.
Хрестоматийно признаками, которые характеризуют объективную сторону преступления с материальным составом, признаются общественно опасное деяние (действие и/или бездействие, в некоторых случаях и смешенное бездействие); общественно опасные последствия (преступный результат); причинная связь между действием и последствием.
В диспозициях преступлений с формальным составом законодатель для описания уголовно-правового запрета приводит исключительно характеристику общественно опасного деяния, при этом как бы вынося за «скобки квалификации» причинную связь и последствия.
Разница между характеристиками объективной стороны в преступлениях с формальными и материальными составами также обуславливает момент окончания преступления. Преступление с формальным составом считается оконченными с момента совершения общественно опасного деяния, а преступления с материальным составом с момента наступления общественно опасных последствий [3, с. 148-149], причинная связь и общественно опасные последствия преступления находятся за пределами уголовно-правового значения для квалификации формального преступления, но могут быть установлены следствием и судом и повлиять на назначение наказания.
Такие признаки объективной стороны преступления как: общественно опасное деяния (присутствуют как в преступлениях с формальным составом, так и в преступлениях с материальным составом преступления); причинная связь (материальные составы преступления) и общественно опасные последствия (материальные составы преступления) относятся к обязательным признакам объективной стороны преступления, а такие, как: время, место, способ, обстановка, средство, орудие и условия относятся к факультативным.
Анализ объективной стороны преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 215 УК РФ свидетельствует, что законодательная характеристика объективной стороны указанного преступления является уникальной, так как самого факта деяния не достаточно для квалификации по ч. 1 ст. 215 УК РФ, однако и наступление общественно опасных последствий так же для квалификации не требуется, что свидетельствует о том, что анализируемый состав преступления мы не можем отнести к преступлениям с материальным составом, также мы не можем отнести данный состав к так называемым «усечённым» составам преступления, так как «усечённые» составы преступлений предусматривают уголовную ответственность на более ранних стадиях, на стадии либо покушения, либо приготовления. Стадии приготовления на совершение преступления либо покушения на совершение преступления возможны лишь в умышленных преступлениях, а преступление, предусмотренное ст. 215 УК РФ, умышленным по определению, не является. В литературе отмечается, что преступление, предусмотренное ст. 215 УК РФ имеет состав реальной опасности, то есть для признания его оконченным требуется установить, что именно конкретный
факт создал реальную угрозу наступления смерти человека или радиоактивного заражения окружающей среды [4, с. 79]. Под радиоактивным заражением окружающей среды следует понимать вредное излучение, которое способно повлиять на здоровье человека, а также его генетический фонд.
Продолжая характеристику объективною стороны преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 215 УК РФ позволим себе предположить, что законодательно диспозиция анализируемого преступления сконструирована как преступление с «условно формальным» составом, то есть наступление общественно опасных последствий для квалификации не требуется, однако законодатель определил, что для квалификации по ч. 1 ст. 215 УК РФ должна быть создана реальная угроза для жизни человека либо угроза радиоактивного заражения окружающей среды. Исходя из выше сказанного следует понимать, что преступление считается оконченным с момента создания (возникновения) угрозы жизни хотя бы одного человека либо угрозы радиационного загрязнения.
Отметим, что в каждом конкретном случае возникновения угрозы жизни человека либо радиационного загрязнения окружающей среды необходимо проводить экспертизу, что послужило причиной возникновения такой угрозы, действия, связанные с размещением, проектированием, строительством или использовании объектов атомной энергетики, в том случае если угроза возникла в результате непреодолимой силы (например, землетрясение выше расчётных показателей), то вести речь о привлечении к уголовной ответственности по ст. 215 УК РФ нет оснований.
Анализ объективной стороны анализируемого преступления свидетельствует, что норма устанавливающая ответственность за нарушение правил размещения, проектирования, строительства или эксплуатации объектов атомной энергетики является бланкетной нормой, то есть для уяснения содержания нормы необходимо обратиться к иным нормативным и правовым актам, так отмечает, что изучение и сопоставление нормативных правовых актов в анализируемой сфере свидетельствует о наличии коллизий и противоречий [5, с.169]. Нормативные правовые акты принимаются Правительством Российской Федерации и иными органами исполнительной власти. Основным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере технологического и атомного надзора, безопасности при использовании атомной энергии (за исключением деятельности по разработке, изготовлению, испытанию, эксплуатации и утилизации ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения) является Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) [6].
Следует также указать, что преступление, предусмотренное ст. 215 УК РФ является уникальным составом преступления, так как место совершения преступления, связанного с нарушением порядка эксплуатации объекта атомной энергетики, совпадает с предметом этого же преступления. Объективная сторона преступления, предусмотренного ст. 216 УК РФ, является преступлением с материальным составом, в котором общественно опасные деяние, как конструктивный признак объективной стороны, характеризуется одним из альтернативных действий, а именно:
- нарушение правил безопасности при ведении горных работ (строительство и обслуживание шахт, карьеров, иных выработок, буровых станций и их оборудования);
- нарушение правил безопасности при ведении строительных работ (монтажные, бетонные, каменные, пусконаладочные и прочие строительные работы);
- нарушение правил безопасности при ведении иных работ (рекультивация земель, изменение, чистка фарватера и прочее).
Законодательной основой промышленной безопасности является Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», указанный закон определят «правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и направлен на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, к локализации и ликвидации последствий указанных аварий. Положения Закона распространяются на все организации независимо от их
организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории России. Понятие опасного производственного объекта определено в приложении к Закону. Законом установлено, что деятельность, связанная со строительством и эксплуатацией опасного производственного объекта, может осуществляться только на основании лицензии. Технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте, подлежат сертификации. Законом определены требования промышленной безопасности к проектированию, строительству и приёмке в эксплуатацию опасного производственного объекта, к его эксплуатации, требования по готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии» [7].
В качестве общественно опасных последствий преступления, предусмотренного ст. 216 УК РФ предусмотрено причинение тяжкого вреда здоровью человека либо крупного ущерба - сумма которого превышает пятьсот тысяч рублей.
Анализируя объективную сторону преступления, предусмотренного ст. 217 УК РФ мы можем отметить, что она, как и все иные составы по технике законодательного закрепления относится к так называемым бланкетным составам преступлений и отсылает к ранее упомянутом Федеральному закону «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».
Деяние как признак объективной стороны преступления, предусмотренного ст. 217 УК РФ характеризуется нарушением правил промышленной безопасности опасных производственных объектов, однако в ранее действующей редакции ст. 217 УК РФ эти правила конкретизировались и распространялись на обеспечение безопасности на взрывоопасных объектах или во взрывоопасных цехах.
Таким образом, конструктивный признак объективной стороны анализируемого преступления также характеризуется местом совершения преступления - промышленные объекты, обладающие опасным производством.
В ранее действовавшей редакции ч. 1 ст. 217 УК РФ, характеристика объективной стороны преступления была уникальной, так как законодатель при описании объективной стороны преступления использовал две формы характеристики объективной стороны состава преступления:
- он был «условно» формальным, при котором наступление общественно опасных последствий не требовалось, законодатель также, как и диспозиции ст. 215 УК РФ указывал на потенциальную угрозу, потенциальную возможность наступления вреда - если это могло повлечь смерть человека. Формулировка, которая используется законодателем в виде «могло повлечь смерть человека» включает, на наш взгляд, создание реальной угрозы причинения смерти без наступления различных последствий для здоровья человека - потерпевшего, так и причинение вреда здоровью, но в этом случае этот признак перестаёт быть «условно» формальным и становится материальным;
- материальный, в чистом виде, характеризуется наступлением общественно опасных последствий в виде - крупного материального ущерба.
В редакции ст. 217 УК РФ от 21 октября 2018 года законодатель убрал признак угрозы при описании объективной стороны преступления, закрепив объективную сторону преступления в виде материального состава, указав на наступление общественно опасных последствий в виде тяжкого вреда здоровью либо крупного ущерба.
Анализируя объективную сторону преступления, предусмотренного ст. 217.1 УК РФ, так же, как и остальные составы преступлений, которые устанавливают уголовную ответственность за нарушение правил безопасности, нужно признать, что она имеет бланкетный состав. С точки зрения законодательного закрепления объективная сторона преступления, предусмотренного ст. 217.1 УК РФ является материальным составом и характеризуется:
- деянием в виде нарушения требований обеспечения безопасности и антитеррористической защищённости объектов топливно-энергетического комплекса.
- общественно опасными последствиями, которые могут характеризоваться либо причинение тяжкого вреда здоровью человека (причинение лёгкого, либо среднего вреда здоровью состав преступления, предусмотренного ст. 217.1 УК РФ не образует) или причинением крупного ущерба.
- причинно-следственной связью между действиями и последствиями.
Объективная сторона преступления, предусмотренного ст. 218 УК РФ, так же как преступление, предусмотренное ст. 217.1, относятся к преступлениям: а) бланкетным; б) преступлениям с материальным составом.
Анализируя деяние преступления, предусмотренного ст. 218 УК РФ, отметим, что оно характеризуется рядом альтернативных действий, а именно: нарушением правил учёта; хранения; перевозки; использования; пересылке почтой или багажом предметов, указанных в диспозиции ст. 218 УК РФ. Нам представляется, что перевозка отличается от пересылки тем, что при пересылке виновное лицо утрачивает возможность контролировать предмет. Порядок хранения, учёта, перевозки, использования определяется различными нормативными правовыми актами основным, из которых является Постановление Правительства Российской Федерации от 12 июля 2000 г. № 513 «О мерах по усилению государственного контроля за производством, распространением и применением взрывчатых веществ и отходов их производства, а также средств взрывания, порохов промышленного назначения и пиротехнических изделий в Российской Федерации» [8]. Общественно опасные последствия преступления, предусмотренного ст. 218 УК РФ, характеризуются альтернативными общественно опасными последствиями, либо тяжким вредом здоровью, либо смертью человеку.
Объективная сторона преступления, предусмотренного ст. 219 УК РФ характеризуется нарушением установленных законодательством и иными нормативно правовыми актами Российской Федерации норм и положений в сфере пожарной безопасности, основными из которых является Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» [9]. Деяние, как признак объективной стороны преступления, предусмотренного ст. 219 УК РФ, может характеризоваться как действием, так и бездействием. Преступление, предусмотренное ст. 219 УК РФ, является общим по отношению к специальным преступлениям, которые устанавливают уголовную ответственность за нарушение специальных правил на специальных объектах, то есть дополнительной квалификации по ст. 219 УК РФ в случае нарушения установленных правил пожарной безопасности на объектах атомной энергетики не требуется. Ч. 1 ст. 219 УК РФ в виде общественно опасных последствий предусматривает причинение тяжкого вреда здоровью, а ч. 2 этой же статьи - смерть человека.
Проведённый анализ признаков объективной стороны преступлений в сфере общественной безопасности, связанных с нарушением специальных правил свидетельствует, что в большинстве исследуемые преступления относятся к бланкетным, то есть требуется обращение к иным нормативным правовым актам для уяснения их содержания. Также некоторые из них относятся к формальным составам, а некоторые к материальным. Отдельно следует указать на ст. 215 УК РФ, которую можно отнести к преступлению с «условно формальным» составом.
Литература и источники
1. Малинин В.Б., Парфёнов А.Ф. Объективная сторона преступления. СПб.: Изд-во Юридического института (Санкт-Петербург), 2004. 301 с.
2. Советское уголовное право. Общая и Особенная части. М.: «Юрид. лит.», 1975. 568 с.
3. Ермакова О.В. Классификация составов преступлений по особенностям конструкции объективной стороны: обоснование нового подхода // Вестник ВИ МВД России. 2014. №3. С. 148-152.
4. Чучаев А.И., Грачев Ю.В., Задоян А.А. Преступления против общественной безопасности: учебно-практическое пособие. М.: Проспект, 2014. 256 с.
5. Фазылоы Р.Р. Некоторые вопросы объективной стороны состава нарушения правил безопасности на объектах атомной энергетики // Актуальные вопросы экономики и права. 2007. № 1. С. 168-173.
6. О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору. Постановление Правительства РФ от 30.07.2004 № 401 (ред. от 23.11.2016). - URL: ttp://www.consultant.ru/document/Cons_doc_LAW_48768/0a5f1946632ba051 a7832c608583563e6cb6bf31/
7. О промышленной безопасности опасных производственных объектов. Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ. // URL: http://base.garant.ru/11900785/
8. О мерах по усилению государственного контроля за производством, распространением и применением взрывчатых веществ и отходов их производства, а также средств взрывания, порохов промышленного назначения и пиротехнических изделий в Российской Федерации. Постановление Правительства Российской Федерации от 12 июля 2000 г. № 513. // URL: // https://www.google.com/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=2&ved=0ahUKEwiY1d_gz0PSAhWCFSwKHc9yBSEQFg geMAE&url=http%3A%2F%2Fwww.gosnadzor.ru%2Factivity%2Fcontrol%2Facts%2Findustrial%2F4522.doc&usg=AFQjCNHJO SBaSNRX0c60cgFJmLNvSdsNRw&sig2=JF6709PIj6M-02gCE2bD5w&cad=rjt
9. О пожарной безопасности. Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ // - URL: http://base.garant.ru/10103955/
References and Sources
1. Malinin V.B., Parfyonov A.F. Ob"ektivnaya storona prestupleniya. SPb.: Izd-vo Yuridicheskogo instituta (Sankt-Peterburg), 2004. 301 s.
2. Sovetskoe ugolovnoe pravo. Obshchaya i Osobennaya chasti. M.: «Yurid. lit.», 1975. 568 s.
3. Ermakova O.V. Klassifikaciya sostavov prestuplenij po osobennostyam konstrukcii ob"ektivnoj storony: obosnovanie novogo podhoda // Vestnik VI MVD Rossii. 2014. №3. S.148-152.
4. Chuchaev A.I., Grachev Yu.V., Zadoyan A.A. Prestupleniya protiv obshchestvennoj bezopasnosti: uchebno-prakticheskoe posobie. M.: Prospekt, 2014. 256 s.
5. Fazyloy R.R. Nekotorye voprosy ob"ektivnoj storony sostava narusheniya pravil bezopasnosti na ob"ektah atomnoj energetiki // Aktual'nye voprosy ekonomiki i prava. 2007. № 1. S. 168-173.
6. O Federal'noj sluzhbe po ekologicheskomu, tekhnologicheskomu i atomnomu nadzoru. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 30.07.2004 № 401 (red. ot 23.11.2016). - URL: ttp://www.consultant.ru/document/Cons_doc_LAW_48768/0a5f1946632ba051 a7832c608583563e6cb6bf31/
7. O promyshlennoj bezopasnosti opasnyh proizvodstvennyh ob"ektov. Federal'nyj zakon ot 21 iyulya 1997 g. № 116-FZ. // URL: http://base.garant.ru/11900785/
8. O merah po usileniyu gosudarstvennogo kontrolya za proizvodstvom, rasprostraneniem i primeneniem vzryvchatyh veshchestv i othodov ih proizvodstva, a takzhe sredstv vzryvaniya, porohov promyshlennogo naznacheniya i pirotekhnicheskih izdelij v Rossijskoj Federacii. Postanovlenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 12 iyulya 2000 g. № 513. // URL: // https://www.google.com/url?sa=t&rct=j&q=&esrc= s&source=web&cd=2&ved=0ahUKEwiY1d_gz0PSAhWCFSwKHc9yBSEQFggeMAE&url=http%3A%2F%2Fwww.gosnadzor.ru%2Factivity%2Fc ontrol%2Facts%2Findustrial%2F4522.doc&usg=AFQjCNHJ0SBaSNRX0c60cgFJmLNvSdsNRw&sig2=JF6709PIj6M-02gCE2bD5w&cad=rjt
9. O pozharnoj bezopasnosti. Federal'nyj zakon ot 21 dekabrya 1994 g. № 69-FZ // - URL: http://base.garant.ru/10103955/
СЕЛИВАНОВСКИИ Д.О. - преподаватель кафедры специальных дисциплин Краснодарский университет МВД России. SELIVANOVSKY, D.O. - the Teacher, Department of Special Disciplines Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia ([email protected]).
УДК 343.341.2
гринько с.д.
к вопросу о предупреждении организованной преступности
Ключевые слова: преступные сообщества, тенденции развития преступности, латентность, профилактика, предупреждение, противодействие.
В статье рассматриваются тенденции развития организованной преступности в России, особенности противодействия ей на современном этапе развития. Проведенное исследование свидетельствует о необходимости комплексного решения проблем противодействия организованной преступности. Противодействие преступности на комплексной основе заключается не только в использовании всего разнообразия средств и методов правоохранительных органов в выявлении, пресечении, раскрытии и расследовании преступлений, но и проведение мероприятий по профилактическому воздействию на криминогенные факторы. Такой подход предполагает постоянный анализ изменений преступности и ее причин (как в целом по стране, так и в отдельных регионах), определение стратегии и тактики данного направления правоохранительной деятельности с учетом реальных социально-экономических, политических условий, состояния общественного сознания, правоохранительной системы и др.
GRINKO, S. D.
TO THE ORGANIZED CRIME PREVENTION
Keywords: criminal communities, crime development trends, latency, prevention, prevention, counteraction.
The article discusses the development trends of organized crime in Russia, the features of countering it at the present stage of development. The study indicates the need for a comprehensive solution to the problems of combating organized crime. Combating crime on an integrated basis consists not only in using the entire variety of means and methods of law enforcement agencies in the identification, suppression, disclosure and investigation of crimes, but also in carrying out preventive measures on criminogenic factors. This approach involves a constant analysis of changes in crime and its causes (both in the country as a whole and in individual regions), determining the strategy and tactics of this area of law enforcement, taking into account real socio-economic, political conditions, the state of public consciousness, the law enforcement system, etc.
Анализ состояния борьбы с организованной преступностью в современной России позволяет сделать вывод о том, что многие проблемы в указанной сфере связаны с нарушением принципа системности при организации данной деятельности. Во-первых, на сегодняшний день на существует нормативного акта о предупреждении преступности, как негативного массового явления, в котором были бы закреплены понятия уровня преступности, ее латентности, структуры, негативных последствий и перспектив борьбы с данным социальным явлением, вплоть до полного искоренения его как системного явления. Ввиду невозможности в полной мере реализовать последнюю задачу, в борьбе с многомиллионными преступлениями целесообразно законодательно закрепить ориентацию на некий «приемлемый уровень» [1, с. 278].
Как следствие, сегодня законодательно закреплены вопросы борьбы лишь с отдельными видами преступлений - составными частями преступности: коррупцией, терроризмом, преступностью несовершеннолетних, отмыванием преступных доходов, но нет закона о борьбе с организованной преступностью, о чем постоянно говорят криминологи. При этом в законах, посвященных отдельным видам преступлений, нет системы объектов, на которые должно быть направлено профилактическое воздействие. Например, Ф3-273 2008 года «О противодействии коррупции» основной упор делает на всевозможные меры, направленные лишь на часть субъектов